21.11.2011 2043

Символика архитектурного ландшафта Московского Кремля, воспринимаемая представителями французских субкультур начала-середины XIX в

 

В данном исследовании мы рассмотрим суждения представителей субкультур Франции первой четверти - середины XIX в. и их восприятие символики архитектурного ландшафта Московского Кремля. СА. Мезин в работе «Стереотипы России в европейской общественной мысли XVIII в.» (2002) писал о восприятии России в рамках жесткой дихотомии «варварство-цивилизация». «Противопоставление жесткого цивилизованного европейского мира враждебному варварскому окружению - один из архетипов, присущих европейским народам». Сословия Франции, которые складывались на протяжении истории, обособлялись и постепенно сформировали каждое свою картину мира. С помощью последней, в сословиях образовались свои нормы поведения, морали, отношения к людям из других сословий. На протяжении истории происходило постоянное видоизменение сословий, которые стали включать в себя более мелкие социокультурные страты, приведшие к образованию новых субкультур. В исследовании В.В. Нурковой (2001) отмечено, что «способность к перемещению наряду со временем - характерный атрибут человеческого существа». В.В. Нуркова описывает передвижения в связи с человеческой деятельностью: «Другой тип передвижения - завоевательный, позже принявший форму дипломатического визита. Далее следует перечислить в порядке вхождения в культурный обиход коммерческие, миссионерские, паломнические, профессиональные, исследовательские, оздоровительные, образовательные перемещения».

Целью нашего исследования является анализ символики архитектурного ландшафта Московского Кремля, воспринимаемой представителями французских субкультур начала - середины XIX в. Анализ опирался на критерии различения картин мира. Предметом исследования являются тексты из опубликованных личных дневников и путевых записок с описаниями символики архитектурного ландшафта Московского Кремля. Гипотеза - по изучаемым текстам можно классифицировать картины мира представителей субкультурных общностей. Авторы текстов:

- сподвижники Наполеона, участвовавшие в военной кампании 1812 г. - офицеры Лабом, Комб, Кастеллан; военный медик лейб-хирург Ларрей; дворцовый префект Боссе);

- литературная интеллигенция - Жермена де Сталь, 1812 г.; Астольф де Кюстин, 1839 г.; Теофиль Готье, 1959 г.

Хронологическим периодом является начало - середина XIX в., в качестве «точек отсчета» были выбраны 1812 г., 1839 г., 1859 г. Для более полного рассмотрения интересующей нас проблемы остановимся на тенденциях и фактах искусства и культуры Франции в 1812, 1839 и 1859 гг.

2. Некоторые особенности рассматриваемых французских субкультур.

Для более детального осмысления проблемы нашего исследования рассмотрим культурологическое состояние Франции рассматриваемого временного периода. XIX век был веком классики, когда западная культура достигла своей зрелости; в своей основе она базировалась на тех посылах, что и общая картина мира Нового времени. Сюда входит рационализм, антропоцентризм, сциентизм (ориентация на науку), европоцентризм (оценка других культур с позиций исключительно европейских ценностей). В XIX в. для «ядра» общей картины мира Франции большую роль играли факторы демократии, экспериментальной науки и индустриализации. Другое событие - французская буржуазная революция 1789-1793 гг. - одновременно с этим обозначила кризис культуры Просвещения из-за неспособности обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам социокультурной реальности.

Вся история Франции последних лет XVIII и начала XIX в. была опровержением рационалистического взгляда на мир. Революцию осуществили люди, верившие в силу разума и надеявшиеся пересоздать мир по его законам. Робеспьер и Сен-Жюст погибли на гильотине, их единомышленники сметены термидорианской реакцией. Через два десятилетия страну сотрясают новые катастрофы. Громадные армии Наполеона, с победой прошедшие по Европе и Африке, гибнут в России. Франция, еще недавно диктовавшая свою волю всему миру, должна принимать любые условия победивших союзников. Современники не могли увидеть в происходящем ни логики, ни закономерности, - смена политических событий казалась хаотичной. Революция, империя Наполеона, ее крушение, Реставрация - все это было необъяснимым с точки зрения привычного мышления. Прежнее мироощущение уступило место другому, которое создавалось благодаря непрерывному потоку меняющихся политических и культурных событий. Люди ощущали необходимость в переосмыслении окружающего мира, их не могли удовлетворить идеи и системы прошлого, чего бы они не касались - искусства, науки, морали, политики.

Франция в начале 1812 г. представляла собой страну-победителя. Общенациональная картина мира государства была проникнута чувством триумфа империи. Наполеон, коронованный в 1804 г. в соборе Парижской Богоматери, стал для огромного числа современников героем, сплотившим государство и создавшим непобедимую армию. Внешняя политика Империи была целиком направлена на экономическое и политическое преобладание Франции в Европе, а затем и во всем мире. Французская армия, имевшая ценный боевой опыт в защите национальной независимости и социальных завоеваний в период буржуазной революции, символизировала собой масштабность, блеск и доблесть страны. В нашем исследовании мы рассматриваем личные дневники и путевые записки французских офицеров, участвующих в военной кампании 1812 г. Согласно исследованиям Е.Ф. Кожиной, постоянное движение огромных масс людей, новые завоевания поддерживали культурный идеал человека-героя, олицетворением которого был Наполеон.

Официальное искусство также отражало и формировало общенациональную картину мира французской Империи. Государство поощряло условное, парадное искусство. В архитектуре господствовал ампир, вариация позднего классицизма; сооружения были призваны прославить военную мощь и величие наполеоновской монархии и ее столицу Париж. Мастера ампира использовали римское искусство в качестве образца для подражания и копировали древнеегипетский декор, с археологической точностью воспроизводили детали находок в Помпеях, сочетая их с эмблематикой Наполеона. В столице возвели триумфальные арки, «Храм славы» в честь французских солдат - церковь Мадлен, Вандомскую колонну, отлитую из бронзы захваченных при Аустерлицком сражении пушек.

