17.12.2011 2549

Компьютер как фактор окружающей среды

 

В соответствии с Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья. Статистика это подтверждает. По данным проведённой в 2002 году диспансеризации, 54 % школьника имеют серьёзные отклонения в состоянии здоровья. В основном это заболевания пищеварительной системы, органов зрения, нервной и эндокринной систем.

Цифры свидетельствуют основной скачек роста заболеваемости за последние несколько лет - на 20% - приходится именно на школьный возраст, то есть с 7 до 18 лет. Число здоровых детей (составляющих основную группу) за последние 20 лет сократилась в полтора раза при том, что специальная группа увеличилась почти вдвое.

Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны служба, Госсанэпиднадзора борется за здоровье детей, но, с другой стороны, далеко не всем школам эта борьба по карману. Ведь замер электромагнитного излучения (ЭМИ) одного компьютера, к примеру, в Москве стоит 1400 рублей, а в классах как минимум десять машин.

Электромагнитное поле, которое излучает экран монитора, характеризуется двумя составляющими: электрической и магнитной.

Время работы на ЭВМ - не более получаса в день - нормальный уровень электромагнитного излучения машины. Если же сидеть за компьютером часами, играя в «стрелялки» или раскладывая пасьянс, то гарантирована не только быстрая потеря зрения, но и нервные различные расстройства. Так что «компьютерная угроза» скрыта не только в школьном расписании, а в домашних персоналках, и родителям следует обратить на это внимание... (Д. Егоров, 2003).

Компьютеризация школы выводит сегодня ЭВМ за пределы уроков информатики. Разработаны электронные версии учебников географии. В некоторых школах компьютеры стали неотъемлемой частью учебного процесса. Они гораздо нарядней и динамичней своих «бумажных» предшественников. Однако учеными доказано, что степень визуальной агрессивности учебника в несколько раз ниже, чем компьютера. В этом, наверное, главное преимущество у книги перед ЭВМ.

Исследователи, занимающиеся изучением стресса у пользователей ЭВМ, основное внимание уделяют неблагоприятным реакциям человека в процессе компьютеризированной деятельности. Ими отмечены значительные физиологические изменения у пользователей ЭВМ: кожно-гальванической реакции, частоты сердечных сокращений и артериального давления, появление многочисленных жалоб пользователей на беспокойство, раздражительность, нервозность, снижение настроения, повышенную утомляемость, нарушение сна. Эти негативные проявления, как правило, связываются с внешними факторами компьютерной деятельности, такими, как повышение умственных нагрузок, неоптимальный диалоговый режим работы с ЭВМ, сбой в работе компьютера, неудовлетворенные характеристики компьютера и дисплея, принудительный или кажущийся таковым темп работы, задаваемый компьютером и так далее (Н.К. Барсукова, Т.Н. Сорокина; Е.С. Дворягина и соавт.; Е.К. Глушкова, Н.И. Степанова; О.В. Горькова; В.А. Доскин; Л.А. Леонова и соавт.; Д. Егоров).

Полученные данные позволили решить ряд эргономических задач и несомненно, способствовали улучшению условий труда пользователей ЭВМ и совершенствованию компьютерной техники. Вместе с тем, если для решения этих задач, использовавшиеся простые однофакторные модели оказались достаточно эффективными, то при изучении стресса у пользователей ЭВМ они оказались малопригодными, в результате чего ряд проблем так и остался нерешенным. К ним относится, прежде всего, психологический барьер перед использованием компьютеров, эмоциональный дискомфорт и неудовлетворенность своим трудом многих пользователей (Д. Егоров).

Согласно данным отечественной и зарубежной литературы все ВДТ-устройства генерируют электромагнитное, рентгеновское, ультрафиолетовое, инфракрасное, видимое излучение, создают электростатическое поле. При работе видеотерминала (ВДТ) в рабочей зоне могут отмечаться повышенная температура воздуха и шум, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Труд за дисплеем относится в большинстве случаев к категории нервно-эмоционального. Многие зарубежные авторы говорят о нервном стрессе у большого количества работников. Специфика работы требует от операторов длительного пребывания в вынужденной позе при малой двигательной активности (Е.М. Вайнруб и соавт., 1991; Е.А. Гельтищева, Г.Н. Селехова, 1991; В.Н. Бусленко, 1991; Л.А. Леонова, 2000).

