15.12.2011 27238

Формирование социально-значимых качеств личности в процессе межкультурной коммуникации

 

В последние десятилетия в российском обществе происходят существенные изменения, касающиеся не только перемен в экономике, политике, но и духовной жизни человека. Расширяются контакты между странами, организациями, людьми. Это предъявляет особые требования к уровню подготовки человека к профессии, к жизни в обществе. К сожалению, в нашем сознании пока еще не утвердились общечеловеческие этические ценности, среди которых ведущим должно стать взаимопонимание. Настроенная на него личность должна определять смысл своей деятельности той высшей целесообразностью, которая ставит во главу угла самоценность человека, его социальное благополучие, взаимопонимание с другими людьми. Формирование высокой общей культуры будущего российского интеллигента связано, в первую очередь, с вопросом духовности, следовательно, с теми ценностями, на которые ориентируется человек, с его внутренней свободой, способностью делать нравственный выбор, принимать решения со знанием дела. Во многом эти изменения в сознании людей связаны с формированием у них качеств личности, соответствующих требованиям современного общества. В условиях все расширяющихся контактов между людьми, принадлежащих к разным культурам, требования к выпускникам профессиональных учебных заведений связывают все больше не только с подготовленностью специалиста к межкультурной коммуникации, но и с формированием у него необходимых для коммуникации социально-значимых качеств личности.

Личность рассматривается в психологии и педагогике как особый способ существования человека - члена общества. И.С. Кон считает, что термин «личность» обозначает человеческого индивида как члена общества и обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты. Д.А. Белухин определяет личность как устойчивую систему индивидуальных социально-значимых качеств человека, при этом ключевым словом в определении является социальная значимость качеств человека, что подразумевает практически постоянное включение человека в сообщества ему подобных, где люди не являются свободными друг от друга. Определяя личность, СЛ. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место, поэтому, в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношение человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности». Рассматривая личность с точки зрения свойств и качеств человека, психологи и педагоги, с одной стороны, выделяют в ней «побудительный» компонент, выражающий отношение человека к своей жизни и к миру в целом (направленность личности), а с другой -»исполнительный» компонент, включающий условия успешного выполнения его деятельности - способности (Ю.М. Резник). Качества личности - это сложные социально и биологически обусловленные компоненты, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде. Социально - значимые качества определяют личностное в человеке. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые качества - это качества, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем. Мы рассматриваем социально-значимые качества личности, которые формируются в ходе социализации, как качества, которые не даются человеку от природы и не является его генетическим достоянием или особенностью. Формирование социально-значимых качеств личности происходит в течение всей жизни в процессе взаимодействия с другими людьми путем усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Человеку необходимо приобрести знания о нормах и ценностях, принятых в обществе, и пережить или прожить различные ситуации взаимодействия, только тогда опыт будет приобретен человеком.

Социально-значимые качества личности проявляются в ее действиях, поступках и отношении к другим людям. По этим проявляющимся во вне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только познания социальных качеств личности, но и позитивного педагогического влияния на их интериоризацию.

Большое значение для формирования социально-значимых качеств имеет межкультурная коммуникация. Этот термин в современной науке и практике широко используется наряду с понятием «общение». Появление нового термина закономерно привело к возникновению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение». Сложилось несколько точек зрения на соотношение этих понятий.

Сущность первой состоит в их отождествлении. В качестве основного аргумента выдвигается этимологическая и семантическая тождественность понятий «коммуникация» и «общение». Исходя из первоначального значения латинского термина «communicatio», имеющего значение «делать общим, связывать, общаться», сторонники этой точки зрения понимают его как обмен мыслями и информацией с помощью различных сигналов. В свою очередь, русское слово «общение» также обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В обоих случаях сторонники данного подхода не видят принципиальной разницы в содержании понятий «общение» и «коммуникация».

Второй подход основывается на разделении понятий «коммуникация» и «общение». Согласно этой точке зрения, «общение» и «коммуникация» - пересекающиеся, но не синонимичные понятия.

По мнению известного социального психолога Г.М. Андреевой, общение - категория более широкая, чем коммуникация, она предлагает выделять в структуре общения три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативную, то есть собственно коммуникацию, которая заключается в обмене информацией между общающимися индивидами;

- интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

- перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и достижение на этой основе взаимопонимания и сближения представителей различных культур.

