01.12.2011 7933

Роль различных факторов в формировании феномена «психического выгорания»

 

Анализ конкретных работ по изучению синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия исследователей были направлены на выявление факторов, вызывающих «выгорание». Традиционно эти факторы группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Некоторые авторы выделяют и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Рассмотрим результаты исследований указанных выше факторов в их связи с феноменом психического выгорания.

В некоторых работах подчеркивается доминирующая роль особенностей профессиональной деятельности в возникновении выгорания. Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является представительной в области исследования выгорания.

При изучении влияния условий работы основной упор был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически во всех исследованиях этого направления показано, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

Анализ работ, посвященных роли содержания труда в возникновении выгорания показал, что эта группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентом: количество клиентов, частота их обслуживания, степень глубины контакта с ними. Данные относительно; взаимодействия между выгоранием и количеством клиентов, обслуживаемым за определенный период неоднозначны. Ряд исследований подтверждает наличие положительной связи между этими переменными, но в некоторых такой; связи не было обнаружено. Можно предположить, что отсутствие связи может опосредоваться и другими факторами, в частности, продолжительностью этого контакта. Так, в работе P. Vierick показано, что продолжительный контакт с одним клиентом; в течение рабочего периода может способствовать развитию выгорания.

Более определенную тенденцию обнаруживает сопоставление глубины контакта с клиентами и остроты их проблем. Близкий контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее ярко проявляется влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в = эффективности их решения. Это работа с хроническими больными или людьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями (СПИД, рак и некоторые др.) и т.д.

Важным фактором, взаимодействующим с выгоранием является степень самостоятельности и независимости профессионала в своей; деятельности и возможность самостоятельно принимать важные решения. Указанные переменные отрицательно коррелируют с выгоранием.

Среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания, наиболее важными являются взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали. Решающую f поддержку в этом плане играет социальная поддержка коллег и лиц, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению. В большинстве исследований выявлена отрицательная; зависимость между выгоранием и социальной: поддержкой у представителей практически всех профессий, связанных с оказанием профессиональной, помощи людям.

Наиболее значимой для работников является поддержка от супервизоров и администрации, что отмечается рядом авторов. Более того, некоторые исследователи подчеркивают, что конфликты по горизонтали в группе работников гораздо менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое профессиональное положение.

Тем не менее, социальная поддержка от коллег и других референтных групп, хотя ив меньшей степени, также является важным фактором в предотвращении выгорания. Ряд исследований показывает, что инструментальная, информационная и эмоциональная поддержки, особенно в условиях ролевого конфликта и большого объема работы, имеют более тесную связь с выгоранием.

Есть ряд исследований, которые посвящены изучению влияния стиля руководства на тенденцию к выгоранию у подчиненных. Отмечается ' незначительная корреляция между этими двумя переменными, причем демократический стиль, руководства в меньшей степени способствует возникновению выгорания.

Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда: и выгоранием проводился в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов (учеников, больных, клиентов и т.д.).

Практически все работы, связанные с изучением позиции работников, по отношению к своим реципиентам, показывают наличие взаимосвязи между данной характеристикой и выгоранием, а также то, что тактика отстранения от клиентов в виде самоотчуждения или отсутствия значимости в своей работе у социальных работников и у медицинского персонала дает низкие или средние значения выгорания. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Так, медицинский персонал, работающий в сообществах и имеющий тесный непосредственный контакт с пациентами и их эмоциональными проблемами, более подвержен влиянию стрессовых факторов, чем медицинский персонал больниц, основными функциями которого являются профессиональные контакты и надзор за больными. Учителя, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а также не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрировали высокий уровень выгорания.

Существует ряд работ, в основном в сфере образования, свидетельствующих о том, что атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе могут привести к эмоциональному истощению у учителей. Например, показано, что типичные способы активного сопротивления: учителю в виде негативного поведения учеников вызывают выгорание у учителей, в то время как пассивная тактика, дает отрицательную корреляцию. При этом обнаружены тендерные различия: выгорание у мужчин в; большей степени, вызывается невнимательностью учеников, а у женщин - их непочтительностью.

Приведенные исследования подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.

Рассматривая взаимосвязь стимулирования работников, т.е. вознаграждения работников за их труд - материальное и моральное, в виде одобрения со стороны администрации и благодарности реципиентов, большинство исследователей отмечают, что недостаточное вознаграждение или его отсутствие способствуют возникновению выгорания. При этом некоторые исследователи отмечают, что для работников в предотвращении выгорания важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что в данном контексте обозначается как справедливость. Есть работы, показывающие, что дополнительное вознаграждение за выполнение определенной работы повышает чувство профессиональной эффективности, в то время как наказание приводит к развитию деперсонализации.

Вклад в развитие выгорания вносят также ролевой конфликт (противоречие между функциями, которые выполняет работник) и ролевая амбивалентность (отсутствие значимой информации для эффективного выполнения деятельности).

