26.10.2010 5690

Формирование у студентов библиотечных колледжей готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье (А.Р. Зайнагов)

 

На правах рукописи

 

Зайнагов Амир Радикович

 

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

 

13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание; уровень профессионального образования)

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург - 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

 

Научный руководитель доктор педагогических наук, доцент Куприна Надежда Григорьевна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Костенок Павел Иванович, доктор педагогических наук, доцент Бутов Александр Юрьевич

 

Ведущая организация ГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»

 

Защита состоится 15 мая 2009 г. в 16:00 часов в ауд. 316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

 

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

 

Ученый секретарь диссертационного совета Матвеева Л. В.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Происходящие в России процессы переустройства общества выводят проблему подготовки подрастающего поколения к семейному воспитанию на уровень одной из самых острых и актуальных проблем современности. Повышение статуса семейного воспитания, поддержка семьи лежит в основе «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года». Разработка теоретических и методологических основ подготовки молодежи к воспитанию детей в семье выступает в качестве социального заказа современной педагогической науке на данном этапе развития нашей страны.

Важной составляющей будущей профессии студентов колледжа библиотечного дела является культурно-просветительская деятельность среди населения. Гуманитарная направленность библиотечного ссуза, а также возраст студентов (17-20 лет), сензитивный для формирования ответственного отношения к созданию собственной семьи в ближайшем будущем, определяют широкие возможности подготовки студентов ссуза к просветительской деятельности в сфере семейного воспитания, что в свою очередь будет способствовать их эффективной профессиональной и личностной самореализации.

Художественно-эстетическое воспитание детей в условиях семьи мы рассматриваем как важнейшую составляющую семейного воспитания. Это связано с особой значимостью эмоционального, художественно-эстетического компонента в структуре развития личности ребенка (что раскрывается в работах Л. И. Божович, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. А. Запорожца, Т. С. Комаровой, В. С. Мухиной, Г. А. Урунтаевой, Д. Б. Эльконина и др.). В процессе освоения студентами теоретических основ художественно-эстетического воспитания детей в семье у них формируется ценностное отношение к семейному общению, осваивается информация о способах его гармонизации, приобретаются знания о специфике развития детей на разных возрастных этапах, что обеспечивает полноценную подготовку будущих библиотекарей к просветительской деятельности по семейному воспитанию.

Понимание и обоснование необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей было осуществлено великими педагогами и мыслителями еще в прошлых столетиях. Идея о том, что успешность семейного воспитания целиком зависит от педагогических знаний и подготовленности родителей, развивается в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Флебеля, наших соотечественников А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского. Традиции семейного воспитания, свойственные разным слоям российского общества, анализировались и обобщались в педагогических трудах Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, В. Д. Семенова. При этом большое внимание ученые уделяли художественно-эстетическому компоненту семейного воспитания (Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, А. Н. Острогорский, В. Я. Стоюнин).

В советский период в нашей стране была создана система повышения педагогической культуры населения, организационные формы которой (система народных, родительских университетов, клубы молодых семей, лектории, курсы, семинары в рамках организаций общества «Знание» и т. д.) заслуживают внимания в контексте реализации современной демографической концепции. В то же время чрезмерная политизация содержания советского педагогического всеобуча, его принудительность, преобладание в обществе авторитарных методов воспитательного воздействия привели к снижению статуса семейного воспитания, значительной утрате его традиций, складывавшихся веками в культуре нашего отечества.

На сегодняшний день просветительская работа среди населения в сфере семейного воспитания активно возрождается на новой основе. Актуализируются задачи методического обеспечения общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений в русле единой государственной демографической политики. Теоретической и методологической основой работы в данном направлении выступают труды современных культурологов и социологов, рассматривающих культуру семьи и быта в динамике ценностных ориентаций современного общества (Ю. П. Азаров, И. В. Бесстужев-Лада, А. Ю. Бутов, А. Д. Жарков, М. С. Мацковский, В. В. Туев), педагогические исследования моделей семейного воспитания с приоритетом художественно-образовательного направления (Е. И. Замошина, Н. В. Карташев, Л. М. Кашапова, Л. В. Матвеева, С. А. Феруз).

В то же время на практике воспитательная работа с молодежью в данном направлении носит хаотичный, несистемный, экспериментаторский характер. На волне интереса к проблемам семейного воспитания, в том числе его художественно-эстетическому аспекту, появляются различные объединения на коммерческой основе, которые не всегда обладают достаточной профессиональной базой, опытными специалистами. Существует острая потребность в системной, научно обоснованной подготовке специалистов в данной области. В частности, до настоящего времени не предпринималось научное решение проблемы подготовки к просветительской работе по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье студентов библиотечных колледжей, которые в силу своей профессиональной специализации смогут в дальнейшем вести подобную работу с населением на уровне, соответствующем современным требованиям.

Следовательно, обнаруживаются противоречия между:

– наличием социального заказа на подготовку специалистов по просвещению населения в сфере семейного воспитания и недостаточным уровнем развития данного профессионально-личностного качества у студентов библиотечных ссузов;

– реально существующей в общественном сознании идеи художественно-эстетического воспитания детей в семье как основы их разностороннего развития и отсутствием научно разработанных теоретических основ просветительской деятельности в данной сфере для студентов библиотечного колледжа;

– востребованностью педагогического потенциала библиотечных среднеспециальных учебных заведений в подготовке студентов к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье и недостаточной разработанностью методического обеспечения его реализации в профессиональной подготовке будущего библиотекаря.

