01.12.2011 11160

Готовность преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов

 

Выпускники средних медицинских учебных заведений согласно Государственного образовательного стандарта готовятся к выполнению двух основных видов деятельности: лечебно-диагностической и медико-профилактической. Будущий средний медицинский работник должен осуществлять меры по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп, проводить работу по профилактике заболеваний, выявлять физические, психические, социальные, экологические, этнические факторы риска для здоровья пациента; уметь консультировать население по вопросам уменьшения их влияния на здоровье; владеть приемами обеспечения безопасной больничной среды; проводить обучение пациента и его семьи по вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды, ухода и самоухода.

Особенно это важно в связи с переходом отечественного здравоохранения на общеврачебную (семейную) практику, когда происходит переориентация здравоохранения с лечения болезней как таковых на сохранение здоровья здорового человека (здоровье здоровых, гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний).

Потребность в формировании здорового образа жизни обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами медицинского училища в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье студентов. Преподаватели училища в своей деятельности исходят из необходимости творческого развития личности, развития интеллектуальных, психофизических способностей, социального самоопределения. Это возможно при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов.

Несмотря на множество определений понятий «готовность», «готовность к педагогической деятельности», понятие «готовности к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов» пока не разработано. Это связано в первую очередь с тем, что само понятие здорового образа жизни является многогранным и недостаточно изученным. Образ жизни, по определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида. Согласно заключению экспертов ВОЗ, здоровье индивида на 50% зависит от его образа жизни. Что же понимают под образом жизни?

В переводе с латинского «modus vivendi» - образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Образ жизни человека по Г.Л. Апанасенко включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни - это в первую очередь экономическая (преимущественно социальная) категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей. Наряду с качеством жизни уровень жизни входит в число важнейших условий образа жизни. Понятие «уровень жизни» шире и богаче таких показателей, как рост доходов и производство предметов потребления. Оно включает в себя и культуру быта, поведения, потребления, общественный порядок, разумное использование свободного времени и т. д.

Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Качество жизни - степень уверенности отдельных людей или группы людей в том, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения счастья и самореализации возможности предоставляются (определение ВОЗ). Как метод измерения благополучия и качества жизни можно использовать оценку уровня осуществления желаний.

Стиль жизни (греч. Stylos - палочка, стерженек для письма; в переносном смысле - прием, способ описания действительности) -особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

При оценке роли каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья Артюнина Г.П. и Игнатькова С.А. заметили, что первые две эквипотенциальны, т. к. носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями (менталитет) и личными наклонностями (образ).

По мнению ПИ. Филиппова и В.П. Филипповой, стиль жизни, способствующий здоровью, предполагает реализацию стремлений индивида, социальной группы к сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Он включает следующие формы поведения: рациональное питание; адекватную двигательную активность; закаливание; позитивное поведение в отношении психического здоровья, уход за телом, одеждой; поддержание гигиенических условий быта; соблюдение рационального режима труда и отдыха; сексуальное поведение, не наносящее ущерб здоровью; воздержание от курения, злоупотребления алкогольными напитками, лекарственными средствами; неупотребление наркотиков; позитивное экологическое поведение. Стиль жизни, способствующий здоровью, предполагает не только наличие определенных форм поведения, но и гармоничные межличностные отношения.

С психолого-педагогических позиций, нам наиболее близким является определение С. Л. Рубинштейна, который обозначает образ жизни как единство и взаимопроникновение образа действий с объективными условиями существования, в свою очередь образ действий вырабатывается в работе, учении, труде, которые способствуют выработке различных способностей и черт характера на основе врожденных задатков.

Попытки дать исчерпывающее определение здорового образа жизни мы находим в философских работах В.П. Петленко, в медицинских исследованиях И.И. Брехмана, И.И. Голицыной и Т.В. Карасевой, Ю.П. Лисицина, в педагогических разработках Б.А. Воскресенского, Л.В. Куклиной, С.В. Попова. В.Н. Максимова предлагает определение здорового образа жизни с позиций акмеологии: «... здоровый образ жизни - это гибкий индивидуальный способ жизнедеятельности в соответствии с изменяющимися уровнями биологического и социального развития человека, на основе приоритета ценностно-смысловой установки на здоровье и в целях социальной адаптации и творческой самореализации личности. Показателями здорового образа жизни, по В.Н. Максимовой, являются отсутствие вредных привычек, двигательная активность, рациональное питание, стрессоустойчивость, стремление к духовно-нравственному совершенствованию и реализации творческого потенциала, контроль за средой жизнедеятельности, оздоровительные процедуры, медицинский контроль, соблюдению правил личной гигиены и общественной гигиены, контроль сексуальных взаимоотношений, овладение приемами психической саморегуляции.

