01.12.2011 18360

Специфика врачебной деятельности

 

В настоящее время, ряд специалистов высказывает обеспокоенность в отношении того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это может проявляться в виде разочарования в профессии, деморализации, нарастающей склонности к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также ухудшению психического здоровья врачей, снижению устойчивости браков, развитию склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя. Высокая патогенность медицинской работы для практикующих врачей волнует исследователей и в связи с тем, что их здоровье жизненно важно для безопасности и качества их профессиональной деятельности.

При сравнительном анализе трудовой деятельности различных категорий медицинского персонала Е.М. Bates и B.N. Moore показали наибольшую вероятность развития стрессов. у врачей. Причина их - конфликты, большая ответственность и личный риск, функциональные перегрузки.. Авторы подчеркивают недостаточную подготовленность врачей к нагрузкам, присущим их работе, к возможным внутренним конфликтам из-за служебных, профессиональных и семейных интересов, а так же необходимость эмоциональной, разрядки после общения со старшими, более опытными коллегами, с ближайшими родственниками больных.

Провести точную оценку распространенности феномена психического выгорания во врачебной среде весьма трудно, поскольку она зависит от взаимодействия различных организационных, внешних и индивидуальных факторов. Тем не менее, в зарубежных исследованиях указывается, что выгорание наблюдается у 40% врачей в степени, достаточной для нарушения личного благополучия и профессиональной деятельности.

В литературе описаны результаты эмпирического исследования распространенности психического выгорания среди различных врачебных специальностей.

Так, например, в одном из самых крупных исследований 2671 финских врачей симптомы выгорания и суицидальных мыслей были изучены с помощью опросника. Среди мужчин наиболее высокие показатели синдрома выгорания были выявлены у специалистов в области общей медицинской практики и профессиональной патологии, общей и детской психиатрии, внутренних болезней, онкологии, пульмонологии, дерматологии и венерологии. Среди женщин они были выявлены у специалистов в области общей медицинской практики и профессиональной патологии, радиологии, внутренних болезней, неврологии, пульмонологии, дерматологии и венерологии.

Синдром психического выгорания был изучен в США в репрезентативной выборке 1840 врачей, специализировавшихся в области инфекционных болезней. Высокую степень эмоционального истощения отмечали у себя: 43% этих врачей, а значительный уровень деперсонализации - 40.3%. Несмотря на наличие синдрома; сгорания, количество баллов, оценивающих собственные успехи, у них оставалось высоким, 91.8% отмечали высокий уровень достижений в работе. Синдром выгорания оказался - весьма распространенным и среди врачей; общего профиля. Например, врачи общейi практики из Южной Австралии (п = 966), заполняя опросник, предоставили информацию по трем симптомам синдрома выгорания, в частности эмоциональному истощению, деперсонализации, оценке достижений.

Синдром. сгорания был описан и у психотерапевтов: предполагается, что 2-6% психотерапевтов проявляют признаки этого состояния, и проблема чаще, касается врачей, работающих в стационарных учреждениях.

В исследовании, проведенном среди врачей-психиатров, психиатров-наркологов и психотерапевтов (п=271) Республики Беларусь было выявлено, что почти 80 % имеют различную степень выраженности признаков выгорания, а 7,8 % имеют резко выраженный уровень психического выгорания, ведущий к нарушению личного благополучия и профессиональной деятельности.

Ларенцова Л.И; с коллегами изучали распространенность психического выгорания у врачей - стоматологов (п=272) и показали, что 8,1 %, из обследованных, имеет высокие показатели психического выгорания.

Существует классификация профессий по «критерию трудности и вредности» деятельности (по А.С. Шафрановой):

1. Профессии высшего типа - по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

2. Профессии среднего (ремесленного) типа - подразумевают работу только над предметом.

3. Профессии низшего типа - после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Профессия врача относится к профессиям высшего типа, так как она требует постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности.

Анализ литературы свидетельствует о том, что профессиональный труд врача отличает высокая эмоциональная загруженность и имеется большое количество эмоциогенных. факторов, как объективных, так и субъективных, которые оказывают негативное воздействие на труд врача, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс.

Серьезный психологический кризис у врача может быть связан с неблагоприятным течением заболевания у пациента, в том числе с летальным исходом. Медицинские работники часто переживают эмоциональный стресс, сталкиваясь лицом к лицу со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1. Реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга...)

