17.12.2011 3064

Проблемы формирования ЗОЖ в условиях высших учебных заведений

 

Для обоснования системы педагогических условий формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ, наряду с теоретико-методологическим анализом проблемы, мы провели исследование потребностей студентов в сфере ЗОЖ, а также экспертизу методического обеспечения формирования ЗОЖ в педагогическом вузе.

Ведущими факторами, определяющими потребность в формировании у студентов готовности к реализации ЗОЖ, является состояние их здоровья и образа жизни. Принимая во внимание ухудшение показателей здоровья в подростковой популяции (Т.В. Цымбалова, СВ. Мурадян, 2002; С.М. Яцун, 2002), а также то, что момент зачисления в вуз резко изменяет образ жизни молодого человека и сопровождается выраженной мобилизацией адаптивного потенциала организма, неудивительно, что многие авторы отмечают высокие показатели заболеваемости студентов первых курсов. Фактически, все исследователи отмечают проблемы состояния здоровья студентов, особенно первых курсов (Л.И. Носова, В.И. Маловичко, А.И. Бурханов,1990; Н.Ю. Васильева, Э.А.Лазарева, 1999; Л.Г. Стамова, О.Н. Пучнина, 2002).

Многими авторами отмечается, что за период обучения в вузе число лиц с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями возрастает. Данные исследования распространенности хронических неинфекционных заболеваний среди студентов Московской медицинской академии им. Сеченова, свидетельствуют о том, что если на первом курсе почти половина студентов (47,6%) были здоровыми, около четверти (23,6%) имели функциональные нарушения, примерно треть (28,8%) студентов была больна хроническими заболеваниями, то уже ко второму курсу произошли существенные сдвиги в показателях здоровья студентов. Уменьшилось число лиц, относящихся к первой группе, причем все они перешли в третью группу здоровья, доля которой возросла до 40,6%. Указанная закономерность сохранилась до конца обучения. К старшим курсам увеличилось, также, и число лиц с функциональными нарушениями (Т.Ш. Миннибаев, 1993). Вышеуказанные данные подтверждаются в исследованиях Т.Н. Грошевой, Е.В. Боровковой (1988); А.Н. Иванец с соавт. (1991), O.K. Смышляева (1994); А.И. Марковой, А.В. Ляхович (1991); В.Н. Чернышева с соавт. (1997). Обращают на себя внимание более высокие показатели заболеваемости студенток по сравнению с лицами мужского пола (Н.А. Агаджанян, В.П. Дегтярев, Е.И. Русанова и др., 1997; И.Н. Полунин, Т.Ю. Щурова, Ю.И. Филимонов, 1995).

Потребности в формировании готовности студентов к реализации ЗОЖ во многом определяются исходным уровнем сформированности у студентов ценностей, знаний, умений и навыков в сфере здорового образа жизни.

Одной из ведущих проблем формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ является воспитание ценностных ориентации на здоровую жизнь. И.А. Зимняя, Б.Н. Бондаренко, Н.А. Морозова (1998) рассматривая систему ценностей у студентов вузов, указывают, что респонденты относят «здоровье» к ценностям жизненного «я». Однако фактически в большинстве анализируемых ими ценностных ориентации здоровье присутствует либо как предпосылка, составляющая часть, либо как условие таких ценностей как жизнь, семья, труд, добро, чувства. Приведенные данные наглядно иллюстрируют проблемы, существующие в сфере воспитания здоровьецентричной системы ценностей у детей и молодежи. А.Г. Маслоу (1999) писал, что, только лишившись здоровья, мы начинаем понимать его истинную ценность.

