28.11.2011 3124

Системный подход в исследовании и организации корректирующего контроля

 

Рассмотрение проблем корректирующего контроля и его роли в учебно-воспитательном процессе с позиций системного подхода представляется нам наиболее перспективным как в теоретическом, так и в практическом отношении. Именно корректирующий контроль, максимально реализуя обучающую и воспитывающую функцию, в значительной степени способствует повышению эффективности функционирования любой педагогической системы, а применение системного подхода позволяет добиваться достижения запланированных результатов обучения и воспитания.

Впервые корректирующий контроль как система представлен и описан в работах В.Н. Ефимова и М.Р. Кудаева. Однако, нам представляется целесообразным дополнение и уточнение компонентов системы.

Идеи системного подхода к педагогическим процессам представлены в работах С.И. Архангельского, Т.А. Ильиной, Н.В. Кузьминой, Г.Н. Серикова и В.П. Симонова . Педагогический контроль как система описан в исследованиях Ж.А. Байрамовой, И.В. Столяровой, О.И. Чередниченко.

Под системой вообще понимается упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, выступающее во взаимодействии со средой как целостное единство.

Рассмотрение требований к организации контроля позволило И. В. Столяровой выделить основные принципы системного анализа организации педагогического контроля в обучении:

- принцип конечной цели - всякая попытка изменения и управления в системе педагогического контроля должна рассматриваться с точки зрения того, способствует она или мешает достижению конечной цели обучения и воспитания;

- принцип единства - педагогический контроль рассматривается как подсистема (элемент) целостной системы учебно-воспитательного процесса;

- принцип связности - любой компонент системы представлен в единстве с его связями с окружением;

- принцип функциональности - рассматриваются совместно структура и функции педагогического контроля с приоритетом функции над структурой, т. е. создание или изменение структуры системы контроля должно происходить после определения и выяснения функций данной системы;

- принцип развития - учитывается изменяемость системы педагогического контроля, ее способность к развитию, расширению и накапливанию информации при сохранении качественных показателей педагогического процесса.

Учет специфики корректирующего контроля позволил нам выделить еще два дополнительных принципа системного анализа организации контроля в обучении:

- принцип целостности - предполагает выявление упорядоченности, последовательности и взаимообусловленности всех компонентов системы;

- принцип адаптивности - рассмотрение степени необходимости и достаточности элементов системы контроля для реализации конечной цели обучения и воспитания.

Учитывая тот факт, что корректирующий контроль является органическим компонентом любой системы обучения и воспитания, нам представляется необходимым использовать для его анализа системный подход, который был разработан Кузьминой Н.В. для педагогических исследований. В его основу положено деление компонентов любой педагогической системы на функциональные (проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский, гностический) и структурные компоненты (цель, информация, средства педагогической коммуникации, учащиеся, педагоги).

Проектировочный компонент системы предполагает определение целей (подцелей - задач) и места корректирующего контроля в системе обучения, выбор оптимальных методов, способов и приемов контроля, а также проектирование или подбор средств корректирующего контроля.

Конструктивный компонент обуславливает отбор содержания контролируемой информации.

Коммуникативный компонент обосновывает взаимоотношения контролирующего с контролируемым на основе индивидуально-дифференцированного подхода при осуществлении контролирующих процедур.

Организаторский компонент предполагает организацию оптимального взаимодействия всех участников учебного процесса в ходе контроля в соответствии с определенными принципами контроля.

Гностический компонент предусматривает анализ, а также само- и взаимоанализ деятельности обучающихся при проведении процедур контроля, выделение объектов коррекции и определение стратегии учебной и обучающей деятельности.

Структурными компонентами системы педагогического контроля являются: цель контроля, содержание контролируемой информации, средства контроля, контролируемый, контролирующий. Следовательно, рассматривая систему корректирующего контроля с учетом пяти системообразующих факторов - функциональных компонентов, и учитывая структурные компоненты системы, указанные выше, нам представляется целесообразным рассмотреть следующие элементы данной системы:

- цель и задачи корректирующего контроля в обучении;

- содержание контролируемой информации;

- контролируемый и контролирующий;

- виды, методы, способы и формы корректирующего контроля;

- результат реализации корректирующего контроля;

- факторы, определяющие эффективность функционирования системы корректирующего контроля.