2. Потенциальная (когда от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит жизнь больного). Смерть как угроза, как потенциальная возможность вызывает сильнейшее эмоциональное напряжение.

3. Фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных...).

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию, что далеко не всегда удается.

В медицинской практике неблагоприятное течение заболевания, летальные исходы даже на фоне адекватного лечения, а тем более как следствие врачебной ошибки являются психической травмой.

Спецификой деятельности медицинских работников является то, что велика цена ошибки, которую может совершить врач. Ни один человек, даже при самом добросовестном исполнении своих обязанностей, в любой профессии и специальности, не свободен от ошибочных действий и суждений. Но ошибки врача в его диагностической и лечебной работе существенно отличаются от ошибок представителя любой другой специальности. Именно от правильности его работы зависит здоровье, а иногда и жизнь больного.

Накопился большой фактический материал, свидетельствующий о том, что врач не только благо, но и нередко - большое зло, что действия дезадаптивного врача не только улучшают и спасают жизнь, но иногда делают ее невыносимой или даже отнимают ее. Рассматривая причины возникновения врачебных ошибок можно условно разделить их: на две большие группы: объективные, т.е. не зависящие от самого врача и степени его профессиональной подготовки и субъективные, которые прямо зависят от подготовленности врача к: медицинской деятельности и его личностных особенностей. Одна из причин возникновения ошибок заключается в том, что врач имеет дело с самым сложным творением природы - человеком. Происходящие в организме человека очень сложные. физиологические процессы еще не изучены, до конца. Кроме того, сам диагностический процесс можно сравнить с решением многофакторной математической задачи, уравнения со многими неизвестными, причем алгоритма для решения такой задачи не существует. К этому можно добавить, что в ряде случаев у врача мало времени для принятия решения. По мере развития медицинской науки число диагностических ошибок, возможно, будет уменьшаться. Вместе с тем, уменьшить количество и качество - ошибок, обусловленных недостаточной квалификацией врача, можно только при значительном повышении качества подготовки врачей в медицинских вузах и на постдипломном этапе, при самостоятельной работе каждого врача над повышением своих профессиональных теоретических знаний и практических умений. Необходимость постоянного развития и совершенствования обусловлена тем, что медицина это быстро развивающаяся: наука. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился врач, он не может считать свою профессиональную подготовку окончательно завершенной. В современных условиях есть много экономических, административных и бытовых препятствий для постоянного совершенствования врача как профессионала, что, на наш взгляд, также не может не являться стрессовым фактором. Осознание недостаточности знаний о болезнях и отсутствия возможности их излечения так же может служить источником разочарования и самобичевания.

В психологической и медицинской литературе активно обсуждается вопрос о ятрогениях как неблагоприятных последствиях деятельности врачей. Краткий словарь современных понятий и терминов определяет ятрогении как « психогении, обусловленные неосторожными высказываниями или поведением медработников, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни». Т.е. ятрогении это отрицательное психологическое воздействие врача; Во многом ятрогенность поведения врача зависит от сложившегося стереотипа отношения к больным. Шапошников рассматривает 4 типа: административно-бюрократический («не мой больной»), аппаратно-технологический («больной как прибор, подлежащий ремонту»), социально-экономический («деньги - здоровье»), морально-этический: К сожалению, первые три типа, наиболее часто встречающиеся у врачей с профессиональной деформацией - являются предпосылками: для ятрогенного поведения. Помимо того, причинами ятрогении могут быть: не информирование больного и его родственников о его состоянию и заболевании; ложная информация; чрезмерное раскрытие информации больному или его окружению; вербальная и невербальная демонстрация отрицательного отношения к больному.

Неблагоприятные последствия деятельности врача, вред, причиненный им больному, - ноле обоюдоострый. Все, что происходит с пациентом, не может в той или иной степени не отражаться на враче. Все это так же является эмоциогенными факторами, которые влияют как на врача, так и на качество оказываемой - им медицинской помощи.

При этом возникает не всегда обоснованное чувство вины. Такие психические травмы могут приводить к серьезным психологическим последствиям, к различным психосоматическим заболеваниям, а возможно и к психическим нарушениям, к суицидальным попыткам. (С.И. Ашбель, В.Ф.Кириллов; АЛ. Зильбер).

