15.11.2011 1660

Теоретические основы содержания обучения - как категории в педагогической науке

 

Как известно, в основе разработки любой психологической концепции обучения лежит, прежде всего, анализ различных аспектов взаимодействия организма с окружающей средой. Объясняется это тем, что в ходе такого анализа выявляют то, без чего организм не может поддерживать свое функционирование, т.е. выявляют нормы существования организма. Для этого важно, по мнению ряда психологов, чтобы организм (субъект) знал ответы на следующие вопросы:

1. Как соотносятся события в окружающей организм среде друг с другом?

2. Как собственные действия организма соотносятся с событиями в окружающей его среде (что возникает или случается в окружающей среде, если организм действует на нее определенным образом - определенным набором операций)?

Ответ на первый вопрос важен потому, что, научившись распознавать некоторую регулярность событий в окружающей среде (научившись видеть регулярность, с которой происходят события), организм получает возможность видеть и определенные корреляции событий окружающей среды. Эта информация помогает организму (субъекту) структурировать среду (окружение) и, благодаря этому, делает ее предсказуемой для него. Собственно, здесь можно говорить о возникновении мыслительной деятельности, поскольку получается, что выявленная упорядоченность позволяет субъекту предвидеть вероятность событий будущего. Иначе говоря, начинает работать мышление как механизм вероятностных антиципаций.

В итоге научения регулярностям событий в окружающей среде организм (субъект) научается и определенным действиям (или реакциям) в ответ на стимулирующие его последовательности сиюминутных и ожидаемых событий в окружающей среде. При этом каждый предыдущий стимул, действующий на организм (субъект) воспринимается им как сигнал возможного воздействия следующего стимула. Это способствует возбуждению антиципируемого ответа со стороны организма (субъекта), который тем сильнее, чем неприятнее или опаснее ожидаемый следующий стимул.

Ответ на второй вопрос позволяет организму (субъекту) связать его собственные ответные действия (операции) и последствия, которые возникают во внешней среде в результате этих действий. Такая увязка собственных действий организма (субъекта) с их последствиями, возникающими во внешней среде, дает возможность индивиду осуществлять контроль над собственной личностью, оценивать эффективность собственных действий и, в итоге, менять свою ориентацию на внешнюю среду или ее часть (аспект среды).

Естественно, ответы на эти два важных вопроса индивид получает, как правило, не благодаря самообучению, а являясь реципиентом процесса обучения. Этот процесс в самом общем виде психологи определяют как процесс организации специфического вида деятельности индивида, в ходе которой возникают целесообразные изменения или во внешней, или во внутренней деятельности реципиента, или в его поведении в целом, или изменяется (увеличивается) информативный объем памяти реципиента, или появляются изменения в его личностной структуре. При этом четко различают три понятия: учение, научение и обучение.

Под учением понимают общий процесс обучающей деятельности; под научением - тот случай, когда индивид обучается сам; под обучением - тот случай, когда индивид учит другого (других).

Важно отметить, что к результатам обучения не относят те изменения в поведении индивида или в его личности в целом, которые могут быть вызваны органическими, физиологическими или другими свойствами (талантом, сильными эмоциями, травмами и т.д.). Обучение всегда связывают с определенным управлением реципиентом, которое имеет целенаправленный характер. «...Чему бы ни учился человек, это всегда возникающее в результате обогащение его психики новыми элементами или изменение уже имеющихся у него качеств».

Н.Ф. Талызина считает, что эти изменения идут по двум линиям. Прежде всего, это линия внесения новых образов, образование новых действий, или еще более сложных элементов, которые включают в себя образы и действия как составные компоненты. Вторая линия изменений - это модификация уже имеющегося. Это, например, увеличение степени обобщенности образов и действий, увеличение прочности выработанных умений, закрепление операций, развитие задатков. Отметим, что в любом случае, управляющий и управляемый объект (реципиент) становятся связанными определенной структурной связью, и возникающий контроль, и дальнейшая коррекция процесса обучения происходят на основе обратной связи.

В. А. Крутецкий считает, что обучение заключается в формировании (при помощи центральной нервной системы) аппарата отражения определенных стимулов, отражения стимулирующих реакций, программ определенных реакций на эти отражаемые стимулы. Поэтому у животного могут отражаться только непосредственные раздражители, у человека же отражаются, наряду с непосредственными раздражителями, также свойства объектов и смысл объектов воздействий. У животных может возникнуть только биологический ответ на раздражители, т.е. рефлексы. У человека возникает сознательная целенаправленная активность, управляемая общественно-полезной целью и регулируемая общественной практикой.

Говоря об обучении, следует особо остановиться на том, что психологи понимают в общем виде под его содержанием. В содержании любого обучения различают знания и поступки.

Н.Ф. Талызина определяет знания как «образы предметов и явлений внешнего мира, образы различных действий человека». Однако, на наш взгляд, в этом определении понятие «знания» оказывается несколько суженным, т.к. в нем отражается лишь одна сторона знаний. Мы считаем более широким и более приемлемым определение этого понятия, которое принято в школе А.В. Петровского: «Знания - это отражения свойств объектов (явлений), выраженные в категориях (терминах) общественного опыта (вербального и невербального языков)».

Поступком психологи называют сознательную, целенаправленную деятельность, проявляемую во внешнем плане (в поведении). Здесь уместно заметить, что если эта деятельность автоматизирована и имеет в своей основе рефлекс, то такая деятельность, возникающая в ответ на внешние воздействия на индивида, является просто реакцией организма.

Реакция организма бессознательна и далеко не всегда оказывается целенаправленной. В этом ее отличие от поступка.

