20.12.2011 24544

Особенности возбуждения уголовного дела о терроризме - первоначальный этап расследования

 

По делам о терроризме исключительно важен первоначальный этап расследования, поскольку от грамотности и последовательности действий на этом этапе зависит полнота сбора исходной информации о событии, что в свою очередь, напрямую предопределяет успех всего расследования в целом.

Криминалистическое понятие «первоначальный этап расследования» включает в себя все те действия следователя (получение сообщения о готовящемся или совершенном взрыве, поджоге и ином действии, влекущем общественно опасные последствия, проверка такого сообщения), которые в соответствии с УПК РФ относятся к стадии возбуждения уголовного дела. Как верно заметил И.Ф. Герасимов, «расследование начинается в связи с обнаружением признаков какого-либо преступления, что всегда служит отправным моментом для возбуждения уголовного дела и начала расследования». Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела является первоначальным этапом уголовного процесса. При этом следует учитывать, что проведение следственных действий до вынесения решения о возбуждении уголовного дела, за исключением осмотра места происшествия, освидетельствования и назначение судебной экспертизы, не допускается. На стадии возбуждения уголовного дела создаются лишь предпосылки для реализации следственных действий.

На стадии возбуждения уголовного дела, перед правоохранительными органами стоит единственная задача: выяснить содержится ли в деянии признаки преступления, и нет ли обстоятельств, которые по закону препятствуют возбуждению уголовного дела. Решение данной задачи происходит посредством фиксации первичных сведений о готовящемся или совершенном террористическом акте, оперативной проверки полученных сведений, установления факта наличия или отсутствия всех предпосылок, необходимым для возбуждения уголовного дела.

В связи с тем, что терроризм относится к особо тяжким преступлениям, предварительное расследование по уголовным делам, возбужденным по ст. 205 УК РФ, проводится в форме предварительного следствия (ч.2 ст. 150 УПК РФ). Причем в соответствии с п.п. 1,2,3 ч.2 ст. 151 УПК РФ подследственность по данным преступлениям альтернативная: предварительное следствие производится следователями прокуратуры, следователями органов федеральной службы безопасности и следователями органов внутренних Российской Федерации. Говоря о подследственности, необходимо отметить, что расследование террористических актов проводится, как правило, группой следователей из числа сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и оперативных работников, действующих вместе до конца расследования в составе единой следственно-оперативной группы (СОГ).

Однако возбуждению уголовного дела должна предшествовать проверка информации о готовящемся или совершенном терроризме (ч.1 ст. 144 УПК РФ). При этом цель доследственной проверки заключается в установлении факта, что совершенное или готовящееся деяние является именно актом терроризма, а не иным, схожим с ним преступлением. Для этого необходимо четко знать уголовно-правовую характеристику данного преступного деяния и обнаружить признаки состава преступления в конкретно случае.

Как показывает следственная практика, нередко информация, получаемая правоохранительными органами на первоначальном этапе, столь неконкретна и мала, что нет оснований для возбуждения уголовного дела по ст. 205 УК РФ, неясно, совершено преступление или произошел, например, взрыв некриминального характера. Дело же может быть возбуждено лишь тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки состава преступления (основания для возбуждения уголовного дела - ч.2 ст. 140 УПК РФ). При этом достаточность данных оценивается в каждом конкретном случае по внутреннему убеждению лица, возбуждающему уголовное дело.

В связи с тем, что проявления терроризма многообразны, и террористический акт может быть как единым самостоятельным преступлением, так и сопутствующим другим преступным деяниям, и совершаться различными способами, необходимо выяснить какой объем данных будет считаться достаточным для возбуждения уголовного дела по ст.205 УК РФ.

Итак, рассмотрим содержание и порядок действий органа дознания по приему, фиксации и проверке сообщения о терроризме.

Стадия получения сообщения.

Анализируя следственную практику по делам данной категории, следует сделать вывод, что возбуждение уголовного дела напрямую зависит от того, как образом были выявлены признаки терроризма, и что послужило поводом для доследственной проверки. В связи с этим, нам представляется, необходимым подробнее остановиться на моменте получения информации о деянии, имеющего признаки терроризма, а именно кто является источником информации. Обнаружение признаков состава преступления может происходить как непосредственно, так и опосредованно через следующие источники при одном из следующих обстоятельств:

- во-первых, в правоохранительные органы поступило заявление или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении от физических лиц, обнаруживших признаки преступления;

- во-вторых, в правоохранительные органы поступило заявление или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении от представителя учреждения, организации, предприятия, на территории которого были обнаружены признаки преступления;

- в-третьих, информация о совершенном или готовящемся преступлении поступила из средств массовой информации, которым стало известно о преступлении;

- в-четвертых, при поступлении информации непосредственно от самого преступника путем явки с повинной;

- в-пятых, в результате оперативно-розыскных мероприятий в правоохранительные органы поступила информация о совершенном или готовящемся преступлении.

Рассмотрим данные обстоятельства подробнее. Первый и второй источники информации составляют 60 % среди всех источников, наиболее характерных для преступлений данной категории.

Так, согласно статистике, в большинстве случаев доследственная проверка информации о преступлении проводилась по сообщениям физических лиц или представителей учреждения, организации, предприятия. Это связано, прежде всего, с тем, что почти все террористические акты приводятся в исполнение в местах большого скопления народа, в результате чего, как правило, на месте происшествия находится огромное количество пострадавших и очевидцев, которые сразу же сообщают о случившимся в дежурную часть ГУВД. Свидетелями - очевидцами по преступлениям данной категории становятся большое количество людей, как обычных прохожих, так и представителей организаций, учреждений и предприятий, офисы которых находятся в непосредственной близости от места совершения террористического акта.

Однако следует учитывать, что не все сообщения, поступающие в дежурные части отделов внутренних дел, содержащие информацию о заложенных взрывных устройствах, соответствуют действительности. Так, например, из 208 сообщений, поступивших на пульт «02» территориальных органов внутренних дел г. Москвы о готовящемся преступлении - заложенных взрывных устройствах на вокзалах Московского железнодорожного узла в ходе проверки ни одно не подтвердилось. По данным сообщениям, действия «телефонных террористов - хулиганов» были квалифицированы по ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

При этом, внезапность террористического акта для окружающих и его последствия (психическое состояние свидетелей - очевидцев характеризуется как стрессовое в острой форме), с одной стороны, и не желание нести ответственность за свои действия «телефонных террористов - хулиганов», с другой стороны, приводят к тому, что большинство сообщений не содержат личностные сведения об источнике информации, что существенно влияет на уголовно -процессуальную оценку данных сообщений.

Нередки случаи, когда источником информации являются только представители организаций, учреждений и предприятий. Это характерно, во-первых, для актов терроризма, происходящих на железнодорожном, воздушном или водном транспорте. Когда в силу объективных причин, а именно: специфичности окружающей местности (воздушное пространство) и отсутствия жилых поселений (безлюдности) представитель организации становится первым, а зачастую единственным источником информации о факте произошедшего преступления.

