17.11.2011 3580

Отношение учащихся к собственному здоровью как главный психологический фактор здоровьесбережения

 

Понятие «отношение» имеет в науке несколько толкований, что обусловлено сложностью и многогранностью данного явления. Наиболее широкое его определение - философское, в котором отношения характеризуются как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира. В отношениях проявляются свойства, присущие тому или иному процессу или вещи. Отношения так же объективны, как и сами вещи. Человек, вступая в такие объективные (предметные) отношения, отражает их в своем сознании в виде отношений субъективных (психологических), которые показывают какова субъективная позиция человека в его объективных связях, какой психологический отклик вызывают окружающие его предметы, люди, явления.

Изучению сущности отношений, их места в структуре личности, особенностей их формирования и проявления посвящены многочисленные работы философов, психологов, педагогов (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, A.M. Василевская, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Д. Зверева, А.Г. Здравомыслов, Т.Н. Козинцева, К.И. Корегин, А.А. Люблинская, А.С. Макаренко, С.Д. Максименко, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.К. Павловская, Л.П. Салеева, В.А. Сухомлинский, А.И. Щербаков, В.А. Ядов, С.Г. Якобсон и др.).

В отечественной психологии проблема отношений впервые была затронута А.Ф. Лазурским, который выделял эндопсихику (мышление, воображение, способность к волевому усилию) и экзопсихику, содержание которой определено отношением человека. Отношение понимается как основа всех характеристик личности и используется в качестве основания для классификации личностей.

Особенности становления и развития отношений человека, как его индивидуальной характеристики, рассматриваются в рамках психологии личности, где отношения изучаются в качестве компонента структуры личности. Так С.Л. Рубинштейн рассматривает сознание как единство отражения и отношения к отражаемому. Им подчеркивалось огромное значение отношений в становлении личности: «Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему». Действия человека трактуются не только как технические операции, но и как поступки, выражающие отношение. Анализ человеческого поведения с такой точки зрения позволяет раскрыть содержание и историю духовной жизни. В.Н. Мясищев отмечает, что «... психика и сознание, как высшая ступень, представляют единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности». Он считал, что «психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека: она выражает его опыт и внутренне определяет его действия, его переживания». Так как свойства объекта, существующие для всех, вызывают у людей различные переживания и действия, то, очевидно, что причина этих различий заключена в самом человеке как субъекте отношений, в накопленном им социально-историческом и индивидуальном опыте. Отношение приобретает характер мотива, непосредственно связанного с деятельностью, с поведением человека: «... мотив, является не чем иным как выражением отношения к объекту действия».

На эту связь указывал и B.C. Мерлин: «в мотивах деятельности выражается отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира», «... всякий мотив характеризует определенное направление и содержание отношения». Однако В.Н. Мясищев подчеркивает, что «... отношение имеет характер потенциальный, выражающий вероятность реализации избирательной активности», в связи с чем отношение не всегда реализуется в деятельности и может иметь индифферентно-пассивный характер.

Процесс развития человека неразрывно связан с формированием его отношений, которые затем сами являются условием развития личности, а с опытом «... отношения становятся упроченными, начинают характеризовать личность, становятся чертами характера». В.Н. Мясищев указывает на существование различных видов отношений, являющихся сторонами единого предметного отношения, определяемых многосторонней возможностью реакций человека и многосторонностью объектов. Выделяется две стороны отношения, обусловленные филогенетическим и историческим прошлым человека. Они представляют основу положительных или отрицательных тенденций активности человека. Предметом отношения могут быть не только объекты и явления внешнего мира, но и различные виды деятельности человека.

Отношения характеризуются степенью выраженности, избирательностью, сознательностью, устойчивостью, широтой или узостью, глубиной, систематичностью, содержательностью, целостностью, действенностью, уровнем обобщенности и обоснованности. В системе отношений выделяют доминирующие, определяющие всю деятельность человека. Неосознанное отношение в процессе своего развития может приобрести такое качество как осознанность.

