18.12.2011 8846

Потенциал воспитательной организации вуза в развитии студента

 

В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин.

В экономической науке под термином организация (лат. - organizo -сообщаю стройный вид, устраиваю) понимается внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на 'основе определенных процедур и правил.

В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Нередко в экономической литературе термин «организация» и «институт» отождествляют.

Термин «институт» происходит от латинского слова institutum -установление, учреждение, обычай. «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина описывает это понятие следующим образом: 1) название некоторых учебных заведений и научных учреждений, например, медицинский институт; 2) в России до 1917 г. закрытое женское среднее учебное заведение для детей дворян; 3) совокупность норм права в какой-нибудь области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства, например, институт брака.

Ряд экономистов (Р. Алфорд, Д. Норт, К. Оффе, Р. Фридленд) проводят четкие различия между институтами и организациями по трем позициям: 1) правила организации касаются двух сторон (работодатель и работник), в то время как институциональные правила - трех сторон, т.е. установлены и обеспечиваются принуждением «третьей стороной», не являющейся частью институционального взаимодействия; 2) эти правила подчинены преследуемым организацией целям, но в институтах они стоят на одной и той же логической плоскости; 3) правила организации более ограничены по своему объему, кругу лиц и воздействию на людей, для которых они предназначаются; они ограничены степенью свободы действий, которую институты (такие как право собственности, брак, политические партии, предпринимательская - фирма) предоставляют организациям в области борьбы за свои цели. Любая экономическая организация обладает следующими признаками:

1. Общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;

2. Набор ресурсов и определенный способ их защиты;

3. Система официально утвержденных норм поведения и форм контроля заих соблюдением;

4. Структуру устойчиво воспроизводимых статусов (иерархия, постоянное формальное руководство);

5. Специфическое разделение труда между своими членами;

6. Наличие вознаграждений и наказаний за участие или (неучастие) в делах организации.

Таким образом, в экономике Организация - это система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли.

В психологии «организация» понимается, как: 1) разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе определенных принципов и правил; 2) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно автономных частей системы, обусловленная ее строением; 3) одна из общих функций управления, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

По мнению Д.М. Гвишивани, организация выступает как некий социальный медиум, от структуры и функционирования которого зависят и производительность труда, и личностные характеристики ее членов; именно общество ставит перед организацией определенные цели и создает систему средств, регулирующих ее функционирование во имя достижений этих целей; будучи раз создана, организация приобретает относительную самостоятельность и стабильность по отношению как к обществу, так и» к индивидам, сравнительно устойчивую социальную структуру, специфический механизм взаимодействия элементов, который при введении одних и тех же факторов может дать весьма различные результаты.

Организация, по меткой дефиниции А.И. Пригожина, есть целевая общность. При этом подразумевается, что она, во-первых, также иерархическая и управляемая общность; во-вторых, не только общность, но и общественный инструмент, и безличная структура.

По Б.З. Мильнеру, организация - это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла.

Любая организация структурирована. Организационная структура - это общая сумма методов, которыми организация разделяет свой трудовой процесс на отдельные задания и, затем, добивается координации между этими заданиями. Ни одна пара организаций не имеет одинаковой структуры, но каждая организация имеет какую-то свою структуру. Элементами структуры организации являются: вертикальная и горизонтальная дифференциация, формализация, централизация.

Горизонтальная дифференциация относится к способу, которым различные задания, выполняемые в организации, разделяются и группируются в отдельные единицы. Существуют различные виды горизонтальной дифференциации: по выполняемой работе, по производимому продукту, по потребительским группам и по месторасположению. В реальности, большинство организаций разделено на основании нескольких критериев, то есть, например, сначала на основании продукта, а потом на основании месторасположения. Такая дифференциация может привести к конфликту интересов, поскольку группы, сформированные на основании различных критериев, преследуют различные цели.

В дополнение к горизонтальной дифференциации, организации также разделены вертикально. Вертикальная дифференциация определяется количеством уровней власти в организации. Это есть степень разделенности управленческих специальностей. В общем, с ростом организации, в ней возникает все больше иерархических уровней. Чем больше людей входят в организацию, тем больше усилий требуется для координации их поведения.