Во-вторых, террористический акт может совершаться как в отношении определенных учреждений, организаций или предприятий, так и его представителя или служащих. При этом террористы выбирают те предприятия, учреждения и организации, место которых государственном устройстве наиболее значимо.

В-третьих, представитель учреждения, организации или предприятия может выступать как средство передачи информации от террористов официальным властным структурам о тех объектах, на которые будет направлена их ближайшая террористическая акция, и свои требования.

В-четвертых, в результате работы службы безопасности на предприятии, в организации, учреждении или на прилегающей территории был обнаружен подозрительный объект, похожий на взрывное устройство.

Что касается третьего источника, от которого исходит информация, содержащая в себе признаки преступления, то нередко сами террористы, стремясь обозначить свою причастность как к совершенному, так и готовящемуся акту терроризма, и выдвинуть определенные требования, используют для этого средства массовой информации.

Четвертый источник не характерен для терроризма. Особенностью данного вида преступления является то, что почти никогда не происходит поступление информации непосредственно от самого террориста путем явки с повинной. Из всех зарегистрированных случаев терроризма на территории Российской Федерации, только в 1 случае террорист не успел привести в действие взрывной устройство и сдался сотрудникам милиции. Но данное поведение было продиктовано совсем не добровольным отказом, а страхом перед собственной гибелью.

Известны случаи, когда террористы не приводили в действие взрывные устройства по не зависящим от них причинам, либо же избавлялись от взрывчатых веществ, когда существовала угроза быть задержанными с поличным при проверке документов.

Раскрывая пятый источник первичной информации о преступлении, следует учесть, что только соответствующим образом оформленные результаты оперативно-розыскных мероприятий могут служить основанием для доследственной проверке информации правоохранительными органами.

В рапорте сотрудника оперативно - розыскного подразделения об обнаруженных им признаках преступления, содержится информация либо о готовящемся преступлении, полученная от агентуры, либо о результатах проверки анонимного сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, поступившего в дежурную часть подразделения.

При этом следует отметить, что в материалах уголовных дел наблюдается сравнительно небольшое количество случаев использования информации об обнаруженных признаках преступления, полученной оперативно-розыскным путем, в качестве основания для проверочных мероприятий. Это обусловлено тем, что сама по себе первичная оперативная информация может содержать сведения либо о факте готовящегося терроризма без точного указания места и времени, либо же о лицах, являющихся членами террористических или незаконных вооруженных формирований, связь которых с конкретными, как уже совершенными террористическими актами, так и готовящимися, возможно будет доказать только в процессе расследования уголовного дела.

Таким образом, рассмотрев источники информации, можно сделать следующие выводы: во-первых, все вышеперечисленные источники, можно условно разделить на «добросовестных заявителей» и «телефонных террористов». Во-вторых, источником информации для проведения доследственной проверки может быть информация, полученная от любого лица, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении. При этом следует отметить, что само по себе сообщение о совершенном или готовящемся акте терроризма не может рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела, если оно носит анонимный характер, т.е. не содержит в себе данные, по которым можно идентифицировать личность источника информации (ч.7 ст. 141 УПК РФ). Таким поводом, согласно п.З ч. 3 ст. 140 УПК РФ, будет информация о совершенном или готовящемся преступлении от органа дознания, принявшего и проверившего сообщение, о чем в соответствии со ст. 143 УПК РФ, составляется рапорт.

Между тем, исходя из анализа следственной практики по делам о терроризме, следует отметить, что сообщение может содержать в себе первичную информацию либо о совершенном преступлении, либо только о готовящемся преступлении.

Из этого следует, что и доследственная проверка проводится или по сообщениям о фактах совершенного, имеющего признаки как терроризма так иного сходного с ним по составу преступления, или по сообщениям и материалам о готовящемся акте терроризма, полученным от заявителей и оперативно-розыскным путем соответственно.

Исходя их этого, рассмотрим подробнее действия органа дознания по приему сообщений о совершенном или готовящемся преступлении.

Стадия приема сообщения.

1. О фактах совершенного терроризма.

Поступившая в дежурную часть информация, о совершенном акте терроризма, как правило, не содержит достаточно сведений, позволяющих сделать какие-либо выводы (неизвестно, что произошло, если террористический акт, то каким способом и каковы его последствия). Здесь можно говорить лишь о рациональной организации первоначальных мероприятий и обеспечении последующей работы, исходя из условий скорейшего устранения последствий, а также безопасности граждан и участвующих в работе специалистов.

Как уже отмечалось, информация о совершенном террористическом акте может поступать в дежурную часть органа внутренних дел от пострадавших, свидетелей и очевидцев, представителей учреждений, предприятий и организаций, на которых совершен террористический акт, а также от других правоохранительных органов, непосредственно обнаруживших признаки преступления.

При поступлении информации о совершенном террористическом акте по телефону непосредственно в дежурную часть от пострадавших, свидетелей и очевидцев, дежурный должен получить от абонента максимально полную информацию об обстоятельствах и внешних проявлениях произошедшего события. При этом, учитывая острое психическое состояние абонента, вопросы следует задавать как можно более конкретные. Для этого, по нашему мнению, следует разработать единый перечень сведений, подлежащих выяснению при приеме сообщений о террористическом акте, который, в свою очередь, служил бы планом беседы с заявителем. Кроме того, информация, содержащаяся в нем, позволит намного быстрее определить состав СОГ, подготовить необходимые технико-криминалистические средства и оповестить те ведомства и службы, наличие которых на месте происшествия обязательно и необходимо.

Сведения, подлежащий установлению при получении информации о совершенном террористическом акте должны включать в себя следующую информацию:

1. Точная дата и время поступления сообщения;

2. Слова абонента (записанные дословно);

3. Установочные личные данные;

4. Вопросы, которые следует задать:

4.1. Сколько времени прошло с момента события,

4.2. Что произошло,

4.3. Где именно произошло (объект, адрес объекта или его местонахождение, внутри объекта или снаружи),

4.4. Какие видимые последствия (наличие пострадавших и каковы повреждения окружающих объектов);

5. Номер телефона абонента, с которого передано сообщение (если есть возможность его установления);

6. Данные об обстоятельствах, сопровождающих звонок;

7. Просьба оставаться на месте до приезда сотрудников правоохранительных органов.

При получении сообщений от представителей учреждений, предприятий и организаций, на территории которых обнаружен предмет, напоминающий взрывное устройство, или сотрудника правоохранительных органов, непосредственно обнаружившего подозрительный предмет, следует дополнительно выяснить:

1. Как выглядит подозрительный предмет (во что он упакован; видимы ли какие-либо части механизма - провода, часовой механизм; раздаются ли какие-либо звуки и т.д.);

2. Дать указания к эвакуации сотрудников данных учреждений и принять меры к оцеплению и охране данного места от проникновения посторонних до приезда сотрудников органов внутренних дел.

