28.11.2011 5155

Концептуальные основания психологической безопасности образовательной среды

 

Анализ подходов к определению психологической безопасности образовательной среды показывает, что многие авторы, исходя из неразработанности данной проблемы, ограничиваются перечислением общих характеристик психологии безопасности труда и жизнедеятельности человека в целом. Однако на наш взгляд психологию деятельностной безопасности следует дифференцировать на неспецифическую и специфическую. Первая отражает общие положения, характерные для всех видов человеческой деятельности, а вторая - типичная для какой-либо определенной, прикладной деятельностной сферы. В данном случае речь идет об образовательной среде.

К числу специфических концептуальных подходов в определении и системно-комплексной разработке данной проблемы следует отнести подход И. А. Баевой, позволяющий говорить о среде как объединяющем начале развития и о психологически безопасной образовательной среде - как условии для позитивного личностного роста ее участников. По мнению И.А. Баевой именно безопасная образовательная среда, обеспечивающая микросоциальное окружение, свободное от психологического насилия, определяет динамическое равновесие между человеком и социальной средой в сторону повышения психического здоровья личности. Создание и поддержание такой образовательной среды в школе - одна из важнейших задач службы сопровождения. Эмпирическими референтами психологической безопасности в образовательной среде могут являться:

- низкий уровень психологического насилия;

- преобладание диалогической направленности субъектов в общении;

- позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;

- преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;

- высокий уровень удовлетворенности школьной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной среды.

Особого внимания заслуживает и подход С. Г. Плещица, определяющий безопасность образования как степень защищенности национальной системы образования от неблагоприятных внешних и внутренних воздействий для всестороннего развития личности, семьи общества и государства

На основе работы кафедры безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях и аналитического центра по предупреждению террористических актов в университете С. Г. Плещиц выходит на уровень безопасности образовательной среды, обусловленный реформированием высшей школы России и постепенным вхождением в Болонский процесс, и, в частности, в обсуждении Концепции непрерывного многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности.

С целью объяснения нашего видения этих вопросов в научный оборот необходимо ввести два новых понятия, предложенные В. П. Ереминым, Н. Д. Закориным, В. П. Кобзевым и Н. В. Махровым - «безопасность образования» и «безопасность науки».

Рассмотрение концептуальной сущности ПБОС предполагает и выделение ее базовых составляющих.

По мнению И. А. Баевой (2005) концептуальной основой ПБОС могут служить следующие четыре базовых конструкта:

1. Образование есть отрасль человекопроизводства. Оно рассматривается социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» (личность, способную к самоактуализации), должна создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности.

2. Образовательная среда как часть образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, включающая в себя отдельные образовательные учреждения, психологической сутью которых является создание условий и возможностей для поддержания психологической безопасности образовательной среды. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы - это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его проявления: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; заставить делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного среды. Угрозой психологической безопасности будет и непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Отсюда еще одним критерием психологической безопасности образовательной среды будет ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней - позитивное, нейтральное или отрицательное. Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.

В организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи как неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.

Отсюда вытекает масштабная задача по устранению перечисленных угроз в образовательной среде, что будет способствовать снижению психологических опасностей и в образовательном пространстве, и в более широком масштабе, через распространение безопасных отношений участников социальной жизни. Психологическими безопасностями можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности; убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз); укрепляют психическое здоровье.

4. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования.

 

АВТОР: Илларионов С.Н.