20.12.2011 4380

Нижестоящие звенья судебной системы Республики Таджикистан

 

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. С учетом этого в Таджикистане суды общей юрисдикции (за исключением военных судов) подразделяются на суды трех звеньев:

1. низшее (основное) звено - районные и городские суды;

2. среднее звено - суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды, суд города Душанбе;

3. высшее звено - Верховный Суд Республики Таджикистан.

Районные и городские суды.

В системе судов общей юрисдикции районные суды (районные, городские) как в Таджикистане, так и во многих государствах мира, например в Российской Федерации, являются основным звеном. Это обусловлено их широкой компетенцией по осуществлению правосудия и фактически выполняемым объемом работы. Ежегодно в районные и городские суды в Республике Таджикистан поступают более восьми тысяч уголовных и более семнадцати тысяч гражданских дел и дел об административных правонарушениях.

На долю суда основного звена приходится подавляющее большинство рассмотренных и разрешенных уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственных этих судам. Он не рассматривает лишь уголовные и гражданские дела, которые относятся к ведению других судов и вышестоящим судам.

Принципы организации районного суда в Таджикистане определены Конституцией РТ, Конституционным законом «О судах РТ».

Городские и районные суды (кроме городов районного подчинения) образуются в городах или районах.

Надзор за судебной деятельностью районных и городских судов в Республике Таджикистан осуществляют Верховный Суд как высший судебный орган судов общей юрисдикции в Таджикистане и областные суды (на территории которых расположен данный район или город).

Организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов при строгом соблюдении принципа независимости судей возложено на Совет юстиции Республики Таджикистан.

Полномочия городского и районного суда

В чII ст. 87 Конституционного закона «О судах РТ» говорится, что городские и районные суды рассматривают гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к их ведению.

Основным полномочием суда данного уровня является разбирательство гражданских и уголовных дел, дела об административных правонарушениях по первой инстанции, т.е. принятие решения по существу вопросов, которые затронуты в соответствующих делах.

Подсудность районного и городского суда является основой его компетенции как органа правосудия. Подсудность служит задачам наиболее целесообразного распределения дел между судами различных звеньев судебной системы Таджикистана и судами равной компетенции. Подсудность имеет специфическое значение и для судоустройства и для судопроизводства. Этим и обусловлено, видимо, различие во взглядах на сущность института подсудности в теоретической литературе. Одни процессуалисты под подсудностью в уголовном процессе понимают особое юридическое свойство дела, в силу которого оно подлежит рассмотрению в том или ином суде, другие считают, что подсудность - это главным образом свойство или правомочие суда, наделение которым дает ему право и возлагает на него обязанность разбирательства определенных категорий дел. Представляется, что противопоставление этих двух точек зрения неосновательно: указанные процессуалисты освещают разные стороны одного и того же вопроса. Распределение дел между судами первой инстанции строится в уголовном процессе с учетом как особенностей организации и возможностей суда, так и специфики различных категорий уголовных дел.

Необходимость полноты характеристики понятия подсудности требует освещения этого института в обоих аспектах. В связи с этим, нельзя согласиться с мнением Л.Н. Гусева, считающего, что «нет оснований, рассматривать подсудность уголовного дела как некое свойство уголовного дела, так как свойства явления, определяющие его сущность, неотъемлемо присущи данному явлению, а подсудность уголовного дела может изменяться».

По нашему мнению, рассуждения Л.Н. Гусева неубедительны: в них игнорируется тот факт, что именно известное сочетание качественных признаков совершенного преступления определяет судебный орган, полномочный рассматривать данное дело.

Свойство дела быть подсудным соответствующему суду вовсе не должно определять сущность дела, быть неотъемлемо присущим данному преступлению. Это конкретный процессуальный признак дела, который не исчезает вместе с законодательным пересмотром компетенции судов, а, по нашему мнению, видоизменяется.

Изменение компетенции судов по рассмотрению тех или иных категорий уголовных дел представляет собой закономерный процесс и зависит от характера и структуры преступности, других соображений юридического и практического характера.

