10.11.2011 64638

Аборт как этико-правовая и медико-социальная проблема

 

В XX столетии искусственное прерывание беременности превратилось в глобальную проблему. Ежегодно число абортов в мире превышает 55 млн., из них около 20 млн. являются нелегальными. Во многих странах частота искусственного прерывания беременности равняется числу рождений или превышает его. Подсчитано, что примерно 70 тыс. женщин умирает ежегодно от осложнений аборта. К категории безусловного социального зла отнесены аборты, проводимые в неадекватных условиях, - так называемые небезопасные аборты, В развитых странах их частота составляет менее 2 на 10 тыс. женщин репродуктивного возраста, а в развивающихся странах она в 15 раз выше. Такой же уровень небезопасных абортов, по оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), отмечается на территории бывшего СССР. Ежегодно в мире эти аборты служат причиной смерти примерно 70 тыс. женщин.

Распространенность искусственного прерывания беременности в разных странах варьирует в широких пределах: от 5 - 20 в странах Западной Европы и Северной Америки, до 150 - 200 на 1000 женщин детородного возраста в некоторых странах Африки и Латинской Америки. Наиболее низки показатели (до 10,0) в Норвегии, Финляндии, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии. В странах Восточной Европы аборт остается методом выбора планирования семьи.

Низкий уровень жизни и образования - главные причины высокой распространенности абортов, в том числе и незаконных, в развивающихся странах.

На международной конференции ООН по народонаселению и развитию в 1994 г. в Каире отмечалось, что «аборт не должен поощряться как ведущий метод планирования семьи и что любые меры или изменения в системе здравоохранения, связанные с абортом, могут решаться на национальном уровне только в соответствии с национальным законодательным регламентом. В тех обстоятельствах, когда аборт не противоречит закону, он должен быть безопасным для здоровья. Женщина должна иметь доступ к информации, к профессиональной медицинской помощи при решении вопроса об аборте». На Международной конференции работников научных и практических органов здравоохранения и адвокатов 50 стран мира по проблеме абортов, состоявшейся в марте 1996 г. в Амстердаме, было указано, что в результате абортов гибнет ежегодно до 100000 женщин, наносится серьезный ущерб здоровью еще большему их числу. В декларации этой конференции отмечено, что угрожающих жизни женщины осложнений в связи с абортом меньше в тех странах и регионах, где аборты являются легальными и доступными.

По числу абортов Россия занимает одно из первых мест в мире, совершается их более 3, 5 млн. в год, Внебольничные аборты составляют около 12%. За год от абортов умирают в стране 260 женщин почти полмиллиона приобретают осложнения, в том числе бесплодие; 20% новорожденных у женщин, ранее делавших искусственное прерывание беременности, имеют серьезные физические или психические отклонения.

В России в 80-е годы - первой половине 90-х годов XX века из всех возникающих беременностей 25 - 34% завершались родами, а около 70% - абортом. Затем последний показатель стал снижаться и в настоящее время составил 61,3%, что привело к положительной динамике в соотношении родов и абортов: 2,01 аборта на 1 роды в 1990 г, и 1,68 - в 2003 г, Указанная тенденция, с нашей точки зрения, является одним из немногих достижений постсоветского российского общества и его здравоохранения. Тем не менее, аборт в России продолжает оставаться ведущим методом планирования семьи.

