12.12.2011 2932

Функциональные характеристики организационной культуры учителя

 

Анализ научных трудов по проблемам профессиональной культуры учителя (И.В. Абакумов, Б.Т. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, И.В. Демченко, А.С. Запесоцкий, Л.В. Ильченко, Н.В. Карлов, М.Н. Кузьмин, А.Е. Лоскутова, А.В. Миронов, А.Д. Московченко, З.Я. Рахматуллина, В.М. Розип, С.А. Смирнов, П.Г. Щедровицкий) позволяет уточнить основные подходы к осуществлению педагогического эксперимента по развитию организационной культуры учителя в системе повышения квалификации работников образования. Так возникает необходимость представить в виде перечня наличие основных качеств и способностей, базовых для личности как носителя организационной культуры. В число таких способностей ученые справедливо отнесли следующие:

1. Гибкость, приспособляемость. 2. Жизненный опыт, искушенность, умудренность. 3. Интуиция, прозорливость, проницательность. 4, Красноречие, дар слова. 5. Красота, обаяние, привлекательность. 6, Ловкость, проворность, расторопность. 7. Мастерство, умелость, квалифицированность. 8. Наблюдательность, приметливость, зоркость. 9. Образованность, высокий культурный уровень. 10. Организаторские способности. 11. Остроумие, чувство юмора. 12. Работоспособность. 13. Разносторонность, многогранность. 14. Сила, выносливость, физическая развитость. 15. Сила воли, настойчивость, упорство. 16. Смелость, мужество, решительность. 17, Стойкость, выдержка, самообладание. 18. Творческие способности, талант. 19. Ум, понятливость, сообразительность. 20. Хорошая память. 21. Художественный вкус, чувство прекрасного. 22. Эмоциональность, впечатлительность. 23. Энергичность, активность, инициативность. 24. Опрятность, чистоплотность. 25. Оптимизм, бодрость, жизнерадостность. 26. Принципиальность, последовательность. 27. Разговорчивость, общительность. 28. Самостоятельность, независимость, свободолюбие, 29. Свободомыслие, отсутствие догматизма. 30. Серьезность, рассудительность, предусмотрительность. 31. Уважение к законам, правилам общежития. 32. Трезвость, воздержание от спиртных напитков. 33. Трудолюбие, усердие, трудовая активность. 34. Хозяйственность, бережливость, экономичность. 35. Целеустремленность, целенаправленность.

Носителя организационной культуры отличает наличие таких моральных качеств, как: бескорыстие, самоотверженность, великодушие; верность, преданность, надежность; дерзание, здоровое честолюбие; доброта, чуткость, отзывчивость; коллективизм, чувство товарищества; любовь, уважение к родителям; миролюбивость, сговорчивость, покладистость; отсутствие подозрительности, недоверчивости; признательность, благодарность; простота, скромность, непритязательность; самокритичность, требовательность к себе; прямота, искренность, правдивость; совесть, чувство долга, ответственность; справедливость, беспристрастность, объективность; терпимость, мягкость, снисходительность; требовательность, строгость, взыскательность; энтузиазм, задор, увлеченность.

К числу актуальных идейных качеств личности, владеющей организационной культурой, Н.П. Пищулин отнес: гражданственность, неравнодушие общественным делам; интернационализм, уважение ко всем нациям; убежденность; общественно-политическая активность; патриотизм, преданность Родине; сознательность, идейность.

Специфические, базовые качества организационной культуры личности представлены следующим образом: это - аккуратность, точность, пунктуальность; деловитость, практичность, распорядительность; дисциплинированность, собранность, организованность; домовитость, любовь к семейной жизни, к детям; интерес к искусству, художественному творчеству; интерес к технике, техническому творчеству; критичность, непримиримость к недостаткам; любовь к природе, забота о ней; любовь к своей профессии.

В связи с тем, что идеальный «набор» личностных характеристик учителя в объективной реальности остается действительно идеальным, необходимо предусмотреть факторы, оказывающие известное влияние на трудности профессиональной деятельности современных учреждений образования.

В аспекте проблем, требующих решения, находится проблема необходимости учета акцентуированных черт личности. Психологические характеристики акцентуированных черт личности позволяют выделить классификационные характеристики личностей - демонстрационных, педантичных, застревающих возбудимых, гипертимных, дистимических, аффективно-лабильных, аффективно-экзальтированных, триотивных (боязливых), эмотивных. С учётом того, что среднестатистические данные психолого-педагогических исследований позволяют установить рейтинг указанных черт характера учителей, примем во внимание фактор доминирующей черты в характере личностей принявших участие в исследованиях А.Е. Личко, К. Леонгарда, Н.П. Пшулина. Представим рейтинг отмеченных личностных характеристик. В число наиболее распространенных попадают педантичные, демонстративные, возбудимые. На втором месте - аффектно-лабильные, застревающие (неуравновешенные), гипертимные. В третью группу вошли личности эмотивные тревожные, дистимические.

В кратком изложении представим описание социологических признаков личности по общепринятой в психологии и педагогике классификации характеров.

Демонстративные личности. Сущность демонстративного или истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению.

