20.12.2011 3452

Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикции в Республике Таджикистан

 

Перспективы развития административных судов в Таджикистане.

В силу различных причин, в конце XX в. во всех странах СНГ, в том числе, в Таджикистане, и в России возникла объективная необходимость реформирования многих сторон жизни общества. В срочном реформировании нуждались и судебные системы этих государств, которые не справлялись с возложенными на них в конкретном историческом периоде задачами. Учеными в этих странах обсуждались различные пути преобразования судоустройства и судопроизводства с целью приоритетной защиты прав и интересов граждан. Новое видение роли суда, который должен быть не карающим органом, а местом разрешения споров и конфликтов, потребовало существенной реорганизации судебной системы, отыскания новых ее элементов. Обществу нужен был суд, который бы справлялся со встающими перед ними задачами.

Анализ законодательства, а также результатов деятельности Верховного Суда Республики Таджикистан и России позволяет выявить следующие основные тенденции, ясно и определенно принявшие характер закономерностей развития как таджикского, так и российского судопроизводства:

1. расширение и укрепление демократических принципов, форм, институтов уголовного и гражданского процесса;

2. дифференциация форм судопроизводства в зависимости от степени общественной опасности преступлений и других факторов;

3. расширение прав личности в уголовном и гражданском процессе;

4. усиление процессуальных гарантий, возрастание роли и значения процессуальной формы в рассмотрении дел.

Если основные тенденции развития судопроизводства обусловили в России не только пересмотр устройства судебной системы государства, но и возвращение к уже забытому институту мировой юстиции, суду присяжных и создание специализированных судов, то в Республике Таджикистан после событий 90-92-х годов прошлого века эти идей пока имеют место только в мыслях ученых и депутатов.

Человечество всегда стремилось найти более рациональные, гуманные, нравственные формы правосудия. В процессе своей деятельности оно сформировало и общепризнанные демократические основы (принципы) отправления как гражданского, так и уголовного судопроизводства. Достаточно долгий, прерывистый путь развития и внедрения в практику судопроизводства прошла идея приоритетности судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений. При всем том, что достоинства правосудия в качестве формы (способа) реализации судебной власти, как на уровне общества, так и на уровне государственного аппарата в Таджикистане осознавались крайне медленно.

Средняя годовая нагрузка районного и городского суда в Республике Таджикистан составляет около 300 дел, а средняя годовая нагрузка судьи основного звена - примерно 91-92 дела, включая уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.

Объективными причинами увеличения количества гражданских и уголовных дел в судах Республики Таджикистан стали коренные изменения, произошедшие в политической, экономической и правовой сферах после распада СССР.

Изучая российский опыт проведения судебных реформ, мы пришли к выводу, что Таджикистану необходимо продолжить судебную реформу и с учетом особенностей таджикской государственности применить российский опыт.

На современном этапе развития таджикской государственности, принимая во внимание государственное устройство Таджикистана, общественную ситуацию в Таджикистане, судебную практику и судебную статистику, уровень развития правового сознания населения и возрастание роли суда в обществе и т.д., следует констатировать, что в Таджикистане необходимо и уместно организовать новые суды, а именно - административные суды как специализированные суды (наподобие военных судов) - как составную часть судов общей юрисдикции, и мировые суды - как часть судебной системы Республики Таджикистан.

Прошло пятнадцать лет с момента приобретения независимости Таджикистаном, однако до сих пор в Республике Таджикистан законодатель не рассчитывает на реформирование судебного контроля, за администрацией. Учитывая финансовую необеспеченность судебной реформы, можно понять снижение интереса к проблематике правосудия по административным делам. Между тем статистика показывает, что число случаев обжалования гражданами административных актов и решений неуклонно увеличивается, хотя судебную практику на нынешнем этапе вряд ли можно считать обнадеживающей. Суды не используют в полной мере предоставленные им законом полномочия и главную причину мы усматриваем в отсутствии специализации судей по административным делам. Наличие специализированных судов является показателем степени полисистемности судебной организации. Опыт создания Конституционного Суда и экономических судов показал, что таджикская правовая система не отторгает западных институтов демократического порядка. Формирование административной ветви правосудия - длительный и сложный процесс. Создание полноценного административного суда потребует пересмотра сложившейся системы распределения сферы полномочий между экономическими и общими судами, тем более, если будет принята модель концентрации в органах административной юстиции всех дел, касающихся споров между гражданином и администрацией. Предстоит дать определение административно-правового (управленческого) спора, наличие которого является основанием обращения в административный суд. При создании административного суда важно соблюдать принцип единства судебной системы. В целях создания полноценного административного суда представляется важным внести соответствующие изменения в Конституцию и Конституционный закон «О судах Республики Таджикистан».

