26.12.2011 9006

Право человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в системе конституционных прав и свобод

 

В юридической науке термин «система» применяется для характеристики политической организации общества, органов государства, права и многих других сложных общественных явлений. Система означает, с одной стороны, целостность и единство данного явления, а с другой - внутреннюю структурную дифференциацию составляющих его частей, т.е. их известную обособленность по отношению к целому. Системное рассмотрение всякого сложного общественного явления позволяет видеть и учитывать как общие черты всех структурных подразделений, образующих систему, так и их особенности.

В нашем законодательстве и в литературе права и свободы человека и гражданина, как в прошлом, так и в настоящем сравнительно редко характеризуются как единая система. Между тем они, будучи сложной правовой категорией, представляют собой не простую совокупность, а систему, так как им присущи все качества последней: единство и внутренняя дифференциация. Права и свободы едины в том смысле, что все они возникают и формируются на основе существующих общественных отношений, которые составляют их содержание; все они так или иначе выражают интересы и потребности, как всего российского общества, так и его отдельных членов; все они представляют собой возведенную в закон волю народа, а их содержание определяется конкретными условиями жизни наших людей.

Особую функцию в системе прав и свобод человека и гражданина выполняют права и свободы человека и гражданина, закрепленные в нормах конституционного права, которому в правовой системе принадлежит ведущая роль. Их отличительная особенность состоит в том, что они фиксируют основополагающие (общие) нормы, регулирующие отношения между обществом и личностью, государством и гражданином.

Относя все права и свободы человека и гражданина, записанные в нормах конституционного права, к категории ведущих, необходимо вместе с тем различать в них права и свободы, закрепленные Конституцией Российской Федерации и установленные нормами текущего законодательства. Хотя обе эти группы прав и свобод записаны в нормах конституционного права и вследствие этого занимают в системе прав и свобод человека и гражданина ведущее положение, тем не менее, между ними имеются важные различия. Имеющиеся в конкретных отраслях права и свободы личности выполняют по отношению к основным правам и свободам двоякую служебную функцию: во-первых, они раскрывают содержание и определяют объем конституционных прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, отраслевые права и свободы являются средством реализации конституционных прав и свобод и выполняют по отношению к ним функции юридических гарантий, хотя Конституция имеет прямое действие.

Основные (конституционные) права и свободы, будучи органической частью целостной системы прав и свобод, занимают в ней особое место. Их значение выходит за рамки одной отрасли, за рамки конституционного права. Они как бы органически входят соответствующей частью в содержание прав и свобод каждой из отраслей российского права. Одни и те же конституционные права и свободы могут входить в качестве составных частей в несколько отраслевых систем. Входящие в отраслевые системы конституционные права и свободы занимают в них особое место; они для этих систем являются исходными положениями, руководящими принципами, теми устоями, на которые опираются все отраслевые системы прав и свобод.

Таким образом, к причинам закрепления прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ принято относить: 1) значимость этих прав и свобод для человека и общества; 2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод; 3) верховенство конституционных прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той сфере жизни производными; 4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку, либо каждому гражданину; 5) всеобщность основных прав и свобод; 6) основные права и свободы не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина; 7) они действуют на всей территории государства.

Поэтому важнее всего в рамках всех прав и свобод личности выделить в обособленную самостоятельную систему конституционные права и свободы. Они обладают внутренне согласованным единством исходных принципов, прежде всего равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественных прав, и структурными подразделениями, то есть теми качествами, которые присущи всякой системе. Имеется в виду формальное юридическое равенство, содержание которого составляют: равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом. Отмеченное единство означает, что непредставление или нарушение каких-либо прав и свобод влечет за собой нарушение других прав и свобод. Однако, если в системе всех прав и обязанностей положение человека и гражданина закрепляется во всех деталях и подробностях, то система конституционных прав, свобод и обязанностей содержит лишь его общие основы.

