29.11.2011 10516

Технологический подход к обучению студентов

 

Современная система образования характеризуется широким использованием новых педагогических технологий с инновационными дидактическими ресурсами, которые в значительной степени влияют на организацию учебного процесса, потенциально увеличивая его возможности, в том числе в части повышения доступности обучения.

Кроме того, отечественная система образования ориентирована на широкое применение новых технических средств, также обеспечивающих повышение доступности обучения.

В педагогической науке используются такие понятия, как «система обучения», «образовательная модель», «педагогическая технология», «технология обучения».

Наряду с ними употребляются термины: «инновационная модель», «образовательное пространство», «среда обучения», «научно-образовательная среда» и т.д. Всё чаще в литературе встречаются понятия: «технологический подход», «информационное пространство», «информационная учебная среда» и др.

В перечисленной группе понятий для нас особый интерес представляет понятие «педагогическая технология», которая, по мнению некоторых авторов, связана с моделированием, реализацией и оценкой результативности процесса обучения с целью повышения его доступности и качества.

Понятие педагогической технологии используется в исследованиях В.П. Беспалько, В.И. Богомолова, А.А. Вербицкого, А.Я. Савельева, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной, Д.В. Чернилевского, В.В. Юдина и др., которые рассматривают ее как целостную систему, включающую в себя цели, содержание, процесс обучения.

М.М. Левина под педагогической технологией понимает проект системы последовательного развертывания деятельности, направленной на достижение целей обучения и развития личности обучаемых.

Как отмечает В. Ю. Питюков, под педагогической технологией следует понимать целостную систему концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения и воспитания, гарантируя надежный и диагностируемый результат в текущий период и при последующем ее воспроизведении и тиражировании.

В. А. Сластенин, определяя педагогическую технологию, подчеркивает, что это полное обоснование профессионального выбора операционного воздействия преподавателя на студентов в контексте их взаимодействия с миром с целью формирования у них такого отношения, которое гармонично сочетало бы в себе свободу личностного проявления и социально-культурную норму обучения в вузе.

В.В. Пикан свое понимание педагогической технологии представляет так:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел;

- технологическая цепочка педагогических действий или коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и студентов с учетом принципов индивидуализации и дифференциации;

- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть воспроизводимы и гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучаемыми.

Систематизируя взгляды упомянутых авторов можно констатировать, что педагогическая технология - это процесс, осуществляемый в различных видах учебно-педагогической деятельности; это совокупность приемов и способов обучения, обеспечивающих гарантированное качество и доступность учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие студентов.

Указанными авторами были выделены основные характеристики педагогической технологии: системность; концептуальность; научность; интегративность; гарантированность результата; воспроизводимость; эффективность; мотивированность; новизна; информационность; оптимальность; возможность переноса в новые условия; доступность обучения.

Согласно взглядам Г. Ильина, Н.Г. Руденко и В. А. Сластенина, в основу характеристики педагогической технологии должна быть положена идея целостности педагогического процесса.

В этой связи интерес представляет работа Д. Матроса и Д. Полева, в которой авторы выявляют принципы и приёмы оптимизации образовательного процесса путём анализа системы факторов, повышающих эффективность и доступность обучения студентов путем конструирования и применения педагогических технологий.

В некоторых публикациях педагогическая технология трактуется как социальная среда, по законам которой должны сотрудничать преподаватель и студенты.

В трактовке В. В. Гузеева под педагогической технологией следует понимать систему нормативного, научно-обоснованного знания, предназначенного для организации, повышения эффективности и доступности образовательного процесса студентов в рамках определенной дисциплины.

Как отмечает В.П. Беспалько, «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось с начала».

Рассматривая педагогическую технологию с позиции деятельностного подхода, Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина, выделяют в этом процессе научное обоснование целей и задач обучения, отбор адекватного предметного содержания, выбор объектов изучения и видов деятельности на основе принципа доступности, методику оценки достижений конечного продукта учебной деятельности. Но все же основной характеристикой педагогической технологии авторы считают её ориентацию на заранее заданные и четко описанные результаты обучения.

А. Кушнир в этой связи подчеркивает, что технология тем и отличается от методик - устойчивостью результатов. Методика возникает благодаря обобщению опыта или изобретению нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий, и ориентируется на заданный, а не на предполагаемый конечный результат.

Итак, в отличие от методики особенности педагогической технологии состоят в следующем:

- проектирование обучения осуществляется не на основе обобщения опыта, а на основе научного познания образовательной практики;

- технология отличается устойчивостью результатов независимо от факторов и условий обучения;

- технология ориентируются на заданные и четко описанные, а не предполагаемые результаты обучения.

