15.10.2010 4301

Динамика образа-я у детей с хронической гастродуоденальной патологией в процессе медицинской и психологической реабилитации (М.В. Милейко)

 

На правах рукописи

 

МИЛЕЙКО Марианна Викторовна

 

ДИНАМИКА ОБРАЗА-Я У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКОЙ ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

 

Специальность 19.00.04 – медицинская психология

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

 

Санкт-Петербург 2009

 

Работа выполнена на кафедре медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

 

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Мамайчук Ирина Ивановна

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,  профессор Братусь Борис Сергеевич, кандидат психологических наук,  доцент Пятакова Галина Викторовна

 

Ведущая организация: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина.

 

Защита состоится 18 марта 2009 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д.212.232.22 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском Государственном Университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6, факультет психологии, ауд. 227.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М. Горького при Санкт-Петербургском Университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная д.7/9.

 

Автореферат разослан «___»____________2009

 

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор психологических наук, профессор В.Д. Балин

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Частота возникновения хронической гастродуоденальной патологии (ХГП) у детей неуклонно возрастает, диагностируется все более раннее начало ее возникновения. Хроническая гастродуоденальная патология, то есть язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, эрозивный гастрит и гастродуоденит - серьезное заболевание, сопряженное с болезненными медицинскими процедурами, строгой диетой, госпитализациями и существенно влияющее на качество жизни ребенка, на формирование его личности. Несмотря на различные лечебные медицинские мероприятия, эффективность лечения данного заболевания в значительной степени зависит от социальной ситуации развития ребенка и его психологических особенностей.

В психологии и медицине длительное время общепринятым считалось воззрение на язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, как на классическое психосоматическое заболевание, в этиологии и патогенезе которого несомненна значимая роль психосоматических факторов (Александер Ф., 2002; Ананьев В.А., 2006; Антропов Ю.Ф., 2006; Исаев Д.Н., 1996.; Кулаков С.А., 2003; Менделевич В.Д. 2005; Симаненков В.И., 2006 и др.). Взаимосвязь между психосоматическими факторами и конкретным заболеванием объяснялась с точки зрения одной из трех теорий: специфической теории Александера (Александер Ф., 2002), неспецифической теории (Селье Г.) и теории кортико-висцеральных связей (Павлов И.П., Быков К.М., Курцин И.Т.).

Однако в 1983 году B. Marshall и J. Warren была впервые показана роль микроорганизма Helicobacter pylori в возникновении поражения слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. К 1996 году в медицинском сообществе признана несомненная патогенетическая роль Helicobacter pylori в возникновении и развитии хронического антрального гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки - эти заболевания более не рассматриваются как психосоматические (Дмитриева Н.В., 1999; Кильдиярова Р.Р., Колесникова М.Б., 2005; Корниенко Е.А, 1999; Корсунский А.А., Щербаков П.Л., 2002; Григорян Т.М. с соавт., 2005; Сафронова Н.В., Жебрун А.Б., 1993 и др.). B. Marshall и J. Warren 25 ноября 2005 года получили Нобелевскую премию по медицине за открытие патогенной роли микроба как причины язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. В то же время концепция о микробной природе гастрита типа В и язвенной болезни не получила пока распространения в среде исследователей-психологов.

Учитывая современные данные о причине хронической гастродуоденальной патологии (ХГП), можно предположить, что ни характерологические особенности, ни особенности эмоционально-волевой сферы не могут считаться первичным патогенетическим фактором у больных с ХГП. Однако недооценка важности социальной ситуации развития и личностных факторов может негативно отразиться на медицинской и социальной реабилитации детей с ХГП. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов подчеркивается, что для эффективной реабилитации детей с ХГП важны не только особенности семейного воспитания, личностные характеристики (Исаев Д.Н., 2004; Вахрушева И.А., 2004; Эйдемиллер Э.Г., 2005), но и смысловая сфера личности ребенка, которая претерпевает существенные изменения под воздействием хронической болезни (Николаева В.В., 1995). В настоящее время особенности смысловой сферы больных с ХГП изучены недостаточно, не определено значение медицинской и психологической реабилитации в формирование Образа Я ребенка с ХГП. В связи с этим представленная тема исследования является актуальной.