По мнению исследователей, выгорание чаще всего наблюдается у представителей профессий, связанных с оказанием непосредственной помощи людям и осуществлением ухода, хотя не ограничивается ими. Возможно, самым важным фактором в этом случае является потребность в чувстве эффективности своей работы, поскольку именно действенность помощи другим является одной из основных целей деятельности, общей, для всех медицинских работников. В исследованиях показано, что характер работы с хроническими, неизлечимыми и умирающими пациентами - такими как психические больные или пациенты со СПИДом, особенно часто ведет к развитию синдрома выгорания. Важными факторами здесь являются: «неспособность помочь клиенту в состоянии острого горя» и «отсутствие видимого прогресса при работе с клиентами».

B ряде исследований были выявлены полярные отличия между «специалистами с высокими уровнями выгорания», работа которых связана с хроническими больными, неизлечимыми или умирающими пациентами (например, в области онкологии, пульмонологии или психиатрии) и «специалистами с низким уровнем выгорания», чаще сталкивающимися' с излечимыми болезнями и благоприятными прогнозами (например, в акушерстве и гинекологии, оториноларингологии, офтальмологии).

Высоко эмоционально загруженным и стрессогенным периодом для медицинского работника является вхождение в профессию. Интересен подход к процессу становления молодого врача с точки зрения «архетипического» подхода.

«Профессиональная (социальная, продуктивная) деятельность человека, особенно в части наиболее распространенных профессий, не может не иметь архетипической подоплеки. Все виды специализированной деятельности «растут» из зерен повседневных занятий человека. Момент осознания важности специальных знаний и умений в той или иной области деятельности не может не вызвать удивления и интереса современников и они очень часто дают меткие, образные характеристики народившемуся». Так, например, для обсуждения проблем профессионализации врача А. Гутгенбюль-Крейг вводит архетип «раненого целителя» (отталкиваясь от образа кентавра Хирона, учителя и покровителя медицины в Древней Греции Асклепия - в латинской транскрипции Эскулапа). Важно, что сам Хирон страдал от не заживаемой раны, которая одновременно служила источником непрекращающегося страдания и сопутствующей этому мудрости. «Медиков привлекают архетипические противоположности здоровья и болезни... К сожалению не все из тех, кто становится врачами, в состоянии длительное время переносить сосуществование двух полюсов архетипа «раненого целителя» - целителя и больного. Иллюстрацией сказанному могут служить студенты медицинского факультета, которые в период своего обучения переживают стадию страха перед перспективой заболеть всеми изученными ими болезнями. Например, ознакомившись с симптомами туберкулеза, они начинают подозревать, что больны этим опасным заболеванием. Соприкоснувшись во время практики с пациентами, страдающими раком, студенты пугаются, что заболеют раком сами и т.п. Данный психологический феномен зачастую понимается как невротический. Бывалые врачи смеются над мнительными студентами и с благодушием вспоминают, как сами переживали подобное, однако не придают этому никакого значения. Тем не менее именно так называемая невротическая стадия обучения студентов медицинского факультета оказывается для последних своего рода распутьем, и ставит их перед внутренним выбором. В этот момент студенты начинают понимать, что все изучаемые болезни заложены в них, поскольку врач тоже человек. Тем самым студенты становятся «ранеными целителями». Зачастую ноша для них невыносима, и они вытесняют полюс болезни. Однако студенты могут найти в себе силы, необходимые для того, чтобы ощутить собственную уязвимость, интегрировать ее и стать истинными «ранеными целителями».

Если же, по А. Гугенбюль-Крейгу, происходит «расщепление» архетипа и «целитель» теряет контакт со своей «раненой» частью ипостаси (избегая тем самым страдания, дискомфорта), то мы можем наблюдать один из главных феноменов профессиональной деформации: «влияние» врача на пациента (клиента) трансформируется во «властные» притязания.

Врач начинает испытывать переживание абсолютного превосходства над больным, одновременно лишая себя возможности взаимодействия по ходу лечения. К сожалению, инфантилизированные пациенты часто провоцируют этот процесс, отказывая себе в возможности активно сопротивляться заболеванию: Отсюда следует и поддерживаемый рядом врачей-практиков псевдологический вывод о невозможности объяснить пациенту характер лечебных процедур, за этим следует сокрытие диагнозов, засекречивание медицинской документации.