Острой проблемой продолжают оставаться криминальные аборты, составляя по одним данным 20 - 40% от всех регистрируемых случаев прерывания беременности. Другие исследователи предполагают, что примерно половина абортов, производимых в мире, до сих пор делается нелегально. Распространенность криминального аборта трудно поддается изучению, так как большинство больных, поступающих в стационары, скрывают преднамеренное вмешательство и учитываются как внебольничные аборты невыясненной этиологии (происхождения). Как свидетельствуют материалы научных исследований, удельный вес внебольничных абортов колеблется от 15,8 до 80% от общего числа зарегистрированных абортов, К криминальным абортам чаще прибегают подростки, молодые женщины, не состоящие в браке, а также сельские жительницы. Ни одно оперативное вмешательство не сопряжено с такой опасностью для здоровья женщины, как аборт (легальный), не говоря уже о повышающейся в несколько раз опасности для здоровья и даже жизни женщины при производстве криминального аборта. Искусственное прерывание беременности (особенно первой) может привести к тяжелым, иногда необратимым последствиям. Здоровье человека относится к основополагающим человеческим ценностям, право на охрану здоровья - к основополагающим правам человека, зафиксированным в Декларации ООН от 1948 г. Здоровье - это не только медицинская, но в значительной мере (а может, и главным образом) социально-экономическая категория, которая определяется уровнем экономического развития общества, санитарной культурой населения, природными факторами, качеством и доступностью медико-социальной, правовой и реабилитационной помощи. Основными составляющими здоровья являются соматическое, физическое, психическое и репродуктивное здоровье.

Здоровье нации, прежде всего, определяется здоровьем лиц детородного возраста, их способностью к воспроизводству потомства и его качеством. Именно это обязательное условие развития человеческого общества обусловило необходимость выделения как одной из составляющих здоровья человека понятия «репродуктивное здоровье», которое было введено в 80-е годы (WHO Reproductive Health, 1984). Под репродуктивным здоровьем подразумевалось, что у людей есть возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь и что у них есть возможность воспроизводить себя. Они вольны принимать решение о том, делать ли это, когда делать и как часто. Последнее условие предполагает право мужчин и женщин быть информированными о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи, которые не противоречат закону, и иметь доступ к ним по их выбору. Кроме того, у женщин есть право на соответствующие услуги в области охраны здоровья, которые бы позволили им благополучно пройти через этап беременности и родов и родить младенца. В соответствии с предложенным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г. определением, репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство и гармонию в психосоциальных отношениях в семье. Репродуктивное здоровье - приоритетная проблема для всех стран мира в области здравоохранения, однако, в отдельных государствах и регионах ее содержание значимо варьирует в зависимости от решаемых (или уже решенных) правовых, медико-социальных вопросов репродукции населения.

Для России на первое место выходит охрана репродуктивного здоровья в целом, так как большое число абортов и других негативных факторов отрицательно на нем отражается. Среди двенадцати основных факторов, определяющих репродуктивное здоровье, специалисты выделяют фактор «Законодательного обеспечения безопасности абортов».

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан признают правомерным производство абортов не только по жизненным медицинским показаниям, но и по мотивам иного характера: желание женщины до срока 12 недель, социальные показания, реже - одно, чаще - их совокупность до срока беременности 22 недели.

Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время перечень социальных показаний был сокращен с 13-ти пунктов до 4-х. 11 августа 2003 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности», вследствие чего утратило силу Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 567 «Об утверждении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности».

По данным наших исследований (в частности опроса врачей акушеров-гинекологов), прогнозы специалистов не утешительны. Так, например, по г. Ставрополю ежедневно проводится 50 - 60 операций по прерыванию беременности, из них 30% являются незаконными. Специалисты считают, что данное законодательное нововведение вызовет еще больший рост криминальных абортов (в 4-5 раз).

Желание прервать беременность, возможность его надлежащего воплощения зависит от глобальных отношений между обществом в целом и каждой отдельной личностью. Речь в этом случае идет о степени личной свободы каждого члена общества, о тех границах, в которых субъект может действовать самостоятельно, автономно и диспозитивно, не опасаясь применения государственно-правовых санкций. Кроме того, он должен быть уверен, что должная степень его свободы будет находиться под сенью государства, подкрепляемая наличием необходимого уровня развития медицинской техники и должным осуществлением медицинских услуг, в которых имеется потребность у членов общества.

