30.11.2011 5651

Юридическая ответственность за экологические правонарушения в области ядерной энергетики

 

Одним из способов обеспечения порядка в международных отношениях вообще, и обеспечения экологической безопасности в области ядерной энергетики в частности, является использование института юридической ответственности. Международно-правовое регулирование вопросов юридической ответственности в рассматриваемой сфере имеет определенную специфику, что обусловлено, прежде всего, потенциальной опасностью причинения огромного по своему размеру ядерного ущерба в процессе использования атомной энергии. Это, в свою очередь, ведет к тому, что обязательства по возмещению вреда, причиненного ядерным инцидентом, не могут быть полностью обеспечены в рамках традиционных норм гражданского права, регулирующих покрытие рисков обычного рода. Кроме того, в данной сфере необходимо четко определить субъектов ответственности, разграничив ответственность за ядерный ущерб государства и эксплуатирующей организации - причинителя вреда.

К пониманию международной ответственности за экологические правонарушения в юридической литературе не существует единого подхода. Ее определяют двояко: во-первых, как обязанность всех субъектов международного права соблюдать установленные нормами в области охраны окружающей среды требования по отношению к природе и ее объектам, а во-вторых, как наступление для субъекта международного права окружающей среды нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий. Особенность первого подхода, который соответствует общефилософскому понятию позитивной или активной ответственности, и состоит в обеспечении государствами выполнения принятых ими международных обязательств по защите окружающей среды и недопущении трансграничного загрязнения всеми органами, организациями и лицами, и принятии в этих целях наиболее эффективных мер, например, таких как принятие документов экологического законодательства, соответствующих международно-правовым и односторонним обязательствам данного государства в области защиты окружающей среды. Второй подход, соответствующий понятию негативной или ретроспективной ответственности, в свою очередь, исходит из заметно возросшей роли принципа объективной, а в отдельных случаях и абсолютной, ответственности, основанием которой является наличие ущерба окружающей среде при отсутствии нарушения материальных норм ее охраны, что приобретает особое значение применительно к охране окружающей среды. Основанием для применения международной ответственности служит экологическое правонарушение - противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие) совершаемое право дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права, - проявляющееся в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба. Однако некоторые составы международных правонарушений сконструированы таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент состава правонарушения в них не зафиксирована. Это так называемая «ответственность независимо от вины» - за вред, причиненный источниками повышенной опасности, например, ядерными объектами.

Что касается вопроса о субъектах ответственности, то традиционно субъектами ответственности за ядерный ущерб по международному праву являются эксплуатирующие организации независимо от их вины. Ответственность международных организаций устанавливается также в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб в тех случаях, когда международные организации выступают в качестве операторов ядерных установок или операторов ядерных судов. Но в то же время в этом качестве могут выступать и государства (например, если государство само выполняет функции оператора ядерной установки, без создания эксплуатирующей организации). Не отрицается возможность наступления международно-правовой ответственности государства за ядерный ущерб и в положениях ст. XVIII Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб, где указано, что она не должна трактоваться, как затрагивающая права договаривающихся сторон согласовывать общие положения международного публичного права в отношении ядерного инцидента. Более того, некоторые ученые полагают, что в отдельных конвенциях, например, в Брюссельской конвенции об ответственности операторов ядерных судов, прямо предусмотрена ответственность государств. И, наконец, не исключена возможность предъявления претензии о компенсации государством, посчитавшим, что оно или его граждане потерпели ущерб в результате ядерной деятельности или аварии, происшедшей не на его территории, ссылаясь при этом на общие принципы международного права.

Основные направления развития совокупности норм, регулирующих международную ответственность за экологический ущерб, изложены в принципе 22 Стокгольмской декларации, который гласит, что «государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля окружающей среде в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции». Более того, принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб, причиненный окружающей среде, является одним из восьми принципов-норм, включенных в проект Международного пакта по окружающей среде и развитию 1995 года. Однако, несмотря на формально широкое значение данного принципа как такового, в международном праве сложившимися можно считать лишь нормы, относящиеся к ответственности за трансграничное загрязнение. Необходимость создания специального режима гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб взамен традиционной системы гражданской ответственности обусловливается целым комплексом взаимосвязанных причин. В их числе следует назвать, прежде всего, стремление обеспечить гарантированное возмещение потерпевшему понесенного им ущерба; опасение, что существующая традиционная система деликтной ответственности, основанная на принципе вины, не создает надежных гарантий финансовой защиты для ядерной промышленности от исков потерпевших; необходимость защиты интересов частных предпринимателей, и, прежде всего, капиталовложений и прибылей монополий, а также необходимость обеспечения определенных гарантий защиты интересов потерпевших от ядерного ущерба - третьих лиц и персонала, обслуживающего ядерные установки. Кроме того, нельзя обойти вниманием и такие факторы, как специфика ядерного риска, а также технологические особенности ядерно-энергетического производства.