Во всех исследованиях, посвященных данному аспекту проблемы, подчеркивается положительная связь между указанными характеристиками и эмоциональным истощением и деперсонализацией, а также отрицательные корреляции с профессиональной эффективностью.

Среди индивидуальных факторов вызывающих выгорание традиционно выделяют социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, стаж работы и т.д.) и личностные особенности (выносливость, локус контроль, стиль преодоления фрустрирующей ситуации, самооценка и т.д.).

Влияние социально-демографических характеристик, на вероятность возникновения феномена выгорания довольно подробно изучалось в зарубежной психологии.

Многочисленными исследованиями подтверждается тесная связь возраста и выгорания. Обнаруживается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания. В работах С. Maslach показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1.5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года.

В некоторых исследованиях подтверждается и чувствительность старшего возраста к данному синдрому. В частности, в исследовании, проведенном на среднем персонале военных медицинских учреждений, отмечалось, что наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19-25 лет), но и более старшие [40-50 лет).

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей их ожиданиям. Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее - с редукцией профессиональных достижений.

Взаимоотношения между полом и выгоранием не однозначны. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям. Примирением данных противоположных точек зрения, по-видимому, будет рассмотрение этой проблемы с позиций специфики влияния пола на компоненты выгорания и наличия опосредующих факторов, таких, как поло-ролевые ориентации.

Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них. меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работниками функции соответствуют их поло-ролевой ориентации. Так, в исследовании установлено, что мужчины оказались более чувствительными к воздействию стрессоров в тех ситуациях, которые требовали от них демонстрации истинно мужских качеств, таких, как физические данные, мужская; отвага, эмоциональная сдержанность, показ своих достижений в работе. В то же самое время женщины оказались более: чувствительны к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей, которые требовали от них сопереживания, воспитательных умений, подчинения.

В качестве другого объяснения предлагается тезис о том, что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей.

Данные о взаимосвязи между стажем работы по специальности и выгоранием также довольно противоречивы. В; большинстве исследований отмечается отсутствие значимых корреляций между указанными переменными и только отдельные работы выявляют отрицательную зависимость между ними. В частности, отмечается незначительная отрицательная корреляция между общим стажем работы и стажем работы в данном лечебном учреждении и выгоранием у психиатров.

Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов.

Существуют некоторые данные о положительной связи между уровнем образования и степенью психического выгорания. Причиной этого могут быть завышенные притязания у людей с более высоким уровнем образования. Однако такая тенденция наблюдается только в отношении деперсонализации, а эмоциональное истощение не зависит от данного фактора. Редукция же профессиональных достижений: дает совершенно обратную картину, имея наибольшие значения у испытуемых со средним, нежели высшим образованием. Причина такого дифференцированного влияния уровня образования на компоненты выгорания, скорее всего - в наличии связи между уровнем образования и конкретным содержанием труда.

В гораздо меньшей степени изучалось влияние этнической и расовой принадлежность, места жительства, социально-экономического статус, уровня зарплаты на выгорание.

Изучение личностных особенностей в их взаимодействии с выгоранием представляется нам; более важной областью изучения данного феномена. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что личностные особенности вносят гораздо больший вклад в развитие выгорания, не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и с факторами рабочей среды.

Довольно популярным направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями преодоления фрустрирующей ситуации. Обзор работ, посвященных данной теме, показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания.

Многие авторы отмечают связь между выгоранием и «личностной выносливостью», которая определяется в зарубежной психологии как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Обнаружена тесная связь между выносливостью и всеми компонентами выгорания.

Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и «локусом контроля», который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Люди с преобладанием внешнего «локуса контроля» склонны приписывать все происшедшее с ними или* свои; успехи случайным обстоятельствам; или деятельности других людей, в то время как: индивиды с внутренним «локусом контроля» считают свои достижения и все происшедшее с ними собственной' заслугой, результатом своей активности, способностей или готовности к риску. Практически в большинстве работ, этой? тематики отмечается положительная корреляционная связь между внешним «локусом контроля» и составляющими: выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией. Что касается профессиональной эффективности, то отмечается положительная связь между внутренним: «локусом контроля» и высокой оценкой, профессиональной эффективности, правда, данная тенденция: подтверждается только для мужской выборки.

Во многих исследованиях была обнаружена отрицательная корреляция между компонентами выгорания и самооценкой. Однако, как справедливо отмечает W.B. Schaufeli, низкая самооценка, хотя и предрасполагает субъектов к выгоранию, но сама может быть отражением факторов окружающей среды или даже отражением воздействия самого выгорания.

Найдены положительные корреляции между поведением типа А и составляющими выгорания, прежде всего с эмоциональным истощением. Люди, демонстрирующие этот тип поведения, предпочитают бурный темп жизни, преодоление трудностей; конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем, поэтому они более подвержены влиянию стрессовых, факторов» и, как отмечается; в ряде работ, в большей; степени - заболеваниям нейрогенной природы. Отмечается также и наличие половых различий. У женщин связь между поведением типа А и показателями выгорания выражена сильнее, чем у мужчин.

