15.11.2011 3471

Подготовка учителя технологии и предпринимательства как социально-экономическая и педагогическая проблема

 

Вопросы, связанные с содержанием и технологиями подготовки специалиста в любой области деятельности, как правило, не имеют однозначного решения. Особенно, если эта область является новой и перспективной в развитии общества. Одной из таких областей деятельности в России в настоящее время является предпринимательство.

В современных условиях в России предпринимательство приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с возрождением рыночной экономики в Российской Федерации, а следовательно, многообразием форм собственности, изменением мотивации труда, восстановлением отношений конкуренции между субъектами экономической деятельности, переходом от командно-административной системы руководства к экономическим методам управления. В настоящее время в российской экономике предпринимательство становится силой, соединяющей все основные факторы производства в единый процесс создания товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества.

Впервые термин «предпринимательство» в современном его смысле употребил английский экономист конца XVII - начала XVIII вв. Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. В «Энциклопедическом словаре предпринимателя» «предпринимательство» определяется как «инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица».

В настоящее время ученые и экономисты высказывают мнение о необходимости развития предпринимательского пространства в России. Предпринимательское пространство «представляет собой территориальную целостность, в рамках которой определенные факторы оказывают воздействие на профессиональную деятельность предпринимателя или предприниматель вынужден учитывать эти факторы и подстраивать под них свою профессиональную деятельность. Предпринимательское пространство можно охарактеризовать как сумму трех сфер, анализ каждой из которых дает предпринимателю возможность построения своей тактики и стратегии организации профессиональной деятельности». Таким образом, для деятельности в рамках развивающегося предпринимательского пространства необходимы профессионально подготовленные предприниматели.

Известно, что к предпринимательской деятельности полезно начинать подготовку детей со школьного возраста. Именно поэтому необходима подготовка учителя предпринимательства, а следовательно, создание курса «Основы предпринимательской деятельности». Основой построения такого курса должна стать теория предпринимательской деятельности. Остановимся на обсуждении ее ключевых моментов.

В различные временные периоды в понятие «предприниматель» вкладывалось разное значение: от организатора парадов и музыкальных представлений - в средние века, до субъекта экономической активности - в настоящее время.

В XVII веке предпринимателем считали лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. На предпринимателя возлагали всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в меньшую сумму, то разницу он присваивает себе. Основной функцией предпринимательской деятельности считалось действие в условиях риска.

В конце XVIII - начале XIX веков предпринимателем считали лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. Ему приписывали функции планирования, контроля, организации и владения предприятием. Жан Батист Сэй (1803 г.) разделил понятия предпринимательского дохода и дохода от капитала, подобной позиции придерживался и Фрэнсис Уокер (1876 г.). Он различал тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль, благодаря своим организаторским способностям.

Большой вклад в научное осмысление предпринимательства внес Иозеф Шумпетер (1883 - 1950 гг.). Он рассматривал предпринимателя как центральный элемент экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является инновация.

Во второй половине XX века Питер Друккер (1964 г.) видел в предпринимателе человека, использующего любую возможность с максимальной выгодой; Альберт Шапиро (1975 г.) утверждал, что предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу. Гиффорд Пиншот (1983 г.) видел различия в понятиях «интрапренер» и «антрепренер»: «интра-пренер» - это, по мнению Г. Пиншота, предприниматель, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличие от собственно «антрепренера» - предпринимателя, создающего новое предприятие.

Достаточно распространенным в настоящее время является утверждение Р.Хизрича (1985 г.) о том, что «предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».

Данный анализ понятий предпринимательства основан на исследованиях зарубежных авторов. Это обусловлено тем, что предпринимательство как вид деятельности в России в течение долгого времени не только не исследовался, но и не практиковался. Только с конца 80-х годов XX века началось возрождение предпринимательских отношений в России и их первые подробные исследования отечественными учеными. Поэтому при раскрытии особенностей предпринимательской деятельности мы часто обращаемся к зарубежным авторам.

Особенно важны для нашего исследования работы Й.Шумпетера, считавшего предпринимательство движущей силой развития общества в условиях рынка. И.Шумпетер рассматривал предпринимательство как универсальную общеэкономическую функцию любой экономической формации.