Таким образом, режим гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб представляет собой совокупность норм международных конвенций и национального законодательства, предусматривающую: во-первых, освобождение от ответственности одних категорий предпринимателей (реакто-ростроительных и транспортных фирм) и ограничение ответственности других категорий (электроэнергетических компаний), причем ответственность второй категории перекрывается ответственностью страховщика, а сверх нее ответственностью государства или группы государств; во-вторых, упрощение процессуального положения потерпевшего и гарантирование ему выплаты причиненного ущерба (полностью или частично) и, наконец, ведение единой процедуры возмещения ущерба. Кроме того, под гражданско-правовой ответственностью за ядерный ущерб понимается и ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью рабочих или служащих атомных установок, а также за вред, причиненный третьим лицам, т. е. лицам непосредственно не связанным с деятельностью ядерных предприятий. Если же обратиться к сущности данного режима, заключенной, как видно из определения, в стремлении полностью исключить ответственность одних категорий предпринимателей и ограничить ответственность других, а с помощью механизма финансовой безопасности, посредством которого реализуются цели указанного режима, свести ее на нет или до минимума, то можно увидеть его структуру. Последняя представляет собой сложную систему, состоящую из таких элементов, как институт гражданской ответственности за ядерный ущерб, под которым понимается совокупность норм, определяющих основания и условия ответственности оператора ядерной установки, и система финансового обеспечения, которая, в свою очередь, включает в себя институт страхования и институт государственного возмещения, а также определяет пределы и условия ответственности страховщика и государства. Подобная структура характерна не только для национальных режимов, но и для международного режима гражданско-правовой ответственности, установленного международными договорами об ответственности за ядерный ущерб.

При проведении анализа международного режима гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб нельзя не рассмотреть международные договоры об ответственности за ядерный ущерб, являющиеся основными источниками, на которых он основывается. Прежде всего, в их числе следует назвать Парижскую конвенцию об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии от 29 июля 1960 г, вступившую в силу 1 декабря 1974 г., призванную «обеспечить соразмерную и справедливую компенсацию лицам, потерпевшим ущерб в результате ядерных инцидентов, приняв при этом необходимые меры для того, чтобы избежать задержек в развитии производства и использования ядерной энергии в мирных целях», дополненную так и не вступившим в силу Протоколом 16 ноября 1982 г. (Протокол №1), который предусматривает изменения, связанные с заменой денежной единицы, основанной на официальной цене золота, на новую, не имеющую золотого содержания.

В дальнейшем на базе Парижской конвенции была разработана Брюссельская дополнительная конвенция, подписанная 31 января 1963 г., которая предусматривает обеспечение дополнительной компенсации из государственных фондов стран-участниц Парижской конвенции пострадавшим от ядерных инцидентов, и дополняющий ее Протокол от 16 ноября 1982 г. (Протокол № 2), в силу не вступивший, который устанавливает изменения, связанные с инфляцией и с заменой А. М. Е. на S.D.R.

Ответственность за ядерный ущерб оператора ядерных судов регулируется Брюссельской конвенцией об ответственности операторов ядерных судов 1962 года. Ее положения основываются на тех же принципах, что Парижская и Венская конвенции для ядерных установок, расположенных на суше.

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, принятая в мае 1963 г. и вступившая в силу 12 ноября 1977 г., имела своей целью установление международно-правовой системы ответственности за ядерный ущерб. Следует подчеркнуть, что эта конвенция после вступления в силу ни разу не пересматривалась, в определенной степени устарела и, соответственно, нуждалась в модернизации. Прежде всего, это касалось размеров компенсации, которые, по мнению многих стран, явно недостаточны. Также Конвенцию представлялось целесообразным дополнить соглашением о дополнительной компенсации при крупной аварии из специального фонда, образуемого за счет взносов государств-участников соглашения.