Формализация - это степень спецификации правил и регулирующих положений, которые управляют рабочим поведением членов организации, а также степень распространения формальных письменных способов коммуникаций, которые проходят через иерархическую цепь команд.

Централизация проявляется в следующем: чем меньше та группа людей, которая принимает основополагающие решения о деятельности организации, тем выше в ней уровень централизации. Если же полномочия по принятию решений делегированы нижним иерархическим уровням, то организация является децентрализованной.

Таким образом, организация - это люди, объединенные общей целью, располагающими достаточными средствами и готовые принять определенные ценности, обусловленные специфичностью этих целей, средств - и - их сопряжением для эффективного достижения определенных результатов.

В педагогической науке новым шагом в развитии представлений об образовательном учреждении стала концепция социальной педагогики А.В. Мудрика, значительное место в которой занимает описание феномена воспитательной организации. При помощи данной категории предлагается понимать разновидность социальных организаций, созданных для осуществления социального воспитания различных категорий населения.

Воспитание является основной категорией педагогики. В буквальном смысле «воспитание» -это вскармливание, питание ребенка.  Однако в русском языке на бытовом уровне данный термин является довольно широко употребляемым. Считают, что термин «воспитание» в науку был введен И.И. Бецким (середина XVIII в.). Он надеялся путем воспитания создать «новую породу людей». Задача воспитания, по его мнению, «вскоренять добродетель, благочестие, склонность к опрятности, не терпеть праздности».

В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом чаще оно заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека.

В различных редакциях, но при сохранении общего смысла, воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности в, целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества

В самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Анализ научной литературы позволил выделить различные типы концепций воспитания: ориентированные на коллективное воспитание (И.А. Зимняя, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова и другие); личностно-ориентированные культурологический концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Е.Ш. Ямбург и др.); личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания (СВ. Кульневич, Н.М. Таланчук). Особое место среди них занимают концепции социального воспитания (Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, СВ. Дармодехин, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова и др.).

А.В. Мудрик определяет воспитание как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека. В соответствии со специфическими функциями и ценностями организаций и групп, в которых оно осуществляется, он выделяет несколько видов воспитания: социальное, семейное, религиозное и диссоциальное.

Воспитание любого вида осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (семья, коллективы, группы), социальных (воспитательные, религиозные и иные государственные, общественные и частные организации).

Содержание и взаимодействие представляет собой обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер.

Большой научный интерес для нас представляет концепция социального воспитания. По А.В. Мудрику, социальное воспитание - процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в тоже время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей и девушек, их образования и индивидуальной помощи им.

Воспитательная организация - это специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Через систему воспитательных организаций общество и государство стремится обеспечить равные возможности для воспитания подрастающего поколения, с одной стороны, и реализации каждым из них позитивных потребностей, способностей и интересов.

Возможности воспитания в относительно целенаправленном приобретении человеком социального опыта довольно невелики. Они ограничиваются бытом организации, различными сферами ее жизнедеятельности, содержанием, формами, стилем взаимодействия между ее членами.

Быт воспитательной организации - это уклад повседневной жизни входящих в нее людей. Он включает в себя имеющиеся в организации пространственные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимоотношений.

Предметно-пространственная среда представляет собой совокупность территорий, имеющих различное функциональное назначение, учитывающих возрастные и иные особенности членов организации и отвечающих требованиям благоустроенности и технической оснащенности.

Уклад жизни во многом определяет временной режим функционирования организации. Режим предусматривает определенную продолжительность и чередование различных занятий, сна и отдыха, в том числе и отдых на свежем воздухе, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены. Он должен обладать следующими параметрами: целесообразностью, точностью, общностью, определенностью.

Важным элементом быта является этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений (нормы обращения, общие правила дисциплины, правила разрешения конфликтов, правила пользования помещениями и оборудованием и др.).

Элементом быта являются и традиции - идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от одного поколения ее членов последующим. Также элементами быта являются самообслуживание и одежда, имеющая как функциональное, так и символическое значение.

Значительное влияние на формирование социального воспитания оказывает жизнедеятельность воспитательной организации.

Жизнедеятельность - взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей человека, группы, коллектива с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.