Указанные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в разработке педагогической модели, реализация которой обеспечивает формирование у студентов библиотечных ссузов готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье.

На основании актуальности, выявленных противоречий и обозначенной проблемы определена тема исследования: «Формирование у студентов библиотечных колледжей готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье».

Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе модель формирования у студентов библиотечных ссузов готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов библиотечных колледжей.

Предмет исследования - модель формирования готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье у студентов в процессе их профессиональной подготовки в библиотечном колледже.

Гипотеза исследования. Формирование у студентов библиотечных ссузов готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье будет осуществляться эффективно, если:

– разработать и реализовать педагогическую модель, предполагающую целенаправленное освоение студентами в рамках педагогического процесса ссуза художественно-эстетического аспекта семейного воспитания как основы будущей профессиональной работы по просвещению населения;

– создать следующие организационно-педагогические условия: оптимизация образовательного процесса за счет включения в содержание учебных дисциплин, осваиваемых студентами, психолого-педагогического и художественно-педагогического материала, использование методов активного обучения, организация внеаудиторной деятельности студентов на основе активного освоения способов просветительской деятельности библиотекаря по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье.

В соответствии с целью и гипотезой выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Выявить педагогический потенциал библиотечного ссуза по подготовке студентов к просветительской деятельности в сфере семейного воспитания.

2. На основании изучения философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание детей в семье».

3. Проанализировать традиции отечественной семейной педагогики в обращении к искусству как средству гармонизации и разностороннего развития личности ребенка и определить содержание подготовки к просветительской деятельности в данной сфере будущих библиотекарей.

4. Разработать педагогическую модель формирования готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье у студентов колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций по специальности «Библиотековедение».

5. Осуществить опытно-поисковую работу по проверке эффективности педагогической модели формирования готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье у студентов в процессе их профессиональной подготовки в колледже.

Теоретико-методологической основой исследования явились педагогические исследования о семье как первичном и необходимом условии развития личности ребенка, его социализации (Ю. П. Азаров, И. В. Бестужев-Лада, П. П. Блонский, О. С. Богданова, И. В. Гребенников, О. Л. Зверева, П. Ф. Каптерев, И. С. Кон, Я. А. Коменский, Т. А. Куликова, П. Ф. Лесгафт, Л. Ф. Островская, К. Д. Ушинский), социологические исследования о ценностях современной семьи и воспитании детей как ее главном общественном назначении (А. И. Антонов, Б. Ф. Голфаст, Т. С. Зубков, А. Б. Любимова, А. В. Меренков, А. Г. Харчев), психологические исследования о роли взрослого в социальном становлении ребенка (В. В. Абраменкова, Л. С. Выготский, Ю. В. Евсеенкова, В. В. Ивлева, О. А. Карабанова, А. Д. Кошелева, М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова, Н. В. Самоукина, В. М. Целуйко), исследования потенциала художественной деятельности в личностном развитии ребенка в работах психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин) и педагогов (Н. А. Ветлугина, Л. А. Баренбойм, Е. П. Кабкова, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев. Г. М. Науменко, М. И. Чистякова, Р. М. Чумичева, Б. П. Юсов).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические - изучение и анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы; сравнение, систематизация, моделирование; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования; экспериментальные - опытно-экспериментальная работа; количественный и качественный анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась в 2004 - 2009 гг. на базе Уфимского колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций. В исследовании на этапе опытно-поисковой работы принимали участие 48 студентов в возрасте 17 - 22 лет (23 студента в контрольной и 25 студентов в экспериментальной группах). Всего в исследовании на разных этапах его проведения участвовали 192 студента, 14 педагогов колледжа.

Этапы исследования.

Первый этап исследования (2004-2005) заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база. Изучен опыт воспитательной работы педагогов колледжа, выявлены возможности библиотечного ссуза в подготовке студентов к просветительской деятельности в сфере семейного воспитания.

На втором этапе исследования (2005-2007) уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка педагогической модели формирования готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье у студентов колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций по специальности «Библиотековедение», проведена опытно-поисковая работа по проверке ее эффективности в условиях профессиональной подготовки студентов ссуза.

Третий этап исследования (2007-2009) состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициями, использованием достижений психолого-педагогической науки, комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, соответствием логики исследования его цели, задачам и предмету, многолетней опытно-экспериментальной работой, успешным внедрением полученных результатов в практику педагогической деятельности.

Научная новизна исследования:

1. Разработана и апробирована педагогическая модель формирования у студентов готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье, структура и содержание которой (целевой, содержательный, методический, инфраструктурный, итоговый блоки) соответствуют структуре и содержанию профессиональной подготовки студентов в библиотечном колледже и позволяют в рамках педагогического процесса ссуза реализовать задачи освоения студентами художественно-эстетического аспекта семейного воспитания как основы будущей профессиональной работы по просвещению населения.