Главным системообразующим фактором построения системы корректирующего контроля является его цель и вытекающие из нее задачи. Категории цели придается особое значение, поскольку цель играет регулятивную функцию в деятельности учителя, а личное принятие цели обучаемыми - условие результативности обучения. Вместе с тем, необходимым условием эффективной реализации системы корректирующего контроля на практике является соответствие целей корректирующего контроля и его стратегических и тактических задач целям обучения в целом и целям его отдельных этапов в частности.

Таким образом, система корректирующего контроля подразумевает учет необходимости, с одной стороны, достижения его специфических целей и задач (актуализация и закрепление усвоенной учебной информации, констатация знания или незнания), а с другой стороны, - органичного включения в систему решения общих задач учебно-воспитательного процесса в целом (формирование мотивации учения, профессионально значимых качеств, самоконтроля, а также актуализация и развитие операциональных структур мышления). Целью корректирующего контроля является управление обучением и воспитанием в ходе обобщения, повторения путем коррекции учебной деятельности, а также развитие навыков само- и взаимоконтроля. Следовательно, методы, способы и приемы корректирующего контроля призваны обеспечить целенаправленную реализацию обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля.

Поскольку любая цель достигается посредством решения ее слагаемых элементов - задач, то необходимо описать и конкретизировать задачи, решаемые системой корректирующего контроля. Понимая под задачей ступень в общем движении к цели, частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат, мы выделяем следующие основные задачи корректирующего контроля:

- актуализация и закрепление имеющихся у обучаемых знаний;

- формирование и развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и переноса знаний;

- создание психологической установки на осуществление учебно-познавательной деятельности;

- выявление направлений корректирования процесса обучения;

- развитие общепрофессионально значимых качеств личности;

- установление причин успеха или неуспеха учебной деятельности;

- формирование навыков само- и взаимоконтроля, создание условий для их максимального развития.

Все вышеупомянутые задачи, по нашему мнению, следует отнести к разряду задач тактического характера. Вместе с тем, полноценная реализация и тактических, и стратегических задач возможна лишь в случае правильной постановки и эффективной реализации задач оперативного характера, которые выполняются в ходе проведения одной или нескольких контролирующих процедур и формулируются на основе тактических задач в каждой конкретной ситуации.

Содержание контролируемой информации также является важным компонентом системы корректирующего контроля. Изучение содержания педагогического контроля в целом основывается на концепции понимания сущности педагогического процесса; объект усвоения одновременно является и объектом контроля.

Объекты корректирующего контроля выделяются преподавателем на основе анализа структурных элементов содержания обучения и с учетом задач оперативного характера. При определении объектов контроля, на наш взгляд, необходимо учитывать специфику предмета, в рамках которого производятся контролирующие процедуры. Одновременно значительное влияние на содержание контрольных заданий оказывают:

- логика и последовательность изложения учебной информации;

- логика и последовательность усвоения учебной информации;

- содержание обучения, определяемое требованиями Государственного образовательного стандарта и учебной программы;

- учет особенностей конкретного уровня обученности студентов. Второй функциональный компонент системы корректирующего контроля - коммуникативный; он предполагает организацию целенаправленного взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса; отсюда -контролируемый и контролирующий выступают элементами системы корректирующего контроля, рассмотрение взаимоотношений которых предельно важно для эффективной организации функционирования всей системы.

Современный уровень развития образования требует установления паритетных отношений между обучаемым и преподавателем, основанных на концепции сотрудничества. При этом задачей преподавателей как партнеров становится оказание учащимся помощи в осуществлении учебно-познавательной деятельности с целью повышения ее эффективности.

В этой связи контроль приобретает достаточно большое значение, поскольку помогает не только корректировать процесс обучения с учетом потребностей студентов, но и учит их более адекватно оценивать собственные достижения и учебно-познавательную деятельность в целом. Таким образом, очевидно, что организация партнерства в обучении, а, следовательно, и в процессе контроля, делает обучение более самоориентированным.

