21.10.2010 8464

Рекреация подростков в структуре показателей качества жизни (А.В. Бирюкова)

 

На правах рукописи

 

Бирюкова Алла Владимировна

 

РЕКРЕАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СТРУКТУРЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

 

Специальность 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

 

Санкт-Петербург 2009

 

Работа выполнена на кафедре «Социология» Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

 

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Костин Роман Алексеевич

 

Официальные оппоненты:  доктор социологических наук, профессор Первова Ирина Леонидовна, кандидат социологических наук Кондратьева Яна Валентиновна

 

Ведущая организация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

 

Защита состоится " 24 " февраля 2009 г. в 16 часов в ауд. 324 на заседании Совета Д 212.232.13 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 193060, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 9-й подъезд, факультет социологии.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Ученый секретарь Совета Д 212.232.13 кандидат социологических наук Н.В. Соколов

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования определяется необходимостью создания новых подходов к формированию эффективной системы рекреационной деятельности.

Рекреация играет важную роль в решении социальных проблем, способствует повышению качества жизни, совершенствованию системы санаторно-курортного обслуживания, созданию условий для удовлетворения рекреационных потребностей населения. Основная функция рекреации – социальная, решает проблему организации свободного времени, социального взаимодействия между людьми и группами; повышает образовательный, культурный уровень.

Экономический смысл рекреации заключается в восстановлении работоспособности, сокращении заболеваемости, обеспечении занятости населения в рекреационной сфере, включая работу в туристском, санаторно-курортном комплексе, спортивно-оздоровительных, культурно-досуговых и образовательных учреждениях.

Возможность отдыха, расширение спектра социальных контактов в период рекреации и повышение уровня здоровья являются одними из тех качественных параметров, которые отражают качество жизни подростков.

Высокая заболеваемость подростковой молодежи, тяжелое материальное положение многих семей при котором родители не могут уделять подростку внимание, так как заняты добыванием средств к существованию, рост подростковой преступности, безнадзорности, алкоголизма, наркомании (средний возраст курения составляет сегодня 13 лет, потребления алкоголя -14 лет, наркотиков -15 лет), разрушение ценностных ориентаций и еще ряда социально зависимых показателей свидетельствуют о необходимости доступных основной массе подростков форм организации рекреационной деятельности.

В период каникул, немногие родители могут отправить школьника в оздоровительные учреждения, вывезти за город, что обусловлено нестабильным финансированием оздоровительной сферы, ростом стоимости путевок, высокими тарифами на все виды транспорта.

Не созданы условия, побуждающие людей бережно относится к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы рекреации, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, туризм, активный отдых и т.д.). Информация об имеющихся возможностях проведения рекреационных занятий представлена коммерческой рекламой, служащей “обществу потребления” и воспроизводящей потребности в праздности, развлечениях. Это означает, что подростки в свободное время посещают кинотеатры, дискотеки, кафе, проводят время перед телевизором, компьютером или находится во власти улицы.

Ведущим направлением государственной социальной политики является повышение качества жизни населения, уровня здоровья, образования, удовлетворения социальных и духовных потребностей, в этой связи, рекреация приобретает особое значение как средство укрепления здоровья и развития личности подростка.

Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, учреждений дополнительного образования на рационализацию досуговой деятельности, каникулярного времени, летнего отдыха детей и молодежи. Система государственного управления начинает осознавать важность и необходимость организации отдыха и оздоровления детей и молодежи: проводит оздоровительные кампании, научно-практические конференции организаторов отдыха.

Таким образом, рекреационные процессы нуждаются в комплексном научном исследовании, которое позволит проследить общие тенденции рекреации, выявить ее специфические черты, обозначить основные направления развития.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время отечественных исследований, посвященных изучению рекреационной деятельности, сравнительно мало. Освещение вопросов взаимодействия рекреации и качества жизни подростков требует обращения сразу к нескольким самостоятельным областям социологического знания, а именно: социологии досуга и рекреации, социологии туризма, социологии здоровья и качества жизни.

