17.12.2011 18291

Обзор зарубежных и отечественных исследований лидерства

 

Рассмотрим более подробно существующие теории лидерства в контексте понятий: личность - группа - организация - среда. Каждый из перечисленных элементов может быть рассмотрен с точки зрения ориентации на позицию лидера или процесс осуществления лидерства (позиционный и процессный аспект). Статический (позиционный) аспект лидерства подразумевает рассмотрение лидерских качеств, а процессный (динамический) - образцов лидерского поведения. В первом случае лидерство рассматривается как наличие врожденных черт, которые позволяют ему быть эффективным. Динамический подход основан на выводах, сделанных из наблюдения действий лидера.

Первыми теориями лидерства были теории, рассматривающие личностные черты лидера, то есть лидерство представлялось статичным феноменом, зависящим от множества относительно постоянных переменных, обусловленных личностью лидера.

Анализ недостатков теорий, основанных лишь на рассмотрении поведения лидера, породил новое направление исследований, получившее название ситуационного.

Практически все авторы ситуационных моделей шли одним и тем же путем: выбирали основной фактор, описывающий ситуацию взаимодействия лидера и ведомых, и на этом основании предлагали спектр стилей лидерского поведения, оптимального для различных ситуаций.

В результате анализа концепций лидерства становится необходимым разграничение понимания лидерства:

1) Лидерство понимается как ведущее положение отдельной личности, социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности;

2) Лидерство - процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов.

Первое определение показывает субъективный характер данного понятия: человек, достижения которого признает определенная группа людей, может быть для этих людей лидером, и в то же время другая группа может отрицать его лидерство, если не рассматривает соответствующие достижения как выдающиеся.

Второе определение, в отличие от первого, отражает динамизм процесса лидерства. Действительно, лидерство - это не только положение личности или группы, но еще и процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей.

Теория эмоционального интеллекта (Goleman, 1995) представляет собой смещение фокуса с разрозненных описаний лидерских навыков на универсальную систему из пяти взаимосвязанных компонентов - самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки. Даниэль Голман убедительно показал, что в условиях возрастающей сложности бизнеса и ускорения изменений в обществе человеку необходимо не только обладать этими навыками, но постоянно их совершенствовать. Дальнейшее развитие данная теория получила в концепции «Первичного лидерства» - Theory of Emotional Intelligence and Primal Leadership (Goleman, Boyatzis, McKee).

В книге Кэ де Ври (Manfred F. R. Kets de Vries) «Мистика лидерства: развитие эмоционального интеллекта» автор рассматривает феномен лидерства и показывает пути, которые могут улучшить способность руководителя понимать самого себя, мотивировать и поддерживать своих подчиненных, вовремя идентифицировать опасные симптомы и предотвращать появление серьезных проблем.

Манфред Кэ де Ври анализирует такие проблемы, как естественная человеческая тенденция сопротивляться переменам «The mussel syndrome»; взаимодействие рационального и иррационального в поведении руководителей; жизненный цикл руководителя и преемственность руководства; утрата энтузиазма и апатия служащих; деструктивные стили руководства. Исследование направлено на выявление характеристик эффективного лидерства и навыков, отличающих эффективного руководителя. Большое внимание уделяется оценке лидерских способностей потенциальных кандидатов и развитию навыков лидерства у тех, кто уже занимает руководящие должности.

Исследование факторов лидерства, определяемых личностью лидера продолжается и в настоящий момент. В 2002 году была защищена диссертация Heidi K. Scheusner по анализу эмоционального интеллекта лидеров в студенческих городках. Эмоциональный интеллект рассматривается как способность человека распознавать свои эмоции и эмоции других людей и соответствующим образом реагировать на внешние раздражители. В этом исследовании участвовало 79 студентов (одна половина которых была лидерами организаций, и другая половина была членами организаций). Было отобрано одинаковое число лидеров и членов организаций каждого типа. Использовался инструмент, известный как тест EQ-i или Baron Emotional Quotient inventory (Тест на эмоциональный интеллект) Барона.

При анализе полученных данных было выявлено, что в организациях кампуса лидеры студенческих организаций имели более высокий коэффициент эмоционального интеллекта, чем члены этих организаций. Также было выявлено существенное различие в оценке EQ в зависимости от типа организации. Однако была выявлена только незначительная разница в оценке EQ при сравнении статуса лидера и типа организации (студенческий совет, общественные организации, группы по интересам).

