17.11.2011 3068

Роль «Педагогического сборника» как источника историко-педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий

 

В становлении отечественной системы образования многогранна и значима роль педагогических периодических изданий. Лучшие из них не только фиксировали актуальное состояние педагогической действительности, способствовали распространению передового опыта, но и целенаправленно формировали отношение общества к насущным проблемам обучения и воспитания.

Периодические издания предоставляют исследователю обширный фактический материал. Ретроспективный анализ многочисленных публикаций дает возможность проследить развитие концептуальных идей, характер обсуждения и разрешения спорных вопросов. Журналы, кроме того, ярко отражают степень интереса общественности к проблемам образования и воспитания.

Шестидесятые годы XIX века - это временем оживления всего российского общества. Отмена крепостного права вызвала в стране общественно-демократический подъем, который охватил и систему образования. С этого момента, по словам П.Ф. Каптерева, начался новый период в развитии русского педагогического самосознания - общественной педагогии. «Выставляется прямо новое требование... - образовать весь народ, просветить всю Русь школой, учением».

В это же время начинается плодотворное развитие отечественной педагогической печати. Появляются новые педагогические журналы: «Русский педагогический вестник» (1857 - 1861), «Учитель» (1861 - 1870), «Воспитание» (1857 - 1865), «Педагогический сборник» (1864 - 1918). Начинают выходить многочисленные Циркуляры по учебным округам, на страницах которых в основном освещались вопросы частной методики и публиковались официальные указы и распоряжения.

Журналы, выходившие во второй половине девятнадцатого века, имели разную направленность: общепедагогическую; на дошкольное воспитание; на начальную и среднюю школу; справочно-библиографическую; нормативно-законодательную; на специальные вопросы воспитания и образования; на методику отдельных предметов. Из 87 педагогических журналов, выходивших во второй половине девятнадцатого века, 31 журнал имел общепедагогическую направленность.

В 1864 году состоялось Высочайшее повеление об издании в Петербурге при Главном управлении военно-учебных заведений ежемесячного журнала «Педагогический Сборник», вместо выходившего с 1836 г. и утратившего свое значение «Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений», с целью «содействовать правильному развитию учебно-воспитательного дела в Военных Училищах, Гимназиях и Прогимназиях и в Юнкерских училищах».

Первый номер «Педагогического сборника» вышел в октябре 1864 г. С самого начала это издание вызвало интерес у русского общества и вскоре привлекло внимание многих педагогов. Широкий круг вопросов, который поднимался на страницах журнала, сделал его популярным не только в военно-учебных заведениях, но и среди преподавателей гражданских училищ, гимназий, университетов. На его страницах обсуждались теоретические проблемы обучения и воспитания, актуализированные к потребностям военно-учебных заведений вопросы технического обеспечения учебного процесса, практики обучения и воспитания, помещались описания образцовых уроков, истории обучения и воспитания, освещался педагогический опыт других стран.

Постепенно «Педагогический сборник» превратился в своеобразный центр, который объединял вокруг себя специалистов и педагогов-энтузиастов, работавших в военно-учебных заведениях. «Вокруг журнала создалась та особенная, характерная для «милютинского времени» атмосфера неустанной, кипучей педагогической работы, в которой приняли участие многие видные педагоги шестидесятых годов», - отмечал Карцов П.П.. В журнале сотрудничали К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Н.Х. Вессель, В.И. Водовозов, А.Я. Герд, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Модзалевский, А.Н. Острогорский, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров и другие выдающиеся педагоги.

Так, на страницах сборника и в приложениях к нему были напечатаны статьи Ушинского «Главнейшие черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания» (1864-1868 г.), Шмидта «Очерк истории воспитания и обучения от Песталоцци до нашего времени» (1865 г.); работы Раумера «История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени», первая и вторая части (1873-1877 г.), Гербарта «Очерк лекций по педагогике» (1874 и 1875 г.), доктора Кедрова «Опыт санитарной статистики военно-учебных заведений» за 1866-1875 гг. (1879 г.), Макарова «Воспитательно-исправительные заведения» (1869 г.), П.Ф. Лесгафта «Приготовление учителей гимнастики в Германии, Франции, Швейцарии, Италии и Австрии» (1877 и 1879 г.), Герда «Ремесла и внеклассная работа» (1872), ряд статей Н.Х. Весселя по училищеведению; подробные описания учебных заведений (общеобразовательных и военных) в Германии, Англии, Франции, Австрии, Италии, Швеции, Норвегии, Северо-Американских Штатах; статьи Ушинского, Водовозова, Семенова, Запольского, Макарова, Евтушевского, Ильина, Сент-Илера, Раевского, Гуревича по методике отдельных учебных предметов и многие другие.