Исследования досуговой активности представлены в трудах отечественных ученых (Л.А. Акимовой, А.С. Батнаусова, И.А. Бутенко, М.Н. Гончаренко, Е.Л. Омельченко, В.Д. Патрушева, И.А. Пискуновой, Н.В. Подвойской, В.А. Трегубова и зарубежных ученых, как Дж. Бокарро (J. Bocarro), П. Браун, Т. Веблен, Ал.Джини, Д. Пипер, К.Л. Сигенсейлер (K.L. Siegenthaler), Р.А. Стеббинс, Г.К. Честертон).

Структура, сущностные основания рекреации, методы организации и управление рекреационной деятельностью изложены в работах (Л.А. Багровой, Н.В. Багрова, Ю.А. Веденина, В.С. Вишаренко, В.Л. Голубевой, П.И. Зеликмана, И.В. Зорина, А.С. Кускова, Л.Ю. Мажар, Ю.А. Матусова, Н.С. Мироненко, В.В. Морозовой, Т.Н. Одинцовой, В.С.Преображенского, И.Т. Твердохлебова, Ю.А. Худеньких, Дж. Годби (G. Godbey), М. Дивайн, С.В. Клитзинга (S.W. Klitzing), С.П. Котрелла (S.P. Cotrell), Дж. Норлинга, Г. Плейса (G.Place), Дж. Спруза).

Социологические аспекты туристской деятельности анализируются в исследованиях (А.Ю. Александровой, Л.Т. Белькова, В.А. Квартального, А.П. Осауленко, А.Б. Фенько) и др. В этих исследованиях туризм рассматривается как составная часть рекреации, посредством которого решаются оздоровительные, познавательные, социальные, информационно-коммуникативные задачи. В данном случае среди социологов отметим работу А.П. Осауленко, в которой туризм рассматривается как социальный институт, занимающий самостоятельное место в социальной системе и обеспечивающий устойчивость целой области социальных связей и отношений.

Состояние и развитие индустрии здоровья, вопросы здорового образа жизни, влияние социально-экономических факторов на формирование здоровья подростков явились предметом изучения в работах (Г.М.Апанасенко, В.В.Белоусова, В.М.Выдрина, И.В.Журавлевой, В.Р.Кучма, О.Ю.Малоземова, Ю.В.Науменко, В.С.Тапилиной, К.Н.Хабибуллина, И.В.Цветковой, А.В.Чернышева, О.В.Шиняевой).

К изучению вопросов качества жизни населения обращаются (В.М.Бобков, Б.В.Бойцов, А.Л.Васильев, М.К.Горшков, К.Муздыбаев, П.С.Масловский-Мстиславский, Е.С.Соловьев, Е.Г.Слуцкий, А.И.Субетто, Н.Н.Фенкас) и др.

При формировании стратегий рекреации автор обращается к разработкам Л.Т. Волчковой, В.Н. Мининой по социальному управлению, направленному на улучшение качества жизни населения. Среди зарубежных авторов, качество жизни рассматривали Р.Винховен, А.Кэмбэлл, П.Харвуд, Лю Бен-Цзы и др.

Необходимо отметить, что исследование рекреации как составного элемента качества жизни подростков является новым для нашей страны, поэтому нуждается в теоретической разработке для последующего внедрения в практической сфере.

Цель диссертационного исследования – на основе анализа рекреации школьников-подростков сформировать социальные модели и разработать стратегии повышения качества жизни.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

.1. Рассмотреть основные теоретические подходы к анализу рекреации и качества жизни;

2. Раскрыть структуру и особенности рекреационной деятельности;

3. Определить социальные показатели здоровья подростков;

4. Разработать социальную модель рекреации на основе потребностей и возможностей подростков;

5. Выявить стратегии рекреационной деятельности, повышающие качество жизни подростков.

Объектом исследования выступает рекреация подростков Санкт-Петербурга.

Предметом исследования является процесс рекреации подростков

Санкт-Петербурга, обусловленный их качеством жизни, а также общие и специфические характеристики, организация рекреации, ее регулирование.

Теоретическую и методологическую базу диссертационного исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей по социологии рекреации, досуга, туризма, молодежи, здоровья и качества жизни.

При разработке темы использовались общенаучные методы: эмпирическое обобщение, диалектический метод, сравнительный и системный анализ. Для сбора и обработки данных применялись: анкетный опрос, глубинное интервью, методы математической статистики (анализ первичных статистик, корреляционный анализ Пирсона); анализ официальных и статистических документов; вторичный анализ результата ряда исследований по изучаемой проблематике.