Таким образом, проведённый анализ позволяет заключить, что педагогическая технология - это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций, направленных на достижение высоких учебных результатов. Структурными составляющими такой системы являются: цели обучения и диагностически планируемые его результаты; содержание обучения; методы обучения; формы организации учебного процесса; средства обучения; средства диагностики и контроля состояния результатов обучения; субъекты образовательного процесса.

На наш взгляд, технологический подход к обучению предполагает:

- постановку целей, их максимальное уточнение, формулировку учебных целей с ориентацией на достижение гарантированных результатов (этому этапу работы преподавателя придаётся первоочередное значение);

- подготовку дидактических материалов и организацию всего хода обучения в соответствии с целями;

- промежуточную оценку результатов, коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей;

- заключительную оценку результатов.

Предпринятый нами анализ литературы показал, что состояние и развитие педагогических систем в ту или иную эпоху можно оценивать по уровню развития педагогических технологий. Если проследить динамику этих процессов, то можно заметить, что именно развитие средств обучения и связанных с ними методик, увеличение их доли в педагогических системах стимулировало технологизацию учебного процесса. В результате роль педагога как носителя индивидуального мастерства на стадии обучения постепенно снижалась.

Технологизация современной образовательной практики предполагает использование инфокоммуникационных технологий.

Исследователи отмечают, что любая педагогическая технология - это информационная технология. Появление понятия «новая информационная технология» связано с широким внедрением компьютерных технологий в сферу образования. Как нам представляется, говорить о новой информационной технологии обучения можно в случае, если:

- она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность);

- она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены.

Инфокоммуникационные технологии в образовании включают в себя технологии обучения, воспитания и управления, основанные на применении вычислительной техники и специального программного продукта, информационного и методического обеспечения.

Актуальность создания и активное использование этой группы средств в преподавании иностранного языка продиктована не только их высокими технологическими возможностями, но и педагогическими потребностями современного развивающего гуманистического образовательного пространства. А именно: необходимостью повысить доступность и эффективность обучения языку, сформировать навыки коммуникативной компетенции как способности осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе знаний и навыков, полученных на занятиях и в «виртуальных классах».

Модернизация обучения иностранному языку в современной высшей школе связана с развитием группы перспективных дидактических средств, в которую входят электронные мультисредства, компьютеры и компьютерные сети, телекоммуникации, интерактивное видео, а также учебное оборудование, созданное на базе современной электронной техники.

Исходя из этого, следует, что использование новых педагогических и телекоммуникационных технологий в повышении доступности и коммуникативной направленности обучения иностранному языку является инновационным подходом в современной образовательной практике.

В контексте проводимого исследования была обозначена еще одна проблема - выбора технологии, которая бы обеспечила преподавателя всем необходимым для конструирования учебно-воспитательного процесса по изучению иностранного языка.

Эта проблема в первую очередь решается путем овладения педагогом системой фундаментальных знаний о проектировании образовательных систем нового поколения и конструировании учебного процесса на основе использования современных телекоммуникационных технологий.

В. М. Монахов, определяя логику технологического подхода к обучению, отмечает, что в этом процессе необходимо учитывать следующие аспекты:

- перевод педагогического замысла в технологическую цепочку педагогических воздействий;

- функционирование педагогической технологии как взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов;

- поэтапное проектирование и последующая реализация элементов педагогической технологии;

- включение в педагогическую технологию диагностических процедур, содержащих параметры, критерии, инструментарий измерения результатов деятельности.

Сказанное позволяет нам сделать вывод о том, что под педагогической технологией можно понимать «технологическую оболочку», в которой комфортно, и преподавателю, и студентам, что способствует повышению качества обучения и гарантирует достижение планируемого конечного результата.

Г.К. Селевко, исследуя рациональные пути обучения, вводит понятие «технология обучения».

Автор считает, что технологию обучения можно рассматривать как способ реализации содержания обучения, форм, методов и дидактических средств, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Таким образом, технология обучения предстает как собой способ организации процесса обучения, предусматривающий определенную систему действий и взаимодействий всех активных элементов учебного процесса. При этом технология через систему действий преподавателя и обучающегося обеспечивает достижение положительного результата.

При сравнительном изучении понятий «технология обучения» и «образовательная технология» последнее представляется более ёмким, поскольку подразумевает и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучающегося.

На основе анализа педагогической литературы мы пришли к заключению, что современная образовательная технология представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:

- при сохранении коллективных форм учения, предоставлять студентам возможность персонализации обучения по индивидуальной программе, учитывающей его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения;

- способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов и средств в учебный процесс вуза;

- обеспечивать реализацию принципов обучения в процессе учебно-познавательной деятельности на основе мотивации, актуализации цели деятельности и ее планировании, оценки уровня освоения деятельности и познавательной самостоятельности;

- выступать средством реализации рефлексий, побуждающих студентов к самостоятельному формированию системы знаний, умений и навыков;

- не противоречить принципам и закономерностям педагогики.

