24.10.2011 11698

Образовательное правоотношение как стадия реализации конституционного права на образование в НОУ

 

Поскольку конституционное право на образование, будучи основным конституционным правом, может выступать и в качестве субъективного права, его реализация на стадии вступления гражданина в конкретное правоотношение с негосударственным общеобразовательным учреждением имеет ряд особенностей.

В. М. Сырых в монографии «Введение в теорию образовательного права» выделяет пять признаков правоотношения как компонента механизма правового регулирования в области образования. Правоотношения возникают и развиваются только на основе действующих норм права. Отношения, не урегулированные нормами права, не могут порождать юридически значимые последствия.

1. Правоотношение - это индивидуализированная связь, т.к. оно конкретизирует круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права.

2. В правоотношениях конкретная связь между участниками выражается через субъективные права и юридические обязанности.

3. Правоотношение представляет собой волевую связь, то есть возникают в результате волеизъявления, по крайней мере, одной стороны.

4. Правоотношение охраняется от нарушений государством в силу своего нормативного характера.

Вышеперечисленные признаки правоотношений в полной мере характерны и для правоотношений, возникающих в связи с реализацией конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении.

Любое правоотношение возникает и развивается только на основе действующих норм права. Как «не бывает прав без правоотношений», так и невозможно существование правоотношения вне правовых норм. Система российского права содержит в себе нормы, институты, отрасли. Таким образом, правоотношение всегда носит отраслевой характер, который определяется отраслевой принадлежностью преобладающих правовых норм.

Тем не менее, вопрос об отраслевой принадлежности образовательных правоотношений в настоящее время является дискуссионным. С одной стороны, данные правоотношения направлены на реализацию конституционного права на образование, то есть носят характер публичного правоотношения. С другой стороны, в отличие от традиционных способов возникновения публичных правоотношений, правоотношения по реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении возникают из договора возмездного оказания образовательных услуг, который носит гражданско-правовой характер.

Представляется, что рассматриваемые правоотношения, направленные на реализацию конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении, носят комплексный характер.

Основу образовательных правоотношений в целом составляют конституционно-правовые и административно-правовые нормы и правоотношения. В образовательных правоотношениях с участием государственных и муниципальных образовательных учреждений до сих пор преобладают методы административно-правового регулирования. Однако гражданин вступает в образовательные правоотношения с негосударственным общеобразовательным учреждением на основании гражданско-правового договора возмездного оказания образовательных услуг, в связи с чем можно утверждать, что именно сочетание методов правового регулирования частных и публичных отраслей права и составляет отличительную особенность правоотношений данного вида, а поиск оптимального баланса указанных методов правового регулирования становится необходимым условием обеспечения гарантий реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении.

В структуре правоотношения принято выделять четыре основных элемента: объект, субъекты, субъективное право, юридическая обязанность.

Объектами образовательных правоотношений выступают духовные блага, а именно знания, умения, навыки. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры обучающихся и их воспитание, что также представляет собой блага нематериального характера. Как отмечает В. В. Спасская, несмотря на то, что стороны вступают в образовательное правоотношение по поводу конкретной образовательной программы, их права и обязанности направлены не просто на реализацию данной программы, а на достижение конечного нематериального результата. Особенность объекта образовательных правоотношений состоит в том, что субъекты не могут, как правило, определять содержание обучения, которое обусловлено государственным образовательным стандартом. Освоение программ государственного образовательного стандарта завершается итоговой государственной аттестацией выпускников вне зависимости от типа, вида и формы собственности аккредитованного образовательного учреждения.

Образовательные правоотношения устанавливаются между обучающимися, их родителями, педагогическими работниками и образовательным учреждением - субъектами правоотношений. Полагаем, что субъектный состав правоотношений в области образования не совпадает с составом участников образовательного процесса, которые перечислены в п. 44 Типового положения об общеобразовательном учреждении: обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Это связано с тем, что в образовательном процессе можно выделить образовательные правоотношения (регулируются правом, в том числе и права и обязанности учителя и ученика) и педагогические отношения, которые правом не регулируются, а представляют собой комплекс учебно-методических действий.

Вышеуказанные субъекты можно классифицировать на два вида: индивидуальные субъекты, к которым относятся педагогические работники, обучающиеся, родители, и институциональные субъекты, к которым относится общеобразовательное учреждение.

Субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений определяются Конституцией РФ, законом, иными нормативно-правовыми актами, локальными актами негосударственного образовательного учреждения, договором возмездного оказания образовательных услуг, заключенного с родителями обучающегося или трудовым договором, заключенным с педагогическим работником, то есть в любом случае права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений вытекают из соответствующих норм права, гарантия реализации которых обеспечиваются государством.

Образовательные правоотношения характеризуются множеством связей. В целях систематизации образовательных правоотношений, предлагаем классифицировать данные правоотношения по следующим критериям.

1. По субъектному составу - правоотношения, возникающие:

- между  негосударственным общеобразовательным учреждением и педагогическим работником;

- между  негосударственным общеобразовательным учреждением и обучающимся;

- между негосударственным общеобразовательным учреждением и родителями обучающегося;

- между родителями обучающегося и самим обучающимся в части обязанности родителей обеспечить получение детьми обязательного уровня образования;

- между обучающимся и педагогическим работником в части прав и обязанностей субъектов в ходе осуществления образовательного процесса;

- между родителями обучающегося и педагогическим работником в части прав родителей на участие в обучении и воспитании ребенка, на защиту его прав и законных интересов.

2. По объему правового регулирования:

- регулируемые только действующим законодательством;

- регулируемые действующим законодательством и локальными правовыми актами негосударственного общеобразовательного учреждения;

- регулируемые действующим законодательством, локальными правовыми актами негосударственного общеобразовательного учреждения и двусторонним соглашением.

3. По формам реализации:

- Правоотношения, основанные на Договоре возмездного оказания образовательных услуг. Такой договор является юридическим фактом, из которого возникает данный вид правоотношений, и одновременно основной формой реализации образовательных правоотношений в сфере негосударственного общего образования. Договор возмездного оказания образовательных услуг опосредует правоотношения между родителями обучающегося и негосударственным общеобразовательным учреждением по обучению конкретного обучающегося по основной и/или дополнительной образовательной программе общего образования и является одной из форм непосредственной реализации конституционного права на образование.

- Правоотношения, основанные на трудовом договоре. Трудовой договор заключается негосударственным общеобразовательным учреждением с сотрудниками этого учреждения и опосредует наряду с иными локальными актами, определяющими правовой статус сотрудников, их права и обязанности как субъектов образовательных правоотношений.

- Правоотношения, вытекающие из Устава, правил внутреннего распорядка, иных локальных актов негосударственного общеобразовательного учреждения. Вышеуказанные акты определяют субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений в области негосударственного образования, конкретизируют правовой статус субъекта конституционного права на образование в данном негосударственном общеобразовательном учреждении.

Таким образом, образовательные правоотношения, реализуемые в негосударственном общеобразовательном учреждении, представляют собой существующий в рамках норм права особый вид общественных отношений по обеспечению реализации гражданином конституционного права на образование в рамках существующей системы образования, в целях полного и всестороннего развития личности, благосостояния общества и процветания государства. Указанные правоотношения регулируются нормами конституционного, административного, и гражданского права, при этом ядро правового регулирования образовательных правоотношений составляют нормы Конституции РФ.

Правоотношение, по меткому выражению Д.А. Керимова, - это «законодательство в действии. Оно характеризуется конкретной определенностью прав и обязанностей его участников». Основанием возникновения правоотношений всегда является юридический факт. Применительно к правоотношениям по получению общего образования в рамках государственного образовательного стандарта в негосударственном общеобразовательном учреждении, таким юридическим фактом является момент заключения договора возмездного оказания образовательных услуг. С этим же моментом связано и начало реализации конституционного права на образование в данном негосударственном общеобразовательном учреждении. Более того, договор возмездного оказания образовательных услуг можно рассматривать в качестве действенной юридической гарантии выполнения участниками правоотношений возложенных на них обязательств. Именно поэтому представляется необходимым подробнее остановиться на рассмотрении правовых характеристик данного договора, его особенностях и формах заключения и реализации.