В рамках второго подхода особую точку зрения сформулировал А.В. Соколов. Его позиция заключается в том, что общение - это одна из форм коммуникационной деятельности. Основу выделения этих форм составляют целевые установки партнеров по коммуникации, в соответствии с которыми возникают три варианта отношений участников коммуникации:

- субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров, такая форма коммуникации и есть собственно общение;

- субъектно-объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, как средство достижения своих целей;

- объект-субъектное отношение, свойственное коммуникативной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний может даже не осознавать своего участия в коммуникационном акте.

Типичным способом реализации коммуникативного общения является диалог двух собеседников, а способами управления и подражания - монолог в устном, письменном и поведенческом виде. Вполне очевидно, что в данном случае коммуникация рассматривается как понятие более широкое, чем общение.

Наконец, третий подход к проблеме соотношения общения и коммуникации основан на понятии информационного обмена. Этой точки зрения придерживаются те ученые, которые считают, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Данные процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом фрагменте общественной жизни. Причем вербальные (словесные) средства обмена составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, а большая часть обмена информацией осуществляется в невербальных формах - с помощью невербальных сигналов, вещей, предметов и материальных носителей культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфическую человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми. Таким образом, понятие «коммуникация» является более общим по отношению к понятию «общение».

Специфические особенности каждого из них. Понятие «коммуникация» рассматривается в самых разных аспектах. В предельно широком смысле «коммуникация» понимается как средство связи любых объектов материального мира. Среди всего множества интерпретаций данного термина существует его понимание как процесса направленной связи между людьми. Благодаря этой связи происходит целенаправленный обмен мнениями, действиями, предметами, участие в тех или иных формах коллективной деятельности, совместное времяпрепровождение, нравственные, религиозные и другие отношения, являющиеся необходимой предпосылкой человеческой жизни.

В общей совокупности указанных взаимосвязей и взаимодействий человек выступает одновременно как в роли субъекта, так и в роли объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет свое отношение к нему, воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной проблемы. При этом он одновременно остается объектом познания со стороны своего партнера. Партнер адресует к нему свои чувства, намерения и старается на него повлиять и достигнуть каких-то результатов, а он принимает послания избирательно, в соответствии с определенными правилами и нормами. Наличие такого встречного взаимопонимания и взаимовлияния партнеров друг на друга и отличает коммуникацию от простого общения.

Коммуникация имеет место в общении, поскольку обязательно включает в себя передачу различного рода сообщений и информации и обмен ими, но она не сводится только к такому ее пониманию. Понимание коммуникации только как процесса обмена информацией не объясняет специфики феномена коммуникативной деятельности в области человеческих отношений. В этом случае в коммуникации теряется элемент взаимопонимания, которое является основной ее особенностью. Как справедливо отмечает немецкий социолог X. Райманн: «Под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание». Безрезультатная передача какого-либо смысла представляет собой только попытку коммуникации, примитивную форму общения, но не саму коммуникацию. Поэтому вслед за X. Райманном мы будем интерпретировать коммуникацию, прежде всего, как «взаимопонимание». Процесс, во время которого реализуется стремление к взаимопониманию, мы будем называть «коммуникативным процессом». В этом контексте «коммуницировать» соответственно будет означать «делать понятным для партнера по общению то, что ты хочешь передать», понимать друг друга, а не просто сообщать или состоять во взаимосвязи.

Таким образом, в понятии «коммуникация» раскрывается та сторона общения, которая фиксирует не только обмен информацией, но взаимопонимание партнеров и организацию ими совместных действий, позволяющую им реализовать общую для них деятельность или цель. Такой подход исключает отождествление общения и коммуникации. Коммуникация реализуется в ходе совместной деятельности людей, когда вырабатываются совместные формы и нормы культуры.

Как показал анализ научной литературы, термин «коммуникация» может быть рассмотрен в широком смысле для характеристики структуры деловых (общественных) и межличностных связей (отношений) между людьми или в узком - для характеристики обмена (формирования, уточнения, развития, передачи) информацией в человеческом общении (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и другие). Коммуникация - это всегда процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общение, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Исходя из этого понимания, коммуникация - это социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемый целенаправленно при помощи различных средств, имеющий своей целью достижение взаимопонимания между партнерами и реализуемый в соответствии с определенными правилами и нормами.

Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» - частично совпадающие, но не тождественные понятия, имеющие как общие, так и отличительные признаки. Общими для них являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки выражаются в различных объемах и содержании этих понятий (узком и широком). Мы будем исходить из понимания коммуникации как процесса обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и информацией, направленного на достижение взаимопонимания и воздействия друг на друга партнеров по коммуникации.

Главная цель каждого участника коммуникативного процесса -желание быть понятым. Для достижения взаимопонимания необходима определенная совокупность знаний, навыков и умений, которые и характеризуют социально-значимые качества личности.

Особую специфику в современном мире имеет межкультурная коммуникация, которая представляет собой форму коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур.

В этой связи представляет интерес рассмотрение такого понятия как «культура».

Термин «культура» встречается в трактатах и письмах Древнего Рима. В эпоху Возрождения в немецком Просвещении термин «культура» был синонимом «цивилизации», употреблявшимся французскими просветителями, и обозначал духовное совершенствование человечества.

В развитии этого взгляда понятие «культура» можно определить как неприродное явление, определяемое в широком плане как вся позитивная деятельность людей и ее результаты.

Французский писатель и философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр писал: «Культура - ничего и никого не спасает, да и не оправдывает. Но она - создание человека: он себя проецирует в нее, узнает в ней себя; только в этом критическом зеркале видит он свой облик».

Культура рассматривалась также как очаги позитивной активности человека, как возникающие и «умирающие» цивилизации; как проявление этнических различий между людьми.

Культура «действительно является показателем специфическим, раскрывающим системное качество общественных явлений, общества в целом».

В настоящее время существует множество вариантов определения понятия «культура». В широком смысле оно употребляется для характеристики специфических сфер деятельности, в более узком смысле - характеризует сферу духовной жизни людей.

Выдающийся философ B.C. Библер в своих исследованиях отмечает, что понятие «культура» складывается, на его взгляд, из таких определений: культура как форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур; культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; культура - это изобретение «мира впервые». Основной культурной ценностью, считает B.C. Библер, является сам человек. С его точки зрения, понимание человека в контексте культуры представляет собой понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и всеобщности. Отношение к человеку как к высшей ценности бытия легло в основу современного образовательного процесса. Общение и взаимодействие являются одними из ведущих факторов возникновения и существования культуры, будучи при этом культурными феноменами жизнедеятельности человека, поскольку являются условием и средством познания, сохранения, трансформирования и созидания духовных и материальных ценностей культуры.

Трактовка понятия культуры, по мнению В.Г. Михеевой, тесно связана с интерпретацией культурных контактов. Культурные контакты являются существенным компонентов общения между народами. Поэтому при взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения друг с другом, при этом каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику. В своих контактах культуры взаимно адаптируются в форме заимствования их лучших продуктов. Если на протяжении столетий представления об открытости культур, их взаимодействии неизменно сочетались с идеей безусловного приоритета европейской культуры, то на рубеже ХIХ-ХХ веков стало очевидно, что о мировой культуре нельзя судить из одной лишь перспективы, характерной для европейского периода истории. Исчезновение образа исключительности западной культуры открыло новые перспективы исследования, ориентированного на выявление неповторимой специфики других культур. Идея о множественности культур предполагает выяснение вопроса о проницаемости/непроницаемости культур, о возможности их конструктивного взаимодействия.

В теории линейного, прогрессивного развития культур, исходя из положения о единстве мирового культурного процесса, культурное взаимодействие понималось как следование одной линии развития путем ассимиляции другими культурами достижений культуры, стоящей на более высокой ступени развития. В концепциях циклического развития межкультурное взаимодействие отрицалось на основании неповторимости пути развития каждой отдельной культуры, непостижимости ее внутреннего духа. Но как бы ни были многообразны культурные формы, разительно непохожи друг на друга, они являются порождением одного и того же корня, единого в своей сущности. Именно общее основание культуры дает ключ к пониманию других культур и, следовательно, открывает возможность конструктивных культурных взаимодействий. В то же время, в межкультурных взаимоотношениях всегда присутствует элемент трансформации, обеспечивающий сохранение уникальности каждой культуры.

Основополагающее свойство целостного человека культуры - это его способность к культурной идентификации, то есть осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте времени культуры (М.Бахтин).

