08.09.2010 25392

Как написать дипломную работу по логопедии

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 031800 - «Логопедия» определяет как одну из сфер деятельности специалиста научно-методическую, предполагающую овладение навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.

Важным звеном в подготовке будущего специалиста, владеющего этими навыками, является выполнение и защита дипломной работы по основной дисциплине предметной подготовки - логопедии. В процессе выполнения дипломной работы студенты расширяют, углубляют и систематизируют свои знания по специальности, имеют возможность интегрировать знания, полученные в ходе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общих математических и естественнонаучных дисциплин; общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки. У студентов формируется навык творческого и критического оценивания методологии науки, перспектив ее развития, определения круга актуальных проблем, умение анализировать и обобщать практический опыт работы коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

Работа над дипломным проектом способствует приобретению навыков проведения экспериментального исследования, владения методиками дифференциальной диагностики, профилактики и коррекции речевых расстройств у детей с проблемами в развитии, анализа, интерпретации и обработки полученных экспериментальных данных.

Диплом, являясь итогом научно-исследовательской деятельности за все годы обучения, представляет собой завершенное научное исследование. В дипломной работе находит выражение уровень квалификации студента, который в самостоятельном научном исследовании реализует полученные в вузе теоретические знания и полученные умения. Выполненная работа должна быть научным проектом, который вносит свой вклад в решение задач, имеющих существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Диплом должен представлять собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, обладающих внутренним единством. Полученные студентами результаты, предлагаемые решения проблемы дипломной работы должны быть строго аргументированы и критически оценены в сравнении с известными данными.

Тематика дипломных работ предлагается кафедрой и может быть уточнена с учетом научных интересов студентов, реальных условий выполнения экспериментального исследования. Диплом должен быть посвящен актуальным, недостаточно разработанным проблемам теории и практики логопедии.

Выполняемые дипломные работы могут носить фундаментальный, поисковый, прикладной и методический характер.

Написание дипломной работы предполагает тщательное изучение и анализ имеющейся литературы по проблеме исследования, что позволяет студенту дать глубокое обоснование проблемы, в которой он выражает свое отношение к рассматриваемым вопросам, критически оценивает различные точки зрения (аспекты) ее изучения, раскрывает в историческом плане динамику развития научных представлений по данной проблеме. Изучение литературы помогает составить концепцию об объекте исследования, разработать его логику и методику, а затем теоретически осмыслить собранный эмпирический материал. Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений. При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований.

Работы экспериментального характера направлены на разработку методики исследования в соответствии с целью и задачами дипломной работы, организацию и проведение эксперимента, анализ и обобщение экспериментальных данных, статистически достоверную обработку полученных результатов. Экспериментальное исследование может осуществляться на основе различных подходов (клинико-педагогического, психолингвистического, психологического, психолого-педагогического) и проводиться в форме констатирующего, обучающего или последовательно проводимых констатирующего и обучающего экспериментов. При выполнении дипломной работы экспериментального характера студент должен продемонстрировать знание и владение технологиями ведения исследовательской работы.

В дипломной работе прикладного или методического характера должны приводиться сведения о практическом использовании полученных результатов. Методические разработки по профилактике или коррекции нарушений речи у детей с проблемами в развитии должны быть направлены на совершенствование коррекционно-логопедического воздействия. В дипломе такой направленности научно обосновывается и раскрывается система логопедической работы по профилактике или преодолению различных форм речевой патологии; определяются цели, задачи, этапы и направления логопедического воздействия; приводится систематизированный речевой, дидактический материал, коррекционные упражнения, коррекционно-развивающие игры, которые могут быть использованы в практике работы специальных учреждений для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи.

 

1. Требования к содержанию и оформлению дипломной работы

 

Основными требованиями к дипломным работам по логопедии являются:

– актуальность избранной проблемы;

– научно-теоретическая значимость и новизна исследования;

– практическая значимость исследования;

– четкая формулировка объекта, предмета исследования, его цели, задачи и гипотезы;

– обоснование методов исследования;

– тщательный и глубокий анализ литературных данных по проблеме исследования;

– адекватная целям и задачам научно-обоснованная методика экспериментального исследования;

– комплексный подход к анализу и интерпретации полученных данных» иллюстрируемых примерами, таблицами, графиками гистограммами;

– достоверность результатов исследования, достигаемая использованием методик, адекватных задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием методов математической статистики;

– четкая структура дипломной работы (титульный лист, оглавление, введение, теоретическая, экспериментальная часть, заключение, список используемой литературы, приложение (при необходимости);

– должное оформление дипломной работы (научный язык, стиль изложения, орфография и пунктуация);

– самостоятельность студента как при выборе темы исследования, так и на этапах теоретического анализа проблемы и экспериментальной части работы;

– объем работы - не менее 70 страниц.