Содержание жизнедеятельности воспитательной организации может включать в себя ряд сфер: общение, познание, предметно-практическую деятельность, духовно-практическую деятельность, игру.

Содержание жизнедеятельности «вносится» в воспитательную организацию организаторами-руководителями, которые могут отличаться стилем руководства. Стиль - характерная для руководителя система приемов и манера взаимодействия с воспитуемыми. Выделяют следующие стили руководства жизнедеятельностью: автократический, авторитарный, демократический, эгалитарный (равноправный), игнорирующий, непоследовательный.

Стиль руководства определяет особенности управления, самоуправления и самоорганизации воспитательной организации.

Важными условиями активизации жизнедеятельности воспитательных организаций являются: субъективно значимый и социально ориентированный характер содержания жизнедеятельности, самодеятельность членов коллектива, периодическое усложнение содержания и форм организации, организация взаимодействия и др.

Воспитательные организации могут быть классифицированы по нескольким признакам:

1. По принципу вхождения человека в воспитательную организацию: обязательные (школа); добровольные (общественные организации); принудительные (специальные закрытые учреждения).

2. По юридическому статусу воспитательные организации могут быть: государственные, общественными, коммерческими, конфессиональными, частными.

3. По ведомственной принадлежности - министерств, ведомств, профсоюзов; по уровню подчиненности - федеральные, региональные, муниципальные.

4. По степени открытости-закрытости: открытые, закрытые, интернальные.

5. По ведущей функции-образовательные, просветительские, развивающие, общественно-ориентированные.

6. По длительности функционирования: постоянные и временные.

7. По половозрастному составу.

Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.

Б.В. Куприянов для понимания целостного функционирования воспитательных организаций избрал несколько исходных положений.

Во-первых, бытие воспитательной организации и окружающая социальная действительность находятся в диалектической взаимосвязи. Во-вторых, основанием для возникновения в жизнедеятельности воспитательной организации прообраза социального бытия является необходимость получения воспитанником социального опыта для жизни в реальном мире. В-третьих, окружающая среда предъявляет не просто различные или противоречивые ценности, но существенно отличающиеся ценностные системы, порожденные той социокультурной функций, которую данный социальный институт или социальная организация выполняют.

Опираясь на концепцию социальной педагогики А.В. Мудрика, Б.В. Куприянов определил особенности авторских лагерей как воспитательных организаций:

1. Принцип вхождения воспитанника в организацию, характеристики жизнедеятельности, поддерживающие мотивацию участия в общности. Рассмотрение авторского лагеря как воспитательной организации связано с выделением двух пластов: первый - воспитательная организация для студентов, вторая - для школьников. По принципу вхождения оба пласта имеют общие черты и отличия, общей является, прежде всего - добровольность.

2. Функции воспитательной организации в национальной (региональной) системе социального воспитания могут быть разделены на основные: социального воспитания подростков - участников программ, социального воспитания студентов - участников программ, проведения научных психолого-педагогических исследований, и обслуживающие: совершенствования методики организации совместной деятельности, развития концептуальных ' идей, составляющих теоретическое обоснование программ деятельности, преобразования социально-педагогической среды, осваиваемой обществом.

3. Взаимоотношения с государством, различными общностями, организациями. Автор выделяет несколько групп субъектов, взаимодействующих с данным видом воспитательных организаций: «объективные заказчики» (государство, родители, образовательные учреждения), «реальные партнеры» (базы отдыха, оздоровительные центры), «родственные объединения» (педагогические отряды, другие самостоятельные группы).

4. Взаимоотношения с воспитательными организациями, осуществляющими свои функции параллельно.

5. Правовой статус, присущий данному типу воспитательных организаций. Авторские лагеря как воспитательные организации ближе всего к молодежным самодеятельным объединениям. Объединения в той мере могут быть названы самодеятельными, в какой зависят от воздействия извне, насколько сами вольны изменять свой состав, идеологию, формы, методы работы, сферы интересов.

6. Пространственно-временные характеристики жизнедеятельности воспитательной организации, связанные с сезонностью.

7. Специфика субъектов, осуществляющих социальное воспитание, преобладающий в общности стиль отношений. Особенность ситуации педагогов авторского лагеря - студентов вуза - состоит в том, что, с одной стороны, они субъекты воспитания подростков, а с другой - воспитанники небольшой группы команды старших (по возрасту, опытности, положению в обществе) педагогов.

