24.10.2011 14003

Реализация конституционного права на образование. Понятие, формы, принципы, стадии

 

Следует различать такие понятия, как реализация конституционно-правовых норм, гарантирующих конституционное право на образование и реализация самого конституционного права на образование.

В теории права под реализацией норм права понимается «деятельность членов гражданского общества и государства, его органов по переводу действующих норм права в конкретные правоотношения». Реализация права представляет собой особую стадию правового регулирования. Как образно выразился А.С. Пиголкин, «реализация норм права есть процесс превращения юридических идеальных моделей в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений». Юридическая наука выделяет четыре основные формы реализации норм права:

1. соблюдение - воздержание от совершения запрещенных правом действий;

2. использование - осуществление предоставленных субъективных прав в виде дозволений или правомочий;

3. исполнение - совершение действий в пользу управомоченного лица;

4. применение - принятие компетентными органами государства и должностными лицами специального решения, которым на основе действующих норм права устанавливаются права и обязанности участников конкретного правоотношения.

Нормы конституционного права, закрепляющие основное право на образование могут быть реализованы в любой из вышеуказанных форм. При этом, если субъектами соблюдения, использования и исполнения данных норм являются граждане (физические лица), то в качестве субъектов применения данных конституционных норм могут выступать только уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления.

Так, каждый вправе использовать свое конституционное право на получение образования установленного уровня, каждый обязан соблюдать нормы, предписывающие воздерживаться от каких бы то ни было неправомерных ограничений данного права, все родители должны исполнить обязанность по обеспечению получения детьми общего образования. При этом уполномоченные органы государственной власти путем применения соответствующих норм права обеспечивают действующий механизм реализации конституционного права на образование.

В отличие от реализации норм конституционного права, закрепляющих конституционное право на образование, реализация гражданином самого конституционного права на образование представляет собой, по мнению Н.В. Витрука, «регламентированный нормами права демократический по своему содержанию и формам процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств». Таким образом, рассматриваемые понятия соотносятся как общее к частному, то есть, реализация конституционного права на образование представляет собой лишь частную форму реализации нормы права.

Еще в 1966 году С. С. Алексеев, изучая природу прав и свобод человека и гражданина, отметил, что «реализация прав и свобод может выражаться в форме фактического правообладания, пользования, распоряжения ими, или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения». Позднее, содержание данного понятия углублялось, что привело к следующему пониманию деятельности гражданина по реализации конституционного права: «гражданин как носитель этого права, осознает пределы его содержания, порядок реализации и другие необходимые условия, предусмотренные нормами права и другими социальными нормами, и превращает социальную возможность, закрепленную в праве - в действительность».

Следует отметить, что гражданин в данном случае рассматривается не как субъект права, а как его носитель, обладатель, что не раз подчеркивалось в научной литературе.

Как носитель конституционных прав гражданин, в процессе их реализации выполняет следующие последовательные действия: 1) принятие решения о конкретных путях и средствах претворения в жизнь конституционного права; 2) организация исполнения принятого решения; 3) само исполнение этого решения. В отличие от деятельности гражданина по реализации своего конституционного права, в деятельности правоприменителя (уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления) можно отметить следующие ступени реализации (применения) правовых норм:

1. установление общих признаков носителей прав и свобод, их правосубъектности;

2. установление соответствия конкретному фактическому составу нормы права;

3. толкование законов и иных нормативных правовых актов о правах и свободах;

4. восполнение пробелов в законодательстве, регулирующем правовые механизмы реализации прав и свобод;

5. выработка конкретного решения, охватывающего фактический состав юридического отношения;

6. обеспечение соблюдения прав и свобод.

Описывая механизм реализации конституционных прав человека и гражданина, В. О. Лучин упоминает такие обязательные элементы, как «разнообразные социальные и юридические факторы, формы, способы, условия и гарантии осуществления конституционных норм в соответствии с демократическими процедурами, принципами законности и социальной справедливости». Помимо указанных основных принципов реализации конституционных прав, можно выделить и ряд специфических принципов реализации конституционного права на образование в целом и в негосударственных общеобразовательных учреждениях в частности.