Понять направление работы журнала и его подходы к рассмотрению тех или иных проблем образования невозможно, не принимая во внимание ярких личностей его редакторов, благодаря которым «Педагогический сборник» стал важной вехой в истории развития отечественной педагогической периодики и в целом педагогической мысли России XIX столетия. Редакторами «Педагогического сборника» были крупные специалисты в области воспитания и обучения.

Первый редактор журнала (1864 - 1882) Николай Христианович Вессель (22.01.1837 - 03.06.1906). Он провел детство в имении своего отца в Лужском уезде Петербургской губернии, учился в 3-й Петербургской гимназии, затем на филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1855 г. В 1856 г. поступил наставником в дом князя А.Горчакова. По просьбе князя Н. Вессель представлял ему записки по вопросам народного образования. «Таким образом, - по замечанию самого Н.Весселя, - я сделался экспертом-педагогом и начал усердно изучать историю училищ в западноевропейских государствах и в России».

В 1864 г. Вессель был приглашен в состав Педагогического комитета военного министерства, главным образом для того, чтобы возглавить редакцию «Педагогического сборника». С 1864 по 1882 гг. Н.Х. Вессель редактирует «Педагогический сборник». Одновременно с редактированием журнала он принимает активное участие в устройстве Педагогического музея военно-учебных заведений.

Основной темой в творчестве Н.Х. Весселя стала перестройка системы народного образования в России. «Вессель стремится разрешить эту исторически возникшую проблему научным путем, путем анализа и обобщения исторического опыта развития систем народного образования в Европе и в России. В своем подходе к этой проблеме, в противовес «училищеведению правительственному, уставному» Н.Х. Вессель выдвинул идею «общественного училищеведения», т.е. такую систему, которая преследует интересы народа». Основные сочинения Н.Весселя: «Учебный курс для гимназий» (СПб., 1866); «Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов» (СПб.,1873). Известны также его многочисленные статьи в педагогических журналах «Учитель», «Русская школа». Так, в Приложениях к «Педагогическому Сборнику» за 1870 - 1873 гг. и отдельно печаталось его «Руководство к воспитанию и учению». Своими докладами по вопросам реформы школы, журнальными статьями Н.Х. Вессель вскоре выдвинулся в общественном мнении как ученый педагог, широко знакомый с иностранной и русской педагогикой.

После оставления в 1882 г. «Педагогического сборника» Н.Х. Вессель был чиновником особых поручений VI класса при Главном управлении военно-учебных заведений, в 1884 г. он назначается членом учебного комитета, а в 1897 - членом совета министерства.

Вторым редактором журнала (1883-1910) был Алексей Николаевич Острогорский (1840-1917), выпускник кадетского корпуса, генерал-майор, педагог, детский писатель, журналист. Преподавал в учебных заведениях во- енного ведомства, в учительской семинарии в Москве. В педагогических журналах («Учитель», «Чтение для юношества», «Образование») публиковал статьи, посвященные различным сторонам школьного дела. Программные работы Острогорского «По вопросу о нравственности» (1887), «Справедли- вость в школьной жизни» (1888) и др. печатались в редактируемом им «Пе- дагогическом сборнике» Особое место занимают его публикации по методи- ке преподавания арифметики и геометрии. Острогорский составил и издал «Педагогическую хрестоматию» (1907) с целью познакомить общественность с  идеями крупнейших военных педагогов, опубликовал подготовленные К.Д. Ушинским материалы для 3-го тома «Педагогической антропологии» («Собрание неизданных сочинений» К.Д. Ушинского, 1908), снабдив их биографией автора. Занимался исследованием педагогической деятельности Н.И.Пирогова.

В структурном отношении «Педагогический сборник» состоял из 3-х разделов:

1. раздел - официальный. Здесь помещались вновь выходящие постановления и распоряжения по ведомству военно-учебных заведений, отчеты об этих учреждениях. Публиковались приказы и другие официальные документы Главного управления военно-учебных заведений, материалы об учебно-воспитательном процессе в различных военно-учебных заведениях, информация о деятельности отделов Главного управления.

2. раздел - неофициальный. В данном разделе помещались статьи по вопросам теории и практики обучения и воспитания, в военно-учебных заведениях, статьи по организации учебного процесса. Находили отражение история развития военно-учебных заведений в России, и сведения о системе обучения в иностранных государствах. Особое место отводилось библиографии.

3. раздел - приложения. В нем публиковались отечественные или переводные труды по проблемам воспитания и обучения, а также информация об издающихся в России книгах и брошюрах на педагогическую тематику, о новинках детской литературы, помещались оригинальные материалы, извлечения из наиболее ценных педагогических трудов.

Чтобы оценить потенциальные возможности «Педагогического сборника» как источника изучения педагогического опыта военно-учебных заведений, мы провели обзорный анализ некоторых представленных на его страницах материалов.