Большой вклад в разработку теории предпринимательства был внесен американскими и западноевропейскими учеными. В большинстве своем они разделяют позицию Й.Шумпетера, но каждый из них выделяет в явлении предпринимательства различные аспекты. Б.Синто связывает предпринимательскую деятельность с инновациями. «Исследования, инновации и предпринимательство находятся между собой во взаимосвязи, предпринимательство означает не только организацию производства, но и поиск рыночной ниши, административную и финансовую деятельность. Оно требует знаний, интуиции, фантазии, упорства, выдержки, дерзости, готовности принимать решения и решать проблемы». Б.Синто опирается на позицию одного из основоположников современной философии промышленного развития и экономического успеха М.Валленберга, который утверждал: «Предпринимательство является основным требованием использования новой техники».

Р.Дамари видит в широком распространении предпринимательства на Западе возможность демократизации в сфере бизнеса. Он отмечает, что «экономическая свобода, возможность политического выбора и всеобщее образование, часто в области высоких технологий, привели к появлению огромного числа людей, желающих создать свое собственное дело».

А.Хоскинг рассматривает предпринимательство как особую форму экономической активности, подчеркивая значение в ней личности предпринимателя, который «ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя риск потерь в случае банкротства его предприятия».

Р.Хизрич отмечает, что «роль предпринимательства в экономическом развитии страны не сводится к увеличению душевого продукта и дохода. Предпринимательство служит своеобразным пусковым механизмом и проводником структурных изменений в экономике и обществе. Эти изменения выступают в качестве катализатора экономического роста, способствуя росту валового выпуска, так что при дележе «экономического пирога» в выигрыше оказываются все».

Ведущую роль предпринимательства в развитии рыночных отношений признают такие современные российские исследователи этого феномена как А.И.Агеев, В.М.Власова, А.В.Бусыгин, В.М.Гальперин, В.Я.Горфинкель , А.Орлов, В.Д.Симо-ненко, Б.А.Райзберг, Э.А. Уткин и др. Каждый из них выделяет наиболее существенные черты предпринимательства для современных социально-экономических условий в России. А.И.Агеев рассматривает предпринимательство как способ организационно-хозяйственного новаторства. Он считает, что такое новаторство - неизбежный атрибут всяких структурных сдвигов, создания новых и роста существующих производств. Следуя теории Й.Шумпетера, он признает, что предпринимательство относится к классу новаторской экономической деятельности. Однако это новаторство особого рода - в комбинировании производственных факторов. Такой же позиции придерживается и В.Д.Симоненко, рассматривающий предпринимательство как основной фактор производства. Он отмечает, что «именно свободное предпринимательство приводит в движение все остальные структуры и факторы производства».

Отечественный ученый, автор одного из ведущих современных учебников по основам предпринимательской деятельности А.В.Бусыгин видит в предпринимательстве не только род деятельности, но и потенциальную возможность поднятия национального духа. Он отмечает, что предпринимательство «как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости».

Позиция другого известного отечественного ученого, доктора экономических наук, профессора В.Я.Горфинкеля созвучна с этим высказыванием. Он утверждает, что «именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса».

Б.А.Райзберг, один из известных российских авторов учебников и учебных пособий по экономике и предпринимательству для школьников, рассматривает предпринимательскую деятельность в неразрывной связи с рынком. «Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто: «Экономика свободного предпринимательства». Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовалась как мир бизнеса. А бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же. Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства».

Предпринимательство как род деятельности в течение многих десятилетий в России не практиковалось. Это было связано с отсутствием свободной рыночной экономики, как обязательного условия развития предпринимательской деятельности, как отмечает А.Орлов. Хотя «более чем 70-летняя история советского государства включала этапы использования частного и кооперативного предпринимательства, а также государственного капитализма. В прямой форме - это новая экономическая политика (весна 1921-1928 гг.), в косвенной - дискуссии в периоды 1963-1965 гг. и 1985-1987 гг., когда в стране широко обсуждали необходимость и характер предстоящих экономических реформ».

Первыми же реальными шагами к возрождению предпринимательства, по мнению исследователя, было правовое и гражданское признание частной собственности «как священного права гражданина в демократическом обществе». С вступлением в действие в мае 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» «снимались ограничения на занятия народно-художественными промыслами, ремесленничеством, кустарничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упростилась регистрация индивидуалов. Быстрый рост занимающихся ИТД (индивидуальная трудовая деятельность - примечание автора) (с 429 тыс. человек в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или на 69%) показал значительный потенциал частного (индивидуального, семейного) предпринимательства...». Дальнейшие преобразования в российской экономике, изменения ее законодательной основы способствовали развитию восстанавливающихся предпринимательских отношений.

