22.10.2010 22798

Развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» (В.В. Перевозчикова)

 

На правах рукописи

 

Перевозчикова Валентина Валерьевна

 

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

 

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (филология; уровень общего образования)

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Киров – 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент  Бакулина Галина Александровна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор  Коротаева Евгения Владиславовна, кандидат филологических наук, доцент Василевская Наталья Геннадьевна

 

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

 

Защита состоится 15 мая 2009 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ауд. 316.

 

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

 

Ученый секретарь диссертационного совета Л. В. Матвеева

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. К числу задач, стоящих перед школой, относится развитие логического мышления учащихся, от уровня сформированности которого во многом зависит сознательность, эффективность усвоения основ наук, умение самостоятельно ориентироваться в постоянно растущем объеме информации, применять имеющиеся знания с максимальной пользой, создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний и для сообщения их другим. Перечисленные умения играют большую роль не только в процессе обучения, но и во всей жизнедеятельности человека. Поэтому развитие логического мышления учащихся – это одна из важных задач, которая особенно актуальна для начального звена обучения, поскольку младший школьный возраст, по мнению отечественных ученых (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.), является сензитивным периодом для начала систематической и последовательной работы по развитию логического мышления, с возникновением которого другие познавательные процессы (память, внимание, представление, восприятие) интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Кроме того, с переходом мышления на новую ступень развития связано появление таких важных новообразований, как внутренний план действий и рефлексия.

К различным аспектам проблемы развития логического мышления вообще и в процессе обучения в частности обращались и продолжают обращаться многие отечественные и зарубежные исследователи в области психологии, педагогики, логики (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. Д. Гетманова, С. И. Гин, Д. П. Горский, В. В. Давыдов, М. Доналдсон, А. А. Ивин, А. З. Зак, Л. В. Занков, В. Ф. Паламарчук, Ж. П. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, М. Н. Шардаков, Д. Б. Эльконин и др.). Методисты рассматривают пути развития логического мышления учащихся в ходе изучения различных дисциплин (О. В. Алексеева, Г. А. Бакулина, М. А. Екимова, Н. Д. Есипова, Н. В. Калягина, Е. Н. Полякова и др.).

Вместе с тем, несмотря на теоретическое осмысление данной проблемы, на важность развития логического мышления, на требования программ о необходимости формирования логических умений в процессе обучения, проблема развития логического мышления учащихся еще не получила должного разрешения в практике современной начальной школы. Об этом свидетельствуют результаты сравнительно недавно проведенных исследований уровня развития логического мышления младших школьников. Они показывают, что логическое мышление у большинства учащихся начальных классов находится на недостаточном уровне развития (Х. К. Бардединов, В. С. Егорина, Н. Д. Есипова и др.).

Среди причин сложившейся ситуации следует отметить недостаточную освещенность данного вопроса в методической литературе. Обычно предпочтение в выборе специфического материала для развития логических умений отдается математике. Однако каждый школьный предмет может внести свой вклад в развитие логического мышления учащихся. Большими возможностями в этом процессе располагает русский язык. Прежде всего это объясняется тем, что речь и мышление тесно взаимосвязаны друг с другом. Взаимосвязь развития логического мышления с изучением языка, а также с развитием речи отмечается многими известными учеными-методистами (Ф. И. Буслаев, Н. Ф. Бунаков, А. И. Власенков, В. А. Добромыслов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, К. Д. Ушинский и др.). Особая роль в развитии логического мышления на уроках русского языка принадлежит изучению синтаксиса и, в частности, такой синтаксической единицы, как предложение, поскольку предложение, по мнению отечественных языковедов (Н. С. Валгина, В. В. Виноградов, П. А. Лекант, Е. С. Скобликова, И. А. Фигуровский и др.), является главным средством формирования, выражения и сообщения мыслей.

Исходя из анализа научной литературы и современной образовательной практики, можно сформулировать ряд противоречий:

- между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием логического мышления детей, имеющего большое значение в интеллектуальном развитии младших школьников и, как следствие, в процессе обучения и сложившейся практикой обучения в начальной школе, не всегда способствующей высокому уровню развития логического мышления учащихся;

- между наличием разнообразных программ по русскому языку в начальной школе, называющих одну из основных целей обучения русскому языку – развитие логического мышления учащихся, и недостаточным количеством упражнений, направленных на развитие логического мышления, в современных учебно-методических комплектах;

- между широкими возможностями развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка, в частности при изучении темы «Предложение», и недостаточной разработанностью данного вопроса в методической литературе.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность данного исследования и его проблему: Как обеспечить развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»?

Недостаточная разработанность данной проблемы в методике обучения русскому языку в начальных классах обусловила выбор темы исследования: «Развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения темы "Предложение"».

Актуальность темы помогла сформулировать цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий развития логического мышления младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».

Объектом исследования является процесс развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка.

Предмет исследования – системное использование комплексов логико-лингвистических упражнений в процессе изучения темы «Предложение», обеспечивающее успешное развитие логического мышления младших школьников.