Содержание коммуникативного компонента системы корректирующего контроля представлено как действиями преподавателя по осуществлению и проектированию контроля, так и деятельностью учащихся.

С позиций современного понимания сущности контроля в учебном процессе корректирующий контроль рассматривается как средство управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, осуществляемого на основе анализа получаемой информации о потребностях студентов, при максимальной реализации в единстве обучающей, воспитательной и развивающей функций контроля.

В то же время, представляя студентам информацию о результатах их деятельности, корректируя их знания в процессе контроля, педагог помогает обучающимся оценить самим ход усвоения учебного материала, степень сформированности знаний, умений и навыков, и, соответственно, выработать критерии для оценки собственной деятельности. Посредством этого преподаватель обеспечивает формирование, развитие и актуализацию навыков самоконтроля обучаемых.

Одновременно студент из обучаемого превращается в обучающегося, становится субъектом учебно-воспитательного процесса и получает возможность не только пассивно воспринимать результаты контролирующих процедур, но и самому контролировать и оценивать собственные достижения. В результате этого цели и задачи контроля интериоризируются, становятся личностно значимыми для каждого учащегося, что обеспечивает повышение эффективности всей учебно-познавательной деятельности обучающихся, поскольку «личностное принятие цели - основной показатель сознательности учения и условие его успешности».

Таким образом, успешное взаимодействие и взаимное влияние контролирующего и контролируемого является одним из важнейших условий полноценной и эффективной реализации любой педагогической системы в целом и системы корректирующего контроля в частности.

Вместе с тем, нам представляется целесообразным расширить арсенал способов корректирующего контроля, выделив вслед наблюдение как отдельный способ контроля. В данном случае мы имеем в виду целенаправленное наблюдение преподавателя за учебно-познавательной деятельностью обучающихся, а так же наблюдение самих обучающихся за деятельностью других студентов и своей собственной. Условием того, чтобы наблюдение превратилось в способ контроля, является письменная фиксация результатов наблюдения, определение целей и задач, анализ и самоанализ результатов, выделение объектов контроля как непосредственных объектов изучения.

Кроме того, рассматривая данную проблему, следует отметить, что процедуры корректирующего контроля могут иметь место как в течение всего обучения, так и по окончании определенной темы, раздела, после блока или модуля.

Вследствие этого можно говорить о том, что корректирующий контроль осуществляется как в рамках текущего контроля, так и в рамках промежуточного (тематического) контроля. Это, в свою очередь, позволяет опровергнуть отождествление текущего и корректирующего контроля, имеющее место в отдельных исследованиях.

Особое внимание в системе корректирующего контроля, предложенной В.М. Ефимовым и М.Р. Кудаевым, уделяется средствам корректирующего контроля, которые в большей степени призваны способствовать полноценной реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля, помогая решать следующие задачи:

- мотивирование учебной деятельности;

- развитие личностных качеств обучаемого;

- развитие операциональных структур мышления.

Результат реализации системы корректирующего контроля представляет собой чрезвычайно важную и сложную составляющую данной системы.

Основным требованием к результатам функционирования любой системы в образовании является их соотнесенность с поставленными целями и задачами. Более того, сама цель понимается как предельно конкретный... образ желаемого (ожидаемого) результата, которого можно достичь к строго определенному моменту времени. Отсюда - цель и результат должны быть представлены, по возможности измерены, описаны и охарактеризованы в одних единицах.

Мы рассматриваем следующие результаты реализации системы корректирующего контроля:

- знания, умения, навыки (необходимо принять во внимание определенную ограниченность фактора, если он взят сам по себе, безотносительно других результатов реализации системы); рассматривая данный результат, следует анализировать его с позиций качества приобретенных знаний и уровня обученности учащихся. При этом под качеством знаний мы понимаем прочность, глубину и системность знаний и их осознанное применение на практике, под степенью обученности - совокупность пяти последовательных показателей (различения, запоминания, понимания, элементарных умений и навыков и переноса), усвоенных студентами в процессе учения и обучения;

- мотивация обучения (в данном случае мы можем говорить о познавательном интересе и о познавательной активности);

- сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и т.п.);

- сформированность определенных личностных качеств (организованность, критичность, самокритичность, толерантность и т.п.);

- сформированность навыков самоконтроля на определенном уровне;

- изменения в системе контроля в целом.

