15.11.2011 9809

Источники изучения историко-педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий

 

На современном этапе развития общественных наук в центре внимания находятся методологические и теоретические проблемы изучения действительности посредством познания исторических источников, применения новых методов исследования отдельных видов и групп источников, совершенствования общего уровня источниковедческих исследований.

Одно из перспективных направлений в исследовании источниковедческой базы истории новейшего времени - разработка новых методов получения информации о социальных и педагогических явлениях, использование и взаимное обогащение исследовательских методов исторической науки социологическими и психологическими методами.

Метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи, (в нашем случае - изучению историко-педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий) является результатом творческой деятельности человека. Методология современного источниковедения позволяет интерпретировать педагогические произведения или их сохранившиеся фрагменты как явления культуры и как источники для ее изучения. В книге «Теория истории» Л.П. Карсавин отмечал, что именно источники создают реальную возможность научного познания прошлого. «Через источник, как часть минувшего, - писал он, - мы вживаемся в единство этого минувшего и, познавая часть, в ней уже познаем и целое». Ученый справедливо видел в исследовании источников потенциальную возможность гуманитарного знания: «При достаточном понимании и правильной оценке источников, как частей прошлого, сами собою бледнеют и теряют силу жалобы на субъективность и ненадежность по сравнению с методами естественных наук метода исторического» .

Особое значение имеют историко-педагогические методы, которые позволяют воссоздать фрагментарно сохранившиеся педагогические произведения как явление культуры, раскрыть типологию и специфику того культурного целого, в котором данное явление состоялось, проследить развитие педагогических событий, явлений, процессов и изучить их состояние на сегодняшний день: синхронный, хронологический, метод периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, метод актуализации, структурно-системный, статистический, метод конкретных социально-педагогических исследований, метод социальной психологии, метод эксперимента, историко-генетический метод и методы междисциплинарные.

1. Синхронный метод предусматривает изучение различных событий и явлений, происходящих в разных местах (странах, регионах и т.п.) одновременно. Этот метод позволяет педагогу выделить как общее, так и особенное, отличительное в происходящих одновременно событиях и явлениях. Применение его, хотя и ведет к изучению явлений, но в то же время ограничивается их рассмотрением в статическом состоянии, что не характерно для человеческого общества, педагогического процесса.

2. Хронологический метод дает возможность рассматривать явления и события во временной последовательности, в движении и изменениях (в противоположность синхронному). Наиболее удачно хронологический метод проявляется при составлении хроник педагогических событий, которые обычно должны быть между собой связаны тематически и генетически. Отбор фактов для хроники зависит от темы исследования. Ограничиваясь хронологическим методом, исследователь теряет возможность связного, аналитического освещения прошлого. Только гармоничное сочетание синхронного и хронологического методов гарантирует успех научного исследования в ходе проблемного хронологического изложения.

3. Метод периодизации (диахронный метод) близок к рассмотренным. В нем особенно четко отражается специфика конкретного историко-педагогического исследования, выделяются качественные изменения в ходе развития изучаемого явления. Применение метода периодизации дает возможность исследовать педагогические процессы и явления во всем конкретном и неповторимом своеобразии с учетом их изменения и развития, с учетом проявляющихся в них общих и специфических закономерностей. Применяя этот метод, исследователь использует определенные критерии периодизации, то есть выявляет те исторические или педагогические факторы, качественные изменения, которые исследуются соответствующим методом. Критерий отражает главное содержание процесса, анализируемого в его конкретно-исторической форме. При периодизации исторического процесса или явления важно иметь в виду, что отмирание элементов старого и формирование новых качеств происходит постепенно и неодновременно в разных сферах жизни.

4. Сравнительно-исторический метод относится к собственно историческому методу. Одной из закономерностей исторического развития является определённая повторяемость, так как в ходе исторического развития встречается не только единичное, особенное, но и общее, повторяющееся на различных этапах. При изучении повторяющихся явлений следует исходить не из их внешнего сходства, а учитывать наиболее существенное внутреннее содержание. При сравнении подобных событий учитываются также и определенные различия между ними, вызванные конкретно-исторической обстановкой свершения каждого при допустимости условий и ограниченной аналогии. Но поскольку в разных явлениях проявляются общие тенденции и закономерности, поскольку в них отображаются в новом виде уже известные из истории типичные явления, постольку их полезно сопоставлять. Этот метод довольно часто применяется в педагогических исследованиях, так как при описании педагогического процесса, факта большую роль играет конкретно-историческая обстановка, в которой он протекает, и условия его развития.