В основу данной работы была положена следующая гипотеза: развитие логического мышления младших школьников при изучении темы «Предложение», по всей вероятности, будет реализовываться наиболее продуктивно, если:

- целенаправленно будут использоваться потенциальные возможности темы «Предложение», в частности синтаксические особенности предложения, его взаимосвязь с формами логического мышления, специфика изучения предложения в начальной школе;

- этот процесс будет осуществляться на основе специально разработанного содержания, предусматривающего необходимый минимум логических умений, которые целесообразно развивать во время изучения темы «Предложение» в начальных классах;

- выделенные логические умения будут последовательно и систематически формироваться на основе комплексов постепенно усложняющихся упражнений, направленных также на развитие языковых и речевых умений.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены задачи:

- установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в научной литературе;

- изучить состояние проблемы развития логического мышления учащихся на уроках русского языка в современной начальной школе;

- разработать и теоретически обосновать комплексы постепенно усложняющихся логико-лингвистических упражнений, направленных на развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»;

 - осуществить опытно-поисковую работу по проверке эффективности разработанных комплексов логико-лингвистических упражнений;

- выявить и обосновать педагогические условия успешного процесса развития логического мышления учащихся начальной школы во время изучения темы «Предложение».

Для реализации вышеуказанных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ современных программ и учебно-методических комплектов по русскому языку в начальной школе, наблюдение за процессом обучения русскому языку в начальных классах, его теоретическое осмысление с целью выявления возможностей, повышающих уровень развития логического мышления учащихся, тестирование, беседа, опытно-поисковая работа, количественный и качественный анализ полученных результатов, методы математической статистики, применяемые для обработки результатов исследования.

Методологической основой исследования являются:

- концептуальные положения теории логического мышления, его особенностей, форм и операций (А. В. Брушлинский, В. Н. Брюшинкин, Д. П. Горский, И. И. Ивин, Н. И. Кондаков, А. Н. Лук, Ю. А. Петров, С. Л. Рубинштейн, К. А. Славская, О. К. Тихомиров и др.);

- теоретические позиции о специфике развития логического мышления младших школьников в процессе обучения (Л. И. Божович, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Н. В. Талызина, М. Н. Шардаков, Д. Б. Эльконин и др.);

- психолингвистические концепции взаимосвязи языка и мышления, мышления и речи (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, П. А. Рачков, Р. М. Фрумкина и др.);

- психолого-педагогические основы методики изучения логики в начальной школе (Х. К. Бардединов, А. Д. Гетманова, С. И. Гин и др.);

- синтаксические теории предложения и его признаков (О. С. Ахманова, В. В. Бабайцева, В. А. Белошапкова, В. В. Виноградов, Н. С. Валгина, Е. М. Галкина-Федорук, В. И. Иванова, П. А. Лекант, Т. П. Ломтев, А. М. Пешковский, А. А. Потебня, Д. Э. Розенталь, А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов и др.);

- основные положения методики развития логического мышления и речи младших школьников в процессе изучения русского языка (Е. С. Антонова, Г. А. Бакулина, Ф. И. Буслаев, М. Л. Закожурникова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. И. Политова, М. С. Соловейчик, И. И. Срезневский, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, К. Д. Ушинский и др.)

Исследование проводилось в течение четырех лет (2004–2008 гг.) в несколько этапов.

На первом этапе (2004–2005 гг.) – поисково-констатирующем – изучалась научная литература по проблеме исследования, анализировалась практика обучения русскому языку в начальной школе, был подготовлен и проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы, выявляющий уровень развития логического мышления, устной речи первоклассников, уровень развития их знаний и умений по теме «Предложение». Изучение научной литературы и результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы помогли определить и обосновать тему исследования, поставить цель и задачи, сформулировать рабочую гипотезу, разработать программу формирующего этапа опытно-поисковой работы.

На втором этапе (2005–2007 гг.) – формирующем – продолжалось теоретическое осмысление и обобщение материала, корректировалась программа опытно-поисковой работы, был проведен формирующий этап опытно-поисковой работы с целью проверки эффективности разработанных комплексов упражнений, подготовлен ряд публикаций.

На третьем этапе (2007–2008 гг.) – контрольно-обобщающем – был проведен контрольный этап опытно-поисковой работы, проанализированы и обобщены результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования, изложены в диссертации основные положения апробированных упражнений.

Базой исследования послужили начальные классы МОУ «СОШ № 53» г. Кирова.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- теоретически обоснована идея целесообразности и возможности развития логического мышления детей на уроках русского языка в процессе изучения темы «Предложение» в начальных классах;

- определено содержание процесса развития логического мышления младших школьников, предусматривающее необходимый минимум логических умений, которые целесообразно развивать при изучении предложения;

- предложено понятие «логико-лингвистические упражнения», под которым понимаются упражнения, составленные на основе изучаемого языкового материала и сочетающие развитие у учащихся соответствующих языковых и речевых умений с параллельным приобретением логических;

- составлены комплексы логико-лингвистических упражнений, сформулированы и обоснованы принципы их использования, охарактеризованы этапы их выполнения, способы усложнения и порядок введения.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа исследований в области философии, психологии, педагогики, психолингвистики, логики, языкознания, методики преподавания русского языка поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема развития логического мышления младших школьников при изучении темы «Предложение». Данная работа вносит вклад в дальнейшее развитие методики русского языка в начальной школе. Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях, посвященных проблемам развития логического мышления учащихся на уроках русского языка, а также методики изучения синтаксиса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработаны и апробированы комплексы логико-лингвистических упражнений, направленных на развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»;

- материалы работы могут применяться в практике начальной школы при изучении темы «Предложение»;

- результаты исследования могут быть использованы в педагогических колледжах, училищах, вузах при чтении лекций, спецкурсов, проведении спецсеминаров по методике преподавания русского языка в начальной школе, при подготовке курсовых и дипломных работ студентов;

- материалы диссертации могут использоваться в системе повышения квалификации учителей начальной школы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения исследований в области философии, психологии, педагогики, психолингвистики, логики, языкознания, методики преподавания русского языка, выбором методов, адекватных сформулированной цели и поставленным задачам, подтверждается результатами констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы.

