12.12.2011 10259

Профессиональная деятельность кураторов студенческой группы в колледже

 

Доминантные понятия исследования определяются его темой, целью и задачами. В этой связи потребовалось уточнение позиций в вопросах трактовки понятий, которые в ходе развития науки и практики приобрели многозначность. К числу таких понятий относится термин «повышение квалификации» - система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала и профессионального мастерства педагогов. В контексте исследуемой темы, повышение квалификации видится как подготовка, обучение навыкам, умениям, приемам профессиональной деятельности кураторов, совершенствование их. Повышение квалификации кураторов студенческой группы является видом дополнительного образования педагогов. Овладение методами и приемами воспитательной работы со студентами, творческое применение их во внеклассной работе, поиск новых, наиболее рациональных методов воспитания и совершенствование на этой основе всего воспитательного процесса - задача каждого куратора. Эта задача может быть решена наиболее полно при условии, если работа по овладению рациональными приемами воспитания будет проводиться планомерно. Для этого в колледжах должно организовываться систематическое повышение квалификации кураторов, которое представляет собой важнейшее средство непрерывного совершенствования воспитательной работы. Цель повышения квалификации оказать действенную помощь мастерам производственного обучения, преподавателям, назначенным кураторами и выполняющим эти функции, всемерно способствовать совершенствованию их профессионализма.

Ряд авторов рассматривают повышение квалификации как составную часть непрерывного образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью. Впервые концепция непрерывного образования была представлена на форум ЮНЕСКО в 1965 году крупнейшим теоретиком П. Ленграндом. Но первые идеи о непрерывном образовании, мы находим в работах мыслителей древности, религиозно-философских учениях о непрерывном духовном совершенствовании человека. На идеи о том, что человек должен учиться всегда, построены нравственные законы человеческой цивилизации. В европейской педагогической традиции идеи непрерывного образования связаны с представлениями о воспитании человека как члена общества и гражданина государства, выдвигавшимися Платоном и Аристотелем. Глубоко разработанную философско-педагогическую концепцию непрерывного образования выдвинул Я.А. Коменский, который видел «всеобщее воспитание», приобщение всех без исключения людей к культуре как средство достижения социальной гармонии, «всеобщего исправления дел человеческих». Современные научные педагогические исследования по проблематике непрерывного образования связаны с последствиями научно-технической революции.

В научных исследованиях понятие «непрерывное образование» не имеет однозначного определения. По мнению, родоначальника концепции «непрерывного образования», П. Ленгранда непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и её деятельности.

В глоссарии терминов ЮНЕСКО предлагается развернутое понимание непрерывного образования: не ограниченное ни во времени (по срокам), ни в пространстве (по месту обучения), ни по методам обучения, оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития личности и прогресса в преобразовании общества.

Определения понятия «непрерывное образование» имеется в отечественных специализированных словарях. Так, в российской педагогической энциклопедии 1993 года непрерывное образование описывается как философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс охватывающей всю жизнь человека; аспект образовательной практики представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики.

В психолого-педагогическом словаре непрерывное образование трактуется как стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и её всестороннее развитие, и обогащение духовного мира.

В энциклопедии профессионального образования 1999 года «непрерывное образование» обозначено, как целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования.

В данной энциклопедии вводится понятие «непрерывное профессиональное образование», которое характеризуется постоянным творческим обновлением, развитием и совершенствованием каждого человека на протяжении всей жизни.

Анализ понятия «непрерывное образование» ещё раз подчеркнул неоднозначность подходов, как отечественных, так и зарубежных, к его определению. Одни авторы воспринимают «непрерывное образование» как процесс, другие как некий аспект образовательной практики, третьи как принцип организации образования. Очевидна тенденция дальнейшей дифференциации подходов к непрерывному образованию.