Прежнее мировоззрение уступило место другому, создающемуся под непрерывным воздействием происходящего. Изобразительное искусство стремилось передать увиденное в возвышенной форме. Примером этого может служить полотно А.Л. Жироде-Триозона «Оссиан, встречающий тени французских воинов». Песни, якобы принадлежавшие древнему барду Оссиану, а в действительности написанные современным шотландским поэтом Макферсоном, пользовались тогда большим успехом во всей Европе, среди их поклонников был и Наполеон. Полотно изображало Оссиана и героев его песен, встречающих наполеоновских генералов, только что доблестно погибших на полях сражений. Устремления к героическому и грандиозному, преобладавшие в картине общей картине мира, преломились в живописи Т. Жерико. В картине «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», в которой отразилась вся романтика наполеоновской эпохи.

Новая социальная функция музыки, призванная обслуживать в то время торжества революции, траурные церемонии, события общественной жизни, привела к утверждению массовых жанров. Широкое распространение получила песня («Песнь 14 июля» Госсека, «Походная песня» Э.Мегюля), гимн («Траурный гимн памяти генерала Гоша» Л.Керубини), кантата (композиция для нескольких хоров и оркестров Ж.Ф.Лесюэра, Э.Мегюля), музыка для оформления спектаклей и апофеозов.

С другой стороны, композиторы в период Империи за небольшими исключениями не создавали ничего значительного. В музыке распространился ампир, на фоне пышных, героических произведений выделились оперы «Оссиан, или Барды» Лесюэра, «Иосиф» Меполя. Одним из представителем внешне эффектного стиля в опере был Г. Спонтини, творчество которого отразило требования и вкусы империи времени и с наибольшей полнотой (опера «Фернанд Кортес, или Завоевание Мексики»).

Политические события первой половины XIX в. привели к появлению ряда публицистов, философов, писателей, которые отразили в своем творчестве сложность и противоречие этого периода. Происходила компрометация идеалов прошлого и поиск новых героев. В эпоху французской революции, якобинской диктатуры и империи Наполеона имя писательницы Жермены де Сталь (1766-1817) было широко известно. Рассмотрим подробнее ее взгляды. Сталь высоко ценила творчество Монтескье и Руссо, однако отрицала республиканские взгляды последнего. Развивая основные положения учения Монтескье, Сталь защищала идею разума как основу всей жизни, утверждала, что «разум состоит в познании сходства между различными предметами и различия между предметами подобными». Разум, по мнению Сталь, помогает постигать и объяснять исторические закономерности. Во время правления Наполеона писательница была в изгнании (этому периоду она посвятила свое произведение «Десять лет в изгнании»), в 1812 г. посетила Россию. Позднее, в 1825 г. Пушкин в «Московском телеграфе», защищая Сталь от нападок критики, писал, что ее «удостоил Наполеон гонения, монархи доверенности, Байрон дружбы, Европа своего уважения».

Литературные взгляды Сталь были изложены ею в произведении «О литературе, рассмотренной в связи с социальными учреждениями» (1800). Эта работа многими своими положениями предвосхищала теоретические выступления романтиков. В ней Сталь поставила главной задачей рассмотрение «связей, которые существуют между политическим состоянием страны и доминирующим духом литературы». «Самый редкий гений всегда находится рядом с просвещением его современников, и следовало бы рассчитать приблизительно, насколько мысль человека может превзойти сознание его времени».

Политическая жизнь Европы продолжала испытывать резкие перемены. 31 марта 1814 г. союзные войска во главе с Александром I вступили в Париж, 11 апреля Наполеон подписал акт отречения от престола и империя перестала существовать. В 30-е гг. XIX в. Франция с ее новой Июльской монархией (1830-1848) занимала враждебную позицию по отношению к России Николая I. Она искала и нашла себе союзника в лице Англии. Последняя, опасалась могущества России. В общенациональной картине мира Франции произошли изменения. В стране процветал культ Наполеона. Но прославление Наполеона и его империи отличалось от настроений, присущих картине мира страны начала века. Франция нуждалась в защите и поддержке и опиралась на идеи и события недавнего прошлого: победу, триумф, блеск империи, героизм правителей. Например, в живописи это выразилось в произведениях позднего А.Ж. Гро, который писал античных богов и героизированных Бурбонов. В градостроительстве идея защиты выразилась в том, что Луи-Филипп приказал обнести Париж десятиметровой стеной. При Луи-Филиппе также достроили Триумфальную арку на площади Звезды, и в 1840 г. прах Наполеона, возвращенный с острова Св.Елены был пронесен под ней и затем колесницу с его прахом провезли по Елисейским полям.

Несколькими годами ранее в 1836 г. на самой просторной площади столицы - площади Согласия установили Обелиск из храма Луксор, подаренным Франции вице-королем Египта (в Северной Африке оставались французские колонии). После революций и политических переворотов первой трети XIX в. Франция в годы Реставрация также испытывала потребность и в идее мира. Обелиск заменил статую Людовика XV, которая была уничтожена во время революции 1789 г., и на ее месте в то время воздвигли гильотину для высокопоставленных лиц. Г.И. Ревзин отмечал, что Обелиск понадобился в качестве символа умиротворения: ведь он не был связан с каким-либо монархом и, следовательно, не будет снесен по политическим соображениям.

С другой стороны, общая картина мира страны, отличалась некоторой жесткостью, опасением к новому, «чужому», что проявилось в распространении национализма. Даже сам термин «шовинизм», обозначающий крайнюю степень национализма, возник в 30-е гг. XIX в. именно в Париже. Именно в этот период появилась и основа современной расовой теории, повлиявшая на труды Ф. Ницше. У ее истоков стоял Карл Густав Карус, читавший лекции в Париже и на их основе опубликованный в 1838 г. свои исследования о расовой теории.

Стремление в картине мира к порядку и устойчивости, к объяснению общественных перемен с научной точки зрения, привело к появлению в стране в 30-40-е гг. XIX в. позитивизма (О. Конт). Трезвость и реалистичность отношений «человек - природа», которые были основаны на несомненных технических достижениях, стимулировали желание установить отличие жизненных законов, созданных человеком общества от законов, которые управляют природой. Подчеркивалась необходимость специального изучения этих законов с помощью доказательности естественных наук.

В изобразительном искусстве возникло одновременно с парадной живописью, движение, ведущее к столкновению с идеями порядка, доминировавшими в общей картине мира. Живопись обращается к агитации, сатире, распространился жанр политической карикатуры (О. Домье), термин «реализм» широко внедряется в теорию и практику искусства. Стал развиваться пейзаж (К. Коро, мастера барбизонской школы), в котором не было исторических сюжетов, изображавшихся в позднем классицизме. Но и в живописи проявилось устремление к миру и устойчивости, что можно наблюдать в развитии бытового жанра, в уже упомянутом пейзаже, где природа выглядела величественной и спокойной (Т. Руссо).