2. Обоснована совокупность организационно-педагогических условий подготовки студентов к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье: дополнение содержания учебных дисциплин, осваиваемых студентами, психолого-педагогическими и художественно-эстетическими знаниями, разработка факультативов и спецкурсов на основе методов активного обучения, организация внеаудиторной деятельности студентов с ориентацией на овладение профессиональными умениями просветительской работы с населением в сфере семейного воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1) раскрыто содержание понятия «художественно-эстетическое воспитание детей в семье»: это процесс эмоционально-образного взаимодействия взрослых и детей на основе искусства, направленный на всестороннее развитие детей, гармонизацию их взаимоотношений в семье и в окружающем мире в целом;

2) уточнено понятие «готовность к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье» применительно к подготовке студентов библиотечного колледжа: студенты должны осознавать значимость приобщения детей к миру искусства для их гармоничного и разностороннего развития, понимать принципы организации эмоционально-образного взаимодействия родителей с детьми на основе искусства, владеть информацией о продуктивных технологиях художественно-эстетического воспитания детей, профессиональными умениями библиотекаря распространять эти знания среди населения;

3) разработана теоретическая модель формирования готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье у студентов в процессе их обучения в библиотечном колледже и обоснована возможность ее реализации в реальном образовательном процессе. Разработанная модель может быть основой для изучения особенностей профессиональной деятельности в сфере просветительской работы с населением специалистов других видов социокультурной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1) создан учебно-методический комплекс (программа факультатива, разработки содержательных блоков для учебных дисциплин, преподаваемых в колледже, разработки мероприятий в рамках воспитательной работы колледжа, тестовые задания, анкеты), обеспечивающий реализацию данного направления в процессе профессиональной подготовки студентов колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций;

2) определены критерии сформированности готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье в соответствии с компонентами структуры готовности (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный), дана характеристика уровней сформированности готовности (высокий, средний, низкий) в показателях, диагностируемых в деятельности студентов библиотечного колледжа, что позволяет использовать материалы исследования для работы со студентами других специальностей среднего гуманитарного профессионального образования, в системе повышения квалификации;

3) предложены рекомендации по организации образовательного процесса, направленного на формирование у студентов готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье, которые могут быть полезными при чтении спецкурсов, проблемных лекций, в проведении семинаров, конференций, деловых игр, учебно-производственной практики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и материалы исследования обсуждались на кафедре педагогики Башкирского государственного педагогического института г. Уфы, на кафедре эстетического воспитания Уральского государственного педагогического университета, на кафедре социокультурного образования Института развития регионального образования Свердловской области. Апробация материалов исследования проводилась путем публикаций, выступлений с докладами по исследуемой теме и обсуждения материалов исследования в рамках научно-практических конференций: международных (Екатеринбург, 2005-2008), межрегиональных (Екатеринбург, 2007-2009; Уфа, 2006). Возможность внедрения результатов исследования в практику создают публикации в научном журнале «Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО» и научных сборниках: «Семья и будущее России» (г. Екатеринбург), «Поликультурное воспитание молодежи в системе общего и профессионального образования» (г. Уфа) и т. д.

Положения, выносимые на защиту:

1. В комплексе проблем, связанных с подготовкой будущего библиотекаря к просвещению населения в сфере семейного воспитания, мы выделяем в качестве ключевой проблему формирования готовности у студентов библиотечных ссузов к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье, что понимается нами как профессионально-личностное качество, включающее осознание значимости приобщения детей к миру искусства для их гармоничного и разностороннего развития, понимание принципов организации эмоционально-образного взаимодействия родителей с детьми на основе искусства, владение информацией о продуктивных технологиях художественно-эстетического воспитания детей, профессиональными умениями библиотекаря распространять эти знания среди населения.

2. Художественно-эстетическое воспитание детей в семье представляет собой процесс эмоционально-образного взаимодействия взрослых и детей на основе искусства, направленный на всестороннее развитие детей, гармонизацию их взаимоотношений в семье и в окружающем мире в целом. Реализация гармонизирующего и развивающего потенциала этого процесса предопределяется опорой на следующие принципы его выстраивания в семье: ценностной ориентации, целостности, учета возрастных особенностей детей, сотрудничества в детско-родительских отношениях, учета различных национально-культурных традиций в семейном воспитании.

3. Разработанная нами педагогическая модель формирования готовности у студентов библиотечных колледжей к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье позволяет в рамках педагогического процесса ссуза реализовать задачи освоения студентами художественно-эстетического аспекта семейного воспитания как основы будущей профессиональной работы по просвещению населения. В содержательном блоке представлены знания и виды деятельности, связанные с организацией просветительской работы по семейному воспитанию на основе обогащения программного содержания учебных дисциплин, осваиваемых студентами за время обучения в колледже. Методический блок составляют формы и методы, способствующие активному освоению студентами знаний и умений в сфере просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье, а также позволяющие проводить мониторинг этого процесса. Инфраструктурный блок характеризует дополнительные возможности педагогического процесса на внутриссузовском и социокультурном уровнях. В итоговом блоке охарактеризованы результаты работы по формированию у студентов готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье.

4. Организационно-педагогические условия формирования готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье включают: обогащение содержания учебных дисциплин, осваиваемых студентами, психолого-педагогическими и художественно-эстетическими знаниями, разработку факультативов и спецкурсов на основе методов активного обучения, организацию внеаудиторной деятельности студентов с ориентацией на овладение профессиональными умениями просветительской работы с населением в сфере семейного воспитания.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (244 источника), приложения.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы диссертационного исследования; обозначается цель исследования, объект, предмет, формулируются задачи и гипотеза исследования. Характеризуется степень изученности данной темы в науке, рассматриваются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; освещается информация об апробации и внедрении результатов исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

 В первой главе «Теоретические аспекты формирования готовности у студентов библиотечных среднеспециальных учебных заведений к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье» рассматриваются педагогические, психологические, социологические, искусствоведческие аспекты данной проблемы, раскрывается сущностная характеристика основных понятий диссертационного исследования: «художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «готовность к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье» и определяются условия формирования данного профессионально-личностного качества у студентов библииотечных ссузов.