Апробация исследования осуществлялась:

- при обсуждении на заседаниях кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», кафедры методики начального образования ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко»;

- в ходе выступлений на региональных научно-практических конференциях «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений» (Глазов, 2005; 2006; 2008), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования» (Глазов, 2007) и на семинарах творческой лаборатории учителей начальных классов по проблеме «Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку» при ИМЦ Департамента образования г. Кирова;

- с помощью публикаций (9 статей);

- в ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы в начальных классах МОУ «СОШ № 53» г. Кирова (2005–2007 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс развития логического мышления учащихся при изучении темы «Предложение» в начальных классах будет более успешным при реализации следующих педагогических условий:

- целенаправленное использование потенциальных возможностей темы «Предложение», в частности синтаксических особенностей предложения, его взаимосвязи с формами логического мышления, специфики изучения предложения в начальной школе;

- применение специально разработанного содержания, предусматривающего необходимый минимум логических умений, которые целесообразно развивать во время изучения темы «Предложение» в начальных классах;

- последовательное и систематическое использование комплексов постепенно усложняющихся упражнений, направленных на развитие языковых, речевых и логических умений.

2. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка происходит на основе разработанных в данном исследовании комплексов логико-лингвистических упражнений, построенных в соответствии со следующими принципами: взаимообусловленность, сочетание и неразрывная взаимосвязь развиваемых логических, лингвистических и речевых умений; целенаправленность, систематичность и последовательность развития логического мышления на уроках русского языка; соблюдение принципа диссоциации в процессе развития логического мышления на уроках русского языка; принцип открытости и вариативности использования логико-лингвистических упражнений.

3. Эффективность использования комплексов логико-лингвистических упражнений в процессе изучения младшими школьниками темы «Предложение» определяется следующими критериями: уровень развития логического мышления учащихся, уровень развития их устной речи, уровень развития лингвистических знаний и умений. Результаты опытно-поисковой работы подтверждают то, что использование комплексов логико-лингвистических упражнений повышает не только уровень развития логического мышления младших школьников, но и оказывает положительное влияние на развитие их устной речи и качество лингвистических знаний и умений.

Реализация цели исследования и его внутренняя логика определили структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (270 источников), пяти приложений. В диссертации содержится 19 таблиц, 9 диаграмм. Общий объем диссертации составляет 252 страницы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется проблема, цель, объект, предмет исследования, выдвигается гипотеза, определяются задачи и методы исследования, отмечается методологическая и теоретическая основа исследования, его база, указывается теоретическая и практическая значимость работы, ее научная новизна, описываются способы апробации и внедрения результатов исследования в практику, представляются положения, выносимые на защиту, указывается структура работы.

В первой главе «Психолого-педагогические основы развития логического мышления младших школьников в процессе обучения русскому языку» раскрывается сущность логического мышления, показывается его роль в процессе обучения русскому языку, рассматриваются особенности логического мышления у детей младшего школьного возраста, возможные пути его развития в процессе обучения.

Проблема мышления находится в центре внимания многих наук, у каждой из которых свои подходы к мышлению. Исследованием мышления как процесса занимается психология. В современных психологических исследованиях под мышлением понимается социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

В психолого-педагогической литературе (А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, К. А. Славская, О. К. Тихомиров и др.), в исследованиях в области логики (Д. П. Горский, А. А. Ивин, Н. И. Кондаков, А. П. Никифоров и др.), философии (А. А. Ивин и др.), психолингвистики (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Р. М. Фрумкина и др.) рассматриваются следующие основные особенности мышления: опосредованность, обобщенность, проблемность, взаимосвязь с языком и речью. Взаимосвязь мышления с языком и речью позволяет утверждать, что учебный предмет «Русский язык» располагает большими возможностями для развития логического мышления учащихся.

Сложность, многогранность психологической природы мыслительного процесса привели к разработке ряда классификаций мышления, проводимых по различным основаниям. Наибольшее распространение в психолого-педагогических исследованиях получила классификация по содержанию и способу решения задач. В соответствии с указанным основанием различают наглядно-действенное (предметно-действенное, конкретно-действенное и др.), наглядно-образное (образное и др.), словесно-логическое (логическое, абстрактно-логическое и др.) мышление.

В данном исследовании за основу было взято положение о том, что логическое мышление – это вид мышления, сущность которого заключается в осознанном применении логических операций и логических форм мышления в соответствии с законами логики и в построении мыслительных действий, учитывающих эти законы (Е. В. Морозова). Основными формами логического мышления, с помощью которых осуществляется мыслительный акт, согласно исследованиям отечественных психологов (В. П. Зинченко, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, М. Г. Ярошевский и др.) и логиков (В. Ф. Берков, Д. П. Горский, А. А. Ивин, Н. И. Кондаков, М. И. Ненашев, А. П. Никифоров и др.), являются понятия, суждения и умозаключения. К логическим операциям относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, классификация. Названные формы и операции мышления находятся в глубокой взаимосвязи друг с другом. Адекватное познание окружающей действительности возможно лишь посредством всех мыслительных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны процесса мышления. Указанные формы и логические операции играют важную роль в процессе обучения вообще и русскому языку в частности. С другой стороны, содержание различных учебных предметов располагает широкими возможностями для развития логического мышления детей.