Вообще в искусстве Франции периода Реставрации наблюдалось с одной стороны, желание обрести равновесие, с другой, - напряженность и драматизм. В музыке, драматизм действия выразился в романтической опере, в которой приподнятость чувств сочеталась с декоративностью и сценическими эффектами (комические оперы Ф. Обера, Дж. Мейербер - Гугеноты»).

Стендаль, начавший писать под влиянием итальянской кампании Наполеона, в которой принимал участие, сравнивал литературу с «зеркалом» своего времени. Две основные линии развития в литературе -романтическая (когда внутренний мир человека стал объектом для творчества, а искусство рассматривалась как свободная и безграничная сфера) и реалистическая (желание познать объективные законы жизни, всего окружающего мира) активно воссоздавали и дополняли картину мира страны. Начиная с 1820-х гг., в стране сильно активизировалась пресса, возникло множество кружков, где молодые литераторы выступали в защиту своего стиля, вырабатывали свою эстетику; одни требовали приближения искусства к реальной современной жизни, другие выдвигали идею самоценности искусства. Виктор Гюго выдвинул положение о том, что изображать нужно не обыденное, не среднее, не то, что всегда бывает, что ежедневно происходит, - нужно изображать исключительное.

В те же годы вырос интерес к жанру путевых записок и дневников. Путешественник и литератор Астольф де Кюстин (1790-1857) выпустил свою первую книгу в 1830 г., описывающую впечатления от поездок в Англию, Шотландию и Швейцарию. Вслед за тем А. де Кюстин отправился в Испанию и в 1835 г. издал книгу об этой стране. Его произведения пользовались большим успехом. А. де Кюстин сотрудничал в журналах, принимал участие в качестве переводчика в собрании английских поэтов, изданном под названием «Англо-французская библиотека», писал пьесы. По происхождению А. де Кюстин был аристократ, по убеждениям - монархист с оттенком либерализма. Интересуясь Англией, всегдашней политической противницей Франции, он доказал широту своего мировоззрения. Отношения России и Франции были довольно сложными, Николай I резко критиковал правление Бурбонов, после июльской революции 1830 г. он говорил французскому посланнику, что «глубоко ненавидит принципы, которые увлекли французов на ложный путь». Русского императора увлекала идея возрождения Священного союза, он вел переговоры с Пруссией и Австрией о сосредоточении русской армии на западной границе. Франция также была настроена против России; одной из главных причин выступало влияние России на Европу. Книгу А. де Кюстина ждали во Франции, надеясь найти в ней комментарии к политике, литературе, искусству, деятельности определенных кругов в обществе. Книга А. де Кюстина была написана во многом с помощью информации, полученной и русских либеральных кругах (А.И. Тургенев, П.А. Вяземский, П.Я. Чаадаев и др.). А. де Кюстин высказал свою точку зрения, описав Петербург и Москву, культурную ситуацию в целом.

Политические изменения во Франции продолжались: в 1848 г. после февральских бунтов Луи-Филипп пришлось отречься от власти, в стране была провозглашена Республика. В Европе наблюдался экономический подъем, и парижская фондовая биржа стала играть роль мирового центра. Новая империя стремилась прежде всего к успешности и благополучию, ускорилось индустриальное развитие страны. В общенациональной картине мира Франции вырос интерес к внешней стороне жизни, что выразилось в развитии понятия «среда», будь географическая, социальная или политическая среда. Широкое распространение получила философско-культурная теория И. Тэна, который очень большое значение придавал роли среды (психическому, духовному, культурному, социальному окружению). Подобную популярность, но уже на почве науки о религии имел Э. Ренан.

Сильно увеличился интерес к внешнему успеху в обществе, связанному с личными качествами, авантюризмом, адаптацией к обстоятельствам. Политическая нестабильность первой половины XIX в. породила у французов - как у мелких буржуа, так и у финансово-промышленной буржуазии - приоритет семьи, а не государства, которое можно было обмануть. Именно на семью возлагалась сложная функция социализации личности, передача социокультурных представлений.

Картина мира страны Второй империи (мы обращаем внимание на 1850-е гг.) допускала высокий уровень конформизма, внешней пластичности, гибкости. В архитектурном стиле того времени за основу были взяты разнообразные стили прошлого, причем, в отличие от классицизма, предпочтение отдавалось не античной архитектуре, а ренессансным, средневековым и особенно барочным формам. Этот стиль, опирающийся на опыт других эпох, но не повторяющий его буквально, получил название эклектизма или историзма. Как глубоко ни проникли дух и формы античного мира в мировоззрение эпохи, получившей свои отличительные черты благодаря французской революции, однако они не могли полностью и надолго удовлетворить художественные стремления. Архитектура находились и под сильнейшим влиянием, связанным с развитием научной мысли Европы.

Основная линия картины мира Франции носила, кроме стремления к новому, внешнему (что выражалось и в степени насыщенности межчеловеских отношений), динамический характер, направленный на строительство своей социокультурной среды. Началось широкое преобразование городов, то, что прежде было прерогативой избранных, - жилище, выставки или магазины - становилось общедоступным, массовым. В середине XIX в. к Парижу протянулась сеть железнодорожных магистралей. В столице в 1853 г., по плану префекта Оссмана, начались работы по реконструкции центра, который во многом имел характер средневекового города. Столица приобрела облик, сохранившийся и до настоящего времени. Были проложены новые широкие улицы, линии больших бульваров, опоясывающих город, разбиты парки и скверы - парижане проводили большое время на улицах. Насыщенность межчеловеческими отношениями, выделенность из внешней среды, привели и к тому, что в картине мира Франции ослабела тенденция защиты от враждебного мира, например, именно в Париже в 1855 г. была организована Всемирная выставка.

