17.12.2011 2897

Философия существования - экзистенциализм и философия географии

 

Глобальный аспект в рассмотрении экологических проблем был внесен известными докладами Римскому клубу, в которых впервые был осуществлен анализ мировой проблематики с помощью системного использования моделей. Как отмечал основатель Римского клуба А. Печчеи, деятельность клуба должна была «способствовать и содействовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали затруднения человечества... стимулировать установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые способствовали бы исправлению нынешней ситуации». Намеченное «шоковое» воздействие на сознание людей было осуществлено. Оно стало мощным толчком к появлению различного рода исследований экологических вопросов в разных областях знания.

Что касается влияния на общественное мнение, то «шоковый удар» способствовал распространению на Западе воззрений о том, что наука и техника - это источники человеческих бед, научные открытия носят антигуманный характер, научный прогресс сопровождается многими негативными социальными экологическими последствиями. Тем самым экологическая проблематика стала новой опорой представителей антисциентизма в борьбе с культом естественнонаучного знания.

Формирование в XX веке сциентистских воззрений в естественных науках привело к отрыву научного познания от философских знаний. Идеологический вакуум стал постепенно заполняться различными иррационалистскими теориями и концепциями. Распространение иррационалистических концепций, прежде всего антропологизма (рассмотрение понятия «человек» как основной мировоззренческой категории), происходило в науке в течение всего XX века, охватывая все новые области знания. В исследования взаимоотношений общества и природы, иррационалистские воззрения внедрились в 70-е годы, когда многих западных ученых стала беспокоить оторванность научного познания от социальной действительности и нейтральность неопозитивистских исследований. И если в первой половине 70-х годов многие ученые еще стояли на позициях неопозитивизма, то уже во второй - стал проявляться явный крен в сторону иррационализма. По мнению П. Тейлора, переломным моментом стало появление книги Д. Грегори «Идеология, наука и география человека».

В западной географии философские антропологистские теории и концепции упали на благодатную почву, где имелись вековые традиции антропоцентризма. Западные географы определили комплекс иррационалистских теорий и концепций, используемых в географии, как гуманистический подход. Р. Джон-стон в качестве философской основы подхода выделил идеализм, экзистенциализм и феноменологию.

Совершенно не случайно в западную географию 70-х годов внедрился экзистенциализм - философия существования. Основным объектом философского анализа был отдельный человек с его неповторимой жизненной ситуацией, а также выявление соответствия внутренних переживаний человека реально существующим идеям и представлениям - «жизненному миру». В географических исследованиях экзистенциальный подход базировался на концепции «каждодневного мира» и пространственно-временной концепции Т. Хагерстранда и был направлен на изучение человеческих ценностей, отношений и поведения.

К. ван Пассен рассмотрел концепцию Т. Хагерстранда в рамках «философии» географии, на которую, по его мнению, претендует география человека. Он отметил связь философских воззрений Хагерстранда с философско-антропологическими взглядами, согласно которым «образ жизни» - это индивидуальный результат общего процесса взаимодействия «цивилизации» с «биофизической средой». По мнению К. ван Паассена Т. Хагерстранд «обнаружил сокровенную мудрость», выявив, что «человеческая особь не психологический объект, не отдельное существо, а сосуществующий субъект; не существо без или вне истории, а индивидуум, имеющий свой жизненный путь. Он открыл историю и проложил связь между историей и географией, расширив старую концепцию «среды». Т. Хагерстранд ввел новый тип отношений между человеком и природой - отношение сосуществования, вернее, территориального сосуществования (и не только с природными элементами, но и с идеями - следами материальной культуры). Пространственно-времен-ная концепция открыла ряд направлений географических исследований «земной материализации общества». Т. Хагерстранд замыкает анализ на персонифицированных личностях, «географию общества» выводит исключительно из совокупности дифференцированных существований личностей в их индивидуальной среде. Из анализа исключаются специфические характеристики общества как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Значительное распространение в западной географии получила феноменология - область философского анализа, касающаяся рефлексивного осознания человеком своих действий и их содержания, выявления предельных характеристик, «чистых» возможностей, интенционально предначертанных в структуре чистого сознания. В географии главным объектом феноменологического анализа стали географические аспекты жизни, вернее, «географический мир жизни» (geographical life-world), т. е. совокупности естественных смысловых интерпретаций, впечатлений, оценок, имеющих отношение к среде, пространству, месту и ландшафту. Основными аспектами рассмотрения явились взаимоотношения индивида со средой и взаимоотношения между субъектами в пространственном контексте. При этом была введена новая концепция среды, в которую включены помимо окружающих человека объектов различные аспекты окружения - экономические, социальные, политические, культурные, психологические.

Феноменологический подход позволил выделить еще два аспекта отношений между человеком и средой: «интровертность» и «экстравертность». Анализ этих отношений направлен на выявление видов и пределов человеческой интенциональности в неразрывном рассмотрении личности и мира, реального бытия. На этом основании была выдвинута концепция «смысла места», отражающая слияние личности и мира.

Наибольшее распространение феноменологический подход получил в поведенческой географии. В отличие от позитивистской феноменологическая поведенческая география позволяла рассматривать такие феномены, как «смысл места», индивидуальность района. Человек при феноменологическом подходе рассматривался как иррациональное существо, не оптимизирующее выбор места. Феноменологическое поведение личности в среде и отношения личности и среды оценивались в зависимости от человеческого опыта использования и осознания среды.

Феноменологический подход способствовал распространению в западной географии анализа восприятия среды, который используется в разных целях (выявление пространственных особенностей, проектирование среды после стихийных бедствий и пр.).

В то же время изучение роли химических неблагоприятных воздействий на мозг человека, на центральную нервную систему, на эндокринную систему и другие жизненно важные системы в общей популяции населения практически игнорировалось, хотя многочисленные медицинские исследования отражали грубую деструктивность различных химических факторов на производстве.

 

АВТОР: Гюлушанян К.С.