Согласно Б.Ф. Ломову, в процессе жизни в обществе у каждого индивида формируется многоуровневая система субъективно-личностных отношений. Ее можно описать как многомерное «субъективное пространство», каждое измерение которого соответствует определенному отношению (к труду, к собственности, к здоровью и т.д.). «Не все отношения, в которые включена личность объективно, приобретают для нее «субъективную окраску». Иными словами, из всей совокупности объективных отношений с миром, в которые включена личность, ею особо выделяются те, что связаны с удовлетворением тех или иных ее потребностей и, следовательно, являются для нее значимыми. Именно отражение этой связи придает отношениям к объектам и явлениям мира «субъективную окраску», т.е. объективные отношения приобретают характер субъективных отношений личности.

Таким образом, основой субъективного отношения является запечатленность потребностей личности в объектах или явлениях мира. Если же в данном объекте (или явлении) не запечатлена ни одна потребность, то личность относится к нему «никак», он не охвачен её субъективным отношением. Именно поэтому «субъективное пространство» личности не совпадает с ее «объективным пространством».

Поэтому запечатленность потребностей личности в объектах или явлениях мира - основа субъективного отношения - может характеризоваться тремя параметрами:

1. структурно-содержательным - широтой: в каких объектах и явлениях запечатлены потребности;

2. структурно-динамическим - интенсивностью: в каких сферах и в какой степени проявляется субъективное отношение;

3. степенью осознанности: в какой мере личностью осознается эта запечатленность потребностей в объектах и явлениях мира (насколько она отдает себе в этом отчет).

Эти три параметра: широта, интенсивность и осознанность - являются хотя и связанными, но достаточно независимыми друг от друга. Их можно назвать базовыми параметрами субъективного отношения личности. Они задают своего рода объем или, в терминологии Б.Ф. Ломова, «субъективное пространство» данного конкретного отношения. Чем больше «субъективное пространство» данного отношения, тем большую роль оно играет в жизни человека.

Интенсивность субъективного отношения показывает, в каких сферах и в какой степени проявляется это отношение. Именно через свое проявление субъективное отношение данной личности к какому-либо объекту становится фактом жизненной ситуации других людей. Процесс развития того или иного субъективного отношения личности связан с изменениями, которые затрагивают ее аффективную, познавательную сферы, касаются осуществляемой личностью практической деятельности и - самое главное - совершаемых ею поступков.

В.А. Ясвиным было выделено четыре компонента параметра интенсивности: перцептивно - аффективный, когнитивный, практический и поступочный.

На более высоком уровне анализа при рассмотрении данного отношения в контексте всего внутреннего мира личности, оно может быть охарактеризовано целым рядом других - второго порядка - параметров, разработанных в концепции отношений личности В.Н. Мясищева: эмоциональностью, обобщенностью, доминантностью, когерентностью, принципиальностью, сознательностью.

Если широта, интенсивность и осознанность характеризуют запечатленность потребностей в объектах и явлениях мира саму по себе, то остальные параметры описывают ее во взаимосвязи с другими характеристиками.

С.Д. Дерябо предложил разбить их на пары. Два параметра: эмоциональность и обобщенность связаны с когнитивной сферой личности.

Параметр эмоциональности характеризует субъективное отношение по оси «эмоциональное - рациональное». Субъективное отношение может быть проанализировано по удельному весу в нем эмоционального и рационального компонентов, иными словами, насколько данное отношение может быть рационально контролируемо.

Параметр обобщенности характеризует субъективное отношение по оси «частное - общее». Потребности личности могут быть запечатлены как в конкретном объекте (явлении), так и в целой их категории. Обобщенность возникает как следствие когнитивной переработки личностью своего субъективного отношения в аспекте избирательности на основе абстрагирования, в результате чего формируется отношение к целым группам, классам, категориям объектов и явлений мира.

Вторая пара - доминантность и когерентность. Эти параметры характеризуют субъективное отношение во взаимосвязи с другими субъективными отношениями личности.

Доминантность описывает субъективное отношение по оси «значимое -незначимое». Это показатель места данного отношения в системе, иерархии других: чем большую роль играет определенное отношение в жизни человека, чем более высокое, «центральное» место оно занимает во внутреннем мире, тем более оно доминантно.