Существуют ряд исследований, которые показывает наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью; между выгоранием и тревожностью. Кроме того, выявлено наличие отрицательной связи выгорания с чувством групповой сплоченности. Есть данные, которые демонстрируют зависимость выгорания от эмоциональной сенситивности. Наличие положительной связи между данной чертой личности и выгоранием подтверждено рядом исследований, подчеркивается опосредующая роль эмоциональной сенситивности на предсказание выгорания.

Что касается других личностных характеристик, то их связь рассматривается с позиций их комплексного влияния, в русле какой-либо определенной концепции личности. Многие исследования используют пятифакторную модель личности, предложенную P.Costa и R. МсСгае. Согласно этой модели структура личности представлена пятью основными личностными характеристиками: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность.

Ряд исследований демонстрируют тесную связь параметров пятифакторной модели личности и компонентами выгорания. Зарубежные исследователи отмечают, что наиболее тесные связи со всеми характеристиками выгорания имеет шкала нейротизма, особенно с эмоциональным истощением и фактором открытости опыту.

W. Schaufeli, проведя дополнительный статистический анализ, обнаружил связь остальных составляющих выгорания с личностными характеристиками. Так: деперсонализация наиболее тесно положительно связана с нейротизмом и отрицательно - с сотрудничеством, а персональная эффективность - с 4-я из 5-ти факторов «Большой Пятерки», а именно, нейротизмом, экстраверсией, открытостью и добросовестностью , а это говорит о том, что последняя: компонента выгорания в большей степени является личностной характеристикой, чем реакцией индивида на стрессовую ситуацию.

В отечественных исследованиях также показано, что наиболее тесную положительную связь выгорания имеют со шкалой нейротизма и отрицательную - со шкалой добросовестности.

Есть ряд исследований, в которых для изучения связи личностных характеристик и выгорания используют личностный опросник Кеттелла 16-PF.

В этих работах была получена значимая прямая положительная зависимость между выгоранием и такими личностными чертами как эмоциональная неустойчивость, тревожность, конформность, робость, подозрительность, склонность к чувству вины, консерватизм, импульсивность, интроверсия.

Проведенное нами исследование взаимосвязи личностных характеристик и психического выгорания у врачей хирургического профиля показало наличие взаимосвязи между выгоранием и сниженными показателями коммуникативности, наивностью, конформностью, тревожностью и подверженностью групповому давлению.

Исследование взаимосвязи между личностными характеристиками и выгоранием в русле пятифакторной модели личности и других, основанных на теории черт, является довольно перспективным, поскольку другие подходы к изучению данной проблемы не давали положительных результатов, например, попытки использовать типологический подход.

Рассматривая взаимоотношения между личностными особенностями и выгоранием,- мы сталкиваемся с проблемой интерпретации корреляционных зависимостей этих переменных. Проблема заключается в том: то ли личностные особенности, синдромы, способствуют развитию феномена психического выгорания, то ли выгорание провоцирует развитие определенных личностных черт. Эта проблема требует своего разрешения.

Переход с уровня анализа отдельных факторов, влияющих на выгорание, к более обобщенному уровню предполагает анализ различий в степени выгорания у представителей различных профессий и работников разных видов деятельности внутри одной профессии.

Внутрипрофессиональные различия в выгорании также представляются интересными. Установлено, что уровень обучения и специфика преподаваемой дисциплины дают разную степень выгорания. Например, учителя начальных классов имеют более высокий уровень выгорания; чем их коллеги из более старших классов, учителя музыки оказываются более склонными к выгоранию, чем преподаватели математики, а уровень выгорания у учителей физического воспитания ниже, чем у учителей-предметников.

Аналогичная картина наблюдается и в медицине, и сфере психического здоровья. Врачи и медсестры испытывают более сильное выгорание по сравнению с обслуживающим персоналом8 больниц, причем выше уровень наблюдается у медицинского персонала онкологических отделений. Сравнительный анализ персонала, работающего за пределами больниц (например, врачи: занимающиеся частной практикой) с психически больными людьми и в больницах, показывает, что первая группа работников наиболее подвержена выгоранию.

В социальной сфере наиболее подвержены выгоранию работники общественных агентств по сравнению с их коллегами, имеющими частную практику.

Сравнительный анализ выгорания у представителей разных профессиональных групп показывает, что выгорание обусловливается не отдельным фактором профессии, а целым ее комплексом. Поэтому можно предположить, что те спорные вопросы и проблемы, которые возникают при анализе влияния отдельных независимых факторов, могут быть отражением совокупного влияния профессии, ее социального статуса, престижа в обществе и других характеристик.

Таким образом, на основе анализа литературы нами были раскрыты сущность и структура понятия «психического выгорания», а также факторы, влияющие на формирование этого феномена с точки зрения различных психологических подходов, рассмотрены исследования выгорания у представителей разных профессиональных групп.

 

АВТОР: Большакова Т.В.