Артюнина Г.П. и Игнатькова С.А. считают, что здоровый образ жизни человека - это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.

Они доказывают, что ЗОЖ необходим для:

- для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека;

- для сохранения и укрепления здоровья;

- для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности;

- для продления рода и достижения активного долголетия.

По представлениям Артюниной Г.П. и Игнатьковой С.А. в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие доставляющие (компоненты):

- рациональная организация трудовой (учебной) деятельности; правильный режим труда и отдыха;

- рациональная организация свободного времени;

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- соблюдение правил личной гигиены, закаливание;

- соблюдение норм и правил психогигиены;

- сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

-профилактика аутоагрессии; контроль за своим здоровьем.

Мы изучили точку зрения Ю. П. Лисицына (1982), который отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья. Автор указывает на то, что понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни (Ю.П. Лисицын). Здоровый образ жизни - это «прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека» (Ю.П. Лисицын).

П.И. Филиппов и В.П. Филиппова считают, что здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное гигиеническое поведение людей, основанное на соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, направленное на сохранение и улучшение физического и психического здоровья, повышение защитных и адаптационных свойств организма, удлинение продолжительности жизни, полноценное выполнение человеком социальных функций (труд, отдых, развлечения).

По их мнению, важнейшим критерием здорового образа жизни является активная общественно-трудовая, коммуникативная, семейно-бытовая деятельность людей, всестороннее проявление физических и духовных способностей человека в единстве и относительной гармонии с окружающей природой и социальной средой (П.И. Филиппов, В.П. Филиппова).

Существует множество определений здорового образа жизни и, в основном, они дополняют друг друга. Важно то, что здоровый образ жизни должен стать основополагающим в профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, т.к. именно он является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат, способом оптимизации физиологических систем организма, поддержания здоровья на высоком уровне, продления активной жизни. Здоровый образ жизни должен стать нормой поведения каждого человека (А.В. Ляхович, А.И. Маркова, Л.В. Медведь).

Для определения здорового образа жизни необходимо также учитывать и содержание понятия «здоровье». Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др. Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов.

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов». Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления. В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде трехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов.

В нашем понимании физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.

Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферой.

Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Данное выделение компонентов здоровья позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе деятельности по формированию ЗОЖ.

На наш взгляд, с учетом многокомпонентности здоровья и многомерности ЗОЖ, а также интегративности науки о здоровье обучение основам здорового образа жизни должно осуществляться с позиций системного подхода и комплексности средств и методов обучения, воспитания и развития студента. Мы считаем, что именно гигиеническое воспитание и обучение является важнейшим фактором формирования здорового образа жизни населения. К сожалению, на данный момент приходится констатировать противоречие между высокой потребностью в гигиеническом воспитании и обучении и фактическим отсутствием системы пропаганды ЗОЖ в России, и это, несмотря на богатый опыт отечественной профилактической медицины, диспансеризации и санитарного просвещения.

Рассматривая формирование ЗОЖ, необходимо учитывать многомерность образовательного пространства, включающего межгосударственный, государственный (федеральный), региональный и муниципальный уровни, а также непрямое информационное (СМИ, церковь, искусство) и прямое воспитательное (семья, сверстники, учитель) воздействия (И. А. Зимин, Б.Н. Бонденко, Н.А. Морзова). Гигиеническое воспитание и обучение может осуществляться в различных социально-педагогических сферах: семья, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, учреждения ФК и спорта, учреждения культуры, медиа-системы. Каждую из этих сред отличает своя специфика просветительской работы, однако существуют общие требования к профессионализму в сфере пропаганды ЗОЖ.

Гигиеническое воспитание и обучение Акимова Е.Ю.(2004) понимает как особый вид общественно-полезной деятельности, направленной на формирование ЗОЖ населения. Основными функциями гигиенического воспитания и обучения являются:

- формирование знаний, умений и навыков сохранения здоровья;

- формирование гуманистического мировоззрения;

- бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;

- создание мотивации к здоровьесберегающему поведению;

- воспитание активной жизненной позиции, резистентности к аддиктивному поведению;

- преодоление сложившихся стереотипов самовредящего поведения;

- обучение методам просветительской работы в сфере ЗОЖ (воспитание волонтеров);

- создание предпосылок к самосовершенствованию и развитию в сфере ЗОЖ;

- развитие готовности к непрерывному гигиеническому воспитанию и обучению (Акимова Е.Ю.).