Учреждения дополнительного образования как воспитательные организации рассмотрены в работах под руководством А.В. Мудрика Б.В. Куприяновым, О.В. Миновской; О.Н. Шаблова.

Б.В. Куприянов, О.В. Миновская определили главную функциональную особенность учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций - дополнение планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития человека и его духовно-ценностной ориентации, которые осуществляются в общеобразовательной школе.

Институциональными особенностями учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций являются:

- отсутствие жестких образовательных стандартов;

- объективно подчиненная роль в государственной системе социального воспитания (необходимо подстраиваться под режим общеобразовательной школы);

- зависимость содержания социального воспитания от наличия в воспитательной организации соответствующего специалиста;

- педагогическая деятельность регламентируется документом, создаваемым самим педагогом;

- постоянная ориентированность педагогов на привлечение детей в воспитательную организацию;

- разно-ведомственная подчиненность.

По мнению О.Н. Шаблова, такого рода воспитательные организации предполагают:

- совместность (соединение общих и индивидуальных интересов и целей в сообществе, равное участие взрослых и детей в жизнедеятельности объединения, привлечение детей к планированию жизни, обеспечение вариативности их участия в делах коллектива, совместная выработка норм жизнедеятельности);

- направленность на социально значимую деятельность, ориентация на практическую заботу о людях;

- демократический стиль организации жизнедеятельности коллектива (возможность совместного обсуждения и выработки решения, равное распределение участия детей и взрослых в управлении и организации жизни, создание условий для практического партнерства, своевременная и справедливая оценка результатов индивидуальной и коллективной деятельности);

- ориентацию на актуализирующий потенциал воспитательной среды (использование побуждающих педагогических средств: игры, слова, соревнования, коллективной творческой деятельности, эстетики воспитательного пространства и др.).

Школа как воспитательная организация рассмотрена в работах М.В. Шакуровой.

М.В. Шакурова выявляет автономные параметры школы:

- обязательная воспитательная организация (по принципу вхождения человека в нее);

- государственная, негосударственная, частная, конфессиональная (по юридическому статусу);

- муниципальная (по ведомственной принадлежности);

- открытая (по степени открытости - закрытости);

- постоянная (по длительности функционирования);

- разновозрастная с внутренней структурой, традиционно предполагающей одновозрастные объединения (по возрастному составу).

Ведущими функциями школы как воспитательной организации являются:

1. культурно-образовательная (культурно-духовное развитие учащихся, формирование грамотных, образованных, социально зрелых людей, просвещение детей, выработка системы знаний и взглядов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков - получение знаний, трудовых и т.п.);

2. регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отношения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности);

3. коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирования поля школьного общения);

4. организационно-управленческая;

5. социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет, развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами);

6. производственно-экономическая;

7. общественно-политическая.

Наряду со школами, учреждениями дополнительного образования, детскими организациями, детскими оздоровительными лагерями к воспитательным организациям мы относим высшие учебные заведения, так как они специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеют своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

На основании Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»«« высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1. удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;

2. формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

3. сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.

Проблемы воспитания студенчества стоят перед государственными университетами и педагогическими вузами, которые должны стать центрами образования и культуры в своих регионах.

В настоящее время есть полное основание говорить о многочисленных взглядах и подходах к пониманию сущности воспитания в системе высшего образования. Перечислим некоторые из них. В.А. Слободчиков: «Воспитание студентов в современном вузе должно рассматриваться в парадигме развивающего образования». К общепринятому подходу к воспитанию как общественному явлению добавляется:

- воспитание как краеугольный камень гуманизации образования, как процесс формирования ценностей (воспитательные ценности). Воспитание образно можно представить как учение жизни; именно данный аспект воспитания выражает основной смысл образования. В настоящее время создаются предпосылки для обновления содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения;

- воспитание как основа для самовоспитания студентов» «через создаваемую систему отношений (отношения - базисный механизм воспитания);

- воспитание в контексте решения задач становления демократических основ жизнедеятельности вуза (студенческая инициатива, студенческое самоуправление);

- рассмотрение воспитания в высшей школе как процесса социокультурного сотрудничества личности студента и вузовского сообщества;

- вуз как центр организации воспитания и создания воспитательной среды, воспитательного пространства, адекватно отражающего системность условий и целей воспитания. Обеспечение условий для творческого, научного, физического развития личности как альтернатива проявлению антисоциального поведения;

- воспитание как интегрирующий фактор контингента студентов не только прошлых, но и нынешних лет (корпоративность общности студентов, преподавателей и всех структурных подразделений вуза);

- воспитание в контексте...... психолого-педагогической поддержки.

