17.12.2011 1699

Взаимодействие сложных химических композиций с конституциональными основами личности

 

Понятие «конституция» превратилось сегодня в суммарный показатель состояния здоровья каждого члена общества и реально претендует на методологическую основу дальнейшего развития системы первичной профилактики для реализации стратегии современной медицинской науки с акцентом на охрану здоровья здоровых. Интегральной характеристикой состояния здоровья является уровень приспособительных возможностей организма, который учитывает и гомеостаз, и функциональные резервы, и степень напряжения регуляторных механизмов. Уровень адаптационных возможностей организма вполне может быть использован в качестве критерия для оценки количества здоровья на данном отрезке времени при первичном скрининге. Сложнейший процесс адаптации в определенной мере управляем, считают Н.А. Агаджанян, Н.В. Ермакова, при этом необходимо учитывать, что адаптация к любому фактору сопряжена с тратой не только энергии, но и структурных ресурсов организма.

Психологическая диагностика при психических расстройствах интоксикационного генеза является серьезной теоретической проблемой, отражающей возможность регистрации различных континуальных этапов как по вектору «патос» - экзогенно-органический патопсихологический синдром, так и по вектору «нозос» - конституционально-типологическая изменчивость под влиянием внешних факторов.

Мы исходим из положения, что психологические аспекты дезадаптации представляют собой первичное звено, проявляющееся в функциональных изменениях психической деятельности и психологических переживаниях в рамках нормы. Дальнейшая цепочка факторов, углубляющих признаки дезадаптации, проявляется в формировании необратимых органических изменений в различных психобиологических системах человека, в том числе его психической и психологической деятельности, которая представляется индикатором интоксикации высших отделов центральной нервной системы. Психологическое обследование позволяет не только определять и изучать структуру процесса психологической, физиологической или патопсихологической дезадаптации, но и улавливать патопсихологические изменения, соответствующие этапу непатологической или патологической дезадаптации и предболезненному состоянию. Неспецифическими показателями, отражающими экологическое воздействие на состояние людей на популяционном уровне, признаны показатели физического развития детей, рождаемости и смертности, продолжительности жизни, общей и специфической реактивности организма, заболеваемости хроническими болезнями.

Комплексная оценка состояния здоровья детей, осуществленная на основе углубленного медицинского осмотра школьников 7-11 лет, показала, что общее число здоровых детей в высокозагрязненном районе составило 6,6%, в контрольном районе 19,9% [Новиков Ю.В., 1989]. Потенциальная опасность для здоровья населения новых загрязнений воздуха до сих пор до конца не определена. Показано, что в 12 наиболее индустриально развитых регионах России, которые могут быть отнесены к зонам экологического кризиса, уровень младенческой смертности на 25% выше по сравнению с благополучными областями. Более того, темпы снижения этого показателя в зонах экологического напряжения значительно отстают от его динамики в относительно «чистых» районах [Здоровье населения и химическое загрязнение окружающей среды. - М., 1994].

В зонах экологического напряжения и кризиса, где имеется повышенный уровень загрязнения атмосферы сероводородом, углеводородом, аммиаком, наблюдается отставание детей в физическом, нервно-психическом развитии, отмечается высокая распространенность хронической заболеваемости, в 3-4 раза превышающая заболеваемость детей «чистых» регионов [Даутов Ф.Ф., 1990].

Загрязнение атмосферного воздуха накапливается в течение столетий [Brimblecombe Р., 1977]. В большинстве западных стран в настоящее время стремятся обнаружить скорее «многочисленные незначительные факторы и воздействия, чем значительные и заметные» [Goodber, 1975]. Все большее количество авторов указывают на опасность не одного химического вещества, а сложных соединений, смесей, композиций, образующихся в процессе взаимодействия различных химических веществ.

По последствиям неблагоприятные воздействия на организм человека факторов окружающей среды можно условно разделить на 4 группы [Алексеев СВ. и др. 1993]:

- острые и подострые интоксикации и состояния с определенной клинической симптоматикой. Воздействие достаточно высоких доз различных химических соединений и радиации. Эти воздействия, как правило, встречаются в экстремальных ситуациях (аварии, взрывы, смог);

- подострые и хронические состояния, проявление которых выражается неспецифическими общеклиническими изменениями. Характерно, что эти состояния возникают в первую очередь в детской популяции;

- бессимптомные формы, проявляющиеся у взрослых людей как результат длительного влияния антропогенного загрязнения и приводящие к раннему возникновению инволютивных процессов и сокращению длительности жизни;

- бессимптомные формы, дающие после длительного латентного периода выраженную клиническую картину заболевания или состояния (онкологические заболевания).

В настоящее время известно около одного миллиона химических соединений, примерно 70 ООО внесено в Международный регистр как потенциально токсичные и около 1 ООО - как высокотоксичные вещества.

Особо токсичные ксенобиотики, поступающие в окружающую среду, повышают показатели заболеваемости и смертности населения, частоту спонтанных абортов и врожденных пороков. Группа высокотоксичных соединений увеличивает частоту осложнений беременности и родов, отставания детей в развитии, аллергии и хронических болезней. Опасные ксенобиотики способствуют формированию различных форм экопатологии, главным образом нарушений адаптации. Они чаще служат причинами острой, нежели хронической интоксикации. Умеренно опасные соединения при хроническом воздействии в малых дозах вызывают функциональные нарушения в организме, хотя в больших дозах могут быть причиной отравлений. Малотоксичные химические вещества опасны главным образом как причины острых отравлений.