Из числа уголовных дел, согласно ст.31 Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан, районным и городским судам подсудны все дела, за исключением дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягчающих вину лиц, привлекаемых к ответственности, об опасных видах хищений, о посягательствах на государственную власть, о преступлениях, наказуемых смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов.

Загруженность работой районных и городских судов по рассмотрению уголовных дел можно проиллюстрировать следующими статистическими данными:

- в 2002 - 2003 гг. ими было рассмотрено по первой инстанции 6521 и 6526 дел из 7953 и 8366 уголовных дел по всей стране соответственно, т.е. 81,9 % и 80,4% к общему числу уголовных дел, рассмотренных всеми судами Таджикистана за этот период;

- в 2004 г. районными и городскими судами было рассмотрено 6526 уголовных дел из 7874 по всей стране. Это 82,7 % к общему числу уголовных дел, рассмотренных всеми судами РТ за 2004 г.

Средняя годовая нагрузка районного и городского суда по рассмотрению уголовных дел в 2002 и 2003 годах составила 97,3 и 100,5 дел, а на одного судью - 22 и 22,5 дел; а в 2004 г. - 97,4 и 22,3 дел соответственно.

К их компетенции отнесено также разбирательство вопросов, которые возникают попутно, параллельно с уголовными делами. Большинство дел и материалов, рассматриваемых районными (городскими) судами, составляют гражданские дела, такие, как дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений; дела, возникающие из административно-правовых отношений; дела особого производства.

Наиболее распространенными гражданскими делами являются дела первой группы. На рассмотрение районного суда они обычно попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора является гражданин (при условии, что по установленным в законе признакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, например, экономического). Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имущественного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе, взыскании причитающегося вознаграждения за труд, дела о спорах, связанных с распространением сведений, порочащих кого-то, с использованием жилья или правом собственности на него, с получением наследства, с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей, с авторством на какое-то художественное или иное произведение и т.д.

Весьма распространены дела по спорам, связанным с гражданско-правовыми сделками, в которые вступают граждане в процессе реализации своих прав. Таковы договоры купли-продажи, жилищного найма, страхования, издательские договоры и др. Вместе с тем, сделками признаются и некоторые действия одностороннего характера, совершаемые по воле одного лица (например, дарение, завещание, принятие наследства или отказ от него).

Каждый из видов сделки регулируется соответствующими правовыми нормами, определяющими условия ее заключения, права и обязанности сторон, которые предусматривал Гражданский кодекс РТ.

Загруженность работой городских и районных судов по рассмотрению гражданских дел характеризуется следующими показателями:

- в 2002 - 2003 гг. из 8932 и 9625 гражданских дел, рассмотренных в качестве первой инстанции всеми судами РТ, 8808 и 9491 дел были рассмотрены районными и городскими судами (98,6 и 98,6 % соответственно);

- в 2004 г. из 11 401 гражданского дела, рассмотренных всеми судами РТ, 11 246 дел были рассмотрены судами основного звена (98,6 %).

Средняя годовая нагрузка районного и городского суда по рассмотрению гражданских дел в 2002, 2003 и 2004 гг. составила 131,4, 141,6 и 167,8 дел, а на одного судью этих судов 30,5, 33,1 и 39,2 дел соответственно.

Хотя статистические данные свидетельствуют о том, что у судей районных и городских судов нагрузка не так уж велика, тем не менее, в Таджикистане существует проблема необходимости создания мировых судов о чем речь идет ниже.

В соответствии с законодательством РТ, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Жалоба подается в суд по месту жительства жалобщика, либо в суд по месту нахождения органа, объединения должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. По данным отдела судебной статистики и аналитических обобщений Совета Юстиции РТ, поступление жалоб граждан по поводу неправомерных действий должностных лиц и коллегиальных органов власти, государственного управления и общественных организаций увеличилось со 131 (1996 г.) до 875 (2003 г.); в основном обжаловались действия конкретных должностных лиц (81,0%). По делам, рассмотренным с вынесением решения, признаны обоснованными 79,5% обращений, в том числе на действия должностных лиц - 69,0%, на решения коллегиальных органов - 31,0%.

Кроме осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам судьи районных судов единолично разбирают материалы об административных правонарушениях (в целом их число составляет более 6 тысячи ежегодно). Существуют ряд проблем по рассмотрению дел об административных правонарушениях районными и городскими судам, что будет рассматриваться ниже.