Целенаправленное воспитательное взаимодействие в высшей школе рассматривается как один из возможных путей смягчения социально-психологического напряжения. Организация психологической поддержки учащейся молодежи стала инновационным направлением воспитательной работы;

- воспитание как квалифицированное и системное оказание помощи студенту в освоении им жизненно необходимых взглядов и навыков (место воспитания в психосоциальной модели профилактики наркомании и формирования основ здорового образа жизни).

Исходя из выше сказанного, можно выделить автономные параметры высшего учебного заведения как воспитательной организации:

1. по принципу вхождения - добровольная воспитательная организация, обусловленная рядом мотивов: стремление к обретению профессии, престижность, желание быть вместе с людьми, имеющими сходные ценности;

2. по юридическому статусу - государственная, негосударственная; '

3. по ведомственной принадлежности - министерская, муниципальная;

4. по степени открытости - открытая воспитательная организация, предполагающая добровольное вхождение и выход из нее.

5. по ведущей функции - образовательная. К субъектным образовательным функциям воспитательной организации вуза мы относим: развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути, воспитание инициативы и ответственности в природных и социальных сферах, обеспечение возможностей для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации, овладение средствами достижения интеллектуально-нравственной свободы, создание условий для самостоятельности, саморазвития, творческости, индивидуальности человека, развития его духовных потенций.

6. по длительности функционирования - постоянная;

7. по возрастному составу -.одновозрастная с внутренней структурой.

В настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного определения понятия «студенчество». Под термином «студенчество» Ю. Колесников и Б. Рубин понимают «мобильную социальную группу, целью которой являются организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве».

А.С. Власенко, Т.В. Ищенко определяют студенчество как «особую социальную группу, формирующуюся из различных социальных образований общества и характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в общественном производстве, науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием».

Студенчество не является однородным по своему социальному и национальному составу, возрасту, уровню общеобразовательной подготовки и культурного развития.

Хронологически (17-21 год) период профессионального образования совпадает с кризисом юности (В.И. Слободчиков). Для этого периода жизни характерно становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни. Определение позиции в жизни активизирует процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Высшее учебное заведение призвано предоставить студентам возможность продуктивного решения центральных задач возраста и педагогически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности, ее освоения и реализации, профессионального роста, обеспечить превращение студента из объекта педагогических воздействий в субъект профессионального образования и деятельности.

Существенную роль для понимания процесса развития субъектности личности студента в вузе, играют противоречия, присущие студенческому возрасту.

1. Социально-психологические противоречия. Это противоречия между расцветом физических и интеллектуальных возможностей студента и ограниченным периодом времени, имеющимися экономическими возможностями для удовлетворения возросших потребностей. Противоречия между результатами деятельности студента, проявившимися у него индивидуально-психологическими свойствами и складывающимися в группе межличностными отношениями. К группе социально-психологических противоречий могут быть отнесены и противоречия адаптационного процесса: между новыми для студента требованиями, условиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения.

2. Противоречия между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способах их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Эти противоречия носят дидактический характер и могут повлечь неудовлетворенность студентов и преподавателей результатами деятельности.

3. Противоречия между большим объемом новой информации, расширяющей знания студентов, и имеющимся ограниченным временем для ее осмысления. Эти противоречия могут привести к поверхностности в знаниях студентов. Речь здесь должна идти, вероятно, о развитии, формировании и совершенствовании информационной культуры в широком смысле этого слова.

Таким образом, студенческий возраст является периодом активного развития субъектности личности студента, поэтому назрела необходимость определения подходов к развитию субъектности личности студента как будущего профессионала, в рамках высшего учебного заведения как воспитательной организации.