Официальный раздел.

Общая цель раздела - координация жизнедеятельности военно-учебных заведений, сеть которых в середине XIX была весьма широка. Здесь печатались приказы о зачислении тех, кто выдержал приемные испытания, о кадровых перемещениях, прощальные адреса в честь уходивших на пенсию или умерших офицеров и преподавателей. В 1862 г. корпуса преобразованы в гимназии, появились прогимназии, в 1882 г. вновь созданы кадетские корпуса.

В «Педагогическом сборнике» за январь 1867 г. опубликованы Протоколы заседаний Особой педагогической комиссии, которая, в соответствии с Приказом начальника военно-учебных заведений от 20 октября 1866 г., была составлена при ГУВУЗе для обсуждения общих педагогических вопросов, касающихся различных военно-учебных заведений. Комиссия сосредоточила свое внимание на тщательной проверке тех основных причин, которые определяют существование военно-учебных заведений, и на тех общих, руководствующих началах, на которых основывается характер и внутренний строй существовавших на тот момент военно-учебных заведений: военных училищ, военных гимназий, юнкерских училищ и начальных военных школ. Комиссия пришла к выводу, что для военных училищ необходимо иметь особые подготовительные заведения с общеобразовательным курсом, «на которых только как на правильной основе, и может привиться специальное образование». Такими заведениями являются военные гимназии «и в этом заключается их право на существование». В этом же протоколе оговаривался курс военных гимназий, который составил 7 лет.

На заседании комиссии, состоявшемся 2 декабря 1866 г., комиссия определила круг предметов общеобразовательного характера, которые должны входить в курс военных гимназий; содержание и объем этих предметов, а также требования, предъявляемые к воспитанникам по каждому предмету.

В этом же номере опубликован циркуляр по военно-учебным заведениям, который определяет, какие книги и учебные пособия следует ввести в учебный план военных гимназий, предложена дополнительная методическая литература.

В «Педагогическом сборнике» за февраль 1867 г. опубликованы Протоколы последующих заседаний Особой педагогической комиссии. В них сообщалось о результатах обсуждения объема и методов преподавания учебных предметов курса военных гимназий, предложенных комиссией ГУВУЗа, специальными комиссиями их числа преподавателей, а также педагогическими комитетами конкретного военного заведения. По предоставленным Управлению отчетам было установлено, что в вопросе преподавания учебных предметов педагогические комитеты многих гимназий согласны с положениями Особой комиссии. В некоторых отчетах предлагались небольшие видоизменения основных учебных программ к текущему году, из-за невозможности перехода в данный период времени некоторыми гимназиями к полным программам. Но были среди предложенных отступлений по программам военных гимназий и такие, которые могли бы значительно изменить ход преподавания. Для того чтобы определить, в какой степени некоторые предложения отчетов удовлетворяют общим педагогическим требованиям, по Приказу начальника военно-учебных заведений, по каждому предмету в военных гимназиях были назначены частные собрания преподавателей, где следовало обсудить вопросы, выдвинутые педагогическими комитетами.

Эти материалы интересны тем, что дают представление о той системе тщательного предварительного обсуждения, которая должна обеспечить наибольшую результативность учебного процесса.

В этом же номере журнала помещены Правила для испытания лиц, желающих преподавать различные науки в военно-учебных заведениях, Ведомость по предметам, извлечение из Протокола заседания педагогической конференции псковской военной начальной школы.

Ведомость по предметам, знание которых считается обязательным для желающих преподавать общеобразовательные науки, языки искусства в военных училищах, военных гимназиях и других военно-учебных заведениях, включает следующие разделы: 1 - предметы, которые желают преподавать; 2 - предметы главные; 3 - предметы вспомогательные.

На заседании педагогической конференции псковской военной начальной школы (от 4 июня 1866 г.), как свидетельствует извлечение из его протокола, обсуждались следующие вопросы:

- какими занятиями следует упражнять воспитанников в летнее время;

- в каком порядке должны располагаться эти занятия;

- должны ли умственные занятия воспитанников служить продолжением годичного курса, или иметь самостоятельный характер;

- игры воспитанников (какие следует запретить, какие оставить, а какие ввести);

- о возможности введения в занятия старшего и младшего класса работ в мастерской (какие для этого нужны средства, и в каком порядке вводить эти занятия);

- возможны ли близкие (однодневные) и дальние (трехдневные) прогулки, экскурсии, и по какой программе их нужно вводить.

По Приказу Начальника военно-учебных заведений (от 14 февраля 1867 г.),

- директор Орловской - Бахтина военной гимназии назначается директором Пажеского корпуса;

- отчисляется от должности помощник начальника военно-учебных заведений, исполнявший должность директора Пажеского корпуса. При этом Император объявляет ему благоволение за отличное исправление им его прямых обязанностей.