Цель работы

Изучение Образа Я у детей, страдающих хронической гастродуоденальной патологией, и динамики его структурных компонентов в процессе медицинской и психологической реабилитации.

Задачи исследования

1. Изучить некоторые особенности смысловой сферы: Образа Я, «Реального Я» и «Идеального Я», а также самоотношения и самооценки у детей с хронической гастродуоденальной патологией и их родителей.

2. Проанализировать взаимосвязь родительского и детского Образа Я, «Реального Я» и «Идеального Я», самоотношения и самооценки.

3. Изучить вклад психосоциальных факторов в картину заболевания.

4. Изучить особенности структуры семьи детей с хронической гастродуоденальной патологией, выявить взаимосвязь между особенностями семейной структуры и течением заболевания.

5. Сравнить представления об Образе Я, «Реальном Я» и «Идеальном Я», самоотношение и самооценку у детей с хронической гастродуоденальной патологией и детей без хронической гастродуоденальной патологии (контрольная группа).

6. Оценить динамику Образа Я, «Реального Я» и «Идеального Я», самоотношения и самооценки у детей с хронической гастродуоденальной патологией в процессе медицинской и психологической реабилитации.

Объект исследования

Дети с хронической гастродуоденальной патологией в возрасте от 10 до 16 лет и их родители. Дети без хронической гастродуоденальной патологии в возрасте от 10 до 16 лет (контрольная группа).

Предмет исследования

Образ Я, «Реальное Я» и «Идеальное Я», самоотношение и самооценка с хронической гастродуоденальной патологией и их родителей, а также детей без хронической гастродуоденальной патологии и их родителей (контрольная группа).

Теоретико-методологические основания исследования

- Субьектно-деятельностный подход к исследованию психики человека, теоретические концепции Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л.

- Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского.

- Исследования смысловой сферы человека как «вершинной» сферы человеческого развития Ананьева Б.Г., Асмолова А.Г., Братуся Б.С., Выготского Л.С., Коржовой Е.Ю., Леонтьева А.Н., Леонтьева Д.А., Франкла В.

- Концепция болезни как аномального развития личности Зейгарник Б.В., Братуся Б.С., Николаевой В.В.

- Представления об Образе Я как о центральном образовании смысловой сферы человека Пантилеева С.Р., Столина В.В., Бернса Р.

Общая гипотеза исследования

Хроническая гастродуоденальная патология как длительное соматическое заболевание существенно влияет на формирование Образа Я, который может быть скорректирован в процессе медицинской и психологической реабилитации.

Материалы и методы исследования

Базовые методы психологического исследования: клиническое наблюдение, структурированная клиническая беседа, структурированный опрос, анализ истории болезни.

Экспериментально-психологические методики: Методика исследования самоотношения (МИС), Метод диагностики межличностных отношений (ДМО), Личностный дифференциал (ЛД), Метод опосредованного запоминания «Пиктограммы», Метод цветовых выборов (МЦВ) совместно с Цветовым тестом отношений (ЦТО), разработанный автором тест «Рисунок своего идеала».

Методы статистической обработки данных (сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента, метод углового преобразования Фишера). Данные были обработаны при помощи компьютерной программы STATISTICA 6.0

Методы анализа информации - качественный анализ, количественный анализ.

Достоверность исследования обеспечена теоретической обоснованностью основных методологических положений, опорой на современные научные данные, адекватностью методов исследования целям и задачам работы, корректностью применения методов математической обработки, углубленным качественным анализом, согласованностью данных с данными других исследователей.