Работа с дисплеем требует повышенной нагрузки на органы зрения. Оператор должен смотреть на светящийся экран с высокой степенью яркости, что является сильным раздражителем. Неправильно подобранное освещение на рабочих местах приводит к большому перепаду освещённостей и яркостей в поле зрения оператора, на экранах возникают блики, снижается контраст изображения. Кроме того, зрительное напряжение возникает при нечёткости и дрожании изображения, наличии различных полей яркостей на экране, при малом или большом расстоянии оператора от экрана дисплея (А.Б. Белозеров, 1993).

Головная боль, расстройства сна у операторов ВДТ могут быть вторичными симптомами зрительных напряжений или возникать в связи со стрессом или мышечным дискомфортом (Б.Б. Елизаров и соавт.).

При работе на компьютере человек подвергается действию шума. Воздействие шума, как известно, может приводить к нарушению координации движения, изменению вегетативных функций, увеличению времени реакции, изменению внимания. Harris G. и соавт. выявили нарушение выполнения различных психомоторных заданий при воздействии шума.

Астеновегетативный синдром, который наблюдается при воздействии шума, сопровождается рассеянностью, эмоциональной лабильностью, снижением внимания и способности воспроизводимости. Л. Царевой установлены индивидуальные различия чувствительности к неблагоприятному действию шума.

О.А. Красновой были проведены исследования электромагнитной обстановки в дисплейном классе, где установлены IBM PC AT 286. В помещении сделано заземление, и на мониторах установили защитные экраны. Результаты обследования показали, что уровень излучения переменного электрического поля на низких частотах (0,02-2 Гц) превышает норму в 15 раз. Уровень напряжённости переменного электрического поля в диапазоне частот 10 кГц-300 МГц превышает норматив в 2,4 раза. В первой полосе частот (0,02-2 кГц) значение фонового напряжения сети резко превышает значение полей, излучаемых монитором.

За всю предыдущую историю цивилизации человек и другие животные, обитающие на Земле, не подвергались подобным воздействиям, интенсивность которых всё нарастает.

Достоверно установлено, что под влиянием электромагнитных полей меняются физико-химические характеристики крови, увеличивается вероятность обострения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания, нервной системы, снижается половая активность. Постоянное воздействие даже слабых электромагнитных излучений уменьшает быстроту реакции организма человека, снижает умственную способность, увеличивает психологический дискомфорт. Всё это ведёт к возрастанию вероятности ошибочных решений, к травматизму (Р.Г. Минулин, 1995).

В 1998 году американские исследователи сообщили об увеличении на 80% частоты выкидышей у женщин, которые проводили за видеотерминалом не менее 20 часов в неделю. Эти тревожные факты поспешили объяснить не прямым воздействием компьютеров, а эмоциональным стрессом. Однако в 1992 году скандинавские ученные опубликовали результаты исследования, выводы которого были весьма неутешительными: у женщин, пользующихся видеотерминалами, создающими сильные магнитные поля в диапазоне низких частот, риск не доносить беременность в 3,5 раза больше, чем при работе на видеотерминалах с более слабыми полями. В опытах на животных также было установлено, что слабые переменные магнитные поля могут отрицательно воздействовать на развитие плода. Появились сообщения об ухудшении остроты зрения и развитии катаракты у программистов и операторов персональных компьютеров (В. Койчева; А.В. Шевяков, Е.Г. Хасхачих). Педагоги, психологи и врачи отметили повышенную утомляемость и рост частоты невротических состояний у детей и подростков, играющих с компьютером и не всегда выигрывающих у него. Е.К. Глушкова и соавт. пришли к выводу, что степень утомления учащихся на учебных занятиях с использованием дисплея выше по сравнению с обычными.