В работе автор опирается на принципы структурного анализа, теорию действия Т. Парсонса с использованием “качественно-деятельностного” подхода. Обращается к концепциям, посвященным анализу «социальных рисков» (У. Бек, Э. Гидденс), капиталов П.Бурдье и общества потребления Ж.Бодрийяра.

При исследовании рекреации необходимо отметить работу А.С. Орлова, где системно изложена методология социологии рекреации.

Анализ рекреационной деятельности проводился с использованием материалов образовательного центра NRPA (national recreation & park association).

Информационную базу составили статистические данные Госкомстата, Петростата, результаты социологических исследований, проведенных ВЦИОМ, фондом «Общественное мнение», Центром Ю.Левады, а также материалы научных конференций, конгрессов, посвященных рекреации, здоровью, туризму; законодательные документы федерального, регионального и местного уровней, Интернет-ресурсы Министерства образования и науки РФ, WHO (ВОЗ), Комитета по образованию, Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга.

Эмпирической базой диссертации являются:

– результаты анкетирования подростков Санкт-Петербурга 13-16 лет на туристической базе отдыха “Ленинец” (Карелия, Лахденпохский р-н – 2005 г.);

– результаты анкетирования подростков 13-16 лет – учащихся 8-11 классов следующих школ Санкт-Петербурга: школы-гимназии №11 Василеостровского р-на; школы-гимназии №2 Центрального р-на; школы-гимназии №227 Фрунзенского р-на; общеобразовательной школы №332 Невского р-на и общеобразовательной школы №633 Калининского р-на – 2006-2007 гг. В ходе исследования использовалась квотная выборка по признакам (возраст, место учебы, материальное положение);

– результаты глубинного интервью подростков базы отдыха “Ленинец” и учащихся вышеназванных школ;

– анализ социальной ситуации рекреационной деятельности (анализ документальных материалов Государственной статистики по г.Санкт-Петербургу – 1995-2007 гг.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- рекреационный процесс рассмотрен в корреляции с социально-экономическими показателями качества жизни подростков;

- в ходе исследования уточнено содержание ряда специальных понятий: «рекреация», «досуг», «отдых», «туризм»;

- на основании собранной информации и ее анализа разработаны социальные модели рекреации;

- уточнена специфика проблемы организации рекреационной деятельности молодежи в Санкт-Петербурге;

- разработана концептуальная схема создания рекреационного сектора на базе Комитета по образованию.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что обоснованные с позиции междисциплинарного подхода в работе научные положения и выводы могут служить теоретическими основаниями социологических исследований, при мониторинге рекреационной деятельности.

Стратегии рекреации могут быть использованы:

- в деятельности школ Санкт-Петербурга;

- в работе региональных и местных органов управления при осуществлении оздоровительно-образовательной деятельности.

Модели рекреации могут найти применение в оздоровительной (ДОЛ, санаторно-курортная сфера), досуговой, туристической деятельности подростков различных типов учебных заведений Санкт-Петербурга.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных пособий, лекционных курсов и спецкурсов по «Социологии культуры, досуга и рекреации» для специалистов, бакалавров и магистрантов высших учебных заведений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Реализация основных элементов рекреационной деятельности способствует улучшению качества жизнедеятельности подростков.

2. Социальные модели рекреации могут быть различными, зависящими от условий, целей, возможностей, субъективных характеристик социума и субъектов.

3. Участие подростков в рекреации ограничено материальными, психофизическими, личностными и социальными факторами.

 4. В современных условиях вследствие высокой заболеваемости подростков, увеличении учебных нагрузок, других неблагоприятных психологических воздействий, а также снижения рекреационных возможностей семьи и школы возникает потребность дополнительного целенаправленного включения подростков в рекреацию.

5. В качестве одной из стратегий решения проблемы социальной рекреации автором предложено создание Сектора рекреации в отделе воспитательной работы и дополнительного образования на базе Комитета по образованию.

Апробация результатов исследования.