Современное законодательство изменило состав суда, рассматривающего уголовные дела по первой инстанции. В районном суде эти дела рассматриваются судом в составе судьи (председательствующего в данном судебном процессе) и 2 народных заседателей или судьей единолично. Народные заседатели в этом случае (ч.1 ст. 16 КЗ «О судах» РТ), как и обычно, пользуются всеми правами судьи.

Законом предусмотрен широкий круг дел, которые судья может рассматривать единолично. Единолично рассматриваются такие дела, за которые не могут быть назначены наказания более строгие, чем лишение свободы сроком до 5 лет. Единоличного рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних не допускается. Единоличному разбирательству судьей по первой инстанции подлежат все гражданские дела.

Процессуальный порядок единоличного рассмотрения дел в городских и районных судах регламентирован уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством и не отличается от порядка рассмотрения, осуществляемого судьей и двумя народными заседателями.

В 2002 г. число дел, рассматриваемых единолично судьей, составило 27,8%, в 2003 г.-34,7%, в 2004 г. - 34,2% от общего количества рассмотренных судами первой инстанции уголовных дел. Расширение рядом законов подсудности единоличного судьи привело к тому, что в 1999-2003 гг. число дел, рассмотренных этим составом суда, увеличилось в 2,5 раза. Нарушение сроков рассмотрения дел единоличным судьей допускается реже, чем коллегиальным. Мнения практикующих судей, прокуроров и адвокатов о единоличном рассмотрении уголовных дел различны - от полного непринятия до предложения распространить его действие почти на все уголовные дела, кроме особо тяжких преступлений.

Действующее законодательство достаточно детально регламентирует порядок разбирательства практически всех дел, рассматриваемых районными и городскими судами.

Конституционный закон «О судах РТ» устанавливает состав городских и районных судов: они состоят из председателя суда, судей и народных заседателей (ст.85). В городских, районных судах, состоящих из пяти и более судей, устанавливается должность заместителя председателя суда. Председателей и заместителей председателей городских, районных судов назначает и освобождает Президент Республики Таджикистан на основании решения Совета Юстиции по представлению Председателя Совета Юстиции Республики Таджикистан. В городе, районе, где назначен один судья, он же является и председателем суда.

Считаем уместным подчеркнуть, что четкая работа районного и городского суда во многом зависит от председателя, его инициативы и настойчивости, от умелого осуществления всех предоставленных законом ему прав.

Следует отметить, что председатель суда - это, прежде всего, судья, обязанный сам участвовать в рассмотрении судебных дел, при разрешении которых он пользуется правами судьи. Председатель районного и городского суда, не забывая о принципе независимости судей (ст. 84 Конституции РТ), должен помогать судьям, особенно молодым, без навязывания своего личного мнения.

Известно, что опыт руководства приобретается с годами в процессе практической деятельности. Поэтому, на наш взгляд, следует остановиться на таком важном вопросе, как срок полномочий председателя как районного и городского суда, так и областных и Верховного Суда РТ. В Конституции РТ (ст. 84) и Конституционном законе «О судах РТ» (ст. 13) указывается, что срок полномочий судей равен десяти годам. Этот срок относится и к председателю, поскольку он назначается из числа судей соответствующего районного и городского суда. Однако в законе не сказано, сколько раз может быть назначено лицо в качестве судьи, председателя суда и в один и тот же суд в частности.

В целях совершенствования деятельности суда, председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по повышению квалификации работников суда и правовых знаний народных заседателей.

Кроме того, председатель суда представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит аппаратом суда; работой по разъяснению законодательства, а также осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Суды среднего звена: полномочия, подсудность и их положение в судебной системе РТ.

Суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды, суд города Душанбе (в дальнейшем - областные суды) занимают в системе общих судов положение судов среднего звена. Эти суды являются вышестоящими для городских и районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РТ.