В статье рассматривается процесс повышения квалификации кураторов студенческой группы колледжей. Термин «куратор» происходит от латинского слова curator - наставник, попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы. Деятельность куратора имеет место в разнообразных сферах человеческого общества: политической, социальной, медицинской, экономической, педагогической и прочее. В соответствии с темой исследования, следует обратить внимание на понятия «педагог-куратор», «куратор студенческой группы». В нашем случае педагог-куратор - человек, занимающийся воспитательной работой в учебном учреждении, являющийся духовным посредником между обществом и студентом в освоении культуры, организующий систему отношений через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива; создающий условия для развития каждой личности, защищающий интересы студентов. Кураторство (педагогическое) осуществляется в колледжах и высших образовательных учреждениях, это деятельность той категории педагогических работников, которые организуют воспитательную работу студентов в группе или на курсе. По своим функциональным обязанностям куратор колледжа близок к таким должностям в отечественной образовательной системе, как классный руководитель, классный наставник, классная дама.

Осознание необходимости осуществления воспитания педагогами, прошедшими специальную подготовку, является традиционным в нашей стране. Опорное понятие «подготовка» - от глагола «подготавливать», то есть приготовить вчерне, первыми работами. Под термином «подготовка» А.П. Евгеньева понимает «определенный запас каких-либо знаний, полученных в процессе обучения, занятий». Анализ функционирования системы повышения квалификации куратора позволяет нам сделать вывод, что в настоящее время сформировалось три ее уровня: Первый - подготовка, которая осуществляется в период обучения будущих кураторов в высших и средних педагогических учебных заведениях. Второй - подготовка кураторов, которая осуществляется в институтах повышения квалификации работников образования. Третий - подготовка, которая осуществляется в тех учреждениях, в которых они работают.

В процессе повышения квалификации кураторы овладевают и совершенствуют свою деятельность по организации воспитательной работы. Воспитательная работа - совокупность специфических видов человеческой деятельности куратора, которая представляет собой реализацию системы воспитательных функций, направленных на достижение педагогических целей, связанных с освоением и выполнением обучающихся объективных социальных ролей в соответствующих видах деятельности. В таком значении (узком, педагогическом) воспитание есть системно-функциональное регулирование освоения и выполнения личностью системы социальных ролей.

В.А. Сластенин в гуманистической воспитательной системе видит воспитательную работу как целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемой педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения. Система воспитательной работы в колледже включает воспитание студентов в процессе обучения и внеурочной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в колледже, группе. Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие колледжа с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.

Функции кураторов по организации воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от осуществления воспитательного процесса. Главными функциями кураторов являются: системно-организующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая. Указанные функции определяют важнейшие направления деятельности куратора. Педагогическая деятельность является совокупностью профессиональных видов деятельности куратора, связанных с обучением, воспитанием, и развитием учащихся. В научно-психологической литературе деятельность расценивается как специфически человеческая регулируемая сознанием активность, рождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование мира и самого себя. Следовательно, педагогическая деятельность куратора есть специфически направленная деятельность. Ее специфичность касается, прежде всего, цели, средств, объекта и субъекта.

Высшей формой педагогической деятельности является педагогическое творчество. Педагогическое творчество - это процесс проектирования и создания куратором своего опыта, направленного на совершенствование педагогического мастерства. Педагогическое творчество - это одно из проявлений творчества вообще. Творчество, как утверждается в философском словаре, - высшая форма человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. В «Педагогической Энциклопедии» не оказалось понятия «педагогическое творчество», но там есть следующее определение «творчества». А именно: творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне). В соответствии с исходными положениями, педагогическое творчество куратора, является профессионально-производственным творчеством. Его сфера - педагогическая теория и практика. Повышение квалификации кураторов и педагогическое творчество взаимосвязаны как подсистемы целостной педагогической деятельности.

Повышение квалификации кураторов призвано содействовать совершенствованию педагогической техники. Педагогическая техника -это совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию воспитательного процесса и учебных занятий. А.С. Макаренко относил к педагогической технике выразительность речи учителя, умение владеть голосом, жестом, мимикой и придавал им большое значение. Педагогическую технику понимают так же, как умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, применять наглядные пособия и т.д. В «Педагогической энциклопедии» понятие «педагогическая техника» - это комплекс, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике набираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Педагогическая техника включает две группы умений - умение управлять собой и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Первая группа умений - владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая - дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и другое.