Данное исследование представляет особый интерес тем, что факторы эмоционального интеллекта, выделенные автором Intrapersonal (внутриличностная сфера), Interpersonal (межличностная сфера), Adaptability (сфера приспособляемости), Stress Management (сфера стрессоустойчивости), и General Mood (сфера общего настроения) аналогичны тем, которые выявляет социометрическая методика и психологические тесты, применяемые в настоящем исследовании.

Также важным итогом рассматриваемой работы представляется отсутствие коррелляции типа организации с показателями эмоционального интеллекта (EQ-прогностический показатель жизненного успеха, который популяризируется как приобретенные знания и умения, и на основании которого можно дать более точный прогноз, чем на основании интеллектуальных навыков (intellectual attainment) или технических возможностей (technical ability) Goleman).

Групповой аспект лидерства рассматривается в работе Ф. Фидлера, в которой описывается зависимость форм поведения лидера от ситуационных факторов, влияющих на эффективность деятельности лидера. Недостатком данной теории являлось слабое внимание, уделяемое цели деятельности лидера. Исследуются соответствия между поведением, эффективностью и терпимостью лидера в соответствии с ситуационными факторами.

Примером теории лидерства, в которой рассматривается фактор группы, является исследование Р. Блейка и Дж. Моутон. Применение «управленческой решетки» приводит к мысли о существовании наилучшего «командного» стиля лидерства (team style), при котором достигается оптимальный баланс между двумя параметрами - результатами деятельности (concern for production) и взаимоотношениями с коллегами (concern for people). Рациональным ядром этой теории является то, что эффективное лидерство не может быть реализовано безотносительно группы и целей деятельности. Недостатком данной теории является технический взгляд на процесс управления, в котором личность самого управленца ставится на второй план.

Примером организационного аспекта рассмотрения лидерства является теория «двигателя лидерства» Н. Тичи. Автор рассматривает лидеров-»победителей» (тех, кто смог вывести компанию на вершину успеха и удержаться) и «успешных лидеров» (тех, кто смог достигнуть успеха, но не удерживал его в течение длительного времени). В своей книге Н. Тичи точно определил каждое из сформулированных понятий и предложив конкретные приемы развития соответствующих навыков:

- Для того чтобы обеспечить эффективное лидерство на всех уровнях организации, лидеры высшего уровня должны воспитывать лидеров на более низких уровнях управления.

- Чтобы воспитывать новых лидеров, действующие лидеры должны обладать так называемой «передаваемой точкой зрения» (teachable point of view). В свою очередь, «передаваемая точка зрения» - это система из трех взаимосвязанных элементов: бизнес-идей, ценностей и эмоциональной энергии и решительности.

- Действующие лидеры должны владеть методикой воспитания новых лидеров.

Сдвиг от позиционного к процессному аспекту лидерства проявляется в концепции «разделяемого лидерства» (shared leadership) - R. Fisher, А. Sharp. Данный подход связывает жизненный цикл организации и тип лидера. После завершения конкретного этапа функционирования организации (становление, фаза расцвета, ослабление позиций), лидер уступает свое место другому члену группы, компетенция которого наиболее существенна для следующего этапа. При этом сменившийся лидер сам становится ведомым.

Осознание сложности современного процесса лидерства привело к тому, что была разработана теория лидерства, дополняющая нормативную теорию Врума-Йеттона, которую можно назвать лидерством посредством управления парадоксами - А. Thrornpenaars, С. Hampden-Turner. В рамках этого подхода парадокс понимается как некая проблема, не имеющая однозначного (статического) решения, а требующая постоянного внимания и изменения поведения. Сутью теории является постоянный баланс лидера между двумя полюсами (например, индивидуализм - групповая ориентация, внутренний - внешний локус контроля, линейное - циклическое отношение ко времени). В реальной практике управления лидер находит «золотую середину» соблюдения баланса между указанными «противоречиями».