Дипломная работа должна показать знание предмета исследования, общую культуру и эрудицию соискателя, умение логично и аргументированно излагать материал, а ее оформление - соответствовать требованиям, предъявляемым к студенческой научно-исследовательской деятельности.

Дипломная работа включает в себя титульный лист, оглавление, основное содержание, список литературы, приложения.

Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению дипломной работы (образец оформления представлен здесь).

В оглавлении формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы (образец оформления представлен здесь).

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется объект, предмет, проблема исследования, его цель и задачи.

При определении проблемы исследования необходимо учитывать, что термин «проблема» часто употребляется в разных значениях. Он может употребляться как синоним практической задачи (например, проблема повышения эффективности логопедической работы) и для обозначения неизвестного в изучаемой области, требующего поиска новых знаний. Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Подходить к определению проблемы следует в соответствии с запросами практики и развития самой науки. Но и в том и в другом случае непременным критерием выбора проблемы является ее актуальность. Выявленная проблема находит отражение в теме исследования. В качестве темы исследования рекомендуется выбирать такие, которые представляют интерес для теории и практики коррекционной педагогики. В названии темы уже просматривается общий замысел исследования. Одна и та же тема может разрабатываться в соответствии с разными замыслами, и поэтому первым шагом в ее разработке является выделение предмета исследования из объекта.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования - совершенствование этого объекта.

Предмет исследования составляет новое в связях, структуре объекта, что привносится данным исследованием (В. С. Ильин).

Можно выделить несколько типов предметов исследования:

– предметы, которые ранее были достаточно изучены, однако в практике работы коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушениями речи появились новые педагогические ситуации, в которых эти предметы еще не изучались. В этом случае программа исследования предусматривает привлечение некоторых дополнительных знаний к существующему без его перестройки;

– предметы, которые не изучены, и их неизученность замедляет познание других компонентов объекта;

– предметы, которые предполагают исследование структуры сложившегося знания о коррекционно-образовательном процессе и ее совершенствование.

Приведем несколько примеров формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

1. Объект исследования - процесс понимания речевого сообщения
учащимися школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет исследования - средства и способы оптимизации процесса понимания речевого сообщения.

Проблема исследования - определение оптимальных путей, способствующих адекватному пониманию речевого сообщения учащимися с недоразвитием речи.

2. Объект исследования - особенности текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией.

Предмет исследования - содержание коррекционно-логопедической работы по формированию текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией.

Проблема исследования - определение наиболее эффективных условий формирования текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией.

Свою дальнейшую конкретизацию теоретический замысел находит на этапе уточнения цели и задач исследования.

Учитывая многоаспектность педагогического процесса, постановка цели исследования способствует конкретизации изучаемого объекта.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования.

 В качестве примера рассмотрим построение хода исследования, состоящего из определенных задач:

– определение темы, объекта, предмета, проблемы, цели исследования;

– изучение и анализ литературных источников с целью выделения неразработанных вопросов проблемы исследования;

– построение гипотезы;

– проверка гипотезы в эксперименте;

– оформление результатов;

– внедрение результатов в практику или их пропаганда.

Каждая исследовательская задача может быть решена по-разному. Ее конкретизация, особенно в эксперименте, основывается на специальной разработке проблематики исследования.

Планирование педагогического эксперимента включает в себя постановку задач и формирование гипотезы эксперимента, выявление этапов его проведения.

Особенность педагогического эксперимента состоит в том, что его данные в процессе апробации в существующем опыте коррекционно-развивающего обучения и восприятия получают проверку в педагогической практике, свидетельствуют о достоверности теоретических выводов и практической значимости.

Гипотеза исследования формируется в конце главы литературного обзора. Она является организующим и направляющим фактором первоначального этапа эксперимента, с позиции которого будет осуществляться исследование. В ней предположительно формулируются теоретические основы исследования. Под углом зрения гипотезы обобщаются данные эксперимента. Она направляет ход и предвосхищает результат исследования. Из гипотезы вытекает проект решения проблемы.