Теперь, отталкиваясь от понятий «знания» и «поступки», вновь определим понятие «обучение». Обучение - это процесс организации усвоения индивидом определенных знаний и основанных на этих знаниях поступков (или, в широком плане, - определенной деятельности). При этом следует иметь в виду, что психологи различают два уровня усвоения: рефлекторный и когнитивный.

Когда в результате обучения индивид усваивает и закрепляет автоматизированные реакции, то речь идет о рефлекторном уровне усвоения.

Когда в результате обучения индивид усваивает определенные осознаваемые совокупно знания и основанные на них поступки, то имеют дело с когнитивным уровнем усвоения.

Рефлекторный уровень усвоения реализуется при обучении человека, как правило, путем «зазубривания» учебной информации. Этот уровень усвоения, хотя частично и включает в себя элементы когнитивного усвоения, тем не менее, весьма специфичен. Такое усвоение может обеспечиваться или путем тренировки в дифференциации ощущений при опознании объектов или их свойств (сенсорное усвоение), или путем тренировки в выборе известных способов выполнения движений - освоении двигательных программ (моторное усвоение). Высшей точкой в рефлекторном уровне усвоения считают синтез сенсорного и моторного усвоений (сенсомоторное усвоение). Здесь формирование способов выполнения необходимых действий идет под непосредственным контролем ощущений.

Когнитивный уровень усвоения - это то, к чему стремятся на конечных этапах процесса обучения человека. На этом уровне усвоения в сознании индивида отражаются не отдельные ощущения от объекта изучения или его сторон, а отношения, существующие между различными сторонами объекта изучения или между различными объектами. Высшей точкой когнитивного уровня усвоения считают интеллектуальную ступень. На этой ступени в сознании индивида отражаются объективные связи и структуры объектов окружающей среды в форме понятий, суждений и умозаключений.

Поскольку понятия, суждения и умозаключения выражаются через язык, то заметим, что он, представляя собой систему знаков и звуков, необходимую для обозначения объективных отношений структур и связей объектов, является средством, помогающим познанию. При обучении язык освобождает, зачастую, познание от необходимости быть постоянно «привязанным» к чувственному опыту, обеспечивая мышление возможностью оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями. Иначе говоря, благодаря языку у человека появляется возможность совершать действия во внутреннем плане (без реальной практической деятельности) с представлениями и понятиями, замещающими объекты изучения.

В качестве еще одного важного аспекта обучения психологи выделяют осознание индивидом цели познавательной деятельности. По их мнению, в качестве цели у человека выступает осознанный образ желаемого будущего. Именно этот образ будущего определяет конкретное течение обучения. Процесс обучения должен «подстраиваться» под желаемый образ (под то, что необходимо достигнуть). Характер «подстройки» зависит от того, насколько близко или далеко от желаемого то, что имеется в каждый данный момент (достигнутое). Естественно, осуществлять такую «подстройку» (коррекцию) можно только на основе обратной связи (при помощи обратной информации). Возвращающаяся к индивиду информация о том, правильно или неправильно, прочно или непрочно усвоены знания и поступки, выступает в качестве подкреплений. Если у животных характер подкреплений всегда имеет биологический смысл, то у человека подкрепления имеют социальный смысл, являются вторичными. Иначе говоря, у человека в виде подкреплений могут выступать благодарность, одобрение, хорошее отношение обучающего, признание правильности поступков и т.п.

Таким образом, можно констатировать: «...у человека формирование программы познавательной деятельности происходит, в основном, не путем проб и ошибок (хотя и это имеет место), а на основе сознательного планирования действий и представлений об их результатах». Самое важное следствие своевременных подкреплений состоит в том, что они способствуют появлению познавательной активности реципиента, т.е. активизации у него познавательной деятельности, направленной на усвоение знаний и поступков. Этому же способствует и мотивация, которая призвана стимулировать индивида на овладение знаниями и поступками за счет формирования у него потребности в них.

Основываясь на всем вышесказанном, еще раз определим с позиций психологии понятие «обучение». Обучение - это процесс организации такого взаимодействия между источником (обучающим) и реципиентом (обучающимся), в результате которого у обучающегося под влиянием стимуляции и управления его внешней и внутренней активностью возникают, формируются и развиваются определенные (необходимые) знания и поступки. Имея в виду это определение, отметим, что в качестве важнейших взаимосвязанных сторон деятельности реципиента в обучении, которые при активизации и соответствующей направленности дают возможность достижения цели обучения, А.Н. Леонтьев выделил следующее:

- положительное отношение реципиента к учению, которое выражается во внимании к воспринимаемой учебной информации, в готовности к активным усилиям для ее усвоения;

- чувственное восприятие реципиентом учебной информации, которое может обеспечиваться предметной, изобразительной или словесной наглядностью;

- осмысление и активная переработка реципиентом учебной информации, которые должны обеспечиваться включением приобретаемых знаний и формируемых поступков в уже ранее сложившиеся системы знаний и поступков;

- запоминание и сохранение реципиентом полученной и обработанной учебной информации, которые должны обеспечиваться за счет ее фиксации в ходе определенной активной внешней и внутренней деятельности индивида.

Завершая краткое рассмотрение психологического аспекта понятия «обучение», следует еще раз подчеркнуть, что обучение как процесс характеризуется двумя показателями. Во-первых, оно характеризуется накоплением определенного объема (фонда) знаний и поступков, наличие которых есть необходимое условие и результат функционирования мышления. Во-вторых, обучение характеризуется формированием системы умственных действий и операций, с помощью которых овладевают знаниями, и связывают знания с соответствующими поступками (соответствующей деятельностью). Иными словами, обучение характеризуется тем, что отражается в сознании, и тем, как происходит это отражение.

 

АВТОР: Ключенко Е.В.