В октябрьском номере «Педагогического сборника за 1894 г. опубликованы следующие Приказы. По военному ведомству:

- № 17 от. 1 августа. 1894 года

«Военный совет... положил принимать в старший класс юнкерских училищ, начиная с 1894 года: а) вольноопределяющихся и поступавших на службу по жеребью, по научной подготовке имеющих право на поступление в отделение с военно-училищным курсом - по выдержанию экзамена по про- граммам курса младших классов юнкерских училищ; б) всех прочих - по выдержанию экзамена по программам курса младших классов юнкерских училищ, из всех предметов, преподаваемых в этих классах., ц      - № 188 от 13 августа 1894 года

«Государь Император повелел: по случаю преобразования 2-го Константиновского военного училища в специальное заведение артиллерийского ведомства, с наименованием Константиновского артиллерийского училища; переименовать 1-е Павловское и 3-е Александровское училища, первое - в «Павловское военное училище», а второе - в «Александровское военное к         училище» без присвоения им нумерации».

По военно-учебным заведениям:

- № 188 от 11 августа 1894 года.

«Высочайшим приказом 30 июля 1894 года генерал-майор Павлов произведен в генерал-лейтенанты, с увольнением от службы....Расставаясь с ним, поставляю долгом выразить ему искреннюю признательность за его деятельность на пользу ведомства военно-учебных заведений».

- № 81 от 19 августа 1894 года

«5-летний опыт преподавания в кадетских корпусах курса законоведения убедил в необходимости сделать различные изменения в первом издании руководства по этому предмету и издать курс вновь, в исправленном виде. В настоящее время, отпечатано и скоро выйдет в свет 2-е издание руководства по Законоведению для кадетских корпусов под заглавием «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии». Это издание сходно с первым, но круг теоретических сведений в новом издании несколько расширен присоединением к ним краткого изложения международных отношений.

В виду изложенного, предписываю кадетским корпусам принять к руководству с начала 1894 - 1895 гг. прилагаемую программу курса Законоведения».

Далее прилагается «Программа курса Законоведения для VII классов кадетских корпусов», которая состоит из введения и трех отделов:

Введение. Предмет законоведения. Природа человека. Потребности человека. Необходимость общежития. Законы нравственные и юридические.

Отдел первый. Нравственность.

I. Основы нравственности.

II. Нравственные обязанности человека. Отдел второй. Право.

III. Основы правоведения. П. Право субъективное.

IV. Право объективное.

Отдел третий. Формы общежития. I. Семейство.

II. Гражданское общество.

III. Церковь.

IV. Государство.

V. Международный союз.

 

- № 85 от 24 августа 1894 года

Высочайшим приказом директор Вольской военной школы произведен в генерал-майоры, с увольнением от службы.

- №92 от 8 сентября 1894 года

«По окончанию занятий на временных курсах, учрежденных при ГУВУ-Зе, поручается особой комиссии произвести проверку результатов занятий слушателей курсов».

- № 93от 12 сентября 1894 года

«В приказе от 10 сентября объявлено о прекращении чайного довольствия. Также, предписываю прекратить во всех Санкт-Петербургских военно-учебных заведениях усиленное довольствие воспитанников по особому режиму, установленному во время холерной эпидемии».

Опубликованы Циркуляры по военно-учебным заведениям:

- № 40 от 9 августа 1894 года

«Главный Начальник военно-учебных заведений приказал рекомендовать, как руководство при преподавании военной топографии в юнкерских училищах, наряду с учебниками, указанными в программе, изданный бароном фон-дер-Бринкеном «Курс военной топографии», с чертежами и задачами. (Елисаветград, 1893 г.)».

- № 42 от 13 августа 1894 года

«При рассмотрении в педагогическом комитете ГУВУЗа вопроса о понижении балла по поведению кадет, переводимых' из5в6ииз6в7 классы, Главный Начальник военно-учебных заведений приказал: перевода в 6 класс удостаивать тех кадет 5-го класса, которые ко времени перевода будут иметь по поведению не меньше 6 баллов, а в 7-е классы - имеющих не менее 7 баллов.

Кроме приказов и циркуляров, в октябрьском номере журнала за 1894 год помещен Рапорт помощника Главного Начальника военно-учебных заведений о результатах занятий офицеров-воспитателей на летних курсах 1894 года по физическому воспитанию. «Проверка результатов показала, что эти занятия дали всем, занимавшимся на них, все, что только можно достичь в столь короткое время. Успехи, достигнутые обучающимися по ручному труду, в гимнастике и фехтовании, а также приобретенные ими теоретические знания в деле физического образования, еще раз подтверждают пользу, приносимую летними курсами...».