Гуманитарная направленность библиотечного ссуза в сочетании с целенаправленной, организованной и контролируемой деятельностью педагогов определяет широкие возможности полноценной подготовки студентов ссуза к просветительской деятельности в сфере семейного воспитания с учетом актуальных проблем, характеризующих наше общество. Анализ психолого-педагогической, социологической литературы выявил следующие актуальные для современной молодежи аспекты подготовки к семейному воспитанию. Исследователи современной семьи выделяют ее многообразные функции и модификации (В. Б. Голфаст, Т. С. Зубков, А. Б. Любимов, М. С. Мацковский, В. Я. Нагевичене, С. И. Самыгина, Л. Д. Столяренко), акцентируя при этом важность формирования у подрастающего поколения представлений о главной ценности и главном предназначении семьи - рождении и воспитании детей (А. И. Антонов, В. А. Борисов, Ю. В. Евсеенкова, Н. В. Искольдов, О. А. Карабанова, И. С. Кон, Б. И. Кочубей, А. Г. Харчев, В. М. Целуйко). Понимание молодыми людьми этой основной функции семьи лежит в основе формирования у них эмоционально-ценностного отношения к семье как к духовной потребности человека. Понятие «ответственное родительство» («Конвенция о правах ребенка» 1989 г.) выступает в качестве обязательной характеристики современного семейного воспитания и включает в себя социальную компетентность родителей, психолого-педагогические знания об особенностях развития ребенка на различных возрастных этапах, умение выстраивать взаимоотношения с ребенком на основе адекватных возрасту и индивидуальности ребенка способов взаимодействия.

 Фундаментом, на основе которого могут быть интегрированы и оптимизированы в образовательном процессе выделенные аспекты подготовки студентов к семейному воспитанию, выступает освоение ими теоретических основ художественно-эстетического воспитания детей в семье.

 В современной педагогике понятие «воспитание» трактуется как специально организованная деятельность, целью которой является «создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом» (В. А. Сластенин). Такой подход созвучен сложившемуся в исследованиях по педагогике искусства пониманию «художественного воспитания» в связи с развитием личности, формированием мировосприятия ребенка в процессе общения с искусством. При этом в работах выдающихся педагогов-практиков и искусствоведов (Б. В. Асафьева, А. В. Бакушинского, С. М. Бонди, Г. В. Лабунской, П. Я. Павлинова, В. Е. Пестеля, Г. Л. Рошаля, В. А. Фаворского, Е. А. Флериной, В. Н. Шацкой и др.) подчеркивается особая эффективность художественного воспитания детей в семье, где взаимодействие ребенка с искусством не регламентировано рамками урока и носит индивидуальный характер. Значимость возрождения традиций художественного воспитания ребенка в семье как системы эмоционально-образных воздействий на ребенка, формирующих его субъективный социальный, нравственный, эстетический, ценностно-ориентационный мир, подчеркивается и современными исследователями (Е. И. Замошина, Л. М. Кашапова, Л. В. Матвеева, А. Е. Мосин, Н. Г. Тагильцева).

Анализ эстетического компонента художественного воспитания детей в семье (на основе исследований М. М. Бахтина, В. В. Бычкова, И. Л. Вахнянской, С. Д. Давыдовой, М. С. Кагана, Л. П. Печко, В. И. Самохваловой, Л. Н. Столовича, А. Ф. Яфальян) позволил выделить связанный с ним круг педагогических задач: гармонизация эмоционально-личностной сферы ребенка во взаимодействии с образами прекрасного в искусстве и жизни; формирование у него здоровых душевных качеств, позитивного мироотношения в процессе приобщения к эстетическим ценностям, воплощающим целостность, целесообразность, упорядоченность, гармоничность и выразительность бытия; становление основ нравственного поведения через переживание внутренней связи с окружающим миром в процессе его чувственно-образного постижения. Обобщая данные исследования, мы определили художественно-эстетическое воспитание детей в семье как процесс взаимодействия взрослых и детей, педагогически организованный эмоционально-образными способами, ведущий к разностороннему развитию детей, гармонизации их взаимоотношений в семье и в окружающем мире в целом.

К эмоционально-образным способам взаимодействия родителей с детьми на основе искусства мы относим различные виды их совместной художественно-практической деятельности, а также организацию родителями условий для самостоятельного общения детей с искусством и для их художественно-игрового самовыражения. Среди различных эмоционально-образных способов взаимодействия взрослых с детьми в условиях семьи, мы выделили те, которые наиболее приняты в традициях отечественного семейного воспитания:

– образно-игровое взаимодействие взрослого с ребенком в народной педагогике, направленное на общее развитие и приобщение ребенка к социально значимым ценностям (на основе исследований Г. Н. Волкова, Н. Г. Куприной, М. Н. Мельникова, Г. М. Науменко, М. Ю. Новицкой, Е. А. Покровского и др.);

– семейное чтение, укрепляющее и гармонизирующее духовные связи взрослых и детей с окружающим миром и внутри семьи;

– домашние театрализованные представления, развивающие ребенка в социально-нравственном плане и обладающие гармонизирующим воздействием на отношения между членами семьи;

– конструирование, изобразительная деятельность, совместный художественный труд родителей и детей в условиях семьи (воспитательное значение и технологии которых раскрыты в современных программах ДОУ и начальной школы «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки», «Красота. Радость. Творчество», «Шалун или Мир дому твоему», «С кисточкой и музыкой в ладошке» и др.).

