22.11.2011 3990

Дорожно-транспортные происшествия как причина нарушения нематериальных благ

 

В изученной литературе отмечается, что первые автомобили были построены в 1886-1888 годах К. Бенцем и Г. Даймлером, а первый российский автомобиль был продемонстрирован А. Яковлевым в 1896 году. И всего через 10 лет после изобретения автомобиля, в 1896 году было зарегистрировано первое дорожно-транспортное происшествие - наезд автомобиля на пешехода. В 1899 году такое происшествие закончилось смертью человека. С того времени число ДТП постоянно увеличивается.

Анализируя Государственный доклад «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» Москва, 2003 год можно отметить, что, за периоды с 1997 по 2002 годы наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации произошло в 2002 году -184 365, наименьшее число таких происшествий пришлось на 1997 год - 156 515. Таким образом, количество ДТП в 2002 году по сравнению с 1997 годом увеличилось на 27 850.

В 2003 году произошло 204 267 ДТП, что на 19 902 случаев больше показателей 2002 года.

По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Внутренних дел Липецкой области (далее, Управление ГИБДД УВД Липецкой области), за 2004 год в Российской Федерации произошло 208 558 случаев дорожно-транспортных происшествий, что, по сравнению с 2002 годом на 24 193 происшествия больше показателей 2002 года и на 4 291 происшествие больше, чем в 2003 году.

Между тем, анализируя представленные данные Управления ГИБДД УВД Липецкой области автор отметил, что в 1998 и 2000 годах намечался незначительный спад дорожно-транспортных происшествий. Так, в 1999 году количество ДТП, по сравнению с 1998 годом уменьшилось на 477 происшествия, в 2000 году, сравнительно с 1999 годом - на 2 227 происшествия.

С увеличением ДТП, увеличивалось также количество погибших и раненых от ДТП. Так, в 2002 году в ДТП погибло на 5 578 человек больше, чем в 1997 году - 27 665 человек. Лишь в 2000 году по сравнению с 1999 годом наблюдалось незначительное уменьшение случаев гибели людей на 124 случая.

В 2003 году количество погибших в ДТП составляло 35 602 человека, что на 2 359 человек больше сравнительно с показателями 2002 года.

По данным Управления ГИБДД УВД Липецкой области, в Российской Федерации за 2004 год погибло 34 506 человек, что на 1 263 человека больше, чем в 2002 году, и на 1 096 человек меньше по сравнению с показателями 2003 года.

В 2002 году в ДТП было ранено 215 678 человек, что на 37 754 человека превышает количество раненых по сравнению с 1997 годом. Между тем ввиду уменьшения в 1999 и 2000 годах случаев ДТП отмечается некоторое уменьшение количества раненых. Так, в 1998 году по сравнению с 1999 годом раненых было больше на 1 723 человека, а в 2000 году, сравнительно с 1999 годом больше на 2 722 человека.

В 2003 году получили ранение 243 919 человек, что на 28 241 человек больше показателей 2002 года.

По данным Управления ГИБДД УВД Липецкой области, в 2004 году в Российской Федерации отмечено 251 386 раненых от ДТП, что на 35 708 человек больше, по сравнению с 2002 годом и на 7 467 больше показателей 2003 года.

Как видно из государственного доклада «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации», численность автомотопарка за 1998-2002 годы возросла более чем на 3,6 млн. единиц, или на 19,4%. Например, по сравнению с 2000 годом в 2002 году их количество возросло на 4,4%, или на 1,38 млн. единиц.

Из анализа данных, свидетельствующих о количестве дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации, которые были представлены Управлением ГИБДД УВД Липецкой области, можно сделать вывод, что увеличение количества автотранспортных средств ведет к увеличению дорожно-транспортных происшествий, тяжесть последствий которых, как правило, не зависит от их частоты, а количество погибших и раненых зачастую зависит от количества дорожно-транспортных происшествий.

Как следует из Государственного доклада «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации», в 2002 году по сравнению с 2000 годом автомотопарк увеличился в 69 субъектах Российской Федерации. Интенсивность прироста автотранспортных средств с 1996 года по 01 января 2005 года можно проследить на примере одного региона Российской Федерации. Так, по данным Управления ГИБДД УВД Липецкой области, с 1996 года была намечена тенденция к увеличению автомототранспортных средств. Если в 1996 году их численность была 227 800, то в 2004 году она увеличилась на 62 958 и составила 290 758.