Рассмотрение процесса лидерства на уровне внешней среды было сделано в концепции «трубопровода лидерства» (Leadership Pipeline). Исследователи R. Charan, S. Drotter и J. Noel показывают, как построить в организации шестиэтапную систему развития и подготовки лидеров, начиная с управления собой до управления компанией. Каждому этапу соответствует целостная структура управленческих навыков, умений и показателей, усвоение которой позволяет будущему лидеру продвинуться на следующий этап и увеличить сложность и объем выполняемых задач. Данная концепция отражает узкую направленность управленческого процесса в тесной связи с организационной иерархией, что делает её применимой только для организаций, удовлетворяющих описанной процедуре вертикального роста сотрудников.

В контексте развития способности к управлению деятельностью группы большой вклад был внесен отечественными учеными. Учет особенностей взаимосвязи личности лидера и малой группы позволяет подойти к рассмотрению понятия «лидерский потенциал», которое было уточнено и раскрыто А.Л. Уманским в работе «Педагогическое стимулирование лидерства в подростковых группах».

Проблемами развития лидерского потенциала занимались А.Л. Уманский, В.Д. Гончаров, дальнейшую разработку применительно к групповым и средовым факторам теория получила в работе Д.В. Беспалова. Лидерский потенциал - личностный ресурс, реализуемый в процессе осуществления мотивов личности в социально-значимой деятельности. Реализация лидерского потенциала позволяет раскрыть человеку индивидуально-психологические ресурсы и резервы личности. Развитие и раскрытие личности становится возможным в ходе групповой деятельности.

На основе трактовки лидерского потенциала А.Л. Уманским можно выделить следующие компоненты личностного развития: знания и умения относительно алгоритма работы, опыт лидерской деятельности, темперамент (общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности), характер (способы поведения и эмоционального реагирования), личностная направленность на достижение результата, способность к риску и быстрому принятию решений.

Человек, раскрывая свой потенциал, реализует потребность в любви, уважении, признании. Это влияет на его полноценное функционирование, социальное здоровье, оптимизацию жизненной ситуации. Понятие лидерского потенциала тесно связано с такими понятиями, как самореализация и самовыражение.

Самореализация - свободная деятельность личности, направленная как на предметы (внешняя самореализация), так и на акты деятельности (сущностная самореализация).

Самовыражение - реализация мотивов личности через раскрытие потенциала личности (его био- и социо-генетических свойств), ведущая к качественно новому состоянию субъекта).

Для раскрытия лидерского потенциала ключевой задачей является поиск путей компенсации тех составляющих, которые препятствуют реализации потребности личности в проявлении лидерского потенциала.

Проблема формирования лидеров в подростковом коллективе раскрывается в работе А.Л. Уманского «Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков», КГУ.

В рамках концепции организаторских способностей Л.И. Уманского - А.С. Чернышева лидер рассматривается как элемент групповой структуры, обеспечивающий её эффективность (способность оказывать позитивное влияние на группу в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи). Лидер понимается как член группы, за которым все остальные признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы, и определяющий направленность деятельности группы.

При определении лидерства очень важно понимать связи и различия этого феномена и понятия руководства. Традиционно лидер противопоставляется менеджеру (руководителю). Однако, выдвижение на управляющие позиции связано с определенной психологической легитимизацией, характерной как для формального, так и для неформального лидера или руководителя. В противном случае группа не будет подчиняться его требованиям. Успешный лидер может и не быть руководителем (стихийное лидерство), но успех руководителя всегда зависит от его лидерского потенциала, личностных качеств, умения учитывать обстоятельства внешней среды и правильно ставить цели и задачи.

Социально-психологическими исследованиями лидерства в малых группах занимались Б.Д. Парыгин, Г.К. Ашин, Н.С. Жеребова, Д.В. Беспалов.

Б.Д. Парыгин трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. По мнению автора, феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного.

Н.С. Жеребова отмечает, что лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей.

Процессный подход к групповому фактору лидерства отражен в работах Р.Л. Кричевского. Его концепция ценностного обмена позволяет идентифицировать механизм влияния лидера на других членов группы. Зачастую личность лидера представляет собой объект идентификации у членов группы по тем качествам, которые оцениваются ими как отсутствующие. Так в процессе взаимодействия лидера и членов группы происходит обмен ценностями - группа обеспечивает лидеру более высокий статус в обмен на его вклад в создание групповых ценностей. Специфика ведущей деятельности группы определяет своеобразие динамики процесса лидерства.