В настоящее время в отечественной психолого-педагогической науке общепризнанным является положение, согласно которому обучение может оказать большое влияние на интеллектуальное развитие учащихся, в том числе развитие их логического мышления, если будет ориентироваться на еще не созревшие познавательные психические процессы. В связи с этим положением целесообразнее начинать работу по развитию логических умений в начальном звене обучения, поскольку именно младший школьный возраст, по мнению отечественных ученых (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.), является сензитивным периодом для развития логического мышления.

Спонтанно полноценного развития логического мышления не происходит, без целенаправленного обучения логические умения формируются в недостаточной степени, что доказывают проведенные исследования уровня развития логического мышления учащихся среднего и старшего звена обучения, студентов вузов, взрослых людей (Н. В. Калягина, Е. П. Коляда, Е. П. Коляда, С. Ф. Мустафина, Н. А. Подгорецкая, О. Б. Полищук, Е. Н. Полякова и др.). Анализ наиболее существенных особенностей логического мышления младших школьников свидетельствует о большом качественном сдвиге в мышлении учащихся начальных классов по сравнению с мышлением дошкольника. Логические операции младших школьников в процессе целенаправленного обучения становятся менее связанными с предметной деятельностью и наглядной опорой.

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме было выяснено, что умение логически мыслить включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов, основными из которых являются умения производить мыслительные операции, оперировать понятиями, выражать суждения, строить умозаключения. В современной практике обучения наиболее предпочтительным является подход к развитию логических умений через применение в процессе изучения базовых предметов упражнений по развитию логического мышления, разработанных на материале соответствующих дисциплин. Благодаря тесной взаимосвязи мышления с языком и речью, большими возможностями в этом процессе располагает русский язык и, в частности, изучение предложения, поскольку данная синтаксическая единица непосредственно соотносится с логическими категориями и является одним из главных средств формирования, выражения и сообщения мыслей.

Таким образом, материалы первой главы исследования явились необходимой теоретической предпосылкой разработки комплексов упражнений, направленных на развитие логического мышления младших школьников во время изучения темы «Предложение».

Во второй главе «Лингвометодические аспекты развития логического мышления учащихся при изучении предложения в начальной школе» выясняется сущность понятия «предложение», возможности данной синтаксической единицы для развития логического мышления младших школьников, рассматриваются методические пути развития логических умений на уроках русского языка, описываются комплексы упражнений, направленных на развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения темы «Предложение».

В первой главе было отмечено, что к одной из особенностей логического мышления относится взаимосвязь с языком и речью. Связь языка и мышления наиболее наглядно и ярко обнаруживается в сфере синтаксиса и, в частности, такой синтаксической единицы, как предложение.

В настоящее время наиболее распространено определение предложения как грамматически оформленной по законам данного языка целостной единицы речи, являющейся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли, а также воли и чувства. В основе данного определения лежит определение В. В. Виноградова. В начальной школе под предложением понимается слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

Большинство языковедов (В. В. Бабайцева, Н. С. Валгина, Н. В. Васильева, В. В. Виноградов, П. А. Лекант, Я. Г. Тестелец, И. А. Фигуровский и др.) важнейшим признаком предложения считают грамматическую категорию предикативности. Кроме предикативности, к основным признакам предложения синтаксисты (Н. С. Валгина, А. Н. Гвоздев, В. И. Иванова, П. А. Лекант и др.) относят интонационную законченность (интонационная оформленность, интонация конца предложения, интонация сообщения и т. п.), подчеркивая, что словосочетания или даже отдельные слова, произнесенные с соответствующей интонацией, могут стать предложениями. В ряде работ (Н. М. Лаврентьева, Д. Э. Розенталь и др.) в качестве основного признака предложения рассматривается смысловая законченность.

Коммуникативная и когнитивная функции предложения, его смысловая завершенность и, как следствие, взаимосвязь с такими формами мышления, как понятие, суждение, умозаключение, позволяют отнести предложение к числу тех лингвистических единиц, на материале которых удобнее построить работу по развитию логических умений и предупреждению ошибок логического характера.

Многие лингвисты (Н. С. Валгина, П. А. Лекант, Е. С. Скобликова и др.) признают предложение центральной синтаксической единицей. Это связано с тем, что предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации. Кроме того, в предложении находят свое конструктивное применение словосочетания и формы слова, а само предложение является основной единицей, участвующей в построении текста. Благодаря тому, что в предложении находят выражение слова и словосочетания, соотносимые с понятиями, на материале предложения можно построить работу по развитию умения устанавливать различные отношения между понятиями (видо-родовые, функциональные, отношения противоположности и т. п.). Определения понятий обычно оформляются с помощью предложений.

Сложность лингвистической природы предложения, многообразие его разновидностей в русском языке привели к разработке ряда классификаций предложений. С различными классификациями предложений учащиеся знакомятся уже в начальной школе. Многообразие классификаций предложения и в соответствии с ними выделяемых типов позволяет на материале данной синтаксической единицы построить работу по развитию умений сравнивать, обобщать, группировать и т. д.

Следует отметить, что тема «Предложение» принадлежит к числу стержневых тем, поскольку на ее основе изучаются остальные разделы русского языка. Кроме того, предложение создает базу для формирования орфографических и пунктуационных навыков, развития речи учащихся. Поэтому разработанные на материале предложения упражнения, направленные на развитие логического мышления детей, могут быть включены практически в каждый урок русского языка.

