04.11.2011 5466

Управление учебной деятельностью в условиях информатизации образования

 

Управление - это комплекс мер, направленных на функциональную оптимизацию объекта, его отдельных подразделений, с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития [160, с. 9].

Согласно теории функциональных систем П.К. Анохина, в управленческом цикле можно выделить четыре основных этапа: сбор и оценка информации (афферентный синтез), постановка цели; разработка программы действия; практическое действие для достижения цели; решение конкретных задач; контроль исполнения и оценка результатов; сопоставление результатов с целью [8].

Системообразующим фактором системы управления является вектор мотив-цель.

В нашем исследовании мы считаем возможным рассмотреть управление педагогическим процессом на предметно-методическом уровне и на уровне отдельного преподавателя.

Эффективность управления процессом учебной деятельности во многом зависит от совершенства методики целеполагания, прочности определения принципов обучения, отбора и структурирования содержания, выбора методов и форм.

С определением цели начинается новая деятельность, в том числе и учебно-познавательная. Точное указание цели обучения - главная задача. Цель включает в себя следующие дидактические функции: системообразующую; функцию управления; мотивационно-воспитательную.

Именно цель объединяет в единое целое все остальные компоненты педагогического процесса, определяет пути, средства её достижения.

Важно, как сформировать цель: цель должна вызывать у учащихся не только интерес, но и осознанное желание её достичь.

Продумывание цели позволяет поставить соответствующие задачи. Общая теория управления, педагогика и психология предъявляют следующие требования к формулировке целей:

1 цель должна иметь свое проявление в деятельности курсантов и преподавателей и объективное отражение в структуре необходимого результата и в средствах его достижения;

2 цель должна иметь точную трактовку;

3 цель должна быть однозначно понята всеми участниками педагогического процесса;

4 конкретная цель должна детализировать общую цель и включать общий способ (метод, алгоритм) ее достижения.

Под задачей понимают реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.

Цель предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный период времени.

Идеал (или сверхзадача) - это редко достигаемый окончательный результат, к которому можно приближаться. Идеал относится к цели, как цель к задаче. Обычно все задачи упорядочиваются относительно цели.

Таким образом, можно сформулировать общие принципы разработки целей обучения и воспитания в вузе:

-жизненность цели,

-ее реальность,

-диагностичность [14].

Принципы, или требования к организации и управлению учебной деятельностью, формируются на основе закономерностей этой деятельности.

Только обстоятельное, глубинное познание механизмов познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием даёт ключ к пониманию путей совершенствования и активизации вузовского обучения.

Одним из важных компонентов формирования знания является понимание учебной информации. Новые информационные технологии направлены не столько на запоминание, сколько на развитие способности понимания. Однако для этого необходима разработка специальных упражнений, алгоритмов.

Для формирования у студентов самостоятельного, творческого подхода к решению профессиональных задач необходимо сменить ориентацию их деятельности «с искомого результата на метод деятельности», который ведёт к достижению этого результата [128].

Таким образом, формирование цели должно осуществляться не только в терминах видов деятельности, но и способов действий.

Такие способы действий можно также описывать в терминах информационного подхода, который предполагает « проникновение в суть процессов обработки информации, причём достаточно глубокое, чтобы можно было легко и быстро решать различные задачи... под проникновением в суть процессов обработки информации понимается умение правильно воспринимать различную информацию, выделяя в ней главное и отметая второстепенное, применять различные виды формализации информации, широко использовать методическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений, разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на персональном компьютере, анализировать полученные результаты...» [28, с. 21].

Достижение конечной цели обучения в вузе осуществляется через достижение множества промежуточных (внутрикафедральных и межкафедральных) целей. Своеобразный «педагогический конвейер», в котором каждый этап является обязательным для формирования специалиста, как бы обеспечивая «стыковку» между результатами изучения различных ICM, разделов, дисциплин, а на каждом отдельном этапе обучения - тот уровень знаний-умений курсантов, который необходим для их успешной работы на последующих этапах

Каждая кафедра должна обеспечивать свой собственный, определяемый конечной целью вклад в работу «педагогического конвейера» подготовки специалиста. Иными словами, она должна учитывать требования всех других кафедр, которые на нее опираются. Поэтому разработка целей требует интегрального подхода, учета всех запросов, которые предъявляют к данной кафедре все участники подготовки специалиста. Кафедра учитывает не только свои собственные, внутренние цели, но и цели других кафедр - внешние цели, а также и те требования, которые предъявляются к подготовке офицеров обществом, жизнью, службой, научно-технической революцией и т.д.