У государства существуют свои демографические интересы, но личность имеет право самостоятельно выбирать - участвовать ей в репродуктивных процессах или постараться избежать этого участия. Каждая женщина имеет право на материнство, но этому праву должна корреспондировать государственная обязанность создания для этого всех необходимых условий. К тому же, прибегая к искусственному прерыванию беременности, женщина желает лишь отсрочить время наступления у нее материнства, воплотить его при последующих зачатиях. Абсолютное неприятие материнства стимулирует реализацию такой женщиной права на стерилизацию, также подтвержденное российскими законодательными актами. Ее проведение предусмотрено ст. 37 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Касаясь демографических интересов государства, следует отметить, что по данным Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 24.09-2001 г. № 1270-р, демографическая ситуация характеризуется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка в семье), ростом внебрачной рождаемости (каждый четвертый ребенок в 2000 г. рождался вне брака). Причиной депопуляции в Российской Федерации является также сверхсмертность людей трудоспособного возраста. При сохранении современного состояния здоровья и уровня смертности населения из числа россиян, достигших в 2000 г. 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин. По итогам переписи 2002 года населения Российской Федерации, численность населения РФ составляет 145, 2 млн. человек (106,4 млн, городские жители, 38,8 млн, сельские жители), где средний возраст населения страны 37,7 лет (табл. 1.1).

Прогноз населения Российской Федерации составлен подобно всем демографическим исследованиям, в двух вариантах - пессимистическом и оптимистическом. Согласно первому, численность населения России к 2050 году составит всего 83 млн. 100 тыс. человек, по второму - 107 млн. 300 тыс. Однако аналогичный прогноз Госкомстата России еще более неутешителен: при худшем развитии ситуации через полвека россиян останется всего 77 млн. 162 тыс., а при хорошем развитии ситуации - 122 млн. 634 тыс.

По данным доклада «О развитии человеческого потенциала в Российской Федерации», подготовленным в рамках Программы развития ООН, население Российской Федерации действительно умирает с большей скоростью и в более ранних возрастах, чем во всех развитых странах, а рождаемость, хотя и несколько возросла в последние годы, как не обеспечивала даже простого воспроизводства населения, так и не обеспечивает. Так, на 100 женщин приходится 127 детей, это почти в 2 раза ниже, чем необходимо, для того чтобы население РФ хотя бы не уменьшалось. Решение такой задачи, как сокращение смертности, во многом зависит от государства, его политики в области здоровья нации. Этот вопрос напрямую связан с проблемой абортов и наиболее тесно связан с проблемой незаконного производства абортов, так как они влекут за собой наибольшее количество осложнений, а также являются одной из основных причин материнской смертности. Решение подобных «эпидемических» проблем - а в России смертность достигла размеров эпидемии - требует государственных мер.

Еще одна проблема, связанная с производством аборта, в частности его незаконным производством, требующая неотложного нормативного регулирования, обусловлена во многом прогрессом в области здравоохранения и активным распространением новых методик лечения, с одной стороны, а с другой, коммерциализацией медицинской деятельности и коммерческого использования биологического материала. Эта проблема использования фетальных тканей, то есть биологических остатков эмбрионов и плодов, извлеченных во время искусственного прерывания беременности.

Данные медицинские манипуляции носят «околоабортный» характер, порой способствуя и порождая противоправное прерывание беременности, И даже выполненное юридически и технически безупречным способом искусственное прерывание беременности может иметь неблагоприятные противоправные последствия.

В качестве примера приведем следующие данные, опубликованные в специальных медицинских изданиях. В Вестнике Российской Академии медицинских наук была опубликована статья «Использование нейротрансплантации в лечении болезни Паркинсона», Российская научно-исследовательская группа авторов статьи включена в Европейскую программу по клинической нейротрансплантации и с 1995 года финансируется Европейской комиссией BIOMED.

