17.12.2011 11330

Теория и этапы исследования закономерностей формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ

 

Методология науки - это учение об исходных принципах, положениях, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов). В основе построения программы педагогического исследования условий формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ нами положены общенаучные принципы (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов) и специальные принципы (Т.В. Карасева, С.Н. Толстов).

К общенаучным принципам относятся: принцип объективности, принцип сущностного анализа, генетический принцип, принцип единства логического и исторического, принцип концептуального единства, принцип сущего и должного, принцип целостности, системный и деятельностный подходы. Данные методологические принципы определяют общие ориентиры теоретического и эмпирического научного исследования и соответствующей деятельности исполнителя. Естественно и то, что есть доля условности в выделении и содержательной характеристике методологических принципов: они повторяют и дополняют друг друга, предупреждая тем самым возникновение ошибочных установок в организации научного исследования.

Одним из основополагающих для нашего исследования является принцип объективности. Он выражается во всестороннем учете условий, в которых осуществляется формирование у студентов готовности к реализации ЗОЖ, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте. Поскольку этот принцип предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов, мы исследовали систему формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ с позиции теоретического анализа (по данным научных исследований) и экспертизы объективных проявлений (программно-методического и нормативного обеспечения). Так как принцип объективности не исключает субъективности, включенности в процесс исследования человека, нами, также были изучены и информационные потребности студентов, что позволило дополнить общую аналитическую оценку формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ в педагогическом вузе.

Следующий, использованный нами методологический принцип -принцип сущностного анализа, соблюдение которого связано с соотнесением в изучаемом явлении общего, особенного и единичного, проникновением в его внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. В процессе исследования условий формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ, нами были выделены внешние и внутренние условия, а также уровни их реализации внутри образовательной системы университета. Подобная систематизация условий дала нам возможность прогнозирования путей создания данных условий, и обосновать модель эффективного формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ.

Для нашего исследования важным было соблюдение генетического принципа, сущность которого заключатся в рассмотрении изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным). В русле реализации данного принципа, нами были выделены уровни развития готовности студентов к деятельности по формированию здорового образа жизни и отслежена их динамика в процессе создания определенных педагогических условий. Придерживаясь генетического принципа в исследовании, можно предвидеть возможности развития образовательного процесса, целенаправленно воздействовать на него. Проведенный в работе формирующий эксперимент, обусловлен именно генетическим принципом, который создает возможность «изучать детей, обучая их» (СЛ. Рубинштейн).

С генетическим подходом связан принцип единства логического и исторического, соблюдение которого требует в исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии, кроме того, перспектив его развития. Как справедливо указывают В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический анализ не имеет веса без учета происхождения, становления объекта. В связи с этим, описание опыта исследований проблемы формирования ЗОЖ, мы проводили параллельно с историей развития научной педагогики и становлением системы высшего образования.

Принцип концептуального единства исследования предполагает осуществление логической совместимости подходов и оценок. Он представляет собой единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости. Изначальные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости, и отбрасываются (происходит модернизация концепций). В нашей работе мы, учитывая более чем десятилетний опыт исследований данной проблемы на кафедре здоровьесберегающих технологий в образовании ГОУ ВПО ШГПУ, модернизировали имевшуюся систему, используя авторский подход, попытались уйти от патоцентризма (акцента на изучение болезней), сохраняя валеологическую направленность и развивая компетентностный подход. Принцип концептуального единства реализовывался нами совместно с принципом сочетания сущего и должного (В.В. Краевский). Этот принцип заключается в обязательном соотнесении плана должного и плана существенного, объяснительных и прогностических элементов в исследовании. Любое явление может быть верно понято и оценено только в сопоставлении с нормой или идеалом, а любая перспектива не может быть обоснована и понята без соотнесения с существующим, без учета состояния современной теории и реальной практики.