Когерентность характеризует субъективное отношение по оси «гармоничное - негармоничное». Это показатель степени согласованности всех отношений личности. Когерентность показывает, является ли данное субъективное отношение чем-то обособленным во внутреннем мире личности или оно тесно с ним связано, высоко интегрировано в него.

Третья пара параметров: принципиальность и сознательность, - характеризует субъективное отношение через связь с социумом.

Принципиальность характеризует субъективное отношение по оси «зависимое - независимое». Это показатель взаимосвязи отношения со всем комплексом норм и принципов, принятых личностью, и готовности отстаивать его при оказании давлении.

Принципиальность субъективного отношения имеет прямую связь с такой чертой личности как конформизм, т.е. податливостью человека давлению группы. Можно предположить, что проявление конформизма или отсутствие его будет зависеть и от того, какое субъективное отношение затрагивается в данной ситуации, насколько оно является принципиальным. Даже «отъявленный» конформист может иметь субъективные отношения с высоким уровнем принципиальности и в ситуациях, когда затрагиваются именно они, не проявлять конформного поведения.

Сознательность - показатель сформированности позиции личности как общественного субъекта. Сознательность подразумевает интеграцию данного отношения со всеми другими и проявление его в активной сознательной социальной избирательности поведения личности. Субъективное отношение может быть охарактеризовано как сознательное тогда, когда личность сознательно ставит перед собой социально направленную задачу, связанную с этим отношением, и проявляет активность по ее решению.

Очевидно, что параметры осознанности и сознательности не дублируют друг друга, а охватывают собой достаточно различающиеся аспекты субъективного отношения. Первый из них - это характеристика отношения по оси «сознание - бессознательное», а второй - по оси «сознательность - несознательность». Осознанность отношения вовсе не обязательно предполагает его сознательность, хотя сознательность, конечно, подразумевает определенную степень осознанности.

Параметр активности, используемый В.Н. Мясищевым и Б.Ф. Ломовым, отдельно не выделяется, а рассматривается как составляющая часть параметра интенсивности, отвечающего на вопрос о том, в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

Особое положение занимают параметры устойчивости и модальности.

Параметр устойчивости - это показатель стабильности субъективного отношения во времени. Перечисленные ранее параметры дают характеристику субъективного отношения лишь на конкретный момент, иными словами, его синхроническое описание. Параметр устойчивости субъективного отношения позволяет осуществить его диахроническое описание.

Все описанные до сих пор параметры дают формально-количественную характеристику субъективного отношения, по принципу «больше - меньше», т.е. вне зависимости от содержания отношения. Модальность же является именно качественно-содержательной его характеристикой

Устойчивость и модальность рассматриваются также в качестве базовых параметров отношения.

В силу сложности и многогранности понятия «отношения человека» и близких к нему категорий, а также некоторого различия в позициях исследователей существует несколько их определений и трактовок. Так, К.А. Абульханова - Славская считает, что «Отношения личности - это не только ее субъективные мотивы, цели, стремления и т.д. Они характеризуют ее способ включения себя в общий ход жизни с учетом и объективной логики этой жизни и своих... возможностей». Отношения пронизывают сознание, мировоззрение, дееспособность и выступают как логика организации и управления личностью своей жизнью. Автор анализирует отношения в связи с развитием личности и считает, что личность развивается через объективирование и воспроизводство своих основных отношений.

Л.И. Божович определяет субъективные отношения человека как «... систему его потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая, преломляя и опосредуя воздействия среды, становится непосредственно движущей силой развития у него новых психических качеств». Она считает, что объективные отношения, в которых находится ребенок, постепенно приобретают для него личностный смысл.

Н.И. Непомнящая в связи с системным подходом к изучению психики, в качестве одного из основных компонентов психологической структуры личности выделяют ценностность, которая характеризуется «единством общей направленности личности и её представлением о себе». Сложное переплетение и взаимопроникновение объективного и субъективного начал в личности позволяет авторам рассматривать ценностность в качестве «ядра» личности, которое определяет целостность.

А.Н. Леонтьев связывает отношения с категорией смысла. В своих работах он, выделяет понятия «значение» и «личностный смысл», первое из которых трактуется как обобщенное отражение действительности; выработанное человечеством, и не зависящее от отношения к ней человека. Личностный смысл представляет собой сторону движения значения, выражающуюся в приобретении им «пристрастности», «... личностный смысл выражает именно его отношение к осознаваемым объективным явлениям». Автор называет «значение» и «смысл» одними из «образующих» сознание.