По статистическим данным, наиболее часто возникают ДТП с июня по сентябрь (летне-осенний период), когда увеличивается интенсивность движения автомобилей. За эти четыре месяца доля ДТП составляет 45-50% от годовых. По дням недели наибольшее количество ДТП падает на пятницу и субботу. В течение суток наиболее опасно время с 17 до 21 часа. В эти четыре часа совершается 2830% от общего числа ДТП в сутки. С 8 до. 13 часов тяжесть последствий ДТП относительно наименьшая (из 100 пострадавших 11-12 погибают). Во второй половине дня число погибающих возрастает до 16-17, а ночью на 100 пострадавших приходится 21-22 погибших.

Безусловно, следствием любых дорожно-транспортных происшествий, являются душевные страдания, страдания от физической боли, чувство неполноценности, раздражительность, стрессовое состояние, болезни различной этиологии, продолжительные депрессии, то есть все то, что приводит к умалению неимущественных благ человека и то, что понижает его социальный статус как личности. С.А. Беляцкин отмечает, что только те деяния, которые существенно затрагивают личные права и личные блага в обширном смысле, влекут за собой обязанность возмещения; при этом невозможно точно перечислить личные права и личные блага, которые могут быть затронуты нарушением обязательств или, что всего важнее, - деликтами и к которым в одинаковой мере относится и покой, и дорогое воспоминание, и здоровье, и сама жизнь.

Имеется мнение, что само осознание снижения социальной самооценки вследствие правонарушения в отношении гражданина даже при прочих равных условиях обязано быть признанным обществом в качестве достаточного основания для утверждения о наличии морального вреда.

Указывается, что первоначально  определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» было дано пунктом 1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. №1090 и введенных в действие с 1 июля 1994г. На законодательном уровне такое определение было дано в статье 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г. № 196-Ф32. Под дорожно-транспортным происшествием понимают событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Справедливо замечается, что, дорожно-транспортное происшествие всегда негативное событие, как для водителя-пострадавшего, так и для водителя-виновника. Между тем, очевидно, что в законодательном определении дорожно-транспортного происшествия возникновения морального вреда в результате такого происшествия не предусматривается, что, на наш взгляд, полностью не раскрывает сущности дорожно-транспортного происшествия.

На сегодняшний день юридической теории и практике необходима иная трактовка такого определения с учетом требований и особенностей данного времени, при установленном Российской Федерацией направлении к демократическому развитию, высшей ценностью которого является человек, его права и свободы, с учетом понятия «источник повышенной опасности» и человеческого фактора. Таким образом, считаем более верным следующее определение дорожно-транспортного происшествия: это негативное событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и/или с его участием, в результате которого был причинен смертельный исход или телесные повреждения физическим лицам, сопровождающиеся причинением им морального вреда либо причинение только морального вреда, а также в результате которого, были причинены убытки. При этом, определяя убытки, нужно исходить из их законодательного определения: должен подлежать возмещению не только реальный ущерб, как указывается в законодательном определении дорожно-транспортного происшествия, но и упущенная выгода.

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на группы в зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия: столкновение, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, опрокидывание транспортного средства, падение пассажира и иные виды ДТП. Так, дорожно-транспортное происшествие - это всегда взаимодействие (контакт) транспортного средства, как с другим транспортным средством, так и с иными объектами окружающего мира, как - то: людьми, животными, движимыми или недвижимыми предметами.

К транспортным средствам относят: автомобиль (транспортное средство на колесном (реже полугусеничном или другом) ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям; трамвай (поезд городской наземной железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров (иногда и грузов); троллейбус (многоместная пассажирская машина с электрической тягой); трактор (самоходная машина на гусеничном или колесном ходу, предназначенная для приведения в действие прицепленных к ней или установленных на ней машин-орудий, а также для привода стационарных машин или буксирования прицепов); мотоцикл (двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него; к мотоциклам приравниваются трех- или четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.); мопед (двух- или трехколесное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч; к мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателям, а также другие транспортные средства с аналогичными характеристиками); иные самоходные машины (любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран и т.п.).

В цивилистической литературе отмечается, что теоретики и практики всегда относили транспортные средства к источникам повышенной опасности.

