21.11.2011 4467

Некоторые особенности архитектурных ландшафтов Московского Кремля и острова Сите (Париж)

 

В определенном смысле, вся история цивилизации может быть представлена как история урбанизации (от лат. urbanus - городской), т.е. как процесс формирования и возрастания роли городов, что отмечали А. Боннар и К.О. Гартман. Сам город является искусственной пространственно-предметной средой жизнедеятельности людей, имеющий историко-хронологические основы. Город представляет целостную и сложную систему и состоит из меньших по масштабу систем - архитектурных ландшафтов. Нами будет рассматриваться исторический центр города, который является также центром постоянно трансформирующейся в географическом пространстве и историческом времени пространственной среды. Этот подход использовали в своих исследованиях А.В. Иконников и О. Шуази. С точки зрения Д.Б. Бархина и И.А. Страутманиса, по развитию старого архитектурного ландшафта можно проследить развитие социокультурной системы, включающей в себя архитектурно-строительные, жизнеобеспечивающие, религиозные и многие определенные функции. Архитектурные ландшафты включают в себя социальную и культурную стороны, взаимосвязанные между собой, создаются человеком и отвечают его потребностям. По мнению Д.С. Лихачева и И.А. Страутманиса, старые архитектурные ландшафты помогают человеку гармонизировать его отношения с окружающим миром и с самим собой.

К.О. Гартман считал архитектуру (от греч. architekton - строитель) - видом искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих потребностям людей - утилитарных и духовных, включая эстетические.

Леон Баттиста Альберта в трактате «Десять книг о зодчестве» определял архитектуру как «искусство, без которого никак нельзя обойтись и которое приносит пользу, соединенную с наслаждением и достоинством». По мнению А.В. Иконникова, главная цель архитектуры - это служение людям. Это - система поселения, система сооружений определенного назначения и типа, т.е. «искусственной среды», «второй природы», которую создает вокруг себя человек. Среда, преобразованная архитектурой, служит для организации человеческой деятельности, а также несет информацию о социально обусловленном поведении и практических навыках людей, об отношениях между ними. Эта информация не только направляет поведение людей одного времени, но связывает разные поколения и разные эпохи.

Нельзя не согласиться с мнением Р. Арнхейма, считавшего, что архитектурное сооружение представляет собой произведение искусства, но в то же время оно выполняет специфические функции, являясь практическим объектом в жизни человека. На этом основании архитектурное сооружение по форме отличается от, например, скульптуры. Архитектура выражает Weltanschauung (нем. - мировоззрение) и не только допускает, но и использует строгую симметрию и другие средства простой формы. Правильность формы отражает особую роль здания как надежного, прочного средства защиты людей и подчеркивает его не природный, а искусственный характер, разграничивая тем самым природу и человека. Г.И. Ревзиным отмечено, что «в отличие от пространства природы архитектура представляет собой окультуренное искусственное пространство».

Собственно ландшафт (нем. - Landschaft - пейзаж, вид) - в самом широком смысле - общий вид местности или ее изображение. В более узком смысле ландшафт первоначально представал в качестве синонима пейзажа, именно как изображение естественных видов природы (так называемая «ландшафтная живопись»). Природопреобразующая деятельность человека привела к созданию антропогенного, преображенного человеком, ландшафта. В этом процессе ландшафт приобретает самостоятельную эстетическую ценность. В экологической эстетике, т.е. эстетике, рассматривающей эстетические проблемы с точки зрения взаимосвязи человека с окружающей средой, ландшафт является гармоническим сочетанием разнообразных природных компонентов (рельеф, климат, почвы, гидротермические условия) на определенной территории. Границы такой территории строго зафиксированы.

Ландшафт можно изучать с самых разных позиций; он является и предметом эстетического созерцания и условием гармонического развития человека, и предметом особой деятельности - ландшафтной архитектуры. Ландшафтная архитектура преобразовывает естественные формы природы для того, чтобы достичь целостного и гармоничного пространственно единства естественного и искусственного. Это синтетический вид искусства, который объединяет в единую систему архитектурные ансамбли, парки, садовую скульптуру, декоративную живопись. В таком виде искусства используются естественные средства (вода, рельеф местности, камни, растительность) и созданные человеком объекты (произведения искусства, технические средства).

Объектом нашего исследования является не ландшафтная архитектура, а собственно архитектурный ландшафт, который был создан в определенном социокультурном периоде истории и продолжал развиваться в другой эпохе. Ландшафт отражает в своих архитектурных формах представления об идеалах, социокультурных ценностях различных исторических периодов, картинах мира целого общества.