Например, в педагогическом эксперименте по выявлению особенностей формирования текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией можно исходить из следующего предположения: связные высказывания детей с экспрессивной алалией и детей с нормальным речевым развитием принципиально отличаются по структуре и организации. Учитывая целостное строение языка, многооперационность процесса текстообразования, логопедическое воздействие по формированию текстообразования необходимо осуществлять в процессе работы над языковыми операциями с учетом различных форм речи.

В основном содержании раскрывается состояние изучаемой проблемы (литературный обзор), определяются круг недостаточно разработанных вопросов, методы исследования, научно-теоретическое обоснование и содержание методики исследования, результаты исследования с количественным и качественным анализом полученных данных, с обобщениями и выводами; методические рекомендации на основе экспериментального исследования или научно обоснованная методика обучающего эксперимента и его результаты, подтверждающие эффективность проведенной работы; заключение и приложения.

В заключении дипломной работы представляются обобщенные итоги проведенного исследования, выводы, актуальные проблемы, требующие дальнейшей разработки.

Протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий представляются в приложении. Приложение может включаться в диплом или оформляться отдельно. В тех случаях, когда приложение оформляется отдельно, оно имеет самостоятельную нумерацию страниц.

Дипломная работа должна быть написана литературным языком, с сохранением правил русского языка, орфографии и стиля.

При изложении материала главы литературного обзора в тексте работы должны быть ссылки на авторов и используемые источники. При ссылке указываются либо фамилии авторов и год издания работы, на которую ссылаются, либо номер этой работы по списку используемой литературы. Например: «В ряде исследований отмечается...» (Н.И. Малофеев, 1985; Е.Н Мастюкова, 1985; Л.Б. Халилова, 1984, 1985, 1986) или «Проведенные исследования показали...» (12, 25, 64). В случае цитирования, ставятся кавычки и в конце приведенной цитаты в скобках указывается номер соответствующего литературного источника по списку и страница, откуда взят цитируемый текст, например (19. С. 27).

Все иллюстрации, графики, таблицы, помещаемые в тексте работы, должны быть пронумерованы (образец оформления представлен здесь).

Таблицы, представленные в работе, предваряют словом «Таблица», которое помещается в правый край строки. Если в работе содержится несколько таблиц, то они нумеруются арабскими цифрами. Таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание. В конце заголовка точка не ставится, например:

Таблица 3

Сравнительная количественная характеристика выполнения заданий на воспроизведение звуковой структуры слов детьми экспериментальной и контрольной групп

Список литературы составляется в алфавитном порядке и включает использованную в работе над дипломом литературу с соблюдением правил библиографического описания. Образец оформления представлен здесь.

 

2. Этапы выполнения дипломной работы

 

Диплом завершает обучение по образовательно-профессиональной программе по специальности «Логопедия».

После определения темы дипломной работы (которая формулируется совместно с научным руководителем) и утверждения ее на кафедре осуществляется работа по изучению литературных данных по проблеме исследования, определению объекта, предмета, цели и задач, научно-теоретических основ и содержания методики исследования. Проводится констатирующий и, если это предусмотрено целями и задачами дипломной работы, формирующий эксперименты и количественная и качественная обработка полученных результатов. По содержанию дипломный проект является научно-исследовательской работой высокого теоретического уровня, решает широкий объем теоретических и прикладных задач специальности.

Заключительным этапом является оформление дипломной работы, представление ее рецензенту и защита диплома. К защите представляется сброшюрованная рукопись, оформленная в соответствии с общепринятыми требованиями, предъявляемыми к научным работам, и получившая допуск к защите после обсуждения на заседании кафедры. Текст дипломной работы представляется на кафедру не позднее, чем за месяц до защиты. Дипломная работа по специальности подлежит обязательному рецензированию перед допуском к защите. Студент должен быть ознакомлен с рецензией до защиты дипломной работы, чтобы иметь возможность проанализировать высказанные в рецензии замечания и пожелания и ответить на них в процессе защиты дипломной работы. Дипломный проект представляется в государственную аттестационную комиссию до защиты со всеми документами (рецензией, при необходимости - письменным отзывом научного руководителя).

 

3. Процедура защиты дипломной работы

 

Защита диплома по логопедии проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. На этом заседании заслушивается краткий доклад автора дипломной работы (не более 15 минут), в котором он раскрывает актуальность избранной темы, излагает цель, задачи, предмет, проблему, гипотезу исследования, содержание методики исследования; приводит основные результаты и выводы по проведенной работе, определяет возможности использования полученных результатов в практике коррекционно-образовательных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи. После доклада заслушиваются отзыв научного руководителя, в котором оценивается не качество дипломной работы, а отношение студента к выполняемому исследованию, степень его самостоятельности, умение анализировать и обобщать данные литературы и экспериментального материала, и рецензия.