Внутренние цели кафедры должны включать в себя овладение курсантами знаниями-умениями (навыками) в осуществлении способов познавательной и профессиональной деятельности в рамках данной дисциплины, учебной и научно-исследовательской работы в данной области.

Внешние цели кафедры должны включать в себя овладение курсантскими знаниями-умениями (навыками) в использовании основных положений содержания дисциплины кафедры и ее методов для достижения целей других кафедр, опирающихся на данную, а также для осуществления непосредственно профессиональной деятельности; знаниями-умениями в системе ценностных ориентиров.

Очень важно, чтобы на базе этих знаний-умений в неразрывном единстве с ними формировались потребности и мотивы поступков курсантов. Вот почему цели должны включать и мотивационно-эмоциональную характеристику знаний-умений, а также социальные и научно-профессиональные требования к их выполнению, т. е. личностную и профессиональную характеристику целей обучения в вузе [71, с. 33].

Как же построить содержание обучения, чтобы оно выполняло свою управляющую функцию? Очевидно, для этого в содержание дисциплины должны быть включены:

1 проблемные ситуации при освоении всех новых целевых видов деятельности - для обеспечения мотивации и развития творческих возможностей;

2 теоретический вывод, обоснование (объяснение) и наглядное описание методики выполнения целевых видов деятельности - для обеспечения понимания;

3 обучающие задания (система задач с эталонами решения для некоторых из них; для формирования теоретических (познавательных), исследовательских и профессиональных умений, навыков, а также личностных качеств будущего специалиста.

Такой состав и структура содержания (в программах, учебниках и пособиях) создают условия для организации управляемой и самоуправляемой самостоятельной работы учебно-исследовательского типа на всех этапах обучения курсантов. А методика обучения, основанная на такой структуре содержания, позволяет объединить знания, убеждения, умственные и практические действия курсантов с самого начала их обучения и на всех последующих этапах их учебно-профессиональной деятельности.

Знания при этом играют роль ориентира для осознанного, мотивированного выполнения деятельности; знания являются и результатом познавательной деятельности, и средством приобретения новых знаний-умений.

Тем самым создаются условия для перехода с информативного обучения на развивающее, методологическое [190].

На современном этапе решения проблемы совершенствования учебной деятельности в информационной среде актуальной является концепция организации процесса учебной деятельности на основе индивидуализации обучения и на основе управленческих моделей применения информационных технологий в учебном процессе [198].

В совокупность задач управления входит решение проблемы индивидуализации обучения, которое связано с педагогически грамотным использованием обратных связей. Различные технические средства обратной связи создавались для решения дидактической задачи интенсификации процесса обучения за счет эффективного использования преподавателем информации о ходе усвоения учебного материала, которая поступала с рабочих мест обучаемых. С помощью современных компьютерных сетей можно создавать педагогически оптимальный режим работы с компьютерной учебной программой, отбирать, систематизировать и выдавать педагогически важную информацию преподавателю в удобной для него форме.

А.А. Федосеев выделяет следующие модели применения в процессе информационных технологий в процессе учебной деятельности [198]: модель изучения; модель существования; модель управления собственной информацией; модель управления технологическим процессом; модель творчества; модель общения; модель просмотра; модель добывания информации; модель опосредованного взаимодействия и другие.

1 Модель изучения предназначена для изучения, освоения компьютера, пользовательского интерфейса, программы. Средства новых информационных технологий изучаются как мощное орудийное и инструментальное средство. Модель характеризуется непосредственным общением с компьютером с целью последовательного выполнения действий и проверки правильности реакции программного обеспечения. Модель имеет вспомогательное значение как подготовительный этап, обеспечивающий возможность реализации других моделей использования информационных технологий.

