20.12.2011 9313

Верховный Суд Республики Таджикистан - высший судебный орган судов общей юрисдикции

 

Общая характеристика Верховного Суда РТ как высшего судебного органа судов обшей юрисдикции. Верховные Суды во всех государствах являются или высшим судебным органом всей судебной системы, за исключением Конституционных судов (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Туркменистан), или высшим судебным органом только судов общей юрисдикции (Российская Федерация, Беларусь, Кыргызстан, Украина). Верховный Суд Таджикистана входит во вторую группу.

В ст. 22 Конституционного закона РТ «О судах РТ» говорится: «Верховный Суд Республики Таджикистан является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за деятельностью военных судов гарнизонов, суда Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городских и районных судов по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным этим судам».

Другими словами, данный суд призван выполнять три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:

- выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

- осуществление в предусмотренных законом процессуальных формах надзора за деятельностью нижестоящих судов;

- дача разъяснений по вопросам судебной практики (ч.б ст.26 КЗ РТ «О судах»).

Каждая из этих функций имеет конкретное содержание, которое будет раскрыто ниже. Здесь, же в связи с общей характеристикой Верховного Суда РТ и его положения в государстве, отметим, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием, рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции.

Однако положение высшего судебного органа требует еще того, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов. Только за Верховным Судом РТ окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренными судами общей юрисдикцией.

Вторая из названных функций Верховного Суда РТ - осуществление в предусмотренных законом процессуальных формах надзора за деятельностью нижестоящих судов, тесно связана с первой. Осуществлять надзор за деятельностью судов - это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как отмечается, это должно осуществляться только в процессуальных формах, т.е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства. Выполнение данного требования - важное средство, призванное обеспечивать независимость всех нижестоящих судов.

Функцию осуществления надзора за деятельностью нижестоящих судов в предусмотренных законом процессуальных формах имеют все высшие судебные органы государств. Например ч.2 ст. 19 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции Осуществление третьей функции позволяет Верховному Суду РТ активно влиять на практику применения конкретных законов судами, другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда, опираются на обобщенную практику судов по применению законов, отражают ее суть и дают ориентиры для их правильного применения в будущем.

Наряду с названными функциями Верховному Суду Республики Таджикистан принадлежало право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ст.24 Конституционного закона «О судах РТ»), которое позже было исключено (в 2004г.). По нашему мнению, исключение данной нормы - существенное упущение законодателя, так как это было важное средство обратной связи нашего законодателя с практикой применения принимаемых им законов. Именно на практике выявляются как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РТ - один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен содействовать законотворчестве, привлекая внимание к пробелам и иным недостаткам законодательства, но, к сожалению, эта норма потеряла свою юридическую силу.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РТ определен как высший судебный орган, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения подсудности путем открытого перечня отражает поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.

Пленум Верховного Суда Таджикистана на основе изучения и обобщения судебной практики дает руководящие указания, обязательные для судов.

Судебные полномочия Верховного Суда Республики Таджикистан. Верховному Суду принадлежат широкие полномочия по судебному разбирательству уголовных и гражданских дел. Конституционный закон «О судах РТ» (ст. 23) предусматривал следующие полномочия Верховного Суда Республики Таджикистан: рассматривает дела в качестве суда первой инстанции; рассматривает в кассационном порядке не вступившие в законную силу приговоры и решения, принятые по первой инстанции, нижестоящим судам по жалобам и протестам; рассматривает в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам дела на вступившие в законную силу приговоры и решения по протестам соответствующих должностных лиц; Верховный Суд вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Таджикистан для проверки конституционности примененного закона по конкретному делу, а также обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения действующего законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, осуществляет контроль за выполнением судами этих разъяснений.

Такие широкие полномочия вызывают к жизни различные формы судебной деятельности, которые осуществляются структурными подразделениями Верховного Суда РТ. Но необходимо отметить, что закон устанавливает одинаковый порядок рассмотрения дел независимо от того, в суде какого звена рассматривается то или иное дело.