В результате работы над модернизацией Конвенции изменения охватили такие важные области, как: географические рамки Конвенции, ее применение к военным установкам, концепция ядерного ущерба, повышение ответственности оператора и положение о «слое» отвечающего за установку государства и увеличение сроков представления исковых требований. Поправки заметно расширили понятие ядерного ущерба, куда, наряду со смертью, телесными повреждениями и ущербом имуществу, включены: экономические потери от ущерба здоровью и имуществу; затраты на меры по восстановлению окружающей среды; потеря доходов, получаемых от применения или использования окружающей среды, в результате значительного ухудшения состояния природной среды; затраты призванные уменьшить потери после ядерного инцидента. Что же касается решения вопросов о дополнительном финансировании, то здесь единого мнения не сложилось, в связи с чем, было предложено разработать отдельный международно-правовой документ, система которого была бы вспомогательной по отношению к национальному законодательству, предусматривающему осуществление Венской и Парижской конвенций или отвечающему требованиям, изложенным в приложении к проекту конвенции, где подтверждаются основные нормы ответственности, устанавливаемые обеими конвенциями.

В ходе дальнейшей работы Постоянного комитета были разрешены основные ранее неразрешенные вопросы, связанные с подготовкой как протокола о внесении поправок в Венскую конвенцию, так и проекта Конвенции о дополнительном финансировании, и уже в сентябре 1997 г. Дипломатическая конференция приняла Протокол о внесении поправок в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб и Конвенцию о дополнительном возмещении за ядерный ущерб.Применение при транспортировке ядерных материалов режима ответственности за ядерный ущерб предусматривается Брюссельской конвенцией о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов от 17 декабря 1971 г., вступившей в силу 15 июля 1975 г., которая исходит из приоритета ядерного права над морским правом, а также из исключительной ответственности оператора ядерной установки за ущерб, причиненный в результате ядерного инцидента при перевозке ядерных материалов, освобождая владельцев судов от ответственности за такой ущерб, предусмотренный морским правом. В 1988 году был принят Совместный протокол, вступивший в силу 27 апреля 1992 г., который объединил Парижскую и Венскую конвенции и определил режим получения адекватного возмещения ядерного ущерба для стран-участниц этих Конвенций.

Авария, произошедшая на блоке № 4 АЭС в Чернобыле, привела к тому, что отдельные страны и международные организации пересмотрели системы срочных мер по ликвидации последствий аварии и сконцентрировали свои усилия на работе по улучшению международного режима ответственности за ядерный ущерб. В 1994 г. страны-члены МАГАТЭ приняли новый документ - Конвенцию о ядерной безопасности, которая стала единым международным законом и распространила свое действие на страны, где подобной практики обеспечения безопасности еще не существует.

Также быстро были подготовлены и приняты Конвенция об оперативном оповещении, о ядерной аварии, вступившая в силу 27 октября 1986г., охватывающая вопросы неконтролируемых выбросов радиоактивных веществ из любого источника, независимо от его происхождения и местонахождения, если эти выбросы с точки зрения радиационной безопасности могут иметь значение для другого государства, в соответствии с которой о любой аварии, где бы она ни произошла, необходимо оповестить все заинтересованные страны, и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или аварийной радиационной ситуации, вступившая в силу 26 февраля 1987 г., определяющая условия, на которых может быть оказана помощь, порядок руководства оказываемой помощью и контроля за ней, систему компетентных органов и пунктов связи, функции МАГАТЭ, порядок возмещения затрат, привилегии, иммунитеты и льготы, предоставляемые персоналу оказывающего помощь государства, порядок рассмотрения претензий и оплату компенсаций.

Первостепенной задачей эффективных срочных мероприятий по ликвидации последствий ядерной аварии является предотвращение или смягчение любого потенциального вреда или ущерба, связанного с ней. Принятие мер сразу же после аварии влияет также на рассмотрение вопроса об ответственности за ущерб: во-первых, своевременные и эффективные меры по ликвидации последствий должны уменьшить размеры ущерба, который подлежит компенсации; во-вторых, стоимость превентивных и защитных мероприятий, предпринимаемых в ответ на аварию, согласно Конвенциям, может быть компенсируемой для того, чтобы у потенциальных жертв создать стимул для смягчения ущерба и покрытия расходов, связанных с такими действиями. Для создания режима ответственности, который позволит дополнить и усилить меры ответственности за ядерный ущерб, была принята Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб, открытая для подписания в Вене 29 сентября 1997 года. Ее положения базируются либо на Венской конвенции, либо на Парижской конвенции или на национальном законодательстве в соответствии с дополнением к Конвенции и направлены на дополнительную компенсацию ущерба за счет международных фондов.