Анализ теоретических аспектов проблемы художественно-эстетического воспитания позволил нам выделить принципы организации эмоционально-образного взаимодействия с детьми в семье:

– ценностная ориентация, что подразумевает подготовку родителей к грамотному отбору художественных произведений, составляющих эмоционально-образный контекст развития ребенка;

– целостность, что связано с отношением к художественно-практической деятельности детей как сензитивному воспитательному средству, ведущему к гармоничному развитию всех сфер личности ребенка в опоре на его чувственно-эмоциональный, сенсорно-телесный опыт;

– учет возрастных особенностей, что выступает формой проявления общего принципа природосообразности применительно к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье;

– сотрудничество в детско-родительских отношениях, что подразумевает признание приоритета интересов, склонностей и индивидуальных особенностей ребенка при выборе родителями воспитательных средств взаимодействия с ним на основе искусства;

– учет различных национально-культурных традиций в семейном воспитании, что предполагает соответствие воспитательных подходов в семье национальному менталитету, традициям народной педагогики и сформированным в культуре данного народа формам эмоционально-образного взаимодействия взрослых и детей в семье.

Готовность к деятельности характеризуется в педагогической (исследования И. А. Зимней, В. А. Сластенина) и психологической литературе (в работах М. И. Дьяченко, Л. Н. Захаровой, Л. А. Кандыбовича, В. А. Крутецкого, Е. С. Кузьмина, В. А. Пономаренко, Р. Д. Санжаевой, В. Я. Ядова и ряда других авторов) как знание специфики деятельности, способов ее освоения (когнитивная готовность), переживание эмоционального отношения к происходящему (аффективная), наличие высокой мотивации к деятельности в соответствии с ценностными ориентациями личности (мотивационная) и активное использование продуктивных стратегий для осуществления данной деятельности (деятельностная готовность).

Опираясь на данные положения, а также исходя из нашего понимания сущности художественно-эстетического воспитания детей в семье мы формулируем «готовность к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье» применительно к подготовке студентов библиотечного колледжа как профессионально-личностное качество, включающее осознание значимости приобщения детей к миру искусства для их гармоничного и разностороннего развития, понимание принципов организации эмоционально-образного взаимодействия родителей с детьми на основе искусства, владение информацией о продуктивных технологиях художественно-эстетического воспитания детей, профессиональными умениями библиотекаря распространять эти знания среди населения.

Во второй главе «Педагогическое сопровождение формирования у студентов библиотечного ссуза готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье» раскрываются основные компоненты педагогической модели, излагаются цели, задачи, освещается организация и ход опытно-поисковой работы по проверке эффективности разработанной модели, определяются критерии и показатели сформированности у студентов готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье, анализируются итоги опытно-поисковой работы.

На основе выявленных теоретических положений нами разработана модель формирования у студентов ссуза готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье, которая включает в себя следующие структурные компоненты (блоки): целевой, содержательный, методический, инфраструктурный, итоговый. Все названные блоки взаимосвязаны, взаимообусловлены и отражают информацию об образовательном процессе.

В целевом блоке в качестве стратегического вектора сформулированных цели и задач профессиональной подготовки студентов ссуза мы определяем социальный заказ на подготовку высококвалифицированного специалиста по просветительской работе с населением в сфере семейного воспитания.

Содержательный блок модели описывает процесс достижения поставленной цели в условиях обучения студентов в библиотечном колледже. Мы использовали межпредметный вариант (обоснованный в работе И.В. Москвиной) распределения необходимого для реализации поставленных задач содержания по дисциплинам учебного плана специальности «Библиотековедение». При распределении дополнительного материала между дисциплинами учитывалась очередность их прохождения студентами.

В программное содержание дисциплины «Литература для детей и юношества» были дополнительно внесены темы, связанные с возрастной психологией: «Речевое развитие в раннем возрасте и его роль в умственном развитии и социальном становлении ребенка», «Общение с взрослым как главное условие речевого развития ребенка», «Сказки для малышей: роль воображения в социализации ребенка». В содержании тем раскрывалась эмоционально-образная природа усвоения ребенком социально-нравственного опыта, акцентировалось значение художественно-образного контекста в становлении ценностных ориентиров, усвоении норм нравственного поведения ребенком.

Курс «Мировая художественная культура» был дополнен темами: «Мир детства в произведениях изобразительного искусства ХIХ века», «Кукольный театр: история и современность», «Кино для детей», «Мультипликация в жизни современного ребенка», в рамках которых поднималась проблема средств массовой информации в жизни современного ребенка и на практическом материале развивались способности студентов к адекватному оцениванию воспитательного потенциала художественных произведений. В факультативном курсе «История музыки» студенты освоили темы «Современные композиторы - детям», «Детский музыкальный театр вчера и сегодня», «Музыка кино и мультфильмов в жизни современного ребенка», «Музыка в детском саду и школе».