Предлагаемые нами ниже основные принципы организации административного суда являются общими положениями, которые могут дискутироваться. Законодательная регламентация деятельности административного суда потребует тщательной отработки, конкретизации и уточнения высказанных положений. Мы не ставили своей задачей предложить процессуальную основу административного суда. Главной нашей целью являлось определение места административных судов в судебной системе.

1. Административная юстиция является подсистемой судебной власти. Представляется целесообразным пойти по пути организации административного суда как составной части судов общей юрисдикции Таджикистана (как военные суды). Суды административной юстиции могут быть сформированы по принципу административно - территориального деления (подобно действующей системе судов общей юрисдикции). Например, административные суды первой инстанции - по образцу действующих районных судов, а вышестоящими судебными инстанциями по административным делам выступают судебные коллегии по административным делам областных судов и Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Таджикистан. Одной из наиболее сложных задач является гарантия независимости административных судов от исполнительной власти, предотвращение их подчинения администрации.

2. Состав административных судов основного звена не должен быть очень усложненным и может включать, например, председателя и 2-3 членов.

3. Судьи всех административных судов, кроме судей Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда, который образуется по правилам формирования Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Экономического Суда (т.е. по представлению Президента Республики Таджикистан избирает Маджлиси Милли Маджлиси Оли), могут назначаться Президентом сроком на 10 лет. Судьи административных судов основного звена могут именоваться «административными судьями».

4. Судебная коллегия по административным делам областных судов -в пределах своих полномочий - будет рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; будет осуществлять надзор за судебной деятельностью районных и городских административных судов, изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику.

5. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда в пределах своих полномочий будет рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; будет осуществлять надзор за судебной деятельностью, областных, районных и городских административных судов, изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику. Кассационной инстанции для решений, не вступивших в законную силу по административным делам Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда, будет выступать Кассационная коллегия Верховного Суда Республики Таджикистан.

6. Административные суды сконцентрируют в себе большую часть судебного контроля, за административной деятельностью и будут разрешать административные споры. Учитывая, что проведение границы между сферой действия общего и административного правосудия практически невозможно, разумно продумать вопрос о размежевании компетенции между общими и административными судами и предусмотреть способы преодоления разногласия между этими подсистемами судебной власти в целях обеспечения их сотрудничества в интересах правосудия.

7. Административный иск (заявление) в административный суд может быть подан по месту жительства истца или по месту нахождения государственного служащего, действия которого обжалуются. Процедура разбирательства упрощена и менее формалистична по сравнению с гражданским процессом и регулируется Административно-процессуальным кодексом или специальным Законом «Об административных судах» (что представляется более предпочтительным). Процесс построен по образцу судебного рассмотрения (в процессе выступают истец (вариант - заявитель) и ответчик). Истцами являются как физические лица, так и юридические и они могут обратиться в административный суд, как правило, независимо от того, использовали они административный порядок обжалования административного акта или действия или нет. В принципе, процесс гласен, публичен (однако имеются определенные ограничения этих принципов), содержит элементы состязательности. Административный судья проявляет в процессе большую активность, чем его коллега - судья общего суда. Он вправе консультироваться с компетентными административными органами по вопросам, возникающим в процессе рассмотрения административных споров при условии соблюдения независимости при принятии конкретного решения. Он не вправе выносить частные определения в адрес административных органов. Возможно, предусмотреть право административного судьи направлять требования юридическим лицам публичного права об уплате штрафной пени за каждый день просрочки в исполнении судебного решения.

8. Дело рассматривается единолично.