Культура претендует на роль объединительного начала общества. Мы разделяем точку зрения Г.В. Елизаровой и А.П. Садохина, что «межкультурная коммуникация» - это не простое механическое сочетание «коммуникации» и «культуры»; это синтез, органический сплав, создающий новое явление. Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятельности, которая не ограничивается знаниями иностранных языков, а требует также знания материальной и духовной культуры другого народа, социальной группы, религии, ценностей, нравственных установок, мировоззренческих представлений, в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации. Межкультурная коммуникация осуществляется в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события. Межкультурную коммуникацию А.П. Садохин предлагает рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Она характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. В самом понятии, по мнению В.Г. Голышевой, заложено равноправное культурное взаимодействие представителей различных лингво-культурных общностей с учетом их самобытности и своеобразия, что приводит к необходимости выявления общечеловеческого на основе сравнения иноязычной и собственной культур. Межкультурная коммуникация сочетает в своем содержании межкультурный диалог и социальное взаимодействие.

Для межкультурной коммуникации необходимо, чтобы у человека сформировались определенные социально-значимые качества. Социально-значимые качества проявляются, в первую очередь, в межкультурной коммуникации, в умении применять различные методы общения, в способности понимать другого человека; раскрываются в умении предвидеть результаты своей деятельности, в ее прогнозировании, в способности видеть перспективы развития».

Социально-значимые качества являются одним из показателей уровня духовно-профессиональной развитости человека, благодаря которым высвечивается его этическая культура.

Уровень развития социально-значимых качеств во многом зависит от стремления и возможности человека овладевать новыми информационными технологиями, вступать в различные формы взаимодействия с другими людьми. Именно эти качества могут эффективно формироваться только в процессе межкультурной коммуникации. На наш взгляд, эти качества включают в себя следующие компоненты:

- направленность личности на эффективное взаимодействие с людьми других культур и национальностей, основанное на гуманистических и демократических ценностях, моральных нормах;

- способности личности, связанные с общением с представителями других культур, являющиеся составной частью межкультурной коммуникативной компетентности.

В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. Направленность - это целеустремленная сосредоточенность на чем-либо мыслей, интересов. В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад, как системообразующее свойство личности. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Формами направленности являются влечение, желание, стремление, интерес, склонность, мировоззрение, убеждение. Убеждение является высшей формой направленности. Это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: 1) предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, 2) напряжение, которое при этом возникает. Важное место в направленности играет целеустремленность. Если рассматривать направленность как целеустремленную сосредоточенность, то речь должна идти в первую очередь о том, что человек способен устремить на достижение определенной цели все свои интересы, возможности и способности. При этом немаловажную роль в направленности будет играть определенная напряженность, воля.

Направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. Направленность характеризуется доминирующими мотивами, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением. Структуру направленности составляют три группы мотивов: общественно-альтруистические, гуманистические; личные и деловые. Гуманистическая направленность начинает формироваться еще в раннем детстве, прежде всего в семье, но своего развития достигает в более зрелом, сознательном возрасте.

Направленность личности на эффективное взаимодействие с людьми различных культур строится на основе гуманистических ценностей. Гуманность - вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств. Главным механизмом формирования гуманистической направленности является воспитание.

Понятие коммуникативной компетентности, введенное Ю. Хабермасом, указывает на состоятельность личности в сфере интеракции, владение ею правилами общения. Поэтому в энциклопедических изданиях коммуникативная компетентность понимается чаще всего как способность и готовность человека к тому, чтобы действовать, совершать нужные поступки, координировать их в соответствии с действиями других. Критериями коммуникативной компетенции являются наличие знаний о ценностях, нормах и идеалах общества, умение воспринимать и принимать роль другого человека, умение выражать отношение к предмету общения.

Очень важно зафиксировать, что коммуникативная компетентность включает в себя не только набор определенных коммуникативных знаний и умений (умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия; умение использовать в межкультурном взаимодействии определенные символьные системы), но и сформированность способности к коммуникации.