В социально-психологическом плане эта проблема остро предстает в требованиях безоговорочной передачи власти по тому или иному вопросу «неким профессионалам», которые, в свою очередь, призваны решать эти важнейшие вопросы за1 большинство остальных, соответственно, «непрофессионалов». Все это проявления профессиональной деформации медицинских работников.

В связи с вышеизложенным в современных условиях достаточно остро стоит проблема готовности врачей к работе: в условиях «новой» модели отношений «врач-больной». Существует две модели отношений «врач- пациент», которые можно обозначить как три «Р»: physician-prescription-patient (врач -рецепт-пациент),- и три «С»: consultant-contract-client (консультант -контракт-клиент). Современные врачи начинают работать в условиях второй модели, когда человек, пришедший за профессиональной медицинской консультацией (помощью) становится активным участником (соучастником) терапевтического процесса. В этих условиях человек не должен быть пассивным объектом в руках врача, не должен надеяться только на вмешательство извне (то есть на то, что ему предпишет врач, а сам оставаться в; бездействии). Согласно такой- модели взаимоотношений, больной подписывает с врачом некий «контракт» о том, что будет сотрудничать с врачом и добровольно придерживаться определенной дисциплины, но в остальном за свою жизнь он несет ответственность сам. и становится, таким образом, равноценным партнером врача. Клиентом он становится вследствие принятия на себя ответственности, что требует определенной смелости, а также исключительной добровольности в принятии решения лечиться. От выполнения контракта зависит с одной стороны здоровье пациента, а с другой - размер материального вознаграждения врача. Ни система подготовки в медицинских Вузах, ни российский врачебный' менталитет не готовят будущих врачей к работе в новых условиях, что приводит к еще большим профессиональным стрессам.

Благодаря прогрессу медицины в борьбе с острыми заболеваниями картина смертности значительно изменилась. В настоящее время доминируют хронические заболевания (такие как коронарные нарушения и рак), которые и являются частой причиной смерти. Хронические заболевания не могут эффективно лечиться только с помощью традиционных методов: Напротив, главную роль здесь будут играть образ жизни и поведение человека. Характерно, что образ жизни, пагубно сказывающийся на здоровье (курение, алкоголизация, нарушения питания) чаще встречается у взрослых и корригируется с трудом. Эффективная работа в сфере профилактики связана с тремя вопросами: изучение мотивов; провоцирующих рискованное (в отношении здоровья) поведение; во-вторых, психологическая подготовленность в части; умений эффективного лечебно-профилактического воздействия; в третьих, воспитание модели здорового поведения. В этом случае от медицинского работника требуется выполнение не только роли врача, но и роли «советника по жизни» или учителя, который грамотно, с учетом особенностей пациента объяснит, как жить в новых условиях, как помочь самому себе снизить риск осложнений своего состояния. В; этом случае возникает ролевой конфликт, т.е. противоречие между функциями работника. К сожалению, в подготовке врачей в медицинских вузах и на факультетах повышения квалификации подготовка врачей к такой деятельности отводится очень мало времени. Кроме того, до сих пор нет сформировавшейся программы формирования культуры здорового образа жизни российских граждан. В этих условиях врач; сам, не всегда ведущий здоровый образ жизни (в силу того, что у самого не сформирована культура здоровья и недостатка времени для заботы о себе), и отчасти поэтому тоже больной, должен пропагандировать здоровый образ жизни среди своих пациентов. Возникает так называемая ролевая амбивалентность, когда у врача отсутствует значимая информация для эффективного выполнения деятельности.

Все это является дополнительным стрессогенным фактором медицинской деятельности.