Результаты реализации системы корректирующего контроля позволяют анализировать степень достижения поставленных целей и соответственно судить об эффективности самой системы. Следовательно, описывая систему корректирующего контроля, необходимо определить основные факторы (детерминанты), определяющие эффективность функционирования системы корректирующего контроля.

Анализ педагогической литературы, посвященной проблеме педагогического контроля в целом и корректирующего в частности, позволил выделить следующие условия успешной реализации системы контроля:

- рассмотрение корректирующего контроля как органичной части учебно-воспитательного процесса и вытекающая отсюда необходимость включать корректирующий контроль в систему решения общих задач учебно-воспитательного процесса;

- адекватность выбранного метода и способа контроля, а так же место контролирующей процедуры в структуре занятия определенным целям и задачам контроля на данном этапе обучения;

- соответствие выбранных дидактических средств корректирующего контроля реализуемым методам и способам контроля;

- разработка дидактически и нормативно обоснованных по форме, содержанию и структуре заданий системы корректирующего контроля;

- построение взаимоотношений контролирующего и контролируемого на субъект-субъектной основе;

- взаимообусловленность и взаимодействие информационно-констатирующего, диагностико-обучающего и рефлексивного компонентов системы корректирующего контроля;

- учет общедидактических и частнометодических принципов в организации функционирования данной системы контроля.

Таким образом, вопрос о рассмотрении принципов функционирования системы корректирующего контроля в обучении представляется достаточно важным с позиций системного подхода к исследованию проблем контроля.

В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях проблеме принципов и требований к организации контроля и проверки знаний обучающихся уделяется значительное внимание, однако, данный вопрос не освещается в исследованиях применительно к корректирующему контролю.

Рассмотрение сущности и методики организации и проведения корректирующего контроля позволили нам выделить принципы проектирования системы контроля и принципы функционирования и реализации системы корректирующего контроля.

Принципы проектирования системы контроля:

- принцип планомерности - корректирующий контроль должен рассматриваться как часть учебного процесса, строиться на основных положениях программы и отражать все ее проблемы;

- операциональность поставленных целей и задач - цель поставлена операционально, если: дано достаточно точное описание формируемого личностного качества для его безошибочного определения, при этом имеется способ (технология, механизм), позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели, кроме того, цель и результат представлены, измерены, охарактеризованы, описаны в одних единицах;

- принцип всесторонности - адекватное и максимально возможное отражение целей, задач корректирующего контроля и содержания учебного материала в выделенных объектах контроля при проектировании или отборе и систематизации средств корректирующего контроля;

- принцип дифференцированного подхода - учет интересов обучаемых, их познавательных потребностей и уровня обученности при проектировании дидактических средств контроля;

- принцип развивающего обучения - проектирование или отбор средств контроля с учетом их способности повышать познавательную мотивацию и развивать операциональные структуры мышления;

- принцип бинарности - в проектировании средств корректирующего контроля, в выделении объектов контроля должны участвовать не только преподаватели, но и сами обучающиеся.

При изучении системы корректирующего контроля нам видится целесообразным рассматривать принципы функционирования данной системы не только с позиций адекватности корректирующего контроля принципам обучения в целом и наличия определенных качественных критериев для любой научно-организованной системы контроля, но и с учетом специфических характеристик предложенной системы корректирующего контроля.

Принципы функционирования и реализации системы корректирующего контроля:

- принцип научности - система корректирующего контроля должна базироваться на новейших достижениях методики обучения, пользоваться современными средствами контроля, современным инструментарием для реализации целей и задач и выполнения своих функций в учебном процессе, нацелена на формирование научно-теоретического мышления;

- принцип системности - корректирующий контроль призван функционировать как целостная педагогическая система в рамках данной системы обучения, главным системообразующим фактором которой является цель;

- принцип индивидуального подхода - в процессе контроля учитываются индивидуальные характеристики отдельных учащихся, по возможности отслеживается прогресс каждого ученика;

- принцип посильности - предполагает сочетание доступности и новизны заданий, умеренную сложность предъявляемых заданий;