Кроме того, при поступлении информации от представителей предприятий и организаций о фактах аварий на железнодорожном транспорте, в метро или авиакатастроф, сотрудники правоохранительных органов должны особое внимание уделить фиксации следующих обстоятельств:

1. Примерное количество пострадавших из расчета посадочных мест;

2. Наличие или отсутствие последствий характерных для взрыва. Следует отметить, что наиболее целесообразно фиксировать данные сведения в процессе приема сообщения от абонента, поскольку это поможет логически и психологически верно построить беседу с человеком, находящимся в стрессовом состоянии и получить более полную первичную информацию о произошедшем событии, выделить его особенности и характер.

 2. О фактах готовящегося терроризма.

Информация о готовящемся террористическом акте, поступившая в дежурную часть от физических лиц, представителей организаций, предприятий или учреждений, средств массовой информации либо оперативных сотрудников, характеризуется несколько большем объемом, чем в случае о совершенном террористическом акте, так как примерно известен способ и место его совершения. Это, в свою очередь, позволяет принять меры не только к более эффективной организации работы специалистов и оперативно-розыскных подразделений, но и к недопущению наступления общественно опасных последствий.

Так, при поступлении информации о заложенном взрывном устройстве, непосредственно в дежурную часть от лица, который пожелал остаться не известным или «телефонного террориста-хулигана», можно предположить, что речь идет либо об угрозе террористическим актом, либо о заведомо ложном сообщении об акте терроризма. На стадии приема данной информации не возможно сделать вывод о том, о каком преступлении идет речь и кем является звонивший: «добросовестным заявителем-анонимом» или же злоумышленником («телефонным террористом-хулиганом» или «террористом»). Поэтому необходимо как можно полнее зафиксировать полученное сообщение и обстоятельства, ему сопутствующие.

По нашему мнению, в данной ситуации следует расширить перечень вопросов, задаваемых абоненту в ходе беседы, и внести в него дополнительные пункты. При этом следует заметить, что Тишиным Д.В. уже предлагалось создание формуляра, в котором будет отражаться ход беседы с анонимным абонентом, но в нем сделан акцент только на заведомо ложную информацию о терроризме. А как отмечалось выше, на стадии получения информации о готовящемся террористическом акте (чаще всего речь идет о заложенном взрывном устройстве), не известно точно - ложная данная информация или нет.

Таким образом, на наш взгляд, следует разработать единый перечень сведений, подлежащих установлению при приеме информации и уже о совершенном, и о готовящемся преступном деянии, имеющим как признаки терроризма, так и сходных с ним преступлений.

Исходя из вышеизложенного, следует, что при приеме сообщения о готовящемся преступлении, необходимо дополнительно зафиксировать определенные обстоятельства:

1. Когда должно произойти данное событие;

2. Где именно должно произойти данное событие (один объект или несколько - в этом случае одновременно или нет, адрес объекта или его местонахождение, внутри или снаружи);

3. Что должно произойти:

3.1. Взрыв - какого типа и предполагаемая мощность взрывного устройства,

3.2. Пожар - что будет источником,

3.3. Заражение местности или отравление - каким веществом и его количество,

3.4. Внешний вид данного предмета или его упаковка;

4. Кто установил данный предмет;

5. Цели данного деяния;

6. Выдвигаются ли какие-либо требования;

7. Условия не приведения в действие угрозы;

8. Источник получения информации абонентом;

9. Данные об особенностях голоса и речи звонившего. Особенностью информации о готовящемся преступлении, получаемой от анонимного заявителя, позвонившего в дежурную часть, является то, что она содержит характерные черты голоса и речи звонившего, которые следует зафиксировать без промедления, поскольку в последствии эта потенциально важная информация может быть утрачена.

Подобный перечень сведений, подлежащих установлению, должен быть в наличии не только у сотрудников правоохранительных органов, но и у представителей тех учреждений, организаций и предприятий, которые чаще всего подвергаются угрозе взрыва. К ним, согласно статистике, относятся учебные заведения, места отдыха, торгово-складские помещения, вокзалы и здания органов власти. Это позволит, с одной стороны, предотвратить акт терроризма и получить более полную ориентирующую информацию, с другой стороны, облегчить работу по розыску «телефонного террориста - хулигана». Кроме того, оперативный анализ содержания сообщения, особенностей голоса и речи, а также наличие или отсутствие шумов, на фоне которых происходил телефонный разговор, позволит с определенной долей вероятности установить примерные характеристики звонившего (его пол, примерный возраст, национальную принадлежность, эмоциональное состояние и т.д.), а также сделать вывод о достоверности данного сообщения.

При получении информации о готовящемся террористическом акте в письменном виде необходимо принять меры по сохранению возможных имеющихся следов, которые в дальнейшем могут быть использованы при производстве следственных действий (например, при назначении криминалистических экспертиз) и оперативно-розыскных мероприятий. При этом если письмо было передано в органы внутренних дел лицом, которое непосредственно обнаружило его, то данное лицо необходимо опросить. Особое внимание следует уделить тем обстоятельствам, которые предшествовали и сопутствовали обнаружению угрожающего письма.

Если же стало известно о готовящемся преступлении через средства массовой информации, то в обязательном порядке следует внимательно изучить содержание статьи, где указывается информация о готовящемся акте терроризма, выделив такие аспекты как место и время предполагаемого события, способ его совершения, мотивы и цели данного деяния.

В случае, когда реализуется оперативная информация о подготовке террористического акта, сотрудники оперативно-розыскного подразделения составляют рапорт об обнаруженных ими признаках преступления. Особенностью приема и фиксации информации, полученной оперативным путем, является то, что фактическое занесение рапорта в соответствующие регистрационные документы происходит уже после того, как оперативные работники самостоятельно или с участием следователя осуществили проверку оперативной информации и произвели все необходимые действия, направленные на закрепления полученных доказательств.

При этом в рапорте обязательно должна содержаться информация о времени, месте и обстоятельствах получения сведений о готовящемся террористическом акте, изъятия предметов и документов, имеющих отношение к проверяемому факту. Однако такое требование уголовно-процессуального закона подразумевает рассекречивание источника информации (внедренного агента), что для оперативных работников в большинстве случаев не приемлемо.

Как показывает следственная практика, большая часть реализуемой оперативной информации используется уже в процессе расследования, на первоначальном этапе - возбуждении уголовного дела она практически отсутствует. Это свидетельствует о том, что органы правопорядка работают в режиме реагирования на уже свершившиеся факты, а действительность, к сожалению, требует направление основных усилий на предупреждение и своевременное пресечение актов терроризма.

Таким образом, первичная информация о совершенном или готовящемся преступлении, имеющим признаки терроризма, в обязательном порядке должна содержать данные о времени, месте происшествия, его обстоятельствах и последствиях, предполагаемой или уже известной причине. В последующем донесении с места происшествия эта информация обязательно уточняется и дополняется, что по своей сути является проверкой данного сообщения, необходимой для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 205 УК РФ.

Стадия проверки полученного сообщения.

Организация и тактика проверки сообщения о совершенном или готовящемся террористическом акте может определяться теоретическими положениями, разработанными наукой криминалистикой, а также ведомственными инструкциями о порядке действий, утвержденными подзаконными нормативно - правовыми актами.