Н.А. Асташова (2000), изучая ценностные ориентации студентов педагогического университета, установила, что интересная (педагогическая) работа занимает место между вторым и третьим десятком ценностей. Доминирующими терминальными ценностями у будущих педагогов являются здоровье, материальный достаток, а на периферии находится работа, гражданственность, патриотизм. Главными ценностями-средствами студенты считают образованность, исполнительность, аккуратность, которые имеют строгую корреляцию с ценностями целями в качестве факторов их достижения. Наиболее предпочтительными студенты считают такие качества как рационализм, решительность, целеустремленность, а качества эмоциональной и гуманистической направленности (оптимизм, жизнерадостность, обязательность, терпимость, честность) будущие учителя не считают значимыми. Структура аксиологической сферы студенчества отражает систему ценностей общества, но всегда отличается гибкостью и динамичностью. В своих исследованиях авторы указывают различную иерархию ценностей, присущую студентам. Так, по данным И.М. Ильинского (2000), главной ценностью для молодых людей является личное обогащение. Как считают В.И. Деникин (2000), Л.Г. Логинова (2000), Н.А. Асташова (2000), большинство студентов стремится к достижению личного успеха и реализации личных интересов. Критериями достижения успеха студенты считают душевный комфорт, материальное благополучие, власть, славу.

Особое значение для достижения успеха приобретает образование. В последние годы наблюдается разделение в сознании молодежи карьеры, славы, власти. Стремление сделать карьеру определяет жизненные цели 30-36% студентов. Желание славы свойственно 5-6%, власти - 7-12%. Эти позиции занимают самое низкое ранговое место в их аксиологической сфере. Первое место отводится желанию семейного счастья (69%) (В.И. Деникин, 2000).

С точки зрения Г.С. Козупицы с соавт. (2001), главной ценностью для студентов-медиков оказались: «Семья» (72,7%), «Здоровье» (49,4%), «Благополучие России» (24,7%), «Работа» (20,0%). Несмотря на то, что здоровье в шкале ценностей занимает доминирующее положение, 32% опрошенных имеют хронические заболевания. Ни один студент не считает причиной заболеваний нездоровый образ жизни. Мы согласны с мнением тех авторов, которые полагают, что для студентов главными ценностями являются ценности, связанные с личным счастьем.

Результаты нашего исследования отчасти коррелируют с данными вышеуказанных авторов. Наивысшее положение в иерархии терминальных ценностей - целей студентов ШГПУ занимают: любовь и наличие хороших и верных друзей (82,47 на 100 опрошенных), здоровье (77,27 на 100), счастливая семейная жизнь (59,74 на 100), материально обеспеченная жизнь (47,40 на 100), уверенность в себе (37,66 на 100).

Средние ранговые места в иерархии терминальных ценностей студентов распределились следующим образом: удовольствия (34,42 на 100), хорошая обстановка в стране (27,27 на 100), интересная работа и активная деятельная жизнь (24,68 на 100), познание (22,08 на 100), свобода (17,53 на 100).

Наименьшее предпочтение студенты отдали таким терминальным ценностям, как: самостоятельность (16,88 на 100), общественное признание (12,34 на 100), равенство (10,39 на 100), творчество и жизненная мудрость (9,74 на 100), красота природы и искусства (4,55 на 100).

Самыми значительными в иерархии инструментальных ценностей будущих педагогов являются образованность, независимость и аккуратность (54,55 на 100), жизнерадостность и воспитанность (51,95 на 100), смелость (42,21 на 100).

Промежуточное положение в структуре ценностей-средств студентов занимают честность (39,67 на 100), ответственность (39,61 на 100), самоконтроль (30,52 на 100), исполнительность (29,87 на 100), широта взглядов (27,27 на 100), эффективность в делах (24,66 на 100).

На периферии инструментальных ценностей оказались чуткость (24,66 на 100), рационализм и непримиримость к недостаткам в себе и в других (19,48 на 100), твердая воля (17,53 на 100), терпимость (14,94 на 100), высокие запросы (9,74 на 100).

Таким образом, первостепенное значение для будущих учителей имеют терминальные ценности, связанные с личностными интересами (любовь, друзья, семья, материальный достаток, уверенность в себе). Однако, такие профессионально значимые ценности, как самостоятельность и творчество находятся на периферии. На вершине структуры аксиологической сферы студентов находится здоровье, как основное условие достижения личных и профессиональных успехов.