Систему принципов реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении можно представить следующим образом:

1. общепризнанные принципы международного права;

2. принципы государственной политики в области реализации конституционного права на образование;

3. руководящие положения и идеи, свойственные только правоотношениям в области реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении.

Общепризнанные принципы международного права в области образования представляют собой универсальные стандарты обеспечения каждым государством права человека на образование, выраженные в международно-правовых нормах. Эти нормы определяют направление развития образования в мировом сообществе, своего рода рамки, за которые государства не вправе выходить при построении собственной политики в области образования. Среди основных общепризнанных международных принципов реализации права на образование можно выделить следующие:

1. Запрет дискриминации при осуществлении права на образование.

Согласно Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, понятие «дискриминация» охватывает «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования». Примерами дискриминации в области образования может служить закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа, либо ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования, либо создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц: раздельное обучение для мальчиков и девочек, различие в праве доступа к образованию граждан данного государства и иностранных граждан.

2. Равенство возможностей в области образования.

Этот принцип реализации права на образование, являясь продолжением предыдущего, подразумевает «свободный и справедливый доступ к учреждениям системы образования на основании способностей каждого, без привилегий и дискриминации» и включает в себя требование о «соблюдении гендерного равенства в образовательном процессе» и обеспечении «во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинакового уровня образования и равных условий в отношении качества обучения». Приоритет сохранения национальной культуры и родного языка при организации образовательного процесса, построении системы образования, формировании образовательной политики государства. Государство берет на себя обязанность по возможности способствовать этой категории граждан выражать свои особенности и развивать свои культуру, язык, религию, традиции и обычаи, в том числе - изучать родной язык, обучаться на родном языке. Изучение, использование, преподавание родного языка ограничивается некоторыми условиями: осуществление этого права не должно мешать лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, понимать культуру и государственный язык и не должно подрывать суверенитет страны, а уровень образования в школах, преподающих родной язык меньшинств, не должен быть ниже общего уровня, да и посещение таких школ должно быть факультативным. Все вышесказанное в полной мере относится и к введению языкового компонента в негосударственных образовательных учреждениях в России.

3. Обязательность начального образования, общедоступность и бесплатность, по меньшей мере, начального и общего образования.

Международным сообществом принят минимальный стандарт - обязательное начальное образование. Как известно, «чем выше базовый уровень образования граждан, тем быстрее люди осваивают новые профессии, тем выше уровень экономического и социального развития государства». В России в настоящее время обязательный уровень образования превышает минимальный уровень обязательности образования, установленный международно-правовыми актами.

В международном гуманитарном праве можно также отдельно выделить систему норм, регулирующих правовой статус участников образовательных отношений: обучающихся, учителей, образовательного учреждения. Данные нормы можно отнести к условиям реализации права на образование.

Положения международных актов в области негосударственного образования сводятся к одному из аспектов права на образование: к свободе родителей и законных представителей выбирать по своему усмотрению вид учебного заведения для обучения детей. При этом такие нормы содержат указание на то, что негосударственные образовательные учреждения должны отвечать тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством.

Обеспечение вышеназванного права отдавать ребенка в негосударственное образовательное учреждение обусловлено, в первую очередь, признанием правомерности и организационным и правовым обеспечением создания и сохранения частных учебных заведений. При этом необходимо соблюдать требования Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования: создание или сохранение частных учебных заведений не будет являться дискриминацией только в том случае, кода их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени. В остальном вопрос о регулировании негосударственного образования в зарубежных странах решается в соответствии с национальным гражданским законодательством, а также в соответствии с нормами законодательства, определяющими порядок признания за негосударственным образовательным учреждением тех или иных прав и гарантий.

В рамках действующей национальной правовой системы России понятие «принципов реализации права на образование» не стоит смешивать с требованиями к образовательному процессу, что можно наблюдать в законодательстве некоторых стран СНГ. Аналогично, понятие «правовые принципы» следует отличать от понятия «принципы отрасли права», наличие которых считается некоторыми авторами одним из системообразующих признаков той или иной отрасли. Законодатель, по всей видимости, проявил осторожность в условиях существующего научного спора о признании образовательного права в качестве отдельной отрасли права. В соответствующей статье Закона РФ «Об образовании» закреплены не принципы образовательного права (по аналогии с гражданским, уголовным, трудовым и др.), а принципы государственной политики в области образования (ст. 2).