Теоретическая значимость

Полученные данные позволяют углубить представления о генезисе и механизмах формирования смысловых образований в детском и подростковом возрасте у здоровых школьников и школьников с ХГП. В работе выделены психологические факторы, влияющие на течение хронической гастродуоденальной патологии, эффективность медицинской реабилитации.

Научная новизна диссертационной работы

- на основе комплексного клинико-психологического исследования выявлены психосоциальные факторы, негативно влияющие на течение ХГП у детей;

- на основе комплексного исследования Образа Я у детей с ХГП выявлены особенности его структурных компонентов;

- показаны изменения структурных компонентов Образа Я в медико-психологической реабилитации детей с ХГП;

- показана взаимосвязь психологических факторов и степени тяжести заболевания ХГП, а также сопутствующих заболеваний.

Практическая значимость

Результаты исследования могут быть использованы при создании психокоррекционных программ для сопровождения детей с ХГП, проходящих лечение в медицинских учреждениях. Модифицированная в рамках диссертационного исследования методика «Пиктограммы», разработанная А.Р. Лурия и стандартизированная НИИ им. Бехтерева, может быть использована как экспресс-диагностика смысловой сферы личности детей и подростков с соматической патологией.

Апробация диссертационной работы:

Основное содержание работы и полученные результаты исследования были доложены на заседании кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии СПбГУ.

Результаты исследования доложены на 7-ом Международном Славяно-Балтийском научном форуме «Санкт-Петербург - Гастро-2005» с 11 по 13 мая 2005 года - стендовый доклад; на Международной научной конференции «Проблема смысла в науках о человеке» (к 100-летию Виктора Франкла), 21 мая 2005 года в Москве - устный доклад «Некоторые особенности смысловой сферы у детей с хронической гастродуоденальной патологией»; на научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2005», 26 октября 2005 года в Санкт-Петербурге - устный доклад «Семья ребенка с хронической гастродуоденальной патологией».

Результаты диссертационной работы обобщены в десяти печатных работах, в том числе две в журналах, рекомендованных ВАК для публикации статей, с основными итогами диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Нарушения структуры Образа Я у детей с хронической гастродуоденальной патологией проявляется в существенном расхождении между «Реальным Я» и «Идеальным Я». «Идеальное Я» детей с ХГП внутренне противоречиво и рассогласовано.

2. Неблагоприятные микросоциальные условия жизни ребенка оказывают существенное влияние на тяжесть ХГП.

3. В большинстве семей детей с ХГП наблюдается неблагоприятный психологический климат, проявляющийся в конфликтных взаимоотношениях между всеми членами семьи, рассогласованном стиле воспитания, в инверсии гендерных ролей, формальном участии отца в воспитании ребенка.

4. В процессе медицинской реабилитации Образ Я у детей с ХГП становится менее противоречивым; уменьшается разрыв между «Реальным Я» и «Идеальным Я».

Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 160 страницах. Состоит из введения, обзора литературы, описания методов и объема исследований, двух глав результатов собственных исследований и их обсуждения, описания особенностей психологической реабилитации больных детей, выводов, списка литературы. Работа иллюстрирована 9 таблицами и 7 рисунками, содержит приложения. Библиографический указатель содержит 145 литературных источников, из них 5 на иностранном языке.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется его цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, выдвигаются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указываются формы и характер апробации результатов работы.

В первой главе представлен аналитический обзор публикаций отечественных и зарубежных авторов, связанных с темой исследования. В отечественной философской традиции сложилось три основных подхода к Образу Я человека: эмпирический (Челпанов Г.И.), экспериментальный (Бехтерев Н.И. , Корсаков С.С. , Ланге Н.Н., Сеченов М.И. , Сикорский И.А.) и религиозно-психологический (Соловьев В.С. , Бердяев Н.А. , Франк Л.С. , Бахтин М.М. , Мамардашвили М.К. ). Отечественная психологическая традиция изучения Образа Я и Я-концепции базируется на представлении о человеке, как субъекте собственной деятельности (Леонтьев А.Н. , Рубинштейн С.Л. , Ананьев Б.Г. , Выготский Л.С.). Подробную разработку проблемы самосознания, формирования «Я-Образа» и «Я-концепции» продолжили В.В. Столин и С.Р. Пантилеев (Столин В.В., Пантилеев С.Р.).