Д.В. Беспалов раскрывает лидерство через организованность-дезорганизованность группы. Целевая группа, на которой проводится исследование - дети школьного возраста. Автор в течение нескольких лет занимался определением факторов социальной среды, влияющих на характеристики лидерства, провел корреляцию взаимодействующих факторов. В результате удалось доказать, что лидерский потенциал зависит от склонностей и потребностей самой личности к организаторской деятельности.

Понятие лидерства следует понимать как особую форму отношений, способствующих становлению динамичных социальных групп, способных к самоорганизации, самоуправлению и развитию на основе принятия и реализации групповых ролей. Лидер в данном случае понимается как субъект, реализующий лидерские функции в группе.

Подход к рассмотрению лидерства через понятие личности лидера присущ таким отечественным авторам как Е.А. Аркин, А.С. Залужный, Т.Н. Мальковская, Т.В. Махина, Т.В. Бендас.

Одним из первых исследователей взаимоотношения детей был Е.А. Аркин. Он обратил внимание на роль и место вожаков (лидеров) в элементарных объединениях детей. Он считал, что детские вожаки иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон в жизни ребят. Основным качеством ребенка-вожака Е А. Аркин считал инициативность.

Сдвиг от трактовки черт лидера (инициативность) к функциональному пониманию данного феномена можно обнаружить в работах А.С. Залужного, который рассматривает генезис вожачества, начиная с дошкольного возраста. Различает функции вожаков - от ситуационной инициативы в игре до общего руководства группой, выделяет роль организатора и руководителя. По мнению А.С. Залужного, лидер способен удерживать коллектив своим влиянием, благодаря лидеру (вожаку) коллектив сохраняет свою целостность и структуру.

Определяя личность лидера через социально-психологические качества (высокий уровень инициативы и активности, опыт и навыки организаторской деятельности, заинтересованность в достижении групповых целей), Т.Н. Мальковская, провела исследование лидеров в школьных классах (с 1960 по 1971 гг.). В результате применения социометрической методики с подсчетом индекса «групповой сплоченности» автором было выявлено, что объединение по группам зависит не столько от характера деятельности членов группы, сколько от взаимных симпатий и расположения друг к другу, которые могут проявляться многими гранями в зависимости от отношений в процессе деятельности. Анализируется эмоциональный настрой, при котором развиваются особые обязательства личного порядка: осуществляется взаимное доверие в части внутренних переживаний, ослабевает самоконтроль, устанавливается естественность и непринужденность общения. Отмечается взаимное влияние уровня развития группы и жизненные эталоны, носителем которых является лидер. Яркие индивидуальности, способные духовно и нравственно обогатить коллектив, приобретают признание большинства и, по социометрическим данным, относятся к числу наиболее популярных лиц в классе.

Т.В. Бенда дает следующее определение лидерства: лидерство - феномен групповой жизни людей, который проявляется в наделении одного индивида (или нескольких) правом (или это право навязывается с помощью физической силы или психологического давления) оказывать определяющее влияние на решение важных групповых задач и на поведение членов группы, а также признание группой такого права за данным индивидом, что приводит к обладанию одного или нескольких видов власти у данного индивида и занятию им центральной позиции в статусной иерархии группы.

В данном определении отмечается как групповой, так и личностный аспекты лидерства относительно групповых задач.

Личность, как развивающаяся под воздействием норм общества, семьи, государства, так и обладающая рядом врожденных свойств, склонностей и способностей, достигает определенного статусного положения лишь с согласия членов этой группы.

С изменением социально-экономических условий меняются требования к учащимся. Современная среда предъявляет новые требования к личности менеджеров, предполагает развитие у них уже в стенах вуза лидерских качеств и вызывает необходимость совершенствования самого процесса их активного обучения. Обучение лидерству становится необходимым для понимания студентами того, к чему они должны стремиться в процессе работы по выбранной специальности. Т.В. Махина раскрывает личность лидера через определенные навыки и качества, которые можно развивать в процессе тренинга: настойчивость, инициативность, предприимчивость, способность максимально использовать свой внутренний потенциал и приобретенный профессиональный опыт. Раскрываются особенности мотивационной сферы, самоактуализации и саморазвития, направленного на реализацию всей полноты личностных и профессиональных устремлений человека, желание иметь независимость и свободу действий, и на достижение им закономерных успехов в своей деятельности.

 

АВТОР: Веселова Е.М.