В процессе создания модели формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ мы придерживались принципа целостности, т.е. осторожного подхода к вычленению в целях специального изучения отдельных сторон, элементов, отношений изучаемого объекта. Поскольку структура обучения и воспитания является динамической и определяется постоянной сменой состояний неравновесия и относительного равновесия ее противоположных внутренних сил и тенденций, которые невозможно понять и, тем более, влиять на их развитие изолированно. В связи с этим, в структуру основных направлений по реализации педагогических условий нами были включены не только учебная, но и воспитательная, и научная составляющие, которые позволили создать целостную и динамичную модель формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ.

Наше исследование направлено на разработку системы формирования ЗОЖ и, соответственно, предполагает использование системного подход. В научной литературе существует много определений понятия «система». «Система (с греч. - целое, составленное из частей, соединение) - нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» (СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1994).

В.Н. Садовский разделил все компоненты системы на три группы. Первую группу составили признаки, характеризующие внутреннее строение системы («множество», «элемент», «отношение», «связь» и др.). Ко второй группе он отнес признаки, характеризующие специфические системные свойства («интеграция», «дифференциация», «целостность», «управление» и т.д.). В третью группу входят признаки, характеризующие поведение системы («среда», «состояние системы», «адаптация»).

Сущность системного подхода заключается в следующих положениях:

- целостность системы по отношению к внешней среде, ее изучение в единстве со средой;

- свойства элементов системы зависят от их принадлежности к определенной системе, а свойства системы не сводятся к свойствам ее элементов или их суммы;

- элементы системы находятся в сложных связях и взаимодействиях, среди которых выделяют наиболее существенные, системообразующие связи;

- совокупность элементов системы дает представление о структуре и организации системных объектов, их взаимозависимости и взаимоподчиненности, выражает упорядоченность системы;

- специальным способом регулирования связей между элементами системы и, тем самым, изменений самих элементов, является управление, включающее постановку целей, выбор средств, контроль и коррекцию, анализ результатов.

Системный подход связан с «определением узловых, фундаментальных проблем, требующих комплексного исследования» (Б.Ф. Ломов). Именно к такой группе проблем относится изучаемая нами проблема. Системный подход в нашем исследовании также определяет комплексное изучение будущего педагога, направленное на получение динамики показателей готовности к реализации ЗОЖ, сопоставление которых дает более полную картину развития взрослого человека.

Важная роль в исследовании отводится деятельностному подходу. Сущность его заключается в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач. Деятельностный подход применительно к формированию у студентов готовности к реализации ЗОЖ означает выявление и описание тех способов действия в деятельности, которые должны привести к раскрытию содержания и полноценному усвоению медицинских знаний, что ведет к дальнейшему овладению новыми действиями, которые опосредуют становление общих способностей и способов здоровьесберегающего поведения студента. В процессе формирующего эксперимента мы использовали активные методы обучения, включающие будущего педагога в деятельность по воспитанию ЗОЖ, формирующие умения и навыки здоровьесберегающей деятельности.

Кроме того, наше исследование мы осуществляли на основе комплексного, междисциплинарного подхода. Комплексный подход к исследованию обусловлен сущностью изучаемых объектов. Формирование у студентов готовности к реализации ЗОЖ является проблемой, которую невозможно глубоко оценить с какой-либо одной позиции. По данному вопросу необходимо использование подходов комплекса гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Сложность построения общей схемы и проведения исследования заключается в логическом сочетании различных методов, междисциплинарной интеграции при условии соблюдения «экстерриториальности» в отношении конкретной научной специальности.

Рассматривая формирование ЗОЖ как область научного познания, мы выделяем следующие методологические особенности данного исследования (специальные принципы): принцип ограничения научной компетенции, соблюдение строгих этических правил, конфиденциальность полученных сведений о здоровье и образе жизни, обратная связь.