Так, например, общеизвестно, что автомобиль является источником повышенной опасности, если находится в движении, значит, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, наступает только в том случае, если он возник в результате действия источника. Возникает вопрос - может ли считаться источником повышенной опасности транспортное средство, находящееся в покое, а именно, стоящее с выключенным двигателем, пребывающее в технически исправном (рабочем) или не исправном (не рабочем) состоянии? На наш взгляд, может, поскольку транспортное средство обладает опасными свойствами из-за веществ и предметов его составляющих. Так, например, владелец источника повышенной опасности может нести ответственность за вред, причиненный случайному человеку, проходящему мимо стоянки, где расположено транспортное средство, по причине возгорания транспортного средства из-за замыкания проводки. Подобные ситуации не могут быть исключены; более того, принимая во внимание техническое состояние транспортных средств, эксплуатируемых  в Российской Федерации, такие прецеденты могут быть достаточно часты. Действительно, «по результатам государственного технического осмотра свыше 13% автомобилей и мотоциклов признаются не соответствующими ГОСТам, правилам технической эксплуатации, инструкциям заводов-изготовителей и другим нормативам. Среди ТС, находящихся в эксплуатации, этот показатель еще выше и в отдельных регионах достигает 40-65%. Выборочные проверки технического состояния ТС показывают, что до 70% автомобилей имеют 1-2 неисправности, с которыми их эксплуатация запрещена; свыше 10% имеют по 5-8 таких неисправностей. Разумеется, они различны по характеру, т.е. могут быть конструкционными, производственными, эксплуатационными и возникшими вследствие износа и естественного старения. Первые два из вышеназванных видов дефектов, по официальной статистике, составляют соответственно 0,9% и 2,9%, что, конечно же, далеко от действительности. Множество неисправностей, в том числе и конструкционного типа, остаются не выявленными, хотя в процессе эксплуатации автомобилей их наличие приводит к тяжелым последствиям».

По другим данным, в России 25% ДТП происходит по вине пешеходов, 10% - из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, 2% - из-за технических неисправностей транспортных средств, 75% по вине водителей. Согласно другим данным, 1,5-5% всех дорожно-транспортных происшествий обусловлено неудовлетворительным качеством транспортного средства, 15-20% - дорог и дорожных условий, 75-85% связано с человеческим фактором: в основном неправильными действиями и несоответствующими психофизическими качествами водителей. Прежде чем характеризовать о возможности реализации права на компенсацию морального вреда, причиненного при использовании автотранспортных средств в Российской Федерации, с целью более четкого уяснения своеобразного возложения ответственности за вред, причиненный в результате взаимодействия автотранспортных средств, необходимо обратиться к расшифровке понятия «источник повышенной опасности».

В настоящее время это понятие толкуется по-разному. Часть правоведов считает, что под источником повышенной опасности необходимо понимать определенного рода деятельность. Сторонники другой позиции полагают, что источником повышенной опасности являются предметы материального мира, опасные свойства которых поддаются полному контролю со стороны человека. Помимо теорий деятельности и объекта, существует концепция «движущихся вещей», которая под источником повышенной опасности понимает вещи, оборудование, находящиеся в процессе эксплуатации и создающие при этом повышенную опасность для окружающих. На наш взгляд, отсутствие устоявшегося в теории гражданского права определения понятия «источник повышенной опасности» порождает множество споров, разногласий, что сказывает пагубное воздействие на правоприменительную практику. Как верно заметил В.М. Болдинов, источником повышенной опасности не может являться деятельность, так как деятельностью нельзя владеть. В гражданском праве правомочие владения определяется как господство над вещью. При этом, хозяйственное господство над вещью осуществляется собственником вещи, если только указанное правомочие не передано другому лицу.

Итак, единственное упоминание о содержании понятия «источник повышенной опасности» содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 года: «источником повышенной опасности надлежит признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами».

В.М. Болдинов определяет источник повышенной опасности как «специфический вредоносный объект, также обладающий своими признаками (неподконтрольность его человеку, высокая вероятность причинения вреда окружающим, возможность случайного причинения вреда) по большей части он представляет собой вещь - самостоятельный объект гражданского оборота».

Существует мнение, что критерием отнесения того или иного аппарата (имеются в виду транспортные средства) к источникам повышенной опасности, помимо мощности двигателя, является специальное разрешение и допуск к его эксплуатации, а также их регистрация в контролирующих государственных органах. Между тем при причинении вреда транспортным средством, например, не зарегистрированным в государственных органах, не означает отсутствие у транспортного средства вредоносных свойств, и поэтому оно не должно подлежать исключению из перечня источников повышенной опасности, а поэтому с вышеизложенной точкой зрения согласиться невозможно.