Эмоциогенным фактором медицинской деятельности является двусмысленность, неоднозначность требований к работе. В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан подавляющее число статей посвящено охране прав пациента. Врач должен выполнять свою работу в соответствии с этими статьями на благо пациента и несет за это: определенную-юридическую ответственность. Кроме того, существуют многочисленные приказы местного, федерального уровня, давление со стороны страховых компаний; руководства учреждений, в которых трудится врач. Если он не подчиняется необоснованным порой требованиям или выполняет их не должным образом, то его наказывают. Следовательно, врач постоянно находится в: тисках медико - экономических стандартов, тех требований? к объему медицинскою помощи и диагностических вмешательств, которые он должен, выполнять по отношению к пациенту. Однако финансирование здравоохранения не соответствует этому объему, и врач становится заложником несоответствия декларации и реальности, в которой он действует и которая заставляет его выходить за рамки закона. Кроме того, в современных условиях медицинский работник часто вынужден пренебрегать потребностями клиентов при предпочтительном соблюдении; административных, финансовых и бюрократических интересов самого учреждения. Все это в целом приводит к ограничению свободы действий и использования имеющегося потенциала врачей, что тоже может быть эмоциогенными факторами.

Для российского врача эмоциогенным фактором является посвящение большей части времени «бумажной» работе: выписка рецептов и назначений, записи в истории болезни и амбулаторной карте, написание эпикризов и выписок из истории болезни, написание различных отчетов и т.п. Ведение медицинской документации вменено в обязанности врача. Нередко она выполняется во внерабочее время, т.к. в основное время врач должен лечить пациентов. За неправильное оформление или не заполнение документов в срок в медицинских учреждениях над врачом постоянно висит риск штрафных санкций (выговор, лишение премий, отказ в подтверждении или повышении врачебной категории, увольнение и пр.). Кроме того, медицинская документация часто является одним из важнейших документов, которые фигурируют в судебных инстанциях в случае судебного преследования.

К дополнительным эмоциогенным факторам медицинской деятельности можно отнести и факторы рабочей ситуации и организации, имеющие место в службах здравоохранения. Недостаточность финансирования современной медицины приводит к тому, что физические условия в которых вынуждены работать врачи в большинстве государственных медицинских учреждениях могут не отвечать санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие физического комфорта в рабочих кабинетах, помещений для отдыха, нехватка самого необходимого для работы (бумаги, ручек, халатов, лампочек...) являются дополнительным стрессом для врачей. Кроме того, отсутствие: необходимого оборудования и медикаментов, мест в стационарах, недостаток узких специалистов; приводит к невозможности оказания в должном объеме: помощи больным по независящим от медицинского персонала причинам. Все это усиливает эмоциональную и физическую нагрузку профессиональной деятельности врача и как следствие провоцирует выгорание у врачей.

В некоторых зарубежных исследованиях было показано, что наиболее подвержены выгоранию врачи государственных медицинских учреждений по сравнению с их коллегами, имеющими частную практику. Вместе с тем, следует учесть, что различия могли быть обусловлены личностными характеристиками специалистов, решившихся заняться частной практикой, различиями психосоциальных аспектов частной практики и общественных служб, а также составом обслуживаемых клиентов, ибо клиенты частных агентств вряд ли могут оказаться бедными, безработными, престарелыми или: с низким образовательным цензом.

Для большинства медицинских специальностей характерна однообразность и монотонность работы. Однообразное и многократное повторение одних и тех же трудовых действий при перегруженности пациентами и недостатке времени для выполнения работы приводит к возникновению утомления врача. При этом наблюдаются изменения в субъективной стороне работоспособности: ухудшается настроение, чаще возникают отрицательные эмоции, появляются жалобы на сонливость, усталость и скуку. Все это отрицательно влияет на эффективность врачебной деятельности, на удовлетворенность медиков своим трудом, может приводить к мотивационной и эмоциональной неустойчивости и являться одной из предпосылок для возникновения синдрома выгорания у врачей.

К эмоциогенным факторам деятельности врача можно отнести и то, что в современных условиях имеется недостаточное вознаграждение материальное и. моральное за их труд. С одной стороны, оплата труда врача не компенсирует физических и психических затрат их деятельности, она не позволяет вести; им достойный образ жизни и приходится искать дополнительные источники доходов (работа на полторы ставки, ночные дежурства, совмещение в других учреждениях и др.), что ведет еще- к большей перегрузке. С другой стороны, недостаточно разработанные системы морального поощрения, в виде одобрения со стороны администрации и благодарности пациентов и их родственников, при наличии целого списка разнообразных штрафных санкций может приводить к неудовлетворенности врачами своим трудом, к еще большим эмоциональным перегрузкам. Многие исследователи отмечают, что недостаточное вознаграждение или его отсутствие способствуют возникновению выгорания.

