14.11.2011 3181

Роль устойчивости в структуре личностных качеств учителя безопасности жизнедеятельности

 

К наиболее важным личностно-профессиональным качествам учителя безопасности жизнедеятельности ученые относят эмоционально-волевые качества, умение контролировать свое поведение и поведения учащихся в различных профессионально-педагогических ситуациях, а также брать на себя ответственность и обладать решительностью при проведении различных практических занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях и др.

В работах педагогов и психологов А.Г.Ахромовой, В.Н.Завгороднего, И.А.Бикмаева, В.Гафнер, Т.Ю.Давыдовой, В.М.Заенчик, А.Н.Шмелевой, Н.Н.Скворцовой, С.АЛагун, А.В.Матвеева, Л.А.Михайлова, Н.Н.Пискарева , В.А.Черкасова и В.Г.Макаренко, И.М.Шиловой, И.А.Щеголева и др. хотя и не рассматривается конкретно проблема профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности, но так или иначе их научные интересы связаны с изучением этих вопросов. В работах этих авторов показаны различные аспекты профессиональной устойчивости педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности:

- профессиональная подготовка;

- психофизическая подготовка;

- профессионально-педагогическая готовность;

- профессиональная компетентность и др.

Все эти направления исследований объединяет то, что важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждый человек, независимо от выбора своей будущей профессии, должен быть нацелен на формирование в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно. Профессиональная деятельность учителя безопасности жизнедеятельности не является исключением. Свои функции учитель выполняет продуктивно, лишь хорошо владея психолого-педагогическими и профессиональными знаниями, умениями и обладает адекватными специфике деятельности свойствами личности.

Личность учителя безопасности жизнедеятельности стала объектом внимания ученых сравнительно недавно. Первым серьезным исследованием в этой области можно считать диссертационную работу Л.А. Михайлова, где автор выявил такие наиболее значимые свойства личности учителя, как любовь к профессии, стиль общения и его ментальность, эмоциональность и ее динамика, способность к импровизации, развитость профессиональной интуиции, без которых нельзя понять и реализовать авторскую природу педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности.

В структуре личности учителя безопасности жизнедеятельности особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога, и основой для формирования его профессиональной устойчивости.

Сущность профессионально-педагогической направленности наиболее полно раскрыта в работах В.А.Сластенина, П.Ф.Каптерева, Н.В.Кузьминой и ряда других исследователей. Так, П.Ф.Каптерев в свое время отмечал, что «можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской профессии, можно, наоборот, ничего не иметь против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения к детям и юношеству». Лишь совокупность этих качеств, отмечает Н.В. Кузьмина, обусловливает истинно педагогическую направленность.

Интерес к безопасности жизнедеятельности является вторым основным мотивом, формирующим профессионально-педагогическую направленность учителя безопасности жизнедеятельности. Направленность юношей и девушек, занимающихся в кружках «юных спасателей», в «школах безопасности» и др. должна пробудить интерес к педагогической деятельности в области безопасности жизнедеятельности, желание прививать культуру безопасности людям, в частности детям.

Направленность учителя безопасности жизнедеятельности на свою работу выражается в увлеченности ею. Она становится смыслом его жизни. Что приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать свое мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, т.е. быть активным творческим работником.

В числе орудий труда учителя выделяют такие функциональные компоненты как речь, память, мышление. Однако требования, предъявляемые к этим компонентам, а также и к личностным качествам, существенно отличаются у представителей разных педагогических профилей в зависимости от особенностей реализации их деятельности.

В.С.Агавелян отмечает, что психическая напряженность педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с классом и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушает здоровье.

Поэтому знание закономерностей саморегуляции состояний в педагогической деятельности, умение управлять собственными состояниями, а также овладение приемами и способами регуляции являются важными компонентами процесса самосовершенствования учителя и психологического образования будущих учителей. Однако эмоциональная регуляция невозможна без наличия определенных волевых качеств, т. е. учитель должен обладать способностями к преодолению различного рода как внешних, так и внутренних трудностей, возникающих в его деятельности.

Эффективность деятельности учителя, его профессиональная устойчивость, отмечает 3.Н.Курлянд, возможны только в том случае, если все его мысли чувства, эмоции направлены на достижение поставленных целей обучения. Такая направленность не удерживается сама собой, а достигается определенными волевыми усилиями.

Учителю безопасности жизнедеятельности, работающему со школьниками, больше всего необходимо обладать волевыми качествами, так именно ему по неволе приходится доказывать им значимость этих качеств, наличия сильной воли, обучая действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера. Особенностью условий деятельности учителя безопасности жизнедеятельности является повышенная ответственность за безопасность учащихся при выполнении практических занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (тренировок по гражданской обороне, занятий по прикладной физической подготовке, военно-полевых сборов и т. д.), так как эти занятия отличаются высокой степенью риска в получении травм. Это требует от учителя наличия повышенной решительности, внимательности и ответственности своих действий.

Таким образом, в рамках эмоционально-волевой сферы личности учителя безопасности жизнедеятельности выделяют:

- наличие чувства ответственности;

- решительности;

- уверенности в себе;

- умения управлять собой, мобилизовывать все силы на решение поставленной задачи;

- умения отвлечься от мешающих воздействий, преодолевать чувство сомнения.

В структуре нервно-психической сферы личности рассматривается:

- непрерывность, устойчивость внимания;

- наблюдательность;

- память;

- самостоятельность мышления;

- находчивость;

- изобретательность;

- критическое отношение к работе;

- воображение.

В том случае, когда личность специалиста отвечает требованиям, предъявляемым к ней, можно говорить о личностной готовности специалиста к профессиональной деятельности, которая обеспечивает её профессиональную устойчивость.

 

Автор: Клюшникова И.А.