Таким образом, для отнесения транспортного средства к источнику повышенной опасности необходима оформленная техническая документация, в которой значился бы статус транспортного средства. Кроме того, помимо оформленной технической документации, к признакам, характеризующим транспортное средство как источник повышенной опасности, относят отсутствие со стороны человека полного контроля над транспортным средством, неожиданности и случайность причинения вреда, наличие опасных веществ и предметов, составляющих транспортное средство, и, в связи с этим, большая вероятность причинения материального ущерба и морального вреда.

Причинение вреда источником повышенной опасности, к которым относятся транспортные средства, выделяется в специальный деликт потому, что характер причинения вреда, а также условия возникновения деликтного обязательства обладают явными отличиями. Подобного мнения придерживаются некоторые правоведы, затрагивающие в своих работах эту тему. Так, С.Н. Приступа указывает: «Условия деликтной ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности в литературе получили наименование специальных, поскольку характеризуют специфику правонарушения, обусловленного особым характером человеческой деятельности, в частности, ее повышенной опасностью для окружающих, вызывающей тем самым необходимость повышенной охраны интересов тех, кто может пострадать от нее».

В юридической литературе отмечается, что компенсация морального вреда - один из наиболее действенных способов защиты личных неимущественных прав и законных интересов граждан, позволяющий использовать его для восстановления нарушенного права».

Жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, чувство собственного достоинства - одни из главенствующих личных неимущественных благ, принадлежащих человеку. Такие блага принято именовать личными, поскольку они неразрывно связаны с личностью человека, и неимущественными, поскольку они не могут быть оценены в денежном выражении и лишены имущественного содержания.

Ученые - цивилисты Голубев К.И. и Нарижний С.В. дают понятие блага как всего того, что в той или иной степени является полезным для человека с его точки зрения. Думаю, что, с подобным логичным мнением согласится не только автор настоящей работы. Рассматриваемые в настоящей статье блага, такие, как здоровье и жизнь, непосредственно нарушающиеся при дорожно-транспортных происшествиях, не только «полезны» для человека, как утверждают Голубев К.И. и Нарижний С.В., но, и являются основными, не отчуждаемым, не заменимыми и не подлежащими возмещению в натуре.

В литературе отмечается, что весьма сложно определить границу между имущественными и неимущественными благами, но можно попытаться выделить ряд признаков неимущественных благ.Так, некоторые признаки неимущественных благ определяются в учебнике гражданского права под редакцией А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Это неэкономический характер благ, т.е. невозможность их буквальной оценки, отсутствие имущественного содержания и неотделимость от личности конкретного человека. На наш взгляд, следует дополнить, что к признакам нематериальных благ можно также отнести их невозможность возмещения в натуре и то, что они носят абсолютный характер, поскольку ни одно лицо из неограниченного круга лиц не должно нарушать неимущественные блага. Такие блага подлежат обязательной правовой защите и не имеют срока исковой давности. Кроме того, они обладают свойством индивидуализации самой личности обладателя этих прав. Не случайно, что Голубев К.И. и Нарижний СВ. верно отмечают следующий признак нематериальных благ, являющийся, на наш взгляд, существенным: «можно отметить такую характеристику, как переменный характер содержания одного и того же блага. Действительно, большинство неимущественных благ не являются постоянными во времени: изменяются здоровье, окружающая среда, индивидуальный облик и многие другие блага».

Обращает на себя внимание предложение М.Н. Малеиной по поводу неимущественных благ. Она разделяет нематериальные блага - жизнь, здоровье, честь, имя и т.п. и личные неимущественные права - право авторства, право на авторское имя и т.п., то есть права, объектами которых нематериальные блага являться не могут. Согласно же Гражданскому кодексу РФ, в понятие «неимущественные блага» входит понятие «неимущественные права». На наш взгляд, рассматриваемые понятия используются в качестве синонимов, что вытекает и из содержания статьи 151 ГК РФ.

К человеческим благам относятся прежде всего жизнь и здоровье человека, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения т.е. все то, что неотделимо от человеческой личности. Как нам представляется, к ним можно отнести также и психику человека. Приблизительный перечень нематериальных благ представлен в Конституции РФ и Гражданском Кодексе РФ. С.А. Беляцкин к человеческим благам еще относит покой и дорогое воспоминание, а также замечает, что в законодательстве невозможно перечислить все личные права и личные блага, которые могут быть нарушены.