Экскурс в историю вопроса развития логического мышления учащихся в процессе изучения русского языка показал, что многие ученые, педагоги, методисты прошлого и настоящего времени указывают на важность работы по усвоению языка, развитию речи для развития логического мышления школьников, выражают мысль о том, что при соответствующем подходе изучение языка может и должно повлечь за собой интенсивное развитие логического мышления, называют развитие логического мышления одной из основных задач преподавания русского языка. С другой стороны, отмечается, что недооценка значения работы по развитию логического мышления учащихся приводит к трудностям в усвоении языка, в развитии речи (Ф. И. Буслаев, А. И. Власенков, В. И. Водовозов, Т. К. Донская, В. А. Добромыслов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, В. Я. Стоюнин, И. И. Срезневский, А. В. Текучев, К. Д. Ушинский, А. П. Федоренко и др.).

Вопросы развития логического мышления учащихся на уроках русского языка затрагиваются в работах, посвященных принципам обучения русскому языку (Т. К. Донская, Л. П. Федоренко и др.), активизации мыслительной деятельности школьников в процессе изучения русского языка (Т. В. Напольнова и др.), путям повышения эффективности уроков русского языка (Г. Н. Приступа и др.).

В одних работах в рамках данной проблемы изучение науки о языке рассматривается как средство развития логического мышления учащихся, подчеркивается значение упражнений, развивающих речь (составление предложений, устных рассказов, написание различных видов сочинений и т. п.), для развития логического мышления детей (Н. Ф. Бунаков, И. И. Срезневский, А. В. Текучев, А. П. Федоренко и др.). В других исследованиях, помимо упражнений лингвистического характера, способствующих развитию логических умений, выделяются упражнения, в процессе выполнения которых школьники оперируют некоторыми понятиями логики: общие признаки, существенные и несущественные признаки предмета, видовое и родовое понятия, причина, следствие и т. п. (Г. А. Бакулина, Ф. И. Буслаев, А. И. Власенков, В. А. Добромыслов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, К. Д. Ушинский и др.).

В качестве средств развития логического мышления учащихся на уроках русского языка также предлагается использование проблемного изложения знаний (А. В. Дудников и др.), заданий поискового характера (Т. В. Напольнова и др.), дидактических игр (Л. В. Петрановская и др.).

Поиск эффективных путей развития логического мышления младших школьников в процессе изучения русского языка продолжается в настоящее время. Представляют интерес для методики русского языка работы психологов А. В. Басова, Е. В. Заики, А. И. Симановского, Л. Ф. Тихомировой и др. В данных исследованиях приведены некоторые виды интеллектуальных игр, языковых упражнений на развитие логических умений. В последние годы к проблеме развития логического мышления школьников на уроках русского языка обращаются в диссертационных исследованиях Е. С. Антонова, Г. А. Бакулина, Н. В. Калягина, А. С. Матвеева, Л. С. Хадарцева и др.

В ходе исследования в порядке свободного выбора были проанализированы современные учебно-методические комплекты по русскому языку в начальной школе следующих авторов: Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной; Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой; В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого; А. В. Поляковой; Т. Г. Рамзаевой. В целом содержание всех анализируемых комплектов в той или иной степени способствует развитию логического мышления младших школьников. При этом использование каждого из комплектов имеет как преимущества, так и недостатки перед другими в процессе формирования определенных логических умений. Что касается самих упражнений на развитие логического мышления, то они, как правило, представлены не в системе или содержатся в недостаточном количестве, особенно это относится к упражнениям на установление различных отношений между понятиями, причинно-следственных связей. Практически отсутствуют такие упражнения на материале предложения.

Специфика работы над темой «Предложение», анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, современных учебно-методических пособий по русскому языку в начальных классах, а также практики обучения русскому языку в начальной школе позволили определить содержание процесса развития логического мышления детей при изучении предложения. Данное содержание отражено в таблице 1.

В основу построения комплексов упражнений, направленных на развитие логического мышления детей во время изучения темы «Предложение», положены следующие разработанные в процессе исследования принципы:

1. Взаимообусловленность, сочетание и неразрывная взаимосвязь развиваемых логических, лингвистических и речевых умений. Сущность данного принципа заключается в том, что при составлении упражнений предполагаемые для развития логические умения сопоставляются с предстоящим для изучения лингвистическим материалом на предмет их соответствия друг другу. В ходе их сопоставления устанавливается три вида умений: языковые, речевые и логические, развитие которых необходимо и возможно в процессе использования на уроке составленных упражнений.

2. Целенаправленность, систематичность и последовательность развития логического мышления на уроках русского языка. Названный принцип предполагает использование упражнений, направленных на развитие логического мышления, в определенном порядке, четкой системе на всем протяжении начального курса русского языка, требует целенаправленного и последовательного развития и совершенствования компонентов логического мышления.

3. Соблюдение принципа диссоциации в процессе развития логического мышления на уроках русского языка. Поскольку все операции и формы логического мышления тесно взаимосвязаны друг с другом, то в процессе выполнения упражнений, направленных на развитие логического мышления, одновременно задействуется несколько компонентов логического мышления и соответственно развивается ряд логических умений. Принцип диссоциации (нарушение связности психических процессов) позволяет рассмотреть каждое умение в отдельности. В соответствии с данным принципом разработаны комплексы упражнений, в каждом из которых делается акцент на развитии определенного логического умения, являющегося в конкретном упражнении основным (табл.2).

4. Принцип открытости и вариативности использования логико-лингвистических упражнений. Согласно этому принципу, комплексы упражнений не являются однозначными и консервативными. В них могут быть внесены определенные изменения в зависимости от различных условий (успеваемость учащихся, характер логических ошибок и т. п.). Например, увеличено или уменьшено количество упражнений на развитие определенного умения, включены новые комплексы упражнений. Так, если школьники легко справляются с упражнениями на установление видо-родовых отношений между понятиями, можно опустить данные упражнения и переходить к формированию других, более сложных умений (умение формулировать определение понятия).