Для этого необходимо рассмотреть потенциалы вуза как воспитательной организации в развитии субъектности будущего специалиста. Под потенциалом мы понимаем совокупность латентных возможностей личности для осуществления какой-либо деятельности.

Высшее учебное заведение как воспитательная организация обладает рядом потенциалов в развитии субъектности будущего специалиста:

1. Ценностно-ориентирующие потенциалы, предполагающие формирование этического самосознания, морально-нравственных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями общества. В рамках вуза как воспитательной организации существуют свои традиции, нормы. Вуз выступает посредником между обществом и студентом, являясь носителем как общечеловеческих, так и профессиональных ценностей. Одной из' задач высшего учебного заведения является становление профессионала.

Профессионал является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений. Он владеет профессиональной деятельностью в целом, способен к ее проектированию и развитию в зависимости от конкретной ситуации через осуществление рефлексии собственного опыта. Профессионал в своей деятельности призван оптимизировать социальную жизнь путем трансляции определенной системы знаний и набора ценностных отношений, является носителями социальных изменений, управляют индивидуальными и социальными ресурсами в интересах человека, социальной группы и общества. Таким образом, в рамках вуза осуществляется принятие системы гуманистических ценностей как регулятора поведения профессионала.

Вуз как воспитательная организация является основным каналом приобщения будущего специалиста к ценностям культуры, образования и профессии. Ценностями в нашем понимании являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, чтобы их получить, сохранить или обладать ими. Состав и иерархию Ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, но определяет - его взаимодействие с миром и с людьми определяет аксиологизация образования. Благодаря своим ценностно-ориентирующим возможностям, образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности.

Для того чтобы в рамках обучения в высшем учебном заведении происходил процесс развития субъектности будущего специалиста необходимо соблюдение следующих условий:

- в образовательном процессе университета должна быть предусмотрена актуализация ценностного содержания образования;

- в образовательной среде университета должно обеспечивается ценностное самоопределение будущего специалиста;

- должна быть реализована аксиологическая функция производственной практики;

- внедрена пространственно-временная модель, отражающая логику развития аксиологического потенциала на следующих связанных между собой стадиях: адаптация, ориентация и персонализация;

- освоение фундаментальных знаний и современных информационных технологий базируется на интеграции интеллектуальных, коммуникативных и креативных умений студента.

Таким образом, вышеописанные возможности вуза способствуют предвосхищению будущих состояний социального и индивидуального развития личности студента, в том случае, если в университете осуществляется реализация его ценностно-смыслового отношения к жизни, к ценностям, к профессии, к себе, если у него развивается потребность в ценностном осмыслении результатов своей деятельности.

2. Коммуникативные потенциалы. Данные потенциалы выражаются в приобретение студентами опыта интерактивного взаимодействия. Интерактивное взаимодействие - это непосредственная целенаправленная межличностная коммуникация участников образовательного процесса. Важнейшей особенностью этой коммуникации является способность педагога и учащихся «принимать роль другого», представлять, как их воспринимает партнер по общению и соответственно интерпретировать педагогическую ситуацию, конструировать собственные действия. Интерактивное взаимодействие - это взаимовлиядие участников образовательного процесса, в основе которого лежит личный опыт жизнедеятельности каждого.

Интерактивное взаимодействие - предполагает систему взаимодействий: со стороны педагога - планируемых, со стороны учащихся - ситуативных и неожиданных, в процессе которых происходит оптимальное развитие их субъектности.

Интерактивное взаимодействие представляет собой процесс обмена деятельностями между педагогом и учащимися, обусловленностью деятельности учащихся деятельностью педагога и наоборот. Это процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей, цели, предвосхищаемого результата деятельности, способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Интерактивное взаимодействие - это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способов деятельности.

Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

В результате эффективного интерактивного взаимодействия возникают межсубъектные отношения участников образовательного процесса, что определяет восприятие ими друг друга как полноправных участников этого процесса, как неповторимых индивидуальностей, осознающих свою собственную типологию. Таким образом, высшие учебное заведение как воспитательная организация, обладающая коммуникативными потенциалами, дает будущему специалисту возможность стать полноправным субъектом профессиональной деятельности.

