14.11.2011 8793

Историко-правовой анализ развития представлений о территории государства

 

Определяя объективные признаки государства, без которых невозможно его существование, выделяют материальные факторы государственности, такие как: территория, население, институты государства, коммуникации, человеческий персонал - управленческие кадры. Государство обычно рассматривается как триада понятий «территория», «власть» и «население». Впервые эти элементы были использованы немецким государствоведом Г. Еллинеком для определения сущности государства: «Чтобы избегнуть юридических фикций и признать предшествующее всякой юриспруденции естественное бытие государства, представляется естественным искать объективное существо государства в одном из его составных, по-видимому, реально существующих, элементов. Эти элементы суть - территория, народ, властитель». Необходимость осуществления суверенной власти на территории в пределах государственных границ, вытекает из самой сущности современных государств.

Территория государства возникает в силу действия естественно-исторических закономерностей, живет по социальным законам, является материальным отражением уровня развития цивилизации и находит свое воплощение в том или ином территориальном устройстве государства.

Территориальное устройство государства определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением и развитием экономической системы, политических и правовых институтов. Оно выступает в социально-экономическом развитии общества одновременно и как фактор развития, и как результат этого развития.

Рассмотрение территории в двух смыслах - как фактической территории и территории юридической - позволяет отойти от понимания территории как формально-юридического предела существования государства. Понятие территории в юридическом аспекте позволяет выявить ее роль во всем процессе общественного государственного развития и не ограничиваться только лишь закреплением определенных пределов распространения государственной власти.

Территорию следует рассматривать не только как государственную территорию, т.е. как юридическую категорию, но и как естественную, географическую среду, в которой существует данное человеческое общество. В этом контексте территория представляется не только в виде пространственных пределов функционирования общества, некоей основы существования социального организма, но и как своего рода политическое, экономическое и культурное пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, за которыми государство выступает как иностранная, внешняя сила.

Традиционно под территорией понимается: 1) пространственная сфера, географический район; 2) находящаяся под юрисдикцией (суверенитетом) государства часть земной поверхности (включая сушу, территориальные воды, недра, воздушное пространство); 3) административно-территориальная единица - составная часть государства для осуществления государственной власти на местах; 4) регион, местность; 5) специальная зона, созданная для реализации специфических задач государства; 6) земля, поверхность суши; 7) сфера жизнедеятельности, сфера обитания населения и другие.

Однако, в полной мере истинно утверждение Н.А. Ушакова о том, что правовое понятие территории не имеет ничего общего с понятием территории «в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной флоры и фауны, местонахождения естественных богатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его обитания». Сам автор при этом предлагает понимать под территорией в международном и в национальном праве некоторое земное, а также внеземное (космическое) пространство, ограниченное от других земных пространств определенными поверхностями (границами) и имеющее тот или иной юридический статус и соответствующий ему правовой режим.

Г. Гррций справедливо утверждал, что вряд ли возможно однозначно определить происхождение понятия «территория», хотя и неизменно отмечал его государственно-правовой генезис.

Само государство зарождается в период, когда этносы (народы), нации, некие группы, связь в рамках которых еще основывается на кровно-племенных отношениях, начинают обособлять себя от других не только по признаку кровного родства, общего правителя, но и по принципу принадлежности к той территории, которую они занимают. Кровное разделение сначала дополняется, а затем в государстве и вовсе заменяется территориальным разделением. Следовательно, основной признак государственной территории - верховенство на конкретной территории соответствующей государственной власти.

Исторически осмысление территории, закономерностей ее правовых режимов происходило и происходит именно в рамках государственной территориальной организации через призму понятий «власть» и «государство». Соединение населения и государственной власти рождает феномен определенного типа общества, а вся триада создает государство и означает то, что верховная и единая государственная власть распространяется на всю данную территорию и на всех людей, составляющих ее население. В случае совершения действий, направленных на нарушение этого триединства, посягательств на верховенство государственной власти, государство имеет право и обязано обеспечить безусловное подчинение своим распоряжениям. Это во многом объясняет и сложившееся в теории права и государства понимание.