2 Модель существования. В последние годы все большее значение приобретают программные средства, реализующие некоторые искусственные среды методом моделирования или созданием виртуальной реальности. Используются также средства мультимедиа. При этом пользователь такого программного средства воспринимает эту искусственную среду как реальность, в которой он некоторое время существует. Назначение таких программных средств может быть различным. Наиболее часто эта модель реализуется в компьютерных играх, тренажерах, учебных средах. В качестве другого примера можно назвать Интернет-приложения, которые позволяют реализовывать коллективную модель существования в искусственных средах. Модель существования имеет большое значение, поскольку обладает наибольшим по силе воздействием на пользователя. Реализуется модель при непосредственном общении пользователя с компьютером. Компьютеры на информационной магистрали смогут моделировать мир, равно как и объяснять его. Особенно полезно моделирование при изучении наук.

3 Модель управления собственной информацией реализуется, когда в результате работы с компьютером пользователь накапливает некоторые материалы, требующие специального внимания в смысле организации хранения, обновления и т.д. Это самостоятельная работа, для выполнения которой требуются персональные ресурсы памяти. В простейшем варианте, модель управления информацией реализуется при создании обучаемыми собственных подкаталогов с результатами своей деятельности: текстов, графиков, таблиц и другой информации.

4 Модель управления технологическим процессом - это модель использования компьютера в качестве интеллектуального интерфейса между управляемым процессом и оператором.

5 Модель творчества при достаточном овладении компьютером как мощным инструментальным средством студент может быть поставлен в ситуацию творчества. Компьютер в значительной степени снижает трудоемкость подготовки различной информации. Процесс творчества требует специальной творческой атмосферы.

6 Модель общения. Современные компьютерные сети реализуют функцию передачи информации между их пользователями. Возможности эти таковы, что в последние годы они превратились в значимый элемент человеческой культуры, который не может быть реализован другими средствами передачи сообщений на расстояние. Компьютерные коммуникации наравне с простым общением на бытовом уровне позволяют реализовать образовательные проекты, содержащие наряду с материалом учебного назначения также и элементы научных исследований. Эти средства позволяют осуществлять дистанционное обучение и открытое образование. Однако эта технология не приведет к изоляции обучаемых друг от друга. Ведь одна из важнейших целей образования - научить будущего специалиста работать и жить в коллективе. В некоторых самых передовых образовательных заведениях мира компьютеры и коммуникационные сети уже влияют на традиционные отношения обучаемых между собой и с преподавателями, способствуя развитию навыков коллективной работы.

7 Модель просмотра. Обучаемый, хорошо владеющий компьютером, обычно начинает знакомство с другим компьютером не с реализации поставленной перед ним задачи, а с того, чтобы узнать содержимое памяти компьютера. Он просматривает каталоги, запускает заинтересовавшие его программы и просматривает файлы, могущие представлять для него интерес. Этот просмотр или поиск является зачаточным примером того поведения, которое в полной мере может быть реализовано в мировой глобальной сети INTERNET. Аналогом этой деятельности может служить просмотр книг при свободном допуске в библиотеке. Эта модель реализуется как метод поиска информации. При этом не важно, знает ли человек, осуществляющий этот поиск, что именно он ищет. В настоящее время пока еще не накоплен опыт практического учебного использования модели просмотра. Однако интерес к такой возможности очень велик, так что вскоре можно ожидать появления методических материалов по ее использованию.

8 Модель добывания информации выделена как самостоятельный способ взаимодействия с компьютером, поскольку для целенаправленного поиска информации используются другие программные средства, чем те, которыми реализуется модель просмотра. Модель может быть реализована при учебном использовании электронных энциклопедий и путеводителей на CD-ROM, например, при подготовке рефератов и докладов.

9 Модель опосредованного взаимодействия. Среди образовательных проектов существуют такие, которые не требуют непосредственного общения с компьютером всех участников проекта, хотя информация, полученная с компьютера, и определяет в значительной степени учебную деятельность.

Все рассмотренные модели, которые имеют общие области применения, могут оказаться полезными при реализации учебной деятельности обучаемых с применением информационных технологий. Однако способы организации работы студентов должны соответствовать используемым моделям.

Реализация образовательного процесса на основе использования информационных технологий во многом зависит от организационных моделей учебного взаимодействия студентов с информационными технологиями. Рассмотрим некоторые из них.