Мы считаем, что реализация вышеуказанных функций может быть эффективно осуществлена с учетом психолого-акмеологических основ гигиенического воспитания и обучения.

Для описания генезиса понятия «готовность преподавателей к формированию ЗОЖ студентов» нами рассмотрены исходные категории: «образ жизни», «здоровье», «здоровый образ жизни», «ЗОЖ студента медицинского училища». При разработке содержания понятия готовности преподавателя к деятельности по формированию ЗОЖ студентов нами учитывался принцип единства сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн СЛ.). Готовность к деятельности рассматривается нами в контексте целостного индивидуального развития, как интегральное свойство личности, предшествующее, проявляющееся и развивающееся в деятельности.

Исходя из понимания готовности к деятельности как сложного личностного образования человека, которое позволяет успешно осуществлять данную деятельность при наличии соответствующих внешних условий, а в ряде случаев и самому создавать условия, необходимые для ее выполнения, мы сформулировали понятие готовности преподавателя к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов как: интегральное личностное образование, развивающееся в процессе целенаправленной профессиональной переподготовки и позволяющее преподавателю успешно осуществлять деятельность по формированию здорового образа жизни будущих средних медицинских работников.

Как отмечают ряд авторов, в формировании здорового образа жизни и сохранении здоровья индивида большое значение имеет творчество, пронизывающее все жизненные процессы и благотворно влияя на них (В.П. Петленко, 1997, И.А.Васильева, 1990). Так, Ф. В. Василюк (1984) утверждает, что лишь ценности творчества обладают способностью превращать потенциальные разрушительные события в точки духовного роста и приумножения здоровья. В. А. Лищук (1992) же полагает, что развитие духовного мира человека, его творческих способностей способствуют изменению образа жизни, сохранению и приумножению здоровья. Только творческий человек на своем собственном примере способен помочь становлению творческих личностей. Для достижения данной цели преподаватель должен обладать особым качеством личности, а именно -творческой готовностью. В нашем исследовании готовность к формированию здорового образа жизни - многоаспектное понятие, включающее в себя мотивационный, когнитивный, рефлексивный, креативный и деятельностный компоненты.

В исследовании Л.Ю. Минеевой (2001, С.50) говорится о готовности к формированию ЗОЖ как о целостном проявлении личности, особом личностном состоянии, включающем направленность на успешную деятельность. Автор выделяет следующие компоненты готовности: мотивационный, когнитивный, операционный, рефлексивный, мобилизационно-настроечный. При построении структурной модели готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса ведущая и системообразующая роль отводится мотивационному компоненту при пропорционально значимых вкладах прочих. Показатели психологической готовности студента к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса, можно спроецировать на готовность педагога к формированию здорового образа жизни школьников:

- положительное отношение к педагогической деятельности и здоровьесбережению в педагогическом процессе, имеющее для учителя личностный смысл;

- позиция личной ответственности за здоровье свое и детей и понимание необходимости активных действий в этом направлении;

- способность вступать в отношения сотрудничества с каждым учеником через специальные организационные формы этого сотрудничества, несущие здоровьесберегающий потенциал;

- умение перевести учащегося в позицию активно действующего субъекта формирования здорового образа жизни.

Таким образом, формирование ЗОЖ трактуется нами с позиции принципа единства сознания и деятельности. Исходя из принципа единства сознания и деятельности, далее при разработке содержания понятия «готовность преподавателя к деятельности по формированию ЗОЖ», мы уделяем большое внимание характеристике профессиональной педагогической деятельности в области здоровья, включающей: гностический, конструктивный, коммуникативный, организаторский и функциональные элементы (Н.В. Кузьмина).

Работ, посвященных исследованию готовности преподавателей к формированию ЗОЖ студентов, в доступной нам литературе мы не встречали. Но на современном этапе исследована готовность педагога к валеологическому воспитанию школьников, которая понимается Н.М. Полетаевой как состояние личности педагога, позволяющее ему успешно освоить новый вид деятельности - валеологическое воспитание - и сделать новый шаг в своем профессиональном развитии, включая валеологическое развитие. В структуре готовности педагога к валеологическому воспитанию автор выделяет три профессионально-валеологических компонента: когнитивно-валеологический, ценностно-мотивационный, профессионально-технологический.