5. Ретроспективный метод предусматривает изучение элементов прошлого, сохранившихся до наших дней для реконструкции на их основе явлений, происходивших в прошлом. При его помощи в исследуемом материале выделяются реликтовые, остаточные наслоения, которые и дают известное представление об отдаленном прошлом.

6. Метод актуализации позволяет использовать полученные историко-педагогические знания, результаты и выводы исследователя для последующей практической деятельности в соответствующей области, делать научные прогнозы, а также предлагать практические рекомендации. В исследованиях по современной педагогике данный метод широко применяется для реализации главной функции науки - прогностической.

7. Структурно-системный метод дает возможность рассматривать педагогические факты, изучаемый объект со всеми его основными чертами как единое целое. Рассматривая каждый новый этап развития объекта, исследователь прослеживает изменения в структуре и системе его, так как в ходе исторического развития эти компоненты претерпевают определенные сдвиги.

8. Статистический метод применяется при работе с большим цифровым материалом, на основе которого, можно представлять количественные данные в виде различных таблиц, средних величин и т.д. Этот метод помогает обобщить и синтезировать обширный однотипней материал.

9. Методы конкретных социально-педагогических исследований предусматривают изучение интересующих вопросов путем непосредственного наблюдения за соответствующим участком исторического процесса с помощью специальных методик - анкетирования;, интервьюирования, дневниковых записей и прочих.

10. Методы социальной психологии. Позволяют выявлять психологическое состояние (настроение, эмоции, симпатии, антипатии и пр.), которое оказывает непосредственное влияние на активность поведения педагогов и воспитуемых.

11. Особенность метода эксперимента в историко-педагогическом исследовании заключается в том, что некоторые события прошлого могут быть воспроизведены в новых условиях и временных рамках. Например, на основе исторического опыта кадетских корпусов в России стали возрождаться новые кадетские корпуса и военные гимназии, ориентирующиеся на лучшие традиции дореволюционных.

12. Историко-генетический метод основан на анализе одного и того же объекта в различных фазах его развития. Он позволяет восстановить исторические события и процессы прошлого, помогает последовательно раскрывать свойства, функции и изменения исторической реальности в ее развитии, а также находить причинно-следственные связи и закономерности развития педагогических систем и процессов.

13. Междисциплинарные методы позволяют эффективно использовать в педагогических исследованиях знания, полученные смежными науками.

Умение работать с педагогическими данными, свободно ориентироваться в своем исследовательском пространстве для ученого-педагога является фундаментально необходимым. Рассмотренные исследовательские методы позволяют логически связаны между собой, составляют единую систему - методологию источниковедения, которая позволяет реализовать такие принципы, как системный подход, историзм, разрабатывать и совершенствовать методы типологизации источников, источниковедческий анализ и синтез.

В настоящее время актуален вопрос о разработке новых методов введения документальной информации, педагогических источников в научный оборот для облегчения поиска и отбора интересующей информации. Это поможет исследователю пополнить свой педагогический опыт и внести в него определенный вклад. Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.

Пробелы, имеющиеся в источниковедческой базе новейшей истории, связаны не только с утратой некоторых категорий источников, но и с тем, что ряд социальных процессов вообще не поддается документированию и может быть восстановлен лишь ретроспективно, в значительной степени по воспоминаниям участников (например воспоминания бывших кадет, их памятки, записки, дневники, рукописные журналы, стихи, песни и т.п.). В то же время, в отличие от историков и педагогов более ранних эпох, современный педагог-исследователь имеет возможность активно воздействовать на состояние источниковедческой базы, участвовать в ее пополнении. Историками накоплен опыт собирания и публикации массовых мемуарных (автобиографических) материалов, создаваемых методами конкретно-социологических исследований. Публикуются, например, автобиографические свидетельства, полученные в результате массовых опросов и специально организуемых встреч (например, встречи бывших кадет из России и зарубежья). На основе сведений, полученных в ходе таких встреч, издаются сборники, журналы. Подобные массовые мемуары представляют собой ценность как источники информации о процессах, происходящих в определенной сфере, дают материал для изучения формирования мнений, точек зрения, стремлений, системы личностных ценностей и мотивации поведения.

В настоящее время имеется новый источник произведений, посвященным кадетским корпусам - зарубежье. Учеными западных стран анализируются те проблемы изучения массовых мемуаров,-которые сближают историка и педагога, являются для них общими. Эти проблемы по своему характеру источниковедческие. Главная из них - отражение специфики действительности в источниках данного вида, оценка достоверности, содержащейся в них информации, а также проблема отбора и систематизации нужных источников.

