04.11.2011 10920

Особенности организации учебного процесса на основе информационных технологий

 

Увеличение объёма информации, накопленных человечеством знаний требует усилий для их систематизации, генерализации (превращение разрозненных знаний в систематизированные и свёрнутые объёмы), чтобы уменьшить объём информации по сравнению с научной.

Важно учитывать, что нередко научные сведения не уточняют имеющиеся знания, а лишь излагают их на новом, более высоком уровне. Важно также учитывать, что далеко не всю информацию, появившеюся в науке, следует переносить в содержание образования [195, с. 66].

Каким образом следует отбирать знания? Какую роль в их усвоении могут сыграть информационные технологии?

Мировой опыт, современные исследования показывают необходимость следующих мер: усиление практической направленности содержания курсов естественно-научного цикла, изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности, использование заданий, проверяющих не память, а способность к различным видам деятельности, учёт знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников [132, с. 5].

Одним из наиболее интенсивно разрабатываемых в науке направлением, позволяющим решать вышесказанные задачи, является разработка методики применения средств компьютерной телекоммуникации. Известно, что эти средства позволяют обеспечить учебный процесс следующими мерами поддержки:

- подробными учебными и учебно-методическими материалами;

- обратной связью между преподавателем и обучаемым;

- доступом к источникам информации;

- обменом управленческой информации внутри системы обучения. Перечисленные возможности можно назвать дидактическими свойствами средств телекоммуникации [59].

При классификации дидактических свойств Интернета исследователи выделяют два основных класса свойств компьютерной телекоммуникации (КТК): свойства, связанные с технологическими возможностями, и свойства, связанные с применением компьютеров [132].

Свойства, связанные с телекоммуникационной основой КТК, это: скорость обмена информацией, пропускная способность, способы кодирования и сжатия информации, двухсторонний характер телекоммуникации (возможность диалога) и др.

Свойства, связанные с компьютерной основой КТК: возможность вставить в документ графическое изображение и гиперссылки; копирование расширенного текста из одной программы в другую; способность хранить, выдавать на печать и структурировать переданную и полученную информацию; способность осуществлять поиск информации и др.

Многообразие форм учебной работы, осуществляемой с помощью видеокомпьютерных систем, позволяет пользоваться аудио-видеоинформацией по-разному:

- использовать комплексное представление информации;

- вычленять необходимую в данный момент времени аудиовизуальную информацию и пользоваться ею как энциклопедической;

- осуществлять «манипулирование» информацией (совмещение видеоинформации от различных источников; наложение информации с экрана компьютера на видеоинформацию, совмещение ее с текстовой, графической).

Реализация вышеперечисленных возможностей видеокомпьютерных систем позволяет достичь определенных педагогических целей. К ним относятся:

- анализ, изучение комплексно представленной информации;

- осуществление вариативного подхода к предъявлению учебного материала;

- повышение уровня эмоционального восприятия учебной информации;

- повышение уровня мотивации обучения за счет осуществления разнообразных видов самостоятельной работы;

- возможность выбора тематики, вызывающей наибольший интерес у обучаемого.

Технология Мультимедиа - это совокупность приемов, методов, способов продуцирования, обработки, хранения, передачи аудиовизуальной информации, основанных на использовании технологии компакт-диска CD-ROM.

Мультимедиа-операционные среды, основанные на использовании технологии компакт-диска, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога.

Анализ различных пакетов программных средств, реализующих технологию Мультимедиа, а также мультимедиа-курсов, предназначенных для образовательных целей, позволил выделить возможности современных систем Мультимедиа:

- функционирование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью выбора кадра из библиотеки аудиовизуальных программ и «продвижения в глубь» выбранного кадра;

- выбор необходимой пользователю линии развития рассматриваемого сюжета;

- «манипулирование» (наложение, перемещение) аудиовизуальной информацией, представленной в различной форме, как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (следующего) экрана,

- контаминация аудиовизуальной информации, представленной в различной форме,

- реализация анимационных эффектов;

- деформирование визуальной информации, представленной в различной форме, по различным параметрам (например, увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

- дискретная подача аудиовизуальной информации: с разрывами, пробелами, возможностью исключения (дополнения) части информации и представления аудиоинформации по восходящему (нисходящему) звуковому тону;

- тонирование изображения - закраска определенным цветом или цветовым тоном большей или меньшой яркости или насыщенности определенного контура на изображении фигуры;

- фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрении «под лупой»,

- многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью сделать активной любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом -текст);

- демонстрация «изнанки» визуальной информации;

- демонстрация реально протекающих событий в реальном времени (в виде видеофильма).