Таким образом, положения вышеперечисленных международных конвенций, регулируют широкий спектр вопросов, которые охватываются международным режимом гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб. Что же касается вопроса о соотношении положений этих конвенций, то все конвенции, регулирующие проблемы ответственности при эксплуатации стационарных установок, тесно взаимосвязаны. При этом, однако, необходимо подчеркнуть справедливость наблюдения А.И. Иойрыша, что Венская конвенция 1963 г. содержит ряд норм, которые не согласуется с нормами Парижской конвенции и с Брюссельской дополнительной конвенцией.

Вопрос о сфере применения режима гражданско-правовой ответственности не имеет однозначного решения и определяется в зависимости от ряда обстоятельств. Специальный режим гражданско-правовой ответственности, цель которого заключается в обеспечении надлежащего возмещения ущерба, причиненного серьезным ядерным инцидентом в ходе мирного использования атомной энергии, применяется не ко всем видам ядерной деятельности. Так, Парижская конвенция 1960 г. об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии и Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. распространяют сферу своего действия только на те виды использования ядерной энергии в мирных целях, которые могут повлечь за собой ущерб исключительного характера. Исходя из этого, ядерным считается только такой ущерб - смерть, любое телесное повреждение, любая потеря имущества или любой ущерб имуществу, - который, во-первых, связан с эксплуатацией установок определенного типа: ядерных реакторов, заводов по изготовлению ядерного топлива и переработке облученного топлива, установок по хранению ядерных материалов и т.д., либо связан с транспортировкой ядерных материалов, и, во-вторых, является результатом радиоактивных свойств либо их сочетания с токсическими, взрывными и иными опасными свойствами ядерного топлива, или радиоактивных продуктов или отходов на ядерной установке. Другие виды ядерного ущерба исключаются из конвенций. Поэтому ущерб, причиненный инцидентом, происшедшим на ядерной установке, но не являющийся результатом радиоактивных свойств или сочетания таких свойств, с другими опасными свойствами, не охватывается данной конвенцией, и возмещение за такой ущерб должно осуществляться в соответствии с обычными нормами гражданского права. Однако Венская конвенция (п. «к» ст. 1) сохраняет за национальным законодательством стран-участниц право подчинять указанному режиму и иные виды ущерба, связанные с ионизирующими излучениями любого иного источника радиации внутри ядерной установки. К видам ущерба, исключаемым конвенциями о гражданской ответственности за ядерный ущерб из сферы их применения, относятся: ущерб, причиненный самой ядерной установке и имуществу, которое используется или будет использоваться в связи с эксплуатацией ядерной установки и расположенному на территории этой установки; ущерб, причиненный транспортным средствам, на которых перевозились ядерные материалы в момент ядерного инцидента. Вместе с тем, и Парижская и Венская конвенции допускают, что национальное законодательство стран-участниц конвенций может отнести ущерб как имуществу, расположенному на территории ядерной установки, так и транспортным средствам, на которых перевозились ядерные материалы, к ядерному ущербу (при условии, что это не приведет к снижению предельного уровня ответственности оператора по другим видам ущерба).

К одним из важнейших вопросов в рассматриваемой сфере относится вопрос о принципах гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб. Впервые основные принципы, на которых в настоящее время базируются все международные соглашения и большинство национальных законодательных актов, были разработаны в Парижской конвенции. Это - абсолютная и исключительная ответственность оператора (организации, эксплуатирующей ядерную установку); материальные и временные пределы ответственности эксплуатирующей организации; обязательство обеспечить финансовое покрытие своей ответственности в виде страховки или другого финансового обеспечения; гарантия вмешательства государства для удовлетворения исков, превышающих финансовые возможности эксплуатирующей организации.