9. На полномочия административных судов основного звена (и вышестоящих звеньев тоже) должно переходить также право рассмотрения всех споров, имеющих административно-правовой характер, которое в нынешнее время подведомственно экономическим судам (ст.22 ХПК РТ). Например, дела

- о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местной власти и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

- о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

- о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местной власти и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

- о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

10. Административный судья должен иметь право давать необходимые предписания администрации, аннулировать неправомерный акт или потребовать от администрации принятия нового акта.

11. Условием упрочения административной юстиции является специальное обучение кандидатов на должности административных судей в элитных высших учебных заведениях, подготовка учебных курсов (например, «Административный судебный процесс», «Административная юстиция»). Целесообразно обсудить вопрос о введении административно-судебной специализации в высших учебных заведениях.

12. Финансовая основа административной юстиции должна обеспечиваться из республиканских бюджетных средств государства.

б) Перспективы развития мировых судов в Таджикистане.

Изучив научную литературу и законодательства не только Таджикистана, но и ближнего зарубежья, особенно России, мы пришли к выводу, что Концепция судебной реформы утвержденная в этих странах, сыграла большую роль в проведении судебных реформ в этих государствах.

Например, Концепция судебной реформы, одобренная Верховным Советом РСФСР, еще в 1991г., не только наметила основные пути реформирования судебной системы России, но и предусмотрела создание мировых судей, которое впоследствии было закреплено законодательно, создано и успешно функционирует сегодня.

В Таджикистане государство предоставляло гражданам практически неограниченный доступ к правосудию, но вследствие реальной невозможности государства в должной мере обеспечить этот процесс проблемы судебной защиты, ее быстрота и эффективность в деятельности районных и городских судов приобретают особую остроту в силу своей сильнейшей актуальности.

Принципиально новое видение роли суда в правовом государстве обозначает круг глобальных проблем, вставших перед правосудием. Ликвидация конфликтов путем активного использования примирительных процедур, упрощение процедуры судопроизводства по делам, не представляющим сложности при установлении фактических обстоятельств дела, требуют внесения существенных изменений не только в судопроизводство, но и в судоустройство. Существующая система правосудия не справляется с поставленными перед ней задачами и получает негативную оценку в обществе.

На противодействие росту преступности в обществе направлены основные усилия правоохранительных органов и судебной системы Таджикистана. Но особо отметим, что одновременно остаются безнаказанными часто совершаемые в быту незначительные преступления, затрагивающие не столько публичные, сколько частные интересы граждан. Поэтому активное привлечение пострадавших к участию в уголовном судопроизводстве на стороне обвинения, упрощение процедуры судопроизводства по уголовным делам о преступлениях небольшой тяжести, введение примирительных процедур в суде, соблюдение и защита прав потерпевших также требуют совершенствования судоустройства и судопроизводства. В связи с этим будут иметь место углубление специализации судей и разделение компетенции между судами различных звеньев. Судебные органы внутри системы судов общей юрисдикции должны различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным элементам системы.

Создание мировых судов в России большинство ученых и политиков связывают с разгрузкой районных и городских судов (так, в России один судья в среднем рассматривает до 50 дел в месяц). Возникает вопрос: нужно ли в Таджикистане создавать мировые суды, когда судья районного или городского суда в среднем рассматривает до 100 дел в год?

По нашему мнению, создание мировых судов в Таджикистане необходимо, и обусловлено оно не уменьшением нагрузки районных или городских судей, а приближением суда к населению. Статистические данные показывают, что до 35 % от общего количество преступлений, совершенных в Таджикистане, принадлежит к преступлениям категории небольшой тяжести и совершаемых в сельских местностях. 80% населения Таджикистана живут, именно в селах многие из которых расположены далеко от районных центров. Для сельского же населения Таджикистана попасть в районные центры, особенно зимой и в начале весны - большая проблема. Во-первых, минимальная заработная плата в Таджикистане составляет 12 сомони (приблизительно 4 долл.), только плата за дорогу в один конец обойдется одному человеку примерно 1-1,5 долл. Во-вторых, проблема транспорта. Все транспортные средства принадлежат частным лицам, и только они решают, когда и куда ехать. До тех пор, пока автобусы или микроавтобусы не наполняться пассажирами, водители не едут. В-третьих, из-за отсутствия сторон по гражданским делам и несвоевременное обеспечение участвующих лиц по уголовным делам сроки рассмотрения дел исчисляются месяцами и т.д.

