25.10.2011 6118

Социальная реабилитация осужденных как мера профилактики наркотической преступности в РФ

 

Важное место в профилактике наркотической преступности в нашей стране должна занять социальная реабилитация осужденных. В действительности освобожденный из мест лишения свободы человек сталкивается со множеством бытовых вопросов, которые в наше время не всякий правопослушный гражданин в силах решить.

В первую очередь, это, конечно, проблемы с трудоустройством и жильем. Однако при условии положительного решения этих основных вопросов устройства дальнейшей жизни на свободе, освобожденный из исправительного учреждения, несомненно, столкнется с огромными психологическими проблемами, к которым относятся такие, как адаптация к жизни на свободе, взаимоотношения с родственниками и знакомыми, коллегами по работе и ряд других, непредсказуемость возникновения которых порой даже трудно предугадать.

Здесь обязанность государства - помочь осужденному преодолеть указанные трудности. В противном случае - высока вероятность того, что осужденный опять займется противоправной деятельностью. Особенно это касается осужденных-наркоманов. «Социальная адаптация наркоманов, отбывших уголовное наказание, является одним из важнейших звеньев в предупреждении новых преступлений со стороны этой категории лиц, борьбе с рецидивом».

Огромное внимание должно быть уделено лечению хронических наркоманов, освободившихся из мест лишения свободы, отбывавших уголовные наказания за преступления, связанные с наркотиками. Однако данное лечение будет неэффективным без реабилитационного процесса. Следовательно, к освобождаемому осужденному должны быть применены меры не только медицинской, но и социальной, психологической помощи, которую обязаны оказывать соответствующие органы. При этом важно, чтобы помощь по трудоустройству, лечению и адаптации к нормальной человеческой жизни была оказана своевременно.

Сегодня согласно действующему законодательству трудовое и бытовое устройство освобожденных возложено на органы местного самоуправления, однако порядок этой работы, ее механизм законодательно не определены. Вследствие этого почти повсеместно она выполняется органами внутренних дел.

Действующее законодательство лишь в общей форме говорит об оказании содействия освобожденным в трудовом и бытовом устройстве. И причина здесь, по мнению А. Дробинина в том, что эти нормы включены в уголовно-исполнительное законодательство, главная задача которого - регулировать отношения при исполнении уголовных наказаний. Не определены порядок оказания содействия гражданам в трудовом и бытовом устройстве, компетенция государственных органов и организаций, права и обязанности освобожденных в связи с отбытием срока наказания, ответственность должностных лиц за неоказание помощи обратившимся к ним гражданам. Все это ведет к стихийности в социальной адаптации вернувшихся из мест лишения свободы. С мнением А. Дробинина трудно не согласиться.

Таким образом, назрела необходимость принятия Федерального закона, в котором были бы прописаны основные направления социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы, и который поднял бы названный вид общественных отношений на более высокий уровень.

Проект такого Федерального закона был разработан авторским коллективом ВНИИ МВД РФ, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ и в настоящее время находится в Государственной Думе РФ.

В нем определена компетенция представительных и исполнительных органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и общественных объединений по оказанию социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, а также и таких видов наказаний, как ограничение свободы и арест.

При этом важной особенностью проекта Федерального закона «О социальной помощи лицам, отбывшим наказание и контроле за их поведением» является то, что он предусматривает оказание социальной помощи лишь тем лицам, из числа освобожденных из мест лишения свободы, которые сами обратились за такой помощью.

Раздел II проекта целиком посвящен помощи лицам, отбывшим наказание. В нем специально указано, что, лица, нуждающиеся в оказании социальной помощи, имеют право на получение временного или постоянного жилого помещения, временной или постоянной работы, а также медицинской помощи.

Закрепляется положение, в соответствии с которым лица, не имеющие близких родственников и нуждающиеся в постоянном уходе в связи с возрастом или состоянием здоровья, имеют право на помещение в дома-интернаты, предназначенные для такой категории граждан.

В проекте указывается, что социальную помощь в каждом конкретном случае, должны оказывать специально создаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации комиссии по социально-правовой помощи лицам, отбывшим наказание.