Рассмотрим некоторые особенности использования исследовательских методов при проведении современных историко-педагогических исследований.

1. Традиционный комплекс исследовательских приемов разрабатывался на протяжении длительного времени применительно к такой источниковедческой базе, которая создавалась без участия историка, педагога-исследователя. При изучении истории новейшего времени, исследователь может активно воздействовать на процесс формирования своей источниковедческой базы. Участники и очевидцы изучаемых историком событий являются его современниками. Он может организовать сбор различного рода воспоминаний (например, организовав встречу бывших кадет, их воспитателей, преподавателей), может опросить участников событий с помощью специально разработанных анкет. Следовательно, современный педагог-исследователь имеет возможность не только активно воздействовать на состояние своей источниковой базы, но и участвовать в ее пополнении, восполняя пробелы устными источниками, а также массовыми автобиографическими свидетельствами, получаемыми в результате опроса, бесед. В этом смысле можно говорить о том, что исследователь сам участвует в создании источников для будущих произведений. Таким образом, он пополняет свою источниковедческую базу и активно вмешивается в процесс накопления источников по определенной теме для будущих поколений исследователей.

2. Главная проблема, стоящая перед исследователем современности -проблема достоверности. Существует реальная опасность вольно или невольно подчинить источники заданной схеме. Между тем, важно получить не подбор иллюстраций к предварительным тезисам, а данные, имеющие объективную познавательную ценность. В отличии от традиционной постановки вопроса речь идет о том, что система критериев проверки достоверности применяется к еще несуществующим источникам. Она должна помочь избежать искажения фактов в самом процессе создания произведения. Для этого исследователь должен сформулировать тот круг вопросов, которыми он собирается руководствоваться. Ему необходимо знать, какова современная оценка событий, охватываемых воспоминаниями или анкетами; как формировалась доминирующая в том или ином случае оценка событий; в каком направлении шло формирование общественного мнения и какова была его эффективность; какую роль играл участник событий; каково соотношение между взглядами участника событий и исследователя.

Современные методы решения проблемы достоверности разрабатываются с учетом исследовательской методики источниковедения, социальной психологии и психологии памяти. Традиционные официальные исторические источники не дают достаточно полной картины для изучения сферы деятельности и быта отдельных групп людей (например, жизнь и быт кадет в школах-интернатах дореволюционного времени), их общественного сознания, настроений и взглядов, их системы ценностей. Изучая современное состояние общественного мнения, исследователь-педагог получает информацию об интересующих его событиях, которая может иметь значение и для исторических исследований, использоваться на различных этапах педагогического исследования.

Болгарский историк А. Патерински условно разделяет исторические источники на два типа: первичные, к которым относятся анкеты, интервью, беседа и вторичные материалы, разработанные на основе информации, содержащейся в первичных источниках. В изучении этих источников общие проблемы, стоящие перед историками и педагогами, по своему существу являются источниковедческими. Главная из них - специфика отражения действительности в источниках, проблема их достоверности.

3. Существенное значение имеет вопрос о переиздании массового мемуарного материала и снятия односторонности, связанной, в частности, с неравномерностью социального состава мемуаристов. Актуальной является разработка количественных методов, которые помогают анализировать содержание массовых мемуарных источников с помощью вычислительной техники и позволяют более эффективно использовать этот ценный исторический источник. Польскими историками накоплен некоторый опыт собирания и публикации массовых мемуарных (автобиографических) материалов, создаваемых по методикам конкретных исследований.

Мемуарная литература является одним из важнейших источников изучения опыта кадетских корпусов и военных гимназий. Мемуары (франц. memories) - воспоминания, повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. Изучая источник, исследователь должен отчетливо осознавать ту информационную среду, в которой творил автор источника, должен пытаться выявить не только непосредственные источники текста, но и существовавший информационный континуум. Так, европейские мемуаристы нередко используют возможность включать свои мемуары в историографический контекст (знакомясь с публикациями исторических сочинений и с произведениями других мемуаристов) и поэтому их часто рассматривают как историю настоящего (С. Шетрогагу, Ш.Югу); русские же мемуаристы даже в XVIII в. писали мемуары-автобиографии изолированно друг от друга, не имея возможности знакомиться с уже имеющимися произведениями, ориентируясь только на косвенные данные о степени распространенности мемуарного творчества.

4. Существенной особенностью исторических источников нового времени является то, что большинство их видов уже в момент создания предназначены именно для публикации (например, мемуаристика). Иными словами, современному мемуаристу присуще стремление к обнародованию своих воспоминаний.