Представленные в комплексах упражнения можно назвать логико-лингвистическими. Под логико-лингвистическими упражнениями понимаются упражнения, составленные на основе изучаемого языкового материала и сочетающие развитие у учащихся соответствующих языковых и речевых умений с параллельным приобретением логических. В таблице 2 к каждому комплексу приводится пример упражнения с указанием его вида.

Комплексы логико-лингвистических упражнений характеризуются этапами выполнения, способами усложнения (табл.3) и порядком использования.

Комплексы вводятся в процесс обучения русскому языку в следующей последовательности. В первом классе используются простые варианты упражнений в таком порядке: упражнения на сравнение объектов, на построение умозаключения на основе сопоставления суждений, на установление закономерности расположения объектов. Далее вводятся более сложные упражнения, предполагающие оперирование понятиями логики: упражнения на установление последовательности событий, на установление видо-родовых отношений между понятиями. Упражнения каждого комплекса применяются с постепенным нарастанием степени трудности. Выбор упражнений к конкретному уроку учитель осуществляет, ориентируясь на изучаемый лингвистический материал, а также на то, как учащиеся справляются с определенными заданиями. Во втором классе используются комплексы упражнений, имеющие место на предыдущем году обучения, но в усложненном варианте и связанные с изучаемым в данный период лингвистическим материалом. После того как школьники усвоят отношения последовательности, видо-родовые отношения между понятиями, вводятся простые варианты упражнений на установление причинно-следственных связей, на формулирование определений понятий. Упражнения названных комплексов также постепенно усложняются. В третьем и четвертом классах находят применение все комплексы упражнений, но более высокой степени сложности и также связанные с изучаемыми в этот период темами русского языка. Все комплексы упражнений используются в свободном порядке.

Результатом второй главы явилось определение ключевых лингвометодических положений, которые представляются ориентиром в выявлении новых подходов к развитию логического мышления младших школьников на уроках русского языка, а также представление комплексов логико-лингвистических упражнений.

В третьей главе «Организация и результаты опытно-поисковой работы по развитию логического мышления младших школьников в процессе изучения темы "Предложение"» описывается логика и методика проведения опытно-поисковой работы, анализируются ее результаты.

Для проверки эффективности разработанных комплексов упражнений была организована опытно-поисковая работа, которая проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе 1 (далее 2, 3) «А» (24 человека), 1 (далее 2, 3) «Б» (26 человек), 1 (далее 2, 3) «В» (25 человек) и 1 (далее 2, 3) «Г» (25 человек) классов МОУ «СОШ № 53» г. Кирова в период с 2005 по 2007 гг. Специального отбора в виде психологического тестирования и предварительной беседы при поступлении в данные классы не проводилось. Обучение в этих классах велось по программе образовательной системы «Школа 2100». В качестве экспериментальных произвольно были выбраны 1 (далее 2, 3) «А» и 1 (далее 2, 3) «Б» классы. Контрольную группу соответственно составили 1 (далее 2, 3) «В» и 1 (далее 2, 3) «Г» классы.

Исследование эффективности комплексов логико-лингвистических упражнений определялось по следующим критериям:

1) уровень развития логического мышления учащихся;

2) уровень развития устной речи младших школьников;

3) уровень развития знаний и умений детей по теме «Предложение».

Исследование уровня развития устной речи было проведено исходя из того, что основной задачей обучения русскому языку является развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Использование логико-лингвистических упражнений предполагает, как отмечалось ранее, развитие устной речи учащихся. Кроме того, диагностика развития устной речи была выполнена исходя из положения об органичной связи мышления с языком и речью. Из данного положения следует, что, с одной стороны, от сформированности логического мышления зависит развитие речи, а с другой стороны, развитие речи во многом определяет развитие логического мышления учащихся. Уровень развития знаний и умений детей по теме «Предложение» анализировался постольку, поскольку упражнения разработаны на материале данной темы и предполагают усвоение основ знаний из области синтаксиса предложения и формирование соответствующих языковых умений.

С целью определения исходного уровня развития указанных параметров в конце третьей четверти первого класса (март 2005 г.) был проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы. Для каждого из вышеуказанных критериев охарактеризованы уровни развития: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий; даны их характеристики, определены диагностические методики. Для выявления уровня развития логического мышления первоклассников были использованы задания методики Э. Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления младших школьников», методики «Способность выделять существенное», методики «Сравнение», методики «Определение понятий». Для определения уровня развития устной речи детям предлагалось составить рассказ по картинке. Для того чтобы определить уровень развития знаний и умений первоклассников по теме «Предложение», в соответствии с программой обучения были составлены и предложены детям лингвистические задания в рамках данной темы.

Статистическая обработка полученных данных с помощью метода Q-критерий Розенбаума выявила, что достоверных различий между показателями в контрольных и экспериментальных классах нет (p < 0,05). Учащиеся контрольной и экспериментальной групп имеют примерно одинаковый уровень развития логического мышления, устной речи, знаний и умений по теме «Предложение». Все это позволило сделать вывод о возможности проведения опытно-поисковой работы по реализации разработанных комплексов упражнений.