Средствами достижения поставленных целей большинство студентов считают образованность, а так же эмоциональные и гуманистические свойства личности (жизнерадостность, воспитанность, смелость). Однако, такие важные для педагогов качества, как чуткость, терпимость, твердая воля студенты не считают значимыми. Самоконтроль, как необходимое условие для сохранения и укрепления здоровья и как критерий достижения профессионализма, занимает у будущих учителей промежуточное положение в иерархии инструментальных ценностных ориентации.

Исходный уровень знаний студентов в сфере ЗОЖ определяется их гигиенической грамотностью. Знания в вопросах здоровья и здорового образа жизни включают в себя содержание понятия «здоровья», основные компоненты здоровья, уровни здоровья. Существенными являются знания студентов о том, что здоровье на 50% зависит от образа жизни. Так, среди обследуемых нами респондентов, 88,3% правильно ответили на этот вопрос.

Знания основных видов и основных направлений профилактики заболеваний также являются важными для будущего педагога. Одним из показателей недостаточной грамотности студентов в этом направлении является то, что 30% опрошенных нами студентов не знают, что избыточный вес - одна из частых причин возникновения заболеваний. Исследования, проведенные нами совместно с Е.В. Перевозчиковой (2003), свидетельствуют о том, что только одна треть студентов ШГПУ обращается к стоматологу с профилактической целью, остальные обращаются при наличии боли и кариеса. Причинами редкого посещения врача служат «страх» (41,3%), «нет необходимости» (47,3%), «высокие цены» (14,7%). Среди опрошенных нами студентов 15% респондентов считают, что посещать стоматолога достаточно один раз в год.

Знания по вопросам профилактики аддиктивного поведения являются важным компонентом формирования у будущих учителей готовности к реализации ЗОЖ. Саморазрушающее поведение - табакокурение, алкоголизм, наркомания и токсикомания отрицательно воздействует на все компоненты здоровья: духовное, нравственное, эмоционально-психическое, физическое, сексуальное, а так же на социальное благополучие человека. Употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, приводит к деградации личности, снижению интеллектуальных способностей, психическому и физическому истощению, эмоциональной неуравновешенности, к утрате моральных установок и ценностей (Д.Н. Давиденко, 1996).

Полученные нами данные свидетельствуют, что знания студентов в вопросах профилактики аддиктивного поведения не достаточны. Так 22,3% опрошенных считают, что курение опасно только для мужчин, 34,1% полагают, что курение опасно только для женщин и лишь 43,6% респондентов знают, что курение наносит вред организму любого человека независимо от пола. Из опрошенных нами студентов 13,8% убеждены, что выкуривание менее 10 сигарет в день не опасно для здоровья.

Ответы на вопросы, касающиеся алкоголя, так же вызывают тревогу. Например, 50,8% студентов уверены, что «умеренное» употребление спиртного не вредит организму, а 13,3% не знают, что такое «пьяное зачатие». На вопрос о том, может ли в студенческом возрасте развиться алкоголизм, положительно ответили большинство респондентов (68,3%), отрицательный ответ дали 5,8% студентов, остальные затруднились ответить на поставленный вопрос. Больше половины студентов (60,0%) полагают, что алкоголь оказывает отрицательное воздействие как на мужской так и на женский организм, 33,3% уверены, что спиртное отрицательно влияет только на женский организм. Не знают ответа на данный вопрос 6,7% опрошенных нами респондентов.

Рост наркомании в Ивановской области превышает среднероссийские показатели: по данным областного наркологического диспансера число выявленных наркоманов ежегодно увеличивается в 1,5-2 раза (О.А. Спиридонова, 1998). Впервые молодые люди употребляют наркотики по следующим причинам: «любопытство» (72%), «неудобно отказать» (13%), «испытать новые ощущения» (15%). Опрос в молодежной среде свидетельствует, что приобретают наркотики 21% респондентов на дискотеке, 35% - у друзей, 20% - в учебных заведениях. Несмотря на то, что большинство опрошенных нами студентов считают опасным для здоровья единичный прием наркотиков (78,5%), 8,3% придерживаются противоположной точки зрения, остальные 13,2% затрудняются ответить. Таким образом, более 20% студентов нуждаются в коррекции убеждений по антинаркотическому направлению.