Незначительное место в деятельности Верховного Суда РТ занимает рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Как говорилось, Верховный Суд, как и все вышестоящие суды, вправе изъять при определенных условиях из нижестоящих судов уголовные и гражданские дела и рассмотреть их по первой инстанции самостоятельно (ст.33 УПК Республики Таджикистан; ст.27 ГПК РТ). Такое решение Верховного Суда связано с особой сложностью дела или его особым общественным значением. Кроме дел, принятых к рассмотрению Верховным Судом по собственной инициативе, ему подсудны и дела, принятые им к производству по инициативе Генерального прокурора РТ, а также, как отмечено выше, некоторые дела, подведомственные военным судам. Он также должен рассматривать по первой инстанции дела, по которым к уголовной ответственности привлекаются судьи, при условии, что они настаивают, чтобы их дело рассматривал Верховный Суд РТ.

Рассмотрение дел по первой инстанции в Верховном Суде РТ производится по общим правилам гражданского и уголовного судопроизводства. Постановленные при этом приговоры и решения не вступают в законную силу немедленно после их вынесения и подлежат кассационному обжалованию и опротестованию.

Статистические данные показывают, что Верховным Судом Таджикистана в качестве суда первой инстанции в 2002, 2003 и 2004 гг. было рассмотрено соответственно 131, 123 и 135 уголовных дел, и 14, 14 и 5 гражданских.

Верховный Суд РТ, являясь кассационной инстанцией судов среднего звена общей юрисдикции и военных судов гарнизонов, рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения и определения областных судов, судов г. Душанбе, Горно-Бадахшанской автономной области, а также военных судов гарнизонов. Так, Верховным Судом Республики Таджикистан в качестве кассационной инстанции в 2002, 2003 и 2004 гг. соответственно было рассмотрено 355, 331, 325 уголовных и 91, 132, 167 гражданских дел.

Возглавляя систему судов общей юрисдикции, Верховный Суд РТ является высшей надзорной инстанцией. В надзорном порядке он рассматривает дела по протестам в порядке судебного надзора на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления. В качестве надзорной инстанции Верховным Судом Республики Таджикистан в 2002, 2003 и 2004 гг. было рассмотрено 103, 144, 111 уголовных и 134, 90, 97 гражданских дел соответственно.

Пересмотр решений и приговоров в порядке судебного надзора - важная гарантия исправления ошибок и нарушений законности при рассмотрении уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел. В теории уголовного и гражданского процесса Республики Таджикистан, как и в России, рассмотрение дел в порядке надзора считается исключительной стадией процесса.

Исключительность этой стадии, а также ее отличие от кассационного производства заключается в том, что, по общему правилу, не подлежат пересмотру решения и приговоры, вступившие в законную силу. Ошибки, допущенные судом первой инстанции, как правило, исправляются судом кассационной инстанции, что позволяет рассматривать кассационное производство как обычную стадию процесса, которую могут пройти все решения и приговоры, вынесенные по первой инстанции. Однако суд кассационной инстанции минуют дела, по которым не была подана в установленный законом срок кассационная жалоба или не принесен кассационный протест. Поэтому пересмотр решений и приговоров в порядке судебного надзора является одной из необходимых форм осуществления задач суда.

Проверка Верховным Судом дел в порядке кассационного и надзорного производства служит гарантией защиты прав и интересов участников процесса, неукоснительного соблюдения законности досудебного производства и судебного разбирательства.

Уголовно-процессуальное законодательство РТ устанавливает круг должностных лиц, которые вправе опротестовать в порядке судебного надзора вступившие в законную силу решения или приговоры. Согласно ст.375 УПК, надзорные протесты вправе вносить:

- Генеральный прокурор Таджикистана и Председатель Верховного Суда РТ на приговоры, определения и постановления любого суда РТ;

- заместители Генпрокурора Таджикистана и заместители Председателя Верховного Суда РТ на приговоры, определения и постановления любого суда РТ, за исключением постановлений Президиума и Пленума Верховного Суда Таджикистана;

- Прокурор Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе и Председатель суда Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе на приговоры, определения и постановления районного и городского суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственного областного суда, рассматривавших дело в кассационном порядке.