Таким образом, возможности систем Мультимедиа позволяют интегрирование представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. При этом система обеспечивает возможность выбора по результатам анализа действий пользователя нужную линию развития представляемого сюжета или ситуации.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что педагогические цели использования технологии Мультимедиа определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышения мотивации за счёт применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повышения уровня эмоционального восприятия информации, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.

Существует несколько программ. Например, Дж. Скаидчра выделяет три типа обучающих программ: 1) закрепляющие; 2) наставленческие (направленные на усвоение нового знания, т.е. обучающие); 3) имитационные (с педагогическим моделированием). Дж. Чемберс и Дж. Шпрехер различают пять типов обучающих программ (стратегий обучения): 1) закрепляющие; 2) тестирующие; 3исследовательские; 4) с имитационным моделированием; 5) наставленческие [202, с. 81].

Однако у современных обучающих программ есть и недостатки: 1) обучающие программы не учитывают в полной мере индивидуальных особенностей учащихся; 2) большинство систем не может определить те пробелы умственной деятельности, которые обусловили затруднения учащихся; 3) большинство систем не может оценить оригинальность решения задачи обучаемым, его оптимальность. Для эффективного использования диалоговых систем в обучении нужны научные основы обучения, компьютерная дидактика, а также рост интеллектуальных возможностей компьютеров

В качестве еще одного существенного недостатка современных компьютерных обучающих систем необходимо отметить недостаточное использование всех возможностей современного персонального компьютера и компьютерных технологий, таких, например, как мультимедиа и технологии виртуальной реальности.

Актуальность проблемы использования компьютерной технологии обучения обусловлена все возрастающей информатизацией общественной жизни, а значит, и образования. Недостаточная разработанность компьютерных образовательных технологий в педагогической теории и практике и в особенности применения современных средств мультимедиа и технологии виртуальной реальности определили направление исследований в этой работе -обоснование и разработка применения средств мультимедиа и технологии виртуальной реальности в вузе [20].

И всё же, несмотря на указанные недостатки, компьютер - это эффективное средство обучения, позволяющее найти новые дидактические возможности:

- расширять возможности предъявления учебной информации;

- усиливает мотивации обучения;

- позволяет активизировать познавательный процесс, вовлечь всех учащихся в работу;

- позволяет качественно изменить и повысить эффективность контроля деятельности учащихся;

- развивает у учащихся навыки рефлексии собственной деятельности. Мы разделяем позицию А.П. Ершова, который выделяет следующие особенности организации учебного процесса на основе применения компьютера:

- компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, способствующим реализации деятельностного подхода к учебному процессу;

- будучи в состоянии принять на себя роль активного партнера с динамическим сочетанием вызова и помощи, компьютер тем самым стимулирует активность учащегося;

- программируемого компьютера в сочетании с динамической адаптируемостью содействует индивидуализации учебного процесса, сохраняя его целостность;

- компьютер - идеальное средство для контролирования тренировочных стадий учебного процесса;

- внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении «правил игры» в сочетании с принципиальной познаваемостью этих правил способствуют большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень;

- способность компьютера к построению визуальных и других сложных образов существенно повышает пропускную способность информационных каналов учебного процесса;

- компьютер вносит в учебный процесс принципиально новые познавательные средства, в частности, вычислительный эксперимент, решение задач с помощью экспертных систем, конструирование алгоритмов и пополнение баз знаний [64].

Организация учебного процесса с применением компьютера может осуществляться двумя способами: первый - без преподавателя (преподаватель может оказать эмоциональную поддержку), второй - преподаватель использует компьютер в качестве помощника - технического средства обучения.

Оба способа обеспечивают компьютеризацию процесса обучения. Такое обеспечение включает методическое, организационное и техническое обеспечение.

Ю.С. Брановский указывает на основные особенности познавательного и учебно-воспитательного процесса: «познавательный процесс имеет место лишь в том случае, когда система деятельности ученика (управляемая система) мотивирована с помощью целенаправленных воздействий системы деятельности учителя (управляющая система) и вследствие этого готова воспринимать знания. Эти две системы соприкасаются в процессе управления с помощью обратных связей. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе участвуют две самоорганизующиеся, самоуправляющиеся системы, каждая из которых включает во взаимодействие два уровня: учебной деятельности (информационной) и личностной. Функциональное управление начинается тогда, когда эти две системы приходят в движение и между ними образуются обратные связи на информационном и личностном уровнях. Отсутствие одного из уровней делает процесс управления невозможным» [28]. Компьютер дает выигрыш в качестве и времени усвоения учебного материала.