Целью нейротрансплантации является компенсация дефицита дофамина в стриарной системе головного мозга, наблюдаемого у человека при болезни Паркинсона, путем пересадки в эту область тканей эмбриона. Эмбриональный материал для таких манипуляций получали во время проведения медицинских абортов в гинекологических отделениях и клиниках Москвы по согласованию с их администрацией. Были разработаны строгие критерии отбора женщин-доноров, не менее строго осуществлялся визуальный контроль получения эмбрионального материала. Оценивали жизнеспособность эмбриона по его подвижности, исключали пороки развития, контролировали положение трубки - кюретки по отношению к эмбриону в процессе взятия материала.

Для каждой трансплантации получали 3-4 нетравмированных или минимально травмированных эмбриона в возрасте 6-9 недель с полностью сохранным мозгом. Затем из мозга эмбрионов выделяли вентральный мезэнцефалон, измельчали его до миллиметровых кусочков и готовили суспензию из нервной ткани, которую и использовали для нейротрансплантации.

Медицинские результаты обнадеживающие. Авторы не без гордости сообщают о том, что материалы их работы доложены на двух совещаниях по клинической нейротрансплантации в Брюсселе и Амстердаме. Не сообщают только авторы о стоимости подобных медицинских методик для пациентов не у нас в стране, не за рубежом. А за рубежом стоимость подобных операций по нейротрансплантации эмбриональных тканей составляет многие сотни тысяч долларов, и позволить ее проведение могут лишь очень обеспеченные люди. По данным прессы, в разное время пациентами фетальной хирургии были Фрэнк Сииатра, Марлен Дитрих, Жаклин Онасис, Лиз Тейлор, Фидель Кастро, Ричард Никсон, Рональд Рейган, Джон Рокфеллер и многие другие.

Помимо соблюдения этических норм получения и использования эмбрионального материала, необходимо соблюсти и законодательные установки. Зарубежное законодательство имеет достаточно разработанную базу для проведения трансплантационных манипуляций, как впрочем, и для проведения репродуктивных медицинских вмешательств, приняты законодательные акты, запрещающие генетические манипуляции с человеческим материалом, клонирование человека.

В российском уголовном праве вопросам неправомерной трансплантации посвящена ст. 120 УК РФ «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации». Производство трансплантации регулируется Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей», принятым в декабре 1992года. Донорство, переливание крови и ее компонентов урегулировано Законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов».

Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани, а также кровь и ее компоненты. Несмотря на принятые законы, регламентирующие трансплантацию органов и тканей человека, остался правовой пробел, который не может быть восполнен деонтологическими и этическими нормами, и требует немедленного законодательного решения. Требуют детальной законодательной проработки изъятие и трансплантация фетальных (эмбриональных) тканей абортированных плодов, трансплантация эмбриональных клеток, генетические манипуляции с соматическими и репродуктивными тканями. То, что эмбриональные, фетальные и репродуктивные ткани изъяты из нормативного регулирования, способствует активному распространению трансплантации и коммерческому использованию этих тканей вне правового поля. При искусственном прерывании беременности наблюдается страшная закономерность - чем больше срок беременности, тем большее количество плодного материала, пригодного для дальнейшего коммерческого терапевтического использования, можно получить. Одним из мотивов принятия женщиной решения о прерывании беременности может явиться возможность использования тканей ее внутриутробного плода, в том числе и на коммерческой основе. Но гораздо большую криминологическую опасность, по нашему мнению, может представлять принуждение к прерыванию беременности для получения абортного материала. Объемы использования фетальных тканей в медицине все увеличиваются.