В настоящее время в большинстве стран мира предпринимательство является мощным двигателем социально-экономического развития. Современные экономисты и социологи связывают будущее России с развитием и укреплением предпринимательской деятельности. «Возрождение нормальных, естественных условий нашего бытия, - подчеркивает А.В.Бусыгин, - нацелено на возврат в общее русло развития цивилизации. Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. Логика тут проста: невиданной глубины кризис может быть преодолен только через переход к рыночной системе отношений, а рынок без предпринимателя, делового человека немыслим. За предпринимательством в России будущее...».

А.Орлов также связывает будущее России с развитием предпринимательской деятельности. Он предполагает возможность того, «что в период 2005-2015гг. процессы очищения и возрождения сильного российского государства с опорой на социально ориентированную рыночную экономику (с развивающимся сектором малых и средних предприятий производственного и инновационного характера) дадут шанс (в логике столетних циклов) осуществления новой предпринимательской революции в ответ на вызовы XXI века».

Отечественный социальный психолог А.Брушлинский, опираясь на проведенные исследования, отмечает, что «в разных группах населения обнаружена общая тенденция возрастания значимости ценностей: «собственник», «богатство», «материальная обеспеченность», которые составили единый комплекс «экономических ценностей». Один или несколько элементов этого комплекса наряду с такими, как «здоровье» и «семья», входят в пятерку наиболее предпочитаемых ценностей даже у старших школьников. Предприимчивость как ценность-средство стала выделяться значительно чаще, причем в различных социальных группах».

Таким образом, переход России к рыночным отношениям связан с широким развитием предпринимательской деятельности, «с формированием нового социального слоя собственников, бизнесменов, с их специфическими ценностями, мотивами, самосознанием. Предприниматель -ключевая фигура рыночной экономики и государственная политика в переходный период должна быть направлена на поддержку предпринимательства».

В этих условиях предпринимательство становится привлекательной сферой деятельности для молодежи, так как именно молодому поколению, не имеющему сложившихся стереотипов по отношению к предпринимательской деятельности легче воспринимать новые складывающиеся экономические условия. Современные социологические исследования показали рост популярности среди молодежи «профессий, обеспечивающих кратчайший путь к предпринимательству: экономисты, товароведы, бухгалтеры, продавцы. Каждый второй учащийся 11 класса хотел бы заняться предпринимательской деятельностью, каждый четвертый - завести собственное дело».

Однако молодые люди не всегда бывают готовы к деятельности в рыночных условиях. Очевидно, что необходима подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики, к предпринимательской деятельности. И одной из главных составляющих такой подготовки является обучение школьников предпринимательству. Эта необходимость обоснована в Письме Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2000г. № 508/11-13 «Об изучении основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях». В нем подчеркивается, что экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня предпринимательской активности населения. «Ежегодно свыше трех миллионов учащихся заканчивают основную и среднюю (полную) общеобразовательную школу, значительная часть из которых, как показывают социологические опросы, хотела бы связать свою судьбу с негосударственным сектором экономики, предпринимательством, открыть собственное дело. Однако успешное решение этой задачи непосредственно связано с уровнем деловой, правовой и экономической подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, их конкурентоспособностью на рынке». В письме также отмечается, что ряд правительственных документов (Постановление Правительства Российской федерации от 22 июня 1999 года № 659, приказ Минобразования России от 22 июля 1999 года № 100 «О мероприятиях Минобразования России по поддержанию занятости населения») «нацеливают общеобразовательные учреждения на формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для организации современных форм и методов хозяйствования, социальной адаптации и интеграции в рыночную экономику России».

В рассмотренном нормативном документе зафиксирован социальный заказ на обучение школьников предпринимательству в меняющихся рыночных условиях. Для его выполнения нужны квалифицированные педагогические кадры, готовые эффективно выполнять возлагаемую на них миссию. И, прежде всего, такими специалистами могут быть учителя технологии и предпринимательства.

Необходимость подготовки учителя технологии и предпринимательства обусловлена и тем, что в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России включена новая образовательная область «Технология», главная цель которой - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Программа введена в действие как экспериментальная в 1995 году. Одним из разделов программы является раздел «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства». Кроме того, во всех творческих проектах, предполагаемых к выполнению учащимися, необходимо представлять экономическое обоснование. Таким образом, для реализации новой образовательной программы «Технология» учителю, кроме технологических знаний, требуется специальная подготовка в области предпринимательства и экономики. Такую подготовку осуществляют сегодня технолого-экономические факультеты педагогических вузов.