Педантичные личности. У лиц педантического типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Они хотят, прежде чем начать действовать, ещё раз убедиться, что лучшее решение найти не возможно, что более удачных вариантов не существуют.

Застревающие личности. Основой застревающего, параноического типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта.

У застревающей личности картина следующая; действия аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит лишь вернуться мысленно к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождающие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится долгое время, хотя никакие новые переживания его деактивируют.

Возбудимые личности. Весьма интересна личность с недостаточной управляемостью характера. Это проявляется в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, а нелогичное взвешивание своих побуждений. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание.

Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздражительности, открыто заявляют о своих требованиях или даже со злостью удаляются. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают в конфликт с начальством и с сотрудниками, грубят, агрессивно швыряют прочь работу, подают заявление об увольнении, не отдавая себе отчета в возможных последствиях.

Гипертимные личности. Гипертимные натуры смотрят на жизнь всегда оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им не трудно живется на свете. Приподнятое настроение сочетается при этом с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей.

Дистимические личности. Дистимический темперамент представляет собой противоположность гипертимному. Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии.

Аффективно-лабильный тип личности. Аффективно-лабильные, или циклотимические, личности - это люди, для которых характерна смена ги-пертимических и дистимических состояний. На передний план выступают то один, то другой из полюсов, иногда без всяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретными событиями. Радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но и сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной горделивостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.

Аффективно-экзальтированный темперамент. Аффективно-экзальтированные люди реагируют па жизнь более бурно, чем остальные, они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние - от печальных. Экзальтация мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями.

Другой полюс его реакций - крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния.

Тревожные (боязливые) личности. Такие люди отличаются робостью, неуверенностью в себе, присутствует компонент покорности, униженности.

Эмотивные личности. Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что связываются с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно таких людей называют мягкосердечными.

Организационная культура учителя предполагает наличие готовности личности улучшать социальную атмосферу, в которой осуществляется процесс обучения, воспитания, развития школьника. В этой связи важнейшей функциональной характеристикой организационной культуры учителя следует считать, с нашей точки зрения, позитивную социальную направленность педагогической деятельность, что позволяет снижать порог негативного влияния некоторых акцентуированных черт личности. Восприятие учителями высоких нравственных императивов как руководство к собственной деятельности не только улучшает морально психологический климат в школе, но и положительно отражается на психическом самочувствии самого учителя. В данном случае уместны рекомендации учителям ориентироваться на принципы мудрого поведения в системе мотивационной саморегуляции (по А.А. Файзуллаеву). Обозначим эти принципы:

- умение отличать главное от второстепенного;

- внутреннее спокойствие, защита от ситуационных помех, опора на собственные ценности;

- эмоциональная зрелость и устойчивость, опора па высшие эмоционально-ценностные установки, нормы;

- знание меры воздействия на события на основе понимания логики развития, стадии развития, возможностей для коррекции;

- умение подходить к проблеме с разных точек зрения, мыслить системно;

- готовность к любым неожиданным событиям, антикризисный подход, предусмотрительность;

- восприятие действительности такой, какая она есть, реализм. Неадекватное восприятие действительности чревато неадекватностью и реакций, и результатов воздействия на него;

- стремление выйти за рамки проблемной ситуации, увидеть проблему шире, в контексте более крупной совокупности явлений;

- наблюдательность, причём не только за действительность, но и за самим собой, за изменениями в самом себе;

- стремление понять других;

- дальновидность - понимание логики и перспективы развития событий;

- умение извлекать положительный опыт из всего происходящего.

В психолого-педагогических, социолого-культурологических исследованиях организационную культуру учреждения предлагается изучать через анализ правил и норм поведения, индивидуальных и групповых интересов субъектов образования, через анализ стиля руководства, ожидания учителей и учащихся, уровня владения умением слушать, уровня готовности к взаимопониманию, доверию. При этом обязательно исследуется морально-психологический климат школы, класса. Педагоги, психологи, социологи рекомендуют использовать понятие «патриотизм» для характеристики отношения учащихся, учителей, руководителей к своей школе («быть патриотом школы»).

Уровень патриотизма по отношению к школе предлагается рассматривать через такие факторы, как: - информированность о целях организации; - гордость за свой труд; - правильность оценки трудового вклада работника его руководителем; - вовлечённость; - мотивация; - ответственность; - карьерные устремления; - стремление поменять место работы.

Следует обратить внимание на то, что феномен организационная культура достаточно глубоко изучается теоретиками и практиками менеджмента организации. Обратимся к публикациям журнала «Управление персоналом» - статьям, отражающим результаты анализа организационной культуры промышленных предприятий - па примере Муромского радиозавода. Для того, чтобы определить философию организации, в течение 2-х дней проводилась проблемно-ориентированная деловая игра «Философия управления предприятием».

На первом этапе внедрения новой философии организации решено, что этот процесс будет осуществляться за счет:

- разработки и распространения специальной брошюрки,

- аттестации, в которую будут включены вопросы философии организации,

- обучения работников,

- наглядной агитации (лозунгов, плакатов).