Приведем следующий пример: при удалении матки (гистерэктомии) у женщины развиваются патологические вегетоневротические расстройства, связанные с ранним климактерическим синдромом. Таким женщинам показана гормональная терапия. Гинекологи публикуют следующие результаты работы; «При категорическом отказе пациентки от заместительной гормональной терапии, а также в связи с индивидуальной непереносимостью к препарату в качестве альтернативного способа лечения вегетоневротических расстройств после гистерэктомии мы провели терапию эмбриональными тканями. З.М. Алиханова успешно осуществила терапию эмбриональными тканями у таких больных. По данным автора, механизм лечебного эффекта фетального материала объясняется восполнением дефицита женских половых стероидов за счет введения их извне, а продолжительность позитивного эффекта обусловлена внежелезистым синтезом необходимых гормонов из их предшественников, которыми богат фетальный (эмбриональный) материал». И далее сообщают: «По разработанной в институте технологии для трансплантации использовали ткани и клетки различных отделов коры головного мозга, таламуса, гипоталамуса, гипофиза, печени, плаценты, мезенхимы плодов 17 - 19-недельной гестации, полученные в результате медицинских абортов от здоровых женщин в возрасте от 15 до 40 лет. Состав фетальной ткани для введения определяли гистологическим строением удаленных органов. Клеточную взвесь вводили в условиях операционной трижды с промежутком 6, 12 и 18 месяцев подкожно в ягодичную область».

В вышеприведенном примере использовался микст - смесь тканей. Но в определенных случаях возникает необходимость использования гистологически однородного фетального материала, например, только тканей головного мозга, эндокринной системы или печени. Современные возможности медицины позволяют делать операции на еще не родившемся ребенке, а, значит, возможно изъятие фетальных тканей, в том числе и жизненно важных для внутриутробного организма, у еще не родившегося плода. Проблема уголовной ответственности за дородовую гибель плода не разрешена в действующем Уголовном кодексе.

С учетом проблем, проанализированных выше, считаем необходимым распространить нормы Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички и эмбрионы), а также предлагаем дополнить ч, 1 ст. 120 УК РФ «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации» следующим образом;

1. Принуждение к изъятию органов или тканей человека, в том числе репродуктивных и эмбриональных тканей для трансплантации или донорства, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения, - наказывается.

На основании всего вышесказанного ясно, сколь актуальными и острыми продолжают оставаться морально-этические проблемы аборта. Указанные проблемы многие годы с не спадающим накалом страстей обсуждаются на Западе. По мнению американского социолога Дж. Макмехена, уделяющего много внимания проблеме аборта, противники аборта часто защищают свою позицию, утверждая, что плод - это человек, личность (следовательно, аборт есть убийство человека, гомоцид). Как пишет Макмехен, сторонники аборта, в свою очередь, выдвигают следующие аргументы:

- потребности плода никаким образом не связаны с долгом беременной женщины по его жизненному обеспечению;

- беременная женщина не имеет никаких моральных обязательств по отношению к плоду;

- убивая плод, женщина не отнимает у плода нечто, что могло бы существовать независимо от нее;

- женщина не обязана сохранять плод любой ценой;

- женщина, делая аборт, не убивает плод, а дает ему умереть;

- лишение плода жизни не является безусловным моральным злом, как и наделение жизнью не является безусловным добром.

О непростом отношении граждан к процедуре аборта в развитых странах можно судить по громкому делу, всколыхнувшему общественность в январе 1999 г. когда в Орегоне (США) состоялся суд над авторами Интернет сайта «Файлы Нюрнберга». Сайт был открыт с предложением вести нечто похожее на Нюрнбергский процесс по отношению к докторам, практикующим аборты. Всем желающим предложили сообщать адреса клиник и фамилии докторов и медицинских сестер, производящих аборты, информировать о судьях и политиках, лоббирующих принятие законов, поддерживающих аборты. Началом практических действий против указанных на этих страницах лиц стало убийство в октябре 1998 г. доктора Б. Салерьяна. После этого многие из упомянутых на том же сайте медицинских работников стали изменять маршрут при поездке на работу, носить бронежилеты, вставили в окна пуленепробиваемые стекла.

Морально-этические проблемы аборта не менее остро стоят и в Российской Федерации, но, к сожалению, гораздо реже, чем на Западе, привлекают внимание общественности.

