28.11.2011 2664

Общие вопросы технологии исследования психологических характеристик этносов

 

Исследование психологических характеристик и этнических особенностей опирается на методы - относительно однородные приемы и способы изучения. Наиболее важными считаются наблюдение, эксперимент (ассоциативный и естественный), контент-анализ, опрос, обобщение результатов деятельности, беседа. По необходимости, в зависимости от задач или программы применяются и другие методы, но они уточняют, дополняют, помогают систематизировать. В этнопсихологических исследованиях каждый, известный в психологии, метод частично модифицируется или исключается. Например, совершенно недопустим лабораторный эксперимент, а метод беседы иногда сильно отличается, в зависимости от этнических особенностей исследуемой группы, поэтому сравнение результатов беседы часто представляет большие трудности. Беседа, вопреки мнению, является очень тонким инструментов исследователя, потому что мнения разных социальных групп одной и той же национальности резко могут отличаться. Мнение предпринимателя о национально-психологических особенностях населения совсем не одно и то же, что мнение ученого, рабочего. Система строго определенных межличностных отношений не позволит усреднить мнения.

Опрос в изучении национально-психологических особенностей применяется в среде этносов наиболее часто, и по разным проблемам. Например, американцы готовы чаще всего вести разговор о работе, здоровье, деньгах, спорте, о текущих событиях в стране и за рубежом. Англичане реже говорят в свободное время о работе. Японцы не говорят открыто о сексе... Эти знания помогают глубже понять национально-психологические особенности.

Наблюдение является самым распространенным методом в психологии, предполагает целенаправленную и систематическую фиксацию проявлений поведения отдельной личности или этнических групп, психических реакций или функций. Наблюдение может быть сплошным или выборочным, включенным или скрытым. В этнической психологии чаще всего наблюдение является полевым, то есть проводимым в естественных условиях.

При изучении психологии представителей определенной национальности особенно ценны результаты первых дней, недель или месяцев пребывания в стране, отдельном этносе. Это объясняется тем, что человек в период адаптации более чутко и тонко улавливает различия в поведении, традициях, обычаях. В дальнейшем, эта способность естественно ослабляется.

Особое место в этнопсихологии занимает естественный эксперимент. Начало его использованию положил Ла Пьер, в 1934 г. путешествовавший с китайской супружеской парой по США, останавливался с ними в гостиницах и обедавший в ресторанах. Через шесть месяцев он разослал владельцам гостиниц письма с вопросом, как они отнесутся к тому, чтобы принять у себя представителей китайского этноса. Почти все ответы были отрицательными. Это несоответствие между предполагаемым и полученным результатом назвали парадоксом Ла Пьера.

Дли изучения характера отношений в этнической группе используют технику Р. Бохнера, которая заключается в следующем. В один день в газетах публикуют два аналогичных объявления следующего характера: «Молодая семья без детей хочет снять небольшую квартиру...». Отличаются объявления только указанной в них национальностью и разными телефонами. Количество звонков по одному из указанных телефонов и определяет предпочтения национальности.

За рубежом достаточно широкое распространение получила методика «потерянных вещей». В первоначальном варианте она заключалась в разбрасывании в публичных местах большого количества якобы потерянных писем - запечатанных конвертов с написанным адресом и указанным адресом. По замыслу авторов, тот выбор, который сделает поднявший письмо, является индикатором того, как относится он к персоне, которой оно адресовано.

Варьируя данные адресата, его фамилию и имя, типичных для того или иного этноса, можно выяснить отношение к любой этнической группе в его реальном проявлении.

Все эти методики определяют поведение, действия и поступки, которые являются естественной реакцией на ситуации, искусственно созданными исследователями. К ним относятся методики исследования этнической толерантности личности, методики «множественной идентификации» и др.

Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях применяется достаточно часто, и представляет собой анализ и оценку содержащейся в документах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д. путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты и объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Контент-анализ должен быть объективным, надежным и опираться на представительность информации или полученных результатов. Метод достаточно сложный, опирается на статистический и факторный анализ. В современной науке используется достаточно часто. Суть его состоит в статистической обработке смысловых единиц текста. Применительно к изучению национальной психологии заключается в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: черты характера, темперамента народа, другие психологические особенности национальности.