Заслуживает внимания позиция В.М. Болдинова, предлагающая признавать право пострадавшего на компенсацию морального вреда, даже если нельзя точно определить конкретное материальное благо (из указанных в ст. 150 ГК), которому был нанесен ущерб.

Безусловно, человек, попавший в дорожно-транспортное происшествие и признанный потерпевшим, находится в опасном положении со стороны соблюдения его неимущественных благ. При этом восстановление его нарушенного права на жизнь и охрану здоровья должно иметь законодательное отражение и практически реализовываться не только через компенсацию материальных убытков, причиненных в результате ДТП, но, и через компенсацию морального вреда.

Конституция Российской Федерации предоставляет человеку основополагающее естественное и самое ценное право - право на жизнь. Лишение данного права является необратимым, и именно поэтому право на жизнь от рождения человека и до его смерти должно находиться под максимальной защитой. Кроме того, в Конституции РФ закреплено право каждого человека на охрану здоровья. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития. В статье.150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье находятся в перечне нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемых и не передаваемых иным способом.

Бесспорно, что, нарушение права на жизнь, охрану здоровья и психического равновесия, приводит человека к эмоциональному урону, поскольку человек представляет собой физиологический организм с нервной системой. Ввиду того, что рассматриваемые права закрепляются в качестве основополагающих в основном нормативном акте Российской Федерации -Конституции, можно считать, что государство должно предельно защищать человека от различного рода посягательств и случайностей, нарушающих реализацию подобных прав. Такая защита, например, может быть выражена в закрепленных законом правовых нормах, призванных компенсировать моральный вред человеку, причиненный при использовании автотранспортных средств.

На сегодняшнем этапе развития Российской Федерации, в связи с техническим прогрессом, приведшим к увеличению пропорционально населению автотранспортных средств, как следствие, участились случаи дорожно - транспортных происшествий. Так, анализируя представленные выше статистические данные, необходимо отметить, что по сравнению с 1997 годом в 2004 году количество дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации увеличилось на 52 043 случая.

Известно, что частое нарушение прав на жизнь и здоровье происходит именно в результате дорожно-транспортных происшествий. Как правило, ни одно такое происшествие не обходится без негативных последствий для всех участвующих в нем лиц, и к сожалению, всегда была велика тяжесть последствий.

По данным Управления ГИБДД УВД Липецкой области, регионами с наибольшим уровнем тяжести последствий дорожно-транспортного происшествия являются: Эвенкийский автономный округ, Агинский Бурятский автономный округ, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Республика Тыва, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Тверская область, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Новгородская область, Ленинградская область, Томская область..

Верно отмечаются такие особенности вреда, причиненного источником повышенной опасности, как: а) низкая степень обусловленности вреда поведением (субъективным отношением) владельца источника повышенной опасности и б) повышенный размер вреда, больший, чем в других деликтах.

Не вызывает никаких сомнений, что жизнь и здоровье человека являются наивысшими благами, и потому совершенно очевидно, что в случае их нарушения, человек испытывает нравственные или физические страдания, а бывает, и те, и другие одновременно. В юридической литературе отмечается, что дорожно-транспортное происшествие вместе с послеаварийным периодом представляет собой ярко выраженный психологический конфликт, в который, помимо непосредственно причастных к аварии водителей, вовлечены пассажиры столкнувшихся транспортных средств (в случае столкновения автомобилей), очевидцы происшествия, сотрудники правоохранительных органов и др. Рассматриваемый конфликт развивается на фоне общего эмоционального напряжения. Психологическая неустойчивость, а нередко и обычная распущенность любого из причастных к аварии лиц могут еще более усугубить и без того конфликтную ситуацию, сведя ее в конечном итоге к обычному бытовому скандалу (порой с дракой).