Территория - это категория, сформировавшаяся исторически в тесной связи с такими понятиями как государство и нация. Развивая это понятие, французский государствовед Леон Дюги уточнил его элементы: коллективность (нация, народ) территория, суверенитет. Он отмечал, что «коллективность может быть государством только тогда, когда она осела на территории с определенными границами. Без этого нет государства. Может существовать целая социальная группа, в ней может возникнуть даже политическая власть, но эта коллективность, дойдя даже до политической дифференциации, не составляет и не может составлять государства». Государство, таким образом, предполагает территорию как часть государственной организации. Иными словами, территория как часть земного пространства представляет собой необходимое естественное условие существования государства, материальную основу жизни организованного в государство общества.

В юридической науке сложились разные подходы к пониманию территории. Современные правовые исследования территории в обосновании собственных позиций чаще всего используют терминологию и анализируют сущность следующих. Объектная теория, разработанная Гейльберном, Зайделем, Цорном, характеризуется как старейшая по времени своего возникновения. Сущность данной теории связана с тем, что территория рассматривается как объект публично-вещного права собственности государства. На этом строится обоснование частноправовых форм приобретения территории.

Пространственная теория территории получила обоснование в работах Блюнчли, Г. Еллинека, Л. Дюги, Ф. Листа. В ее развитии приняли участие также Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов. В данной теории сделан упор на том, что территориальное верховенство входит в сферу публичного права и не включает право частной собственности, каковым является земельная собственность. Территориальное верховенство, как осуществление публичной государственной власти объявлялось ею правом не на территорию, а на население.

Право собственности государства на часть земли или всю землю в пределах государственной территории обычно выводится из суверенитета государства, его правомочия суверенно определять правовой режим земельной собственности, недр, природных богатств и др., уступать или обменивать отдельные части своей территории и т.п. Из суверенитета государства выводится его право национализировать размещенные на его территории имущество, производственные и иные объекты иностранных государств.

В противовес пространственной теории М.М. Козырь утверждал, что «Территориальное верховенство не может рассматриваться как основание права государственной собственности на землю». В советском, международном праве, нередко абсолютизировался подход, согласно которому государство осуществляет публично-вещное право на территорию (A.M. Ладыженский), а сама государственная территория «есть объект социалистической собственности и материальная база социалистического хозяйства» (В.Н. Дурденевский).

По мнению И.П. Трайнина, территория государства является не реальным объектом, а пространственным пределом власти. В поддержку своей позиции автор привел слова К. Фрикера, родоначальника пространственной теории в Германии, что под государственной территорией понимается само государство в пространственном ограничении. «Государство - это не что иное, как на основе права организованный в пределах определенного пространства народ».

В теории международной собственности, концептуальные основы которой представлены в работах таких авторов, как Лабанд, Розен, Цительман, Мартене, Оппенгейм, Лаутерпахт, территория государства представляет собой его собственность, но не внутригосударственную, а международно-правовую. При этом вычленяются два аспекта:

- государственно-правовой, согласно которому власть государства в пре делах своей территории представляет пределы распространения государственной власти;

- международно-правовой, согласно которому власть государства распространяется на определенную территорию, из чего сделан вывод, что территория выступает в качестве объекта права собственности в его гражданско-правовом смысле.

При этом территория рассматривается и как пространство властной деятельности государства для внутреннего права, и как собственность государства для международного права. Значит, в международных отношениях каждое государство выступает как собственник своей территории.

В теории международной собственности, фактически, обоснован комплексный характер территории государства. Государство одновременно и осуществляет территориальное верховенство в сфере публичного права, и обладает способностью распоряжаться своей территорией как своей собственностью в международных отношениях.

Объектная теория государственной территории, постулаты которой разработаны Блюнчли, Зайделем, Гейльберном, Лабандом, Гертнером, характеризует государственную территорию в качестве объекта права собственности в его земельном выражении. Обосновано, что территория - не только элемент государства, но и его объект. В той мере, в какой гражданско-правовые сделки по поводу земли допустимы между гражданами, они допустимы и между государствами. Данная концепция, по сути, отождествила правовое содержание отношений по поводу государственной территории и публично-вещного права.