Проблема аборта всегда стояла в центре дискуссий по вопросам морали. Отчетливо прослеживаются противостояние религиозной и либеральной концепций на допустимость аборта и четкость позиций медицинской этики. Ключевыми здесь являются следующие вопросы: оправдан ли аборт, не является ли это убийством и обладает ли оплодотворенная яйцеклетка, эмбрион правом на жизнь?

В религиозной морали сложились различные точки зрения, но их объединяет отрицательное отношение к аборту. Условно можно выделить крайнюю (католики, буддисты) и смягченную (протестанты, англиканская церковь, православие, ислам) антиабортные позиции. Католическая церковь руководствуется тезисом Ватикана, согласно которому жизнь, начинающаяся с оплодотворения яйцеклетки, не является жизнью матери или отца - это жизнь нового человеческого существа. Оно никогда не могло бы стать человеческим существом, если бы уже не было им. Другим аргументом католической церкви является тезис: человеческое тело не имеет обезличенного характера, а представляет собой единство со своим индивидуальным Я. С католической точки зрения, можно сказать не только «у меня есть тело», но и «я есть мое тело», потому что тело и дух образуют одну субстанцию, единое целое. Следующий тезис сформулирован исходя из ценности человеческого тела: физическая жизнь - основополагающая ценность по сравнению с другими, пусть даже и превосходящими ее по своему достоинству (свобода, солидарность и т.д.), потому что все они возможны только при физическом существовании человека. Буддизм также отличает крайне непримиримое отношение к аборту, ибо одна из центральных идей буддийской этики: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное. Сторонники крайней позиции не признают каких-либо исключений и смягчающих обстоятельств - будь они связаны с медицинскими показаниями или с тем, что беременность наступила в результате изнасилования. Ребенок не несет ответственности за обстоятельства, при которых произошло зачатие, а, следовательно, не должен страдать и нести такое наказание, как лишение жизни.

К сторонникам так называемой смягченной абортной позиции в религиозной морали можно отнести представителей православной, протестантской и мусульманской религии. Подчеркнем, что названные конфессии выступают против аборта, но признают наличие исключительных случаев (медицинские показания, наступление беременности в результате изнасилования).

Православная церковь признает человеческое достоинство за эмбрионом на любой стадии развития. «Тот, кто будет человеком, уже человек», - утверждал Тертуллиан еще на рубеже II - III в. н.э. «У нас нет различия плода образовавшегося и еще не образованного», - писал св. Василий Великий (IV в.) в 1-м Каноническом послании, включенном в Книгу правил православной церкви. Исходя из этого, православная церковь понимает намеренный аборт на любой стадии беременности как убийство, как преступное посягательство на священный дар человеческой жизни, Вместе с тем рассмотрение вопроса об аборте морально приемлемо в случаях, когда развитие плода подвергает опасности материнскую жизнь. В данной ситуации наивысшей ценностью выступает именно сохранение жизни. Однако подобное предпочтение жизни матери перед жизнью плода попадает в разряд «невольных грехов», когда признается вред содеянного, но персональная вина личности смягчена. В этике ислама отношение к аборту определяется через моральный и правовой статус эмбриона, В аяте 228 второй суры Корана написано, что разведенная женщина не может снова выйти замуж раньше, чем через 90 дней, что позволяет избежать сомнений относительно отцовства. Овдовевшей женщине следует по той же причине ждать 130 дней (4 мес. 10 дней), прежде чем снова выходить замуж. Следовательно, устанавливая сроки от 90 до 130 дней, Коран косвенным образом определяет период, в течение которого зародыш приобретает статус человеческой личности. Исходя из этих положений и основываясь на предании о пророке Мухаммеде, согласно которому Аллах вдохнул «аль рух» (душу) в зародыш в 3 мес. и 1 нед. можно сделать вывод, что о зародыше как о человеческой личности можно реально говорить на 100-й день беременности. Отсюда полагаемое моральное «оправдание» аборта, возможного по медицинским показаниям. Отличием ислама является отсутствие института священнослужителей, следовательно, ответственность за принятие решения ложится на самого верующего. Наличие в исламе понятия «иджтихад» (способность и право интерпретировать) разрешает верующему мусульманину самому осмыслить возникающие проблемы. Отсюда возникает возможность менять свое отношение к аборту с учетом новых обстоятельств, возникающих в связи с достижениями медицины, биологии, биотехнологии.