Публикация исторических источников (в частности, мемуаров), непосредственно после создания создает принципиально новые условия для их сохранности. Мемуары-автобиографии, нередко адресованные прямым потомкам, зачастую если и не уничтожались самим автором или адресатом, то хранились небрежно и гибли. Системы их приема на государственное хранение не существовало. Попасть в архив они могли, как правило, в составе личных фондов, а еще чаще - коллекций, что затрудняет их поиск и использование.

Эволюция мемуаристики в России существенно отличалась от западноевропейского процесса. В Западной Европе развитие мемуаристики определялось двумя факторами, почти отсутствовавшими в России: постоянным накоплением исторических знаний (европейские мемуаристы имели возможность знакомиться со своей национальной историей) и формированием общественного мнения. Для России же характерно позднее становление исторического сознания и формирование общества.

Разрабатывая проблему эволюции мемуаристики, С.С. Минц предлагает следующий критерий оценки значимости произведения: «...отражение в мемуарах степени осознания мемуаристами сущности явлений и процессов общественного развития, связи индивидуального и социального в общественной жизни».

В настоящее время источниковедческая база по проблеме кадетских корпусов весьма представительна. В 1976-1989г. вышел в свет справочник по «Истории дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях», где собрана практически вся литература по кадетским корпусам. Много ценных в педагогическом отношении материалов (официальных документов, научных статей, методических работ, отчетов об индивидуальном и коллективном опыте работы учителей и воспитателей) печаталось на страницах периодического журнала «Педагогический сборник», который выходил с 1864 года.

Значительно расширяют источниковедческую базу зарубежные издания, как репринтные, так и новоизданные, широкое распространение которых началось с конца 80-х годов XX века. Особенно яркие представления о внутренней жизни кадетских корпусов дают разного рода исторические очерки и воспоминания бывших кадет.

Авторами мемуаров, посвященных кадетским корпусам, являются очевидцы событий - бывшие воспитанники кадетских корпусов. Они издают воспоминания, публицистику, художественную литературу, в которых описывают образ жизни в кадетских корпусах, правила поведения, нравы, поступки кадет и многое другое, чего не найти ни в одном научном, официальном документе. Для исследователя-педагога они интересны также тем, что отражают внутреннюю жизнь людей, волею судьбы вырванных из родной культурной среды.

«Особенностями существования кадетских корпусов в зарубежье были: обучение детей из самых различных слоев эмиграции, тогда как в России в основном учились сыновья офицеров, то есть, той среды, к которой они сами готовились принадлежать; кадеты воспитывались в чужой культурной среде, и все их стремления были направлены на сохранение любви к потерянной и далекой России... сохранялись прежние традиции: внутренняя дисциплина, товарищеская спайка и любовь к России и родному корпусу». Более 90% всех выпускников зарубежных русских кадетских корпусов в течение всей своей жизни многие десятилетия поддерживают между собой связи, имеют стройную кадетскую организацию, каждые два года съезжаются на съезды, имеют свои печатные органы, содержат музеи.

Зарубежные авторы, в основном, из числа воспитанников российских кадетских корпусов за рубежом, издают журналы «Военная быль», «Кадетская перекличка», «Исторический сборник», где печатаются материалы обзорного характера по истории кадетских корпусов и воспоминания бывших кадет ов.

В педагогическом плане подобные материалы представляют собой большую ценность, потому что их авторы пишут о событиях, не искажая реальные факты, тем самым «разрушая» некоторые сложившиеся мифы, описанные в официальных источниках и научной литературе.

Из работ советского периода следует обратить внимание на исследование Н.И. Алпатова, посвященное кадетским корпусам. Являясь почти единственным по данной теме (за исключением небольшого числа статей), оно содержит достаточно полную информацию и соответственно идеологизировано. Единичность этой работы в данном направлении объясняется не отсутствием интереса к теме, а ее запретностью. В последнее время интерес к проблеме возрастает. Однако появляющиеся работы иногда грешат определенной скороспелостью и категоричностью выводов. В настоящее время имеется и достаточно большой мемуарный корпус, который требует тщательного источниковедческого анализа.

Важнейшей частью государственного информационного ресурса являются архивы. Архивный Фонд Российской Федерации содержит около 460 миллионов документов; ежегодно он пополняется на 1,6 миллионов, немалая часть которых по кадетским корпусам. Архивные документы кадетских корпусов сосредоточены, в основном, в фонде Главного управления Военно-учебных заведений Центрального Военно-исторического архива в Москве. Исследователи, занимающиеся поиском материалов о кадетских корпусах, имеют возможность найти и использовать ранее не доступную литературу -произведения бывших кадет.