Разные медицинские специальности отличаются по уровню эмоциональной загруженности профессиональной деятельности. Психологический анализ деятельности и изучение литературных источников показали, что наиболее стрессогенным является труд врачей хирургического профиля. Деятельность специалистов хирургического профиля (хирургов, акушеров-гинекологов, анестезиологов) сопряжена с высокой степенью ответственности, необходимостью рисковать здоровьем и жизнью других людей, самостоятельным приемом срочных решений, обусловленных дефицитом времени. Одновременно с этим специфика этой работы требует от врача физической силы, выносливости, высокого индивидуального мастерства и связана со значительной нагрузкой, на различные анализаторы, опорно-двигательный аппарат, кардио-респираторную систему и т.д.

По классификации ВОЗ профессия хирурга относится к разряду социально опасных, так как хирургу разрешено наносить «повреждения» телу человека, как с согласия больного, так и без его согласия в особых случаях.

Особенностью хирургии как отрасли медицины является то, что основной метод лечения, не применяемый; в других отраслях медицины - операция, т.е. «ручное вмешательство в патологический процесс с целью устранения или исправления».

Молодые врачи - хирурги в течение первых, лет работы находятся в стрессовых условиях, т.к. 2 года подготовки - это недостаточный срок, чтобы накопить необходимый опыт. Ряд специалистов хирургов пишут, что становление хирурга в нашей стране «залито потом хирурга и кровью пациентов».

Работа хирурга ответственна и напряженна, в ней не может быть главного и второстепенного, значимого и малоценного - вся его деятельность, от первой встречи с больным-до напутственного слова после выздоровления - есть единый процесс возвращения здоровья, нередко и жизни, возможности активно и творчески трудиться.

Отличительными моментами работы специалистов хирургического профиля являются:

1. Хирург постоянно сталкивается с необходимостью решать (и порой; в считанные минуты) сложнейшие проблемы, за которыми стоят, прежде всего, жизнь и здоровье человека. Это не только диагностика, но и определение степени: риска операции, целесообразности тех или иных дополнительных диагностических и лечебных манипуляций, получение согласия больного и его родственников на срочное хирургическое вмешательство. Принятие таких решений требует большого напряжения моральных сил, мобилизации опыта и' знаний, глубокого понимания степени; ответственности перед больным, коллективом учреждения, в котором он работает. Сложность положения хирурга усугубляется и тем, что он не может гарантировать абсолютного успеха и в то же время должен найти возможности снижения операционного риска, а в случае, когда такой риск превышает риск самой болезни, иметь мужество сказать об этом.

2. Гуманизм профессии хирурга требует исключительного, внимательного отношения к крайне тяжелым больным или умирающим. Именно им в первую очередь оказывается неотложная медицинская помощь, которая далеко не всегда приводит к желаемому результату.

3. В процессе работы врачей хирургического профиля отмечается воздействие ряда неблагоприятных факторов:

- Ненормированный рабочий день с неравномерным распределением рабочей нагрузки в течение рабочей недели и года;

- Сочетание ночных дежурств с активной операционной деятельностью и работой в дневное время;

- Неоптимальный климат в рабочей зоне хирурга ведущий к сильному тепловому облучению и влагопотерям;

- Вынужденность рабочей позы хирурга, вызывающая мышечные перегрузки и изменения со стороны опорно - двигательной системы;

- Применение анестетиков во время операции и их накопление в организме в течение рабочей недели;

- Радиационное облучение при выполнении диагностических и лечебных мероприятий.

По степени напряженности группа врачей хирургического профиля относится к 4 группе (тяжелая). Кроме того, врачи хирургического профиля по характеру трудовой деятельности могут быть отнесены к группе повышенного риска относительно ИБС, гипертоническая болезнь.

Таким образом, проведенный психологический анализ деятельности врача и анализ имеющихся литературных источников позволяет сделать вывод о том, что труд медицинских работников относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Профессиональная деятельность врача отличается высокой эмоциональной загруженностью и имеется большое количество эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые оказывают негативное воздействие на труд врача, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Все это создает условия для высокого риска формирования синдрома психического выгорания у медицинских работников.

 

АВТОР: Большакова Т.В.