Подобный подход, на наш взгляд, расширяет ответственность государства за обеспечение реализации конституционного права на образование, поскольку государственная политика в области образования не всегда выражается в правовых нормах. Так, например, основные направления Приоритетного национального проекта «Образование», направленного на улучшение правового положения наименее защищенных участников образовательного процесса и поддержку наиболее перспективных образовательных учреждений, не носят нормативный характер, а утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.) Однако, мероприятия, проводимые в рамках данного Приоритетного национального проекта, основываются на постановлениях Правительства РФ, приказах Министерства образования и науки РФ и других нормативных правовых актах, положения которых носят общеобязательный характер. Подобный подход, таким образом, расширяет государственные гарантии реализации конституционного права.

Принципы государственной политики в области образования, закрепленные в ст. 2 Закона РФ «Об образовании», формируют исходные, основополагающие требования, которым должна удовлетворять деятельность как законодательной, так и исполнительной и судебной власти в процессе применения норм действующего законодательства, закрепляющих конституционное право на образование. Применительно к системе негосударственного образования в России, в условиях выполнения негосударственными общеобразовательными учреждениями государственно-значимых социальных функций, принципы государственной политики в области образования приобретают ряд существенных особенностей.

Так, например, принцип общедоступности и бесплатности образования в случае реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении проявляется в том, что государство не отказывается от своих обязательств по обеспечению получения гражданином образования на бесплатной основе, а делегирует их негосударственному образовательному учреждению. Принцип общедоступности и бесплатности образования обусловливает обязанность государства компенсировать негосударственному образовательному учреждению расходы по обеспечению реализации конституционных прав граждан на образование в рамках государственного стандарта обязательного уровня общего образования.

Принцип равенства прав граждан на образование, то есть осуществление права на образование каждым и наравне с другими лицами, равные возможности при получении образования данной ступени, основанные только на индивидуальных способностях каждого, в системе негосударственного образования сохраняет свое действие только применительно к реализации аккредитованным негосударственным общеобразовательным учреждением государственного стандарта общего образования. В остальном объем полученных знаний определяется выбором тех или иных дополнительных курсов, а также индивидуальными способностями каждого.

Конституционное право на образование реализуется в условиях свободы выбора: для обучающихся - уровня образования, образовательного учреждения, формы образования, для преподавательского состава - методик обучения, для образовательного учреждения - организационной структуры, формы управления, разработки учебных программ и др. Такой вывод можно сделать и исходя из анализа действующего законодательства. Так, ч. 4 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» гарантирует светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках концепции светского государства, которым Россия провозглашает себя в ст. 14 Конституции РФ. Светский характер образования основывается на свободе совести участников образовательного процесса. Область применения этого принципа - одна из самых дискутируемых в научной среде и широко обсуждаемых общественностью. Ряд общественных организаций выступают против клерикализации и милитаризации образования, обобщая эти тенденции попыткой навязать ребенку образ врага, в то время как школа, в соответствии с международными нормами, должна способствовать установлению мира и атмосферы терпимости. Поскольку законодательством РФ гарантируется светский характер образования только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ч. 4 ст. 2 Закона РФ «Об образовании»), негосударственные образовательные учреждения вправе вводить в учебные программы религиозную составляющую.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 1 Закона РФ «Об образовании», на негосударственные образовательные учреждения не распространяется запрет создания и деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений), что дает свободу введения политической и идеологической составляющей обучения в соответствии с потребностями обучающихся и в порядке, определенном законодательством РФ.

В целом, реализация права представляет собой процесс, состоящий из трех стадий: 1) уяснение (толкование) права; 2) формирование воли субъекта, связанной с желанием использовать предоставленное ему субъективное право; 3) вступление в конкретное правоотношение. Таким образом, правоотношение можно рассматривать как самостоятельную стадию реализации конституционного права на образование.

 

Автор: Смирнова М.В.