Между человеком и архитектурой существует взаимосвязь: организованное архитектурное окружение воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Зодчество выступает в этом случае одним из видов художественного освоения мира, закрепляет присущие данному обществу схемы деятельности и человеческих отношений, способствует социализации личности. Архитектура воплощает определенные идеалы - этические и эстетические, - придавая им убедительную, осязаемую предметность. Поэтому отрицание недавнего прошлого иногда сопровождается обращением к более далекому периоду. А.В. Иконников отмечал, что в то же время архитектурная система остается открытой для дальнейших изменений и удовлетворяет вновь возникающие практические потребности. Дальнейшее наше исследование базируется на этом утверждении.

Несмотря на то, что архитектурные центры старых городов всегда индивидуальны и связаны с определенными эпохами, на наш взгляд, возможно применение синхронного подхода к их анализу. На данном этапе исследования мы рассмотрим динамику развития Московского Кремля и острова Сите, отметим определенные параллели в хронологии политического и исторического развития, для чего представлена таблица смены династий, монархов в России и Франции.

Прослеживается развитие данных архитектурных ландшафтов. Искусство архитектуры во Франции распространялось из королевских владений, вместе с авторитетом центральной власти, на последовательно присоединяемые к короне провинции. Первые организации городских общин, муниципальные собрания, праздники, представления мистерий - собор был единственным культурным центром общины и являлся как бы центром города. О. Шуази и В.Н. Тяжелов отмечали широкое и свободное разнообразие использования здания собора в соответствии с городскими нуждами, которые связывали его со светскими развлечениями, что сделало это место чрезвычайно популярным.

М.И. Вострышев (1999), отмечая реакцию жителей Москвы ХЕХ в. на архитектурный ландшафт Московского Кремля, писал: «В Москве чаще других повторяли имя итальянца Фьораванти Аристотеля - создателя Успенского Кремлевского собора. Хвалились и другими иностранцами - Алевиз, Марко Руф, Петр Соларио, - а своих доморощенных зодчих почитали за обыкновенных ремесленников». Большой Кремлевский дворец К.А. Тона москвичи считали «далеким от особенного московского духа».

Данная часть нашего исследования основывается на работах К.О. Гартмана, О. Шуази, В.Н. Тяжелова, И.С. Николаева, посвященных истории развития западноевропейской архитектуры.

С монастырскими церквами население не имело никакой непосредственной связи, в соборе же оно видело свой собственный памятник; отсюда становится ясно, почему горожане так старались его построить, становится понятным то чувство соревнования, с которым каждый город стремился пышностью своего собора затмить другие города. Светский элемент настолько заполняет собор, что в середины XIII в. пришлось оградить решеткой часть храма, предназначенную для религиозных обрядов. Греческий храм, например, претерпел такую же трансформацию: являясь сначала зданием смешанного назначения с открытыми для всех портиками, он превратился в здание исключительно культовое. У греков пространство, занимаемое портиками, было затем ограничено, и доступ в них был затруднен намеренно; в средние века отгородили решеткой хор.

Архитекторы французских готических соборов происходили из наследственных семей каменщиков и строителей. Одним из них был Жан де Шелля, автор фасадов собора Парижской Богоматери. На цоколе южного фасада есть надпись, что работы были начаты в 1258 г. «при жизни мастера Иоанна». В отличие от Византии, архитектура средневековья на Западе не была продолжением античного зодчества. Перед лицом новых функциональных задач ей пришлось начинать многое заново.

Подъем зодчества начался с XI в., наиболее заметным он стал на территории Франции, где начинала складываться политическая власть в борьбе с феодальной разобщенностью. Сначала возводились монастыри, начиная же со второй половины XII в. ведущая роль в культовом строительстве перешла к городам. Система и методика композиций в готике диктовалась задачами религии. Готические соборы - это не грузные монументальные здания, а ажурные арочные конструкции, в которых показаны не линии сил тяжести, притягивающие к земле, но воплощена легкость, возносящаяся к небу. В. Гюго отмечал, что соборы - это «самые обширные и исчерпывающие хроники своего времени». Франция - страна камня, многообразие его требует глубокого знания петрографии. На строительство собора Парижской Богоматери было использовано пять сортов камней, причем каждый из них применен в соответствии с его свойствами.