Расширяется сеть архивов, которые поступили в распоряжение исследователей: иностранные архивы, ранее недоступные отечественные (архивы КГБ, церкви и др.), закрытые фонды известных архивов. Интересующую информацию сейчас можно найти и через Интернет, сделав запрос в библиотеку или архив, что облегчает поиск и отбор нужной литературы. Через Интернет можно заказать и купить интересующую книгу.

В результате аналитико-синтетической работы нами составлена классификация дореволюционных источников изучения опыта кадетских корпусов. В отличие от исследования педагогических систем, исследование педагогического процесса требует систематизации источников не по хронологическому признаку, а по характеру отражения в них педагогической действительности. Так, официальные архивные документы-отчеты, протоколы, уставы, законы, проекты и т.п. отражают внешнюю, официальную картину жизни корпусов. Незаметная в потоке официоза сторона их жизни -внутренняя - более представлена в художественных произведения, мемуарах и т.п.

В соответствии с данным признаком все дореволюционные источники, заключающие в себе опыт кадетских корпусов, разделены на пять групп:

1. Официальные источники, которые на государственном уровне определяют устройство, порядок, законодательно регламентируют деятельность кадетских корпусов как системы;

2. Официальные источники на уровне отдельного учебного заведения, которые содержали в себе отчеты педагогических комитетов, памятки, заповеди, правила, приказы, постановления для отдельного учебного учреждения;

3. Научно-педагогические источники: монографии, статьи, отчеты о научных исследованиях, в которых рассматриваются наиболее актуальные для того времени вопросы педагогической теории; •

1. Методическая литература и обобщение практического опыта: материалы семинаров, съездов, совещаний, постановления педагогических комитетов, учебные пособия, наставления, инструкции, рекомендации;

2. Источники личного происхождения: мемуары, дневники, письма, художественные произведения.

Наиболее значимыми источниками первого типа являются: План военного воспитания; Общие положения для всех военно-учебных заведений; Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений; Инструкция по учебной части; Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов и др.

Второй тип источников составили следующие документы: Новый Устав сухопутного кадетского корпуса; Положение о военных гимназиях ; Положение о Михайловской артиллерийской и Николаевской инженерной академии ; Положение о Николаевской академии генерального штаба ; Положение, штаты и табели юнкерских училищ ; Новое Положение о военных гимназиях и об учительской семинарии военного ведомства ; Правила приема и программы для поступления в военные гимназии и др.

Среди источников третьего типа следует назвать работы М.С. Лалаева, А.В. Висковатого, И.А. Сикорского, И.Старкова, Б.Г. Медема, П.А. Галенков-ского.

К источникам четвертого типа относятся работы Я.И. Ростовцева (методические рекомендации, инструктивные документы), Труды Первого съезда офицеров-воспитателей , работы по вопросам воспитания и обучения (А.Н. Макаров, А.О. Громачевский, П.Ф. Бунаков, А.Д. Бутовский, П.Ф. Лес-гафт и др.).

Пятый тип представлен произведениями мемуарной и художественной литературы: воспоминаниями С. Глинки, Жиркевича, А. Игнатьева, Л. Драке, Д. Левшина и др., повестями Н. Лескова «Кадетский монастырь», А. Куприна «Кадеты», С. Колбасьева «Арсен Люпен».

Таким образом, рассмотрение современного состояния проблемы поиска, отбора и систематизации источников изучения опыта кадетских корпусов и военных гимназий позволяет сделать следующие выводы:

1. Современная источниковедческая база представлена документами, в разной степени отражающими все стороны жизнедеятельности кадетских корпусов: официальную, научную, учебную, воспитательную, бытовую. Классификация их по характеру отражения педагогической действительности является важной предпосылкой для проведения полноценного историко-педагогического исследования, педагогического процесса в кадетских корпусах с целью использования его позитивных моментов в современных образовательных учреждений подобного типа.

2. Использование системы историко-педагогических методов (синхронного, хронологического, метода периодизации, сравнительно-исторического, ретроспективного, метода актуализации, структурно-системного, статистического, метода конкретных социально-педагогических исследований, метода социальной психологии, метода эксперимента, историко-генетического метода и методов междисциплинарных) позволяет по отдельным фрагментарным сведениям воссоздать целостный образ культуры определенного времени, проследить развитие педагогических событий, явлений и изучить их состояние на сегодняшний день.

 

АВТОР: Климашкина Е.В.