В широком наборе программных средств и информационных систем учебного назначения в последнее десятилетие все большее внимание привлекают инструментальные системы общего назначения, предназначенные для создания обучающих программ, а также гипертекстовые системы и гиперсреды [202, с. 49].

В отличие от традиционного обучения, программы с имитационным моделированием представляют новые, дополнительные возможности: моделирование позволяет снизить затраты на использование в учебном процессе дорогостоящих реактивов, материалов и оборудования (физика, химия, биология); моделирование позволяет за время одного занятия рассмотреть и проанализировать процессы, которые в реальной жизни занимают дни, недели, месяцы и годы (физика, биология, строительство, экология и т.д.); многие процессы микро- или макромира практически недоступны восприятию человека (строение атомного ядра, взаимодействие молекул, развитие галактик, трафики потоков информации в вычислительных сетях и т.п.), а использование моделей позволяет сформировать адекватное представление об исследуемом процессе [202, с. 67].

Особенности организации учебного процесса на основе информационных технологий выражаются и в специфике методов обучения, имеющего инновационный характер. Эти методы можно классифицировать по характеру коммуникации между обучаемым и преподавателем: методы самообучения; методы «один - одному», «один - многим»; «многие - многим».

В условиях актуализации роли самостоятельной работы особое значение приобретают методы автодидактики (самообучения). Если при традиционном обучении самообучение происходило посредством чтения печатной литературы, то теперь на первый план выходят такие средства, как компьютерные программы учебного назначения, электронные учебники, видеоматериалы, электронные журналы, интерактивные базы данных и др.

С точки зрения Ю.С. Брановского и А.С. Молчанова, студенты могут получить также доступ к прикладным программам в удаленных библиотеках программных продуктов. Такие прикладные программы доступны на целом ряде главных компьютеров. Internet обеспечивает стандартизованный протокол пересылки файлов (FTP - file transfer protocol), позволяющий получить копии прикладных программных средств, а основной функцией многочисленных и популярных BBS (систем досок объявлений) является обмен программными средствами.

Таким образом, в современном образовании существенное место занимает самообучение на базе развитых с помощью разнообразных средств образовательных ресурсов [32, с. 27].

Группа методов «один - многим» (лекция, консультация, урок, практическое задание) относится к традиционной системе обучения. Однако в условиях информатизации и традиционные методы приобретают новые возможности: например лекции могут распространяться по компьютерным сетям (элекции). Элекция может представлять собой не традиционный лекционный текст, а подборку статей или выдержек из них. Таким образом, традиционная лекция при использовании информационных и коммуникационных технологий может иметь следующие виды: аудио - и видеолекция, радио и телевизионная лекция, электронная лекция (элекция), лекция с использованием систем компьютерной и видеоконференцсвязи.

Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы и другие [32, с. 30].

Организация современного образования на базе информационных и телекоммуникационных технологий актуализировала необходимость обеспечения учебного процесса методическими материалами, подготовки образовательных текстов, что в свою очередь ведет к развитию образовательной среды.

Особенно остро встала проблема организации и структурирования учебной информации, заданий, упражнений.

Проблема эта решается сегодня, прежде всего, за счет установления гиперсвязей (гипертекста, гипермедиа технологии).

Средства гипертехнологий позволяют представить учебный материал в виде иерархической сети элементов.

Технологии гипермедиа позволяют организовать, структурировать и связать между собой различные элементы содержания образования, которые могут быть не только в форме текста, но и в форме неподвижных и движущихся изображений, речи, звука, видеороликов и т.д. Это предоставляет разработчикам содержания образования большие возможности организации педагогического процесса на качественно новом уровне.

Новым направлением, интегрирующим информационные технологии, является технология дистанционного образования.

Технология дистанционного обучения (ТДО) - это совокупность форм, методов и средств взаимодействия ЭВМ с обучаемым в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Предоставляет обучающемуся широкий спектр возможностей для индивидуального обучения, адаптированного во времени и пространстве, и обеспечивает наиболее благоприятные условия для занятий.