Е.В. Волынская готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности в здоровье-сберегающем режиме и уровень его культуры здоровья определяются полнотой взаимосвязей компонентов последней: профессионально-ориентированного, практического и личностно-креативного.

Колесникова М.Г. выделяет валеологический (становление ЗОЖ педагога) и профессиональный (способность к валеологической деятельности) компоненты готовности педагога к деятельности в области здоровья школьников. Н.М. Полетаева в структуре готовности педагога к валеологическому воспитанию описывает когнитивно-валеологический (валеологическая грамотность), ценностно-мотивационный (акмеологическая позиция) и профессионально-технологический компоненты.

На протяжении многих лет здоровье и здоровый образ жизни изучались и пропагандировались в основном средствами санитарного просвещения. Эта форма пропаганды ЗОЖ сыграла определенную положительную роль, однако ее эффективность в настоящее время признается не вполне достаточной (Апанасенко Г.Л., 1996; Савкин В.М., 1996; Петленко В.П., 1998). Почему же при очевидной необходимости профилактики заболеваний, особенно неинфекционных, являющихся причиной высокой смертности, медицинские работники мало или вообще не занимаются профилактикой?

На это имеется целый ряд причин:

- важность профилактики, в основном, декларируется (профилактику «заболтали»);

- несовершенство законодательной и нормативной базы;

- слабое финансирование профилактических программ и конкретных мероприятий;

- отсутствие знаний об экономических последствиях проведения/не проведения профилактических мероприятий;

- отсутствие финансовых стимулов для врачей и медсестер заниматься профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

Медицинские сестры (как и весь средний медицинский персонал):

- мало привлечены к профилактической работе;

- не получают должной поддержки и поощрения в том, чтобы работать самостоятельно;

- отсутствует четкое разграничение функциональных и должностных обязанностей в области профилактики заболеваний между структурами федерального, регионального и муниципального уровней, а также координация этой деятельности;

- нет достаточных знаний и навыков по организации работы с населением за пределами поликлиники;

- недостаточное участие центров медицинской профилактики в предупреждении заболеваний на уровне популяции;

- мало инициативы снизу, ожидание указаний сверху (Хальфин Р.А., Оганов Р.Г.).

Мы считаем, что для плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у медиков. Информация о здоровье и конкретные программы - это информационный блок, который медики должны представлять пациенту. Обучить его диагностировать уровень собственного здоровья, рассказать о применяющихся профилактических и оздоровительных программах. Однако эта деятельность (которая в основном и осуществляется) не гарантирует заботы о состоянии здоровья. Наиболее сложным является побуждение у человека желания действовать. Это определяется местом здоровья в структуре ценностей. Анализ этого вопроса показывает, что с каждым годом увеличивается число лиц, вносящих здоровье в основные ценности. Однако заботятся о своем здоровье (регулярное проведение оздоровительных мероприятий) все также мало людей. В настоящее время наблюдается парадокс: при положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10 -15% людей, принявших участие в анкетировании (Э.М. Казин и др.).

Здравоохранение в России носит лечебно-профилактическое направление, однако большее внимание уделяется диагностике болезней и лечению больных. Служба здоровья представлена недостаточно. Непростительно мало внимания уделяется здоровью здоровых людей. Поэтому важнейшим элементом ЗОЖ является медицинская активность каждого человека, сознательная ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Эмпирическим путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия физической культурой, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т. е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее станет каждый конкретный человек и общество в целом.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Пробудить у пациента желание заботиться о своем здоровье возможно, только если сам медик понимает важность активных действий для сохранения и укрепления здоровья.

Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью. Поэтому на современном этапе развитие готовности преподавателя медицинского училища к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов - будущих медиков к решению проблем укрепления и сохранения здоровья населения является особенно актуальным.

Понятие «готовность преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов» неразрывно связано с категорией «культура здоровья педагога» - развитой направленностью к формированию, сохранению и укреплению здоровья, физическому и нравственному самосовершенствованию через здоровый образ жизни, а так же способность к творческой реализации валеотехнологий в образовательном процессе (Г.А.Халемский).

В своей профессиональной деятельности медицинский работник решает следующие вопросы:

- диагностика состояния здоровья,

- прогнозирование изменений в состоянии здоровья,

- возможность оказать влияние на состояние здоровья (укрепление здоровья, профилактика заболеваний).

