22.11.2011 4814

Модель системы «семья - школа» воспитания детей военнослужащих в условиях военного гарнизона

 

Воспитание детей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне, предъявляет к школе особые требования. У различных учебных заведений существуют свои особые методы и приемы воспитания данной категории детей.

Анализ опыта воспитательной работы школы с детьми военнослужащих выявил ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги:

- удаленность военных гарнизонов от культурных и исторических центров;

- невозможность организации разнообразного досуга военнослужащих и их семей;

- низкий воспитательный потенциал семей, педагогическая неграмотность родителей;

- перенос стилей общения в воинских частях на межличностные отношения (строгое соблюдение субординации, как на воинской службе, так и в частной жизни военных, которое затрагивает также жен и детей военнослужащих);

- закрытость воинского коллектива;

- прерванность или ограниченность родственных связей (военные имеют возможность встречи с родственниками не чаще одного раза в год);

- повышенная тревожность вследствие специфических условий службы.

Поэтому, при разработке концепций воспитательной работы школ, расположенных в военных гарнизонах, педагоги вносят в них мероприятия, направленные на преодоление этих проблем.

В п. Пола (Новгородской области) в основу концепции воспитательной работы школы положены 4 идеи:

- идея согласования ценностей поколений. Результатом реализации этой идеи является сформированность гражданских чувств, чувства любви к «малой родине», уважение традиций, уважение к старшему поколению у детей, повышение психолого-педагогических знаний у родителей, наличие совместных проектов, социальная защита учащихся, участие родителей в управлении школой, положительное общественное мнение о деятельности школы, увеличение количества участников движения «Новое поколение - за здоровый образ жизни»;

- идея сохранения традиций, культурно-исторической памяти. Эта идея помогает сформировать духовно-нравственные чувства, достичь удовлетворения образовательных и творческих потребностей, повышения базовой культуры, соблюдения традиций школы, поселка, района, области, страны, наличия общественных инициатив школьников, учителей и родителей, мотивации к активным занятиям спортом, поддержанию спортивного престижа школы;

- идея развития творчества позволяет сформировать умения проводить самоанализ, самооценку, коммуникативные, творческие и организаторские умения у большинства учащихся, целенаправленность самовоспитания, реализовать творческие и организаторские способности;

- идея оптимально организованной деятельности школьников. В этом направлении проводится интеграция урочной деятельности и дополнительного образования, создание условий для общения, создание институтов для развития организаторских способностей, работа различных секций, клубов оздоровительного и спортивного характера, организуется участие в молодежном движении «Новое поколение за здоровый образ жизни».

Внедрение в воспитательный процесс программы «Приемная семья», целью которой является помощь педагогически несостоятельным семьям военнослужащих, а также тем семьям, в которых в силу специфики военной службы, родители не имеют возможности проводить систематическое воспитание детей, имеет положительные результаты.

В Монгохтинской школе (Хабаровский край) сложилась своя система - система воспитания личности, основная задача которой - помочь каждому ее участнику созреть до понимания ценностей жизни, предоставить ему возможность для самовыражения. Модель выпускника школы четко сформулирована в ее воспитательной цели и положена в основу взаимодействия семьи и школы. Педагогами выработан комплекс мероприятий по реализации модели выпускника, предполагающая деятельность педагогов, родителей, а также совместную деятельность.

В Дороховской средней школе было избрано формирование школы -центра культурно-эстетического развития ребенка. В модель взаимодействия семьи и школы включена юная школьная администрации (ЮША), которая состоит из представителей каждого класса и принимает равноправное участие в функционировании данной модели. ЮША является частью Совета школы и принимает активное участие в его работе. В течение учебного года Совет разрабатывает и реализует программу взаимодействия семьи и школы, причем обсуждению подвергается каждое мероприятие, включенное в нее. В ходе обсуждения разрабатываются механизмы реализации программы, назначаются ответственные лица из числа педагогов, родителей и учащихся, то есть за каждое мероприятие, проводимое в школе отвечают все составляющие системы «педагоги - учащиеся - родители - общественность».

В Мошковской средней школе (Новосибирская область) приступили к разработке концепции взаимодействия семьи и школы с анализа типологии воспитательных систем. Так как в настоящий момент не существует данной типологии для гарнизонных школ, педагоги использовали типологию сельских школ A.M. Цирульникова. Воспитательные системы сельской школы и гарнизонной школы имеют много похожих факторов. Они несут в себе, общие черты (присущие всем типам воспитательных систем) и особенные (небольшая численность школьного коллектива, особый, стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса («семейственность»), специфику формирования коллектива школы (по принципу разновозрастных объединений), большую по сравнению с городской школой возможность сплочения коллектива, нестабильность педагогического коллектива, ограниченность сферы социальных связей, удаленность школы от культурных центров, низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса, особенности организации педагогического процесса, автономность и т.п.), которые оказывают непосредственное влияние на процесс ее создания, и развития.