Суды среднего звена равнозначны между собой по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел. Суды среднего звена, согласно ст. 76 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан», имеют следующие полномочия:

- в пределах своих полномочий рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- осуществляют надзор за судебной деятельностью городских, районных судов, также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Суды среднего звена ряд стран - участников СНГ, в том числе и России (ст. 20 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации») имеют почти такие же полномочия.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти (кроме дел о шпионаже, отнесенных к ведению военных судов), дела об умышленном убийстве, при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других преступлениях.

Областные суды могут изъять любое дело из производства районных и городских судов и принять его к своему производству по первой инстанции или решить вопрос о передаче для рассмотрения из одного районного или городского суда в другой, в случае и по основанию, указанному в законе.

Следует отметить, что ни в уголовно-процессуальном, ни в гражданско-процессуальном законодательстве РТ не указывается, какие дела изымаются областными судами. Поэтому председатель областного суда имеет право затребовать из районных и городских судов дело и принять к рассмотрению наиболее сложные дела.

В 2002 - 2003 гг. областные суды по первой инстанции рассмотрели более 9,3 % уголовных дел (743 и 781) и 0,4 и 0,6 % гражданских дел (56 и 41), а в 2004 г. 6,5 % (517) и 0,4 % (50) соответственно.

Для «перенесения» уголовного или гражданского дела в вышестоящий суд не требуется согласия спорящих сторон, что, по нашему мнению, существенно нарушает принцип диспозитивности, а также противоречит ст. 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах, где предусмотрено, что каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом.

В вышестоящие суды обычно попадают дела: а) имеющие большое общественное значение; б) не получившие правильного разрешения после рассмотрения в районном, городском суде; в) переданные в суды этого уровня по решению надзорных инстанций.

Кроме этого, суды среднего звена обязаны принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские и уголовные дела, связанные с государственной тайной.

Суды среднего звена, являясь вышестоящими по отношению к районным судам, активно участвуют в проверке законности решений, вынесенных этими судами.

Областные суды как кассационная инстанция. Качественное рассмотрение дел в кассационном порядке имеет огромное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений суда первой инстанции, обеспечивая тем самым осуществление целей и задач правосудия.

Рассматривая жалобы и протесты на приговоры, решения и определения районных судов, не вступившие в законную силу, суд среднего уровня дает указания по конкретным делам, не нарушая принципа независимости судей при разрешении дел. Кассационное разбирательство осуществляется в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам областных судов.

Кассационное определение, вынесенное по конкретному уголовному или гражданскому делу, имеет значение не только для данного дела. Оно влияет на всю последующую практику районных и городских судов, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное воздействие на формирование судебной практики, способствует улучшению работы судов.

Определение кассационной инстанции является окончательным и может быть опротестовано лишь в порядке надзора (ст.358 УПК РТ, ст. 340 ГПК РТ).

В 2002 г. суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды и суд города Душанбе в качестве судов кассационной инстанции рассмотрели 1453 дел, в том числе 1085 уголовных дел и 368 гражданских; в 2003 г. из 1630 дел - 1174 уголовных и 456 гражданских дел; в 2004 г. из 1475 рассмотренных дел - 805 и 670 соответственно. Как видим, областные суды в 2002 г. в качестве суда первой инстанции (517 дел) рассмотрели уголовных дел почти в два раза меньше, чем такие же дела рассмотрели суды в качестве кассационной инстанции (1085); в 2004 г. -743 и 805 соответственно.

Следовательно, суды этого звена в последние годы значительное время тратили на рассмотрение уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Нам же представляется, что суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды и суд города Душанбе в основном должны рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции, а в качестве суда первой инстанции только дела о преступлениях, посягающих на государственную безопасность, и дела, имеющие областное значение.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству РТ (ст.329), правом кассационного обжалования пользуются подсудимый, его защитник и законный представитель, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Также допускается возможность кассационного обжалования оправдательного приговора лицом, оправданным судом, если он считает неправильными основания и мотивы оправдания. Прокурор как субъект уголовного процесса обязан опротестовать в кассационном порядке каждый незаконный и необоснованный приговор. В ходе изучения статистических данных мы обнаружили, что только 31,2 % (2002 г.) приговоров судов первой инстанции обжаловано и опротестовано в кассационном порядке, и этот показатель уже снизился на 25,6 % к 2004 г., что, по нашему мнению, является незначительным.