После непосредственного получения сообщения и оперативного анализа информации о преступлении, имеющим признаки терроризма, дежурный по органу внутренних дел обязан проконтролировать обеспечение звукозаписи телефонного разговора с абонентом на магнитную ленту аудио-записывающего устройства, зафиксировать точное время и дату получения сообщения, а также его дословное содержание.

В случае если данное преступление будет совершено или уже совершено на объектах обслуживания ГУВДТ, УРО (режимных объектах), ФСБ дежурный по органу внутренних дел информирует дежурные части соответствующих подразделений и органов.

Одновременно с этим направляет к месту происшествия для проверки информации и обеспечения его охраны сотрудников милиции, находящихся поблизости от места происшествия. Органы милиции при участии кинологов со служебно-розыскными собаками проводят поисковые операции и досмотр подозрительных предметов, но без использования специальных технических средств. После чего, исходя из поступающих сведений с места происшествия, принимает решение о необходимости привлечения различных служб и подразделений.

1. О фактах совершенного терроризма.

Следует отметить, что на первоначальном этапе, при получении информации о том, что совершено преступление, частично имеющее признаки терроризма, нет оснований для возбуждения уголовного дела по ст. 205 УК РФ, поскольку еще неизвестно, что конкретно произошло и какова его причина.

И только в случае, если наряду с произошедшим, получена информация о предъявлении преступниками требований, а также заявление потерпевшего, сообщения родственников о предъявлении преступниками требований или высказывании ими угроз, сообщения свидетелей, наблюдавших какие-либо действия преступников или располагающих иной информацией по делу, сообщения средств массовой информации и др. (в информации содержаться все признаки состава преступления), принимается решение о возбуждении уголовного дела по статье 205 УК РФ «Терроризм».

В противном случае, при отсутствии такой информации, получение данных, необходимых для возбуждения уголовного дела, возможно только при проведении доследственной проверки. Проверка на данном этапе будет включать в себя производство отдельных следственных действий и криминалистических исследований, разрешенных УПК РФ до возбуждения уголовного дела, а также проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Осмотр места происшествия, в данном случае, является основным и единственным следственным действием, посредством которого может быть получена информация о характере и причинах произошедшего события.

Как отмечалось нами ранее, основными способами совершения терроризма являются взрывы и поджоги, при чем, внешнее проявление последних - пожары, может присутствовать и в качестве одного из последствий взрыва, что, в свою очередь, определяет специфику производства не только осмотра места происшествия, но всех действий, проводимых следственно-оперативной группой по прибытию на место преступления.

Особенностью организации и планирования первоначальных действий на месте происшествия, да и в целом дальнейшего расследования является то, что, сразу после того, как становится известно о случившемся, возникает необходимость ограничить, а затем и ликвидировать последствия (чаще всего это пожар), тем более, что сохраняется опасность повторных взрывов, в том числе и некриминальных по своей природе: например, взрывов газовых баллонов в здании, где в результате первого взрыва начался пожар. Это существенно осложняет работу следственной группы по выявлению, изъятию и фиксации следов преступления, поскольку даже при наличии угрозы уничтожения следов, важных как для раскрытия и расследования преступления, прежде всего, должны быть приняты все меры по спасению пострадавших, устранению возможности повторных взрывов, а также по ликвидации последствий террористических действий.

Кроме того, если террористический акт произошел в метро, на авиа-, железнодорожном или ином транспорте, движение на нем не может надолго прекращаться, требуется его восстановление (имеются специальные восстановительные пожарные транспортные средства и другие аварийно-спасательные формирования, обеспечивающие эту задачу), соответственно можно предположить, что в ходе этих работ многие следы преступления будут уничтожены.

В такой ситуации, на наш взгляд, в первую очередь, необходимо установить: был ли причинен вред здоровью людей, живы ли потерпевшие, не находятся ли они в лечебном учреждении и т. п. Иными словами, все усилия следственно-оперативной группы, начиная с первых минут, должны быть направлены на сбор информации о лицах, которые впоследствии, возможно, будут признаны потерпевшими в процессуальном смысле. Более того, данные, полученные в ходе их опроса, могут существенно повлиять на решение вопроса о квалификации произошедшего события.

После того, как последствия будут ликвидированы, проведен первичный опрос пострадавших и очевидцев, а также в результате осмотра места происшествия и криминалистических исследований поступят предварительные данные о характере произошедшего события (обнаружены объекты, позволяющие сделать вывод о принадлежности их к частям или механизму взрывного устройства либо несущие на себе явные следы преступления - подпилы газовых труб), становится возможным, на наш взгляд, решить вопрос о возбуждении уголовного дела. При этом объем первичный данных, необходимых для возбуждения уголовного дела по терроризму и подлежащих установлению в процессе доследственной проверки, будет разным, в зависимости от способов его совершения.

Таким образом, если произошел взрыв, для возбуждения уголовного дела, на наш взгляд, достаточно установления трех фактов: во-первых, то, что его причиной не могли быть события или действия некриминального характера. На этом этапе даже не важно, какова в действительности природа взрыва, это будет одним из основных вопросов исследования на первоначальном этапе деятельности следственно-оперативной группы (и в первую очередь при производстве осмотра места происшествия и назначения судебно-криминалистических экспертиз). При этом наличие дополнительных поражающих элементов на поврежденных объектах места происшествия лишь подтверждают террористический характер взрыва. Во-вторых, установление численности потерпевших или возможных потерпевших, так как цель террористического акта направлена на создания обстановки ужаса и страха среди населения путем создания опасности гибели и причинения вреда здоровью как можно большему количеству людей. В-третьих, в качестве одного из последствий взрыва стало причинение ущерба религиозным и культурным ценностям.

В случае пожара принять правильное решение сложнее. При несвоевременном возбуждении уголовного дела создается большая опасность утраты доказательств (прежде всего следов на месте происшествия). Представляется обоснованным возбуждение уголовного дела во всех случаях, когда, во-первых, в результате осмотра места происшествия и криминалистических исследований получено достаточно информации об источнике пожара и версия о бытовой неумышленной причине пожара не подтвердилась. Во-вторых, пожаром мог быть или причинен физический вред потерпевшим, в-третьих, нанесен значительный урон религиозным и культурным ценностям или создалась угроза такового. Кроме того, следует обратить внимание на предназначение объекта, где произошел пожар. Безусловно, следует считать террористическим актом пожар на объекте, требующим особых мер безопасности (например, атомные электростанции, химические заводы и т.п.), а также на объекте, где хранится легко воспламеняемая, взрывоопасная продукция, если он создал угрозу разрушения целостности объекта и мог привести к различному роду заражения местности и гибели людей. Дальнейшая проверка исходной информации и получение дополнительной будут проводиться более целенаправленно в ходе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в рамках конкретного уголовного дела.

