14.11.2011 2360

Формирование профессиональной устойчивости как средство совершенствования подготовки учителей безопасности жизнедеятельности

 

Наряду с исследованиями, раскрывающими содержание профессионально-педагогической деятельности и личности учителя безопасности жизнедеятельности не менее важным направлением изучения проблемы являются такие в которых рассматриваются вопросы совершенствования теоретической и методической подготовки.

Эрудиция учителя безопасности жизнедеятельности складывается из общих и специальных и психолого-педагогических знаний. Общие знания складываются из изучения (гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин), они характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя.

Специальные знания - это знания, необходимые учителю для формирования культуры безопасности учащихся их можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и знания по безопасности жизнедеятельности.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Слабая эрудированность в гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплинах может привести к потере авторитета учителя в глазах учащихся.

Наличие в структуре профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности одних только знаний недостаточно для успешной учебно-воспитательной работы в школе.

Важно отметить, что существенную роль играют знания не сами по себе, а их система и целостность. Непосредственной функцией знаний является перевод разрозненных представлений в форму всеобщности, удержание в них того, что может быть передано другими в качестве устойчивой основы практических действий.

В своем исследовании З.Н.Курлянд отмечает, что у молодых учителей существует определенное несоответствие между знаниями и умениями, т. к. они не всегда могут и умеют применять полученные теоретические знания на практике.

Как отмечает А.В.Матвеев, студенты выпускники, владея основными знаниями по безопасности жизнедеятельности, часто не умеют их использовать в решении задач образования школьников по курсу ОБЖ.

В то же время профессиональная деятельность учителя требует широко и разнообразно применять теоретические знания в своей практической деятельности, разрыв между теоретическими знаниями и умениями просто не допустим.

Анализ работ, посвященных совершенствованию профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, показал, что основным недостатком работы вузов по формированию профессионально-педагогических умений у студентов является их плохой контроль и оценка О.Н.Пономарева, О.В.Сергеева.

А.В.Матвеев отмечает, что лишь 6% выпускников - будущих учителей безопасности жизнедеятельности имеют высокую подготовленность по методике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», 34% - среднюю, 60%, имеют слабую подготовленность в этом направлении.

О.А.Абдуллина подчеркивает, что в практике работы педагогических институтов педагогические умения рассматриваются лишь как овладение определенными практическими действиями. Отсюда вытекает и сложившаяся система их формирования, когда все сводится к тренировке, упражнениям в выполнении действий учителя. Но для учителя отмечает автор, совершенно недостаточно владение этими умениями лишь на эмпирическом уровне, от него требуется сознательное, творческое их применение.

Говоря о практической подготовке студентов, следует уточнить это понятие. Мы разделяем точку зрения В.В.Филанковского о том, что практическая подготовленность есть система, отдельные звенья которой вооружают студента комплексом профессионально-педагогических умений и навыков и позволяют опробовать их в естественных условиях практической деятельности, это процесс, ограниченный во времени для приобретения и закрепления практических умений и навыков.

Практическая подготовленность - это комплекс профессионально-педагогических умений и навыков, необходимых учителю безопасности жизнедеятельности, которые формируются в процессе специальных занятий, предусмотренных учебной программой, а также в ходе педагогической практики, где студенты выступают в роли преподавателей в школе, в роли организаторов мероприятий по безопасности жизнедеятельности.

 Простейшие собственно педагогические умения правильно показать упражнение, провести отдельную часть урока и т.д. наряду с методическими умениями, формируемыми на занятиях по теории методики обучения безопасности жизнедеятельности, позволяют студентам осуществлять лишь общую схему урока. Теоретические знания, получаемые студентами при изучении гуманитарных психолого-педагогических, медико-биологических, специальных дисциплин, позволяют использовать эти умения для достижения определенных целей, выраженных, например, в задачах педагогической практики.

На многих факультетах безопасности жизнедеятельности накоплен большой опыт проведения педагогической практики в общеобразовательной школе. Вопросам совершенствования проведения педагогической практики студентов по специальности «Безопасность жизнедеятельности» посветили свои работы О.В.Сергеева, А.Г.Ахромова, О.М.Матвеева, И.В.Тихонова. Однако следует отметить, что до сих пор педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя безопасности жизнедеятельности не представляет собой систему взаимосвязанных и строго последовательных требований к студентам, усложняющимся по годам обучения.

В исследованиях последних лет, посвященных изучению адаптации учителей безопасности жизнедеятельности к их профессиональной деятельности, отмечается, что большое число студентов и молодых учителей страдают от синдрома получившего название «шок от практики», последствием которой является боязнь аудитории, неуверенность в своих силах.

К сожалению, психологическую подготовку в профессиональной педагогической деятельности, оценивают недостаточно. Эмоции страха, робости, сомнения которые возникают у будущего учителя, могут не только тормозить развитие мотивационно-ценностного отношения личности к профессиональной деятельности, но даже привести к негативному отношению к данной деятельности из-за постоянно испытываемого чувства неудовлетворенности в процессе проведения учебно-воспитательной работы с детьми.

Кроме указанных требований, регламентированных официальными документами, основополагающим критериев профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности являются, на взгляд автора, знания особенностей курса ОБЖ и их учет в педагогической теории и практике. Автор отмечает, что учебно-воспитательный процесс по курсу ОБЖ весьма динамичен, так как нарастающие виды опасностей, угрожающие человечеству, требуют от педагога постоянного совершенствования средств, методов, форм преподавания. В этой связи сегодня от учителя безопасности жизнедеятельности требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность педагога в этих условиях может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.

Таким образом, во всех проанализированных нами работах рассматривались различные аспекты совершенствования профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности: формирование у студентов профессионально-педагогической готовности, профессиональной компетентности, методической готовности, профессионально-педагогической направленности и др.

Нас же интересует совокупность всех этих аспектов, которые обеспечили бы продуктивный и успешный труд учителя безопасности жизнедеятельности. После всестороннего теоретического анализа и практического опыта работы, мы пришли к выводу, что таким образованием, является профессиональная устойчивость к педагогической деятельности.

В нашем понимании профессиональная устойчивость учителя безопасности жизнедеятельности - это личностное образование совокупности профессионально-педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности, позволяющее успешно выполнять профессиональную деятельность, на протяжении длительного времени, сохраняя работоспособность и интерес к этой деятельности.

Тем самым в структуре профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности в качестве системообразующего компонента должен выступать процесс формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности.

 

Автор: Клюшникова И.А.