Проблематика Образа Я в зарубежной философской мысли разрабатывалась в рамках таких философских направлений, как феноменология (Гуссерль), экзистенциализм (Кьеркегор С., Хайдеггер М., Сартр Ж.-П., Камю А.), неомарксизм (Адорно Т., Хабермас Ю.), структурализм (Лакан Ж.). Теоретические концепции этих философов легли в основу разноплановых исследований Я-концепции.

Само понятие «Я-концепция» впервые ввел У. Джемс (Джемс У., 2001). В дальнейшем Я-концепцию исследовали Ч. Кули и Дж. Мид. Э. Эриксон (Эриксон Э., 1996) предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности. Феноменалистический подход в психологическом понимании Я-концепции предложил К. Роджерс (Рожерс К., 2002).

Обобщая взгляды У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида и Э. Эриксона, Бернс Р. определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, включающую убеждения, оценки и тенденции поведения. Под «Образом Я» Бернсом Р. (Бернс Р., 1986) подразумевается «описательная составляющая Я-концепции, а ту часть, которая связана с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют “самооценкой” или “принятием себя”». Это определение Образа Я в нашем исследовании используется как рабочее.

Современные воззрения на психосоматические заболевания базируются на следующих теориях: возникшей на основе конверсионной теории Фрейда теории эмоциональной специфичности Александера, неспецифической теории и теории кортико-висцеральных связей, опирающейся на учение И.П. Павлова (Павлов И.П., 1996).

Согласно теории Александера, любому психосоматическому заболеванию соответствует бессознательный внутриличностный конфликт, вызывающий тревогу, и, как ее следствие, вегетативную дисфункцию. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки это конфликт между потребностью в опеке и самостоятельностью (Александер Ф.).

В рамках неспецифической теории возникновение язвенной болезни объясняется генетической слабостью того органа, который страдает в результате поражения под длительным воздействием стрессора. Dunbar F. разработала концепцию профиля личности, связав психосоматические заболевания с различными типами (профилями) личности. Schur M. сформулировал концепцию «десоматизации и ресоматизации». Freyberger H. и Mitscherlich A. разработана концепция «утраты значимых для индивида объектов» («object loss») (Freyberger H., 1976, Mitscherlich A. 1953). Впоследствии было разработано учение об алекситимии - alexithymia (Sifneos P., 1973). Schulltz-Hencke H. представлял телесные функции в качестве языка органов, то есть осмысленных символизаций.

Исследования психосоматических заболеваний, проведенные в СПбМаПО, выделили группу подходов, названной В.А. Ананьевым «психологией здоровья» (Ананьев В.А., 2006).

Ариной А.Г., Николаевой В.В. , Тхостовым А.Ш. (Арина А.Г. , Николаева В. В. , Тхостов А.Ш. , 2006) разрабатывается теоретическая концепция психологии телесности.

В общепринятых психологических подходах к формированию Образа Я и к формированию психосоматической патологии источником влияния на ребенка считается семья и ее особенности (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Арина А.Г., Николаева В.В., Захаров А.И., Личко А.Е.).

Образ Я, как и другие составляющие Я-концепции, имеет такие структурные элементы, как «Реальное Я» и «Идеальное Я», а также «Зеркальное Я» («Я» глазами других). Поскольку значимость этих элементов Образа Я и их иерархия может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или под влиянием ситуации (Бернс Р., Джеймс У. , Кон И.С. , Пантилеев С.Р. , Соколова Е.Т. , Чеснокова И.И. , Захарова А.В. и др.), структурные элементы Образа Я ребенка с ХГП будут изменяться и под воздействием медицинской, а также комплексной медико-психологической реабилитации.