В настоящее время проблема предпринимательской подготовки обсуждается психологами и педагогами с различных точек зрения. Один из вопросов, который волнует исследователей, с какого возраста следует начинать подготовку учащихся к предпринимательской деятельности. Он был обсужден на научно-практической конференции «Экономическая и предпринимательская подготовка учащихся в России: проблемы и перспективы развития», которая состоялась в ноябре 1998 года в Российской академии образования (Москва). Предпринимательская подготовка здесь рассматривалась как механизм социально-трудовой адаптации молодежи. На конференции также отмечалось отсутствие концепции непрерывной предпринимательской подготовки молодежи, детей и подростков и подчеркивалась необходимость ее разработки. В определении возраста учащихся, с которыми целесообразно вести работу по предпринимательской подготовке, нет четкой границы. Для ее определения обратимся к возрастным периодизациям Б.Петрулевича и Н.М.Голянской. Они приведены в работе А.И.Парамонова.

А.И.Парамонов приводит стадии профессиональной жизни, выделенные Б.Петрулевичем в работе «Социально-педагогические основы профессионального становления молодежи в Республике Польше»: стремления и возможности личности; путь к профессии; активные профессиональные действия; постпрофессиональный период, а также называет периоды процесса выбора профессии, относящиеся к процессу профессионального самоопределения: период выбора профессии на основе фантазии (до 11 лет); период пробного выбора профессии (от 11 до 17 лет); период реалистичного выбора профессии (от 17 до ранней зрелости).

«Н.М.Голянская относит к этапам профессионального самоопределения будущего специалиста: формирование профессионального интереса (13-14 лет); актуализация проблемы выбора профессии на личностном уровне (15-17 лет); формирование профессионально значимых качеств личности (17-22 года); положение в коллективе, в системе межличностных отношений, удовлетворяющее личный статус (после 22 лет)» (цит. по А.И.Парамонову, с. 69).

Сравнивая периодизации, предложенные польскими и отечественными учеными, можно увидеть некоторое возрастное смещение в сторону увеличения возраста профессионального самоопределения для российской молодежи. Очевидно, это связано с тем, что в переходный период в нашей стране некоторая инфантильность, присущая, как правило, подросткам распространяется на юношеский возраст. Отсюда и различный возрастной рубеж, предлагаемый учеными, с которого следует обучать предпринимательству.

А.И.Парамонов, опираясь в своем исследовании на выше изложенные периодизации и анализируя накопленный отечественный опыт обучения предпринимательству, предлагает в определении возраста учащихся, с которыми целесообразно вести работу по предпринимательской подготовке, ориентироваться «на стадии «стремления и возможности личности» и «путь к профессии» и, соответственно, пробного и реалистичного ее выбора» и определяет оптимальный для этой работы возраст 14-19 лет.

М.Б.Павлова, анализируя опыт технологической и предпринимательской подготовки школьников в Великобритании, отмечает что «на данном этапе предмет «Бизнес» стал частью предмета «Технология» и его содержание интегрировано в единый процесс взаимодействия человека и окружающей среды», то есть предпринимательская подготовка в Великобритании, стране с развитой рыночной экономикой ведется со средней школы, являясь органичной частью школьного образовательного процесса.

В России процесс становления системы такой подготовки осложнен не только социально-экономическими преобразованиями, но и радикальными изменениями, которые «происходят в содержании наук и образования, а также в их организации». В частности, меняется содержание и конструктивная основа экономической теории как фундамента для изучения предпринимательских дисциплин. Доктор экономических наук А.Сидорович отмечает, что «важнейшей основой изменений стало исчезновение двуполярного мира, представленного различными социально-экономическими системами». Он также подчеркивает сложность конструирования и, изучения современных социально-гуманитарных дисциплин в России, к которым относятся и дисциплины экономического блока.

Таким образом, в сложившихся сложных социально-экономических условиях в России подготовку школьников к предпринимательской деятельности должен вести специалист, осознающий изменения, происходящие в обществе, экономике, в содержании наук и образования. В Письме Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2000 г. №508/ 11-13 «Об изучении основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях» зафиксировано: «Преподавание теоретических основ прикладной экономики может вести учитель экономики или другой преподаватель, имеющий соответствующую подготовку». Такая подготовка осуществляется в педагогических вузах России на технолого-экономических факультетах и факультетах технологии и предпринимательства.

В настоящее время не разработано единой универсальной типовой программы по изучению курса «Основы предпринимательской деятельности» для педагогического вуза. Государственным образовательным стандартом очерчено лишь примерное содержание такого курса. Каждый вуз разрабатывает свою программу их изучения, выбирает методы преподавания.

 

АВТОР: Каткова О.В.