Принцип ограничения научной компетенции тесно связан с вышеуказанным комплексным. Этот принцип определяется соответствием изучаемых предмета, объектов и используемых методик научной специализации исследователя. В исследованиях, связанных со здоровьем, этот принцип особенно важен, так как здесь особенно опасен выход за границы компетентности, где специалист одной области (например, педагогической) становится дилетантом в другой (например, в медицинской). Очень важным является четкое разграничение сферы здравотворческого влияния, а, соответственно, и предмета исследования закономерностей формирования здоровья в системе образования.

Соблюдение строгих этических правил связано с тем, что единицами наблюдения являются студенты, а объектом исследования -информация об их здоровье, образе жизни. Организация исследования, подбор методик, проведение опросов, работа с данными о здоровье требуют такта, особых личностно-профессиональных качеств от исследователя, установления контакта, соблюдение норм этики. В группе этических правил особое место занимает соблюдение конфиденциальности полученных данных о здоровье и образе жизни конкретного респондента.

Принцип обратной связи заключается в разработке и реализации путей устранения выявленных в ходе исследования проблем образа жизни, параллельном решении исследовательских, образовательных и коррекционных задач. Каждое исследование, посвященное образу жизни субъектов образования и здоровьесберегающим образовательным технологиям, должно конечной целью иметь разработку системы мероприятий по повышению уровня культуры здоровья педагогов и обучающихся, а также внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих основ. Данный принцип единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы требует осторожного подхода к предлагаемым и апробируемым в ходе исследования нововведениям, чтобы минимизировать степень возможного риска (Т.В. Карасева, С.Н. Толстое, 2003). В нашем исследовании, выявление факторов риска для здоровья сопровождалось консультированием врачей-преподавателей кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании и разработкой индивидуальных программ коррекции образа жизни студента.

Для осуществления исследования формирования готовности студентов к реализации ЗОЖ мы обозначили категории, которыми оперировали в процессе работы. Понятийный аппарат исследования составили такие основные категории, как здоровье, здоровый образ жизни студента, педагогические условия, образовательная система, готовность студентов к реализации ЗОЖ.

Как мы отмечали выше, существует множество определений понятия «здоровье». В научной литературе мы столкнулись с различными определениями понятия «здоровье» (Н.М. Амосов, 1979; Г.Л. Апанасенко, 1998; Э.Н. Вайнер, 1998; А.Я. Иванюшкин, 1982; В.П. Казначеев, 1983; В.В. Колбанов, 1998; I.Illich, 1977; Ed.Goldsmith, 1980).

До настоящего времени с теоретических и методологических позиций этот вопрос остается не решенным. ВОЗ определяет здоровье как: «...состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В этом определении представлена идеальная, теоретическая модель здоровья, подчеркнуты три основные его компонента - физический, духовный и социальный. Подход к определению здоровья, как междисциплинарной категории также встречаем у В.П. Казначеева с соавт., который указывает, что: «Здоровье -понятие обильное, собирательное, а не медико-биологическая константа».

По определению ВОЗ очень трудно попасть в категорию здорового состояния организма. На наш взгляд, наиболее приближенным к практике является взгляд на здоровье, как гармоничное единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему быть полноценным членом семьи и общества (Ю.П. Лисицын).

Определение И.И. Брехмана делает акцент на адаптационной составляющей здоровья, понимая под здоровьем: «...способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

С позиции целей и задач образования, обоснованным является точка зрения В.Н. Максимовой, которая определяет здоровье как интегральную целостность человека, проявляющуюся в оптимальном единстве социального и биологического аспектов развития индивидуальности, на основе приоритета духовно-нравственных ценностей.