Приблизительно при той же последовательности развития, Московская крепость получила собственное имя -Кремль (согласно летописям 1331 г.). При Дмитрии Донском сложилась основа современной структуры Кремля - возведение мощной белокаменной крепости, охватившей почти всю территорию современного архитектурного ландшафта (1367 г.). Уже к XV в. ландшафт Московского Кремля прошел путь от простого поселения до сложной социокультурной системы. Наше исследование опирается на труды И.С. Николаева, П.Г. Паламарчука, М.В. Посохина, С.К. Романюка.

Строительство каменных зданий началось в Москве в XII в. Политическое и территориальное развитие, стремление видеть здания города отвечающими духу времени, заставляли не раз перестраивать и достраивать новые здания. На рубеже XIV-XV вв. закладывались основы объединения отдельных княжеств и земель в Русское государство, о чем писал Н.М. Карамзин. Естественно предположить, что старая Москва с ее небольшими храмами и невысокими белокаменными стенами, сложенными из известняка, не отвечала представлениям о государстве, складывающемся при дворе Московского Великого князя. Летописи второй XV в. полны сведений об их ремонте. Для строительства в Кремле мощных военно-оборонительных укреплений и возведения новых соборов и великокняжеского дворца в Москву были приглашены итальянские мастера. В Москве в 70-х гг. XV в. появились зодчие итальянцы, проработавшие вплоть до 30-х гг. XVI в., когда их опыт был полностью освоен русскими зодчими. Кремль превратился в великокняжескую резиденцию и духовный центр страны. Однако русская архитектура той поры и последующего времени, вплоть до XVII в., не сложилась в единое стилистическое направление, как это было в эпоху романского стиля, готики и Ренессанса на западе. Так, например, все проездные башни имели мощные предвратные укрепления, отводные стрельницы. До XVII в. башни Кремля завершали низкие деревянные шатры с флюгерами. На стенах поверх зубцов лежала тесовая кровля. В XVII столетии (1620-1680-е гг.) угловые и проездные башни (кроме Тайницкой и Никольской) получили ярусные шатровые верхи. Промежуточные башни, и особенно башни южной, речной стороны, надстраивались скромными низкими шатрами, не мешавшими обзору кремлевских соборов и дворцов. На русской почве одновременно сосуществовали различные архитектурные направления, обусловленные социальным положением заказчика и мировосприятием той или иной общественной среды.

К исходу ХШ в. развитие готического стиля пришло во Франции - на его родине - к концу. Господство традиций, которые требовала готика, оказалось несостоятельным, когда обозначилось новое восприятие мира и новые идеалы. На развитие обстоятельств того времени сильное влияние оказала необычайно возросшая роль индивидуализма, как в области духовной и политической жизни, так и в области искусств. Французский высокий Ренессанс начался приблизительно с 1545 г. и продолжается до 1580 г. Столица Франции - Париж - сделалась центром духовной и художественной жизни, и оставалась им в течение всего последующего времен. Провинции отставали в своем развитии. Ряд крупных художников архитекторов (Пьер Леско, Филибер Делорм), получивших образование в Италии, возводили городские ратуши и окрестные замки аристократии, как было отмечено К.О. Гартманом.

Архитектура и строительство эпохи классицизма впервые полностью сосредоточились в руках государства. Главной проблемой стал крупный городской ансамбль с застройкой, осуществленной по единому плану. С 1615 г. в Париже провели первые планировочные работы и застроили острова Сите и Сен-Луи, воздвигли новые мосты. Дальнейшее развитие градостроительных работ в Париже выразилось в создании двух правильных по форме - квадрат и треугольник - площадей, включенных в средневековую застройку города, - Королевской площади (1606-1617, архитектор Л. Метезо) и площади Дофина (начата в 1605 г.) на западной части острова Сите. Архитектура той эпохи с монументальным характером ее форм и долговечностью могла с наибольшей силой выразить идеи централизованной национальной монархии. В эту эпоху наиболее ярко проявилась социальная сторона архитектуры, выраженная в художественном синтезе всех видов изобразительного, прикладного и садово-паркового искусств. Тогда же была создана академия архитектуры, директором которой был назначен архитектор и теоретик Франсуа Блондель. Этот период развития архитектуры Франции подробно анализируется в исследованиях Т.П. Каптеревой и В.Е. Быкова.