При аварии на объектах обеспечения жизнедеятельности населения или на объектах повышенной опасности на первоначальном этапе необходимо проверить все возможные версии случившегося: авария произошла из-за технической неисправности, авария произошла в результате халатности лица, отвечающего за безопасность на данном объекте, причиной аварии стало возгорание или взрыв постороннего предмета, умышленно установленного неизвестным лицом. Несмотря на то, что последствия аварии чаще всего выражаются в виде пожаров и взрывов, что характерно для многих других преступлений, в том числе и терроризма, уголовное дело первоначально может быть возбуждено по факту совершения должностного преступления, квалификация в данном случае зависит от конкретных обстоятельств происшествия. И только в процессе дальнейшего расследования появятся предпосылки для выяснения информации не только о возможном заложенном взрывном устройстве, но и о фактах умышленного нарушения правил безопасности или изменения технологического процесса, создавших аварийную ситуацию, как одного из способов совершения терроризма.

Если произошла авиакатастрофа или же авария в метро, на железнодорожном и ином транспорте, возбуждение уголовного дела напрямую зависит от ее причин. Так, при опросе пострадавших в результате аварии на метрополитене, железнодорожном и ином транспорте следует выяснить обстоятельства, предшествующие данному событию. При отсутствии информации о взрыве, предшествующим аварии, в случае если это подтвердилось и осмотром места происшествия уголовное дело будет возбуждено по соответствующим статьям уголовного кодекса.

Однако при авиакатастрофах нет возможности получить информацию от потерпевших, невозможно и при первоначальном осмотре сделать вывод о причине катастрофы (такие данные могут быть получены только после производства комплексных судебных экспертиз). В таких случаях предварительная проверка сводится к установлению численности пострадавших, уголовное дело возбуждается по факту гибели людей.

При этом следователь должен иметь в виду, что версия о совершении террористических действий как возможной причины авиакатастрофы или аварии на метрополитене, железнодорожном и ином транспорте, а также на объектах обеспечения жизнедеятельности населения и объектах повышенной опасности должна проверяться в первую очередь.

В случае если предварительная проверка проводится по факту обнаружения предмета, напоминающего взрывное устройство, то для возбуждения уголовного дела будет достаточным установление того факта, что подозрительный предмет является взрывоопасным, о чем специалисты, производящие взрыво-техническое обследование, составляют акт осмотра (обследования).

Кроме того, при возбуждении уголовного дела и квалификации следует учитывать объект и место обнаружения взрывного устройства. Так, несомненно, следует считать терроризмом обнаружение взрывного устройства на объектах обеспечения жизнедеятельности населения и объектах повышенной опасности, на любом виде общественного транспорта, а также в местах общего пользования, поскольку создается угроза гибели большого количества людей, нанесение ущерба окружающей среде и значительный урон религиозным и культурным ценностям.

При этом, отдельно необходимо выделить такой объект возможного обнаружения взрывного устройства, как личный автотранспорт. В случае обнаружения взрывного устройства в припаркованном автомобиле, следует одновременно проверять две основные версии: готовилось убийство общеопасным способом или совершен акт терроризма. Факультативной версией может быть предположение о том, что акт терроризма совершен для сокрытия убийства. Возбуждение уголовного дела в таком случае по статье «Терроризм» будет возможно только при не подтверждении этих двух версий. В связи этим, необходимо остановится на тех обстоятельствах, подлежащих установлению при проверке версий об убийстве или же сокрытия убийства, которые при не подтверждении позволят правильно квалифицировать данное преступление. При проверке данных версий следует установить такие обстоятельства, как кто является собственником и пользователем автотранспортного средства, не является ли данный гражданин одним из потерпевших, с чем связано наличие данного автомобиля в определенном месте, не изменилось ли существенно расположение автомобиля после взрыва по отношению к его первоначальному положению, какой промежуток времени транспортное средство оставалось без присмотра собственника или лица, обязанного следить за его сохранностью.

Информацию же, свидетельствующую в пользу версии о террористическом акте можно получить уже при первоначальном обследовании (осмотре) взрывного устройства. Так, в зависимости от способа приведения взрывного устройства в действие и наличия дополнительных поражающих элементов в составе взрывного устройства (гвозди, подшипники, металлические шарики или обрезки арматуры) можно сделать вывод о характере произошедшего события. На наш взгляд, несомненно, версию о терроризме следует рассматривать в первую очередь, если при первоначальном осмотре взрывного устройства будут установлены в совокупности следующие факты: во-первых, способ приведения в действие взрывного устройства - по радиосигналу, электрический либо их модификации с часовыми замедлителями, во-вторых, обнаружение дополнительных поражающих элементов вне зависимости от эквивалента взрывчатого вещества, в-третьих, само место расположение автомобиля в общественном (многолюдном) месте создает угрозу гибели и причинения вреда здоровью широкому кругу лиц, не персонализируя каждого из них. Особое внимание при проверке данной версии следует уделить личности собственника автомобиля и обстоятельствам пользования и распоряжения данным автотранспортом. Поскольку, как показывает анализ следственной практики, в 100% случаях акта терроризма путем приведения в действие взрывного устройства в автомобиле, припаркованном в местах массового скопления людей, транспортное средство было приобретено террористами у его законного владельца за месяц до совершения террористического акта. Особенностью данных сделок является то, что имевшие место в действительности сделки купли-продажи не были оформлены в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством. Право владения, пользования и распоряжения автомобилем было передано по средством генеральной доверенности без последующего переоформления в учета органов ГИБДД, что, в свою очередь, сильно затруднило установление личности последнего фактического владельца транспортного средства.

2. О фактах готовящегося терроризма.

Поскольку обеспечение общественной безопасности является одной из задач милиции, и практически во всех случаях меры по проверки сообщения о готовящемся террористическом акте принимают сотрудники органов внутренних дел, рассмотрим тактику поисковых мероприятий, осуществляемых ими.

Как уже говорилось, сообщение о готовящемся террористическом акте может поступать либо непосредственно в дежурную часть органа внутренних дел, либо опосредованно: от других правоохранительных органов, представителей организации, предприятия или учреждения, подвергающегося угрозе, частных лиц, которым было сделано сообщение или которые обнаружили записку с угрозой проведения террористических актов, средств массовой информации.

После получения по телефону информации о готовящемся террористическом акте непосредственного от злоумышленника или же опосредовано от представителей организации, предприятия, учреждения, частных лиц которым было сообщено о готовящемся террористическом акте или же по рапорту сотрудника оперативно-розыскного подразделения, проверочные действия сотрудников правоохранительных органов должны осуществляться оперативно и одновременно сразу в двух направлениях. Во-первых, необходимо провести поисковые мероприятия на объекте, подвергшемся угрозе, с целью предупреждения террористического акта и его последствий. Во-вторых, следует как можно быстрее установить и осмотреть место, откуда поступило сообщение, с тем, чтобы установить личность звонившего абонента (если его личность не была установлена в ходе передачи сообщения) и обеспечить сохранность возможных следов преступления.

Это же относится и к случаям получения сообщения в письменном виде: наряду с осмотром места обнаружения или передачи записки с угрозой, необходимо принять меры к установлению личности и задержанию лица, передавшего или подкинувшего письмо с угрозой. Для этого следует незамедлительно организовать патрулирование оперативными службами совместно с лицом, которому было передано сообщение района, где оно было получено и близлежащих к нему районов.