В официальной живописи 1850-х гг. развивался академический классицизм, сочетавший внешнюю красивость и эклектизм (Ж. Лефевр, А. Кабанель). Широко распространился жанр светского портрета, причем особое внимание на полотнах уделялось передаче мельчайших подробностей и деталей костюмов и обстановки (Э. Мейссонье). Интерес к экзотике и ко всему необычному привел к появлению художников-ориенталистов, передающих колорит восточной жизни и адаптирующих романтические сюжеты и приемы (Э. Жиро). На другом - неофициальном «полюсе» изобразительного развивалась реалистическая живопись, на этих полотнах обычная жизнь человека была исполнена монументальности и значительности, (Г. Курбе, Ж.Ф. Милле).

Преобладание в картине мира идей, связанных с внешним, окружающим миром, интересом к жизни современного человека привела в музыкальной жизни Франции к увлеченности кафе-концертами, театральными ревю, искусством шансонье. Тогда же возникли многочисленные театры легких жанров, где ставились водевили, фарсы; повсеместно звучала развлекательная музыка. Сформировались и новые жанры - оперетта (Ж. Оффенбах «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь») и лирическая опера (Ш. Гуно «Фауст»). Главной темой оперетты, насыщенной бытующими музыкальными интонациями, была современность, лирическую оперу отличала простая доходчивая музыка и поэтическая обрисовка сценических образов. Зачастую литературной основой лирической оперы служили произведения мировой классики, но акцентировалась в них преимущественно лирическая драма, сюжеты трактовались в бытовом плане, что особенно привлекало слушателей.

Литература обращалась и к описанию человеческих отношений, нравов и продолжала романтическую линию «искусство для искусства». Тонкий стилист Г. Флобер, соединивший в своем творчестве лиризм и объективность реализма, добивался правдивости слова и красоты текста. «От реализма к красоте», - таков был его творческий девиз. Гибкость, присущая общенациональной картине мира страны, проявилась в большой заинтересованности экзотикой и различными стилями в искусстве прошлых лет, что проявлялось в литературном творчестве, например, у П. Мериме, который в своих романах и новеллах отдавал предпочтение описанию сильных и фатальных страстей, экзотике. В те же годы во Франции возрос интерес к истории страны, что проявилось в реставрации и обновлении старинных зданий, такие умонастроения были следствием поражения в наполеоновских войнах и желанием вновь обрести должную значимость. Проявив большой интерес к истории, именно Мериме в начале 1830-х гг. стал инспектором по охране исторических памятников и занимал эту должность в течение 20 лет, благодаря этому им были написаны работы «Архитектура V-XVII веков», «О французских памятниках». Мериме проявлял большой интерес к России, основному бывшему сопернику Франции. С 1849 г. литератор переводил Пушкина, Гоголя, Тургенева. «Ваша поэзия, - говорил Мериме Тургеневу, - ищет, прежде всего, правду, а красота является потом сама собой». С момента относительной стабилизации политической жизни Европы дальнейший интерес к России возрастает, в некоторой степени это связано с именем Теофиля Готье (1811-1872).

Готье приезжал в Россию два раза. Первое путешествие, когда писатель побывал в Петербурге и Москве, было долгим. Литератор выехал из Парижа в сентябре 1858 г., а вернулся во Францию в марте 1959 г. Это путешествие было связано со сбором материалов для серии альбомов «Художественные сокровища древней и новой России» (издание завершено не было). Вторая поездка Готье в Россию пришлась на август - октябрь 1861 г. В этот раз литератор побывал на Волге, посетил Нижегородскую ярмарку.

Теофиль Готье принадлежал к особой субкультуре - литературной интеллигенции Парижа. Как было отмечено раньше, искусство романтики рассматривали как особую свободную сферу, в которой происходит раскрепощение способностей личности, открывается возможность ее свободной самореализации. «Поменьше медитаций, празднословия, синтетических суждений; нужна только вещь, вещь и еще раз вещь», писал Готье. Эти слова стали ключевыми для творчества и мировосприятия литератора. Из перечисления «вещей», о которых говорил писатель понятно, что над всеми органами чувств у Готье преобладало одно - зрение, моделью для его творчества служили изобразительные искусства. Таким восприятием окружающего мира проникнуты все его произведения, в том числе многочисленные путевые очерки, печатавшиеся в журналах и газетах.

В то время жанр литературных «путешествий» не был редкостью. Но и в этом жанре уже сложились свои шаблоны. Готье был против них; он обращал внимание на то, что в посещаемых странах надо искать не экзотику, а наиболее характерное. В природе, искусстве, традициях и обычаях незнакомой страны необходимо находить живописность и красоту.

Путешествие Готье по России не осталось незамеченным в русской общественности и вызвало определенный резонанс. 16 ноября 1858 г. «Санкт-Петербургские ведомости» в разделе «Петербургская летопись» сообщали: «но вот и еще один французский писатель в Петербурге. Он явился к нам тихо, скромно, без шума, не так, как пресловутый Дюма-отец». Позже в той же газете снова было упомянуто о Готье как глубокомысленном французском писателе, приехавшем изучать Россию: «знакомится с нами исподволь и пишет только о том, что успел изучить основательно».

Путевые очерки Готье печатались французскими журналами и газетами, публикации происходили по мере написания: автор отсылал готовый материал в Париж. Очерки первого путешествия печатались до начала января 1860 г. Вторая поездка в Россию также нашла отражение в печати - в газете «Монитёр юниверсель» (1861 г.). Затем статьи Готье о России, посвященные древнерусскому искусству, были опубликованы во французских журналах 1864-1866 гг. Сам литератор объединил все заметки о России в двухтомник, напечатанный в 1867 г. издателем Шарпантье.

Таким образом, в общенациональной картине мира Франции 1812 г. преобладало чувство триумфа империи, 1839 г. - стремление к порядку и устойчивости, 1856 г. - стремление к внешней открытости.

Представленный анализ общенациональной картины мира Франции указанного временного периода дает нам основание рассмотреть критерии различения картин мира упомянутых авторов.

Источниками, на основе которых можно составить представление о картине мира субкультур и их отдельных индивидах, являются, в нашем случае, личные документы: дорожные дневники, путевые заметки и очерки (с французской стороны). Личные документы, как отмечено К.Б. Соколовым и А.И. Куприяновым, это документы, созданные человеком и хранящие в себе уникальную, незаменимую информацию о людях, участвующих в различных социальных явлениях и процессах, о поведении людей, мотивах их действий и оценках происходящей действительности. Личные документы «дают возможность получить представление об установках, ценностях, потребностях и интересах, как отдельных людей, так и социальных групп, проследить отражение социальных процессов в личных судьбах людей, изучить формирование общественного мнения». Другим важным моментом в личных документах, в отличие от официальных, является то, что в них автор изображает реальную, окружающую его действительность и передает свое отношение к ней, свое мироощущение и взгляды.

