24.10.2011 8044

Юридическая природа и содержание конституционного права на образование

 

Современное понимание конституционного права на образование и его составных элементов неотделимо от анализа правовых характеристик, составляющих его юридическую природу.

В целях анализа юридической природы конституционного права на образование применительно к его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях, необходимо ответить на следующие вопросы относительно его основных юридических свойств:

- является ли оно основным (конституционным) правом;

- имеет ли естественно-правовой характер;

- какое место занимает в системе конституционных прав граждан;

- какое место занимает в структуре правового статуса личности.

I. Конституционное право на образование - основное (конституционное) право.

В современной юридической науке значительное место отводится дискуссии об особом статусе основных прав и свобод и их свойствах. Как

правило, многие ученые отождествляют основные и конституционные права, считается, что основными правами являются те, которые закреплены в конституции, основном законе государства. Однако, единства в этом вопросе не наблюдается.

Так, существует мнение, согласно которому институт основных прав и свобод человека и гражданина включает в себя не только конституционные права и свободы, но и общепризнанные права и свободы, закрепленные в нормах международного права (Билль о правах, Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия и др.) То есть основные права, являясь более широким понятием, чем конституционные, могут совпадать по объему с последними, если все общепризнанные права и свободы нашли отражение в данной конституции, как это можно наблюдать, по мнению Е. И. Колюшина, в российской Конституции. Ч. 1 ст. 55 Конституции РФ гласит: «перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Таким образом, Конституция РФ различает два понятия: основные права (перечисленные в Конституции РФ) и остальные общепризнанные права и свободы (в том числе международные). Из вышесказанного можно сделать вывод, что основными являются только те права и свободы, которые нашли свое закрепление в Основном законе, Конституции РФ.

В советский период истории России основные права и свободы понимались как «облеченное в юридическую форму концентрированное выражение наиболее значимых социальных благ, обеспечиваемых государством», как «юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную среду». При анализе основных прав и свобод большинство ученых (О.Е. Кутафин, Л.Д. Воеводин, В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашева и др.) традиционно исходят из их особой значимости для человека, общества и государства. Так, для человека основные права создают условия его достойного существования, для государства их гарантированность необходима для претворения в жизнь существенных функций данного государства как демократического и правового.

Среди наиболее существенных юридических свойств основных прав и свобод человека и гражданина выделяют следующие: непосредственное действие (ст. 18 Конституции РФ);

1. высшая ценность человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ);

2. повышенная степень государственной защиты (ст. 64 Конституции РФ) и обеспеченности государством (ст. 2 Конституции РФ);

3. особые основания возникновения;

4. неотчуждаемый, постоянно действующий, непрерывный характер (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

Все вышеуказанные свойства основных прав вытекают из их закрепления в Основном законе, Конституции РФ.

Конституция РФ в статье 2 провозглашает основные права и свободы человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Традиционно, данные характеристики признаются свойственными естественным правам человека. Тем не менее, понятия «основные права» и «естественные права» не тождественны. Естественные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения изначально и не требуют нормативно-правового закрепления. Естественные права становятся основными в силу их закрепления в Конституции РФ, а не наоборот. В число основных прав путем закрепления в Конституции РФ могут быть включены и права, не обладающие всеми свойствами естественных прав. Тем не менее, неотчуждаемый характер и принадлежность каждому от рождения остается характеристикой основных прав в силу их гарантированности Конституцией, а не в силу исключительно естественно-правового характера.

Конституционное право на образование является основным в силу закрепления в ст. 43 Конституции РФ. Ему присущи все перечисленные свойства основных прав.

Несмотря на то, что, по общему правилу основные права и свободы, закрепленные в Основном законе государства, носят характер объективных прав, основные права могут выступать и в качестве субъективных прав. Качество основных прав как субъективных закреплено в ч. 2 ст. 17, ст. 18, ст. 46 Конституции РФ. Как отмечают исследователи в области конституционных прав и свобод человека, «субъективное право есть предоставляемое кому-либо правопорядком правомочие требовать от другого лица определенных действий или отказа от действий». Следует отметить, что основные права приобретают характер субъективных посредством конкретизации соответствующих конституционно-правовых норм в текущем законодательстве, их реализация обеспечивается системой общих и специальных гарантий.