В компетенцию таких комиссий будет входить: учет лиц, отбывших наказание и нуждающихся в социальной помощи; координация деятельности службы занятости, органов социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, а также общественных объединений по оказанию содействия названным лицам; определение квоты рабочих мест в государственных организациях для приема на работу лиц, отбывших наказание, нуждающихся в социальной помощи; заключение договоров с предприятиями негосударственных форм собственности о трудоустройстве граждан, отбывших наказание; предоставление в необходимых случаях жилых помещений для освобожденных из мест лишения свободы; организация центров социальной помощи, домов ночного пребывания для временного проживания и работы; создание фондов материальной помощи лицам, отбывшим наказание за счет отчислений из зарплаты осужденных к лишению свободы, а также из местного бюджета, добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественных объединений, религиозных организаций, отдельных граждан.

Очень важной позицией проекта, на мой взгляд, является норма, обязывающая государственные организации трудоустраивать лиц, нуждающихся в социальной помощи, в пределах квоты рабочих мест, которая должна определяться органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Наложение такой обязанности дает освобождаемым из мест лишения свободы гораздо больше шансов на трудоустройство после освобождения, чем сейчас. Кроме того, оговаривается также возможность заключения договоров между предприятиями и организациями негосударственной формы собственности и соответствующими органами государственной власти по трудоустройству таких лиц. При этом при решении социальных вопросов уже трудоустроенные освобожденные из мест лишения свободы граждане должны рассматриваться, как особо нуждающиеся в социальной защите.

В проекте значительно конкретизируются обязанности администрации учреждений, исполняющих наказание, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

Так в ст. 8 проекта говорится, что администрация учреждения, исполняющего наказание, должна не только уведомить органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о предстоящем освобождении, как это сделано в ст. 180 УИК РФ, но и поставить в известность органы социальной защиты о престарелых и инвалидах, нуждающихся после освобождения в помещение в дома престарелых и инвалидов, а также органы здравоохранения о больных, нуждающихся в стационарном лечении.

При этом все перечисленные службы и органы должны дать ответ о принятом решении учреждениям, исполняющим наказание, не позднее 15 дней со дня получения запроса.

Большие проблемы возникают у освобожденных с жильем. Несмотря на то, что за осужденными сохраняется право на занимаемую ими жилую площадь, часто получается так, что после выхода из колонии, освобожденные находят свою комнату или квартиру занятой. Ст. 12 проекта устанавливает, что при невозможности возвращения освобожденному прежнего жилого помещения, органы местного самоуправления обязаны предоставить ему другое жилье. Если же жилая площадь, принадлежащая осужденному, заселена временно, органы местного самоуправления должны обеспечить сохранность находящегося там его имущества. Тем же, кто не имеет жилой площади, в соответствии с проектом должно предоставляться место для временного проживания в центрах социальной адаптации, в общежитиях предприятий, где они трудоустроились, либо иное жилое помещение. Место для временного проживания в центрах социальной адаптации должно предоставляться также лицам, жилая площадь которых была временно заселена, до момента ее освобождения.

При необходимости постановки на учет в получении жилья, отбывшие наказание приравниваются к гражданам, нуждающимся в социальной защите.

Кроме регулирования вопросов, с жильем освобожденного, проект устанавливает также и обязанности службы занятости по оказанию помощи в трудоустройстве лицам, отбывшим наказание.

Направление службы занятости на работу, выданное в счет квоты рабочих мест, отбывших наказание, является обязательным для администрации государственных организаций. В проекте предусмотрено, что пособие по безработице и иная социальная помощь, а также право на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых службой занятости, предоставляется на общих основаниях с иными категориями граждан, признанными нуждающимися в социальной защите.

Существенным стимулом приема на работу лиц, освобожденных от наказания, является по проекту закона предоставление организациям, их трудоустроивших, льгот по налогообложению и другим платежам.

Отдельный раздел проекта посвящен контролю, за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, организация которого должна значительно повысить эффективность всей работы по ресоциализации осужденных.

Указанные мероприятия несомненно сыграют положительную роль при реабилитации осужденных наркоманов, так как указанная категория в силу присущей им склонности в непростых жизненных обстоятельствах «убегать» от реальной действительности путем употребления наркотиков представляет собой наиболее уязвимую и наименее защищенную часть освободившихся из исправительных учреждений.

Таким образом, принятие вышеназванного Федерального закона должно поставить социальную реабилитацию осужденных на более высокий уровень. Данное обстоятельство несомненно должно улучшить общую криминогенную обстановку в стране, и, в частности, значительно сократить как количество преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков, так и число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ.

 

Автор: Иванов С.А.