20.12.2011 3128

Экономические суды Республики Таджикистан: этапы развития и их место в судебной системе

 

Создание специализированных судов объясняется стремлением гарантировать определенную компетентность судей в достаточно специализированных юридических секторах. Экономические суды выступают одной из важных форм специализации судебной системы в частноправовой сфере. В Таджикистане до начала 90-х годов прошлого века специализированных (экономических) судов не существовало, в России же (в Новгороде) в XII в. был создан первый торговый суд. В 1832 г. в Российской империи были учреждены коммерческие суды, игравшие роль арбитражных судов и использовавших специальные процедуры по рассмотрению судебных исков между «казенными учреждениями».

В Республике Таджикистан предшественниками специализированных судов по рассмотрению споров между хозяйствующими субъектами были органы исполнительной власти - государственные и ведомственные арбитражные комиссии.

В Таджикистане впервые в 1926 г (до 1929 г. входил в состав Узбекской ССР в качестве автономной республики) Постановлением Ревкома Таджикской АССР от 27 марта 1926 г. «О Таджикской арбитражной комиссии по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями Таджикской АССР» были учреждены арбитражные комиссии - первые органы по разрешению споров между государственными учреждениями и организациями.

В юрисдикцию Таджикской арбитражной комиссии при Ревкоме Таджикской АССР входило разрешение всякого рода имущественных споров государственных учреждений и предприятий, между местными учреждениями и предприятиями, за некоторыми исключениями. Высшая арбитражная комиссия УзССР была правомочна изъять любое дело, подлежащее рассмотрению Таджикской арбитражной комиссией, и принять его к своему производству.

В 1928 г. в связи с введением в действие на территории Таджикской АССР Положения об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями УзССР и Правил производства дел в арбитражных комиссиях постановлением ЦИК и СНК Таджикской АССР Положение об Арбитражной комиссии Таджикской АССР было отменено.

Решение проблемы на этом этапе завершилось созданием 3 мая 1931 г. Государственного арбитража СССР, на который было возложено разрешение споров по заключению и исполнению договоров, о качестве продукции, по хозяйственным и имущественным спорам между государственными предприятиями, принадлежащими к различным ведомствам, а также предприятиями общественного сектора. Несколько позже, в 1933 г., к компетенции органов, государственного арбитража добавились споры в связи с заключением договоров по поставкам продукции и т.д. В то же время в задачи органов государственного арбитража входила и функция предупреждения хозяйственных правонарушений. Получив в процессе своей деятельности сведения о различном роде правонарушений, органы государственного арбитража должны были сообщать о них прокуратуре, Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и вышестоящим органам.

Государственные арбитражи в СССР создавались в форме союзно-республиканской системы. В Таджикистане государственный арбитраж был учрежден Постановлением СНК Таджикской ССР от 23 июня 1931 г. «Об учреждении при Совете Народных Комиссаров Таджикской ССР государственного арбитража и назначении Главного арбитра».

Первым нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность государственного арбитража и имеющим общесоюзный характер, было «Положение о государственном арбитраже», утвержденное ЦИК и СНК СССР в 1931г., которое позже было несколько изменено. Согласно Положению, Государственный арбитраж учреждался при СНК СССР, союзных и автономных республик, краевых, областных исполкомах и исполкомах автономных областей.

Государственным арбитражем при СНК СССР были изданы первые «Правила рассмотрения и разрешения дел Государственным арбитражем в СССР». В нем были отражены стадии движения дел в арбитражном процессе: возбуждение дела, подготовка дел к слушанию, рассмотрение дел, вынесение решения, его исполнение, сигнализация и контроль, за устранением недостатков, выявленных при рассмотрении спора, надзор за решениями государственных арбитров со стороны Главного арбитра Государственного арбитража. В соответствии с данным Положением, было принято Положение о Государственном арбитраже при СНК Таджикской ССР. Согласно Положению, к компетенции Государственного арбитража при СНК Таджикской ССР относились следующие полномочия:

- передача дел судебно-следственным органам по недостачам, являющимся следствием хищений или других уголовно-наказуемых действий;

- ходе заключения договоров и разрешения преддоговорных споров;

- принятие правил рассмотрения и разрешения имущественных споров колхозов;

- порядок разрешения дел по спорам, связанным с расчетами по капитальному строительству и т.д.