Для нашего исследования важным является взгляд на здоровье как многокомпонентное понятие. Авторами выделяются различные, более или менее близкие к определению ВОЗ, компоненты здоровья. Д.Н. Давиденко выделяет несколько видов здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное. Соматическое здоровье - состояние человеческого организма в данный конкретный момент времени. Основой соматического здоровья является генетическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями (питание, движение, познание окружающего мира и т. п.). Базовые потребности определяют пусковой механизм развития человека (формирование его соматического здоровья) и обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Физическое здоровье - уровень развития функциональных возможностей систем организма. Приспособление организма к воздействию различных факторов обеспечивают функциональные резервы клеток, тканей и органов, которые и составляют основу физического здоровья. Психическое здоровье - состояние психики человека. Оно обуславливается возможностями удовлетворения биологических и социальных потребностей человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную реакцию поведения. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного здоровья составляет система ценностей, установок, мотивов поведения личности в социальной среде. Нравственное здоровье связано с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет в значительной мере духовность человека.

А.Я. Иванюшкин предлагает оценивать состояние здоровья по трем признакам:

1. Соматический - совершенство саморегуляции и физиологических процессов в организме, а также способность адаптироваться к окружающей среде.

2. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности и деятельного отношения человека к миру.

3. Личностный - стратегия жизни и степень господства индивида над внешними условиями жизни.

Целостность здоровья ассоциируется с понятием индивидуальности как интегральным показателем развития человека. Компоненты здоровья - это наиболее значимые направления целостного развития индивида, личности, субъекта жизнедеятельности и индивидуальности в целом. В.Н. Максимова выделяет следующие компоненты здоровья: духовно-нравственный, физический, репродуктивный, эмоциональный, умственный, личностный и социальный.

На основании аналитического обзора литературных источников мы используем следующий вариант определения категории «здоровье студента», который был сформулирован Е.В. Перевозчиковой, на основании определения Ю.П. Лисицына, как: «гармоническое единство биологических и социальных свойств индивида, позволяющих ему эффективно выполнять задачи образования и вести полноценную личную и общественную жизнь».

Категория «образ жизни» неразрывно связана со здоровьем, поскольку здоровье на 50% зависит от образа жизни. На формирование здоровья человека оказывают влияние многие факторы. Э.Н. Вайнер отмечает, что эксперты ВОЗ разделили эти факторы на четыре группы и определили соотношение их влияния на формирование здоровья человека. Межведомственной комиссией Совета безопасности РФ по охране здоровья населения это соотношение было определено для жителей России следующим образом (в скобках данные ВОЗ): факторы образа жизни 50 -55% (52 - 53%); факторы внешней среды 20 - 25% (20%); биологические факторы 15 - 20% (20%); медицинское обслуживание 10 - 15% (7 - 8%).

К факторам образа жизни, формирующим здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек, двигательная активность, рациональное питание, стрессоустойчивость, стремление к духовно-нравственному совершенствованию и реализации творческого потенциала, контроль за средой жизнедеятельности, оздоровительные процедуры, медицинский контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, контроль сексуальных взаимоотношений и межличностных отношений, овладение приемами психической саморегуляции. Особенности повседневной жизни человека, охватывающие его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения - все это характеризует образ жизни (Н.В. Максимова).

С психолого-педагогических позиций, нам близким является определение СЛ. Рубинштейна, который обозначает образ жизни как единство и взаимопроникновение образа действий с объективными условиями существования. В свою очередь, образ действий формируется в работе, учении, труде, которые способствуют выработке различных способностей и черт характера на основе врожденных задатков. Автор подчеркивает взаимосвязь образа, условий жизни и психологического облика личности в следующем высказывании: «Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обуславливает психологический облик личности, который в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни». Таким образом, здесь определение образа жизни дается с позиции принципа единства сознания и деятельности.

По определению ВОЗ, образ жизни - это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида.

Качественно-количественная оценка образа жизни, по мнению Ю.П. Лисицына, должна рассматриваться с позиций системного подхода: «Системный подход к образу жизни обязывает изучить взаимовлияние, взаимодействие, связи различных элементов образа жизни, без чего невозможно правильно понять и оценить любую сторону, любой аспект его, включая деятельность в области охраны и укрепления здоровья населения, а также всю систему в целом».