3. Актуализирующие потенциалы, предполагающие организацию смыслотворчества. Данный процесс в образовательном процессе представляет собой осознанную деятельность по созданию субъектами нового содержания этого процесса через их взаимодействие, рефлексию явлений действительности, рефлексию своей деятельности, взаимодействие с другими с позиции своей индивидуальности. По мнению А.Н. Леонтьева, смысл выступает как отношение мотива деятельности к ее цели: «конкретно-психологический сознательный смысл создается отражающимся в голове человека объективным отношением того. Что побуждает его действовать, к тому, на что это действие направлено как на свой непосредственный результат».

Так как процесс создания субъектом смысла в своей основе имеет процесс понимания, который сопряжен с усвоением определенной системы знаний, то можно предположить, что структура усвоения знаний будет определять и структуру смыслотворчества. Структура смыслотворчества будет складываться из следующих компонентов: смысловосприятие, смыслоактуализация, смыслопонимание (формулировка индивидуального смысла), представление (презентация) индивидуальных смыслов, обмен индивидуальными смыслами, обобщение, рефлексия смыслов, закрепление, применение нового (измененного, обобщенного) смысла. Организация смыслотворчества в образовательном процессе вуза предполагает интеллектуальную творческую деятельность студентов и преподавателя по созданию нового смысла через представление ими своих индивидуальных смыслов и обмен этими смыслами в целях их обогащения. Содержание образовательного процесса вуза становится продуктом, результатом смыслотворчества его участников. Вуз, имея специфическую организацию учебно-воспитательного процесса, предоставляет студентам возможность организации смыслотворчества на основе имеющегося выбора различных видов деятельности (учебная, творческая, проектная и др.), а также создания ситуаций для переживания положительных эмоций студентом в процессе смыслотворчества посредством специального подбора - трупп студентов, участвующих в предлагаемых вариантах деятельности; обеспечения позитивной эмоциональной атмосферы в группах, динамики в статусно-ролевой иерархии факультета (института), создания ситуаций успеха и другое.

4. Организационные потенциалы, предполагающие развитие субъектности будущего специалиста в рамках вуза как воспитательной организации. Данные возможности реализуются на разных организационных уровнях высшего учебного заведения: студенческая группа, факультет (институт), вуз.

На уровне студенческой группы будущий специалист может выступать организатором учебного процесса, которому группа делегирует свои полномочия и может являться связующим звеном между учебной группой и педагогами. Старосты учебных групп представляют интересы сокурсников на собрании старост, в стипендиальной комиссии факультета (института),,- в выборочных и административных органах вуза; обеспечивают дисциплину студентов, выполнение ими правил внутреннего распорядка на факультете (институте).

Студент может являться представителем факультета (института) вуза, например, культоргом, профоргом. В вузе существуют объединения культоргов. Будущий специалист, являясь культоргом факультета (института) представляет его интересы, выступает от имени других студентов, вступает во взаимодействие с другими представителями структурных подразделений высшего учебного заведения.

Вуз как воспитательная организация предоставляет возможность будущим специалистам проявиться не только в рамках своего факультета (института), к которому он принадлежит, но и на уровне всего вуза. Будущие специалисты могут являться участниками научно-практических конференций, представлять вуз в творческой деятельности на уровне города, региона, страны.

На факультетах (институтах) вуза существует система кураторства, представляющее собой субъект субъектное педагогическое взаимодействие, направленное на превентивную и оперативную помощь студентам и группам в решении их проблем. В роли кураторов выступают, как правило, студенты 4-5 курсов. Для старшекурсников работа в качестве кураторов позволяет получить опыт организаторской работы, социального взаимодействия, наставничества, что, несомненно, необходимо для осуществления будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

Внутри вуза существуют определенные элементы, способствующие реализации субъектности у возможно большего числа студентов: например, студийные объединения, научные кружки. В данных объединениях будущие специалисты являются носителями субкультуры факультета (института), транслятором ценностей, существующих в вузе. Таким образом, организационная структура высшего учебного заведения представляет собой систему, которая позволяет развивать субъектность будущих специалистов путем включения их в различные объединения и дает возможность приобрести опыт полиролевого поведения.

