15.12.2011 6596

Социально-значимые качества личности студентов в вузах

 

Под «моделированием» в философии понимается «метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими». Модель представляет собой «аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, который служит для хранения и расширения знания об оригинале, его свойствах и структурах, для преобразования или управления им».

Моделирование служит задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Модель указывает новые направления исследовательского поиска, а стремление ее формализовать неизбежно приводит к переосмыслению даже устоявшихся понятий и представлений.

В педагогике и психологии модель понимается как система объектов или знаков воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала.

Для построения модели формирования социально-значимых качеств личности студентов в высших учебных заведениях нам было необходимо выделить основные характеристики процесса формирования социально-значимых качеств с учетом возможностей и особенностей межкультурной коммуникации.

Модель формирования социально-значимых качеств личности в процессе межкультурной коммуникации, на наш взгляд, включает в себя несколько составляющих: цель, компоненты, организацию взаимодействия государственных и общественных институтов с четким определением функций; содержание и методику формирования социально-значимых качеств; принципы, педагогические условия, критерии эффективности.

В этой связи цель изучаемого процесса - обеспечение формирования социально-значимых качеств личности.

Основным средством формирования таких качеств как гуманистическая направленность и способность к общению с представителями других культур являются формирование у студентов культурологических знаний, выработка специальных умений межкультурной коммуникации в ходе тренингов и включение их в непосредственную межкультурную коммуникацию. В формировании социально-значимых качеств личности в процессе межкультурной коммуникации можно выделить три основных компонента: информационный, мотивационный и практический.

Информационный компонент подразумевает формирование у юношей и девушек образованности, которая включает необходимые для участия в практической деятельности социально-политические, экономические и психолого-педагогические знания.

Мотивационный - предусматривает формирование устойчивых мотивов направленности деятельности в соответствии с гуманистическими ценностями.

Практический компонент предусматривает формирование специальных умений и реализацию знаний и умений в конкретных ситуациях.

Чтобы формировать социально-значимые качества, необходима широкая культурологическая подготовка студентов. В научной литературе существует несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества: «инкультурация», «аккультурация» и «интернализация» («интериоризация»). Первый из них указывает на процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит. Второй - на процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит изменение (трансформация) базовой культуры. Третий термин означает перенос «внешних» форм опыта во «внутренний» план личности.

В условиях вузовского обучения речь должна идти о системе гуманитарных, естественных, политэкономических, художественных и других знаний, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и формирующегося феномена, его разнообразных социальных форм жизнедеятельности и взаимодействий с природной средой. Необходимы осознание студентом принадлежности к определенной культуре и взаимодействие с представителями других культур для их взаимообогащения.

Для формирования социально-значимых качеств личности, необходимых в процессе межкультурной коммуникации, человеку нужны знания о той общественной среде, в которой он действует. Ему потребуются следующие знания:

- исторические: как формировалась среда, каковы традиции этого общества, каков вектор его направленности в будущее, как формировались психологические типы людей тех или других стран, тех или других наций;

- философско-мировоззренческие;

- экономические, дающие человеку представление о фундаментальных основах материальной жизни общества, механизме производства материальных благ, способах их распределения и потребления;

- политологические: политические институты, формы согласования интересов социальных слоев, групп и индивидов, способы общественного управления;

- психологические, способствующие гармонизации общественных отношений, помогающие находить оптимальные, наиболее комфортные формы отношений индивидов, личности, коллектива и общества в целом;

- культурологические, помогающие понять специфику деятельности человека, не только как природного, биологического, но и социального, культурного субъекта.

Большое значение в приобретении знаний имеет организация учебно-воспитательного процесса в вузе. Эти знания есть фундамент эффективной межкультурной коммуникации специалиста.