Таким образом, благодаря материалам, публиковавшимся в первом -официальном разделе «Педагогического сборника», общественность имела возможность быть в курсе актуального состояния жизнедеятельности военных учебных заведений, знать о современных требованиях к организации учебно-воспитательного процесса и его насущных проблемах, отслеживать результативность, кадровые перемещения. Содержание некоторых приказов также дает представление о преподавательском корпусе и стиле взаимоотношений в среде педагогов.

Важно отметить, что наиболее важные материалы официального раздела анализировались и оценивались с позиции их эффективности в публикациях неофициальной части журнала. Например, в статье Н.Х. Весселя «Военные училища и военные гимназии» анализируются протоколы пяти первых заседаний Особой педагогической комиссии, учрежденной при Главном управлении для обсуждения общих педагогических вопросов, относящихся к этим заведениям. В статье Н. Бобровского «План учебной части в юнкерских училищах» обсуждаются вопросы по следующим темам: система преподавания; преподаватели; обучающиеся; необходимо ли деление юнкеров на разряды по поведению; учебные пособия и библиотеки; можно ли последние сделать доступными для всех; порядок и способ производства экзаменов; отзывы о строевом образовании; мнение о допущении в училища нижних чинов обязательной службы.

Неофициальный раздел.

Целью данного раздела, как следует из характера представленных в нем материалов, является обсуждение наиболее актуальных педагогических проблем «развития тела, приготовления ума к учению и направления сердца» (Дюра-Ласаль) как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Благодаря материалам именно данного раздела «Педагогический сборник» существовал не как узко профессиональный журнал, а как одно из наиболее авторитетных периодических изданий, имеющих общественно педагогическую направленность.

«Успехи преподавания, - утверждает А.Острогорский в статье «По поводу наших предшественников, добром поминаемых», - зависят не от одних программ и числа учебных часов, а еще более, и главным образом, от живых сил, в руки которых отдано преподавание». Статья написана по воспоминаниям воспитанников военно-учебных заведений и поднимает чрезвычайно важную для военно-учебных учреждений интернатного типа проблему религиозно-нравственного воспитания и отношений между воспитателями и воспитанниками. «В предлагаемом нами ряде заметок, - пишет А.Острогорский, - перед читателями пройдет несколько личностей, не одинаковых по своему характеру, интересам, но одного, так сказать, типа, детальные черты которого и будут постепенно выясняться нами. Нам хотелось бы убедить читателя, что такие личности... и суть, по самой натуре своей, педагоги в истинном и лучшем смысле этого слова». «Надо было видеть этого маленького, худощавого человека с большой головой и детски-кротким взглядом рассеянных мечтательных глаз..., - вспоминает А.Станюкович одного из своих наставников, учителя И.А. Алымова. С какою любовью и с каким мастерством он читал, увлекаясь за уроками и весь поглощенный желанием, чтобы все его понимали и все знали его предмет. И это увлечение невольно передавалось и слушателям... Его все любили, а известно, что нередко любовь к учителю заставляет любить и преподаваемый им предмет. И у него почти весь класс занимался хорошо.

Это был совсем не от мира сего человек и доброты редкой. Кадеты обращались к нему со всевозможными просьбами и нередко брали у него даже деньги... Все знали, что И.А. Алымов очень религиозный человек и ведет, как говорили, самую аскетическую жизнь. Но он никогда не говорил об этом... Кадеты положительно боготворили его, и во время его дежурства берегли своего любимца, не позволяя себе каких-нибудь особенных шалостей. Зато надоедали ему бесконечно, не стесняясь отрывать его от занятий.

Ни о карьере, ни о чинах, ни о прочих благах жизни никогда не заводил он речи, а любил поговорить о деятелях науки и об их самоотвержении...».

Бывший воспитанник Морского корпуса А.Г. Беляев рассказывает о законоучителе Иове. «Между воспитанниками много было таких, которые домашним воспитанием были настроены религиозно, и часто между ними, единомышленниками, бывали религиозные беседы, весьма сладостно волновавшие сердце и, которые питались и укреплялись чтением религиозных книг».

Другие воспитанники вспоминали об учителе - отце Александре. «Основной чертой отца Александра была сердечная прямота и откровенность: он был врагом всякой неправды, лицемерия и притворства, в каком бы виде они ни проявлялись, и потому он не всегда умел или, точнее сказать, хотел скрывать свое отвращение к этим качествам, особенно если видел семена эти в ком-либо из своих воспитанников»...