В основу анализа были положены критерии различения картин мира, разработанные сотрудниками отдела теоретической социологии искусства (К.Б. Соколов, В.М. Петров, Ю.В. Осокин, П.Ю. Черносвитов). Здесь мы представляем гипотезу, заключающуюся в том, что по изучаемым текстам можно классифицировать картины мира представителей французских субкультурных общностей.

Анализ проводился на основе личных дневников и путевых заметок, основное внимание уделялось текстам, связанным с описанием незнакомого иностранцу города - Москвы, а также с впечатлениями от этого города и городского ландшафта.

Критерии различения картин мира - масштабность, четкость, степень эмоциональной окрашенности, световая тональность, преобладающая временная ориентация, самосогласованность, степень абстрактности, степень выделенности субъекта из окружающей среды, активность -пассивность жизненной позиции, знаковость (символичность), степень рефлексивности, насыщенность межчеловеческими отношениями, степень пластичности. Рассмотрим отдельно каждый критерий различия картин мира по отношению к каждому представителю рассматриваемых субкультур.

1. Масштабность. Критерий масштабности связан не только с представлением людей о других странах, но и с их отношением к истории, к прошлому и будущему, интересом к событиям, связанным с современной им политической ситуацией.

В проведенном нами исследовании у всех представителей субкультурных общностей - у сподвижников Наполеона и литераторов - наблюдалась очень высокая масштабность картины мира. Картина мира людей, участвующие в военной кампании Наполеона, охватывала не только свою родную страну и новую империю, армия была вынуждена постоянно менять географическое положение, удерживая в повиновении старые страны и стремясь к завоеванию новых территорий. Преобладал практический интерес к внешней политике; даже при восприятии городского пейзажа чужой страны, сподвижников Наполеона привлекала необъятность и широта, что хорошо видно из примера, которых является очень характерным для иллюстрации признака. Приведем цитату офицера графа Лабома, где он описывает свои впечатления от Москвы, ее видов:

«Все, вместе взятое, делало эту картину необычайно оригинальной и привлекательной и разнообразной, а большие террасы у дворцов, обелиски у городских ворот и высокие колокольни на манер минаретов - все это напоминало, да и на самом деле представляло из себя, картину одного из знаменитых городов Азии, в существование которых как-то не верится и которые, казалось бы, живут только в богатом воображении арабских поэтов».

Картина мира литературной интеллигенции также обладала большой масштабностью, которая была обусловлена поездками в другие страны. Писательница Жермена де Сталь, чья картина мира отличалась от общенациональной картины мира Франции периода Наполеоновской империи, была вынуждена покинуть родину; в эмиграции она создала свои самые известные произведения. Астольф де Кюстин и Теофиль Готье были не только литераторами, но и путешественниками, собирающими свои впечатления от других стран в путевые заметки. Ниже мы приведем текст Ж. де Сталь:

«Невольно сравниваешь Москву с Римом, но не потому, что она имеет сходство с ним в стиле своих зданий, этого нет; но удивительное сочетание сельской тишины и пышных дворцов, обширность города и бесчисленное множество церквей сближают Рим Азии с Римом Европы».

2. Четкость картины мира. Основные элементы картины мира могут быть четко разделены, легко отличаться друг от друга или наоборот - быть текучими и переходить из одного в другой. Люди, имеющие очень четкую картину мира, разделяют все окружающее на полюса, которые находятся не во взаимопроникновении, а в противостоянии.

В нашем исследовании практически все представители субкультур обладают ясной картиной мира. Сподвижники Наполеона имели четкую картину мира: Франция к 1812 г. была страной-победителем, на одном полюсе находилась империя, на другом - страны, которые надо было завоевать, можно сказать, что это были два полюса - «свои» и «чужие». Приведем характерное свидетельство дворцового префекта Боссе:

«Таким образом, пожар Москвы не должен был ни в каком случае быть приписан французской армии, которая никогда не отмечала своей победы бесполезным разрушением. Во имя ее чести я отвергаю такую ужасную славу и отдаю ее тем, кому она принадлежит».

Четкость картины мира преобладала и у литераторов: Ж. де Сталь, как уже говорилось, ранее была выслана из страны, поэтому четко противопоставляла себя и свое мировоззрение империи. А. де Кюстин предстает очень политизированным человеком, резко отзывавшимся об общественных порядках, но у Т. Готье картина мира скорее была размытой и текучей. Т. Готье был прозаиком и поэтом, его принцип творчества «искусство для искусства» нашел воплощение не только в «чистых» литературных произведениях и путевых записках, но и всем мироощущении. Такая текучая картина мира, где одни элементы дополняют другие, находит отражение в цитате, относящейся к описанию панорамы зимнего Московского Кремля:

«Словно серебряная корзина, несет в себе белая стена этот букет золотых цветов, и у вас возникает чувство, что перед вами наяву, словно некая архитектурная кристаллизация «Тысячи и одной ночи», один из волшебных городов, которые во множестве строит воображение арабских сказочников. И когда зима своей бриллиантовой слюдой присыплет эти причудливые строения, кажется, что наяву, как в сновидении, вы перенеслись на другую планету, ибо никогда ничего подобного не представало перед вашим пораженным взором».

3. Степень эмоциональной окрашенности картины мира. Все образы, которые составляют картину мира, имеют разную эмоциональную нагрузку - сильную или слабую. Одни картины мира могут быть насыщены объектами, связанными с сильными эмоциями, другие наполнены эмоционально нейтральными объектами.

Большинство рассматриваемых нами представителей субкультурных общностей имеют сильную эмоциональную окрашенность картины мира. Для людей, которые участвовали в кампании Наполеона, высокая эмоциональность возможно связана и с постоянной сменой впечатлений, переменой места, постоянным движением от одной территории к другой; только у военного лейб-хирурга Ларрея, в силу профессиональной деятельности, проявляется стремление к эмоциональной уравновешенности, что видно даже из общей тональности текста:

«14 сентября вечером мы вступили в одно из московских предместий. Мы узнали здесь, что, уходя из города, русская армия увела с собой всех горожан и чиновников, так что осталось только немного простонародья и прислуга».