Информационно-образовательная среда представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов, взаимодействия аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Дистанционное образование является совокупностью информационных технологий, обеспечивающих: доставку обучающимся основного объема изучаемого материала; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения; предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала; оценку знаний и навыков, полученных обучающимися в процессе обучения.

Технологии дистанционного обучения строятся на фундаменте определенного содержания, аккумулируемого в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения и находящихся в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и делятся на три основные группы: аудиовизуальные средства (аудиокассеты, видеокассеты, видеодиски); компьютерные средства обучения (самообучающие компьютерные программы, электронные учебники, модели, видеопрограммы); печатный материал

Принцип модульности - один из системообразующих при проектировании содержания, структуры компьютерных программ учебного назначения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому обучающемуся полностью самостоятельно (или при «мягкой» поддержке преподавателя) добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством обучения служат так называемые учебные модули.

Можно выделить четыре сущностные характеристики модульной технологии обучения, заметно отличающие ее от других технологий:

1 Содержание обучения представляется в логически законченных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Важно, что эта цель определяет не только объем, но и уровень усвоения материала.

2 Общение преподавателя и обучающегося осуществляется путем индивидуального личного общения или через информацию, заложенную в модули.

3 Обучающийся в основном работает самостоятельно. При этом он учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это позволяет ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень усвоения знании, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.

4 Наличие учебных модулей (распечатанных и выданных каждому обучающемуся) позволяет преподавателю индивидуализировать работу с каждым обучающимся, целенаправленно, «мягко» и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости оказывать ему дозированную помощь [50, с. 5-6].

Важно понимать природу взаимодействия традиционных и инновационных технологий.

Их не следует разрывать, разделять, а тем более противопоставлять. Более целесообразный путь - интеграция традиционных и инновационных информационных технологий.

При этом информатизация образования может дать необходимый эффект при условии, что создаваемые и внедряемые технологии не станут инородным элементом в традиционной системе педагогической деятельности, а будут гибко интегрированы в нее, органично сочетаясь с традиционными технологиями обучения.

Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю для достижения дидактических целей применять как конкретные вилы учебной работы, так и любой их набор, т.е. проектировать обучающую среду. Ориентированные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с новыми знаниями и технологиями.

Дополнительные дидактические возможности обеспечиваются такой разновидностью моделей, как игровые задачи, поскольку возникающее при этом общение становится одной из форм самовыражения личности в пределе информационного взаимодействия с компьютером и коллегами.

Известно, что обучаемый с первого раза запоминает лишь четверть услышанного и треть уведенного, при комбинированном воздействии на слух и зрение - половину, а при вовлечении обучаемого в активные действия (например, при использовании интерактивных мультимедиа-технологий), доля усвоенного может составить 75%.

В условиях недостаточного финансирования целесообразно реализовать «островную» информатизацию образовательного процесса, что означает: - выделение в системе образования ключевых организационных, учебных, социальных и управленческих структур, допускающих интегральную информатизацию и способных служить «островами», с которых может начаться более широкая информатизация образования;

- организацию и обеспечение в этих подструктурах процесса системной интеграции информационных технологий;

- создание и поддержку условий, обеспечивающих (по принципу цепной реакции) распространение процесса разработки, развития и использования информационных технологий с «островов» информатизации на всю систему образования.

Комплекс задач и заданий при проектировании обучающей среды должен соответствовать следующим требованиям:

1 Место каждой задачи должно определяться с учетом теоретического материала, информационно обеспечивающего возможность его решения.

2 Каждому содержанию профессиональной деятельности должен быть найден наиболее целесообразный прием имитации: упражнение, решение ситуационной задачи, деловая игра, индивидуальное задание на практику и т.д.

3 Задачи, входящие в состав модели, должны отражать наиболее существенные стороны профессиональной деятельности [88].

Для дистанционного обучения через Интернет наиболее приемлемой формой обучения является опора на самостоятельную работу обучающихся, с заранее подготовленными и переданными в их распоряжение учебными материалами. При этом телекоммуникационное общение задейству-ется для текущего процесса преподавателем, его коррекции при необходимости, консультирования обучаемых по возникающим вопросам на всех этапах обучения, для взаимодействия с партнерами по обучению.

Современный преподаватель может использовать информационные ресурсы Интернет по следующим направлениям:

1 самообразование, изучение опыта коллег в других городах и странах. Подготовка к тематическим семинарам по методике в рамках внутриучрежденческого повышения квалификации. Косвенно это повышает общий уровень подготовки преподавателей;

2 подготовка конспектов и дидактических материалов по новым темам и новым курсам, углубление содержания традиционных курсов;

3 внеклассная работа учащихся при подготовке рефератов, докладов по индивидуальным творческим заданиям;

4 тестирование знаний обучаемых по отдельным предметам или разделам курсов. В том числе тестирование по тестам централизованного тестирования [194].