Теоретические положения, результаты и основные выводы проведенного исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и семья: проблемы и перспективы» (СПГУТД, 20 октября 2005 г.), на научно-теоретическом семинаре «Методологические вопросы преподавания гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении» (СПбГУСЭ, 25 ноября 2005 г.), на научно-практической конференции «Социальные резервы повышения эффективности региональной экономики» (СПбГУСЭ, 12 апреля 2006 г.), на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (МГУ, факультет социологии, 3-5 октября 2006 г.), на Всероссийской конференции «Россия: приоритетные национальные проекты – инновации – молодежь» (РАН, 16-17 ноября 2006), на конференциях «I, II, III Ковалевские чтения» (СПбГУ, факультет социологии, ноябрь 2006-2007-2008 гг.), на Международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерантность в современном обществе» (СПбГУ, факультет социологии 28 апреля 2006 г.). Автор также принимал участие во II и III Адлеровских чтениях (март 2007-2008 гг.).

Научно-практические положения исследования отражены в 14 публикациях автора.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включая, шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во Введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются цель, основные задачи, объект, предмет исследования, его теоретико-методологические основы, формируются положения, выносимые на защиту, излагается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Первая глава «Теоретико-методологические основы анализа рекреации и качества жизни» посвящена рассмотрению основных теоретических и методологических положений исследуемой проблемы, характеристике рекреации в контексте качества жизни (КЖ). Анализируются подходы к определению рекреации и КЖ в разных отраслях социологии и смежных науках.

В первом параграфе «Теоретический анализ понятия “рекреация“ проводится анализ понятий: “досуг”, “отдых”, “рекреация”, “туризм”, уточняется их содержание, соотношение и смысловые границы в качестве базисных категорий рекреационной деятельности.

В диссертации рассматриваются различия рекреации в западной и отечественной научной школе, этапы ее развития.

В 90-е гг. XX в. западные ученые Дж.Годби, К.Л.Сигенсейлер, С.Котрелл и др. трактовали рекреацию как социальный процесс, направленный на восстановление здоровья и снятие усталости. Рекреация рассматривается как средство, помогающее концентрировать и удерживать внимание, повышающее самооценку. Развивается экспериментальное направление, где исследуется влияние физкультуры, спорта, искусства и других рекреационных занятий на здоровье человека. Применяя “качественно-деятельностный” подход автор выделяет виды рекреации на основе теории действия Т. Парсонса. В данном контексте выделяются уровни рекреации: низкий (развлекательная составляющая – кафе, бары, кинотеатры, дискотеки); средний (физиологическая составляющая – физкультура, спорт); высокий (социальная составляющая, связанная с развитием личности).

Дж.Бокарро, П.Браун, Ал.Джини, М.Кантерс, Д.Меркер, Дж.Норлинг (2000-2007 гг.) заменяют рекреацию такими терминами как «рекреационный опыт», «игра», «досуговый опыт», «релаксация», «спорт», «туристический опыт». В западной социологии категория «рекреация» отождествляется с досугом, спортом и туризмом.

Отечественные ученые (90-е гг. XX в.) А.С.Орлов, Н.С.Мироненко, И.Т.Твердохлебов, Н.Ф.Реймерс сферу рекреации связывают с понятием о рекреационной системе. Рекреационная система отражает структуру рекреационных потребностей субъектов, которые удовлетворяются в процессе рекреационных занятий (лечебные, оздоровительные, спортивные, познавательные).

В 2000-2007 гг. рекреация описывается в рамках «туристского» подхода, где рекреацию отождествляют с понятием «туризм» (А.Ю.Александрова, В.А.Квартальнов, О.П.Осауленко, Ю.А.Худеньких и др.) Туризм понимается как социально-экономическое явление, проявляющиеся в путешествиях и рекреации с целью удовлетворения потребностей в движении, перемещении, открытии нового, познании.

Социальная значимость рекреации определяется ее ценностным потенциалом, включающим здоровье, физическое развитие, социально-культурное обогащение. Исходя из смысла ценностного подхода, автор под категорией “рекреация” понимает социально организованный процесс, направленный на восстановление и поддержание физических и духовных сил человека с целью оптимизации состояния здоровья и приобретения положительного социального опыта. Социальный опыт связан с рекреационным эффектом, который измеряется степенью удовлетворения потребностей человека в отдыхе. Само измерение носит характер эмоциональных субъективных оценок собственных ощущений удовлетворенности отдыхом. Значение рекреационного эффекта в методологическом смысле заключается в том, что его наличие свидетельствует об актуализации рекреации, о возникновении субъект - объектных отношений и связей. Наличие положительного социального опыта означает включение человека в дифференцированные виды рекреации.