Интервью в этнопсихологическом исследовании используется для первоначального знакомства с проблемой при изучении национально-психологических особенностей людей. В этнопсихологических исследованиях интервью впервые применил Ван Дейк из Амстердамского университета. По его представлениям, в основе понимания текста или рассказа лежат ситуационные модели, сущностью которых являются не абстрактные стереотипные знания, а результат воздействия реальной ситуации из личного опыта слушающего и говорящего. Из этих реальных ситуаций строятся схемы моделей, состоящие из ограниченного числа категорий, находящихся в определенной последовательности и взаимосвязанности. Когда кто-либо слушает или старается понять текст, интерпретируя его для себя, он тем самым актуализирует его схему, наполняя ее конкретной информацией. Согласно Ван Дейку, модель есть когнитивный аналог ситуации, она не остается неизменной на протяжении всей жизни. Из каждой новой ситуации, через которую человек проходит, он извлекает новую информацию о мире, которая аккумулируется в памяти в идеальных образах-моделях, тем самым наполняя их новым содержанием. Типовая модель лежит в основе любого текста или рассказа представителей этнических общностей, которую и необходимо анализировать.

В.Ф. Петренко апробировал данный метод и считает, что анализ текстов (рассказов), собранных в ходе интервью, дает исключительно богатую информацию о своеобразии этнического сознания, но если в процедуру проведения внести следующие изменения: информацию нужно строго формализовать для того, чтобы рассказы респондентов были более сопоставимы; информация должна отражать не национально-психологические особенности в целом, а ситуации взаимодействия с представителями конкретных этнических групп.

Метод «подбора черт» и «свободного описания» часто применяется в этнопсихологических исследованиях; с помощью его определяются типичные характеристики национальной психологии. Впервые применен в 1933 г. У. Бейли и др. Исследователями предварительно был составлен список из 84 личностных характеристик. Испытуемым нужно было выбрать такие, которые, с их точки зрения, характерны для каждой из десяти национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев. Была установлена высокая согласованность в приписывании респондентами типичных для той или иной этнической общности личностных качеств вне зависимости от того, контактировали ли когда-либо опрашиваемые с лицом данной национальности или нет. Выбранная испытуемыми совокупность черт как характеристика определенного этноса отражала существующий в обществе стереотипный образ данной национальности.

В последующем, аналогичные исследования проводились и в СССР. Было показано, что у людей в обыденном сознании имеются глубокие корни о представлении, что каждая национальность имеет специфические черты. Причем, эти представления обязательно имеют полюсный характер - от «положительных» черт до «негативных».

Метод изучения этнических стереотипов основывается на специальных методиках по исследованию устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.

Следует особо отметить, что использование отдельных методик, в отрыве од других или вне связи с каким-то определенным комплексом методик, дает немного, а то, что исследователи фиксируют, часто невозможно использовать, потому что нет сравнительных данных, подтверждений, нет системности. Поэтому этнопсихологическое исследование, чаще всего, представляет собой достаточно широкую по объему программу с некоторым количеством методик. Очень распространено кросс-культурное этнопсихологическое исследование, то есть изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным нациям. Впервые кросс-культурное этнопсихологическое исследование было проведено в 1901-1905 гг. К. Риверсом. Было показано, что жители острова Мэррей, индейцы, в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Естественно, после этого начались разнообразные исследования психологических феноменов этим методом. В то же время, такие исследования затруднительны по ряду причин. Необходимо решить вопрос о применимости методик в разных этносах, то есть вопрос о валидности, выработать специальные процедуры для общения с представителями разных народов, потому что их отношение в исследователям самое различной - от благожелательности до отторжения. Наконец, самое трудное -каким образом объективно и беспристрастно сопоставить этнопсихологические особенности «своей» культуры и «чужой». Эти трудности сдерживают широкое распространение данного метода, что, в принципе, полезно, потому что исследовательское поле не засорено случайными, непроверенными данными.

 

АВТОР: Байсонгуров И.Б.