С целью апробации комплексов логико-лингвистических упражнений был организован и проведен формирующий этап опытно-поисковой работы, начатый в четвертой четверти первого класса (апрель 2005 г.) и продолжавшийся до конца третьего класса (май 2007 г.). В экспериментальных классах на первом году обучения на каждом уроке русского языка по теме «Предложение» использовалось одно логико-лингвистическое упражнение простого варианта следующих комплексов: упражнения на сравнение объектов, упражнения на построение умозаключения на основе сопоставления суждений, упражнения на установление закономерности расположения объектов, упражнения на установление последовательности событий, упражнения на установление видо-родовых отношений между понятиями. Поскольку работа над предложением проводится в процессе изучения всего программного материала по русскому языку в начальных классах и на основе данной синтаксической единицы изучаются другие разделы, то логико-лингвистические упражнения включались в уроки русского языка по остальным темам. В этом случае разработанные упражнения применялись через один–два урока.

На втором году обучения использовались логико-лингвистические упражнения, имеющие место в первом классе, но более высокого уровня сложности. Экспериментальные упражнения были связаны с изучаемым в данный период лингвистическим материалом. Кроме этого, согласно порядку использования логико-лингвистических упражнений, были введены простые варианты упражнений на установление причинно-следственных связей, на формулирование определений понятий. На каждом уроке, посвященном теме «Предложение», использовалось по одному упражнению. Что касается остальных тем русского языка, то данные упражнения при их изучении применялись один–два раза в неделю. Выбор конкретных упражнений осуществлял учитель, ориентируясь на специфику изучаемого лингвистического материала.

На третьем году обучения использовались все комплексы упражнений, имеющие место во втором классе, но в усложненном варианте. В рамках темы «Предложение» упражнения использовались на каждом уроке в количестве одного–двух. На уроках по другим темам упражнения использовались один–два раза в неделю.

В контрольных классах, как и в экспериментальных, обучение шло по программе образовательной системы «Школа 2100», но логико-лингвистические упражнения в уроки не включались.

Для определения результативности обучения и развития детей в конце третьего года обучения (май 2007 г.) был проведен контрольный этап опытно-поисковой работы. Для выявления уровня развития логического мышления и устной речи учащихся применялись методики, имеющие место на этапе констатирующего эксперимента, но на другом стимульном материале. Для определения уровня развития знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов по теме «Предложение» в соответствии с программой обучения были составлены и предложены детям теоретическая и практическая части заданий. Результаты выполнения заданий диагностических методик на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы представлены в сравнительных диаграммах.

На диаграмме 1 видно, что в экспериментальной группе на 30% возросло количество учащихся с высоким уровнем развития логического мышления, в контрольной группе – на 10%. На 20% увеличилось количество школьников в экспериментальных классах с уровнем развития логического мышления выше среднего. В контрольных классах прирост составил 6%. В экспериментальной группе на 26% стало меньше детей, демонстрирующих уровень развития логического мышления ниже среднего. В контрольной группе количество учащихся с данным уровнем уменьшилось на 16%. В экспериментальной группе не было выявлено школьников с низким уровнем развития логического мышления. В контрольной группе таких детей осталось 6%.

Диаграмма 1

Динамика роста уровня развития логического мышления учащихся

экспериментальной и контрольной групп

 

Что касается уровня развития устной речи (диаграмма 2), то в экспериментальной группе на 58% возросло количество учащихся с высоким уровнем развития, в контрольной группе – на 32%. На 16% увеличилось количество детей в экспериментальной группе с уровнем развития выше среднего. В контрольной группе – на 12%. В экспериментальной группе на 44% стало меньше детей с уровнем ниже среднего. В контрольной группе количество учащихся с данным уровнем уменьшилось на 40%. На 6% стало меньше детей с уровнем ниже среднего в экспериментальных классах. В контрольных классах – на 4%.

Диаграмма 2

Динамика роста уровня развития устной речи учащихся

экспериментальной и контрольной групп

На диаграмме 3 продемонстрировано, что в экспериментальной группе на 58% возросло количество учащихся с высоким уровнем развития знаний и умений по теме «Предложение», в контрольной группе – на 24%. На 20% уменьшилось количество школьников в экспериментальных классах с уровнем ниже среднего. В контрольных классах – на 16%. В экспериментальной группе не было выявлено детей с низким уровнем развития знаний и умений. В контрольной группе 4% учащихся находятся на низком уровне.

Приведенные в диаграммах данные свидетельствуют о том, что у школьников экспериментальных и контрольных классов в конце третьего года обучения отмечается положительная динамика развития исследуемых параметров. Но ее особенности различны. Диаграммы показывают тенденцию существенного роста уровня развития логического мышления, устной речи, знаний и умений учащихся экспериментальной группы и менее существенную положительную динамику роста в контрольной группе. Статистическая обработка полученных результатов с помощью метода Q-критерий Розенбаума подтвердила достоверность различий (p < 0,01) по уровню развития логического мышления, устной речи, знаний и умений учащихся экспериментальных и контрольных классов.

Диаграмма 3

Динамика роста уровня развития знаний и умений учащихся по теме «Предложение»

Итак, результаты, полученные в ходе опытно-поисковой работы, позволяют сделать вывод о том, что использование комплексов логико-лингвистических упражнений повышает не только уровень развития логического мышления младших школьников, но и оказывает положительное влияние на развитие их устной речи, лингвистических знаний и умений, что позволяют говорить об эффективности разработанных комплексов упражнений.

В заключении диссертации на основании теоретического исследования изучаемой проблемы и проведения опытно-поисковой работы сформулированы следующие выводы:

1. Актуальность проблемы развития логического мышления учащихся при изучении предложения в начальных классах обусловлена важностью задачи развития логического мышления младших школьников в процессе обучения, недостаточной разработанностью названной проблемы в теоретическом аспекте, а также отсутствием должного разрешения этой проблемы в практике современной начальной школы.