В. Чичерин, российский апологет объектной теории, продвинул ее в плане разрешения возможных противоречий. По его мнению, принадлежность целой области целому государству по публичному праву обща с принадлежностью частной собственности. Как отдельное лицо может распоряжаться своею собственностью для своих частных целей, так и государство распоряжается своею собственностью для целей общественных. Если два эти права, придут в «столкновение: в таком случае частная собственность должна уступить»

Патримониальная концепция, обоснованная Л. Оппенгеймом и Донатти, во многом сходна с объектной. Однако для представителей патримониальной концепции государственная территория является объектом не государственной, а международно-правовой собственности. Этим обусловлена способность государства свободно распоряжаться собственной территорией.

Л. Оппенгейм одновременно предостерег от смешения правовой природы понятий. Он отметил, что «территориальная собственность» государства - это термин публичного права, который не следует путать с частной собственностью. Территория государства, как подчеркнул Л. Оппенгейм, не является собственностью монарха, или правительства, или даже народа данного государства. Существовавшее отождествление власти монарха и государства над государственной территорией с частной собственностью монарха или государства, прекратилось, по мнению Л. Оппенгейма, с окончанием абсолютизма.

В данном контексте считаем уместным привести слова Ю.Г. Барсегова, который, исследуя проблему соотношения государственной публичной власти и права частной собственности, пришел к обоснованному выводу, что территориальное верховенство относится к сфере публичного права, тогда как собственность входит в сферу частного права.

Известны и другие концепции территории, однако, полагаем, что уже приведенными концепциями нам удалось еще раз подчеркнуть сложность правового содержания территории государства, многоаспектность характеристик данного феномена, а также многофакторность его политико-правового состояния и реализации.

Советское право критически отнеслось к «буржуазным» концепциям и, в частности, к теории «так называемых элементов государства», под которыми «буржуазная наука понимает обычно территорию, население и власть». Концепция триединства была объявлена несостоятельной. «Хотя государство и немыслимо вне территории, характеризуется оно отнюдь не территорией как частью физической природы, а общественными отношениями людей, складывающимися на этой территории, регулируемыми и охраняемыми государством - политической организацией господствующего класса», - пишет В.С. Шевцов.

В советский период отечественная теория государства и права, рассматривала сущность государства, опираясь на материалистическую интерпретацию платоновской и гегелевской диалектики, в качестве машины, орудия для насилия одного класса над другим, для обеспечения эксплуатации (за исключением социалистического и коммунистического государства).

Большая Советская Энциклопедия определяет территорию как «пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, где господствующий класс осуществляет свою государственную власть, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами». В последующих изданиях БСЭ дает сходные, хотя и более научно-корректные, определения «территория», «территория государственная».

При рассмотрении вопросов передачи территории в соответствии с принципами советского права отмечалось, что акты государства по территориальным вопросам (например, решения, санкционирующие включение в состав СССР новых территорий или передачу определенной территории другим государствам) рассматриваются как документы политического характера, но не осуществление правомочий собственника земли. Государство, осуществляющее передачу части своей государственной территории другому государству, выступает как политический суверен, но не как собственник земли, поскольку право собственности на землю не может никому быть передано.

Подобные вещно-правовые взгляды, когда территорию относят к объектам публичного права, просматривались и у советских юристов-международников. Так, A.M. Ладыженский писал в 1948 г., что в международных отношениях государство «проявляет себя как собственник территории, когда заключает с другими государствами договоры о приобретении и уступке ее, об обмене отдельными ее участками, о сдаче или получении ее в международно-правовую аренду и т.п.».

Н.Н. Алексеев относит к элементам государства как реального явления следующие известные элементы: 1) территория, 2) население, 3) власть, 4) организованный порядок. Первые три элемента относительно общепризнанны, хотя третий из них (власть) с большей или меньшей последовательностью включается представителями современной юридической школы».

Несколько в ином ключе рассматривается понятие территории в более поздней научной литературе. Например, указывается, что «государственная территория - это принадлежащая данному государству и находящаяся под исключительной его властью часть земного пространства над сушей и водами». Здесь имеется в виду лишь международно-правовой аспект территории.