Еще одним важным полномочием Верховного Суда РТ является рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам, когда суд производит проверку законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу, в связи с обнаружением новых, неизвестных при предшествующем разбирательстве дела обстоятельств, из которых вытекают незаконность и необоснованность данного решения. Рассматривая дела в кассационном порядке, надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам, Верховный Суд РТ путем отмены или изменения попавших в его поле зрения судебных решений устраняет допущенные в них ошибки, обеспечивает тем самым единообразие судебной практики, охраняет права и законные интересы граждан. Статистические данные показывают, что за последнее пять лет (20002005 гг.) Верховным Судом Республики Таджикистан было рассмотрено всего 1 дело по вновь открывшимся обстоятельствам.

Порядок формирования Верховного Суда РТ, его состав и структура. Способы формирования Верховных Судов также разнообразны в различных странах, как способы формирования Конституционных Судов, о которых было сказано выше. В некоторых странах Верховный Суд (судьи Верховного Суда - Х.Г.) либо назначается парламентом страны по представлению Президента (Россия, Азербайджан) или другого органа (Молдова), либо избирается парламентом по представлению Президента (Беларусь, Украина, Казахстан), либо назначается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда (Туркменистан). Например, в Российской Федерации судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

В соответствии со ст.25 Конституционного закона РТ «О судах РТ» Верховный Суд Республики Таджикистан избирается Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в составе Председателя, его первого заместителя, заместителей, судей и народных заседателей по представлению Президента Республики Таджикистан. По нашему мнению, такой способ формирования Верховного Суда в Таджикистане не оправдывает тех надежд, которые народ возлагает на Верховный Суд как олицетворение истинного правосудия в Таджикистане. Особо отметим, что в последнее десятилетие все кандидаты на должности судьи Верховного Суда (это касается и судей Конституционного Суда РТ и Высшего Экономического Суда РТ), и на должности Председателя Верховного Суда и его заместителей всегда избирались Маджлиси Милли без каких-либо нюансов и возражений. Во-первых, когда Президент предлагает кандидатура того или иного лица на должность судьи, то здесь уже не будет никакой альтернативы. Во-вторых, когда предложена одна кандидатура,, то о каком выборе (избрании) может идти речь?

В силу сказанного, мы считаем, что, на нынешнем этапе развития таджикской государственности, с учетом менталитета и чаяний народов, живущих в Таджикистане, самым эффективным путем формирования Верховного Суда является выборность судей всем населением.

Количество судей Верховного Суда устанавливается Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по представлению Президента Таджикистана. На сегодняшний день их число составляет 33 судьи, включая Председателя, его первого заместителя и заместителей.

Численность судей Верховных Судов в государствах - участниках СНГ определяется по - разному. Так, численность судей Верховного Суда Азербайджанской Республики определяет Президент Азербайджана в исполнительном порядке, а количественный состав Верховного Суда Республики Беларусь устанавливается Верховным Советом по представлению Председателя Верховного Суда РБ. Количественный состав Верховного Суда России был установлен Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1992 г. (с поправкой). В штатную численность членов Верховного Суда РФ входят 100 судей, председатель, первый заместитель, пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель и 6 судей Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В Верховном Суде Республики Таджикистан образованы Пленум Верховного Суда, Президиум Верховного Суда, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда и Военная коллегия.

Похожее структурное подразделение Верховного Суда имеет также Верховный Суд Узбекистана, и Республики Беларусь, правда, кроме вышеназванных структурных подразделений, в последней образована еще и Судебная коллегия по патентным делам, а в Российской Федерации, помимо Пленума, Президиума и традиционных судебных коллегий, образована и Кассационная коллегия Верховного Суда РФ.

На должности судей Верховного Суда избираются граждане РТ, имеющие высшее юридическое образование, не моложе 30 лет и не старше 60 лет, имеющие стаж работы в качестве судьи не менее 5 лет.