Успешность решения поставленных задач определяется не только уровнем знаний по проблемам укрепления здоровья, но и собственной установкой медика на приоритетность задач укрепления здоровья, так как проблемы лечения заболеваний, оказания неотложной помощи, считаются более важными для профессиональной деятельности. Но не следует забывать, что именно сохранение и укрепление здоровья является основной задачей медицины. От отношения медиков к проблемам здоровья зависит и отношение самих пациентов к сохранению и укреплению собственного здоровья. И если медики выделяют приоритет - лечение заболеваний, то и население ориентируется в основном на лечение заболеваний, а не на поддержание и укрепление собственного здоровья.

Для пациентов особенно важно ориентироваться в огромном разнообразии факторов, влияющих на здоровье, знать, как организм сам справляется с неблагоприятными воздействиями, и уметь помочь ему в этом. В связи с этим одна из основных задач профессиональных медицинских работников в области валеологии - повышение медицинской грамотности населения.

Результаты исследования Перевозчиковой Е.В. (2001) показали, что обучение основам здорового образа жизни способствует повышению валеологической грамотности и мотивации будущих педагогов, однако валеологическое образование только в рамках предметного обучения является недостаточно эффективным, так как не решает комплексную проблему формирования здорового образа жизни. Это доказывает необходимость внедрения многокомпонентной, этапной системы валеологического образования и воспитания. Формирование культуры субъектов образовательного процесса по вопросам формирования здорового образа жизни возможно только в условиях создания системы непрерывного валеологического образования в рамках всех образовательных социальных институтов: дошкольного, школьного, профессионального образования (Казначеев В.П., 1996; Казин Э.М., Вашлаева Л.П., 1998; Гаджиев С.А., 1999; Толстова С.Ю., 2000; Ишухина Е.В., 2000). Мы считаем, что именно медицинское профессиональное образование должно сыграть определенную роль в разрешении комплексной проблемы формирования здорового образа жизни. Однако медицинскому работнику необходимо иметь достаточный запас знаний не только в области медицины, но и педагогики и психологии. На уровне высших учебных заведений первостепенной задачей сегодня является создание необходимой теоретической и методической базы для полноценной подготовки учителей в вопросах формирования здорового образа жизни (Г.К. Зайцев, 1997, С.92). Введению данного компонента в содержание педагогического образования благоприятствует то, что студенты педагогических ВУЗов и учителя проявляют заинтересованность в валеологических знаниях и готовность к овладению новой специальностью - «учитель здоровья» (А.В.Ляхович, А.И.Маркова, Л.В.Медведь).

Таким образом, образование в области здоровья рассматривается как непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, взаимосвязи между ним и культурой здоровьесбережения, здоровым образом жизни. Образование в области здоровья предусматривает привитие и усвоение таких умений, а также соответствующих им правил и гигиенических норм, которые позволяют человеку принимать ответственные решения, мотивируют его на здоровье и здоровый образ жизни, обосновывают и определяют адекватное поведение здоровой личности. Цель образования в области здоровья – не только усвоение медико-гигиенических знаний, но и, прежде всего, воспитание культуры здоровьесбережения, привитие нравственно-этических и эстетических навыков доброго, бережного отношения к себе и своему здоровью, здоровью окружающих и будущих поколений. Только развивая готовность преподавателя к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов, можно реализовать цель образования в области здоровья и влиять на важнейшее нравственно-ценностное направление развития личности - здоровый образ жизни и формировать знания в области здоровья, развивать навыки и воспитывать эколого-гигиеническое поведение. Безусловно, творческое отношение к профессии – важнейший компонент качества подготовки будущего специалиста.

Важной является готовность к продолжению образования по вопросам формирования здорового образа жизни, которая характеризуется такими личностными качествами преподавателя как стремление расширить диапазон восприятия жизни и углубить ее понимание, а так же развитые умения и навыки к систематической здравотворческой деятельности. Готовность к самообразованию в области здоровья выражается в умении соотносить мир знаний и реалий, в способности самостоятельно ориентироваться в источниках информации, критически осмысливать и использовать их.