Закон РФ «Об образовании» в ст. 46 прямо устанавливает договорной характер отношений между негосударственным образовательным учреждением и обучающимся, его родителями. Однако Закон не содержит ни правового определения подобного договора, ни указания на его отраслевую принадлежность, ни даже наименования. Возникающие на практике подобные вопросы зачастую приводят к нарушениям конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении, в связи с чем нуждаются в более четком правовом определении.

В науке и практике не существует единства мнений относительно наименования договора, определяющего права и обязанности сторон в области предоставления образовательных услуг.

Анализ договоров ряда негосударственных общеобразовательных учреждений Московской области, позволяет отметить разнообразие наименований договора. Образовательные организации для оформления отношений по обучению используют следующие виды договоров: договор об оказании услуг по организации обучения; договор об организации обучения на платной основе; договор об оказании образовательных услуг; договор о сотрудничестве НОУ и родителей обучающихся; договор о сотрудничестве участников образовательной деятельности и др.

Многообразие наименований договора, используемых на практике, свидетельствует о недостаточной степени правовой проработки данного вопроса на уровне действующего законодательства.

Закон РФ «Об образовании» не содержит указания на наименование или характер данного договора, в связи с чем, в подзаконных актах можно встретить, например, «договор об оказании платных образовательных услуг». Разработчики проекта Кодекса РФ об образовании предлагают в качестве наименования «образовательный договор», «договор предоставления платного образования». Вопрос корректного наименования договора рассматриваемого вида невозможно рассматривать в отрыве от вопроса его отраслевой принадлежности.

Отраслевая принадлежность договора возмездного оказания образовательных услуг является предметом научного спора на протяжении последнего десятилетия. В науке до сих пор не имеется единого подхода к решению данного вопроса.

Некоторые авторы (например, А.Ю. Кабалкин) до сих пор относят договор возмездного оказания образовательных услуг к отрасли административного права. В то же время в своем решении от 24 ноября 1999 года Коллегия Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства отмечает, что «оказание образовательных услуг на договорной платной основе базируется на иных правовых принципах, нежели предоставление бесплатного образования. Гражданско-правовой договор, заключаемый на оказание платных образовательных услуг между гражданином и образовательным учреждением, должен соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездных договорах на оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), федеральному законодательству об образовании и Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». Ряд авторов убеждены в принадлежности договора возмездного оказания образовательных услуг исключительно к отрасли гражданского права. Например, Т. В. Жукова в обоснование гражданско-правового характера договора возмездного оказания образовательных услуг приводит следующее:

1. отношения связаны с оказанием образовательных услуг на возмездной основе;

2. возникают между участниками гражданского оборота, которые обладают равенством, автономией воли, имущественной самостоятельностью;

3. стороны договора руководствуются принципами свободы договора, юридическим равенством сторон, правом на защиту методом гражданского права;

4. ответственность за нарушение договора носит гражданско-правовой характер.

По мнению В.М. Сырых, договор на обучение с оплатой стоимости не является ни гражданским, ни административным, ни смешанным (гражданско-административным), а принадлежит к комплексным институтам по вопросам гражданского права, формируемым в системе «образовательного права». Отрицая гражданско-правовой характер договора, В. М. Сырых приводит следующие доводы:

1. заказчику недостаточно просто оплатить услуги. Необходимо еще и овладеть определенными знаниями, умениями, навыками, активно посещать занятия, своевременно и успешно проходить промежуточную и итоговую аттестацию;

2. заказчик не может устанавливать свои требования к заказываемой «услуге». Объект образовательной услуги зависит не только от образовательного учреждения, но и от самого заказчика, активные действия которого являются непременным условием качественного образования;

3. образовательное учреждение может на основаниях, предусмотренных законом или договором, в одностороннем порядке отчислить обучающегося, не неся ответственности, предусмотренной ГК РФ.

Наиболее обоснованной представляется позиция В.В. Кваниной, которая утверждает, что договор возмездного оказания образовательных услуг является сложным институтом, сочетающим элементы гражданско-правового и административно-правового регулирования с преобладанием гражданско-правовых начал. В настоящей работе договор возмездного оказания образовательных услуг рассматривается как особый вид гражданско-правового договора с публичными элементами, в основе которого лежит конституционно-правовые нормы обязательности и гарантированности государством получения соответствующего вида образования.