Судьи Верховного Суда РТ, как и судьи других судов, являются носителями судебной власти, в своей деятельности они независимы, подчиняются только закону и ни перед кем не отчитываются. В зависимости от занимаемой должности, стажа работы на судейских должностях и иных предусмотренных законом обстоятельств, им могут быть присвоены квалификационные классы. Как правило, судьи Верховного Суда РТ состоят во втором, первом или высшем квалификационном классе.

Основные подразделения Верховного Суда: 1) Пленум; 2) Президиум; 3) судебные коллегии (Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия).

Большая часть судебной деятельности Верховного Суда РТ приходится на судебные коллегии. Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного Суда РТ по представлению его Председателя из числа членов суда, в установленном порядке.

Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели. Председателями Судебной коллегии по гражданским делам и Судебной коллегии по уголовным делам являются заместители Председателя Верховного Суда РТ. Работой Военной коллегии руководит специально назначаемый Председатель, который также является заместителем Председателя Верховного Суда РТ.

Судебные коллегии Верховного Суда РТ осуществляют рассмотрение дел по всем трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

По первой инстанции судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела, только особый порядок, как уже отмечалось, установлен для рассмотрения по первой инстанции уголовных дел Военной коллегией Верховного Суда.

Уголовные дела по первой инстанции в Верховном Суде РТ рассматриваются в составе председательствующего (судьи) и двух народных заседателей. Гражданские дела рассматриваются единолично.

Судебные коллегии Верховного Суда РТ рассматривают дела в кассационном порядке по кассационным жалобам и протестам на приговоры и решения, которые принимали суды среднего звена судебной системы, не вступившие в законную силу. Такие дела в судебных коллегиях рассматриваются кассационным составом судей в количестве трех членов Верховного Суда, один из которых является председательствующим в данном судебном заседании (ст. 10 УПК РТ). Нам представляется, что здесь возникает серьезная проблема, так как нарушается и принцип беспристрастности судей, и объективности рассмотрения дел, и всесторонности этого процесса. Ведь судьи, которые рассматривали в первой инстанции судебные дела, не хотят, чтобы их решение было отменено вышестоящей инстанцией. Такая заинтересованность может серьезно повлиять на решение кассационной инстанции. Поэтому необходимо и целесообразно отменить такие полномочия Судебной коллегии Верховного Суда и создать Кассационную коллегию при Верховном Суде (как Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации).

Вынесенные кассационные определения могут быть опротестованы в надлежащем порядке уполномоченным должностным лицом в Президиуме Верховного Суда РТ. В надзорном порядке судебные коллегии рассматривают дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры и иные судебные решения всех нижестоящих судов. Такие протесты могут быть принесены Председателем Верховного Суда РТ или его заместителями, Генеральным прокурором РТ или его заместителями в пределах установленных законом полномочий. Вынесенные судом надзорной инстанции постановления могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РТ Председателем Верховного Суда РТ или Генеральным прокурором РТ.

Помимо судебной деятельности судебные коллегии Верховного Суда РТ периодически обобщают кассационную и надзорную практику, составляют обзоры, в которых вскрывают наиболее типичные ошибки, допускаемые нижестоящими судами. Обзоры направляются в областные, городские и районные суды, которые используют их для совершенствования судебной деятельности.

Президиум Верховного Суда Республики Таджикистан образуется из числа судей Верховного Суда Республики Таджикистан. Количество и состав Президиума Верховного Суда утверждаются Президентом Республики Таджикистан по представлению Пленума Верховного Суда Таджикистана, а в состав Президиума входят Председатель Верховного Суда Республики Таджикистан, его первый заместитель, заместители по должности. Участие Генерального Прокурора Таджикистана или одного из его заместителей на заседаниях Президиума Верховного Суда Конституционный закон «О судах РТ» предусматривает как обязательное, в тех заседаниях Президиума, которые не связаны с рассмотрением судебных дел, по приглашению Председателя Верховного Суда могут участвовать Председатель Совета юстиции, судьи других судов, члены Научно-консультативного Совета Верховного Суда, представители министерств, ведомств, государственных и общественных организаций, научных учреждений. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости и правомочны при наличии двух третей членов Президиума.