Зарубежные и отечественные исследования свидетельствуют о снижении возраста от начала обучения детей компьютерной грамотности. Но из-за отсутствия программного обеспечения и по ряду других причин школьники младшего и среднего возраста знакомятся с азами компьютерной грамоты, главным образом вовне учебного времени, в кружках и на факультативах.

Известно, что степень утомления работающего за дисплеем во многом зависит от качества изображения, которое является составляющей многих технических характеристик компьютера (Л.А. Леонова).

В то же время, в заявлении, опубликованном в 1988 г. Комитетом по неионизирующим излучениям Международной ассоциации труда и Всемирной организации здравоохранении, констатируется, что видеотерминалы компьютеров не представляют какой-либо риск для здоровья человека, соблюдающего правила техники безопасности при работе с неионизирующими излучением.

Однако в научной литературе имеются сведения о влиянии на организм электромагнитных волн (ЭМВ). Установлено, что ЭВМ в диапазоне радиочастот обладает выраженным биологическим действием. При большой интенсивности облучения проявляется тепловой эффект на биологические объекты; при меньших интенсивностях наблюдается своеобразное тепловое воздействие ЭВМ, физический механизм которых ещё не достаточно ясен. По-видимому, специфическое биологическое действие ЭВМ в диапазоне радиочастот реализуется непосредственно на уровне клетки, а также рефлекторно через центральную нервную и нейроэндокринную системы.

Исследованиями В.А. Макотченко установлено, что длительное воздействие ЭВМ на организм работающих может привести к возникновению в болезни, клинической картине которой помимо функциональных нарушений нервной системы, сердечно-сосудистой и других систем, наблюдаются и эндокринные расстройства. Наибольшим патогенным эффектом на организм обладают радиоволны СВЧ. Интенсивность биологического действия нарастает также с увеличением мощности электромагнитных полей и длительности их воздействия.

Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб на зрительный дискомфорт - усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения (Бирюкович А. А.; Л.А. Леонова).

Степень утомления на занятиях с компьютером ЭВМ определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и конечно, возрастом ребенка (В.Г. Григорян и соавт.)

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход дальнозоркой физиологической рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.) (В.Г. Григорян и соавт.).

При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение рук у детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами.

Выявлены некоторые сдвиги адаптационных возможностей организма (АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при нормальном исходном уровне АВО после игры отмечается его снижение, что можно объяснить затратой энергии. При исходном сниженном уровне АВО в процессе игры он повышается, то есть психоэмоциональное напряжение (ожидание неизвестного) после игры снимается. Отсюда следует, что, возможно, главным стрессовым фактором является элемент «экзотики» при контакте с компьютером, который при постоянных занятиях исчезает. Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения (Ананьева Н.А., Неверова Л.Г., 1987; Барсукова Н.К., Сорокина Т.Н., 1989; Бирюкович А.А. и соавт., 1994,1990; Богданов А.Ф., 1989).

Игры серий «Математика» и «Азбука в картинках» помогают детям лучше усваивать знания, полученные на занятиях, стимулируют приобретение новых знаний. Так, например, благодаря огромному интересу к компьютерным математическим играм, все дети, старшей группы в кратчайший срок усвоили цифры до 10 без специальной подготовки (игра «Приглашение в гости») (Белавина И.Г., 1983; Бирюкович А.А., 1997; Горвиц Ю.М., 1994).

В целом, если рассматривать компьютеры как один из факторы окружающей среды, допустимо полагать, что реакция организма зависит от суммарного эффекта компьютера и других условий окружающей среды: урбанизации, климато-географических условий, антропогенных стрессоров различной природы. Однако, исследования комплексных воздействий антропогенных факторов среды, имеющих место в городских и сельских школах не проводились. Тем более не изучалось влияние систематических занятий на компьютере в условиях среднегорья.

 

АВТОР: Боташева М.М.