Проведение этих действий (поисковых мероприятий и осмотра места происшествия), и фиксация полученных результатов по их окончанию, на наш взгляд, будет достаточным для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и квалификации преступления.

Рассмотрим типичные ситуации, складывающиеся на месте происшествия после проведения неотложных эвакуационно-заградительных и поисковых мероприятий:

1. На объекте угрозы ничего не обнаружено;

2. На объекте угрозы обнаружен имитирующий предмет;

3. На объекте угрозы обнаружен предмет повышенной опасности.

В случае если на месте происшествия предмет повышенной опасности или предмет, его имитирующий, не были обнаружены, то однозначно оснований для возбуждения уголовного дела по статье «Терроризм» нет, данное деяние следует квалифицировать как «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

Гораздо сложнее сделать вывод о характере события, если на месте происшествия обнаружен объект, имитирующий предмет повышенной опасности. Поскольку необходимо одновременно проверять две основные версии: совершены терроризме в форме угрозы или заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Нам представляется, что только с учетом содержания поступившего сообщения о месте и характере готовящегося события и производства некоторых криминалистических исследований (фоноскопического, вокалографического, взрывотехнического исследований и т.д.) можно правильно оценить произошедшее событие.

И только после того как будет установлено, что данный предмет не представляет опасности, он будет направлен на криминалистическое исследование, результаты которого могут существенно повлиять на квалификацию данного события.

Что касается самого сообщения, то наличие одного из ниже перечисленных компонентов в его содержании, позволит предположить цели звонившего, что существенно влияет на квалификацию данного события. Так, если в сообщении содержится явно высказанная угроза, которая не вызывает сомнения в ее осуществлении и данная угроза сопровождалась выдвижением политических требований к органам власти или же носила религиозный характер (приводились цитаты из «Корана», призывающих к священной войне), то речь с большой долей вероятности идет об угрозе терроризмом. Однако однозначно сделать вывод об этом можно будет лишь после получения результатов криминалистического исследования голоса и речи звонившего и их последующего анализа во взаимосвязи с местом происшествия. Другими словами, после определения примерного возраста подозреваемого, национальной принадлежности, а также получения данных об изменении голоса и речи, в том числе акцента как признака речи, необходимо соотнести эти данные с объектом угрозы. Так, например, если будет установлено, что звонивший является представителем Кавказского региона и объектом угрозы, где обнаружен имитирующий повышенную опасность предмет, является организация, учреждение или предприятие обеспечения жизнедеятельности населения или повышенной опасности, которые находятся под охраной специальных подразделений, то факт угрозы терроризмом следует считать установленным. Поскольку факт проникновения посторонних лиц на закрытую территорию уже, сам по себе, свидетельствует о реальной возможности установки опасного предмета.

В остальных же случаях обнаружения имитирующего повышенную опасность предмета в общественном транспорте или же в местах общего пользования следует возбуждать уголовное дело за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Согласно проведенному исследованию, злоумышленники, сообщающие заведомо ложную информацию о заложенном взрывном устройстве, лишь в 3% случаев изменяли свои голос и речь, имитировав «кавказский акцент». При этом только 0,8 % из числа данных граждан выразили недовольство существующим положением в Чечне, и не было зафиксировано ни одного случая обнаружения имитирующего повышенную опасность предмета по таким сообщениям.

Однако следует отметить, что окончательный вывод можно сделать лишь в том случае, если ни одна из версий о мотиве (бытовом, корыстным, хулиганских побуждениях) не подтвердилась, т.е. полностью исключена возможность установки имитирующего повышенную опасность предмета лицом, который не желает наступление какого-либо события важного лишь для него (например, студент, который не готов к сессии и таким способом хочет перенести экзамен) или цинично и пренебрежительно относится к государственным органам, осуществляющим охрану общественного порядка.

Обнаружение предмета повышенной опасности на том объекте, на который указывал звонивший, уже само по себе является достаточным для оценки деяния как терроризм. В данной ситуации перед следственно-оперативной группой стоят две основные задачи: принять меры, направленные на обезвреживание или уничтожения опасного предмета и провести все необходимые действий по выявлению, обнаружению и изъятию следов преступления и преступника. При этом все мероприятия должны проводиться с обязательной процессуальной фиксацией установленных обстоятельств и действий с обнаруженным предметом.

Однако если в процессе расследования будет установлено, что лицо, сообщившее о данном факте, не является членом террористического формирования, и о данном факте ему стало известно случайно, то в отношении лиц, которые планировали данное преступление и осуществили закладку опасного предмета, будет возбуждено уголовное дело как покушение на терроризм.

Если же о готовящемся террористическом акте стало известно из средств массовой информации, то проверочные действия следует планировать исходя из конкретности данных, содержащихся в статье или ином документе. Так, если в статье указаны место, способ и примерное время террористического акта, то необходимо принять меры к обнаружению и обезвреживанию заложенного предмета. Одновременно с этим следует опросить автора статьи о том, кто и какие сведения ему передал, а также как и при каких обстоятельствах, ему стало известно о готовящемся преступлении. При этом следует иметь в виду, что в соответствии Законом РФ «О средствах массовой информации» редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Исключение составляют случаи, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Наряду с этим, оперативно-розыскным подразделениям необходимо провести мероприятия, направленные на установление источника данной информации. При этом, следует проверять две основные версии: лицо, передавшее сведения о готовящемся террористическом акте, является членом террористической организации, который намерен совершить террористические акты и таким образом подтверждает свои намерения, либо лицо по каким- то причинам отказалось от намерения участвовать в совершении преступления.

В случае получения автором статьи информации по телефону, необходимо установить близко к тексту переданное сообщение, выяснить фиксировал ли журналист разговор с помощью какого-либо средства (записывал на диктофон или же делал пометки в блокноте), а также выяснить особенности речи и голоса звонившего. При получении сведений о готовящемся террористическом акте в письменном или ином материальном виде (т.е. передали записку или аудио/видео кассету) следует принять меры к сохранению следов преступления и возможности последующего изъятия в качестве вещественного доказательства.

Если информация подтвердится и в указанном месте будет обнаружен предмет повышенной опасности или же его имитация, то, на наш взгляд, это будет достаточным основанием для возбуждения уголовного дела за угрозу терроризмом. В данной ситуации, на наш взгляд, значение не имеет, обнаружен предмет повышенной опасности или же его имитация, поскольку угроза террористического акта была донесена через СМИ до широкого круга людей, и, следовательно, цель - запугивание - достигнута.