Президиум Верховного Суда в пределах своих полномочий рассматривает дела по надзорным протестам Председателя Верховного Суда Республики Таджикистан или его заместителей, Генерального прокурора Республики Таджикистан или его заместителей, а также дела по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики; заслушивает отчеты председателей суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов, суда города Душанбе о практике применения законодательства; рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, в том числе и военной коллегии, отделов Верховного Суда; осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Президиумом Верховного Суда Республики Таджикистан в 2002, 2003, 2004 гг. было рассмотрено 55, 74, 57 надзорных протестов уполномоченных государственных должностных лиц по уголовным и гражданским делам.

Постановления Президиума Верховного Суда Республики Таджикистан считаются принятыми, если открытым голосованием за них подано две трети голосов членов Президиума, участвовавших на заседании, подписываются Председателем Верховного Суда Республики Таджикистан и вступают в законную силу с момента объявления.

Председателем Верховного Суда Республики Таджикистан и его заместителям вносятся в Президиум Верховного Суда вопросы, не связанные с рассмотрением судебных дел, а в обсуждении этих вопросов, кроме членов Президиума Верховного Суда, могут участвовать лица, приглашенные на заседание Президиума.

Пленум Верховного Суда РТ. Согласно ст.26 Конституционного закона «О судах», Пленум Верховного Суда Республики Таджикистан (Узбекистан, Азербайджан) является высшей судебной инстанцией и действует в составе Председателя Верховного Суда Республики Таджикистан, его первого заместителя, заместителей и судей Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда Республики Таджикистан созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседание же Пленума Верховного Суда уполномочен назначать Председатель Верховного Суда. В заседаниях Пленума Верховного Суда участие Генерального прокурора Республики Таджикистан является обязательным. Пленумом Верховного Суда Таджикистана в 2002, 2003 и 2004 гг. было рассмотрено соответственно всего 4, 5 и 2 протестов, что, по нашему мнению, является незначительным.

В заседаниях Пленума, не связанных с рассмотрением конкретных судебных дел, по приглашению Председателя Верховного Суда Республики Таджикистан могут участвовать Председатель Совета Юстиции, судьи других судов, члены Научно-консультативного совета Верховного Суда Республики Таджикистан, соответствующие специалисты и другие лица.

Заседание Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан правомочно при наличии двух третей его состава. Пленум Верховного Суда Республики Таджикистан имеет широкие полномочия, которые предусмотрены в ст.27 Конституционного закона «О судах РТ».

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием двумя третями голосов членов Пленума, участвующих в заседании. Пленум Верховного Суда в необходимых случаях из числа своих членов образует редакционную комиссию для подготовки проекта Постановления содержащего руководящие разъяснения, и эти Постановления Пленума Верховного Суда вступают в законную силу с момента принятия, исполняется они в порядке, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.

Особо необходимо выделить одну из основных функций Пленума - дачу разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения имеют большое значение для обеспечения единообразного понимания закона государства. Они содержат принципиальные указания по вопросам, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения даются на основании изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики. Такую же функцию имеют Пленумы Верховных Судов ряда государств зарубежья, таких как Азербайджан, Республика Беларусь, Молдова, Российская Федерация, Узбекистан, Украина.

Реализуя данное полномочие, Пленум может оперативно влиять на формирование судебной практики в Республике Таджикистан. Он анализирует допускаемые при осуществления правосудия ошибки, нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания судами, координирует правоприменительную практику судов и выделяет ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства.