Нами разработан спецкурс «Игровой фольклор в художественно-эстетическом воспитании детей», интегрирующийся в программное содержание дисциплины «Фольклор». Целью данного курса являлось не изучение фольклора, а освоение студентами разнообразных приемов эмоционально-образного взаимодействия с детьми на основе искусства. Содержание спецкурса дополнялось и углублялось материалами других дисциплин: факультатива «Художественное оформление», курса «Методика работы библиотеки в многокультурной среде» (в темах «Детские фольклорные игры народов Урала», «Культурное единство Башкортостана», «Созвездие народов», «Материнская поэзия пестования на разных языках»).

В рамках курса «Организация досуговых мероприятий» были определены формы просветительской работы по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье: доклады, беседы, постоянно действующие лектории, встречи с деятелями культуры и специалистами в области педагогики искусства, организация взаимодействия и взаимообучения родителей в рамках семейного клуба, организация на базе библиотеки концертов и выставок учащихся ДШИ и самодеятельных детских коллективов, проведение педагогами школ и ДОУ мастер-классов по художественно-эстетическому воспитанию детей, организация «художественного абонемента» для приобщения родителей и детей к искусству, проведение на базе библиотеки фестивалей и выставок семейного творчества, организация «методического уголка», в котором представлены методические рекомендации по комплектованию домашних библиотек, аудио- и видеоматериалов для детей, по просмотру телевизионных передач, программы и методические пособия по художественно-эстетическому воспитанию детей.

В методическом блоке модели представлены формы и методы обучения, а также методы диагностики уровня сформированности у студентов готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье. В рамках традиционных форм обучения (лекция, семинар, практическое занятие, экскурсия) мы использовали различные методы активного обучения: проблемные лекции, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания студентов на заявленную тему (например, «Заменит ли телевизор книгу в ХХI веке?»); лекции вдвоем, проводимые в диалоге преподавателей и раскрывающие различные грани содержания с позиции разных дисциплин; лекции-визуализации, связанные с демонстрацией и анализом видео-фильмов, слайдов, иллюстраций; лекции с практикумами, включающие студентов в игровое взаимодействие друг с другом; ролевые игры, где студенты выступали в роли детей, что позволяло увидеть игру «изнутри», эмоционально пережить игровые перипетии, оценить степень сложности задания; творческие задания в форме групповых проектов, стимулирующих многообразие решений, к которым трудно было бы придти в одиночку.

Избранные нами методы контроля и диагностики включают: анкетирование, опрос, тестирование, защиту творческой работы, реферата, практические задания.

В ифраструктурном блоке модели охарактеризованы охарактеризованы дополнительные возможности педагогического процесса колледжа в подготовке студентов к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье. На внутриссузовском уровне данный блок образуют различные виды воспитательной работы, связанной с проблемами современной семьи и формированием у студенческой молодежи семейных ценностей, основ здорового образа жизни (лектории и литературно-музыкальные вечера для студентов на темы: «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами», «Суд над табаком», «Детство умолкает: проблема сохранения речи в эпоху СМИ», «Библиотека, семья, книги - пути возрождения традиций семейного воспитания», «Ответственное родительство как жизненная позиция» и др.). Социокультурный уровень включает явления широкого образовательного и культурного пространства: коллективные просмотры с последующим обсуждением фильмов и театральных спектаклей, в которых затрагиваются проблемы семейных взаимоотношений, посещение музеев народного творчества (в связи с традициями народной педагогики), посещение выставок детских рисунков и различных мероприятий, связанных с детской художественной самодеятельностью.

Итоговый блок модели заключает результат, выражающийся в становлении личности студента - будущего специалиста, обладающего достаточным уровнем подготовки к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье.

Для проверки эффективности предложенной модели была организована и осуществлена опытно-поисковая работа. В соответствии с характеристикой готовности к деятельности мы выделяем критерии готовности студентов к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье: когнитивный - знание принципов организации эмоционально-образного взаимодействия с детьми в семье на основе искусства и наличие представлений о современных технологиях художественно-эстетического воспитания детей; мотивационно-ценностный - осознание значимости приобщения детей к миру искусства для их гармоничного и разностороннего развития, наличие высокой профессиональной мотивации к просвещению населения в сфере художественно-эстетического воспитания детей в семье; деятельностный - активный поиск и освоение в учебном процессе связанных с работой библиотекаря продуктивных способов приобщения людей к художественно-эстетическому аспекту семейного воспитания.

На основе совокупности выделенных критериев и показателей нами разработаны их уровневые характеристики.

Высокий (оптимальный) уровень. Студент находится на высоком уровне, если круг его психолого-педагогических знаний о значении художественно-практической деятельности в развитии личности ребенка, о принципах организации эмоционально-образного взаимодействия с детьми характеризуется широтой, разносторонностью и систематизированностью. У него сформированы умения, позволяющие оценивать художественные произведения с точки зрения их воспитательного значения для ребенка. Сформирован широкий кругозор, позволяющий студенту ориентироваться в методической литературе по организации художественно-эстетической среды в семье и совместной художественно-практической деятельности родителей и детей на основе различных видов искусства.

Средний (удовлетворительный) уровень. У студента, находящегося на среднем уровне, знания о содержании художественно-эстетического воспитания детей в семье ограничены стандартными подходами, связанными с воспитанием у ребенка хороших манер, культуры поведения, специальных знаний об искусстве и т. д. Знания в области педагогики и психологии воспитания ребенка средствами искусства не систематизированы. У него вызывает затруднения оценка художественных произведений с точки зрения их воспитательного значения для ребенка. Имеются отрывочные представления о существующих программах, методиках, рекомендациях для родителей по приобщению детей к миру искусства и организации совместной художественно-практической деятельности. Умения в организации просветительской деятельности библиотекаря по художественному воспитанию детей в семье ограничены рамками программы библиотечного ссуза, предусматривающей знакомство читателей с детской литературой.