Во втором параграфе «Характеристика рекреации в контексте междисциплинарного подхода» раскрывается содержание, структура и основные функции рекреации.

Выделяются типы рекреации на основании свободного времени. Раскрывается специфика рекреационных потребностей в восстановлении и развитии физических и духовных сил.

Реализация рекреационных потребностей осуществляется в определенных видах рекреационной деятельности: физической, туристической, климатической, творческой, зрелищной, игровой, релаксационной, бальнеологической и социально-психологической рекреации.

В диссертации предложена типология рекреационных занятий, составленная для подростков Санкт-Петербурга.

Подробно рассматривается структура рекреационного потенциала: информационные ресурсы, природные, культурно-исторические, социально-экономические рекреационные ресурсы. Здесь же выделены рекреационные системы по Н.С.Мироненко, отражающие стадии социопсихологического восприятия субъектом отдыха рекреационной среды: 1) предеятельная (отражает характер и структуру рекреационных потребностей); 2) деятельная (процесс осуществления рекреационных занятий как особых форм взаимодействия людей со средой отдыха); 3) последеятельная (эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты).

Конструирование рекреационного пространства происходит под воздействием субъектов отдыха. От рекреационных потребностей, качества жизни отдыхающих зависит структура и содержание рекреационной среды. Организаторы отдыха позиционируют рекреацию, предлагая направление, место, время, условия с целью осуществления РД. Для этого используется реклама, система маркетинга, менеджмента, транспортных коммуникаций и т.д.

Автор останавливается на функциях рекреации: медико-биологической, социально-культурной, экономической. Основываясь на общих закономерностях, приводятся некоторые принципы рекреационной деятельности.

Далее в работе рассматриваются особенности городских и пригородных рекреационных зон на примере Санкт-Петербурга. Особое внимание в данной части работы уделено официальной статистике основных рекреационных объектов города с численностью отдыхающих подростков. Согласно данным наблюдается негативная тенденция в связи с сокращением числа центров летнего отдых детей и подростков.

В третьем параграфе «Структура показателей качества жизни подростков» анализируется качество жизни по отношению к рекреации.

Все большая наполняемость “рекреационного пространства” подводит автора к ориентации на качество жизни как интегральной, качественной характеристике жизни субъектов.

В.Н. Бобков, А.Л. Васильев, М.К. Горшков, К.Муздыбаев и др. определяют качество жизни по объективным (статистические характеристики) и субъективным (оценка индивидом КЖ на основе собственного жизненного опыта, интеллектуального развития, эмоционального состояния и т.д.) показателям.

А.И.Субетто рассматривает качество жизни как систему взаимодействия разных компонентов: материальных, духовно-нравственных, технологических, экологических, культурных, демографических, интеллектуальных, валеологических и т.д.

Концепции Р.Винховен, П.Харвуда легли в основу классификации качества жизни по внешним (природная среда, искусственная материальная среда, социальная, экономическая, культурная системы) и внутренним (физическое, психическое, социальное здоровье, оценка аспектов жизни) качествам.

Применяя структуралистский подход, автор формирует структуру качества жизни подростков, включая такие показатели как: рекреация, образование, социальное взаимодействие, материальный достаток и благополучие, здоровье, жизненные шансы и перспективы.

Составленная структура отражает социальные и экономические характеристики опрашиваемых, допускает количественные и качественные оценки, синтез которых должен учитываться при измерении уровня потребления рекреационных услуг.

Потребление рекреации сопряжено с рисками (У. Бек, Э. Гидденс). Под социальным риском рекреации понимается деятельность индивида в свободное время с целью отдыха, при которой сохраняется вероятность опасных или негативных ситуаций.

Методологической основой анализа качества жизни выступает комплекс потребностей и интересов, где преобладают качественные аспекты жизни человека – здравоохранение, образование, культура, рекреационная и трудовая деятельность.