В настоящее время представляет особый интерес вопрос о возможности применения разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР при рассмотрении уголовных и гражданских дел судами РТ. Постановлением Пленума Верховного Суда РТ решено, что до принятия соответствующих законодательных актов РТ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РТ, законодательству РТ и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

В связи с характеристикой полномочий Пленума Верховного Суда РТ по даче разъяснений по вопросам судебной практики, весьма важно учитывать, что в последние годы объем и уровень ответственности работы в данной области значительно возросли в силу ряда причин:

а) Верховный Суд РТ стал высшим судом полностью суверенного государства, и над ним больше нет инстанции, которая могла бы «подстраховать» или «посоветовать»;

б) принята Конституция РТ, обозначившая немало принципиально новых правовых решений;

в) идет бурный процесс обновления не только старого законодательства, но и того, которое появилось сравнительно недавно;

г) судебная практика с трудом успевает усваивать все законодательные нововведения, и, чтобы обеспечить ее единообразие и правильное направление, нужны постоянные усилия по обобщению такой практики и даче соответствующих разъяснений по вопросам надлежащего применения новых, не всегда четких и полностью ясных законов. Этим в основном можно объяснить возросшую активность Пленума Верховного Суда РТ.

Организация работы в Верховном Суде РТ.

Организация работы в Верховном Суде РТ и руководство ею возлагается на Председателя Верховного Суда. Помимо осуществления функций судьи, он уполномочен приносить протесты и иные судебные решения всех судов общей юрисдикции (гражданских и военных), а также приостанавливать их исполнение.

Полномочия Председателя Верховного Суда предусмотрены ст.39 Конституционного закона РТ «О судах РТ». У Председателя Верховного Суда РТ имеются заместители, из которых один из них является первым. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Республики Таджикистан, согласно ст.40 Конституционного закона «О судах РТ», все его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, при отсутствии и первого заместителя - один из заместителей, за исключением права принесения протеста в Пленум Верховного Суда Республики Таджикистан и председательствования на его заседании.

Председатели судебных коллегий Верховного Суда РТ организуют работу судебных коллегий и определяют составы суда для рассмотрения дела; председательствуют в заседаниях судебных коллегий при рассмотрении дел по первой инстанции, кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; представляют Президиуму и Пленуму Верховного Суда Республики Таджикистан отчеты о деятельности судебных коллегий; истребуют дела для обобщения судебной практики.

Принимая во внимание вышеизложенное, изучив практику, законодательство ряда стран, особенно Российской Федерации, процессы проведения судебной реформы в некоторых странах для совершенствования деятельности и организации Верховного Суда Таджикистана, предлагаем внести ряд изменений в деятельность и структуры Верховного Суда РТ:

1. Необходимо и целесообразно в Верховном Суде Республики Таджикистан образовать Кассационную коллегию наподобие Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

2. Полномочие Кассационной коллегии определить следующим образом:

«Кассационная коллегия Верховного Суда Республики Таджикистан:

- рассматривает в качестве кассационной инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Республики Таджикистан в качестве суда первой инстанции;

- рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. В целях обеспечения законности, объективности и всесторонности судебных решений Кассационной коллеги, судьи Кассационной коллегий Верховного Суда Республики Таджикистан не входят в состав других Судебных коллегий.

4. Принцип разделения властей и их равноправие в Таджикистане закреплено Конституцией. Так как законодательная власть (Парламент) и исполнительная власть (Президент) избираются непосредственно всенародным голосованием, то было бы уместно избирать всех судьей Верховного Суда Республики Таджикистан также всенародным голосованием. Во-первых, судьями Верховного Суда станут поистине квалифицированные специалисты; во-вторых, реально судьи станут независимыми от исполнительной власти; в-третьих, решение судьи по любым делам не будет зависеть от каких-либо должностных лиц. По крайней мере, этот вариант сегодня особенно необходим Таджикистану, так как большинство (что касается политических дел, то полностью) судебных решений (не только по уголовным делам, но и по гражданским. - Х.Г.) напрямую зависит от «настроений» определенных должностных лиц.

5. Председателя Верховного Суда, его первого заместителя и заместителей должны избирать сами судьи Верховного Суда на основе открытого голосования на заседании Пленума Верховного Суда, а только утверждение должен производить или Маджлиси Милли Маджлиси Оли или Президент республики.

 

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович - к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