2. Анализ психолого-педагогической литературы, исследований в области философии, психолингвистики и логики позволил определить психолого-педагогические предпосылки для решения изучаемой проблемы.

3. В ходе исследования научно обоснована целесообразность и возможность развития логического мышления младших школьников на материале темы «Предложение», что объясняется синтаксическими особенностями предложения, его взаимосвязью с логическим мышлением, спецификой изучения предложения в начальных классах.

4. Определено содержание процесса развития логического мышления младших школьников при изучении темы «Предложение», предусматривающее работу с понятиями (видо-родовые отношения между понятиями, отношения последовательности, причинно-следственные связи, определения понятий через ближайший род и видовое отличие); с суждениями (утвердительные и отрицательные суждения); с умозаключениями (построение умозаключения на основе сопоставления нескольких суждений); с основными логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование) и развитие соответствующих логических умений.

5. Предложено понятие «логико-лингвистические упражнения», под которым понимаются упражнения, составленные на основе изучаемого языкового материала и сочетающие развитие у учащихся соответствующих языковых и речевых умений с параллельным приобретением логических.

6. На материале темы «Предложение» разработаны комплексы логико-лингвистических упражнений. Они составлены в соответствии со следующими принципами: взаимообусловленность, сочетание и неразрывная взаимосвязь развиваемых логических, лингвистических и речевых умений; целенаправленность, систематичность и последовательность развития логического мышления на уроках русского языка; соблюдение принципа диссоциации в процессе развития логического мышления на уроках русского языка; принцип открытости и вариативности использования логико-лингвистических упражнений.

7. Логико-лингвистические упражнения объединены в семь комплексов, в каждом из которых делается акцент на развитии определенного логического умения: упражнения на сравнение объектов; упражнения на построение умозаключения на основе сопоставления суждений; упражнения на установление закономерности расположения объектов; упражнения на установление последовательности событий; упражнения на установление причинно-следственных связей; упражнения на установление видо-родовых отношений между понятиями; упражнения на формулирование определений понятий. Разработаны этапы выполнения логико-лингвистических упражнений, охарактеризованы способы их усложнения и порядок использования.

8. В ходе опытно-поисковой работы выявлено, что комплексы логико-лингвистических упражнений оказывают положительное влияние на развитие логического мышления и устной речи младших школьников, а также на повышение качества их знаний и умений по теме «Предложение». Статистическая обработка полученных данных подтвердила достоверность различий по уровню развития логического мышления, устной речи, лингвистических знаний и умений учащихся экспериментальных и контрольных классов, что свидетельствуют об эффективности практического использования разработанных на материале темы «Предложение» комплексов упражнений.

В целом полученные в ходе выполнения работы теоретические выводы и эмпирические результаты позволяют подтвердить правомерность первоначально выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование не является исчерпывающим, и многие вопросы требуют дальнейших разработок и уточнений. Так, дальнейшая работа по проблеме исследования может затронуть следующие вопросы:

- разработка логико-лингвистических упражнений по другим разделам и темам русского языка;

- разработка упражнений на развитие других логических умений, например, умений систематизировать, устанавливать функциональные отношения между понятиями, строить простейшие умозаключения (силлогизмы) и т. п.;

- обеспечение преемственности между начальным и средним звеном школы в работе по развитию логического мышления учащихся на уроках русского языка;

- создание системы подготовки учителей и студентов к проведению такого рода работы в начальных классах.

 

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

 

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Перевозчикова, В. В. Упражнения с логическими таблицами на уроках русского языка в начальных классах [Текст] / В. В. Перевозчикова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 3. – С. 14–17.

2. Перевозчикова, В. В. Развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» [Текст] / В. В. Перевозчикова // Начальная школа. – 2007. – № 8. – С. 40–42.

3. Перевозчикова, В. В. Упражнения на развитие логического мышления (На примере изучения темы «Предложение») [Текст] / В. В. Перевозчикова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 10. – С. 64–67.

Статьи в сборниках научно-методических трудов и материалах научных конференций:

4. Перевозчикова, В. В. Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений при изучении темы «Предложение» в начальной школе [Текст] / В. В. Перевозчикова // Вопросы филологии и методики преподавания филологических дисциплин: межвузовский сборник научных трудов. – Киров: ВятГГУ, 2005. – С. 95–103.

5. Перевозчикова, В. В. Виды комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений со словами [Текст] / В. В. Перевозчикова // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы Восьмой региональной науч.-практ. конф. «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений». – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2006. – С. 47–48.

6. Перевозчикова, В. В. Изучение предложений по цели высказывания и интонации как средство развития логического мышления младших школьников [Текст] / В. В. Перевозчикова // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы Девятой региональной науч.-практ. конф. «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений». – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2007. – С. 69–71.

7. Перевозчикова, В. В. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в процессе изучения темы «Предложение» в начальных классах [Текст] / В. В. Перевозчикова // Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2007. – С. 250–254.

8. Перевозчикова, В. В. Возможности темы «Предложение» в процессе развития логического мышления младших школьников [Текст] / В. В. Перевозчикова // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы Одиннадцатой региональной науч.-практ. конф. «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений». – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2009. – С. 69–70.

9. Перевозчикова, В. В. Проблема развития логического мышления младших школьников в процессе обучения русскому языку в трудах отечественных методистов [Текст] / В. В. Перевозчикова // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы Одиннадцатой региональной науч.-практ. конф. «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений». – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2009. – С. 68–69.