Более широкий перечень принципов гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб, которые являются общими для всех основных конвенций в рассматриваемой области, то есть Венской, Парижской и Брюссельской конвенций, приводит в своей работе польский юрист Т. Гадковски. Он называет такие принципы, как «канализирование» ответственности исключительно на операторе ядерной установки; объективная и абсолютная ответственность; ограничение ответственности оператора по объему; обязательство оператора иметь и поддерживать финансовые гарантии; ограничение ответственности оператора во времени - ограничение требований; исключительная юрисдикция судов государств, на территории которых произошел ядерный инцидент; осуществление слушания дела в компетентном суде на территории любой другой договаривающейся стороны; свободное перемещение компенсации и связанных сумм между денежно-кредитными областями договаривающихся сторон; применение Конвенции и дополнительно национального права без дискриминации, основанной на национальности и постоянном месте жительства.

В свою очередь, А.Б. Чопорняк, исходя из понимания режима гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб в качестве системы взаимосвязанных и обусловливающих друг друга принципов, разграничивает последние на две группы. К первой группе он относит такие принципы, характерные для «традиционных» типов гражданско-правовой ответственности, как принцип абсолютной ответственности, ограничение ответственности по объему и во времени. Вторую же группу, по его мнению, составляют специфические принципы, которые присущи только рассматриваемому институту, среди которых - сосредоточение или «канализирование» ответственности за ядерный ущерб на операторе ядерной установки; единая юрисдикция; участие государства или даже группы государств, в возмещении ущерба; единая процедура распределения возмещения и т.д. На наш взгляд, в силу важности данного вопроса, представляется целесообразным более подробно остановиться на рассмотрении вышеперечисленных принципов гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб. Так, одним из принципов, которые можно отнести к «традиционным» типам гражданско-правовой ответственности, несомненно, является принцип абсолютной ответственности, означающий исключительную ответственность за ядерный вред эксплуатирующей организации независимо от ее вины. При этом необходимо отметить, что данный вид ответственности обычно устанавливается за ущерб, связанный с эксплуатацией средств, являющихся источником повышенной опасности, поэтому вред должен возмещаться даже при отсутствии вины. Для ядерной энергетики введение такой ответственности особенно актуально, что связано не с частотой случаев причинения ущерба, а с учетом характера последнего, так как ядерные установки и иные средства получения и использования ядерной энергии представляют собой такие источники опасности, которые, несмотря на все меры предосторожности, не могут полностью контролироваться. Кроме того, признание абсолютной ответственности призвано стимулировать проявление особой осторожности при осуществлении подобной деятельности, а также дает потерпевшей стороне возможность получить возмещение, не опровергая доводов причини-теля вреда об отсутствии его вины. Таким образом, в соответствии с принципом абсолютной ответственности ответственность оператора за ущерб, причиненный в ходе эксплуатации ядерной установки либо во время перевозки ядерных материалов, наступает независимо от вины как его собственной, так и третьих лиц. В случае, когда ядерный вред вызван инцидентом, связанным с деятельностью нескольких эксплуатирующих организаций, эти организации должны нести солидарную ответственность. При этом у данного принципа есть и свои исключения. Так, основанием освобождения оператора ядерной установки от абсолютной ответственности за причиненный ущерб могут служить лишь некоторые разновидности непреодолимой силы, то есть обстоятельства, которые невозможно предвидеть и предотвратить не только оператору (физическому или юридическому лицу), но и государству, на территории которого расположена ядерная установка (с учетом имеющейся в его распоряжении информации и средств предотвращения ущерба), которые можно разделить на тяжелые стихийные бедствия исключительного характера и тяжелые социальные и международные конфликты: война, вооруженное восстание, вторжение, военные действия. Перечень разновидностей непреодолимой силы предусмотрен всеми международными конвенциями об ответственности за ядерный ущерб и расширительному толкованию не подлежит. Что же касается возможности дальнейшего ограничения этого перечня, предоставляемой национальному законодательству стран-участниц, то на различие между конвенциями в этой области верно указывает А.Б. Чопорняк. Например, Венская и Брюссельская конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., предусматривают освобождение оператора ядерной установки (ядерного судна) от ответственности в случае ущерба, причиненного ядерным инцидентом, возникшим «непосредственно в результате вооруженного конфликта, военных действий, гражданской войны или восстания». Из этого положения вытекает обязательство стран-участниц этих конвенций предусмотреть в своем законодательстве перечисленные обстоятельства в качестве оснований освобождения от ответственности оператора ядерной установки (ядерного судна). В свою очередь Парижская конвенция (ст. 9) предоставляет национальному законодательству возможность ограничить перечень, который не носит для стран-участниц данной конвенции обязательного характера.