Проверка сообщения о готовящемся террористическом акте по рапорту сотрудника оперативного подразделения будет включать все вышеперечисленные поисковые, следственные и оперативно-розыскные действия, но только тогда, когда сообщение содержит точные сведения о месте установки или хранения опасного предмета. В противном случае, наряду с вышеперечисленными особенностями необходимо отметить те, которые будут присущи только проверке частично-реализованной оперативной информации. Так, при отсутствии в информации о готовящемся акте терроризма, поступившей из агентурных источников, указания на точное время и место совершения преступления, производится задержание преступников на этапе подготовки к террористическому акту. При этом деяния, совершаемы террористами при подготовке, зачастую содержат в себе признаки объективной стороны самостоятельного состава преступления. В связи с чем, нередко, уголовное дело возбуждается по другим статьям УК РФ, что, в свою очередь, позволяет в рамках расследования по одному уголовному делу реализовать оперативную информацию в полном объеме (в том числе и о террористической деятельности задержанного).

Если же на первоначальном этапе деятельности правоохранительных органов есть информация о создании террористического формирования, то акцент должен быть сделан на оперативно-розыскных мероприятиях. Именно они позволят получить необходимую дополнительную информацию не только собственно о террористической группе, но и о тех конкретных преступлениях, которые уже ею были совершены либо подготавливаются.

При этом, как только необходимая информация будет собрана в достаточном объеме, следует незамедлительно приступать к ее реализации и возбуждению уголовного дела.

При поступлении к следователю материалов, собранных оперативно-розыскного путем, о преступной деятельности террористического формирования, следователь, прежде всего, должен исходить из четкого знания возможностей использования такого материала. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты этой деятельности в уголовном процессе могут быть использованы не только в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, но для подготовки и осуществления следственных действий в процессе доказывания.

Обычно оперативно-розыскные данные в анализируемых случаях поступают к следователю в виде сведений, полученных из опросов, наблюдений, результатов изучения документов и предметов, оперативных экспериментов, от внедренных негласных сотрудников и т.д.

Если сведения, содержащиеся в оперативных документах, носят секретный характер, то они обычно представляются только в виде справочных сведений, а не в подлиннике. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться как в форме обобщенного официального сообщения (справки-меморандума), так и в форме подлинных соответствующих оперативно-служебных документов.

Указанная оперативно-розыскная информация может отражать различные явления и события, связанные с террористической деятельностью. Однако содержащиеся в ней фактические сведения о главных и сопутствующих событиях зачастую могут оказаться не существенными, поскольку не имеют надежного источника и т.д. Поэтому очень важна правильная процессуальная оценка этих материалов с точки зрения их полноты, достоверности, чистоты их первоисточников и возможности их уголовно-процессуального внедрения в процесс расследования.

При оценке полученных данных следует обращать внимание на то, какие из них собираются на основании только распоряжения руководителя оперативного подразделения, а какие для этого требуют судебного решения (в случаях, связанных с нарушением конституционных прав граждан).

Следователь в ходе своего ознакомления с поступившими оперативными материалами должен изучить данные, содержащиеся в каждом рапорте, справке, акте, протоколе, и ином оперативном документе с точки зрения соблюдения необходимых требований закона и ведомственных нормативных актов при их получении, их фактического существа и источника получения сведений о них.

Иначе говоря, помимо самих оперативно-розыскные материалов и информации обо всех обстоятельствах получения сведений и различных материальных предметов и документов (видео- и звукозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков), в них должны быть описаны индивидуальные признаки представленных предметов и документов, а также расшифрованы аудио- и видеозаписи, выполненные оперативно-розыскным путем.

Однако анализ следственной практике по делам о терроризме позволил выявить ряд трудностей, с которыми сталкиваются правоохранительные органы. Основная проблема, имеющая прямое значение для расследования, заключается в том, что задержание лиц, находящихся в оперативной разработке по фактам их террористической деятельности происходит, как правило, в Южном федеральном округе и сопряжено с боевыми действиями. В связи с чем, многие террористы в ходе задержания оказываются уничтожены.

Кроме того, особенно остро стоит вопрос о юридически верном оформлении оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий. Как показывает анализ следственной практики по делам рассматриваемой категории, наиболее часто сотрудниками оперативных подразделений допускались следующие ошибки на первоначальном этапе расследования уголовного дела:

- недостаточно полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств дела;

- неправильная юридическая оценка действий лица, совершившего общественно опасное деяние;

- неполное изучение личности подозреваемого;

- нарушения при собирании и закреплении доказательств, что влечет их недопустимость в уголовном судопроизводстве.

Это связано не только со сложными условиями проведения действий на первоначальном этапе (устранение последствий преступления, криминогенная обстановка в федеральном округе), но и с низким уровнем юридической подготовки сотрудников оперативных подразделений. Последние к помощи следственных подразделений не прибегают, хотя, на наш взгляд, юридическая оценка следственной и судебной перспективы оперативных материалов и совместное планирование следственных действий и оперативных мероприятий были бы полезны. Другими словами, низкий уровень взаимодействия также является фактором, препятствующим производству успешного расследования терроризма.

Обстоятельства, подлежащие установлению.

После того, как была проведена проверка сообщения, и в деянии были установлены признаки состава преступления, правоохранительными органами принимается решение о возбуждении уголовного дела и проводится расследование.

Успех предварительного расследования преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ, во многом зависит от того, насколько своевременно, полно и верно будет определен предмет доказывания по уголовному делу. В соответствии со ст. 73 УПК РФ при производстве расследования по уголовному делу подлежат доказыванию следующие обстоятельства: событие преступления (время, места, способ и другие обстоятельства преступления); виновность лица в совершении преступления, форма вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, обстоятельства, способствующие совершению преступления.

Однако элементы данного перечня требуют конкретизации с учетом особенностей уголовно-правовой характеристики и специфики обстоятельств совершения расследуемого преступления. Более того, при расследовании преступлений часто устанавливаются такие обстоятельства, которые правового значения не имеют, но необходимые для более эффективного проведения как отдельных следственных действий, так и расследования в целом. Анализ судебно-следственной практики показывает, что террористы действуют законспирировано, прилагая значительные усилия к сокрытию следов подготовки к террористическим актам и причастности к ним конкретных лиц. Специфика в данном случае обусловлена криминалистическими особенностями уголовных дел о терроризме. В связи с чем, круг обстоятельств, подлежащих установлению по делу, значительно шире перечня, предусмотренного ст.73 УПК РФ.

Применительно к исследуемому нами преступлению к обстоятельствам такого рода необходимо отнести следующие:

1. Имел ли место терроризма, если да, то в чем именно он был выражен (террористический акт или угроза совершения террористического акта);

3. Когда было совершено преступление:

2.1. время возникновения умысла на совершение преступления;

2.2. время подготовки к совершению преступления;

Если терроризм был совершен в форме террористического акта, то:

2.3. время установки опасного предмета,

2.4. время приведения в действие опасного предмета;

Если терроризм был совершен в форме угрозы террористического акта или предотвращен по информации о готовящемся террористическом акте, то:

2.5. время поступления сообщения адресату или обнаружения сообщения адресатом,

2.6. время установки имитирующего повышенную опасность предмета (если такой устанавливался).