Готовность к реализации ЗОЖ предполагает наличие у студентов знаний об основных группах факторов, формирующих здоровье. Ведущим здесь является понятие об образе жизни, о таких составляющих образа жизни как: отношение к своему здоровью, питание, психологический микроклимат в семье и в студенческом коллективе, физическая активность, сексуальное поведение. Так при ответе на вопрос: «Считаете ли Вы, что наличие нескольких половых партнеров увеличивает риск заражения венерическими заболеваниями?» 30,8% студентов ответили утвердительно, 63,3%, - «если не пользоваться презервативами». По вопросам рационального питания у большинства студентов выявлены достаточные знания. Так 91,0% полагают, что прием пищи «всухомятку» наносит вред здоровью. Однако, 37,2% опрошенных студентов принимают пищу менее трех раз в день, а 30,0% респондентов принимают горячую пищу один раз в день (Т.В. Гиголаева, Е.В. Перевозчикова, Д.Ю. Коптев, 2003). Это свидетельствует о том, что наличие знаний в данном вопросе еще не определяет правильное разумное поведение.

Умения и навыки в сфере ЗОЖ проявляются в конкретных действиях студентов по сохранению и укреплению здоровья. К сожалению, в исследуемой нами группе студентов, сформированность навыков здоровьесберегающего поведения остается довольно низкой. Так количество респондентов, пытающихся улучшить осанку с помощью физической культуры, составляет всего лишь 6,7%. Отдают предпочтение массажу 10,0%, а общеукрепляющую гимнастику делают 39,2% респондентов. Таким образом, практически половина опрошенных нами студентов не делают ничего для улучшения осанки. Степень медицинской активности оценивается и по отношению к профилактике заболеваний. На примере стоматологической патологии, уровень активности студентов явно недостаточен. Так, только 30,0% опрошенных обращаются к стоматологу с профилактической целью, при наличии кариеса - 46,7%, при наличии боли - 23,3%.

Потребность в информации по ЗОЖ отражается в темах литературных источников, самостоятельно изучаемых студентами. В результате опроса выяснилось, что вопросами личной гигиены интересуются 48,3% респондентов, методами оздоровления - 15,8%, методами очищения - 5,0%, взаимоотношением полов - 33,8%, профилактикой алкоголизма и наркомании - по 7,5%. На вопрос о том, какие формы получения информации по вопросам личной гигиены является наиболее приемлемыми, выявилась следующая иерархия ответов: индивидуальная беседа - 58,3%; лекции и рекомендуемая литература - 17,5%; беседа с родителями - 10,8%.

Исследуя гигиенические навыки будущих педагогов, мы предлагали им ответить на достаточно простые вопросы, которые обнаруживали способность студентов адаптировать знания в вопросах профилактики желудочно-кишечных, грибковых и других инфекционных заболеваний к повседневной жизни. Так, отвечая на вопрос: «Бывает ли, что Вы пользуетесь чужой обувью, тапочками?» 25,0% респондентов ответили положительно, 23,3% - «нет», и 51,7% - «иногда». Перед едой, после посещения туалета, после улицы моют руки 67,0%, 23,8%, 23,8% опрошенных соответственно.

Степень сформированности коммуникативных умений оценивалась нами по отношению к вредным привычкам сверстников. Так, мы выяснили, что только треть (33,8%) опрошенных нами студентов стремятся помочь своим друзьям бросить курить, остальные не реагируют на данную ситуацию.

Рефлексивные умения выражаются в оценке личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения, направленная на саморазвитие педагога как профессионала и как здоровой личности. Рефлексия отражает нравственную деятельность, и «труд души», очищающий собственные чувства и корректирующий поступки человека. Педагогика рефлексии исключает антигуманное манипулирование сознанием, а, значит, и поведением будущего учителя. Она стимулирует собственные усилия человека, способствует самооценке притязаний, характера общения и отношения их к предметной деятельности (Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин, 1995).