Что же касается непреодолимой силы «тяжелого стихийного бедствия исключительного характера», то Брюссельская конвенция 1962 г. не содержит такого основания в перечне обстоятельств освобождающих от ответственности, а Парижская и Венская конвенции оставляют решение этого вопроса на усмотрение национального законодательства стран-участниц. Еще в 70-е годы XX века было высказано справедливое мнение о целесообразности распространения ответственности на оператора за ядерный ущерб, причиненный тяжелыми стихийными бедствиями исключительного характера, ведь, чем опаснее характер деятельности предприятия, тем более высокой должна быть степень предусмотрительности и заботы о предотвращении ущерба. Еще меньше оснований считать обстоятельством, освобождающим от ответственности, «воздействие третьих лиц». Исключение составляет вина потерпевшего в виде умысла или грубой небрежности, либо только в виде умысла. Парижская конвенция оставляет решение этого вопроса на усмотрение национального законодательства.

В связи с тем, что в конвенциях содержатся условия, освобождающие в отдельных случаях оператора от ответственности, некоторые исследователи отмечают, что термин «абсолютная» не совсем точно отражает характер ответственности за ядерный ущерб. В Брюссельской конвенции применяется другой термин - «объективная ответственность». Преимущества того или иного термина спорны, однако бесспорной является недопустимость обозначения одного и того понятия разными терминами. Необходимо отметить, что в международно-правовой практике все же чаще употребляется термин «абсолютная ответственность».

Другой принцип - принцип ограничения ответственности оператора по объему и во времени, обусловлен практически неограниченными масштабами ответственности, которая может быть возложена на эксплуатирующую организацию, что связано с особенностями эксплуатации ядерных установок и обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами. Ограничение ответственности оператора представляет собой меру защиты от исков о возмещении ущерба, превышающих финансовые возможности предприятий атомной промышленности и их страховщиков. Ограничение ответственности материальными пределами производится путем установления максимальной суммы возмещения ущерба. Если ущерб меньше установленного максимума или равен ему, то выплачивается сумма фактического ущерба. Если же доказано, что ущерб превышает этот максимум, то выплачивается максимальная сумма, установленная соглашением.

Международные конвенции в области гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб устанавливают нижний и верхний пределы ответственности оператора, однако при решении вопроса об определении суммы возмещения они отсылают к национальному законодательству. Так, например, согласно п. 1 ст. V Венской конвенции, предел ответственности оператора за один инцидент установлен в размере 5 млн. долларов США (по курсу доллара на 29 апреля 1963 г.). При этом в предел ответственности не включены судебные издержки. Более того, на международном уровне неоднократно высказывались предложения, касающиеся увеличения предела ответственности в значительной степени. Брюссельская же конвенция об ответственности операторов ядерных судов ограничивает ее суммой в 1, 5 млрд. фр., что составляет примерно 100 млн. долларов. Парижская конвенция, в свою очередь, устанавливает предел ответственности оператора в диапазоне от 5 млн. долларов, а Дополнительная конвенция Евратома определяет в качестве наибольшей суммы возмещения 120 млн. А.М.Е.

Временные пределы ответственности эксплуатирующей организации определяются исчислением сроков исковой давности, продолжительность которых обусловлена продолжительностью периода времени, в течение которого может проявиться ущерб, нанесенный здоровью потерпевших, а также временем, в течение которого оператор ядерной установки и страховщик могут держать средства, необходимые для покрытия возможного ущерба, по искам о возмещении причиненного ущерба. Так, Венской и Парижской конвенциями установлен срок исковой давности, равный 10 годам со дня ядерного инцидента, но при этом они предоставляют национальному законодательству возможность предусмотреть более длительный исковой период. При этом, согласно конвенциям, в законодательстве государства-участника конвенции должны быть предусмотрены меры, направленные на покрытие ответственности оператора в отношении всякого иска о компенсации ущерба, начиная с момента истечения десятилетнего срока и в течение более длительного срока. В случае, когда ядерный ущерб причинен ядерным инцидентом, связанным с ядерным топливом, радиоактивными продуктами или радиоактивными отходами, которые были похищены, утеряны, выброшены или оставлены без присмотра, Венская конвенция устанавливает срок исковой давности в 20 лет со дня хищения, утери, выбрасывания, оставления без присмотра. Таким образом, приведенные выше положения свидетельствуют о применении в конвенциях объективного способа исчисления сроков исковой давности, при котором отсчет ведется от конкретного инцидента.

