25.11.2011 2540

Личностно-характерологическая изменчивость в континуально-конституциональном пространстве

 

С позиций системного континуально-генетического подхода (А.В. Брушлинский) концепция психического как процесса создает необходимые методологические предпосылки «для изучения преемственности, непрерывности, недизъюнктивности, характеризующих самое возникновение психического в ходе онтогенеза». Преемственность в возникновении психического обеспечивается не только специфическими исходными, первичными внешними воздействиями на индивида, но и адекватными им внутренними условиями (задатками, способностями). Поэтому психическое относится к числу живых процессов, что существенно отличает его от неживых (физических, химических). Среди живых процессов психическое отличается своей динамичностью, непрерывной подвижностью и изменчивостью, «необходимо и всегда переходящей в развитие». Другой вопрос, будем ли мы наблюдать негативный конституционально типологический личностный дрейф от нормы к аномалии или же мы будем свидетелями позитивного дрейфа от аномалии к норме, когда социальными, психологическими и биологическими факторами укрепляется, восстанавливается конституционально типологическая недостаточность.

Теория психического как процесса, идущая от идей СЛ. Рубинштейна, вскрывает органическую взаимосвязь его с продуктами, возникающими на предыдущих стадиях процесса, которые становятся необходимыми внутренними условиями для возникновения последующих стадий. Следует подчеркнуть, что психические образования, продукты не существуют сами по себе. Только в психическом как процессе создаются необходимые детерминанты его протекания. И только лишь «самые первые внешние воздействия (на новорожденного) и наследственные задатки предшествуют возникновению процесса и затем изменяются в нем».

В непрерывном взаимодействии социального и биологического возникают новые и не всегда желательные и прогнозируемые продукты -аномальная личностная изменчивость, средства и способы осуществления процессов, составляющие их новые внутренние условия - девиантные стереотипы поведения. Постоянная неразрывная взаимосвязь процесса и продукта характеризует психическую регуляцию любого человеческого действия и поступка в ходе психического развития. Личность, достигшая определенных высот в асоциальной среде, также претерпевает пусть негативное, с точки зрения общества, но, тем не менее, развитие.

Согласно концепции А.В. Брушлинского, наиболее значительные результаты деятельности воплощаются не только в порожденных им объектах, но и в нем самом, что мы наблюдаем на примере представителей различных конституционально континуальных регистров. Это представляет собой основу действительного психического развития, то есть «развитие характера и способностей человека выступают одновременно и как продукт предшествующей деятельности, и как внутреннее условие последующей, более сложной деятельности. В этом и состоит преемственность, непрерывность психического». Результаты настоящих экспериментально-психологических исследований являются надежным научно-практическим подтверждением концепции СЛ. Рубинштейна, его учеников, последователей и соратников.

В процессе континуума от акцентуаций характера до конституционально типологического регистра ПАЛ мы видим, как личностно-характерологические черты и поведенческие стереотипы выступают и в виде продукта предшествующих стадий процесса, и в виде тех внутренних условий, без которых невозможно дальнейшее личностно-характерологическое деструктивное или позитивное развитие субъекта.

Системно-структурный подход к анализу личности заключается в том, что личность понимается не как совокупность отдельных психических процессов, а как целостное образование, включающее в себя множество заимствованных характеристик и элементов. Личность представляет собой единство двух взаимосвязанных подструктур: человека как природного организма и человека как социального существа (В.Д. Шадриков)]

В этом отношении пророческим является утверждение СЛ. Рубинштейна о том, что внешние воздействия на субъекта преломляются через внутренние условия, опосредуются ими. Внутренние условия и есть личность с ее природными, психологическими и общественными особенностями, т.е. личность активно взаимодействует с объективной действительностью. Поэтому автор утверждал, что «все психические явления зависят от природного и общественного бытия человека». Ни биологическая, ни социальная основы сами по себе, ни даже их отношения не могут образовать целостной структуры личности. Целостная структура личности формируется тогда, когда возникают устойчивые внутренние связи, и на этой основе личность приобретает целостный характер и новое качество.

В проводимых исследованиях мы исходили из положения СЛ. Рубинштейна о том, что личность едина - из плоти и крови, и является сознательным общественным продуктом, а психическая деятельность оценивается с позиций внутренней органической связи с носителем -личностью. Так, логика ассоциативной деятельности представляет собой такое же «орудие труда» для личности как тело, внутренние органы, другими словами, «мыслит не мышление, а человек». Аномальные психологические переживания, девиантное поведение наблюдаются не у той или иной психики, а у конкретной личности.

Реализация в наших исследованиях личности системно-структурного подхода предполагает выделение основных характеристик человека как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев; К.К. Платонов; А.Г. Ковалев, В.Н.Мясищев; B.C. Мерлин).

Аналогичный подход находим у Б.Ф. Ломова, утверждающего, что детерминированность развития личности общественными отношениями не означает, что она является пассивным слепком этих отношений. Личность включена в общественные отношения активным образом, участвует в их формировании, развитии и т.д. Чем полнее включен индивид в систему общественных отношений, чем шире его возможность двигаться в этой системе, тем больше оснований рассчитывать на формирование у него общественно значимых мотивов. Отгороженность от тех или иных отношений ведет к ограничению мотивационной сферы, т.е. та или иная деятельность должна раскрывать перед индивидуумом перспективы вхождения в систему общественных отношений.