Способности определяются в научной литературе как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Иными словами, способности - устойчивые качества людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Способности имеют биосоциальную природу: они формируются на основе анатомо-физиологических задатков, представляющих собой особенности организма человека (особенности строения мозга, органов чувств и движения) и под воздействием различных социальных факторов (прежде всего, обучения, воспитания, включения в соответствующую деятельность). Способность к межкультурной коммуникации может активно развиваться в процессе коммуникации. В.В. Синявский, Б.А. Федоришин, определяя коммуникативные способности личности, характеризуют их умением легко и быстро устанавливать деловые, товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении. Л.В. Линская считает, что коммуникативные способности проявляются во владении средствами коммуникации, в использовании таких средств в деятельности, в построении процесса общения, в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации. В условиях межкультурной коммуникации студент учится и строит разнообразные варианты взаимодействия с представителями других национальностей, культур. При наличии специальной дополнительной подготовки у студента формируется система оптимизации межкультурного взаимодействия. Межкультурная компетенция студента в значительной степени связана с его способностью разрешать возникающие неизбежные противоречия, преодолевать рассогласованность между желаемым и возможным. Межкультурная компетентность включает в себя такие составляющие, как знания, умения и навыки, требующиеся для повышения уровней саморегуляции в процессе общения; оценки личностных качеств человека при решении вопроса оптимизации совместной деятельности; конструктивного разрешения межличностных и организационных конфликтов, преодоления кризисов.

Понятие «формирование личности» включает единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью общества и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно о ее формировании и развитии. Формирование - это процесс создания, придания определенной формы, законченности чему-либо.

Формирование личности, то есть ее социально-значимых качеств, происходит в результате усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. То есть, у человека происходит присвоение норм и ценностей, формируется общественная направленность личности, складываются определенное поведение, отношение к себе, к людям, к миру. Главное в формировании личности - формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный - значит знаемый, но еще не реально действующий, то есть мотив неистинный. Необходимо, чтобы произошел процесс переживания или проживания ситуации, только тогда опыт будет присвоен человеком.

Социально-значимые качества личности формируются и проявляются в межкультурной коммуникации в отношении к партнеру, основанном на гуманистической направленности; в умении применять различные методы общения, в способности понимать другого человека; раскрываются в умении предвидеть результаты своей деятельности, в ее прогнозировании, в способности видеть перспективы развития. Сформировать социально-значимые качества невозможно, ограничиваясь аудиторным способом, важно, чтобы услышанное, прочитанное, мысли и опыт других как потребляемый продукт, было освоено студентами и пропущено через их собственное сознание, новые знания интегрированы в навыки и умения, а в итоге выработано то, что становится «своим».

Основным средством формирования таких качеств как гуманистическая направленность и способность к общению с представителями других культур является овладение студентами культурологическими знаниями, выработка специальных умений межкультурной коммуникации в ходе тренингов и включение их в непосредственную межкультурную коммуникацию. В формировании социально-значимых качеств в процессе межкультурной коммуникации можно выделить три основных компонента: информационный, мотивационный и практический. Информационный компонент подразумевает формирование у юношей и девушек образованности, которая включает необходимые для участия в практической деятельности социально-политические, экономические и психолого-педагогические знания, в том числе знания о культуре своего и других народов, знания норм и правил общения и межкультурной коммуникации. Мотивационный - предусматривает формирование устойчивых мотивов направленности деятельности в соответствии с гуманистическими ценностями. Практический компонент предусматривает формирование специальных умений и реализацию знаний и умений в конкретных ситуациях межкультурной коммуникации.

В условиях сегодняшнего дня наибольшие возможности для применения на практике перечисленных знаний, формирования умений и навыков возникают при участии молодежи в общественных формированиях, взаимодействующих с вузами. Создание общественных объединений обеспечивает реальное включение студентов в общественные отношения, интенсифицирует процесс социализации личности каждого члена объединения.

Таким образом, мы рассматриваем личность как члена общества, в котором интегрированы социально - значимые качества. Большое значение для формирования социально-значимых качеств имеет межкультурная коммуникация. Межкультурную коммуникацию мы рассматриваем как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Она характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. В процессе межкультурной коммуникации формируются следующие социально-значимые качества: направленность личности на эффективное взаимодействие с людьми других культур и национальностей, основанное на гуманистических и демократических ценностях, моральных нормах; способности личности, связанные с общением с представителями других культур, являющиеся составной частью межкультурной коммуникативной компетентности. Формирование личности, то есть ее социально - значимых качеств, происходит в результате усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Основным средством формирования таких качеств являются формирование у студентов культурологических знаний, выработка специальных умений межкультурной коммуникации в ходе тренингов и включение их в непосредственную межкультурную коммуникацию.

 

АВТОР: Бунакова Т.А.