В последние годы в повышении квалификации кураторов стал все чаще употребляться термин «педагогическая технология». Педагогическая технология - это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Понятие «педагогическая технология» существует с тех пор, как появилось массовое обучение и воспитание, педагогическое производство. На необходимость максимально использовать элементы педагогической технологии указывал еще А.С. Макаренко. Он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка». Несмотря на то, что бурному развитию педагогической технологии более 40 лет, до сих пор нет общепринятого понятия «педагогическая технология». Одни понимают педагогическую технологию как производство и применение учебного оборудования и технических средств обучения, другие считают, что педагогическая технология - это процесс коммуникации, системного анализа и применения бихевиористского метода для обучения, третьи рассматривают педагогическую технологию как обширную отрасль знаний, опирающуюся на данные социальных и управленческих наук, четвертые видят в педагогической технологии способ организации, образ мыслей о материалах и людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина». Проанализировав 102 источника по педагогической технологии, Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США дала следующее определение понятия «педагогической технологии»: «Это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний...». В отечественной педагогике принципы педагогической технологии разработаны и апробированы В.П. Беспалько, Т.С. Назаровой, Т.К. Селевко, В.А. Сластениным и Л.С. Подымовой, Н.Е. Щурковой, Д.В. Чернилевским и другими. Их определение понятия «педагогическая технология» вытекает из теории и практики педагогического воздействия на воспитанника в процессе взаимодействия с ним. А именно: педагогической технологией называют совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательных успех педагогического воздействия, - ту сторону работы куратора, которая составляет ремесло педагогической профессии. Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы показал, что термин «педагогическая технология» трактовался и трактуется по-разному. Обобщая эти трактовки, Д.В. Чернилевский даёт следующее определение: «Педагогическая технология - это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения». Иными словами, современные технологии обучения представляют собой системный подход проектирования, реализации оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения. Овладение педагогической технологией - существенный элемент педагогического образования, без которого нельзя представить сегодня профессионального куратора.

Педагогами используется понятие «воспитательные технологии», под которым понимается продуманная во всех деталях модель совместной деятельности, содержащая систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели. Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н.Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности куратора. Это - эрудиция, неординарность личности куратора, его культура, интересы, увлечения и тому подобное. Большое значение имеет отношение к студентам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм куратора, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и психологии воспитанника, владении методами диагностики и так далее. Материальные условия, включающие обстановку в аудитории, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль. Конструирование воспитательных технологий - сложный процесс, который в общем виде состоит из следующих этапов: выбор и основание основной идеи воспитательной технологии; разработка целевой концепции технологии и иерархическая систематизация воспитательных целей; проектирование собственно содержания воспитания; интеграция содержания, методов и форм воспитания; конструирование системы средств реализации технологии в воспитательном процессе; разработка системы контроля и оценки достижений студентов, уровня их воспитанности, отдельных личных качеств.

В процессе повышения квалификации кураторов формируется их педагогическая готовность, то есть состояние интеграции педагогических знаний, умений, навыков и привычек, которые в своей совокупности минимально достаточны для решения задач воспитания студентов, а также развития самого куратора. В психологии «готовность» рассматривается как состояние (и результат) личности, способной и испытывающей потребность практически осуществить конкретную педагогическую деятельность. Готовность может быть практической, психофизиологической, социально-педагогической, организационно-педагогической, методологической. Последняя является по существу философским видением проблемы. Целостным видением проблемы в определенной мере является и праксиологическая готовность педагога к деятельности. Педагогическая готовность куратора включает в себя следующую совокупность слагаемых: педагогические знания; методическая подготовка; наличие организаторских способностей; владение принципами и методами научной организации педагогического труда; умение разработать целевую комплексную программу педагогического поиска, связанную с решением практических задач воспитания, обучения, развития учащихся; педагогическое мотивационное управление.