К.К. Платонов в структуре индивидуального сознания выделяет ряд подструктур, к первой из которых (атрибуты сознания) он относит отношение, познание, переживание. Под отношением понимается «... активный компонент индивидуального сознания и его объективная связь с отражаемым миром, объективизирующаяся в психомоторике».

В зарубежной психологии исследование отношений осуществляется в основном в связи с понятием установки. Так, Кислат Г. и Кюн X. в коллективной монографии «Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе» отмечают, что установки являются отражением возникающих в деятельности отношений человека. Установки, связанные с мировоззрением, авторы называют убеждениями.

Рассмотрение установок как отношений, вполне правомерно, так еще у В.Н. Мясищева было отмечено: «Установки» можно рассматривать как неосознанное отношение, а «отношение» как неосознанные установки».

Так, Б.Ф. Ломов считает, что понятие «субъективные отношения» является родовым по отношению к таким понятиям как «установка», «личностный смысл», «аттитюд». При этом, понятие установка, раскрываемое, как центральная модификация личности (Д.Н. Узнадзе), подчеркивает интегральный характер субъективно-личностных отношений; личностный смысл их связь с общественно выработанными значениями; аттитюд - их субъективность.

Вопрос о соотношении данной группы понятий рассматривается Д.А. Леонтьевым, который также отмечает различие подходов разных авторов к этой проблеме. Во-первых, в ряде работ понятия установки и отношения сосуществуют, характеризуя разные психологические структуры (А.Е. Шерозия, Н.И. Сарджвеладзе). Во-вторых, аттитюды понимаются как фиксированные социальные установки (А.С. Прангишвили, Ш.Е. Надирашвили). В-третьих, сближение аттитюдов и отношений, но резкое разведение их с установками (В.В. Григолава). Наконец, в-четвертых, осознанное отношение и неосознанная установка рассматриваются как стороны одного целого - аттитюда или социальной установки (Ш.Е. Надирашвили).

Само понятие «отношение» является как научным, так и житейским, и может быть использовано как для описания психологической реальности, так и для ее объяснения. Категория «отношение» дает возможность максимально расширить шкалу уровня обобщенности при анализе психического: от уровня конкретно-психологических проявлений (например, легко устанавливаемого обыденным наблюдением факта избирательного эмоционального отношения к воспринимаемому объекту) до самых высоких уровней абстракции (например, уровня общей теории систем).

Мы можем говорить о целостном психологическом механизме, который с содержательной стороны описывается понятием отношения, «с динамической стороны - понятием фиксированной установки, а со стороны своей природы и роли в человеческой жизнедеятельности - понятием смысловой регуляции».

С.Д. Дерябо предлагает рассматривать отношение как субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

Субъективные отношения выступают в роли своего рода костяка субъективного мира личности. Как считал А.Н. Леонтьев: «Подлинно содержательная, а не формальная характеристика психического развития ребенка не может отвлекаться от развития его реальных отношений к миру, от содержания его отношений. Она должна исходить из их анализа, ибо иначе невозможно понять особенностей его сознания».

Таким образом, субъективное отношение - это, прежде всего, оценка того личностного смысла, который несет для субъекта объективный образ или явление. Можно сказать, что предметом субъективного отношения выступают не сами объекты или их образы, а личностные смыслы объектов или явлений. Каждый смысл или ценность, представленные в сознании субъекта, имеют эмоциональную оценку, выраженную ведущим эмоциональным переживанием (удовольствие - неудовольствие). Чем более значим в системе ценностей данный личностный смысл объекта, тем сильнее эмоционально будет окрашен сам объект, тем чаще и наглядней (интенсивней) будет проявляться отношение к этому объекту.

Интенсивность и сознательность являются одними из ведущих показателей, характеризующих субъективное отношение с точки зрения его проявленности вовне. Это положение легло в основу нашего экспериментального исследования субъективного отношения к здоровью у подростков.

 

АВТОР: Кабаева В.М.