Во второй главе описываются материалы и методы исследования.

Всего в исследовании приняло участие 183 человека. Исследование проводилось в МУЗ ДГП № 8 Центрального района Санкт-Петербурга и пульмонологическом отделении ЛОГУЗ «Областная больница».

Основную группу составили 156 человек (78 пар «ребенок-родитель»), страдающих ХГП, ассоциированной с Helicobacter pylori.

Контрольную группу составили 27 детей, у которых при медицинском обследовании не было выявлено ХГП и других существенных нарушений здоровья, кроме аллергических реакций различной степени тяжести (вторая группа здоровья).

Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три этапа. На первом этапе, при поступлении детей в медицинские учреждения, параллельно с медицинским обследованием проводилась первичная беседа с ребенком и родителем, структурированный опрос, анализ данных структурированного опроса и анализ истории болезни.

На втором этапе до назначения медикаментозной терапии по показаниям пары «ребенок-родитель» из основной группы и дети из контрольной группы обследовались с помощью психологических методик.

На третьем этапе исследования дети из основной группы были разделены на две подгруппы: получивших только медикаментозное лечение (34 пары «ребенок-родитель») и прошедших не только медицинскую, но и психологическую реабилитацию в форме индивидуальной психотерапии (34 пары «ребенок-родитель»), и повторно обследовались с помощью психологических методик по окончании курса реабилитации.

В третьей главе излагаются результаты исследования, с последующим их обсуждением в четвертой главе.

В третей главе представлены результаты исследования психосоциальных факторов, особенностей Образа Я у детей с ХГП, а также динамики этих особенностей в процессе медицинской и психологической реабилитации.

Рис. 1. Состав семьи детей с ХГП

 

В результате исследования с помощью разработанных нами опросных карт, с учетом данных беседы, наблюдения и анализа историй болезни выявлены следующие психосоциальные факторы: снижение продолжительности грудного вскармливания (в 95% случаев менее 12 месяцев, в 65% случаев менее 6 месяцев), стесненные условия проживания (76% проживают в коммунальных квартирах либо в «родственных коммуналках»), нарушенную структуру семьи (в 95% случаев неблагополучные по своему психологическому климату).

 

Рис. 2. Взаимосвязь отцовского воспитания и количества хронических заболеваний у ребенка в экспериментальной группе 

Примечание: ряд 1 - отсутствие отцовской заботы; ряд 2 - формальное отношение отца; ряд 3 - эмоционально теплое отношение отца к ребенку в семье

 

В подавляющем большинстве семей (68%) отец не принимает участие в воспитании ребенка либо из-за разрыва отношений с семьей, либо из-за нежелания, в то время как в контрольной группе отцы проводят время с детьми в основном за «мужскими хобби» - рыбалкой, починкой машины.

Матери детей с ХГП ориентированы на контроль над состоянием здоровья и школьной успеваемостью. У большинства матерей наблюдалось признаки скрытого эмоционального отвержения по отношению к семье в целом и к своим детям в частности.

Во всех случаях ХГП сопутствуют два и больше хронических заболеваний: дискинезия желчевыводящих путей - у 98%, вегетососудистая дистония - у 85%, аллергические реакции различной степени тяжести - у 75%, явления резидуально-органического генеза - у 65%, нефропатии - у 40% обследованных. Тяжесть ХГП и большое количество сопутствующих заболеваний взаимосвязаны с участием отца в воспитании и стесненностью жилищных условий.

Рис. 3. Зависимость количества сопутствующих ХГП заболеваний от условий проживания.