Изучая рефлексивные умения студентов ШГПУ, мы пришли к следующим результатам. Здоровыми себя считают 61,7% респондентов. С нашей точки зрения, это завышенный показатель, поскольку не все опрашиваемые используют правильные критерии оценки собственного здоровья. Физически развитыми себя считают 88,3% студентов. Оценивая свой образ жизни, только 20,0% опрошенных считают его здоровым, 50,0% дали отрицательный ответ на этот вопрос и 30,0% затрудняются ответить. Среди факторов, не позволяющих назвать свой образ жизни здоровым, первое место (40,0%) занимает нерациональное питание, далее по убывающей - малоподвижный образ жизни (26,7%); курение (21,7%); употребление алкоголя (16,3%); проблемы в сексуальной сфере (2,5%). Вызывает тревогу тот факт, что только 25,0% респондентов считают себя закаленными людьми, т.е. целенаправленно проводят закаливающие мероприятия. На вопросы о нарушении зрения и осанки 31,7% и 21,7% соответственно дали положительный ответ. Следовательно, можно говорить о том, что почти у 1/3 опрошенных студентов есть патология опорно-двигательного аппарата и органов зрения. Самооценка уровня знаний по вопросам личной гигиены показала, что 77,5% считают достаточными свои знания в данной сфере. Указывают на недостаточность этих знаний 22,5% респондентов.

Наряду с изучением потребностей студентов в сфере ЗОЖ, нами также был проведен анализ нормативных и методических документов, регламентирующих охрану здоровья в образовательных учреждениях.

Законодательная база охраны здоровья включает ряд документов федерального уровня. Это, прежде всего, правовая база, закрепленная в Конституции РФ, «Основах законодательства РФ о здравоохранении», Законах РФ «Об образовании» (5.01.96) и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Концептуальные основы охраны здоровья отражены в «Концепции национальной безопасности РФ» (утверждена Указом Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300), «Концепции охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2000 г. № 1202 - р), «Концепции охраны здоровья здоровых в Российской федерации» (утверждена приказом Минздрава от 21.03.2003 г. № 113), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Распоряжением правительства РФ в 2000 году принята Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, в которой под охраной здоровья понимается совокупность различных мер, в том числе социально-культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, на поддержание его активной долголетней жизни. Эта Концепция утверждает необходимость хорошо организованной пропаганды медицинских и гигиенических знаний как действенного фактора снижения заболеваемости и смертности, воспитания здорового, физически крепкого поколения.

С учетом предыдущей концепции были сформированы основные положения «Концепции охраны здоровья здоровых в Российской федерации». Одним из важнейших приоритетов государственной политики в этой области является: «...создание всеми доступными информационными, административными, финансовыми, правовыми средствами социально -нравственной доминанты в индивидуальном, коллективном сознании на ценность здоровья как на национальную черту, как на личную ответственность перед собой, семьей и государством. Объектом воздействия являются индивидуальное сознание, особенности ведущих черт личности, моральные ценности, групповые пристрастия, здоровые мотивы и потребности, родительская любовь, стремление к самодостаточности, здоровый эгоцентризм, традиции, обычаи, ритуалы, привычки, патриотический менталитет в образе жизни цивилизованной страны...».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (М.: АПКиПРО, 2002. С.10-24) предполагается: «...провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) реальной разгрузки содержания общего образования; б) использования эффективных методов обучения; в) повышения удельного веса и качества занятий ФК; г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи».

Нормативные основы охраны здоровья в учреждениях образования изложены в Приказе МО №1418 от 15.05.2000 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения», Письме Минобразования России от 26.08.2002 № 13 -51 -104 / 13 «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии», Приказе № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.2.2.542-96).

Значимость данной работы в сфере охраны здоровья учащейся молодежи обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании» (5.01.96):

- во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст. 2);

- во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст. 51).

В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 28) подчеркивается, что в: «... образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников...». Гигиенические требования к организации образовательного процесса изложены в санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2. 1178-02).

Приоритет данной задачи подчеркивается также и в ряде других директивных документов. Так, в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы (утвержденной МО России от 18.10.99. № 574) сказано, что сохранение здоровья учащихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех образовательных учреждениях.