Во второй главе «Социальные модели и стратегии рекреации в условиях Санкт-Петербурга» представлены результаты эмпирического социологического исследования, проведенного автором в г. Санкт-Петербурге. В главе исследуется законодательная база, описываются стратегии рекреации, повышающие качество жизни подростков.

В первом параграфе «Влияние рекреации на здоровье как показатель качества жизни подростков» исследуется проблема формирования здоровья подростков посредством рекреации.

Высокая заболеваемость подростков по всем классам болезней диктует поиск организационных решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся различными видами рекреационной деятельности.

Обращение к подростковому возрасту не случайно, поскольку это особый период не только физического и психологического роста, но и социального взросления, когда происходит переоценка межличностных отношений, приобретение опыта.

Здоровье подростков в рамках социально-деятельностного подхода означает реализацию биологических и социальных функций. В основе ценностного подхода здоровье рассматривается как идеальное явление. Второй аспект ценностного подхода связан с процессом социализации.

Автор обращается к многочисленным социологическим исследованиям по проблеме здорового образа жизни (ЗОЖ) в молодежной среде как социальному проявлению рекреационной активности.

Рассматривается статистика заболеваемости подростков, определяется степень участия, их отношение к здоровому образу жизни, выявляются причины, побуждающие заботиться о здоровье.

Анализируется влияние социально-экономических факторов, рекреации на состояние здоровья молодежи. В работе сравниваются зарубежные и отечественные рекреационные программы. Зарубежные программы направлены на развитие чувства безопасности, личной самоидентификации, обучения правилам поведения, навыкам, ценностям, морали, в то время как российские программы содействуют адаптации к окружающим условиям, предупреждению возможных ситуаций риска, когда только образовательная среда подстраивается под индивидуальные психофизиологические особенности подростка.

Общий контекст зарубежных исследований заключается в том, что рекреация способствует физическому, психическому и социальному здоровью, тем самым, повышая качество жизни населения. Выделяются некоторые виды стратегий рекреации, оказывающие оздоровительный эффект на различные группы населения.

Отечественная школа особое внимание уделяет физической рекреации, основанной на двигательной активности. В целом рекреация устраняет феномен утомления, расширяет функциональные возможности организма, укрепляя здоровье подростков.

Во втором параграфе «Социальные модели рекреации подростков: социологический анализ» представлены итоги проведенного автором эмпирического исследования рекреации подростков 13 – 16 лет г. Санкт-Петербурга в структуре показателей качества жизни, с применением анкетного опроса и интервьюирования.

Для опроса подростков было выбрано два культурно-исторических р-на (Центральный – 2-ая гимназия; Василеостровский – 11-ая гимназия) и три промышленный р-на города (Фрунзенский – школа-гимназия № 227; Калининский – школа № 633; Невский – школа № 332). Объем квотной выборки составил 514 старших школьников.

Согласно результатам исследования выявлена корреляционная связь между показателями материального положения и отдыха (социальный процесс рекреации) с коэффициентом корреляции Пирсона (r = 0,45, p<0,05) – гимназия № 11; (r = 0,50, p<0,05) – гимназия № 2; (r = 0,51, p<0,05) – гимназия № 227.

Также проявились взаимосвязи между материальным положением семьи подростка и посещением образовательных центров (r = 0,31, p<0,05) – гимназия № 11; (r = 0,54, p<0,05) – гимназия № 2; в школах № 633, 227, 332 – отсутствуют корреляционные связи между показателями.

В результате обработки информации были получены данные, отражающие рекреационную активность подростков разных школ, опрос проводился в течение 2006-2007 учебного года (см.табл.1).

Рекреация подростков

 

Результаты социологического исследования показывают, что основным видом отдыха подростков является городская и загородная рекреация.

Также анализируются рекреационные предпочтения по гендерному признаку, показатели успеваемости, адаптации подростков, проводится соотношение социального статуса родителей с рекреационной деятельностью учащихся. Подростки оценивают свои возможности получить высшее образование, устроиться на работу. Рассматривается частота посещаемости рекреационных мероприятий в корреляции с материальным положением семьи. Ответы показали низкую посещаемость учреждений культуры, подростковых клубов, ДДЮТ.

В ходе глубинного интервью подростки перечислили свои любимые объекты рекреации: кинотеатры, дискотечные клубы, городские парки, музеи.