Данная типология включает четыре типа воспитательных систем.

Первый тип - воспитательная система основной общеобразовательной школы с развитой системой внеурочной деятельности. В рамках этого типа получили распространение такие модели воспитательных систем, как школа-клуб, школа творчества, школа развития ребенка, в которых системообразующую роль, прежде всего, выполняет деятельность по интересам (клубная деятельность).

Второй тип - воспитательная система школы - «социокультурный центр». Для этого типа воспитательных систем школ характерно расширение функций (создание определенных условий для самореализации как учащихся, так и для молодежи, взрослого населения, формирование культурно-воспитательной среды), кооперация с различными институтами (при сохранении за школой ведущей позиции), интенсивное освоение среды. Основными задачами являются: возрождение духовности, приобщение детей и взрослого населения к культуре.

Третий тип - воспитательная система - «школа - образовательный комплекс», объединяющий под одной крышей школу и филиал специализированной школы (спортивной, музыкальной, художественной), либо школу и филиал учреждения дополнительного образования, школу и детский сад. Как следствие такой кооперации - формирование единого воспитательного пространства, создание условий для развития всех участников образовательного процесса (адекватный подбор педагогических средств, преемственность в работе учреждений образования и т.п.).

Четвертый тип - воспитательная система школы с углубленным изучением предметов, или профилированной, нацеленная на удовлетворение образовательных потребностей детей в той или иной образовательной области. В такой школе приоритет отдан когнитивным целям образования. Педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи: развитие познавательной активности учащихся, целевая подготовка учащихся для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения, профессиональное и личностное самоопределение учащихся. Системообразующую роль в данном случае играют как познавательная деятельность, так и деятельность по определенному профилю.

В качестве модели педагоги выбрали второй тип - школа - «социокультурный центр». На базе школы было организовано Содружество жен военнослужащих, которое и явилось связующим звеном между школой и семьей. Содружество решает социально-психологические и педагогические проблемы семей военнослужащих.

В школе поселка Кувшинская Салма Мурманской области разработана программа сотрудничества семьи и школы, целью которой является объединение усилий школы и семьи военнослужащих для создания условий социальной адаптации детей. Задачами программы являются:

- коррекция недостатков познавательной деятельности, межличностного общения, эмоционально-волевой сферы детей и взрослых;

- подготовка детей к самостоятельной жизни;

- трудовая подготовка школьников, имеющая профессиональную направленность.

Программа включает 6 разделов: диагностика семьи, изучение ребенка; санитарно-гигиеническое воспитание и лечебно-оздоровительная работа; учебный процесс, внеучебная воспитательная работа, социально-психологическая поддержка семьи, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Изучая особенности воспитательной работы с детьми из семей военнослужащих, необходимо рассмотреть вопросы воинского воспитания.

Основными компонентами содержания воинского воспитания являются:

- воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности;

- формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

- развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;

- выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;

- формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою, - стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом;

- воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.

Выполнение данных задач происходит через информационно-воспитательную работу;

- работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;

- военно-социальную работу;

- психологическую работу;

- культурно-досуговую работу.

В содержании воинского воспитания важное место занимает пропаганда боевых традиций. Они обеспечивают преемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Боевые традиции рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется внимание. Используются различные формы пропаганды и агитации.

Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:

- преданность Родине, постоянная готовность ее защищать;

- непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;

- верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою;

- постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;

- войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.

Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаганда способствует формированию у воинов высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием.

Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы с военнослужащими: индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования военнослужащих, лекции, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания с различными категориями военнослужащих, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней воинской славы России (мужества, призывника и т.д.) с показом вооружения и техники, жизни и быта личного состава, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности; занятия в музеях, комнатах Боевой славы воинских частей и соединений, осуществление рекламы службы в Вооруженных Силах.

Данные особенности воинского воспитания используются школами, расположенными в военных гарнизонах, а также родителями-военнослужащими при воспитании детей.

Проведенный анализ опыта воспитательной работы гарнизонных школ с детьми из семей военнослужащих и воспитательной работы с военнослужащими позволил перейти к созданию модели системы взаимодействия «семья-школа» в воспитании детей военнослужащих в условиях военного гарнизона.

Возможности такого взаимодействия родителей и образовательного учреждения представлены в модели социально-педагогической деятельности общеобразовательного учреждения с семьёй (Гуров В.Н.). Взяв за основу данную модель, мы разработали ее адаптированный вариант, включающий в себя три компонента.

Субъектными компонентами данной модели являются ребенок, семья, школа, внешкольные учреждения, друзья и средства массовой информации. Следует отметить, что взаимодействие данных субъектов происходит опосредованно через военный социум, который является наиболее значимым субъектом воспитательной системы. Все субъекты выполняют определенные функции по отношению друг к другу.