Классно-урочная модель характеризуется тем, что компьютерами оборудованы все рабочие места учащихся, а также рабочее место учителя. Предполагается также, что все компьютеры объединены локальной сетью и дополнены сервером. Взаимодействие с компьютером организовано во время уроков таким образом, что все учащиеся выполняют однотипные или просто одинаковые действия. Задача преподавателя упрощается. Он ставит проблемы, показывает, как их решать и контролирует процесс. Контроль за одинаковыми заданиями весьма прост, так же как и сравнительная оценка результатов. В наилучшей степени эта организационная модель реализует модель изучения, являющуюся вспомогательной для всех остальных.

В основу проектно-групповой модели положен хорошо известный в педагогике метод проектов. Одним из основных противоречий современной школы является несовпадение педагогических целей, стоящих перед преподавателем, и целей, к которым стремятся обучаемые. Низкая значимость педагогических целей для них не способствует повышению мотивации, приводит к общему уменьшению интереса к учебе и, как следствие, к снижению успеваемости. Одним из эффективных методов повышения мотивации является создание значимых для обучаемых целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собственно педагогических целей становится средством достижения целей, искусственно поставленных перед студентами. Представляется достаточно вероятным, что это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с появлением возможности использования в образовании информационных и коммуникационных технологий. В этом случае речь идет о телекоммуникационных проектах.

И, наконец, модель индивидуальной деятельности наилучшим образом реализуется при использовании домашнего компьютера, однако в качестве его аналога могут использоваться единичные компьютеры, размещенные, например, в библиотеке, или компьютеры в залах открытого доступа. Эта организационная модель позволяет реализовать любую из моделей использования информационных технологий. Для ее реализации может использоваться как аудиторное, так и внеаудиторное время. При наличии у обучаемых домашних компьютеров акцент может быть перенесен на работу дома.

Происходящий во всем мире процесс постепенного переноса знаний в электронные журналы и книги, в компьютерные базы данных и знаний коснулся и образовательных учреждений. Роль преподавателя изменяется от информационной передачи знаний обучаемым к организационно-методическому процессу самостоятельного получения знаний обучаемыми из различных электронных источников.

Таким образом, из сказанного выше следует, что классно-урочная модель взаимодействия обучаемых с информационными технологиями себя исчерпала. Ей на смену должны прийти модели проектно-групповая и индивидуальная. Главные достоинства предлагаемых моделей заключаются в том, что они позволяют информатизировать учебный процесс, достигают этой цели меньшими затратами и более соответствуют современной высшей школе.

Важным звеном в управлении учебной деятельностью является контроль. Одно из актуальных направлений исследования проблемы - разработка рейтинговой системы оценки знаний. Опыт показывает, что контроль становится объективным, повышает мотивацию к обучению, когда рейтинговая система контроля включает применение тестовых заданий, выполняемых на персональных компьютерах. Эффективность системы контроля оценивается по таким требованиям, как простота, доступность, однозначность.

Преимущество выполнения тестовых заданий на ПК в том, что они позволяют осуществлять диалог, в случае недостатка знаний обращаться к справочным, другим обучающим программам, т.е. осуществлять педагогическую поддержку. Преимущества выполнения контрольных тестовых заданий на ПК также и в том, что повышается степень мотивации студентов к овладению знаниями и умениями, следовательно, растёт их познавательная активность, что повышает результаты учебной деятельности. Компьютерные технологии обучения позволяют создавать экспертно-обучающие, экспертные системы оценки качества усвоения знаний и завершённости процесса обучения.

Преодоление недостатков традиционных форм контроля, внедрение индивидуального кумулятивного принципа индекса ведут к возрастанию роли текущего, рубежного и итогового контроля знаний, умений и навыков.

Экспертно-обучающая система состоит обычно из двух независимых частей:

1 Универсальная программа-оболочка, поддерживающая интерфейс общения со студентами, содержащая подсистему логического вывода и не зависящая от содержания конкретной дисциплины.

2 Базы знаний конкретных дисциплин, содержащих описание основных объектов, используемых в данной дисциплине, логические правила классификации задач, решаемых в данной дисциплине, описание конкретных методов и примеров решения задач, определения и примеры, помогающие студенту в правильном выборе конкретной задачи.