Ответы подростков выявили социальные модели рекреации, представляющие совокупность социальных взаимодействий, возникающих в процессе удовлетворения рекреационных потребностей субъекта (подростка) на основе его индивидуальных характеристик, ценностей, мотиваций и качества жизни.

Социальные модели по степени включения подростков в рекреацию ранжируются следующим образом: 1) развлекательно - “тусовочная” (посещение кафе, баров, дискотек, встреча с друзьями вне дома); 2) туристическая (путешествия, поездки за город); 3) семейно-ориентированная (проведение времени в кругу семьи, домашний досуг); 4) физкультурно-спортивная (время для восстановления здоровья, занятия спортом, физкультурой); 5) познавательно-интеллектуальная (посещение театров, выставок, музеев, концертов); 6) творческая (виды РД, направленные на самореализацию, самовыражение – конструирование, худ.творчество, хобби). Интерпретация моделей производилась с помощью основных мотивов деятельности и эталонных переменных по Т. Парсонсу (аффективность – аффективная нейтральность; ориентация на себя – ориентация на коллектив; ориентация на качество – ориентация на результат).

В работе представлены факторы, препятствующие проведению рекреации:

– материальные факторы – недостаток денежных средств;

– психофизиологические факторы – усталость после учебы/работы, неважное состояние здоровья;

– недостаток свободного времени, неумение планировать и организовывать свободное время;

– уровень образования, как подростка, так и родителей (низкий уровень которого ведет к снижению потребления культурных элементов);

– дефицит интереса (незаинтересованность, как и незнание тех видов РД, которые могли бы доставить удовольствие от рекреации, оборачиваются серьезным барьером к рекреационной активности);

– социальные факторы (образ жизни подростка, вид и характер учебной деятельности, влияние сверстников).

Полученные в ходе анкетного опроса результаты позволили выявить несколько стадий локализации рекреационных предпочтений и сформировать инновационную модель рекреации, повышающую качество жизни подростков.

В третьем параграфе «Стратегии рекреационной деятельности, обеспечивающие повышение качества жизни подростков» представлены результаты исследования специфики организации РД органами исполнительной власти, муниципальных образований и общественных организаций.

В работе подробно анализируется нормативно-правовая база рекреационной деятельности. Общественные отношения в сфере отдыха и оздоровления регламентируются нормами конституционного и отраслевого законодательства. В Конституции РФ закреплены права граждан на отдых, на охрану здоровья, на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям. В отношении детского отдыха правомочно применение пп. “е” п.1. ст. 72 – «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта». Основой для формирования отраслевого законодательства является Федеральный закон от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Этот закон определяет понятия “турист”, “туризм” (путешествия в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных и иных целях), социальный туризм .

В диссертации рассматривается деятельность коммерческих организаций в области детского туризма, работающих по оздоровительным, профильным и авторским программам. Деятельность государственных структур в сфере отдыха регламентируется федеральными целевыми программами «Дети России», «Одаренные дети, «Дети и семья», ежегодными постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, региональными законодательными актами и постановлениями глав администраций субъектов РФ.

Особенность сегодняшнего времени в том, что не все родители по своему социально-экономическому статусу могут отправить ребенка на отдых по туристической путевке, в фитнес-центр или на курсы дополнительного образования. В качестве основной стратегии по оздоровлению и повышению качества жизни подростков автор предлагает создание Сектора рекреации в отделе воспитательной работы и дополнительного образования на базе Комитета по образованию.

В параграфе подробно описаны цель, задачи, основные направления деятельности рекреационного сектора. Итоги реализации стратегий рекреации следующие:

1. Снижение воздействия или устранение факторов, ухудшающих индивидуальное здоровье подростков.

2. Повышение качества и количества человеческого потенциала, особенно молодой популяции.

3. Достижение рекреационного эффекта на уровне физического, психического и социального здоровья подростков.

4. Формирование положительного восприятия рекреационной деятельности и здорового образа жизни.

5. Расширение кругозора учащихся и удовлетворение рекреационных потребностей.

Основными принципами построения концептуальной схемы сектора рекреационной деятельности является симбиоз различных методологических, технологических, содержательных стратегических направлений при ведущей доминанте рекреационной деятельности.