«Было бы очень интересно, - замечает А.Острогорский, - сопоставить эти рассказы с теми, в которых люди с болью в сердце повествуют об утрате в детстве или в школьные годы религиозного чувства. Люди эти так же, как и ученики иеромонаха Иова и отца Александра, слушали уроки слова Божьего, учились по тем же книжкам, исполняли те же церковные обряды, но это преподавание не согрело их сердца, не помешало сомнению проникнуть в их разум....

«Представленные нами характеристики двух законоучителей, - подчеркивает А. Острогорский, - любопытны именно в том отношении, что им удалось побороть господствующее среди учащихся предубеждение против казенной религии, казенной науки и воспитания. И нам кажется, что это удалось им, кроме высоких личных качеств, благодаря тому, что они отошли от учительского столика, стали к ученикам ближе и дали им возможность узнать в себе не казенного наставника, а человека, да и сами узнали, чего хотят их ученики».

Проблемам воспитания души посвящена и статья А. Громачевского «О религиозно-нравственном воспитании, применительно к современным потребностям общества», публиковавшаяся с продолжением в нескольких номерах журнала.

В статье «К вопросу о детских характерах» автор, подписавшийся инициалами Е.П., рассматривает психологическую сторону воспитательного процесса, выделяет большие группы характеров детей, а в каждой из них подтипы. Пристальное внимание уделяется дидактическим вопросам: разработке содержания и методов обучения, совершенствованию методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Примечательно, что, исходя из главной идеи общелогического развития учащихся, методисты XIX века разрабатывают идеи не об упрощении содержания материала с целью лучшего запоминания и практического использования, -а о более простой подаче сложного материала, то есть доступности изложения.

Так, в статье П. Гейлера «Уроки десятичных дробей» представлено описание урока в форме беседы: учитель объясняет ученику, как происходит деление десятичной дроби на целое число, приводя примеры. В свою очередь, ученик, упражняясь в данном виде деления, комментирует учителю все свои действия, учитель исправляет его ошибки и комментирует их. Такая активная форма обучения способствует более успешному усвоению сложного материала.

Активно обсуждается идея пропедевтического курса в геометрии, «Приготовительный курс геометрии, - говорится в программе, приложенной к протоколу математической комиссии по определению объема и способа преподавания математики в военных гимназиях, - имеет целью познакомить детей: во-первых, с материалом того предмета, который они впоследствии будут изучать, и с языком его; во-вторых, сделать незаметным переход к изучению геометрии; в-третьих, приготовлять детей к ясному пониманию тех научных терминов и определений, которые встречаются в самом начале элементарного курса теоретической геометрии, и, в-четвертых, приучить детей к точному выполнению и пониманию чертежа». Материалы к пропедевтическому курсу, который был введен в военных гимназиях в 1866 г., представлены в статьях Шишкевича, В.А. Евтушевского.

Цикл работ В.А. Латышева посвящен специальным исследованиям в области истории преподавания математики.

Интересные вопросы поднимаются в связи с обсуждением принципов построения учебников и задачников. Проводя четкую границу между учебником и самоучителем, В.А. Латышев замечал, что «растянутость учебников... зависит от принятия авторами такого способа изложения, как будто учебник назначается не для повторения только сущности.того, что говорилось на уроке, а для замены учителя». При этом утверждал известный методист, «краткие учебники должны стремиться к краткости посредством исключения второстепенных фактов, требующих сложных объяснений... но в учебниках не следует достигать краткости пропуском объяснений... Пусть мысль будет малоразвитая, но останется мыслью...

Краткий учебник... не может быть хорошей книгой для самообучения. Последняя должна входить в разъяснение многих подробностей... Для учащихся в школе такие подробности вовсе не нужны, их дает учитель».

Статья К.Житомирского под названием «Критика школьной грамматики», состоящая из трех разделов, содержит обучающий материал по русскому языку. Обучающая статья Э.А. Андреса под названием «Курсы для заикающихся» включает теоретические сведения, описание практических занятий.

Острая дискуссия ведется по поводу засилия «немецких» методов обучения. Ставится вопрос: почему преклонение перед немецкой педагогикой в XVIII веке не принесло ощутимых положительных результатов? Отечественные педагоги XIX века отвечают на него так: «(Европейские ученые) не говорили нам, что переносить можно только внешнее устройство, а не дух школы и не одушевление ее деятелей, знавших нужды и потребности своего народа, и потому умевших удовлетворить им. Полагаясь на советы других, мы сами не можем или даже не догадываемся приспособить наши средние школы к нашим потребностям, вовсе неизвестным самым умнейшим и честным иностранцам.... Вне народности - смерть для школ и для народа, которого такая школа убивает, а не развивает, та смерть, которая с народной точки зрения, уже коснулась нашего верхнего, отравленного ложным воспитанием верхнего слоя общества; пока еще тонкий слой, при неразумном рвении может отравить и тот народ, потом и кровью которого он вскормлен и воспитан по чуждым, а потому и гибельным образцам».