3. Где было совершено преступление:

3.1. место подготовки к совершению преступления;

3.2. место установки опасного предмета;

Если терроризм был совершен в форме террористического акта, то:

3.3. место приведения в действие опасного предмета;

Если терроризм был совершен в форме угрозы террористического акта или предотвращен по информации о готовящемся террористическом акте, то:

3.4. объект угрозы;

3.5. место установки имитирующего повышенную опасность предмета (если таковой был изготовлен);

3.6. откуда было сделано сообщение о готовящемся террористическом

акте;

3.7. куда поступило сообщение о готовящемся террористическом акте.

4. Способ совершения преступления:

Если терроризм был совершен в форме террористического акта, то:

4.1. каким способом был осуществлен террористический акт;

4.2. что использовалось в качестве предмета повышенной опасности;

4.3. каким способом был изготовлен предмет повышенной опасности (заводским, кустарным, самодельным); наличие дополнительных поражающих элементов;

4.4. когда и где был приобретен предмет повышенной опасности, использующийся для совершения терроризма.

Если терроризм был совершен в форме угрозы террористического акта или предотвращен по информации о готовящемся террористическом акте, то:

4.5. способ доведения сообщаемых сведений;

4.6. дословное содержание сообщаемых сведений;

4.7. сопровождалось ли сообщение иными действиями преступника;

4.8. внешние признаки изготовленного предмета, и какие признаки реального опасного предмета были воспроизведены (если на месте происшествия был обнаружен имитирующий повышенную опасность предмет);

4.9. материалы и предметы (или их части), из которых был изготовлен имитирующий повышенную опасность предмет;

4.10. когда, где и каким способом (или у кого) были приобретены материалы для изготовления имитирующего повышенную опасность предмета;

4.11. с помощью каких технических средств и инструментов изготовлялся имитирующий повышенную опасность предмет;

5. Условия совершения преступления:

5.1. каковы мотивы и цели совершенного терроризма (выдвигались ли требования, озвучивались ли цели совершения преступления);

5.2. каковы были маршруты перемещений преступников и потерпевших, пути подхода и отхода с места совершения преступления;

5.3. кем и на основании чего определялись места проведения террористических актов или места установки опасного предмета;

5.4. какие предпринимались действия преступником по сокрытию своей причастности к совершенному преступлению;

5.5 кому было известно о готовящемся или совершенном террористическом акте, его исполнителях и участниках, не оказывалось ли содействие в сокрытии подготовки к нему.

6. Кто совершил терроризм:

6.1. пол, возраст;

6.2. гражданство, национальность, вероисповедание;

6.3. место жительства;

6.4. образование, отношение к работе:

- работающий или учащийся, то устанавливаются место работы (учебы), должность;

- временно неработающий, постоянно неработающий, то устанавливаются причина, временной период не занятости в труде;

6.5. Характеристики лица по месту жительства, по месту работы (учебы), если работает (учится);

6.6. Психологические и поведенческие качества;

6.7. Наличие зависимостей (алкоголизм, наркомания, токсикомания);

6.8. Психическое и физическое состояния лица в момент совершения преступления;

6.9. Наличие судимостей, по каким конкретно статьям УК РФ и УК РСФСР, находится ли в розыске (федеральный, международный);

6.10. Количество эпизодов преступной деятельности (по данному уголовному делу), разрыв во времени между совершением преступлений;

6.11. Не совершено ли преступление группой лиц, если преступление совершено группой лиц, то:

- является данная группа террористической организацией или незаконным вооруженным формированием;

- каков состав группы;

- роль и степень участия в терроризме каждого из них;

- кто является организатором и руководителем, принимал ли они участие в конкретных эпизодах террористической деятельности, охватывались ли их умыслом все случаи терроризма, совершившие членами группы;

- имеются ли обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность обвиняемого.

7. Последствия совершенного преступления:

7.1. количество пострадавших от терроризма;

7.2 кто является потерпевшим;

7.3. совершен ли террористический акт в отношении представителя государственно-властных структур (если терроризм был совершен в форме террористического акта);

7.4. указано ли конкретно лицо, которому адресована угроза (если терроризм был совершен в форме угрозы террористического акта);

7.5. каковы характер и размер ущерба, причиненного преступлением: Если терроризм был совершен в форме террористического акта, то:

7.6. при гибели единственного кормилица в семье,

7.7. при разрушении памятников, имеющих историческую, религиозную или культурную ценность,

7.8. при разрушении самого объекта, где было установлен предмет повышенной опасности,

7.9. при заражении местности сильно действующими ядовитыми веществами и т.д.;

Если терроризм был совершен в форме угрозы террористического акта или предотвращен по информации о готовящемся террористическом акте, то:

7.10. правоохранительным органам и иным службам оперативного реагирования в результате проведения мероприятий по проверке поступившего сообщения о готовящемся террористическом акте.

8. Обстоятельства, способствующие совершению преступления:

8.1. имеются ли у террористов коррупционные связи в органах государственной власти или правоохранительных органах, а также связи с другими преступными группами или организациями;

8.2. каким способом был приобретен предмет повышенной опасности, использующийся для совершения терроризма.

В ходе расследования дел, возбужденных по фактам терроризма, кроме традиционно исследуемых обстоятельств должны устанавливаться обстоятельства, которые позволили реализовать замысел террористов (обстоятельства, способствующие совершению преступления). Сложность заключается в том, что исследование этих обстоятельств (часто малозначимых по иным делам) может приобрести характер расследования самостоятельного преступления. Например, в случае использования террористами промышленно изготовленного взрывного устройства должны быть тщательно расследованы обстоятельства завладения таким устройством, поскольку это может быть связано и с хищениями, и с контрабандой, и с иными преступлениями, представляющими большую опасность для общества.

Очень важно также по собранной информации выявить коррупционные связи террористической организации. При этом, как справедливо отмечается в литературе, своевременное получение подробной информации в отношении лиц, оказывающих помощь террористам, позволит изолировать коррумпированных сообщников и дезорганизовать преступную деятельность, в том числе и по противодействию правоохранительным органам.

Учитывая сложность дел рассматриваемой категории не только для расследования, но даже для принятия решения об их возбуждении, полагаем, что такие решения в любом случае должны быть приняты в сроки, установленные ст. 144 УПК РФ. Представляется недопустимой проверка материала об акте терроризма в течение месяца и более, как это нередко бывает в практике деятельности правоохранительных органов.

В зависимости от того, как развивается ситуация на месте происшествия и в иных местах, строит свою работу и следственная группа. Многое в ее работе зависит от того, возбуждено уголовное дело или еще нет.

Если уголовное дело по каким-то причинам не возбуждено, то акцент, естественно, будет перенесен на оперативно-розыскные мероприятия, а следователи, входящие в группу, могут проверять первоначальную и поступающую информацию, прежде всего, в процессе получения объяснений.

При наличии же возбужденного уголовного дела организация и планирование расследования будут более конкретными и напрямую зависеть от следственных ситуаций, складывающихся на первоначальном этапе. Следственная ситуация, в свою очередь, определяется тем объемом информации, которая имеется в распоряжении следователя на первоначальном этапе.

 

Автор: Гончарова Т.А.