Наряду с влиянием архитектуры античного Рима усилилось воздействие итальянского Возрождения и барокко. Это последнее сказалось во взаимствовании некоторых барочных форм, в принципах решения внутреннего пространства (анфилады), в повышенной усложненности и помпезности архитектурных форм (особенно в интерьерах). Барокко стало следствием духовной и культурной жизни того времени, наполненного бурными религиозными и политическими движениями. Центр тяжести всей художественной культуры того времени лежал в архитектуре. В зодчестве вся конструкция, все архитектурное оформление и декоративность применялись для достижения большого и сильного светового эффекта, использовались более сильные, эмоционально повышенные, по сравнению с Ренессансом, приемы выразительности. В выборе и оформлении больших площадей и в разбивке парков можно провести параллель с искренностью и интенсивностью непосредственного восприятия природы, которым проникнута и философия того времени (Бэкон, Спиноза). Ведущие мастера того времени часто путешествовали из одного места в другое и создавали проекты для построек в самых различных, отдаленных друг от друга пунктах. Основными принципами архитектуры, в которой сочетались черты барокко и классицизма, стали следующие: здания должны своим обликом ясно выражать свою цель; соотношение размеров помещений, их внутренняя отделка должна вполне соответствовать их назначению; архитектурное оформление должно быть проникнуто благородной простотой.

Приблизительно в то же время В.И. Баженов приехал в Москву вместе с императорским двором Екатерины II. В 1767 г. он представил проект переделки Москвы в современный столичный город с полной перестройкой Кремля и превращение его в московский Акрополь. Идея не была осуществлена, так как потеряла вначале полученное царское одобрение и возбудило чувство протеста у жителей города. Это выражено в стихотворении Г.Р. Державина «На случай разломки Московского Кремля для построения нового дворца в 1770 г. архитектором Баженовым, при отъезде автора из Москвы в Петербург»:

«Прости престольный град, великолепно зданье

Чудесной древности, Москва, России блистанье.

Сияющи верхи и горды вышины,

На диво в давний век вы были созданы.

Впоследни зрю я вас, покровы оком мерю

И в ужасе тому дивлюсь, сомнюсь, не верю».

Благодаря этому, Московский Кремль, за исключением восстановления взорванных в 1812 г. Наполеоном участков стены и примыкающих построек, был сохранен в прежнем виде.

Во Франции же, как глубоко ни проникли дух и формы античного мира в мировоззрение эпохи, получившей свои отличительные черты благодаря французской революции, однако они не могли полностью и надолго удовлетворить художественные стремления. Рос интерес к средневековому искусству. В развитии искусств и в развитии наук, определенные принципы сохранили свою силу, поскольку они образовали вокруг себя крепкую группу приверженцев. С середины XIX в. развитие архитектуры находилось под сильнейшим влиянием развития научной мысли (Дарвин, Фейербах). В 1837 г. во Франции был основан «Комитет искусств и памятников» для изучения и сохранения национальных художественных памятников. «Виктор Гюго своим романом «Собор Парижской Богоматери» (1830), пробудил по отношению к готике настоящий энтузиазм». О периоде 50-70-х гг. XIX в. З. Гидион замечает: «Реконструкция Парижа происходила в первые лихорадочные годы века железных дорог. Над всеми остальными элементами доминировала бесконечно длинная улица. Париж между 1850 и 1870 гг. стал типичной столицей промышленного века. Ни на одном городе того времени изменения, вызванные развитием промышленности, не отразились с такой силой».

Московский Кремль был тогда центром религиозного паломничества, царской резиденцией; на его же территории располагались казенные дома, где проживали люди, в той или иной мере имеющие отношение к кремлевской территории. Вообще Кремль был традиционным местом пребывания москвичей. Остров Сите в Париже играл подобную роль -в соборе Парижской Богоматери происходили коронации, вокруг собора была сосредоточена городская жизнь.

Несмотря на то, что архитектурные ансамбли Кремля и острова Сите возводились много веков, их художественная ценность сохранилась.

Архитектурные ландшафты Московского Кремля и острова Сите в Париже стали не только центрами городов с точки зрения топографии. Их архитектура наглядно и доступно выразила идеалы, знания, идеи, фундаментальные культурные ориентиры, разнообразные картины мира общества.

Используя сравнительно-исторический метод для сопоставления данных архитектурных ландшафтов, мы можем сделать вывод о том, что архитектура и ландшафт существуют как система, иначе говоря, архитектурный ландшафт слагается из определенных элементов, которые взаимодействуют и влияют друг на друга, образуя определенное целое. Это прослеживается в развитии архитектурной застройки Московского Кремля и острова Сите (Париж), сообразно существующим стилям, предназначении зданий, их использования.

 

Автор: Головина Н.А.