Одним из интегральных показателей здоровья является репродуктивное здоровье, в первую очередь у женщины как наиболее чувствительной к неблагоприятным экологическим воздействиям, что достаточно ясно показано в многочисленных исследованиях гигиенистов и акушеров-гинекологов. В то же время интерес представляют данные о состоянии репродуктивной системы в критические периоды ее роста и развития, когда чувствительность организма к патогенным внешним воздействиям наивысшая. Один из таких критических периодов роста и развития организма будущей женщины, когда ее чувствительность к внешним патогенным воздействиями наиболее высока, - возраст 15 - 17 лет.

Воздействуя на организм женщины и плода, химические вещества вызывают изменения неспецифической резистентности организма, способствуют нарушению внутриутробного развития плода новорожденного. Очень важно подчеркнуть, что окружающая среда по сравнению с врожденными и наследственными факторами, влияющими на здоровье, является вторичным, но мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на состояние здоровья человека.

Здоровье человека слагается из трех основных составляющих: структурно-функциональной, физико-химической и психоэмоциональной. Организм человека находится в неразрывной связи с окружающей природой, с геохимическими компонентами Земли и геофизическими характеристиками человека (эндогенная экологическая среда) и здоровье Вселенной. Здоровье биосферы (экзогенная экологическая среда) теснейшим образом взаимосвязаны. Если норма здоровья - равновесие со средой обитания, то любое стойкое нарушение гомеостаза – болезнь. Взаимодействие, обусловленность и гармония факторов окружающей природы, составляющих здоровье человека, обеспечивают гомеостаз, стабилизацию адаптивных регуляторных систем и сохранение здоровья. Дисфункция любой из указанных составляющих ведет к дисбалансу во всей живой системе. На основе многофакторности, определяющей здоровье человека, следует разрабатывать научно обоснованные подходы к оценке качества и количества здоровья.

Большинство ксенобиотиков, воздействуя в малых дозах, оказывают вредное влияние на человеческий организм [Russell R.W., 1966], проникая в него, вызывая изменения в клетках мозга, печени, нейроэндокринных органах, следствием чего являются аномалии поведения у детей и подростков, снижение школьной успеваемости, интеллектуальной активности, невротических реакций, наконец, формирование конституционально-типологической предиспози-ции, но эта эмпирическая зависимость до сих пор не стала предметом углубленного анализа.

Теснейшая взаимосвязь внешней и внутренней экологических сред с характеристиками поведения живого организма в процессе длительного эволюционного развития предполагает, что именно подобные отношения существенны для выживания и адаптации организма.

Фиксация конкретных нейрохимических процессов, функциональная активность которых начинает отличаться от некой среднестатистической, указывает на формирование аномальных нейрохимических, нейромедиаторных, ней-рометаболических мозговых процессов, являющихся основой конституционально-типологической аномальной изменчивости, определяющей, в свою очередь, адекватность или неадекватность адаптационных и компенсаторных механизмов по отношению к видоизменяющейся экологической среде обитания.

Все большее количество авторов указывают на опасность негодного химического вещества, сложных химических смесей, образующихся в процессе взаимодействия различных химических веществ [Kayn М.С., 1971, Rasquill F., 1971] Даже минимальное количество промышленной химической пыли, аэрозолей различных химических паров, соединяясь между собой (например, кристаллический сульфат аммония, являющийся одним из конечных продуктов реакции в воздухе между двуокисью серы и аммиаком), образуют часто малопредсказуемые, сложные композиционные химические вещества, которые обладают практически неизученным влиянием на организм и, в частности, на нервно-психическую деятельность [Боев И.В., 1990]. Причем, химические реакции в значительной мере ускоряются в условиях влажности, наличия катализаторов, при повышении концентрации азота.

Представленные литературные данные убеждают в необходимости изучения состояния психического и психологического здоровья в экологически неблагоприятных районах. Дети и подростки представляют собой передовой рубеж, на котором происходит взаимодействие внутренних сред организма со значительными дозами эколого-токсических ядов. Жители промышленных регионов - это второй рубеж, на котором существенная роль принадлежит таким же или несколько измененным токсическим вредностям, но действующих в значительно меньших дозах по сравнению с вредностями первого рубежа. Поэтому можно считать, что развитие состояний патологической дезадаптации, субклинических расстройств, пограничных психопатологических расстройств у детей и подростков является моделью экзогенно-органического поражения ЦНС и психической деятельности.

Образующаяся модель поражения имеет динамические характеристики, движущиеся от нормы к предболезненным, донозологическим психическим изменениям; далее к ранним признакам нозологической патологии, когда еще сохранность функций достаточно высокая. Наконец, к органическим изменениям мозга, проявляющимся в виде признаков психоорганических расстройств интоксикационного генеза (Голодец Р.Г., 1963; Израэль Е.Н., 1969; Барабаш В.И., 1971; Короленко Ц.П., Пивень Б.Н., 1971; Антонюженко В.А., 1980, 1987; Mahl G.F.1953; Lasarus R, 1966; Lasarus R, 1983; Delougis A., et al, 1982; Folkman S.,1984), на этапе развития психоорганических нарушений доказательства патологии, обусловленной хроническими эколого-химическими факторами, представлены многочисленными исследователями.

Однако нельзя не отметить тот факт, что большинство исследований посвящено изучению влияния отдельных химических веществ, реже химических соединений, комбинированному поражению организма токсическими ядами. Встречаются лишь единичные работы, раскрывающие влияние химических композиций на организм человека - экспериментальные данные Г.А. Гудзовского [1972]; Ю.Н. Голодникова [1980]; Т.Н. Перегудовой [1981]; Г.Г. Щербакова [1984]; Б.Д. Минаева [1986], И.В. Боева [1989]; В.В. Уварова, [1990]; А.А. Зубова [1998]; В.А. Якшина [1999]; О.И. Боевой [1999]; К.Р. Амлаева [2001].

 

АВТОР: Гюлушанян К.С.