Следовательно, личность приобретает или не приобретает вероятностную возможность управлять не только своими психическими, психологическими переживаниями, своим телом, поведением, но и социальной средой. Личность может быть или не быть преобразователем внутренней психологической среды (с ее мотивами, ценностями, установками) и/или внешней социальной среды. Результаты лонгитюдных исследований, совпавшие с радикальными макросоциальными преобразованиями, подтверждают наши предварительные рассуждения. Нельзя не согласиться с мнением А.А. Меграбяна, что «... личность, преодолевая в своем развитии в природной и социальной среде стихии природного, биологического, психологического и социального характера, приобретала в своей эволюции способность к самоуправлению, относительную независимость и свободу». Автор справедливо считает, что социальная закономерность не в силах вытеснить законы, являющиеся ведущими на низших уровнях развития природы. Социальная вершина пирамиды, в частности морально-этические формы поведения, гармонично функционирует лишь при условии внутреннего единства с нижележащими природными уровнями человека. Если происходит временное ограничение ведущей роли социальных факторов, то личности приходится преодолевать биопатологические, психические и психологические факторы, чтобы достичь, восстановить гармоничность между социальными надстройками и подлежащими природными уровнями.

Интересна и созвучна в этом отношении позиция Л.С. Выготского, считавшего, что «индивид в своем поведении обнаруживает в застывшем виде различные законченные уже фазы развития. Генетическая многоплановость личности, содержащей в себе пласты различной древности, сообщает ей необычайно сложное построение и одновременно служит как бы генетической лестницей, соединяющей через целый ряд переходных форм высшие функции личности с примитивным поведением в фило- и онтогенезе». Этот взгляд ученого также отражает существование вероятностной изменчивости личностно-типологических особенностей человека, т.е. ряд переходных форм в конституционально-континуальном пространстве.

В этом отношении вариабельность психологических свойств человека и их проявлений многомерна. Представляя широкий набор качеств и свойств, составляющих психологическую структуру личности (К.А. Абульханова, 1973, Б.Г. Ананьев, 1967, А.Г. Асмолов, 1984, Л.И. Божович, 1968, Б.С. Братусь, 1988, К.К. Платонов, 1972, А.В.Петровский, 1974,1984, B.C. Мерлин, 1970), авторы в то же время подчеркивают уязвимость изучения постструктур личности, которые или неоправданно противопоставляются, или необоснованно идентифицируются (темперамент - характер, характер -личность, темперамент - тип нервной деятельности и т. д.).

Континуально-генетическая теория А.В. Брушлинского открывает возможность сформулировать и обосновать концепцию конституционально-типологического личностно-характерологического континуума в подростковом возрасте от психологической нормы - акцентуаций к пограничной аномальной личности (ПАЛ) и далее к психопатиям, избежав отмеченной уязвимости в отношении исследования подструктур личности.

В основе личностно-характерологического континуума подростков, с нашей точки зрения, лежит изменчивость личностных, характерологических, психологических и психических свойств от средней полосы психологической подростковой нормы к крайним вариантам личностно-характерологической нормы (акцентуаций) подростков, далее к диапазону пограничной аномальной личности и лишь затем к патологическим конституциональным личностным структурам в виде психопатии. В этом отношении индивидуальный подход к изменчивости личностных, психологических и психических свойств, личностной структуры составляет теоретическую основу в дифференциальной психологии.

Задача психологического изучения подростка состоит в том, чтобы соотносить между собой природное и общественное, «изучать это бытие одновременно» со стороны как его общественной сущности, так и возможности и потенции индивида.

Государственное переустройство нашего общества в целом создало социальные условия для принципиально нового «естественного эксперимента» (А.Ф. Лазурский), в котором сфокусированы механизмы реального взаимодействия социального, биологического и психического на уровне конкретной личности. Если взаимозависимость социального и психического, социального и поведенческого, социального и биологического представляет собой общие и традиционные проблемы для стабильного общества, то в условиях социальной нестабильности (правовой, политической, идеологической, экономической), как справедливо полагает Б.А. Сосновский, в человеке проявляется нечто базисное, скрытое, индивидуальное (по типу различия проявлений темперамента и характера), что меньше всего подвержено социально-культурным и социально-психологическим влияниям. Можно сказать, что проявляется конституционально обусловленное биопатологическое при ослаблении социальной регламентации, социальных институтов общества.

Формирование в этих условиях личностно-характерологической, личностно-психологической структуры подростков должно нести в себе то природное, конституциональное «ядро», которое в экстремальных социальных условиях ведет либо к социально приемлемым стереотипам поведенческой адаптации, либо к стереотипу поведенческой и личностной деструкции, дезадаптации. В этом отношении приспособительный, адаптационный процесс носит болезненный, патологический характер, в котором реализуется индивидуальная, видовая форма адаптации, присущая человеку еще с доисторических времен (И.В. Давыдовский). Именно поэтому мы наблюдаем проявления аномальной изменчивости в разных ее вариациях и степени выраженности.

Когда ослабли социально-культуральные, социально-психологические, морально-этические запреты и влияния, характерные для доперестроечного периода нашего общества, а новые социальные правила находятся в стадии структуризации, то проблема диапазонной изменчивости конституциональных основ личности выступает на первый план. В связи с этим многие представления о личности, характере, поведенческих и психологических особенностях подростков, сформулированные в период социальной стабильности общества, могут подвергнуться пересмотру.

 

АВТОР: Есаян М.Л.