II. Триединая сущность конституционного права на образование.

Конституционное право на образование обладает свойствами, позволяющими отнести его к социальным, экономическим и к культурным правам человека.

В советское время право на образование относилось к культурным правам человека. Это объясняется тем, что тоталитарное государство нуждалось в доступе к самой личной сфере жизни человека: его духовной и культурной жизни. Наиболее массовым и мягким способом воздействия на данную сферу жизни могло быть только образование в силу его адресованности самым маленьким и восприимчивым гражданам. Школа пропагандировалась как «орудие коммунистического перерождения общества». Право на образование рассматривалось в качестве фундаментального права в сфере культуры, считалось, что образование открывает доступ к культурным ценностям своего и других народов, цивилизаций, гарантирует духовное развитие человека, способствует формированию у трудящихся высокого уровня общей и профессиональной культуры, способности к творчеству, и т. д. На современном этапе развития науки ряд авторов продолжают относить конституционное право на образование к категории культурных прав человека и гражданина.

Однако анализ современной юридической литературы показывает, что подавляющее большинство ученых относит конституционное право на образование к числу социальных прав и свобод. Такой концепции придерживаются, в частности, Е.И. Козлова и М.Г. Кириченко, М.Б. Смоленский, О.Е. Кутафин, А.А. Безуглов и Л.П. Беломестных, Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский и др. В пользу социальной составляющей конституционного права на образование говорит тот факт, что уровень образования во многом определяет социальный статус, степень социализации человека, а законодательно закрепленный и обеспеченный уровень обязательного образования является достижением социально-экономического развития общества. С одной стороны, обеспечение граждан определенным базовым уровнем образования является обязанностью государства, провозглашающего себя социальным, а с другой стороны существует так называемый «социальный заказ» на образование, или потребность общества в определенных специалистах, в определенном уровне образования.

Ряд авторов относят конституционное право на образование к социально-экономическим правам. Признавая конституционное право на образование одновременно и культурным, и социальным, следует отметить также наличие экономической составляющей. В пользу данного утверждения говорит признание за государством функций по созданию необходимых правовых, политических, материальных предпосылок для обеспечения поддержки личной инициативы человека в экономической сфере, к которой относится и негосударственное образование как отрасль экономики. Очевидно, что возможность выбора вида и формы образовательного учреждения (в том числе негосударственного) существует только в случае активной поддержки государством различных видов образования, различных форм собственности, различных видов организаций.

Особенно явственно экономическая составляющая конституционного права на образование проявляется при его реализации в негосударственном общеобразовательном учреждении. Так, конституционное право на образование (ст. 43 Конституции РФ) преломляется сквозь призму конституционных прав экономического характера, в силу которых возможно само существование негосударственного образовательного учреждения: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ), право каждого на свободный труд (ст. 36 Конституции РФ).

Таким образом, конституционное право на образование имеет комплексный характер и может быть отнесено и к социальным, и к культурным правам, а также содержит экономическую составляющую. Однако современные правовые реалии дают основание отметить превалирующий социальный характер конституционного права на образование.

III. К вопросу о принадлежности конституционного права на образование к естественным правам человека.

В юридической науке не сложилось единого мнения по вопросу признания за конституционным правом на образование естественно-правовой природы.

Большинство авторов относят конституционное право на образование к естественным правам человека (В.И. Шкатулла, Е.Д. Волохова, О.Е. Кутафин). Естественным правом считается то состояние свободы, которое не требует подтверждения со стороны государства, принадлежит каждому человеку от рождения вне зависимости от места рождения, социального положения, цвета кожи или любых иных факторов. С точки зрения естественно-правовой концепции прав человека, задача, обязанность государства не в наделении человека правами, так как они существуют с рождения, а в юридическом оформлении этих прав и их защите.

Однако, например, Е.И. Колюшин отмечает, что концепция естественных прав человека убедительно обосновывает природу только личных прав и свобод, которые исторически породили институт прав и свобод как таковой, так называемые права первого поколения, или «старые, основные права». По мнению А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина, Конституция РФ к естественным правам человека относит только личные права, а политические, социально-экономические, культурные и иные относит к правам позитивного характера. Как уже было показано выше, право на образование относится к социальным правам человека и гражданина, в связи с чем его правовая природа обусловлена рядом свойств, связанных с особенностями конституционно-правовой регламентации и реализации данной категории прав.