В мае 2000 года вышел в свет приказ МО № 1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укрепления здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений». В этом документе выделено две основных цели создания подобных центров:

1-я - создание условий, гарантирующих охрану и укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся;

2-я - приобретение всеми участниками образовательного процесса знаний, умений, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Вышеуказанные задачи должны реализовываться по четырем основным направлениям деятельности центра: оздоровительная работа; валелогическое образование; комплексная диагностика здоровья, факторов риска образовательной среды, мониторинг успешности валеологического образования; консультативная деятельность по вопросам сохранения здоровья.

Постановление Правительства РФ от 23.03.01. № 224 утверждает проведение в стране эксперимента по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе, цель которого заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся. Здесь предполагается разработка новых технологий управления здоровьем детей путем проведения медицинских, физиолого-гигиенических и педагогических мероприятий.

В настоящее время Министерством образования предусмотрена разработка и внедрение рекомендаций по оценке деятельности образовательных учреждений с учетом качества знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни (Приказ № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»),

В «Концепцию очередного этапа реформирования образования» внесен раздел «Образование и здоровье», где изложены основные направления деятельности образовательных учреждений в этой области, в том числе и формирование здорового образа жизни обучающихся.

Основные задачи программы «Образование и здоровье» изложены в письме Минобразования России (№ 29/1530- 6 от 03.05. 2001): «.. создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в вузах; внедрение методологии, принципов и методов здоровьесберегающего образования, программно-технических средств по мониторингу, формированию, развитию и сохранению здоровья студентов и преподавателей вузов; осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса, за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по вопросам сохранения здоровья обучающихся,... разработка рекомендаций по формированию здорового образа жизни студентов с учетом их индивидуальных склонностей, способностей и психофизиологических особенностей; по организации в учебном заведении условий проведения здоровьесберегающего учебного процесса; организация взаимодействия со спортивными, реабилитационными, профилактическими центрами региона; проведение просветительской работы в области культуры здоровья, в т.ч. профилактики социально обусловленных заболеваний (алкоголизма, наркомании, СПИДа, табакокурения)».

Для активизации воспитательной составляющей учебного процесса большое значение имеют положения, представленные в письме Министерства образования РФ № 14-55-840 ин/ 15 от 8.10. 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в действующие государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования в части усиления их воспитательной направленности».

Наряду с анализом нормативной базы нами, совместно с профессорами кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании ШГПУ, была проведена экспертиза требований государственного образовательного стандарта и рекомендуемых программ по «Основам медицинских знаний», «Основам медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности» и «Основам медицинских знаний и профилактике болезней».

Данные экспертизы нормативных и методических документов позволили выявить следующие препятствия для эффективного образования в области здоровья. Во-первых, не полностью сформирована современная нормативная база охраны здоровья студентов вузов, отсутствует единая методология образования в области здоровья, поэтому перед каждым вузом ставится задача разработки собственной концепции и программы формирования здорового образа жизни студентов. Во-вторых, возможности государственного образовательного стандарта для большинства педагогических специальностей ограничены 72 часами учебного времени, из которых около половины - аудиторные, что подчеркивает необходимость свертывания учебной информации и разработки системы информационного обеспечения самостоятельной работы студентов. В-третьих, содержание образования, регламентируемое государственным образовательным стандартом и примерными программами, носит, в основном, патоцентрический характер, без акцента на здоровьесберегающую составляющую. В связи с этим, имеется потребность в целенаправленном отборе содержания медицинских курсов для педагогических вузов. В-четвертых, цели освоения курсов медицинских дисциплин недостаточно учитывают современные требования к профессиональной педагогической деятельности в сфере здоровьесбережения, что свидетельствует об актуальности усиления компетентностного подхода в медицинской подготовке будущего педагога, акцентирующего внимание на достижение в результате образования не только усвоения суммы знаний, но и на развитие у обучаемого способности самостоятельно действовать в проблемных ситуациях в соответствии с ключевыми компетенциями (Н.С. Благородова, А.В. Ершова, Т.Н. Никитина, 2005).

 

АВТОР: Гиголаева Т.В.