Б.Ф. Ломов, рассуждая о роли общественных отношений в развитии свойств личности, пишет: «...образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется системой общественных отношений... общий, характерный для данного общества образ жизни выражается в огромной массе индивидуальных вариантов». Автор подчеркивает, что формирование собственного (и уникального) образа жизни человека есть один из признаков индивидуализации, которая является фундаментальным феноменом общественного развития человека.

Образ жизни оказывает непосредственное влияние на формирование личности. Ребенок рождается в обществе с определенным укладом жизни, историей развития, политическим и правовым статусом, и начальное развитие ребенка есть адаптация к этим условиям (Б.Г. Ананьев).

По мнению А.Г. Асмолова, образ жизни можно рассматривать как источник развития личности, который в ходе жизни превращается в ее результат. Ученый определяет образ жизни как: «...совокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые берутся в единстве с условиями жизни данной общности или индивида». Он указывает, что: «...в психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная группа». Автор выделяет в образе жизни «ось исторического времени жизни» и «ось социального пространства» (Л.С. Выготский).

Н. А. Логинова продолжает эту мысль, указывая, что образ жизни складывается в определенных жизненных условиях и, в свою очередь, включает в себя деятельность по преодолению этих условий.

Образ жизни включает четыре категории: экономическая - «уровень жизни»; социологическая - «качество жизни»; социально-психологическая - «стиль жизни»; социально-экономическая - «уклад жизни» (Ю.П. Лисицын). Автор характеризует уровень жизни (уровень благосостояния) как количественную характеристику размера и структуры материальных и духовных ценностей. По его мнению, уклад жизни -временный регламент явлений общественной жизни (труда, отдыха и т.д.), в рамках которого проходит жизнедеятельность людей.

ВОЗ определяет качество жизни как: «восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живут, и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями и заботами».

Качество жизни - базовое понятие в системе наук о человеке, отражающее условный уровень удовлетворенности физическим, эмоционально - волевым и социально - экономическим компонентом функционирования личности. В первую очередь это касается сферы здоровья. А.В. Басов выделяет следующие блоки оценки качества жизни: физическая сфера, психологическая сфера, уровень независимости, социальные взаимоотношения, окружающая среда, духовная сфера и важность различных аспектов качества жизни для индивида. Автор ссылается на данные М. Argail, согласно которым в Англии и США фактор удовлетворенности становится на второе по важности место после семейной жизни.

По мнению Ю.П. Лисицына, в структуре образа жизни ведущим является понятие «активность». Различают: медицинскую, медико-социальную, бытовую, социокультурную и производственно-трудовую виды активности. Важнейшим блоком образа жизни является медицинская активность - поведение, включающее: физическую активность, биосоциальную активность (режим дня, питание, отсутствие вредных привычек), медицинское поведение (обращение в лечебно-профилактическое учреждение), медицинскую грамотность. В свою очередь медицинская активность зависит от уровня образования и активной жизненной позиции (социокультурной активности) (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева).

Рассматривая образ жизни как определенный способ жизнедеятельности, необходимо обращение к характеристике субъекта, данное К.А. Абульхановой - Славской: «Став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности. Этот способ отвечает качествам личности, ее отношению к деятельности (ценности, мотивации) и требованиям, объективным характеристикам именно данного вида деятельности». Исходя из этого, успехом в работе по формированию ЗОЖ нужно считать выработку индивидуального (на основе общих здравотворческих принципов) способа организации жизнедеятельности сохраняющего и укрепляющего здоровье.

Образ жизни формируется у человека в течение всей жизни. Обычно, говорят о здоровом или нездоровом образе жизни, видя в этом сознательно совершаемые человеком действия, которые могут привести либо к сохранению и укреплению здоровья, либо к возникновению различных заболеваний.

Здоровый образ жизни - категория, соотносимая с философскими идеалами - представлениями о достойном человека образе жизни, с социальными потребностями и возможностями общества на каждом конкретном этапе его развития, с медицинскими критериями оценки здоровья, как физического, так и психического, и нравственного. К здоровому образу жизни можно отнести все то, что через деятельность по оздоровлению условий жизни способствует выполнению людьми их функций в благоприятных для здоровья условиях.