На страницах журнала анализируется зарубежный опыт аналогичных учебных заведений. Так, в статье Н.Х. Весселя «Военные училища и военные гимназии» приводятся сведения о военно-учебных заведениях Пруссии, Австрии, Франции, которые сравниваются с российскими военно-учебными заведениями. Рассматриваются преобразования, которые произошли в кадетских корпусах и других учебных заведениях во времена царствования Великого Князя Михаила Николаевича, и сложившаяся в результате этих преобразований система военно-учебных заведений.

Необходимость тщательного изучения исторического и зарубежного опыта для разработки отечественной системы физического образования неоднократно подчеркивалась А.Д. Бутовским. «Для нас в России в настоящее время, - писал он - самый интересный вопрос в этой области (физического образования - Е.К.) заключается в определении, какая же из существующих систем телесных упражнений признается на Западе наиболее отвечающей требованиям детского и юношеского возраста?». При этом Бутовский предостерегал против слепого копирования, призывал учитывать конкретные условия «...попытки заимствовать ту или другую систему во всей ее целости, в том виде, как она развилась у себя дома под влиянием местных бытовых и культурных условий, и переносить ее на совершенно чуждую ей почву, - утверждал ученый, - свидетельствуют только об очень поверхностном понимании истинных задач физического образования. В истории телесных упражнений мы видели, что в каждой системе есть слабые и сильные стороны; каждая система... может дать богатый и хорошо разработанный материал для учебных упражнений и в школе, и в войсках. Но разумное пользование этим материалом заключается вовсе не в заимствовании целиком той или другой системы, а в ясном понимании той задачи, которую должны выполнить телесные упражнения, и в обдуманном выборе упражнений для успешного выполнения этой задачи». «При анализе зарубежного опыта и попытках его использования, - считал А. Бутовский, - следует учитывать не только его положительные, но и отрицательные стороны».

На страницах журнала серьезно обсуждалась проблема физического развития подрастающего поколения «Современное нам человечество, - писал в 1861 г. «Педагогический сборник», - заметно страдает вследствие перезрелых, ослабевших нервов и мозга, оттого в наши дни встречается так много вообще утомленных, разочарованных, страдающих мировой скорбью и Бог весть еще чем...и вместе с тем фигурирует масса худосочных, изнуренных физически и т.д.».

Стремление Главного управления военно-учебных заведений создать в России стройную и действенную систему подготовки физкультурных кадров отражалась не только в официальных материалах, но и в многочисленных научных исследованиях, прежде всего, в статьях П.Ф. Лесгафта, под научным руководством которого развивались Учебно-гимнастические курсы, открытые в 1877 году при 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии и А.Д. Бутовского, который в 1890 г. организовал и на протяжении 16 лет был бессменным руководителем и основным преподавателем «временных летних курсов» для подготовки офицеров-воспитателей кадетских корпусов «к руководству различными отраслями физического образования».

А.Д. Бутовский разрабатывал научные основы «физического образования», под которым он понимал «развитие тех общих способностей двигательного аппарата, которые равно необходимы человеку, к какой бы деятельности он себя ни предназначал, которые человек инстинктивно упражняет с детства, и упражнение которых, безусловно, необходимо для здоровой жизнедеятельности его организма.... Эти упражнения, - подчеркивал он, - существенно отличаются от профессиональных видов физической деятельности, так как конечная их цель - развитие самого человека, а не внешний результат работы».

«Обучать телесным упражнениям, - считает ученый, - может только человек, сам умеющий их делать и сам испытавший на себе все значение повторительной работы как со стороны усвоения навыка, так и со стороны общего его психо-физиологического влияния». «Учитель должен иметь совершенно ясное представление о каждом преподаваемом им упражнении со стороны его образовательного значения. Он должен понимать цель его изучения, его место в системе общего физического образования и должен уметь вести его так, чтобы эта цель достигалась с наименьшим затруднением для ученика и с наибольшей выгодой для его физического развития. Для этого он должен иметь некоторые специальные сведения в приемах и способах обучения: он должен уметь классифицировать учебный материал, с одной стороны - соответственно родам работы, с другой - по степени его трудности, располагая его как в течение всего курса, так и на каждом уроке в такой последовательности, в таком взаимном сочетании различных родов работы, чтобы воспитанник постепенно переходил от более легкого к более трудному, а вместе с тем и постепенно втягивался в работу».