Так, например, школа предоставляет ребенку возможности многопрофильного обучения, досуговой деятельности, дополнительных образовательных услуг, воспитание всесторонне развитой личности, а также совместно с внешкольными учреждениями оказывает родителям психолого-педагогическую, социально-правовую оздоровительно-медицинскую, эстетико-коммуникативную, эколого-этнокультурную помощь в воспитании ребенка. Родители, в свою очередь, помогают школе в работе с детьми (руководство кружком, индивидуальное шефство); содействуют в проведении экскурсий, в создании классной библиотеки и т.д., участвуют в развитии и укреплении материальной базы школы. Они удовлетворяют основные потребности ребенка, помогают ему в развитии и становлении, воспитывают всесторонне развитую личность. Друзья способствуют развитию коммуникативных навыков ребенка. СМИ расширяют воспитательное и образовательное пространство ребенка и родителей.

Организационно-содержательный компонент взаимодействия семьи и школы предполагает обогащение положительного социального опыта взрослых и детей с целью образования единой воспитывающей среды в школьном, семейном и окружающем социуме; коррекционную направленность процесса социализации при работе с неблагополучными семьями. Для реализации этого компонента социально-педагогической деятельности с семьей необходимы следующие социальные службы:

1. медико-психолого-педагогическая;

2. культурного досуга и педагогической помощи;

3. профессиональной ориентации и социальной адаптации;

4. правовой и экономической защиты семьи и личности;

5. развития детской и молодёжной инициатив;

6. психологического и физического здоровья семьи и личности;

7. социальной профилактики;

8. военно-патриотической работы.

Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей включают в себя следующие направления: организация культурного досуга, правовая и экономическая защита семьи, сохранение физического здоровья детей и родителей, социальная профилактика, военно-патриотическая работа, развитие детской и молодежной инициатив, работа по профориентации и социальной адаптации, медико-психолого-педагогическая помощь. В ходе взаимодействия семьи и школы должны решаться следующие задачи: развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми, организация работы коллектива родителей, психолого-педагогическое просвещение родителей, организационная деятельность классных руководителей по взаимодействию с родителями, семьей, совершенствование профессионального мастерства педагогов в работе с родителями, управление взаимодействием педагогов и семьи.

Технологический компонент социально-педагогической деятельности предполагает выполнение определённой последовательности педагогических воздействий на семьи учащихся. Эта последовательность включает в себя:

1. широкое изучение семьи - системы и каждого ее члена как индивида и личности;

2. дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

3. разработка программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей) социально-педагогических воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

4. вхождение в контакт с семьей - системой и ее членами с целью реализации программы;

5. отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Данная модель позволяет решать весь спектр проблем семей военнослужащих.

Гарнизонными школами разработаны различные модели взаимодействия с семьями военнослужащих.

В п. Пола (Новгородской области) в основу концепции воспитательной работы школы положены 4 идеи: идея согласования ценностей поколений, идея сохранения традиций, культурно-исторической памяти, идея развития творчества, идея оптимально организованной деятельности школьников. Внедрение в воспитательный процесс программа «Приемная семья», целью которой является помощь педагогически несостоятельным семьям военнослужащих, а также тем семьям, в которых в силу специфики военной службы, родители не имеют возможности проводить систематическое воспитание детей, имеет положительные результаты.

В Дороховской средней школе было избрано направление воспитательного процесса на формирование школы - центра культурно-эстетического развития ребенка. В модель взаимодействия семьи и школы включена юная школьная администрации, которая состоит из представителей каждого класса и принимает равноправное участие в функционировании данной модели.

В Монгохтинской школе (Хабаровский край) сложилась своя система, система воспитания личности, основная задача которой - помочь каждому ее участнику созреть до понимания ценностей жизни, предоставить ему возможность для самовыражения. Модель выпускника школы четко сформулирована в ее воспитательной цели и положена в основу взаимодействия семьи и школы. Педагогами выработан комплекс мероприятий по реализации модели выпускника, предполагающая деятельность педагогов, родителей, а также совместную деятельность.

Педагоги Мошковской средней школы (Новосибирская область) взаимодействуют с семьями через Содружество жен военнослужащих. Совместная воспитательная работа школы и Содружества жен военнослужащих имеет несколько направлений: психолого-педагогическое, коррекционно-развивающее, культурно-историческое и оздоровительное.

Анализ опыта организации сотрудничества гарнизонных школ и родителей военнослужащих показал, что оно имеет такие направления:

- диагностика семьи и изучение ребенка;

- санитарно-гигиеническое воспитание и лечебно-оздоровительная работа;

- учебный процесс;

- внеучебная воспитательная работа;

- социально-психологическая поддержка семьи;

- психолого-педагогическое просвещение родителей.

По результатам анализа воспитательной работы данных учебных заведений нами была разработана модель взаимодействия системы «семья - школа» в воспитании детей из семей военнослужащих, включающая 3 компонента: субъектный, организационно-содержательный и технологический.

 

АВТОР: Карабецкая О.А.