Понятие «здоровый образ жизни» трактуется учеными различно. Проанализировав работы И.И. Брехмана; Б.А. Воскресенского; Д.А. Изуткина; Ю.П. Лисицына; Н.К. Смирнова, 1994 и др. мы выделили два подхода к формированию понятия ЗОЖ. Во-первых, определение ЗОЖ как типичной формы жизнедеятельности, позволяющей человеку укрепить его адаптивные возможности, полноценно выполнять социальные функции, достичь активного долголетия. Второй подход ограничивается перечислением условий здорового образа жизни человека. К таким условиям относят правильно организованный, физически оптимальный труд, нравственное воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, отказ от вредных привычек, экологическое воспитание.

С позиции акмеологии можно дать определение здоровому образу жизни как гибкому индивидуальному способу успешной жизнедеятельности в соответствии с изменяющимися уровнями биологического и социального развития человека на основе приоритета ценностно-смысловой установки на здоровье и в целях социальной адаптации и творческой самореализации личности (В.Н. Максимова).

С учетом этого, сущность здорового образа жизни заключается в том, что это научно обоснованный, культурный, наиболее рациональный в конкретных условиях образ жизни, обеспечивающий здоровье, и осознанный личностью как жизненная необходимость. К отличительной черте феномена здорового образа жизни относится его неразрывная связь с общей культурой личности и формирование способности удовлетворять в разумных пределах свои потребности. Являясь базовой ценностью человека, здоровый образ жизни обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создаёт предпосылки для гармоничного развития личности.

Здоровый образ жизни становится феноменом общественной жизни. Исходя из этого, здоровый образ жизни может быть определен как: «Система жизни, в которой эти требования удовлетворяются в достаточной степени и в оптимальном режиме, что позволяет сохранить здоровье на безопасном уровне» (Н.А. Евстратова).

В своем исследовании мы рассматриваем категорию «здоровый образ жизни студента» с учетом определения Ю.П. Лисицына как: «Совокупность поведенческих факторов, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья, а так же успешному обучению, воспитанию и личностно- профессиональному развитию студента».

Рассматривая подходы к определению понятия «готовность», мы разделили точку зрения С.Н. Толстова о том, что деление методологических подходов к анализу данной категории на функциональный (В.Н. Мясищев, Г. Олпорт) и личностный (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) является относительным, так как готовность отражает и особенности психического состояния, и психические образования, и набор определенных интересов, умений и навыков. Для обоснования формулировки понятия «готовность студентов педагогического вуза к реализации ЗОЖ» мы использовали определения, разработанные в исследованиях Т.А. Вороновой, 1986; Д.Ю. Коптева, 2004; Л.В. Куклиной, 1999; Н.В. Кузьминой, 2001; Л.Ю. Минеевой, 2001; А.В. Перушкина, 2002; В.А. Сластенина, 1997; 2004; С.Н. Толстова, 2004 и др.

Контент-анализ основных категорий, используемых для изучения выбранной нами темы (здоровье, образ жизни, готовность) позволил нам дать следующее определение понятия «готовность студентов к реализации ЗОЖ», применительно к будущим педагогам. Готовность студентов педагогического вуза к реализации ЗОЖ, мы понимаем как: интегральное личностное образование, формирующееся в процессе целенаправленной подготовки и позволяющее будущим педагогам осуществлять личную а, в перспективе, и профессиональную здоровьесберегающую деятельность. Готовность студентов педагогического вуза к реализации ЗОЖ мы рассматриваем с одной стороны, в контексте готовности студента к личностному развитию, с другой стороны, как готовность к будущей педагогической деятельности. Эти составляющие готовности взаимосвязаны между собой, поскольку здоровьесберегающее поведение педагога является главным условием эффективности его профессиональной деятельности в сфере ЗОЖ.