 

По результатам проведенного исследования, дети с ХГП воспринимают свое «Я» как слабое, недостаточно уникальное и самобытное, ощущают меньшее самопринятие и имеют более ригидную Я-концепцию, представляют себя менее уверенными в своих силах, чем дети из контрольной группы. Качественный анализ результатов в парах «ребенок-родитель» позволяет отметить сходство детских и родительских профилей МИС, и взаимосвязь между показателями шкал «Закрытость», «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение»: чем выше показатели «закрытости», тем ниже показатели «внутренней конфликтности» и «самообвинения». У детей с ХГП и их родителей ярко выражена тенденция к формированию рассогласованного Образа Я - внешне социально желательного, но внутреннее наполненного неприятием, самообвинением, внутренними конфликтами.

Дети с ХГП по сравнению с контрольной группой оценивают себя как менее уверенных в себе, худших советчиков и организаторов; им менее свойственен стиль уверенного, независимого, соперничающего поведения. Более низкие, чем в контрольной группе показатели по октанту «властный - лидирующий» методики ДМО у детей с ХГП согласуются с показателями МИС по шкале «Самоуверенность»: дети характеризуют себя как менее волевых, доминирующих, соперничающих, уверенных в себе. В результате исследования у детей с ХГП по методике ДМО выявлены значимо более низкие значения, приписанные «Реальному Я», по факторам Оценки и Силы, чем у детей в контрольной группе: они меньше принимают себя, как личность, меньше удовлетворены собой, а также менее уверены в себе, менее склонны рассчитывать на собственные силы в преодолении трудностей, зависят от внешних обстоятельств и оценок.

У многих детей с ХГП по фактору Силы отмечаются особо низкие оценки своего «Реального Я» (в диапазоне от 1 до -3), свидетельствующие об астенизации и тревожности. По фактору Активности между «Реальным Я» в контрольной и экспериментальной группах не выявлено значимых различий, что говорит о том, что дети в обеих группах оценивают себя как в меру общительных, экстравертированных и эмоциональных.

Дети с ХГП представляют свое «Идеальное Я» более доминирующим и властным, чем дети из контрольной группы. Их представление об «Идеальном Я» противоречиво: эти дети хотели бы быть более недоверчивыми и критичными и одновременно более послушными, более агрессивными, упорными, и в то же время более дружелюбными, чем они представляются себе на самом деле.

Качественный анализ данных показывает, что родители детей с ХГП отмечают у «Идеального Я» прямо противоположные присущим «Реальному Я» качества. «Идеальное Я» у родителей и детей зачастую совпадает, и тем чаще, чем младше ребенок.

В идеальном представлении о себе ярко выражена стенический, агрессивный компонент, критическая настроеность по отношению к внешнему миру. Это указывает на наличие пассивной агрессии, которая проявляет себя в представлениях об «Идеальном Я»: упорном, властном, не боящемся противостояния. Дети с ХГП чувствуют себя заторможенными, астеничными и вялыми. Им хотелось бы преодолеть свое состояние и почувствовать себя сильнее и бодрее.

Большинство детей с ХГП и их родители (72%) представляют свое «Идеальное Я» менее активным, чем «Я реальное». Наибольшие статистически значимые различия выявлены между «Реальным Я» и «Идеальным Я» у детей с ХГП по факторам Силы и Оценки, а у их родителей по фактору Оценки методик ЛД и ДМО. По результатам разработанной автором исследования вспомогательной методики «Рисунок своего идеала», у детей с ХГП представления о своем идеале существенно отличаются от таковых в контрольной группе. Хотя фигуру человека изображают 63% обследованных (52% в контрольной группе), она зачастую имеет измененный масштаб, плохо прорисована на листе, лишена значительных деталей. Присутствуют даже несколько рисунков, где ребенок рисует себя с пустым кругом вместо лица. Сюжет присутствует только в 23% случаев (53% в контрольной), в 12% случаев изображена на листе одна голова. Рисунок четко выделяется на листе только в 10% случаев (91% в контрольной группе).

Как показали исследования, для пиктограмм детей с ХГП характерны значительные изменения графических характеристик (изменение нажима, штриховки, размера рисунка) отдельных пиктограмм в процессе обследования; формальное смысловое наполнение положительных понятий-стимулов («Мечта», «Надежда»); аффективно-насыщенное изображение понятия «Болезнь», как связанного с переживанием боли, ограничений, неприятных процедур.