Гражданская или общественная мораль безусловно отражает в себе моральное противостояние по проблеме аборта различных религиозных конфессий, В то же время она все больше опирается на так называемые реальные, демократические ценности, в основе которых лежат автономия и самоопределение личности, право и свобода выбора на согласие и отказ от медицинского вмешательства. Наиболее приемлемая аргументация, обосновывающая право женщины на аборт, предоставлена в документах Международной федерации планирования семьи. В них говорится о «двойной стратегии». Даже при доступности сексуального просвещения и современных средств контрацепции современная женщина должна иметь право на адекватный, гуманный, безопасный и легальный аборт-Большое внимание проблеме аборта всегда уделяла медицинская этика. Это объяснялось в первую очередь тем, что после принятия решения сделать аборт (аборт сам по себе оскорбляет нравственные чувства, так как изначально является уничтожением живого) женщина обращается к врачу. Отнюдь не случайно в клятве Гиппократа есть следующая фраза: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно же я не вручу никакой женщине абортивного пессария».

Движение за демократические права, последствия научно-технической революции, глобальные проблемы современности заставили представителей медицинской профессии по-новому взглянуть на обсуждаемую проблему. Не отказываясь от гуманистических принципов священности человеческой жизни с момента ее зачатия, современная медицинская этика ставит врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно прервать ее. В канонах классической этики этот выбор был однозначно отрицательным. В ряде международных деклараций во второй половине XX столетия, в том числе принятых представителями медицинских профессий, определено отношение к этой проблеме через следующие принципы: уважение прав и достоинства личности; уважение к человеческой жизни с момента зачатия; уважение к разным нравственным и религиозным позициям.

Примечательно, что в соответствии с современным пониманием вопроса (Декларация о медицинских абортах, г. Осло) врачу предоставляется право отказаться от производства аборта (если его личные убеждения не позволяют ему рекомендовать или осуществить это действо), перепоручив пациентку компетентному коллеге. Эти положения нашли свое отражение, как в отечественном законодательстве, так и в «Этическом кодексе российского врача».

В заключение в качестве аргумента, примиряющего точки зрения религиозной, либерально-общественной и медицинской этики на моральную составляющую проблемы аборта, приведем слова известного специалиста в области медицинской этики А.Я. Иванюшкина: «Решение об аборте - это всегда трудный, мучительный моральный выбор. Женщина (супружеская пара), делая такой выбор, стремится избежать «большего зла». Однако (даже во имя профилактики «большего зла») всегда остается злом и обязательно причиняет боль человеческой душе. Эта боль (чувство вины, нередко - раскаяния) свидетельство нравственного здоровья людей. А сама проблема искусственного аборта всегда будет оставаться открытой моральной проблемой». На наш взгляд, этическая, моральная, социальная, медицинская и правовая стороны проблемы аборта, указывают на сложность и неоднозначный характер данной проблемы, так как при любом решении, как запрета, так и разрешения абортов, всегда будут оставаться противники принятого решения. Поэтому для грамотного и наиболее оптимального разрешения данного вопроса необходимо ее всестороннее и глубокое изучение. Мы согласны с мнением российского законодателя о разрешении производства абортов по социальным и медицинским показаниям, но, на наш взгляд, для предотвращения производства незаконных абортов необходимы меры государственного воздействия, профилактические меры.

 

Автор: Лозанович Л.А.