Низкий (недостаточный) уровень. Педагогические и психологические знания студента о значении художественно-практической деятельности в развитии личности ребенка поверхностны, фрагментарны или отсутствуют вовсе. Знания произведений для детей, способов и приемов организации на их основе эмоционально-образного взаимодействия с детьми минимальны, связаны, в основном, с организацией детского чтения. Художественно-практическая деятельность характеризуется как несущественная для развития детей, незначимая в укреплении семейных отношений. У студента вызывает затруднения оценка художественных произведений с точки зрения их воспитательного значения для ребенка. Не входят в круг его интересов, а потому отсутствуют какие-либо представления о методиках развивающего обучения детей в области педагогики искусства. Проблема художественно-эстетического воспитания детей в семье не связывается с будущей профессиональной деятельностью библиотекаря. Освоение различных способов просветительской работы библиотекаря в данной сфере воспринимается как ненужный компонент обучения в ссузе.

Для проведения опытно-поисковой работы были отобраны две группы студентов (по 24 человека в каждой) - контрольная и экспериментальная - с одного курса и по одной специальности: библиотековедение дневной формы обучения. Студенты отобранных групп были примерно равны по возрасту (в среднем, 18, 5 лет) и по семейному положению, т. е. по его фактическому отсутствию. В группах было одинаковое соотношение девушек и юношей (со значительным (+ 98 %) преобладанием девушек). Опытно-поисковая работа проводилась в условиях естественного педагогического процесса на базе Уфимского колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций и включала три этапа: исходный, формирующий, итоговый.

Результаты исходного этапа опытно-поисковой работы показали, что у большинства студентов, как контрольной, так и экспериментальной группы уровень готовности к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье является низким (недостаточным) или средним (удовлетворительным). В ходе формирующего этапа была реализована разработанная нами модель, что привело к положительной динамике результатов итоговой диагностики у студентов экспериментальных групп по всем выделенным критериям.

По когнитивному критерию: психолого-педагогические знания студентов о развитии личности ребенка средствами искусства приобрели разносторонний и систематизированный характер. У студентов выработалась устойчивая потребность в самостоятельном приобретении знаний о произведениях для детей в различных видах искусства, а также о способах просветительской деятельности в данном направлении.

По деятельностному критерию: межпредметное распределение материала по подготовке студентов к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье дало возможность деятельностного воплощения полученных знаний. У студентов сформировались навыки оценки художественных произведений с точки зрения их воспитательного значения для ребенка, развились умения ориентироваться в современных программах и методиках художественно-эстетического воспитания детей. Студенты овладели различными способами просветительской деятельности библиотекаря по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье, что проявилось в процессе их активного участия в разнообразных мероприятиях ссуза по данному направлению воспитательной работы.

По мотивационно-ценностному критерию: разнообразные творческие задания на практикумах обеспечили для студентов возможность реализовать широкий спектр личностных смыслов, интересов и потребностей через различные виды художественной деятельности, что привело к пониманию значимости художественно-эстетического воспитания детей и семейного общения на основе искусства. Процесс подготовки к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье стал осознаваться студентами как необходимый компонент и в их личностном становлении, и в их профессиональной деятельности в сфере просветительской работы с населением.

Данные, полученные при сравнении результатов диагностики на исходном и итоговом этапах опытно-поисковой работы, показали положительную динамику формирования готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье у студентов экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп. Это свидетельствует о правомерности выдвинутых нами предположений и эффективности предложенной педагогической модели.

В заключении сформулированы основные выводы и определены результаты исследования.

1. Изучая проблему подготовки будущих библиотекарей к просветительской деятельности по семейному воспитанию, мы выявили, что содержание предметов гуманитарного цикла в библиотечных среднеспециальных учебных заведениях обладает большим педагогическим потенциалом в этой сфере. Это связано с психолого-педагогической и художественно-эстетической направленностью содержания общегуманитарных, общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, изучаемых в библиотечных ссузах, которую возможно усилить при условии целенаправленной, организованной и контролируемой педагогической деятельности.

 2. Уточнено содержание понятия «художественно-эстетическое воспитание детей в семье»: это процесс эмоционально-образного взаимодействия взрослых и детей на основе искусства, направленный на всестороннее развитие детей, формирование их духовно-ценностных основ, гармонизацию взаимоотношений в семье и в окружающем мире. На основе анализа традиций отечественной семейной педагогики определены принципы организации эмоционально-образного взаимодействия с детьми в семье: ценностной ориентации, целостности, учета возрастных особенностей детей, сотрудничества в детско-родительских отношениях, учета различных национально-культурных традиций в семейном воспитании.

3. Установлено, что формирование готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье является основой целостного педагогического процесса подготовки будущего библиотекаря к просвещению населения в сфере семейного воспитания. Данное профессионально-личностное качество включает в себя осознание значимости приобщения детей к миру искусства для их гармоничного и всестороннего развития, понимание принципов организации эмоционально-образного взаимодействия родителей с детьми на основе искусства, владение информацией о продуктивных технологиях художественно-эстетического воспитания детей, профессиональными умениями библиотекаря распространять эти знания среди населения.