Выделяется небольшая (15%) группа детей с ХГП, отмечающая одни и те же качества у своего «Реального» и «Идеального Я», даже после дополнительной инструкции. Для них характерны высокие баллы по шкале «Закрытости» МИС и высокие показатели по первому октанту ДМО: они могут быть охарактеризованы как замкнутые и властные, крайне склонные к реакциям пассивной агрессии. Сопоставив данные опросников с данными наблюдения и беседы, можно заключить, что эти характеристики формируются у них в ответ на ограничивающую гиперопеку, избранную их родителями в качестве воспитательного стиля. Реакции пассивной агрессии, свойственные таким детям, очень ярко проявляются при выполнении ими рисуночных методик: «Пиктограммы» и «Рисунка своего идеала».

У детей из контрольной группы не обнаруживается статистически значимых различий между «Реальным» и «Идеальным Я». В беседе эти дети подчеркивают, что нравятся себе такими, какие они есть, поэтому им не хотелось бы значительно меняться.

У группы детей с ХГП, у которых по данным опросных карт и историй болезни выявляются значительные эрозивные поражения слизистых желудка и пищевода, заражение острицами и лямблиями, отмечаются высокие показатели по факторам тревоги и фрустрации по данным методики МЦВ, а также «провальные» профили в методиках МИС и либо чрезмерно заниженные, либо излишне завышенные показатели в методиках ЛД и ДМО.

Совокупность данных, с учетом характера болезненного состояния, говорит о реакции на серьезное микробное поражение, вызванные данным поражением болевые ощущения, хроническую токсикацию, и, как следствие этой токсикации, астению и тревогу. Два типа ответов по ЛД и ДМО здесь наблюдаются, очевидно, потому, что у некоторых детей, преимущественно старшего возраста, в ответ на хроническое заболевание формируется не астеническая реакция, а реакция гиперкомпенсации.

После прохождения курса медицинской реабилитации у детей возрастают показатели Активности и Силы (по данным методики ЛД), уменьшается тревога и астения, возрастает самопринятие. Особенно ярко выражен этот эффект у детей со значительной степенью тяжести хронической гастродуоденальной патологии, с обширными эрозивными поражениями слизистых. Таким образом, медицинская реабилитация, устраняя причину состояния ребенка, а также давая опыт борьбы с болезнью, положительно влияет и на самоотношение.

В процессе медицинской и психологической реабилитации дети с ХГП начинают ощущать себя более настойчивыми, упорными и активными. Образ Я становится менее рассогласованным, установка на «социальную желательность» Образа Я становится менее актуальной как для детей с ХГП, так и для их родителей. Уменьшается разрыв между «Реальным» и «Идеальным Я»; в целом Образ Я становится менее противоречивым, приближаясь по своим средним значениям к данным контрольной группы.

 

ВЫВОДЫ

 

1. При изучении особенностей смысловой сферы детей с ХГП выявлен дисгармоничный Образ Я, что проявляется в расхождении между «Реальным Я» и «Идеальным Я», причем «Идеальное Я» детей с ХГП внутренне противоречиво и рассогласовано.

2. Родителям детей с ХГП, так же как детям, но в еще в большей степени, присущи рассогласованный Образ Я и двойственная самооценка. Анализ взаимосвязи родительского и детского Образа Я показал, что родители активно транслируют детям свои искаженные представления об «Идеальном Я», причем тем активнее, чем младше ребенок.

3. На тяжесть ХГП оказывает влияние такой психосоциальный фактор, как жилищные условия. Стесненные условия жизни приводят к более тяжелому течению ХГП и наличию большего количества сопутствующих заболеваний, связанных с основной патологией.