Как один из наиболее авторитетных журналов общественно-педагогической направленности, «Педагогический сборник» целенаправленно формировал общественное мнение по вопросам женского воспитания. Так, в статье «Основные задачи воспитания», опубликованной уже в самом первом номере журнала, резко критиковался существующий идеал «кисейной барышни» и последовательно проводилась идея о необходимости всестороннего развития девушек. В 1890 г. «Педагогический сборник» опубликовал статью женщины-врача Е.А. Михайловой, в которой, помимо прочего, утверждается, что «мерило культуры страны - общественная ступень, на которой стоит женщина. Уровень страны зависит от способности женщины давать хорошее потомство. Поэтому государство должно заботиться о гармоничном (физическом и нравственном) развитии женщины». К началу XX в. предрассудки о вреде и ненужности телесного развития женщин были практически преодолены. Все аргументы в пользу «формирования здоровой матери» были приняты, и вопрос о том, нужно ли заботиться о здоровье женщины фактически закрылся. Однако даже значительно позднее этот аспект оставался определяющим, воспитание полноправного члена общества не было основной задачей женского образования в России. На страницах «Педагогического сборника» в 1913 г. констатируется: к «Повсеместно среди наших и отчасти заграничных высших классов безапелляционно господствует тот взгляд специально на женское воспитание, по которому наука для девиц считается не только излишней, но и предосудительной».

Таким образом, материалы неофициального раздела «Педагогического сборника», отразившие наиболее актуальные общественные проблемы своего времени через призму педагогических воззрений, современному исследователю могут дать выразительную картину большой исторической эпохи как культурного явления.

Приложения.

В этой части «Сборника», направленной на расширение педагогического кругозора читателей, помещались оригинальные материалы, извлечения из наиболее ценных педагогических трудов; имелся раздел «Для библиографических справок», рубрика «Объявления». Особое место занимал раздел критики и библиографии.

Благодаря материалам данной части журнала многие лучшие публикации отечественной педагогической мысли могут стать достоянием современного педагогического сообщества.

Например, в январе 1867 г. журнал опубликовал ряд статей, по ознакомлению с германской учебной литературой. В частности, рассказывается о журнале Любена и Наке «Педагогический годовой отчет для учителей германских народных школ», который издавался в Германии с 1846 г.

В 1870-1873 гг. в разделе печаталось «Руководство к воспитанию и учению», написанное Н.Х. Весселем.

А.Д. Бутовского по праву считают первым отечественным теоретиком и историком спорта. Его труды о спорте интересны и важны для более полного изучения и осмысления генезиса современного спорта, его особенностей на рубеже XIX-XX вв. Обстоятельнейший отчет А.Д. Бутовского «Вопросы физического воспитания и спорта на международном конгрессе в Брюсселе летом 1905 года», являющийся, по мнению современных специалистов, ценнейшим первоисточником об этом крупном международном форуме, вначале был опубликован в «Педагогическом сборнике», а затем вышел отдельным изданием. В специальной работе, опубликованной в двух номерах «Педагогического сборника», А.Д. Бутовский рассказал о Международных конгрессах по проблемам школьной гигиены, проходивших в 1910 г. в Париже и в Брюсселе, и своем участии в них.

Для педагога очень интересно определение А.Д. Бутовским роли и места спорта в системе воспитания детей школьного возраста. В отличие от многих деятелей в области физического воспитания конца XIX - начала XX в. и в России, и за рубежом, придерживавшихся односторонних, категоричных позиций в таком выборе («или гимнастика, или спорт»), Бутовский придавал значение каждому из них, обращая внимание на достоинства и недостатки как спорта, так и различных систем гимнастики. «Спорт, - приходит он к выводу, - есть всегда упражнение одностороннее... по значению своему для правильного телесного развития спорт уступает систематической гимнастике». Поэтому, считает исследователь, спорт в школе «должен распространяться и поддерживаться...» в самой тесной связи с рекреативной игрой и систематической гимнастикой, составляя с ними одно целое и являясь как высшая ступень телесных упражнений».

В 1879 г. в Педагогическом сборнике (№ 9) был напечатан «Исторический очерк Сибирской военной гимназии», где, в частности, рассказывалось об одном из «достопамятнейших событий»: «...Училище Войсковое увенчалось громкою славою знаменитейшего посетителя, известного целому свету своими познаниями на поприще естество- испытания, Его Высокопревосходительства Г. Барона Фон Гумбольдта, 14-го Августа в сопровождении Г.Г. Начальника Штаба Отдельного Сибирского Корпуса, Командира 3-й Бригады 23-й Пехотной Дивизии Генерал-майора Литвинова и двух прусских ученых, сопутствовавших с сим достопочтенным Гостем». «Знаменитейшему путешественнику, - читаем в очерке, - был устроен блистательный прием и его встретили 4 воспитанника приветственною речью на русском, французском, татарском и монгольском языках. Подобные речи были в училище в моде и заготовлялись к приему каждого высокого гостя, например корпусного командира и инспектирующего генерала».

 

АВТОР: Климашкина Е.В.