Членам Государственной экзаменационной комиссии и присутствующим на защите предоставляется возможность задать вопросы и выступить при обсуждении дипломной работы.

Окончательная оценка выставляется на основании отзыва научного руководителя, рецензии и выступления автора работы.

Оценка за дипломную работу предполагает учет уровня владения литературным и экспериментальным материалом по проблеме исследования, теоретической и практической значимости работы, новизны и достоверности полученных результатов, уровень эрудиции, научной и методической подготовки, качество оформления дипломной работы.

Результаты защиты диплома по логопедии определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания экзаменационной комиссии.

 

4. Критерии оценки дипломной работы

 

Оценка «отлично» выставляется, если дипломная работа по логопедии полностью удовлетворяет утвержденным для данного вида работ требованиям, как со стороны содержания, так и со стороны оформления.

С точки зрения оформления дипломная работа, оцениваемая на «отлично», должна быть выполнена аккуратно, написана научным языком, иметь четкую структуру (введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения), титульный лист, содержание и адекватные ему названия глав, параграфов, таблицы, графики, краткие содержательные выводы к каждой главе, т. е. в полной мере соответствовать требованиям к данному виду работ.

С точки зрения содержания дипломная работа, оцениваемая на «отлично», должна соответствовать определенным требованиям.

1) Во введении должна быть раскрыта актуальность темы исследования, ее новизна и значимость, четко определены объект, предмет, проблема исследования, его цель и задачи.

2) Основная часть дипломной работы должна быть представлена теоретической и экспериментальными главами. Автором дан глубокий анализ имеющихся в литературе исследований, прямо и косвенно посвященных изучению данной проблемы, определен уровень ее изученности в различных областях знаний, четко определена сущность изученного процесса, явления, его структура.

Экспериментальная часть, дипломной работы должна включать последовательно описанную методику исследования, разноплановую характеристику контингента, подробные описания полученных результатов, их научную аргументацию и четко сформулированные выводы. Данные экспериментальной части исследования должны быть представлены в виде графиков, таблиц, диаграмм и т. п.

Автор дипломной работы должен глубоко и всесторонне проанализировать имеющийся по данной проблеме опыт. Убедительно доказать эффективность предлагаемых путей, условий, приемов коррекции логопедического воздействия.

3). Заключение не должно повторять содержание глав, а представляет обобщение более высокого уровня, синтезирование всех полученных данных. В нем должны быть отражены итоги проведенного исследования, выявлено соответствие выводов его цели и задачам, доказана теоретическая новизна и практическая значимость исследования, определены перспективы дальнейшей разработки проблемы.

4) Список литературы - относительно полный перечень работ, посвященных изучению данной проблемы, как по общей, так и по специальной литературе. Список литературы следует оформлять в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

5) Приложение к диплому должно содержать образцы протоколов, анкет, стимульный материал, примеры ответов испытуемых, экспертных оценок, детские рисунки, творческие работы.

Оценка «хорошо» за дипломную работу выставляется, если требования, предъявляемые к оформлению или содержанию диплома, выполнены автором не в полном объеме, причем отступление от требований носит единичный характер. Например, в теоретическом анализе научной литературы автор недостаточно аргументирует отдельные положения и т. д.

Оценка «удовлетворительно» за дипломную работу выставляется в случае невыполнения автором ряда требований, как со стороны оформления, так и со стороны содержания. Например, актуальность темы раскрыта правильно, но теоретический анализ дан описательно, автор не сумел отразить собственной позиции по отношению к материалам современных психолого-педагогических исследований, ряд суждений отличается поверхностностью, слабой аргументацией, анализ экспериментальной работы дан описательно, в дипломной работе приведено множество примеров, выписок из протоколов, но не дана последовательная оценка проделанной работе с позиции теории и т. п. Кроме того, студентом не выполнены требования, предъявляемые к оформлению работы.

Оценка «неудовлетворительно» за дипломную работу выставляется в том случае, если исследование не удовлетворяет более половины требований, предъявляемых к оформлению и содержанию дипломной работы.

Если по результатам защиты дипломной работы выставляется оценка «неудовлетворительно», студенту предоставляется право повторной защиты переработанной дипломной работы в течение трех лет.

 

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. - 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 - Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 140 с.