Ввиду несоответствия Положения о Госарбитраже 1931 г. и возросшей роли Государственного арбитража в народном хозяйстве, было утверждено новое «Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР». В соответствии с новым Положением, советы министров союзных и автономных республик, а также исполкомы краевых, областных и приравненных к ним Советов депутатов трудящихся приняли Положения о состоявших при них органах Государственного арбитража. Задачи арбитражей оставались в основном прежними, но вышестоящие арбитражи, обобщая арбитражную практику, определяли направления деятельности нижестоящих.

В новом Положении были собраны все основные нормы, касающиеся организации, форм деятельности, компетенции арбитража, основные правила арбитражного процесса, подведомственности споров государственных и общественных организаций.

Положение возлагало новую задачу на госарбитражи, теперь они должны были охранять имущественные права и законные интересы предприятий, организаций и учреждений.

Следует подчеркнуть, что государственные арбитражи состояли при исполнительных органах, и это послужило тем, что до 1974 г. в структуре арбитражных органов не было вертикального подчинения, т.е. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим. Принимая это во внимание, Совет Министров СССР 17 января 1974 г. издал Постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности Государственного арбитража».

Постановление преобразовало Государственный арбитраж СССР в союзно-республиканский орган, представляющий собой трехзвенную систему, в которой надзор за нижестоящими арбитражами осуществляли вышестоящие, а местные органы государственного управления были лишены права отменять и изменять решения государственных арбитражей.

После создания единой союзно-республиканской системы органов Государственного арбитража были приняты новые «Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами». В Правилах впервые был сконструирован процессуальный институт участников арбитражного процесса, детально регулировался порядок возбуждения дел по инициативе арбитража, а также проверки законности и обоснованности арбитражных решений и определений.

В целом же Правила 1976 г. были важным шагом на пути развития арбитражной процессуальной формы защиты прав. По существу они носили характер небольшого кодекса, всесторонне регулировавшего порядок разрешения хозяйственных споров государственными арбитражами.

Согласно Конституции СССР 1977г. (ст. 163), Государственный арбитраж считался органом по разрешению хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями в пределах своей компетенции.

Уже к концу 80-х годов Государственный арбитраж СССР все больше приобрел черты, схожие с современным экономическим (в России - арбитражным) судом Таджикистана.

В 1990 г. согласно внесенным изменениям в Конституци. СССР 1977 г. Госарбитраж СССР был преобразован в Высший Арбитражный Суд СССР.

После распада СССР в 1991 г., суверенные государства, в том числе и Таджикистан, стали формировать свои органы власти, в том числе и судебные. В Республике Таджикистан был создан Высший Арбитражный Суд, который впоследствии был переименован в Высший Экономический Суд.

Предпосылками создания экономических судов в Таджикистане послужили:

- признание различных форм собственности, в том числе частной;

- отсутствие единства практики по хозяйственным спорам, нежелательность существования 2-уровневой системы арбитража, ведомственного и государственного;

- отказ от административно-плановых методов управления;

- закрепление в Конституции Республики Таджикистан принципа разделения властей - на судебную, законодательную и исполнительную.

Именно с формированием рыночных отношений возникла потребность в создании независимого суда, специально приспособленного для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами.

Законодательство об организации и основах деятельности экономических судов продолжало совершенствоваться в последующие годы. 4 ноября 1995 г. был принят новый Конституционный закон «Об экономических судах Республики Таджикистан», которой детально регламентировал порядок образования экономических судов, основные принципы их деятельности и полномочия.

Обобщив опыт деятельности экономических судов, был разработан и введен в действие первый Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) Республики Таджикистан (1995г.), который всесторонне регламентировал производство в экономических судах.