Отсутствие мотивации здорового образа жизни делает вполне обоснованными попытки поиска рационального подхода к формированию здоровья молодежи, создание технологий способных обеспечить формирование личностных установок на здоровый образ жизни. Студенты медицинских училищ и колледжей должны быть подготовлены в вопросах ЗОЖ. Отсутствие единой научно-обоснованной методологии и технологий развития готовности преподавателей в вопросах формирования ЗОЖ студентов, недостаточная интеграция деятельности специалистов различного профиля по формированию ЗОЖ студентов и всего населения снижает эффективность данной работы. Необходима разработка теоретико-методических основ подготовки будущих медиков к воспитанию и формированию знаний и навыков здорового образа жизни по следующим направлениям (Якушанец О.И., 1994; Мельникова М.М. и др., 1996; Вишневский В.А., и др., 1997; Галеева С.Г. и др., 1997; Афанасьева Е.Г., 1997):

1. осуществление взаимосвязи образа жизни и здоровья населения, формирование жизненных стереотипов, связь с личностно-мотивационными особенностями индивида, выработка ценностных ориентации и комплексного мировоззрения по формированию ЗОЖ;

2. формирование приоритетного отношения к своему здоровью, воспитание мотиваций здорового образа жизни, навыков и умений, которые станут неотъемлемой частью поведенческих реакций;

3. осуществление дифференцированного подхода к каждой группе студентов, учитывая их отличия в образе жизни, установки, эталоны поведения и индивидуальные психофизиологические особенности;

4. создание комплекса средств для обучения и объективных условий для формирования практических навыков по укреплению здоровья: организация спортивной работы, досуга, нетрадиционные методы оздоровления.

Таким образом, доказана необходимость разработки теоретико-методических основ подготовки будущих средних медицинских работников к формированию знаний и навыков здорового образа жизни, а для этого преподаватели медицинского училища должны быть готовы к данному виду деятельности. При изучении проблемы готовности преподавателя к деятельности по формированию ЗОЖ студентов особое внимание нами было уделено разработке содержания данного понятия. Среди множества подходов к трактовке готовности педагога к профессиональной деятельности, наиболее соответствующим целям и задачам нашего исследования является научный взгляд Н.В. Кузьминой, которая включает в содержание данного понятия следующие элементы: ценностное отношение к предстоящей деятельности, компетентность, направленность на будущую деятельность, умелость в решении текущих проблем, ответственность. Относительно готовности преподавателя к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов, мы пришли к следующему пониманию данных элементов.

Ценностное отношение к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов включает: осознание первостепенной значимости и необходимости сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; приоритетное ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью студентов; формирование позитивного в отношении здоровья поведения; любовь к профессии; реализацию внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонию с экологической и социальной средой; создание мотивации и использование оздоровительных технологий не только в процессе обучения, но и в течение всей жизни человека.

Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя понимается нами как способность к выполнению профессиональных задач в сфере формирования ЗОЖ, основанная на знаниях, умениях, навыках и опыте работы в данной области, проявляющаяся в знании психологии восприятия, понимания, усвоения учебной информации по вопросам формирования здорового образа жизни. Особенностями профессионально-педагогической компетентности преподавателей в вопросах ЗОЖ являются: индивидуальный подход к студенту как с точки зрения индивидуально-конституционных особенностей, так и количественной оценки резервных возможностей организма; создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния студента, а также гармонии с экологической и социальной средой; преимущественное использование обширного арсенала здоровьесберегающих технологий обучения, реализация которых является ключевым моментом профессионально-педагогической компетентности преподавателей; специфика подачи учебной информации по формированию здорового образа жизни студентов и применение ее на практике; учет достоинств и недостатков собственной деятельности в развитии творческой готовности к формированию здорового образа жизни студентов.

Профессиональная направленность преподавателей на формирование здорового образа жизни студентов - это психическое свойство личности, ориентирующее деятельность педагогов на активное формирование здорового образа жизни. Она включает потребности, мотивы, установки, цели и мировоззрение человека. Установка в отношении здоровья -разновидность социальной установки, представляющая собой общую предрасположенность индивида действовать определенным образом в отношении своего здоровья, занимать ту или иную позицию, высказывать определенные суждения, вести себя определенным образом в конкретной ситуации, так или иначе имеющей отношение к здоровью.

Профессиональная умелость преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов включает в себя владение основами искусства, мастерства и творчества в решении созидательных задач, связанных с воплощением профессионального замысла по формированию ЗОЖ студентов, рассчитанных не только на весь период обучения, но и на всю жизнь.

Профессиональная ответственность преподавателей перед собой, студентами, их будущим, понимается нами как свойство личности, основанное на владении искусством проектирования деятельности по внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения, обоснование авторской системы деятельности по формированию ЗОЖ.

 

АВТОР: Буланова Л.Б.