Кроме того, международные конвенции и национальные законы предусмотрели и, так называемый, субъективный способ исчисления сроков исковой давности, с помощью которого устанавливается срок исковой давности достаточный для согласования медицинских и правовых проблем, то есть не менее 3-х лет с того момента, когда потерпевший узнал или должен был узнать об инциденте или причинении ущерба, а также о лице, ответственном за ущерб, но этот период, согласно п. 2 ст. VI Венской конвенции, ни в коем случае не должен превышать 20 лет.

При анализе принципа ограничения ответственности оператора во времени выделяют следующие системы возмещения ущерба, наступившего по истечении длительного времени с момента ядерного инцидента: во-первых, он называет, принятие на себя государством прямого возмещения потерпевшим позднего ущерба, во-вторых, возмещение государством ущерба за пределами сроков исковой давности, которые существуют в отношении оператора ядерной установки, а также возмещение ущерба по истечении сроков исковой давности из специальных фондов возмещения позднего ущерба.

Среди специфических принципов гражданско-правовой ответственности можно назвать принцип исключительной или «канализированной» ответственности, сформулированный Парижской конвенцией, согласно которому исключительным и единственным ответственным лицом за ядерный ущерб является оператор ядерного устройства, а ответственность всех остальных лиц, деятельность которых связана с атомной энергией, исключена.

Необходимость введения данного принципа заключена в стремлении избежать трудностей, которые неизбежны при множественности ответственных лиц, а также в стремлении избежать заключения страховых договоров со всеми, кто прямо или косвенно связан с проектированием, строительством и эксплуатацией ядерной установки. Применение этого принципа предполагает два следствия: во-первых, изменение традиционного положения потерпевшего, так как вместо того, чтобы предъявить иск к действительному причинителю вреда, потерпевший должен адресовать свое требование только к оператору ядерной установки, а, во-вторых, защиту всякого другого лица, за исключением причинившего ущерб умышленно, от иска со стороны потерпевшего. Этот принцип не носит абсолютного характера, в связи с чем, национальное законодательство и международные конвенции предусматривают ряд исключений, когда речь идет о допущении права оператора на регрессный риск.

Таким образом, принцип исключительной ответственности означает существенное ограничение права эксплуатирующей организации на регрессные иски к фактическому причинителю вреда. Так, Венской конвенцией право на такой иск предусмотрено в случае умышленного причинения ущерба, а также в случае, когда право на регрессный иск предусмотрено письменным контрактом.

Из этого принципа берет свое начало другой специфический принцип -принцип обязательного финансового обеспечения ответственности. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб в данном вопросе конкретные условия, виды, размеры финансового обеспечения оставляет на усмотрение государств-участников. Вполне естественным представляется освобождение государства, которое само выполняет функции оператора ядерной установки, без создания эксплуатирующей организации, от предоставления финансового покрытия.

Принцип, вытекающий из специфики ущерба, причиненного в результате ядерного инцидента, который может иметь неограниченные масштабы, заключается в гарантированном вмешательстве государства для удовлетворения исков о возмещении вреда, превышающих финансовые возможности эксплуатирующей организации. В соответствии с чем, в случае, если ядерный вред превышает установленный предел ответственности эксплуатирующей организации, гарантированный финансовым обеспечением, то возмещение вреда сверх установленного предела производится государством - независимо от форм собственности объекта, на котором произошел ядерный инцидент.

Кроме того, данный принцип предусматривает участие в возмещении ядерного вреда не только ответственного за ядерную установку государства, но и всех договаривающихся стран. На это указывают положения, содержащиеся в Брюссельской дополнительной конвенции от 31 января 1963 г. с последующими поправками (1964 и 1982 гг.), где установлена трехуровневая система возмещения ядерного вреда. Так, первый уровень предусматривает возмещение в размере не менее 5 млн. S.D.R. из средств оператора, гарантированных финансовым обеспечением согласно национальному законодательству; второй уровень - до 175 млн. S.D.R. из средств публичного фонда государства, на территории которого расположена установка оператора, несущего ответственность за причиненный вред; третий - до 300 млн. S.D.R. из средств, предоставляемых всеми государствами-участниками Конвенции. Венская конвенция участие всех государств в возмещении ядерного вреда не предусматривает.