Как М.И. Башмаков, в целостном педагогическом процессе можно выделить систему и среду. Согласно концепции информатизации высшего образования в Российской Федерации, в настоящее время актуальны разработки в области информационных сред и информационных ресурсов.

Ю.С. Брановский в этой связи отмечает, что «одной из основных задач педагогической информатики является изучение вопросов применения информационных сред», синтеза этих сред в целях обучения. Кроме того, автор из большого числа проблем, связанных с информатизацией учебного процесса, в качестве наиболее важных выделяет проблему связи информационных технологий и научно-образовательных сред.

Действительно, использование информационных сред придаёт обучению технологичность: методики обучения получают конструктивное воплощение в программных оболочках и, кроме того, появляется новая деятельность по созданию оболочки и её наполнению, которая имеет «производственный» характер, поскольку отчуждена от процесса преподавания.

Таким образом, методика преподавания превращается в технологию процесса обучения, где, кроме традиционных субъектов учебного процесса - преподавателя, студента (учебного коллектива), появляется и дидактическая информационная среда.

Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным построение модели процесса на основе использования инфокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку.

При этом важно определить место технологических структур и осуществить проектирование, направленное на реализацию принципов доступности и коммуникативной направленности обучения.

Технологическая структура в нашем случае является элементом, связывающим систему и среду и обеспечивающим взаимодействие двух субъектов -обучающего (преподавателя) и обучающегося (студента). Иначе говоря, технологическая структура - это системная категория (педагогический конструкт), ориентированная на дидактическое применение научного знания, научный подход к анализу и организации учебного процесса с учетом инновационных технологий.

В отечественной педагогике предпринимаются усилия к классификации педагогических технологий и технологий обучения.

К примеру, М.В. Буланова - Топоркова выделяет две группы технологий:

- традиционные технологии обучения;

- инновационные технологии обучения.

Г.К. Селевко систематизирует технологии обучения по 12 классификационным признакам.

В.Ю. Питюков группирует технологии обучения следующим образом: по направленности действия; по предметной среде, для которой разрабатывается технология; по применяемым техническим средствам; по организации учебного процесса; по методической задаче.

Предпринятый нами анализ и других педагогических источников показал, что градация классификационных признаков технологий обучения может лежать в довольно широких пределах. Однако, как правило, основными параметрами, вокруг которых строится система классификационных признаков, являются средства обучения. На наш взгляд, это обусловлено тем, что средства являются носителями информации, циркулирующей в педагогической системе.

По этой причине мы согласны с теми авторами, которые считают необходимым в основе классификационной системы использовать дидактические средства. Так, В. Оконь, классифицируя технологии обучения, подчеркивает определенную особенность дидактических средств, последовательность их применения на основе принципа «от простого к сложному», принципа доступности обучения. Однако такая классификация недостаточно учитывает возможности информационных технологий, используемых в образовательной среде современного вуза. Поэтому мы предлагаем следующую классификацию технологических структур:

1. Традиционные технологические структуры, в которых используются словесные и визуальные, аудиальные средства обучения.

2. Технологические структуры на базе новых инфокоммуникационных технологий, которые позволяют моделировать дидактические информационные среды учебного процесса.

Такая классификация позволяет унифицировать подход к разработке технологий, функционирующих в конкретных условиях, и с единых позиций рассмотреть возникающие при этом проблемы реализации принципа доступности обучения.

Дидактическая информационная образовательная среда - это современная форма технологии образования, предоставляющая обширный набор возможностей и задач. Создание дидактической информационной (виртуальной) среды, под которой мы понимаем информационную среду, включающую средства обучения и информацию учебного (научного) характера, способствующую формированию доступности и коммуникативной направленности обучения студентов, однако не входящую в систему обучения ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей.

Проблема использования образовательных технологий особенно актуальна еще и потому, что в процессе обучения иностранному языку на базе инфо-коммуникационных технологий появляется возможность использования виртуальной образовательной среды, представляющей собой инновационную платформу, которая «способствует творческому постижению себя - Нового, т.е. личности, находящейся в процессе образовательного становления, осваивающей как новые знания, так и новые степени свободы». Процессы развития информационных технологий и телекоммуникаций создали в современном образовательном пространстве основы особой среды - так называемого ли-берпространства, основанного на принципе доступности, обеспечивающего свободный доступ к информации. Развитие либерпространства создает объективные предпосылки для перехода общества к качественно новой среде - киберпространству, представляющему собой виртуальную реальность с ее неограниченными возможностями накопления, обработки и передачи информации.

Использование инновационных концепций обучения иностранному языку на базе инфокоммуникационных технологий и развитие дидактических виртуальных образовательных сред способствует расширению границ доступности и коммуникативной направленности обучения.

 

АВТОР: Зайцева Е.В.