Таким образом, мы полагаем, что серьезнейшей гарантией обеспечения прав на жизнь и охрану здоровья может служить закрепление за человеком права на компенсацию морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, вне зависимости от его последствий. Очевидно, что статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет физическим лицам право на личное обращение за защитой своих прав всеми, не запрещенными законом способами. На наш взгляд, необходимо законодательно закрепить досудебное обращение лиц, чьи права были нарушены в результате дорожно-транспортных происшествий, за защитой их нарушенных прав посредством претензий, обращенных к субъектам ответственности за подобный вред, с требованиями о компенсации морального вреда. Данное обращение не будет вступать в противоречие с «основным законом страны», будет признавать действующим и реальным такой способ охраны нарушенных прав, как компенсация морального вреда, а также способствовать гарантированной Конституцией Российской Федерации охране нарушенных прав лиц, признанных пострадавшими в результате дорожно-транспортных происшествий.

На основании вышеизложенного можно выделить наиболее важные признаки дорожно-транспортных происшествий:

- обязательное участие автотранспортных средств (находящихся в процессе движения или в статичном состоянии) и физических лиц (водителя (ей), возможно, третьих лиц);

- наличие у физических лиц негативных последствий, таких, как смертельный исход, телесные повреждения, сопровождающиеся причинением морального вреда;

- наличие у участников события материальных убытков.

Таким образом, подводя итог настоящей статьи, отметим следующие моменты:

Первое дорожно-транспортное происшествие - наезд автомобиля на пешехода - было зарегистрировано в 1896 году. В настоящее время стремительный рост автомобильного парка страны делает вероятность дорожно-транспортного происшествия все более высокой.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит с 17 до 21 часов (28-30% от общего числа ДТП в сутки) и в выходные дни. С 8 до 13 часов тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий относительно наименьшая, в ночное время суток - наибольшая. Наиболее часто возникают дорожно-транспортные происшествия в летне-осенний период (доля ДТП составляет 45-50% от годовых). 75% дорожно-транспортных происшествий в России происходит по вине водителей.

Согласно одним статистическим данным, в России 25% ДТП происходит по вине пешеходов, по другим, он составляет 75-85%; 10% дорожно-транспортных происшествий происходят из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, а по другим данным этот процент составляет 15-20%; 2% дорожно-транспортных происшествий происходят из-за технических неисправностей транспортных средств, по другим данным это 1,5-5%. Проводимые проверки технического состояния ТС показали, что до 70% автомобилей имеют 1-2 неисправности, с которыми их эксплуатация запрещена, свыше 10% имеют по 5-8 таких неисправностей.

Противоречия в статистических данных, касающихся количества дорожно-транспортных происшествий, на наш взгляд, свидетельствуют об одновременной регистрации одинаковых причин дорожно-транспортных происшествий или о неполном выявлении всех происходящих случаев дорожно-транспортных происшествий.

Увеличение количества транспортных средств ведет к увеличению дорожно-транспортных происшествий, тяжесть последствий которых, как правило, не зависит от их частоты, а количество погибших и раненых зачастую зависит от количества дорожно-транспортных происшествий.

Для отнесения транспортного средства к источнику повышенной опасности необходима оформленная техническая документация и такие характеристики, как отсутствие со стороны человека полного контроля над автотранспортным средством, неожиданности и случайность причинения вреда, наличие опасных веществ и предметов, составляющих транспортное средство, и, в связи с этим, большая вероятность причинения материального ущерба и морального вреда.

Таким образом, по причине наличия специфических свойств, причинение морального вреда в результате дорожно-транспортных происшествий специфично потому, что ответственность, возложенная за вред, причиненный источником повышенной опасности, многим отличается от ответственности, применяемой в других случаях причинения вреда. Подобная ответственность наступает лишь тогда, если вред причинен вредоносными свойствами объекта, которыми обусловлено признание его источником повышенной опасности.

На наш взгляд, дорожно-транспортное происшествие можно определить как негативное событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и/или с его участием, в результате которого был причинен смертельный исход или телесные повреждения физическим лицам, сопровождающиеся причинением им морального вреда, либо причинение только морального вреда, а также в результате которого, были причинены убытки.

Естественным следствием всех дорожно-транспортных происшествий являются душевные страдания, страдания от физической боли, чувство неполноценности, раздражительность, стрессовое состояние, болезни различной этиологии, продолжительные депрессии, то есть - все то, что приводит к умалению неимущественных благ человека, и то, что понижает его социальный статус как личности.

На наш взгляд, необходимо законодательно закрепить досудебное обращение лиц, чьи права были нарушены в результате дорожно-транспортных происшествий, за защитой их нарушенных прав посредством претензий, обращенных к субъектам ответственности за подобный вред, с требованиями о компенсации морального вреда.

 

Автор: Воронина И.С.