Б.М. Клименко, в свою очередь, решительно утверждал: «Поскольку определенная территория принадлежит определенному государству, постольку она является его собственностью. Эта собственность существенно отличается от понятия собственности во внутреннем праве. Она существует и рассматривается в плоскости международных отношений и международного права и в этом смысле может считаться международной».

Подобная концепция была подвергнута критике рядом авторов (Н.А. Ушаков, Ю.Г. Барсегов, A.M. Турубинер) на основании того, что земля и территория не одно и то же. Можно говорить о государственно-правовой собственности на землю, но не на территорию. Ю.Г. Барсегов, подвергнув в 1958 г. критике положение о том, что территория в СССР является объектом социалистической собственности, подчеркнул, что верховенство государства в пределах государственной территории носит публично-правовой характер, и государство, владеющее территорией от имени народа, не властно распоряжаться ею как своей собственностью вопреки интересам народа.

Аналогичную позицию заняли Н.А. Ушаков и Б.М. Клименко.

Именно в этом аспекте и следует понимать утверждение Б.М. Клименко о том, что государственная территория не входит в понятие государства как субъекта международного права, ибо принадлежность субъекта не следует отождествлять с самим субъектом.

В. Енгибарян определяет государство «как населяющую определенную территорию социально-политическую организацию общества, объединенного под единой суверенной властью». В.В. Лазарев и СВ. Липень - как «публичную организацию, обладающей верховной властью на определенной территории». В свою очередь, Л.С. Мамут считает, что «диалектика связей «территории», «власти» и «народа» совершенно другая; причем каждый из этих элементов связан с государством сугубо на свой собственный лад. Например, «территория». Она вовсе не часть самого государства, а лишь пространственное условие (наряду с временным) его бытия. Власть (точнее, публичная власть) и государство соотносятся не как часть и целое, а как функция и материализующая ее структура. Что касается народа и государства, то они коррелируют так, как субстанция и один из ее модусов».

Но территория - не просто особого рода пространство. Для нее характерны не только специфические пространственные критерии, но и многие другие характеристики. В своей книге «Территория государства: правовые и геополитические проблемы» С.Н. Бабурин отмечает, что для территории свойственны не только специфические пространственные критерии, но и другие характеристики, такие как: 1) размеры территории, т.е. ее общая площадь; 2) протяженность с севера на юг и с востока на запад; 3) компактность, т.е. сконцентрированность в единое целое; 4) географическое положение на карте мира, в т.ч. наличие рек и выхода к морю; 5) населенность (численность и плотность населения, его распределение по отдельным участкам территории); 6) климатические условия, на которые оказывают влияние приближенность к экватору или к одному из полюсов Земли, к морям или другим большим водоемам, нахождение в глубине или на краю континента; 7) особенности ландшафта (горы или низменности, болота или пустыни); 8) характер недр и степень их разработки (наличие полезных ископаемых, их доступность для разработки); 9) характер границ (юридически оформленные или фактически существующие, естественные или произвольные, надежно укрепленные или беззащитные); 10) характер сопредельных территорий (государственные или международные, с миролюбивыми или агрессивными политическими режимами); 11) время существования.

Государственная территория представляет собой не только некую физическую сферу распространения государственной власти, но и пределы реализации экономической, культурной, политической модели существования и воспроизводства гражданского общества. Территория государства - это исторически сложившаяся сфера политического, экономического и культурного развития народа. В пределах государственной территории народ осуществляет свой суверенитет и формирование своей цивилизационной модели, реализует свои представления о добре, претворяет цели своего существования и защищает свои общенациональные интересы.

Таким образом, территория как категория государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства.

Полагаем, что природой территориального верховенства определяется назначение государственной территории быть не только пространственной сферой, в границах которой обеспечивается суверенное осуществление государственной власти, но и объектом суверенного властвования. Однако для обоснования суверенного правомочия государства распоряжаться своей территорией нет необходимости рассматривать ее как предмет права собственности.

Проведя в пределах возможного необходимый анализ теоретических представлений категорий «теория» перейдем к рассмотрению категории «территориальная государственная организация».

 

Автор: Сысоева Е.А.