Полагаем, что правовой природе договора, который является правовым оформлением отношений по получению общего образования в негосударственном общеобразовательном учреждении, в наибольшей степени соответствует наименование договора возмездного оказания образовательных услуг. Недопустимо квалифицировать данный вид договора как «договор обучения», или «договор об оказании услуг по обучению», поскольку понятия «образование» и «обучение» не совпадают. Результатом успешного прохождения общеобразовательной программы в негосударственном общеобразовательном учреждении является достижение определенного образовательного ценза, подтвержденного документом об образовании установленного образца. Образовательный процесс по образовательным программам общего образования, составленным на основании государственного стандарта общего образования, не ограничивается только обучением, а включает в себя также и процесс воспитания, социальной адаптации и развития способностей личности. Именно поэтому в наименовании договора целесообразно использовать слова «образовательные услуги», а не «услуги по обучению».

Однако п. 2 ст. 779 ГК РФ среди правоотношений, которые подлежат правовому регулированию по правилам главы 39 ГК РФ, называет именно услуги по обучению, а не образовательные услуги. Именно данная формулировка дала многим авторам основание для отрицания гражданско-правовой природы договора об оказании образовательных услуг на возмездной основе. На наш взгляд, понятию «услуги по обучению» в данной статье необходимо давать расширенное толкование, включая в данное понятие все услуги, связанные с обучением, в том числе и образовательные услуги по обучению и воспитанию детей в рамках государственного стандарта общего образования в негосударственных общеобразовательных учреждениях на возмездной основе. В противном случае, ограничившись лишь «образовательными услугами», Гражданский кодекс оставил бы за пределами правового регулирования целый пласт «услуг по обучению», результат которых не связан с достижением определенного образовательного ценза и (или) получения документа об образовании.

По нашему мнению, правоотношения, непосредственно вытекающие из оказания образовательным учреждением образовательных услуг на возмездной основе, являются гражданско-правовыми, так как субъекты данных отношений обладают юридическим равенством, имущественно обособлены и обладают автономией воли. При этом представляется возможным выделить существенную особенность договора возмездного оказания образовательных услуг: он также является основанием возникновения и административно-правовых отношений, связанных с обязанностью обучающихся по усвоению образовательной программы и соблюдению правил поведения, предусмотренных уставом и иными локальными актами образовательного учреждения.

Субъектный состав договора возмездного оказания образовательных услуг не совпадает с составом субъектов правоотношений, возникающих в связи с реализацией гражданином конституционного права на образование.

Субъектами вышеуказанного правоотношения являются четыре стороны: образовательное учреждение, обучающийся, родители обучающегося, педагогические работники образовательного учреждения. В то же время субъектами (сторонами) непосредственно договора возмездного оказания образовательных услуг является негосударственное общеобразовательное учреждение в лице уполномоченных органов управления и один из родителей (законных представителей) обучающегося.

Министерство образования РФ рекомендует оформлять правоотношения по оказанию платных образовательных услуг в форме трехстороннего договора с участием в правоотношениях, вытекающих из данного договора, обучающегося в качестве самостоятельной стороны (потребителя). Однако, по нашему мнению, недопустимо заключение трехстороннего договора возмездного оказания образовательных услуг по следующим причинам.

В негосударственном общеобразовательном учреждении обучаются по общеобразовательной программе дети от 6 до 16-17 лет, то есть не достигшие совершеннолетия и подпадающие под возрастную категорию несовершеннолетних или малолетних, но в любом случае лиц, не обладающих полной дееспособностью в соответствии со ст. 21, 26, 28, ГК РФ. Наделение малолетних правом самостоятельного участия в качестве стороны в сделке противоречит ст. 28 ГК. Перечень сделок, в которых малолетний вправе участвовать самостоятельно, исчерпывающий, и договор возмездного оказания образовательных услуг не содержит. В конструкции договора возмездного оказания образовательных услуг обучающийся может участвовать в качестве выгодоприобретателя, таким образом, договор возмездного оказания образовательных услуг приобретает характер договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ), оставаясь при этом двусторонним договором, при котором одна сторона - исполнитель (негосударственное общеобразовательное учреждение) обязуется оказать услуги по обучению, содержанию, воспитанию и реализации выгодоприобретателем (обучающимся) образовательных программ, а другая сторона (заказчик) обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

 

Автор: Смирнова М.В.