Впечатления других людей очень интенсивны в эмоциональном плане, что хорошо прослеживается из текста офицера графа Лабома, связанном с панорамой Москвы:

«Мы были поражены красотой этого зрелища, приводившего нас в еще больший восторг, когда мы вспоминали обо всем тяжелом, что пришлось перенесть. Никто не в силах был удержаться и у всех вырвался радостный крик: «Москва! Москва!!!».

У литературной интеллигенции степень эмоциональной окрашенности тоже очень высока, преобладают благожелательные эмоции, впечатления (у Ж. де Сталь и Т. Готье), у А. де Кюстина, чью цитату мы приводим ниже -проявляется высокая переменчивая эмоциональная характеристика, связанная с восприятием окружающего мира:

«Издали Москва - создание фей, мир химер и призраков, но вблизи она - большой торговый город, хаотический, пыльный, плохо вымощенный, плохо застроенный, слабо населенный».

4. Световая тональность картины мира (свет и мрак). Критерий световой тональности картины мира связан с тем, в какие тона картина окрашена: это могут быть темные тона, когда человек воспринимает весь окружающий мир и свою жизнь в мрачных красках и негативно; с другой стороны - светлая картина мира, где основными тонами выступают позитивные оценки.

Преобладание света или мрака возможно проявляется и при восприятии окружающей среды, в которой находится человек; основываясь на этом, мы проанализировали впечатления и оценки городского ландшафта, которые принадлежали исследуемым субкультурам. У большинства людей проявилась светлая тональность картины мира. Сподвижники Наполеона, военные, воспринимали окружающее в светлых тонах, из-за того, что в сентябре 1812 г. Франция еще была страной-победителем, а император для огромного большинства людей, и тем более для своей армии, был культурным героем, в которого свято верили офицеры. Здесь мы остановимся на цитате графа Лабома, которая связана с видом Москвы:

«Услышав долгожданный возглас, все толпой ринулись к пригорку; всякий старался высказать свое личное впечатление, находя все новые и новые красоты в представшей перед нашим глазам картиной, восторгаясь, все новыми и новыми чудесами».

Другая цитата взята из дорожного дневника офицера Кастеллана, когда войска уже вошли в столицу и обосновались в ней, в ней мы видим основной ориентир на светлые тона:

«Возвращаясь к себе, я проходил среди развалин, отделяющих наш дом от Кремля. На пути находится чудом уцелевший дворец; он служит казармами одному из батальонов 30-го полка, мне - маяком, благодаря которому я ориентируюсь в ночи. Солдаты зажгли люстры; это удовольствие они доставляют себе каждый вечер».

В субкультурной общности литераторов позитивные оценки главенствуют, за исключением А.де Кюстина, у которого происходит постоянная смена позитивных и негативных оценок и упор делается на негативное восприятие действительности.

Характерна цитата из записок Ж. де Сталь:

«Я всходила на соборную колокольню, называемую колокольней Ивана Великого. С нее открывается вид на весь город. Наконец, кругом видишь лишь богатство, дела милосердия, роскошные здания и благотворительные учреждения, церкви и дворцы, которые расточают благодеяния для значительной части населения и проливают кругом себя блеск роскоши. Как на ладони представились перед нами все извилины Москвы-реки, которая после нашествия татар не видела уже потоков крови в своих водах. День был великолепный, солнце радостно играло на куполах церквей».

5. Преобладающая временная ориентация картины мира. В одних картинах мира основные элементы относятся к прошлому, к истории, у людей, разделяющих такую картину мира, преобладают воспоминания, в других картинах сильна нацеленность на будущее и в них мало представлены элементы настоящего и прошлого времени.

Проведенный анализ показал различие временной ориентации у людей рассматриваемых общностей. В субкультуре сподвижников Наполеона, в целом, проявилось присутствие элементов настоящего, но у офицеров основной направленностью являлось настоящее и устремленность в будущее, связанная с завоевательными походами в другие страны (ниже мы приводим цитату кавалерийского офицера Комба); у хирурга и префекта - только настоящее, современный им день.

«Наконец, 14 сентября, когда наши стрелки выехав из лесу, поднялись на возвышение у подошвы которого простиралась великолепная равнина, перерезанная рекой Москвой, мы увидели вдали на горизонте огромную древнюю столицу – великую Москву, где мы надеялись насладиться несколькими днями покоя, купленного такой дорогой ценой».

В общности литераторов только у А. де Кюстина временной ориентацией выступает прошлое и настоящее, у Ж. де Сталь и Т. Готье также присутствуют элементы прошлого, которые выражены и в живом интересе к истории другой страны, и элементы настоящего. Обратимся к высказыванию Т. Готье:

«Москва состоит из концентрических зон, из коих внешняя - самая современная и наименее интересная. Кремль, когда-то бывший всем городом, представляет собою сердце и мозг его».

6. Самосогласованность картины мира. Уровень самосогласованности (внутренней непротиворечивости) может варьироваться от низкого к высокому, например, высокий уровень связан с на практике с тем, что поступки человека соответствуют его словам и принципам. Но самосогласованность - трудно выделяющийся критерий, так как само поведение человека на взгляд постороннего наблюдателя может казаться противоречивым.

В нашем случае у всех представителей субкультурных общностей выявлено стремление к сильной степени самосогласованности. Высокий уровень внутренней непротиворечивости у людей - сподвижников Наполеона связан и с их верой в императора, и с чувством долга, дисциплиной (особенно у офицеров), это хорошо видно из дневника офицера Кастеллана:

«Я обезоружил и взял в плен двенадцать из них [солдат на подступах к Москве]. В этом не было большой заслуги - достаточно было только их встретить. С казачьей пикой в руке я отвел их в штаб императора, устроенный в предместье, затем, минуя Кремль, вернулся в город, чтобы устроить помещение для моего генерала».

У литераторов также выражена высокая степень самосогласованности; ее степень можно определить в том, что каждый и них обладал своими четкими принципами, которые проявлялись в жизни и которые можно проследить, исходя из общей тональности текстов, сопоставив их с биографией. Т. Готье - писатель, поэт-романтик и путешественник писал о своем восприятии другой страны, выступая тонким наблюдателем, для которого главным было художественное восприятие окружающего мира.