Систему формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ мы рассматриваем как образовательную систему, включающую (по Н.В. Кузьминой): цели подготовки специалистов, профессорско- преподавательский состав высшей школы, содержание обучения, средства педагогической коммуникации, состав студентов, критерии оценки качества образования. Исходя из вышесказанного, формирование ЗОЖ будущего педагога рассматривается нами как целенаправленный процесс обучения основам здоровья и воспитания культуры здоровья с целью развития готовности студентов к деятельности в сфере здорового образа жизни. Данное определение обозначает обучающую и воспитывающую составляющие этого процесса, а также главную цель, критерий и результат формирования ЗОЖ - готовность студента к здоровьесберегающей деятельности. Более подробно содержание этого понятия, также как и категории «педагогические условия» и «система формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ», будут описаны ниже.

Программа исследования «Формирование у студентов педагогического вуза готовности к реализации здорового образа жизни» включает в себя следующие методы и этапы исследования.

Работа выполнена на базе Шуйского государственного педагогического университета на факультетах физической культуры, социально-гуманитарном, психолого-педагогическом, математико-технологическом. Хронологические рамки исследования 2000-2005 годы.

Для реализации цели и задач нашего исследования были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературных источников по исследуемой проблеме; анкетирование и интервьюирование; экспертная оценка нормативно-правовой и учебно-методической базы формирования ЗОЖ будущих учителей; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; статистический анализ полученных данных.

Организация исследования осуществлялась в четыре основных этапа.

На первом этапе (2000-2001) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Анализировалась научно-методическая литература и официальные источники по теме. Разрабатывалась программа и методика исследования. Определялась сущность, проводилась систематизация педагогических условий и принципов формирования у будущих учителей готовности к реализации ЗОЖ.

На втором этапе (2001-2002) дана оценка состояния системы формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ в педагогическом вузе. Исследование на данном этапе шло по двум основным направлениям: анализ образа жизни студентов и экспертиза педагогического сопровождения формирования ЗОЖ в педагогическом вузе. Гигиеническая грамотность определялась путем эмпирического исследования   по специально

разработанной анкете «Карта оценки состояния образования в области здоровья студентов», содержащей 32 вопроса. Также были исследованы ценностные ориентации студентов по методике М. Рокича (1999). Нами было опрошено 382 студента II - III курсов ШГПУ. Параллельно профессорами кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании ШГПУ осуществлялась экспертная оценка требований разделов государственного образовательного стандарта и рекомендуемых программ по разделу медицинских знаний («Основы медицинских знаний», «Основы медицинских знаний и профилактики болезней», «Основы медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности»), также были проанализированы основные нормативные документы, регламентирующие работу по охране здоровья в вузе и 7 учебных пособий (в том числе пособий кафедры) по данному разделу подготовки.

На третьем этапе (2003-2004) разработана и апробирована модель формирования у студентов педагогического вуза готовности к реализации ЗОЖ, включающая комплекс педагогических условий. Для оценки эффективности предлагаемых подходов были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты по созданию системы педагогических условий формирования у студентов готовности к реализации ЗОЖ в рамках курса «Основы медицинских знаний» на кафедре здоровьесберегающих технологий в образовании (до 2003 г. - кафедра валеологии). В качестве критериев эффективности здесь были определены уровни сформированности ценностно - мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности студентов к реализации ЗОЖ. Карта оценки эффективности изучения курса «Основы медицинских знаний» предполагала отслеживание динамики показателей готовности студентов к реализации ЗОЖ до и после изучения данного курса. Анкета содержит 54 вопроса для оценки ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности. Число единиц наблюдения на данном этапе составило 182.

На четвертом этапе (2004-2005) осуществлены анализ и систематизация полученных данных, уточнены основные положения и выводы данного исследования, даны практические рекомендации для образовательных учреждений.

 

АВТОР: Гиголаева Т.В.