4. В семьях детей с ХГП обнаружены конфликтные взаимоотношения между всеми членами семьи, рассогласованность воспитания, инверсия гендерных ролей, что свидетельствует о неблагоприятном психологическом семейном климате. Формальное участие отца в воспитании ребенка является фактором, отягощающим течение ХГП и увеличивающим количество сопутствующих заболеваний.

5. Показано, что детям из контрольной группы, по сравнению с детьми с ХГП, присущи более высокий уровень самопринятия, меньшая рассогласованность «Реального» и «Идеального Я», более конкретное и эмоционально насыщенноепредставление о своем идеале.

6. В процессе медицинской реабилитации у детей повышается самопринятие, уменьшается тревога и астения, дети начинают оценивать свое «Я» как более сильное и активное.

7. В процессе комплексной медико-психологической реабилитации уменьшается разрыв между «Реальным Я» и «Идеальным Я», Образ Я становится менее противоречивым, повышается самооценка, возрастает уровень самопринятия. Полученные данные подчеркивают необходимость направленной психологической коррекции в рамках терапевтического процесса детей с ХГП для повышения эффективности лечения.

 

Статьи по теме диссертации:

  1. Предварительные результаты исследования самоотношения и Образа Я у детей с гастродуоденальной патологией // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга № 1-2, 2005, - Материалы 7-ого Международного Славяно-Балтийского научного форума «Санкт-Петербург- Гастро-2005». - с. М90.
  2. Совершенствование методики Хелик-тест // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга №1-2 2005, - Материалы 7-ого Международного Славяно-Балтийского научного форума «Санкт-Петербург - Гастро-2005». - с. М90-М91 (в соавторстве с Милейко В.Е., Ивановой С.Ю.).
  3. Некоторые особенности самоотношения, самооценки и семейной структуры у детей с хронической гастродуоденальной патологией // «Научная мысль Кавказа», материалы IV конференции гастроэнтерологов Южного федерального округа, 28-29 апреля 2005 года.
  4. Влияние семейной структуры на самооценку и самоотношение у детей и подростков с хронической гастродуоденальной патологией // «Среда обитания, образ жизни и здоровье»: материалы 38 научной конференции «Хлопинские чтения»/ под ред. А.П.Щербо и В.И. Филатова. - СПб.: изд. Дом МАПО. - 2005. - с. 292-294. (в соавторстве с Мельниковой И.Ю.)
  5. Применение методики «Пиктограммы» для диагностики изменений личностной сферы у больных с гастродуоденальной патологией // Здоровье семьи - ХХI век.: Материалы Х международной конференции. - Пермь: Изд-во ПОНИЦАА. - 2006. - с. 234-236.
  6. Семья ребенка с хронической гастродуоденальной патологией // «Ананьевские чтения - 2005»: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2005»/ Под редакцией Л.А.Цветковой. Л. М. Шипициной. - СПб.: Издательство С-Петербургского университета. - 2005. - с. 206.
  7. Динамика самооценки и самоотношения детей с хронической гастродуоденальной патологией в процессе медицинской реабилитации // Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион. Проблемы гастроэнтерологии юга России. Естественные науки. - Спецвыпуск. - 2007. - с. 254.
  8. Влияние медицинской реабилитации на Образ «Я» у детей с хронической гастродуоденальной патологией, ассоциированной с Helicobacter pylori// Здоровье семьи - ХХI век: Материалы ХII Международной научной конференции. Онкология - ХХI век: Материалы III Международной научной конференции.Часть II. - Пермь: Изд-во ПОНИЦАА., - 2008. - с. 34-35.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:

  1.  Изменение Я-концепции у детей с хронической гастродуоденальной патологией в процессе медицинской и психологической реабилитации // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 17 (43) В 2 частях: Аспирантские тетради. Ч. II. Педагогика и психология, теория и методика обучения: Научный журнал. - Спб:. - 2007. - с. 163-168.
  2.  Влияние медицинской и психологической реабилитации на Я-концепцию у детей с хронической гастродуоденальной патологией // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. Выпуск 1. - Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. - 2008. - с. 264-269.