«В путешествии у меня есть правило: если время не подгоняет слишком настойчиво, нужно остановиться на сильном впечатлении».

7. Степень абстрактности картины мира. Степень абстрактности связана с понятиями аналитизм и синтетизм (левополушарный тип мышления и правополушарный тип мышления) и выявляет, насколько как человек воспринимает окружающий мир. Если доминирует левополушарный тип мышления, то человеку свойственно рациональное, детализированное мышление, для правополушарного типа характерно интуитивное, эмоциональное, образное мышление.

Наш анализ показал, что большинство представителей субкультур имело аналитический тип мышления, только у Т.Готье преобладал синтетический тип восприятия окружающего мира. Ниже мы приводим цитату графа Лабома:

«Москва-река течет по светлым лугам; омыв и оплодотворив все кругом, она вдруг поворачивает и течет по направлению к городу, прорезывает его, разделяя на две половины и отрывая таким образом друга от друга целую массу домов и построек; они тут деревянные, и каменные, и кирпичные; некоторые построены в готическом стиле, смешанном с современным, другие представляли из себя смесь всех отличительных признаков каждой из отдельных национальностей».

Т. Готье смешение стилей представлялось «волшебным» и «фантастическим»:

«На противоположном от меня конце площади причудливый, как во сне, возвышается волшебно-невероятный храм Василия Блаженного. Глядя на него, вы перестаете верить собственным глазам. Вы смотрите как будто на внешне реальную вещь и спрашиваете себя, не фантастический ли это мираж, не причудливо ли расцвеченный солнцем воздушный замок, который вот-вот от движения воздуха изменит свой вид или вовсе исчезнет».

8. Степень выделенное субъекта из окружающей среды. Критерий степени выделенности показывает, насколько человек отождествляет себя со своей общностью, родом, какой-либо социальной группой. В одних картинах мира человек может не выделять себя из множества, например, как происходит в армии. В картинах мира других людей, проявляется противоположное стремление, признаками здесь выступают обособление, индивидуализм, особую ценность имеет отдельная личность.

Общность сподвижников Наполеона имела малую выделенность из окружающей среды, люди этой субкультуры были частью единства - французской армии во главе императором. Наш следующий характерный пример взят из дневника офицера Кастеллана и относится ко времени пребывания армии в Москве:

«Рассчитывают на скорое выступление. Говорят о походе в Индию. У нас столько доверия, что мы рассуждаем не о возможности подобного предприятия, а о числе месяцев, необходимых для похода, о времени, за которое нам будут доходить письма из Франции. Мы привыкли к непогрешимости императора, к преуспеянию всех его планов».

У всех представителей литературной интеллигенции, наоборот, доминирует высокая степень выделенности из окружающего мира. Для примера возьмем цитату из произведения А. де Кюстина:

«В Москве достаточно небольшого числа рекомендательных писем, чтобы познакомить иностранца со множеством людей, выдающихся, либо богатством, либо положением, либо умом. Поэтому дебют путешественника здесь не труден».

9. Активность - пассивность жизненной позиции. Картина мира связана со степенью активности человека с окружающей средой. В картинах мира одних людей присутствует очень высокая степень активности и человек рассматривается здесь как личность со свободой воли, изменяющая и свою жизнь и окружающую среду. Другие картины мира связаны фатализмом и с пассивным отношением к себе и окружающему миру.

Наш анализ показал, что у всех людей изучаемых субкультур наблюдалась активность жизненной позиции, что видно из текстов и культурологического анализа. Армия Наполеона находилась в постоянном передвижении по всей Европе, стремясь утвердиться в других странах, на чужих территориях. Цитата для подтверждения этого критерия взята из текста офицера Комба:

«Мы не заставили говорить себе это два раза. Пустив лошадей во весь опор, мы проскакали мимо кавалерийской колонны и скоро очутились перед въездом в город [в Москву], на что указывали большие ворота, оба створа которых были широко раскрыты, как бы для того, чтобы оказать нам гостеприимство».

У литераторов активность жизненной позиции можно связать и с тем, что их взгляды на окружающий мир были связаны с взглядами западного человека Нового времени, большой ролью индивидуализма. Для иллюстрации приведем цитату Ж. де Сталь, связанную с ее посещением Арсенала в Московском Кремле:

«Постоянные усобицы в русской истории дурно отразились на нравственности народа, особенно в высших классах: деспотическое правление, единственным исходом которого было убийство самого тирана, уничтожало сознание чести и долга в умах народа. Но любовь к Отечеству и преданность верованиям вышли сильными и непреклонными из всех кровавых бедствий истории, а народ с такими добродетелями может еще удивить мир».

10. Знаковость (символичность) картины мира. Критерий связан с тем, насколько картины мира насыщены знаками или символами. Если в картине мира присутствует большая знаковость, человек воспринимает окружающий как данность, самоценность, т.е. все предметы выступают как автономные объекты. На другом полюсе выступают символичные картины мира - где каждый предмет или явление наделены особым смыслом.

Проведенный анализ показал, что большинство представителей общностей имеют знаковую картину мира; знаковостью очень сильно проявляется у сподвижников Наполеона и, особенно, у лейб-хирурга Ларрея при описании им городского ландшафта Москвы:

«Все указывало на богатство города, на его огромную торговлю товарами всех стран мира. Красоту города значительно увеличивало разнообразие построек, дворцов, церквей, домов. Кремль можно назвать московской крепостью. Он находится в центре города на довольно значительной возвышенности и окружен зубчатыми стенами, там и здесь пересекаемыми башнями, вооруженными пушками».

В общности литературной интеллигенции у Т.Готье есть и знаковость и символичность, у А. де Кюстина, чью цитату мы приводим ниже, высока степень символичности:

«Кремль стоит путешествия в Москву! Это не дворец, каких много, это целый город, имеющий, как говорят, милю в окружности. И город этот, корень, из которого выросла Москва, есть грань между Европой и Азией. При преемниках Чингисхана Азия в последний раз ринулась на Европу; уходя, она ударила о землю пятой - и отсюда возник Кремль».

11. Степень рефлексивности картины мира. Степень рефлексивности связана с тем, вводит ли человек в картину мира только окружающую среду и не противопоставляет себя миру природы (низкий уровень, архаичные культуры); включает ли индивид в картину мира социум и его культуру, т.е. отделяет мир природы от мира культуры (более высокий уровень). В других картинах мира судьба человека, личные и социальные отношения занимают преобладающее положение (очень высокий уровень рефлексии).