5. Деятельностные потенциалы. Процесс подготовки будущего специалиста в высшем учебном заведении осуществляется во взаимодополняющих видах деятельности: образовательная,научно-исследовательская, социально-педагогическая.

Образовательная деятельность в рамках непрерывного профессионального образования студентов является ведущей и имеет своей целью продвижение студента от объекта обучения к субъекту образования и профессиональной деятельности. Она сочетает в себе, непосредственно, учебный процесс и практику. Учебный процесс, с точки зрения организации, осуществляется, в различных по составу группах: лекционный поток (несколько учебных групп одного курса), основная учебная группа, подгруппы для семинарских, лабораторных и практических занятий. В рамках вышеперечисленных организационных форм предполагается наличие разной степени участия каждого студента в учебном процессе. Студент может находиться в пассивной позиции, то есть только воспринимать и фиксировать информацию, а может проявлять активность, принимать участие в дискуссиях, обсуждениях, которые организует преподаватель, иметь индивидуальную точку зрения. Тем самым, в высшем учебном заведении создаются условия для проявления и активизации субъектной позиции студента.

Профессиональная практика занимает важное место в системе высшего профессионального образования студента. В ходе прохождения практики студент знакомится со спецификой своей будущей деятельности, с учреждениями, в которых ему предстоит работать, с категориями клиентов, овладевают различными методиками и технологиями работы. Организация практики осуществляется на протяжении всего непрерывного профессионального образования будущего специалиста в течение пяти лет. На начальном этапе обучения (1-2 курс) студенты выступают в роли наблюдателей, знакомятся со сферой деятельности, особенностями будущей профессии, работают под четким руководством руководителей. На 3-4-м курсах студенты пробуют себя в роли помощников специалистов, выполняют задания, применяют теоретические знания, полученные в ходе обучения по специальности. На завершающем этапе обучения (5 курс) студенты углубляют и расширяют знания, полученные в процессе изучения различных предметов, курсов специализации, у них формируются умения и навыки решения профессиональных специальных задач. Студенты учатся планировать свою работу, вести соответствующую документацию, регулировать свои взаимоотношения с разными категориями клиентов, разными специалистами. На этом этапе студенты осуществляют реализацию различных программ, ориентированных на будущую профессиональную деятельность. Как правило, студенты, успешно прошедшие практику, приглашаются в учреждения для дальнейшего трудоустройства.

Научно-исследовательская деятельность студентов направлена на формирование научного стиля общения, развитие умений и навыков написание научных текстов и их презентации. Как правило, студенты высших учебных заведений являются активными организаторами и участниками региональных, межрегиональных и международных научных конференций. Будущие специалисты принимают участи в разработке тематик научно-исследовательских работ, пишут курсовые и квалификационные работы, представляют их результаты не только в рамках вуза, но и на научно-практических конференциях, олимпиадах.

Таким образом, на основании анализа современной отечественной и зарубежной научной литературы можно сделать вывод о том, что организация - это совокупность людей, объединенных общей целью, располагающих достаточными средствами и готовых принять определенные ценности, обусловленные специфичностью этих целей, средств и их сопряжением для эффективного достижения определенных результатов.

Вслед за А.В. Мудриком под воспитательной организацией мы понимаем специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

Студенческий возраст является сензетивным для развития субъектности. Для этого периода жизни характерно становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни.

Образовательное учреждение высшего профессионального образования как воспитательная организация обладает рядом потенциалов в развитии субъектности студента, к которым относятся: ценностно-ориентирующие (дают возможность освоения студентами общечеловеческих и профессиональных ценностей, позволяют реализовать их ценностно-смысловое отношение к жизни, к ценностям, к профессии, ценностное осмысление результатов своей деятельности); коммуникативные (предполагают возможность приобретения опыта интерактивного взаимодействия, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса); актуализирующие (дают возможность организации смыслотворчества на основе имеющегося выбора различных видов деятельности (учебная, творческая, проектная и др.)); организационные (дают возможность включения студентов в различные объединения в структуре высшего учебного заведения, приобретения. опыта организационного поведения); деятельностные (предполагают построение процесса образования на основе включения студентов в различные виды деятельности, рефлексии и выбора ее наиболее приемлемых и эффективных форм и методов организации.).

 

АВТОР: Гусева И.А.