Один из наиболее продуктивных методов, позволяющий интегрировать новые информационные и традиционные способы, приемы обучения, является метод проектов. Его особенности следующие: широкие возможности в выборе темы и способа изучения нового материала; свобода в нормировании времени, выбора средств и методов организации работы.

Согласно Полат Е.С., метод проектов - более высокий уровень кооперации, совместной деятельности учащихся над предложенной преподавателем (по программе) или выбранной самостоятельно проблемой. Использование компьютерных технологий позволяет создание телекоммуникационных проектов, что представляет собой принципиально новую технологию обучения [152, с. 43].

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», - его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Типология проектов насчитывает 5 видов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практикоориентированые [132, с. 64-110].

Необходимо отметить следующие основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, проблема отношений между поколениями);

2 Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий.);

3 Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4 Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5 Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы, их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта). [Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI в.- электронная версия].

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности [7].

Ряд особенностей организации учебной деятельности на основе информационных технологий определяется спецификой инженерного образования.

Сравнительные исследования показали, что при практической одинаковости специальной подготовки инженеров за рубежом и в России, уровень компьютеризации у нас, по сравнению с зарубежным, значительно ниже [56].

Особенность внедрения НИТ в подготовке инженеров в том, что они должны применяться комплексно, как совокупность трёх взаимосвязанных компонентов - объектов изучения, инструментов изучения, инженерных дисциплин и НИТ. Необходимо также, чтобы изучение дисциплин осуществлялось непрерывно и равномерно в течение всего периода обучения студентов с учетом специфических принципов организации учебно-информационной среды. Необходимо также, помимо общеобразовательных курсов, в учебные планы информатики включить прикладные курсы, ориентированные на предметную область и профессиональную среду деятельности специалистов.

Информационная подготовка инженеров будет успешной, если используемые в учебном процессе НИТ будут рационально сочетаться с традиционными образовательными технологиями и поддерживаться современными техническими средствами [56, с. 131].

В деятельности инженера всё большую роль играет компьютерный инжиниринг, под которым понимают совокупность методов и средств практического решения задач с помощью вычислительной техники [210]. Такой путь, во-первых, повышает производительность труда инженера за счет использования возможностей компьютерных технологий и программ, во-вторых, позволяет реализовать принципиально новые формы выполнения проектно-конструкторских работ (например, с использованием современных автоматизированных сетевых систем технического проектирования и моделирования).

Причем от инженера сегодня требуется знание не только принципов работы с программами и техническими средствами, но и знания способов их реализации в конкретном производстве. Это возможно при высоком уровне базовой инженерной подготовки, «обеспечивающей выбор рациональных конструкторско-технологических решений на основе технично-экономического анализа результатов, полученных с помощью компьютерной техники» [210, с. 103].

Такой уровень становится возможным, когда у студентов формируются практические навыки работы со стандартным программным обеспечением -графической системой AutoCAD, интегрированной системой автоматизации математических и инженерных расчетов MathCAD, Math Lab и др.

Очень важно и освоение студентами методов компьютерного моделирования отдельных узлов, аппаратов.

Достижению высокого уровня подготовки будут способствовать более углубленное изучение общих закономерностей проектирования, практического применения студентами методов компьютерного инжиниринга при выполнении расчетно-графических работ, обработке результатов эксперимента, создании информационного обеспечения учебного процесса.

Что касается информатизации военного образования, то здесь следует отметить, что НИТ позволяют решать по-иному дидактические задачи: например, изучение сложных процессов путём моделирования. Внимания также заслуживает процесс внедрения НИТ при изучении тактических, тактико-специальных и специальных дисциплин. Применение имитационных моделей, например, позволит значительно повысить эффективность этих занятий путём имитирования боевых ситуаций, которые не могут быть обеспечены в реальных условиях учебного процесса [43].

Одна из актуальных задач модернизации учебного процесса в военном вузе - разработка технологии, требований к модернизации автоматизированных систем управления вузом (функциональных подсистем, информационного и технического обучения), модернизация средств телекоммуникации, обеспечивающих внедрение НИТ в работу кафедр [70, с. 84].

 

АВТОР: Яйлаханов С.В.