Наш анализ текстов, основанный на таком разделении степеней, показал, что большая часть людей изучаемых общностей (и сподвижники Наполеона и литераторы) имеет сильную степень рефлексивности. В их картинах мира социальные взаимоотношения, собственная судьба занимают очень высокое положение. Более слабая степень рефлексии проявилась у лейб-хирурга Ларрея и дворцового префекта Боссе. Для примера более высокой степени рефлексивности приведем цитату из текста графа Лабома, где описан приход армии в Москву:

«В некоторых церквах алтари были разукрашены как в дни больших праздников; горели тысячи свечей у престола, что свидетельствовало о том, что москвичи неустанно продолжали молиться до последней минуты своему любимому святому. Торжественность и святость окружающей обстановки внушали нам сильное уважение к побежденному нами народу и невольный страх, который порождает всякая сделанная большая несправедливость».

12. Насыщенность межчеловеческими отношениями. Одни картины мира насыщены отношениями между людьми, в других существует только «Я» человека и, в основном, окружающий его природный мир. Для людей, имеющих высокую степень насыщенности, важно постоянное устремление к обществу.

В нашем исследовании все представители общностей имели высокую степень насыщенности межчеловеческими отношениями; это было связано и с переездами из одного места в другое, (сподвижники Наполеона) и с путешествиями (литераторы), и с родом занятий.

Характерна цитата из текста Ж. де Сталь:

«Кто-то справедливо заметил, что Москва скорее деревня, нежели город. Все смешалось там: лачужки, дома, дворцы, базары, подобные восточным, церкви, общественные учреждения, пруды, рощи и парки. Вы найдете в этом огромном городе все разнообразие нравов, составляющих Россию. Не желаете ли вы, говорили мне, купить кашемировую шаль в Татарской части? Видели ли вы Китай-город?».

13. Степень пластичности. Картины мира могут гибкими или жесткими по отношению к основным установкам самой картины мира. Некоторые субкультуры включают в себя отличающихся друг от друга людей, другие - состоят из индивидов, запрещающих мыслить по-иному. Одни картины мира хрупкие, и могут разрушиться от внезапного удара, хотя до этого успешно противостояли воздействиям окружающей среды. Другие состоят из более пластичного вещества, могут изменяться под воздействием окружающего мира и людей. Критерий пластичности из текстов было выделить достаточно трудно; мы основывались на качественном анализе и общем культурологическом изучении текстов и их тональности.

Общность сподвижников Наполеона обладала жесткой картиной мира; это было связано с родом деятельности (армия), большой ролью внешней структуры (порядок, дисциплина). Обратимся к тексту дворцового префекта Боссе:

«Полуцивилизованные варвары задумали этот пожар [в Москве], приготовили план, распоряжались им, приводили в исполнение, и, заранее отдавая дань лояльности французов, они увезли с собой все пожарные трубы, с помощью которых мы могли бы прекратить дальнейшие пожары. Вот что должен отметь историк в ярких и кровавых красках пожара».

У литераторов жесткость, которая проявилась в категоричности суждений, присуща А. де Кюстину; у Ж. де Сталь и Т. Готье - пластичные картины мира. Пластичность Ж. де Сталь, несмотря на ее независимость принципов по отношению к Наполеону, связана с ее уважением к чужим обычаям, стремлением понять другую страну (Россию):

«Спустя месяц этот прекрасный город был обращен в груду пепла. Этим русские заявили, что они опустошат всю покоренную врагом страну тем самым огнем, который он принес с собой. Но разве русские и их монарх не искупили своей ошибки? Несчастие, постигшее Москву, возродило страну; этот благочестивый город погиб, как мученик, пролитая кровь которого дает новые силы братьям, его пережившим».

Результаты исследования показали, что приоритеты в искусстве общенациональной картины мира Франции в большой степени совпадают на картину мира представителей субкультур. Субкультурной общности сподвижников Наполеона присуща большая масштабность картины мира, ясность картины мира, сильная степень эмоциональной окрашенности, за исключением военного медика Ларрея (слабая степень), в критерии световой окрашенности - у всех представителей преобладает свет. Во временной ориентации у офицеров доминирует настоящее и будущее, у военного медика и дворцового префекта Боссе - только настоящее. У всех представителей данной общности совпадают следующие уровни критериев: сильная степень самосогласованности, степень абстрактности картины мира - аналитизм, степень выделенности субъекта из окружающей среды - высокая, жизненная позиция - активность, знаковость картины мира, большая степень насыщенности межчеловеческими отношениями и жесткость картины мира. Степень рефлексивности - более сильная у офицеров и менее сильная у военного медика Ларрея и дворцового префекта Боссе. Искусству Франции этого периода в целом присуще масштабность, ясность, светлая световая гамма, временная ориентация на прошлое и настоящее.

В субкультурной общности французских литераторов у всех представителей выявлена большая степень масштабности картины мира. Четкость картины мира - ясная, за исключением Т. Готье (размытая). Степень эмоциональной окрашенности - у всех литераторов сильная. Световая тональность - доминирует свет, за исключением А. де Кюстина (распределение света и мрака). Данные по критерию временной ориентации показали у А. де Кюстина, Ж. де Сталь и Т. Готье ориентацию на настоящее и прошлое. Самосогласованность у всех представителей - сильная, в критерии степени абстрактности преобладает аналитизм, за исключением Т. Готье (синтетизм). Совпадают следующие уровни критериев: большая степень выделенности субъекта из окружающей среды, активность жизненной позиции, степень рефлексивности - более сильная, насыщенность межчеловеческими отношениями - большая. Результаты по критерию знаковости - символичности неоднозначны: у Ж. де Сталь проявлена знаковость картины мира, у А. де Кюстина - символичность, у Т.Готье и знаковость и символичность картины мира. По степени пластичности у Ж. де Сталь и Т. Готье - гибкость картины мира, у А. де Кюстина - жесткость картины мира. Для временного периода от 1839 к 1859 гг. искусство Франции с своей масштабностью, ясностью, временной ориентацией (прошлое и настоящее), светом и темными тонами переходит к большей размытости и светлым тонам).

 

Автор: Головина Н.А.