Повышение квалификации кураторов способствует развитию педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. В «Педагогической энциклопедии» говорится следующее: «Педагог-мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. И. А. Зязюн выделяет четыре элемента педагогического мастерства: гуманистическая направленность личности педагога; профессиональное знание; педагогические способности; педагогическая техника.

Одним из показателей педагогического мастерства куратора является его умение создавать педагогическую систему - целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития студентов. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств. В.А. Караковский характеризует педагогическую систему как совокупность необходимых и достаточных элементов, характеризующих сущность явления педагогической действительности (воспитатель и воспитанник как субъекты педагогического процесса), его цель, содержание, способы (формы, методы, средства) его осуществления. В педагогической системе как объекты научного исследования могут рассматриваться: отдельные формы обучения и воспитания, воспитание, воспитательный процесс, обучение, деятельность каждого педагога и воспитанника (процесс самовоспитания), деятельность любого образовательного учреждения и других субъектов педагогического процесса (например, детская организация), образовательная система страны, региона, области.

Повышение квалификации кураторов помогает им развить свои педагогические способности. Педагогические способности - это специальные способности, являющиеся возможностями успешного выполнения профессиональной деятельности, связанной с обучением, воспитанием и развитием учащихся. Таких способностей множество, так как слишком многогранна педагогическая деятельность. Например: академические способности, организаторские, коммуникативные, речевые и т.д. Н.В. Кузьмина выделила шесть ведущих способностей куратора к педагогической деятельности: коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность; перцептивные способности - профессиональная зоркость, интуиция; динамизм куратора - способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость - способность владения собой; оптимистическое прогнозирование; креативность - способность к творчеству. Способности кураторов к педагогической деятельности можно обнаружить в том, как проходит повышение его квалификации, насколько глубоко и прочно он овладевает методами профессиональной деятельности. Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. К.К. Платонов считал способности качеством личности, определяющим успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней.

Для определения педагогических способностей, готовности к педагогическому труду необходима диагностика. Диагностика в контексте рассматриваемой проблемы представляет собой методику анализа объекта, субъекта педагогической деятельности, выявления проблем их функционирования и развития. Объект как научное понятие - это фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ней субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта становятся объектом по мере того, как субъект взаимодействует с ними. Субъект - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности. Специфика повышения квалификации кураторов состоит в том, что они могут выступать в качестве и объекта, и субъекта в этом процессе, с учетом того, что под объектом понимается то, на что направлена познавательная или иная деятельность, а под субъектом - активно действующий, обладающий сознанием и волей человек. Диагностика педагогическая представляется как особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процессов повышения квалификации кураторов, и позволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс повышения квалификации в целях повышения профессионализма кураторов.

В ходе повышения своей квалификации кураторы овладевают новыми и развивают традиционные методы воспитания. Методы воспитания - это способы воздействия, направленные на развитие и саморазвитие студентов. Классификация методов воспитания в традиционной педагогике так же разнообразны, как и определения самого понятия «метод воспитания». Так, метод определяется как «путь», «способ» практического воздействия. И.П. Раченко дает следующее определение: «Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретными целями». А.В. Мудрик определяет методы воспитания как совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных задач. «Российская педагогическая энциклопедия» определяет методы воспитания как «совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий».  Здесь же отмечается трудность классификации методов воспитания, так как они отличаются по целям, средствам осуществления, по последовательности, постепенности их применения. Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин, Б.Т. Лихачев также называют три группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование. Т.А. Ильина, И.Т. Огородников определяют следующие группы методов: убеждение (словесное разъяснение, требование, дискуссия), организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, поощрение, наказание и т.п.).

В педагогике выделено понятие «методический прием» как элемент, деталь метода воспитания, обучения. Это способ педагогических действий в определенных условиях (равно понятию «операция»). Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление учебной группы на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам и так далее) - методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные способности или другое. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

 

АВТОР: Васильева Л.М.