Оздоровительно-образовательная среда, организованная посредством сектора рекреации приобщит подростка к активному физическому отдыху, поможет повысить его качество жизни.

Заключение содержит общие выводы по диссертации, предлагаются практические рекомендации по дальнейшему исследованию рекреации.

 

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:

 

  1. Бирюкова А.В. Рекреационная деятельность: модели, уровни, программы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №16(40): Аспирантские тетради: Научный журнал. – СПб., 2007. С. 366-370 (0,5 п.л.). – ISBN 1992-6464
  2. Бирюкова А.В. Рекреационная деятельность как социальный процесс // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №32(70): Аспирантские тетради: Научный журнал. – СПб., 2008. С. 71 - 74 (0,3 п.л.) – ISBN 1992-6464
  3. Бирюкова А.В. Некоторые особенности социальной рекреации молодежи (школьников старшего возраста) г. Санкт-Петербурга // Молодежь и семья: проблемы и перспективы: Материалы конференции (20 октября 2005 г.) / под ред. Ю.В. Манько, Е.Г. Слуцкого – СПб.: СПГУТД, 2005. – С. 96-97. – 0,15 п.л.
  4. Бирюкова А.В. Значение культуры в социализации и воспитании учащихся // Сб. науч.ст. по результатам межвузовского научно-теоретического семинара 25 ноября 2005 года. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – С.211-212. – ISBN 5-228-00159-X
  5. Бирюкова А.В. Рекреационная деятельность как составляющая качества жизни школьников // Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. – М.: Альфа-М, 2006. – Т. 12. Социология молодежи. – С. 21-24. – 0,2 п.л. – ISBN 5-98281-174-2
  6. Бирюкова А.В. Рекреационная деятельность в условиях Санкт-Петербурга // Социальные резервы повышения эффективности региональной экономики: Сборник материалов научно-практической конф. 12 апреля 2006 г. / под. ред. А.А. Горбунова, Е.Г. Слуцкого. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – С. 126-128 – 0,15 п.л. – ISBN 5-228-00163-8
  7. Бирюкова А.В. Формирование толерантности у школьников посредством рекреационной деятельности // Толерантность и интолерантность в современном обществе: общее и различное: Материалы международной научно-практической конференции 26-28 апреля 2006 г. / Под ред. И.Л.Первовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – С. 274-280. – 0,4 п.л.
  8. Бирюкова А.В. Национальная программа – социальная рекреация молодежи [Электронный ресурс] / Докл. всеросс. конф.: Россия: приоритетные национальные проекты – инновации – молодежь. – М, 16-17 ноября 2006 / ИНИОН РАН //
  9. Бирюкова А.В. Методология рекреационной деятельности // Социологическая эпистемология и методология в XXI: Материалы Первых Ковалевских чтений / под. ред. Н.Г.Скворцова. – СПб.: Астерион, 2006. – С. 201-204. – 0,2 п.л. – ISBN 5-94856-227-1
  10. Бирюкова А.В. Участие подростков в рекреационной деятельности (сравнительный анализ) // Вторые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 16-17 ноября 2007 года / Отв. редактор: Ю.В.Асочаков. СПб., 2007. – С. 566-569. -0,2 п.л. – ISBN 978-5-288-04438-0.
  11. Бирюкова А.В. Предпочтения подростков в сфере рекреационной деятельности // Ежегодный альманах – Молодежная галактика. – СПб.: НИИКСИ., 2007. - № 2. С. 85-88. – 0,2 п.л.
  12. Бирюкова А.В. Спортивный отдых как терапевтический метод социальной рекреации подростков // II Адлеровские социологические чтения 22-23 марта 2007. – Альметьевск.: АГНИ. С. 201-203. – 0,2 п.л.
  13. Бирюкова А.В. Рекреационное время подростковой молодежи // III Адлеровские социологические чтения: Сборник материалов республиканской конференции (20-21 марта 2008 г.) / Под ред. А.А. Емекеева. – Альметьевск, 2008. – С. 243-245. – 0,2 п.л.
  14.  Бирюкова А.В. Здоровье подростков через рекреационную деятельность) // Третьи Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 12-13 ноября 2008 года / Отв. редактор: Ю.В.Асочаков. СПб., 2008. – С. 591-594. -0,2 п.л. – ISBN 978-5-288-04715-2.