Еще одним важным принципом является единство юрисдикции, который призван следить за тем, чтобы не был превышен предел ответственности оператора ядерной установки, а компенсация за ядерный ущерб была справедливой. Исключительной компетентностью обладает суд того государства, на территории которого произошел инцидент. Кроме того, Парижской конвенцией предусмотрены положения, определяющие юридическую компетентность в случаях, когда инцидент произошел полностью или частично на территории другого государства или когда существует неопределенность относительно места инцидента.

Что касается такого принципа, как отсутствие дискриминации, то в Парижской конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии прописано, что ее положения должны применяться без какой-либо дискриминации по национальному признаку, месту проживания или пребывания, а также к закону государства, чьи суды имеют юрисдикцию по искам вследствие ядерного инцидента.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно выделить следующие наиболее важные принципы, которые устанавливаются международными конвенциями: обязанность ядерного оператора возмещать ущерб; исключительная ответственность ядерного оператора; ограничения ответственности ядерного оператора в размере; ограничения ответственности ядерного оператора во времени; обязанность ядерного оператора иметь финансовое обеспечение размера его ответственности; единство юрисдикции для всех исков о возмещении ядерного ущерба, отсутствие дискриминации.

Исследуя проблемы юридической ответственности за экологические правонарушения, нельзя не сказать о значении Конвенции о защите окружающей среды средствами уголовного закона от 4 октября 1998 г., в разработке которой принимали участие специалисты в области уголовно-экологического права разных стран. Ее положения значительно расширили круг уголовно наказуемых деяний. В их число вошли: выброс, эмиссия или введение определенного количества вещества или ионизирующего излучения в воздух, землю либо воды, если это вызывает смерть человека либо наносит существенный вред его здоровью, а также создает существенную опасность причинения смерти человека или вреда его здоровью; противоправные выброс, эмиссия или введение определенного количества вещества либо ионизирующего излучения в воздух, землю, воды, если это может вызвать их долговременное ухудшение либо смерть человека или существенный вред здоровью людей, животным или растениям, либо значительное повреждение охраняемых памятников, иных охраняемых объектов, собственности; а также противоправное производство, преобразование, хранение, транспортировка, экспорт или импорт ядерных материалов или иных опасных радиоактивных веществ, если это вызывает или может вызвать смерть человека, существенный вред здоровью людей либо существенное ухудшение качества воздуха, земли, вод, животных или растений и др. (Ст. 2 п. 1 Конвенции). Данная Конвенция способствовала «своеобразной унификации уголовно-правовой реформы в области ответственности за экологические преступления».

На сегодняшний день проблема юридической ответственности за ядерный ущерб является одной из сложнейших проблем обеспечения международного правопорядка, которая до сих пор не имеет однозначного решения. Печальный опыт аварий на объектах ядерной энергетики показал, что международный режим ответственности за ядерный ущерб, нуждается в существенных улучшениях. Ущерб от ядерного инцидента может быть причинен не только на территории государства - места расположения ядерной установки, но и выйти за его границы. Убытки, причиненные серьезным выбросом радиационных материалов, ведут к подаче огромного количества исков на большой географической территории. Поэтому многие осознают необходимость установления специального международного правового режима ядерной ответственности, который бы обеспечил адекватную финансовую защиту от последствий ядерного инцидента. Необходимость именно международного режима ответственности как раз и обуславливается существованием возможности нанесения трансграничного ядерного ущерба. И, несмотря на то, что некоторые ядерные страны на сегодня не являются сторонами каких-либо конвенций в этой сфере и как результат большинство атомных станций, которые находятся в эксплуатации на сегодняшний день, не покрываются никаким режимом ответственности и компенсации, которые устанавливаются конвенциями значение международных конвенций и установленного ими режима ответственности за ядерный ущерб не становится меньшим. В настоящий момент, чтобы решить существующие проблемы, необходимо активно заниматься модернизацией и расширением системы ответственности за ядерный ущерб как на национальном, так и на международном уровне.

 

Автор: Лизикова М.С.