Основное свойство социальных прав человека вытекает из их принадлежности к группе прав «второго поколения прав человека», возникших в середине XX века под влиянием социалистических идей, движений, систем, получивших отражение в документах ООН о правах человека. Данное свойство можно обозначить как обусловленность, зависимость от социально-экономического развития государства.

Права первого поколения (личные и политические права и свободы), формулируются в безусловной форме, порождают соответствующие права и обязанности государства и обеспечены национальными и международными средствами правовой защиты. К тому же права первого поколения - негативны, то есть подразумевают защиту от вмешательства, в том числе со стороны государства, в осуществление личных (гражданских) и политических прав.

У социальных прав иная природа - для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу, а необходимо наоборот совершать активные действия, создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая бы позволила гарантировать провозглашенные права. Права второго поколения обычно выражаются в условной форме (программных положений, пожеланий, целей и идеалов для деятельности государства), ставящей их осуществление в зависимость от реальных возможностей экономики, условий развития социальной и духовной сферы жизни общества. Невозможно опровергать утверждение об обусловленности социально-экономических прав определенным уровнем развития государства и общества. Провозглашенное право на социальную защиту или бесплатную медицинскую помощь, например, без наличия реальной возможности его обеспечения со стороны государства окажется не более чем декларацией. И если личные права «безусловны» и основаны на морально-этических нормах, то права второго поколения прав человека отражают следующий, повышенный уровень потребностей человека, обеспечение которых требует повышенных гарантий государства.

Тем не менее, недопустимо сводить содержание права лишь к особенностям его реализации. Не существует более или менее значимых конституционных прав, по своему конституционному статусу они равны. Более того, данный принцип справедлив и на глобальном уровне. Так, Н. С. Бондарь отмечает, что «для международного права и для национальных правовых систем современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу». Поэтому речь должна идти не о большей или меньшей значимости социальных (социально-экономических) прав, а о необходимости повышенной их гарантированности государством.

Так, реализация конституционного права на образование требует от государства создания определенной системы образования, финансирования ее, поддержания и развития. Реализация права на образование в негосударственном образовательном учреждении в рамках государственного стандарта, невозможна без создания государством условий для функционирования подобных учреждений и наделения их полномочиями по организации обучения в соответствии с утвержденными стандартами и выдаче документов об образовании государственного образца.

Однако подобная обусловленность не исключает естественно-правового характера конституционного права на образование, а только подтверждает его неотчуждаемый характер, который обязывает государство создавать условия для гарантированной реализации данного права. Здесь невозможно не согласиться с Н. М. Коркуновым, который утверждал, что «по природе (в силу естественного права) человек может учиться бесконечно». Рассматривая право на образование в более широком смысле, в контексте права на развитие, необходимо признать за ним наличие естественно-правовой природы.

IV. Место конституционного права на образование в структуре правового статуса личности.

Конституционное право на образование является одним из элементов структуры генерального института основ прав и свобод личности. Ряд авторов выделяют среди конституционно-правовых институтов как совокупности конституционных норм, регулирующих сходные общественные отношения, институты особого рода - комплексные, генеральные институты. Генеральные институты объединяют значительный пласт конституционных норм, таковым является, например, генеральный институт основ прав и свобод личности, включающий в себя институты гражданства, прав и свобод человека и гражданина, институт конституционных обязанностей.

Такие комплексные институты также называют сложными, головными, многоотраслевыми или многосоставными, состоящими из простых, односоставных подсистем: подинститутов или субинститутов.

Наиболее обоснованной представляется система институтов конституционного права, предложенная В.О. Лучиным:

1. генеральные институты;

2. основные институты, выступающие в качестве важнейших структурных компонентов генеральных институтов;

3. субинституты - относительно самостоятельные образования в рамках основных институтов.

Таким образом, конституционное право на образование входит в структуру конституционно-правового института прав и свобод человека и гражданина, который в свою очередь принадлежит генеральному институту основ правового статуса личности, входящего в систему отрасли и науки конституционного права России. Конкретизированные в текущем законодательстве нормы Конституции РФ, закрепляющие конституционное право на образование, гарантируют его реализацию в негосударственном общеобразовательном учреждении. Таким образом, получение конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении является одним из способов его реализации, гарантированных государством.

 

Автор: Смирнова М.В.