- принцип единства обучения и воспитания - корректирующий контроль должен не только повышать уровень обученности учащихся, но и оказывать воспитывающее действие, влиять на мотивацию в обучении посредством организации контрольных процедур и определенного содержания дидактических средств контроля;

- принцип сознательности и активности - реализация корректирующего контроля призвана стимулировать активность обучаемых и обеспечивать сознательное выполнение ими контрольных заданий (через привлечение их к выработке объектов контроля и критериев оценивания деятельности);

- принцип развивающего обучения - функционирование данной системы должно обеспечивать не только усвоение учебного материала, но и способствовать мобилизации интеллектуальной деятельности учащихся, работе механизмов памяти, внимания и мышления на основе применения определенным образом спроектированных дидактических средств корректирующего контроля;

- принцип опоры на положительное - соблюдение данного принципа позволяет во многом снизить негативное влияние процедур контроля на учащихся, поскольку любой контроль, как считают психологи [67], агрессивен по своей сущности. При проведении контроля «... необходимо опираться на положительные стороны знаний, умений и навыков, что вырабатывает у студентов стремление к успеху и прогрессу»;

- наглядность - результаты контроля должны быть представлены и объяснены учащимся;

- принцип оптимальности:

- оптимальное сочетание различных форм учебной деятельности в ходе реализации процедур контроля (коллективные, личностно-ролевые);

- достаточное количество контрольных процедур для проведения результативного контроля;

- объективность контроля - под объективностью обычно понимают «освобождение от всякого субъективного», применительно к контролю мы говорим о соответствии полученных в результате контроля результатов истинному положению вещей. Это предполагает в первую очередь наличие установленных и известных учащимся критериев оценивания их деятельности, их строгое соблюдение, максимально возможное исключение субъективизма преподавателя. В настоящее время основным способом повышения объективности контроля в обучении считается активное использование тестовых методик в ходе контрольных процедур, кроме того, тесты в полной мере удовлетворяют следующему требованию контроля - экономичности;

- экономичность контроля - предполагает соразмерность времени, затрачиваемого на проведение процедур контроля, с объемом подвергнутых контролю объектов и количества проверенных обучаемых, а также то, что не требуется специальных усилий и значительного времени на проведение контроля и обработку результатов;

- принцип простоты - реализация процедур контроля не должна требовать сложных приспособлений, а при использовании ТСО быть доступной любому преподавателю-практику;

- принцип качественного анализа достигнутых результатов обучения - при реализации системы корректирующего контроля особое значение придается качественному анализу этапов обучения, что не позволит оцениванию заслонить ценность самой учебной деятельности;

- надежность и валидность корректирующего контроля - получение в результате реализации контрольных процедур не случайных, а закономерных результатов (данные характеристики особенно важны для проектирования реализации тестовых методик контроля знаний и умений учащихся);

- информативность корректирующего контроля - способность служить эффективным источником информации, ценным с точки зрения дальнейшей работы с обучаемыми, реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций;

- принцип бинарности - данный принцип отражает закономерность эффективного функционирования и развития педагогических систем, в которых сочетаются преподавание и учение, воспитание и самовоспитание, управление и самообразование. Таким образом, реализация данного принципа применительно к системе корректирующего контроля означает разумное сочетание контроля и самоконтроля. При этом функции объекта и субъекта контроля могут и должны, в соответствии с современными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса, периодически меняться, что обеспечивает субъект-субъектную направленность всего процесса обучения и воспитания;

- принцип технологичности - четкая организация процедур корректирующего контроля, диагностичность поставленных целей и задач, планирование ориентировочных, контрольных и исполнительских действий преподавателя и студента.

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы с применением системного подхода позволил на основе выделенных принципов проектирования построить модель системы корректирующего контроля. При этом эффективное функционирование данной системы, основанное на успешной реализации в единстве обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля, зависит от множества факторов, установить которые возможно в ходе комплексного исследования системы по всем ее функциональным компонентам, а также при соблюдении общедидактических, специфических и дополнительных принципов функционирования системы корректирующего контроля в учебно-воспитательном процессе.

 

АВТОР: Изотова Н.В.