Ведущая роль при внедрении новой организационной культуры принадлежит службам управления персоналом.

Новая система распределения полномочии осуществляется через положения о подразделениях и должностные инструкции, куда вводятся цели, методы и принципы современного управления, критерии оценки выполнения функций.

Вот как выглядят основные элементы философии Муромского радиозавода:

Миссия:

1. Служить обществу и потребителям, создавая высококачественную радиоаппаратуру,

2. Организовывать эффективные коммуникации надежными системами связи по индивидуальным заказам потребителей.

3. Повышать качество жизни людей. Базовые цели (принципы):

1. Рост к взаимной выгоде компании, потребителей, общества.

2. Справедливую прибыль - высокому качеству нашей компании.

3. Прогресс во всем - основа нашей корпоративной культуры.

4. Наша компания - единая команда, высокий дух.

5. Качество нашей продукции - это наше лицо.

6. Каждый работник - это достояние пашей фирмы.

Кодекс поведения:

1. Имидж фирмы - наша честь и гордость.

2. Желание потребителя - для нас закон.

3. Творческий потенциал каждого - общей цели.

4. Трудовой коллектив - наша общая семья.

5. Полному доверию - высочайшую ответственность.

6. Организуй самого себя: делай трудное привычным, привычное - легким,

7. В здоровом теле - здоровый дух.

Заимствуя позитивный опыт управления предприятием с высокой организационной культурой, отметим, что обязательными структурными компонентами организационной культуры учителя и школы являются:

- философия учреждения образования;

- методики адаптации субъектов, приспособление к быстро меняющейся среде;

- технологии приспособления, мобильности, гибкости, конкурентоспособности.

Функциональные характеристики организационной культуры определяются конечной целью ее совершенствования - адаптация в быстро меняющейся среде, приобретения мобильности, гибкости и конкурентно способности личности и учреждения, где ею осуществляется профессиональная деятельность.

Разработка официальной философии учреждения - это всего лишь первый шаг на пути к созданию новой организационной культуры. Руководство учреждений вполне осознает, что процесс осмысления, освоения и реального применения новой философией управления в его деятельности-процесс трудоемкий и длительный.

Конечная цель совершенствования организационной культуры - адаптация к быстро меняющейся среде, приобретение мобильности, гибкости, конкурентоспособности, живучести в условиях рынка.

Новая парадигма управления основана на отказе от технократического и переходе к инновационному управлению, требующему постоянного обновления, технологии, структуры, т. е. умения приспосабливаться к постоянно меняющейся внешней среде.

Главным фактором успеха такой стратегии являются люди, их организационная культура, которая представляет собой систему формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиции, индивидуальных и групповых интересов, особенности поведения работников в данной организации, отличающихся стилем поведения, показателями удовлетворенности работой, уровнем взаимного сотрудничества, степенью идентификации работников с организацией и целями ее развития.

Формирование организационной культуры - это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели.

Новые условия управления учебной деятельностью школьников со стороны учителя основаны на принципах непрерывного образования, требующих постоянного обновления методик, технологий обучения, его содержания ц структуры, что определяет необходимость владения педагогом умения приспосабливаться к постоянно меняющейся внешней среде. В таких условиях особую актуальность приобретают проблемы научного исследования процесса развития организационной культуры учителя в системе повышения квалификации работников учреждений.

Особое значение эта проблема приобретает сегодня для учителей начальных классов, формирующих у учащихся, впервые переступивших школьный порог, установку на организационную культуру - важнейший фактор успеха в учебном и профессиональном труде. Современная школа сегодня переживает острую потребность в условиях демократизации всех сфер её жизнедеятельности, иметь чёткие ориентиры как для учащихся, так и для учителей, административного персонала на систему формальных и неформальных правил и норм конструктивной гуманизированной деятельности.

В таких условиях активно проистекает созидательный процесс возрождения и рождения обычаев и традиций, объединяющих индивидуальные и групповые интересы субъектов образования. Всё это, в свою очередь, отражается на особенностях стиля поведения учащихся, учителей, администрации школы, которая приобретает уникальный имидж оптимально организованной системы обучения, воспитания и развития. Важным показателем жизнеспособности личности и учреждения высокой организационной культуры является уровень удовлетворённости работой, эффективным взаимным сотрудничеством. Исключительную значимость в таких условиях имеет то, что образовательная среда с высокой организационный культурой отличается тенденцией роста фактора идентификации субъектов образования с учреждением образования и целями его развития.

Через эффективную систему повышения квалификации учителя начальных классов погружаются в оптимальную сферу развития организационной культуры. Для этого в институтах повышения квалификации должны разрабатываться методики и технологии, обеспечивающие научное сопровождение развития организационной культуры учителей. В результате системного самообразования и саморазвития учителя приобретают возможность конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу образовательного учреждения, на поведение учащихся и их позитивное отношение к правилам и нормам учебной деятельности. При этом сама организационная культура в полной мере реализует свою функциональную предназначенность - преобразуется в мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения школы, администрации, её учащихся, учителей руководителей на общие цели развития.

 

АВТОР: Гедиева М.Б.