Мы считаем, что введение института мировых судей в Таджикистане может вполне эффективно решить все вышеуказанные проблемы.

О введении института мировых судей в Таджикистане многие говорят неохотно, ссылаясь на то, что институт мировых судей характерен для прецедентной правовой системы, для обеспечения справедливости судопроизводства и правоприменения, на то, что создание дополнительного звена в системе судов общей юрисдикции повлечет значительные материальные затраты, которые станут непосильны для бюджета, усложнится процедура пересмотра судебных решений, на то, что введение института мировых судей не соответствует действующей судебной системы.

По нашему же мнению, введение института мирового суда в судебной системе Таджикистана необходимо и целесообразно. Свою позицию мы аргументируем тем, что относительно несложные, малозначительные дела должны быть сосредоточены у судей, специализирующихся именно на рассмотрении подобных дел. В результате правосудие приблизится к населению, позволит судьям оперативно рассматривать дела, облегчит доступ граждан к правосудию. Увеличение объема и усложнение гражданских дел, усиление действия принципа диспозитивности в уголовном процессе, растущие требования к качеству правосудия диктуют настоятельную необходимость углубления специализации судей и разделение компетенции между судами различных звеньев.

Введение института мировых судов в судебную систему - общая тенденция во многих государствах в период бурного развития капиталистических отношений, активной защиты частной собственности, расширения сфер восстановительного правосудия.

Мы считаем, что к объективным причинам введения института мировых судей в Таджикистане можно было бы отнести следующие:

- приближение правосудия к населению с внесением элементов контроля населения за судебной системой;

- желательность ликвидации конфликтов путем активного использования примирительных процедур (восстановительное правосудие);

- соответствие статуса мирового судьи тенденциям углубления специализации, профессионализации судей и разделение компетенции между судами различных звеньев.

Особо подчеркнем, что хотя в законодательном порядке не предусмотрено, но в Таджикистане многие споры, имеющие материальный характер и примирения сторон, по малозначительным уголовным правонарушениям сегодня решают как старейшины, так и председатели джамоатов.

Нами разработаны основные принципы организации мировой юстиции, которые являются общими положениями, они также могут дискутироваться. Законодательная регламентация института мировой юстиции потребует тщательной отработки, конкретизации и уточнения высказанных положений. Главной нашей целью является определение места мировых судов в судебной системе Республики Таджикистан.

1. Мировая юстиция является подсистемой судебной власти, а также основным звеном (как городские и районные суды - Х.Г.) судов общей юрисдикции Республики Таджикистан. Мировые суды могут быть сформированы на территории сельских местностях или джамоатов. Как правило, каждый район состоит из несколько джамоатов (джамоаты - часть административно - территориального деления Таджикистана, бывшие сельские Советы).

2. Состав мировых судов не должен быть очень усложненным. Один мировой судья на 10 тысяч населения

3. Мировые судьи избираются местным Маджлисом народных депутатов сроком на 5 лет. Судьи мировых судов могут именоваться «мировыми судьями».

4. Мировым судьей может быть гражданин Таджикистана, достигший 25 лет, Для кандидатов в мировые судьи наличие высшего юридического образования не является главным, но должно приветствоваться.

5. Мировые суды рассматривают уголовные дела санкции преступлений, которые предусматривают лишение свободы сроком не выше 3-х лет, а также малозначительные гражданские дела исключительно по первой инстанции.

6. Мировой суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

7. В мировых судах дело рассматривается единолично.

8. Районные и городские суды выступают в качестве апелляционной инстанции по отношению к мировым судам.

9. Процедура разбирательства по гражданским делам упрощена и менее формалистична по сравнению с гражданским процессом и регулируется специальным Законом «О мировых судах».

10. Условием упрочения мировой юстиции является специальное обучение кандидатов на должности мировых судей в юридических высших учебных заведениях.

11. Финансовая основа мировой юстиции должна обеспечиваться из республиканских бюджетных средств.

 

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович - к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