При осуществлении программы общегуманитарной подготовки необходимо обращать внимание на такие направления, как формирование основ философской и исторической культуры (осознание высших смыслов человеческого существования, фундаментальных закономерностей и стратегических целей развития общества); нравственное воспитание (формирование нравственно зрелой личности, имеющей устойчивые моральные принципы и обладающей высокой культурой общения и поведения в обществе); эстетическое воспитание (развитие творческой личности, умеющей эмоционально воспринимать окружающий мир, хорошо знакомой с художественными ценностями мировой и отечественной культуры, обладающей развитым эстетическим вкусом); правовое воспитание (сочетание знания и уважения существующих законов), осознание необходимости подчинения закону своей деятельности в области политики, экономики, экологии. Для формирования социально-значимых качеств личности студента необходима систематическая работа не только в рамках аудиторных занятий, но и во внеаудиторной деятельности. Внеаудиторная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности студентов в сотрудничестве с преподавателями и обладает широкими возможностями воспитательного влияния на личность студента и его профессиональное развитие.

В аудиторной и внеаудиторной деятельности вуза решаются две задачи: первая - овладение знаниями и накопление их студентами; вторая -превращение знаний в нравственную позицию человека, в установки, направляющие всю его конкретную деятельность в убеждения. Это достигается в ходе реально-практической, научно-теоретической деятельности, тренингов, игр, моделирующих реальные социальные процессы. Игра, как показало наше исследование, становится важным и широким полем применения знаний на практике, хотя пока и игровой. Для решения этой задачи необходимо включать студентов во внеаудиторную деятельность, деятельность общественных организаций, основанную на межкультурном взаимодействии. Формирование социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации сегодня может осуществляться на пересечении, на взаимодополнении государственных и общественных систем. Сильнейшая сторона государственного образования состоит в приобщении молодежи к выверенной многолетней педагогической практикой системе общезначимых гуманистических ценностей. Государственные институты дают ту необходимую сумму знаний, без которых невозможно общение и взаимодействие людей в обществе.

Формирование у студентов социально-значимых качеств личности невозможно без выработки определенных коммуникативных умений. В этой связи приобретает особенную актуальность использование технологий развития навыков общения и взаимодействия в студенческих коллективах. Создание условий для плодотворного обмена идеями является действенным механизмом формирования и корректировки позиций и интересов, принятия или непринятия ими целей, ценностей и норм другой культуры.

Стимулирование общественной деятельности студентов представляется важным средством формирования социально-значимых качеств, связанных с раскрытием их творческих способностей и гражданских созидательных возможностей.

Реализуя на практике модель формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации, мы обеспечивали выдвинутые педагогические условия, при которых данный процесс шел наиболее эффективно. К таким условиям мы относим необходимость реализации взаимодействия государственных и общественных институтов в формировании социально-значимых качеств личности студентов; создание целостной системы межкультурной коммуникации в деятельности студентов в высшем учебном заведении; обеспечение включенности студентов в реальную систему межкультурных социальных связей в рамках общественных организаций и учебных групп вуза.

Процесс формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации опирается на ряд принципов:

- создание наиболее эффективных механизмов подготовки студентов на основе личностно-ориентированной или индивидуализированной модели образования;

- активность личности в процессе обучения и воспитания;

- обновление содержания и технологий обучения, участие студентов в творчестве, научных исследованиях, подготовке социально значимых проектов;

- переход от дисциплинарной к системной и проблемной модели содержания образования.

Нами определена система критериев и показателей сформированности социально-значимых качеств студентов в процессе межкультурных коммуникаций: когнитивный (наличие знаний о нормах и ценностях общества), интерактивный (умение воспринимать и принимать роль другого человека), перцептивный (умение выражать отношение к предмету общения). Базовым показателем сформированности социально-значимых качеств мы считаем наличие у студентов гуманистической направленности (мотивационный критерий), которая проявляется в содержании планируемой ими самостоятельной деятельности и в осознании готовности к выполнению межкультурной коммуникации в дальнейшем.

Таким образом, процесс формирования социально-значимых качеств личности студентов в межкультурной коммуникации должен быть целенаправленным, опираться на ряд принципов, включать в себя освоение студентами широкого гуманитарного образования, формирование у них коммуникативной компетентности в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий и широкую социальную межкультурную практику в рамках вуза и общественных организаций.

 

АВТОР: Бунакова Т.А.