Принятие нового хозяйственного процессуального законодательства в 1995г. было вызвано складывающимися новыми общественными отношениями. Необходимо было привести в соответствие с Конституцией 1994 г. все действующее законодательство. Конституция суверенного Таджикистана также гарантировала различные формы собственности, расширение рыночных отношений и свободной конкуренции, что привело к качественным изменениям экономики, управления и содержания споров, возникающих с участием хозяйствующих субъектов. К тому же «необходимо было создать специализированные органы, рассматривающие правовые споры как органы правосудия - экономические суды».

Специализированные судебные органы по разрешению экономических споров существуют ныне в тех или иных формах практически во всех странах, где вообще действуют государственные (в светских государствах) суды. Кое - где это специализированные суды с универсальной, сходной с нынешними экономическими судами, компетенцией (Азербайджан, Россия, Беларусь, Кыргызстан, Украина, Узбекистан). Во многих странах специализированные суды призваны разрешать лишь одну (или нескольких - в нашем понимании) категорию дел: по имущественной аренде либо только по аренде земли (Швейцария, Финляндия, Швеция), по налогам (включая отношения налоговых органов и граждан), между органами местного самоуправления, по банкротству, по морским и торговым (Дания, Португалия, Мальта), и иным делам и т.д.

В Республике Таджикистан экономические суды являются отдельной и самостоятельной ветвью судебной системы Таджикистана, которые созданы и функционируют в соответствии с Конституцией РТ и Конституционным законом «О судах Республики Таджикистан».

Экономические суды осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законном порядке. Из этого следует, что, во-первых, экономические суды являются особой ветвью (подсистемой) судебной системы, а во-вторых, что в силу подведомственности дел экономические суды непосредственно не связаны с другими ветвями судебной системы - общим и Конституционным Судом РТ.

Согласно ст.2 ХПК Республики Таджикистан, экономические суды решают следующие задачи: защита нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов предприятий, учреждений и организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в этих сферах. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» точно так же определял основные задачи арбитражных судов Российской Федерации (ст.5).

Базовыми принципами деятельности экономических судов Республики Таджикистан (Азербайджан, Беларусь, Россия, Украина, Узбекистан) являются те принципы осуществления правосудия, которые используются в судах общей юрисдикции.

В экономические суды могут обращаться организации (юридические лица) и граждане (физические лица) за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законных интересов. Юридические и физические лица могут прибегать к помощи экономических судов для разрешения споров между собой, а также споров с государственными и иными органами. Спор, в котором участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, может быть передан на разрешение экономических судов при наличии согласия сторон, либо если это специально предусмотрено законодательным актом (ст.210 -212 ХПК РТ).

В случаях, установленных законодательными актами РТ, право на обращение в экономический суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

До передачи спора на разрешение экономического суда стороны должны принять все меры по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке.

Экономическому суду подведомствены дела по экономическим спорам, и, согласно ст.22 Хозяйственного процессуального кодекса РТ, к экономическим спорам, разрешаемым экономическим судом РТ, в частности, относятся споры:

- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий на разрешение экономического суда согласованная сторонами;

- об изменении условий или о расторжении договоров;

- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

- о признании права собственности;

- об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

- о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

- о возмещении убытков;

- о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местной власти и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

- о защите чести, достоинства и деловой репутации;

- о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

- о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местной власти и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

- о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Экономические суды РТ рассматривают также дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Исходя из того, что Республика Таджикистан выступает как самостоятельный субъект международных правоотношений, то экономическим судам РТ могут быть подведомствены споры между юридическими и физическими лицами, когда одна из сторон находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон.

Особенностью производства в экономических судах является то, что по соглашению сторон уже возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный экономическому суду, может быть передан на разрешение третейского суда (ст.23 ХПК РТ). Стороны также «вправе принять меры к разрешению спора непосредственно сами либо через посредника, выбираемого ими по взаимному согласию».

Разрешая дела, экономические суды руководствуются Конституцией РТ, хозяйственно-процессуальным законодательством, международными договорами и другими нормативными актами, регулирующими экономические споры. В соответствии с законом или договором, экономические суды при разрешении дела могут применять нормы иностранного (ст. 12 ХПК РТ) и международного права (ч.З ст. 11 ХПК). Решения, постановления, определения экономического суда, вступившие в силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

 

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович - к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