В свою очередь, экспертная система оценки уровня усвоения знаний и умений должна быть адаптирована к экспертно-обучающей системе, базе знаний, но программа-оболочка должна содержать также квалиметрические параметры оценки усвояемости (шкалу оценок), нормативные коэффициенты, определяющие степень законченности обучения в соответствии со специальностью, и программное обеспечение, обеспечивающее выдачу протокола результатов общения ЭВМ и студента с определением индивидуального коэффициента усвоения знаний [90, с. 39].

По мнению Беспалько В.П. и Татур Ю.Г., тестирование должно быть измерением качества усвоения знаний, умений и навыков [19]. Сравнение правил выполнения задания (задачи), предложенного в тексте, с эталоном ответа позволяет определить коэффициент усвоения знаний (Kus). Следует заметить, что Kus=A/P, где А - число правильных ответов, а Р - число заданий в предлагаемых тестах.

Управленческую информацию, как известно, можно классифицировать по функциям управления: аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная.

Персональные ЭВМ позволяют создавать информационные массивы, соответствующие технологии их оперативного использования. Использование таких технологий позволяет осуществлять постоянный мониторинг образовательного процесса на различных его уровнях.

На методическом уровне управления важным фактором достижения положительных результатов является целенаправленная работа по проектированию учебой деятельности, проектирование самой информационной среды.

Проектирование - это деятельность преподавателя, включающая строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к инновациям в практике [106, с. 127].

Исследователи выделяют следующие этапы проектирования: моделирование, собственно проектирование, создание конструкта [14].

Моделирование учебной деятельности также имеет этапы: восприятие, осмысление, запоминание, упражнения, последующее повторение и применение знаний на практике.

Исследователи отмечают, что «встречающийся в вузовской практике факты, когда обучающие ограничиваются поверхностным представлением об изучаемых предметах и явлениях или не в состоянии чётко и в должной логической последовательности воспроизвести материал, свидетельствует о том, что не завершён полный цикл познавательных действий» [63, с. 110].

Методика проектирования содержания обучения (на основе принципа междисциплинарной интеграции разработана, например, в диссертационном исследовании О.П. Панкратовой) [143].

Цикличность проектирования отражена в следующих этапах: целевой этап, побудительный этап, содержательно-информационный этап, результативный этап, новая цель. При этом проектируется деятельность как преподавателя, так и учащегося .

Успех деятельности участников учебного процесса зависит от учёта факторов образовательной схемы. Эти факторы - материальная база, учебно-методическое обеспечение, информационное обеспечение, морально-психологический климат и др.

Такие среды позволяют формировать требуемую социально-профессиональную направленность, интегральной составляющей которой является профессиональное самосознание. В процессе становления последнего происходит психологическая перестройка личности от профессионального самоопределения к самореализации в учебно-профессиональной деятельности. Наряду с этим среда позволяет формировать отдельные компоненты профессиональной компетентности, в частности её интеллектуальную составляющую. Интеллектуальная компетентность - особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях). При этом упор необходимо делать на конструировании информационной составляющей среды, организацию индивидуальных с учётом того, в какой мере они надежны в качестве основы для принятия эффективных решений. Кроме этого, при формировании дидактических информационных сред должен быть проведен отбор требуемых программных средств, необходимых для обработки информационных массивов, а также для диагностики компетентности [84].

Таким образом, проектирование компьютерных программ учебного назначения можно осуществлять в двух направлениях: первое - проектирование информационно-справочных программ; второе - проектирование контрольно-обучающих программ.

Компьютерные программы учебного назначения обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах - информационно-справочном и контрольно-обучающем. Первый режим (информационно-справочный) в сочетании с печатным материалом, аудио- и видеозаписями активно используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала, легкости навигации по нему. Контрольно-обучающий режим широко используется как для самотестирования, так и для предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения.

В настоящее время в программное обеспечение персональных компьютеров входят достаточно большое число инструментальных программ, позволяющих педагогу, даже не зная языков программирования, разрабатывать компьютерные учебные программы. Такие системы называют инструментальными средствами преподавателя или авторскими проектами.

 

АВТОР: Яйлаханов С.В.