В качестве надзорной инстанции суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды и суд города Душанбе по протестам соответствующих должностных лиц уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров, других решений районных судов, кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать исправлению ошибок по конкретным делам и надлежащему направлению судебной практики в пределах области и т.п. Непосредственное ее выполнение возложено на Президиум соответствующего суда.

В 2002 - 2003 гг. суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды и суд города Душанбе в качестве судов надзорной инстанции рассмотрели 549 и 594 дел, в том числе 335 и 340 уголовных дел, 214 и 254 гражданских дел соответственно; в 2004 г. - 838 дел, из которых 476 уголовных и 362 гражданских дела. Как видим, количество рассмотренных дел в надзорном порядке областными судами с каждым годом увеличивается, как по гражданским, так и по уголовным делам.

Состав, структура и полномочия структурных подразделений суда среднего звена.

Количественный состав суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов и суда города Душанбе определяется исходя из объема и характера судебной работы и территории областей.

Суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды, суд города Душанбе, согласно ч.1 ст.75 Конституционного закона «О Судах РТ», действуют в составе:

- президиума суда;

- судебной коллегии по гражданским делам;

- судебной коллегии по уголовным делам.

В ходе анализа законодательства, касающегося судебной системы стран ближнего зарубежья, таких как Россия, Беларусь, Узбекистан, Туркменистан стало ясно, что суды среднего звена этих государств действуют в таком же составе, как состав суда среднего звена Республики Таджикистан.

Президиум суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов, суда города Душанбе образуется в составе председателя, первого заместителя, заместителей председателя и судей суда в количестве, определяемом Президентом Республики Таджикистан.

В заседаниях Президиума суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов, суда города Душанбе при рассмотрении судебных дел участие прокурора Горно-Бадахшанской автономной области, прокуроров областей, прокурора города Душанбе или их заместителей обязательно. В заседаниях Президиума, не связанных с рассмотрением конкретных дел, по приглашению председателя суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов, суда города Душанбе могут участвовать судьи других судов.

Конституционный закон «О судах РТ» возложил на Президиум суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов, суда города Душанбе следующие полномочия: в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; утверждает, по представлению председателя суда, из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам и из числа заместителей председателя суда - председателей судебных коллегий; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики и т.д.

Президиум рассматривает дела в порядке судебного надзора по протестам прокурора области, а равно председателя суда этого уровня. Протест, в Президиум суда среднего звена могут также внести Председатель Верховного Суда РТ и его заместители, Генеральный прокурор РТ и его заместители.

Постановления Президиумов судов среднего звена, как и кассационные определения судебных коллегий, оказывают существенное влияние на содержание судебной практики.

Кроме того, на рассмотрение Президиума выносятся отчеты председателей городских, районных судов по итогам проверок работы их судов в целом или по отдельным вопросам.

Суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды, суд города Душанбе вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Таджикистан о конституционности примененного закона, по конкретному делу.

Судебные коллегии суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов, суда города Душанбе рассматривают в основном, в пределах своих полномочий, дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, о которых выше было сказано.

Важным направлением деятельности суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов, суда города Душанбе являются изучение и обобщение судебной практики. Обобщая кассационную практику судебных коллегий и надзорную практику Президиума, суды среднего звена на основе изучения конкретных дел получают практический материал, свидетельствующий об ошибках и недостатках в работе. Это позволяет выявить их причины, составить более полное представление о качестве работы районных и городских судов, определить меры по улучшению их деятельности.

В зависимости от целей, кассационная и надзорная практика обобщается и изучается по различным вопросам: по определенной категории уголовных или гражданских дел, по вопросам применения материальных и процессуальных законов и т.п. Обобщаются также результаты рассмотрения дел по жалобам и протестам. Это позволяет выявить законность и обоснованность принесения должностными лицами протестов, эффективность обжалования приговоров и решений. Здесь вскрываются недостатки работы по проверке доводов, приведенных в кассационных жалобах и протестах. Обобщение проводится также путем изучения материалов, связанных с работой определенного районного суда или нескольких районных судов.

 

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович - к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