4. Обоснована эффективность модели формирования готовности у студентов библиотечного ссуза к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье. Разработанная модель включает следующие компоненты: целевой с определением цели и задач профессиональной подготовки студентов к просветительской деятельности в сфере семейного воспитания; содержательный, в который включены знания и виды деятельности в избранной сфере изучения на основе обогащения программного содержания учебных дисциплин; методический, содержащий формы и методы, способствующие реализации поставленных задач и диагностики этого процесса; инфраструктурный, описывающий дополнительные возможности педагогического процесса на внутриссузовском и социокультурном уровнях; итоговый, характеризующий результаты работы по формированию у студентов готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье.

5. Опытно-поисковая работа проведена в условиях естественного педагогического процесса ссуза, что позволило доказать эффективность разработанной модели для формирования у студентов готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье как важной составляющей их профессиональной и личностной самореализации.

Диссертационное исследование открывает возможности для дополнительного изучения проблемы подготовки к просветительской деятельности студентов гуманитарных среднеспециальных учебных заведений в сфере семейного воспитания студентов.

 

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

 

Работа, опубликованная в рецензируемом научном издании,включенном в реестр ВАК МОиН РФ:

  1. Зайнагов, А. Р. Воспитание у подрастающего поколения межнациональной толерантности на основе традиционной культуры народов Урала / А. Р. Зайнагов, Н. Г. Куприна // Образование и наука : Известия Уральского отделения РАО. - 2009. - № 3 (60). - С. 96-106 (1 п. л. / 0, 5 п. л.).

Работы, опубликованные в других изданиях:

  1. Зайнагов, А. Р. Среднее профессиональное библиотечное образование в системе непрерывного образования / А. Р. Зайнагов // Информационно-библиотечное образование в начале XXI века : проблемы и решения: докл. науч.-практ. конф. / МК и НП РБ ; РУМЦ по образованию ; ГОУ УБТ. - Уфа, 2004. - С. 36-42 (0, 5 п. л.).
  2. Зайнагов, А. Р. Опыт поликультурного образования молодежи в среднем профессиональном учебном заведении : метод. материалы / А. Р. Зайнагов // Поликультурное воспитание молодежи в системе среднего профессионального образования : из опыта экспериментальной деятельности ГОУ СПО Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций : метод. пособие / отв. ред. А. Р. Зайнагов / МКиНП РБ ; БГПУ им. М. Акмулы ; ГОУ СПО УКБДМК. - Уфа, 2006. - С. 3-9 (0,6 п. л.).
  3. Зайнагов, А. Р. Реализация поликультурной подготовки специалистов в среднем профессиональном учебном заведении / А. Р. Зайнагов // Поликультурное воспитание молодежи в системе общего и профессионального образования: материалы всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч., Уфа, 30-31 октября 2007 г. / ред.-сост. А. Р. Зайнагов ; МК и НП РБ ; БИРО ; ГОУ СПО УКБДиМК. - Уфа, 2007. - Ч. 2. - С. 38 - 44 (0, 6 п. л.).
  4. Зайнагов, А. Р. Приобщение младших школьников к ценностям национальной культуры / А. Р. Зайнагов // Художественно-эстетическое пространство : от детского сада до вуза : материалы междунар. педагогического форума «Образование в период детства : традиции, перспективы, новации», Екатеринбург, 30 октября 2007 г. / отв. ред. А. Ф. Яфальян ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - С. 71 - 76 (0,6 п. л.).
  5. Зайнагов А. Р. Подготовка студентов гуманитарного колледжа к организации детского творчества / А. Р. Зайнагов // Педагогические системы развития творчества: материалы 6-й междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч., Екатеринбург, 10-12 декабря 2007 г. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - Ч. 2. - С. 33-40 (0,8 п. л.).
  6. Зайнагов, А. Р. Библиотекарь - специалист высокой культуры : метод. материалы / А. Р. Зайнагов / Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций : время и судьбы (к 70-летию со дня основания). - Уфа : ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2007. - С. 9-13 (0,4 п. л.).
  7. Зайнагов, А. Р. Формирование культуры семейного воспитания у современной молодежи как педагогическая проблема / А. Р. Зайнагов // Семья и будущее России : материалы V междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10-13 февраля 2008 г. / Урал. гуманитар. ин-т. - Екатеринбург, 2008. - С. 51-53 (0,8 п. л.).
  8. Зайнагов, А. Р. Поликультурное воспитание младших школьников средствами фольклора / А. Р. Зайнагов // Художественно-эстетическое воспитание в период детства : межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. А. Ф. Яфальян ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - Вып. 6. - С. 83 - 89 (0,6 п. л.).
  9. Зайнагов, А. Р. Нравственное воспитание детей в традициях народной педагогики / А. Р. Зайнагов // Развитие социокультурого подхода в образовании (на основе реализации проекта «Урал. Человек. Истоки») : материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апреля 2008 г. - Екатеринбург : ООО «Изд-во “Раритет”», 2008. - С. 42-44 (0,4 п. л.).
  10. Зайнагов, А. Р. Формирование у студентов гуманитарных ссузов готовности к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье / А. Р. Зайнагов // Педагогическое образование в России / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - № 2. - С. 9-15 (0,9 п. л.).
  11. Зайнагов, А. Р. Пути возрождения традиций художественно-эстетического воспитания детей в семье в работе с молодежью : монография / А. Р. Зайнагов, Н.Г. Куприна / Институт развития регионального образования Свердловской области. - Екатеринбург, 2009. - 226 с. (13,2 п. л. / 6,5 п.л.).