Вместе с тем следует предостеречь, что не всякая записанная в той или иной конституции совокупность прав и свобод может рассматриваться в качестве системы, если, конечно, подходить строго научно к решению этой проблемы. Систему составляет такая совокупность прав и свобод, которая охватывает своим регулирующим воздействием все важнейшие и наиболее существенные сферы жизни и деятельности человека и гражданина. Закрепление за гражданами в соответствующих областях конституционных прав и свобод превращает их совокупность в систему. Это служит решающим критерием, руководствуясь которым можно правильно судить о наличии системы конституционных прав и свобод в Конституции РФ.

Приняв за основу найденные в результате анализа конституционных прав и свобод их существенные признаки и свойства, произведем научную классификацию этих прав и свобод.

На основании общепринятого критерия «сфера жизнедеятельности общества, в которой реализуются те или иные интересы и потребности личности», различаются гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права и свободы. В действующей Конституции РФ данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы.

Гражданские (личные) права составляют основу правового статуса и представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически, защищать пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности.

По существу, блок личных прав и свобод охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы всякого демократически организованного общества. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений, право человека и гражданина на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства и др.

Набор этой группы прав и свобод в науке конституционного права наделяют следующими особенностями: 1) они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к конкретному государству; 2) они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан и предполагает определенную этику и законность поведения государственных служащих; 3) особо значимы и наиболее уязвимы.

Экономические права - это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным и др.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическим правонарушением.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся, свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

Таким образом, право человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства относится к числу личных (гражданских) прав, которые определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства. Поэтому органическая основа и главное назначение данного права состоит в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.

Содержание каждого записанного в Российской Конституции права и свободы, порядок, формы и средства их осуществления, во многом зависят от других конституционных прав и свобод личности, а также от всех прав, записанных в текущем законодательстве.

Возникшая в процессе становления капиталистической формации частная собственность послужила отправным пунктом для появления всех других современных прав и свобод как в области индивидуально-частной жизни, так и в сфере политической. Если в советскую эпоху фундаментом всех видов прав и свобод личности была общественная собственность, то ныне таковым является частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Взаимоотношения прав и свобод личности в социально-экономической сфере с ее правами и свободами в политической области во многом сходны с соотношением экономики и политики. Права и свободы в политической жизни по своей сущности есть концептуальное выражение прав и свобод, сложившихся в сфере социально-экономической деятельности. Первые же в такой же мере зависят и обуславливаются вторыми, в какой политика определяется экономикой. Облагораживающее влияние права и свободы в сфере социально - экономической жизни оказали и на права, признанные обеспечить и защищать область проявлений личной свободы человека, его способностей и стремлений. Ныне собственность и труд, ставшие решающим критерием социальной ценности человека, превратили эти права в высоко личные, обеспечивающие для каждого человека широкую возможность для утверждения и развития присущей ему индивидуальности. В идеале все права и свободы человека и гражданина имеют своим назначением развитие личности, ее блага, удовлетворение физических и духовных потребностей человека. В свою очередь личные права, представляют собой необходимую предпосылку для успешного развития и осуществления социально-экономических, и в особенности политических прав и свобод. Их ущемление или нарушение может самым отрицательным образом сказаться на состоянии всех других прав и свобод граждан. Ярким примером тому служит анализируемое нами право. В течение длительного периода времени в нашей стране существовала разрешительная система прописки, которая существенно ограничивала свободу выбора места жительства граждан и препятствовала осуществлению ими иных прав и свобод. Например, от прописки зависело трудоустройство граждан, так как советское законодательство запрещало прием на работу граждан, проживающих в других местностях. Это и аналогичные другие правила существенно ограничивали право граждан на выбор профессии, рода занятий и места работы. Кроме того, разрешительный режим прописки и связанные с ним административные препятствия для выбора места пребывания и жительства сказываются на реализации других конституционных прав - прав собственности, свободу объединения в общественные организации, охрану здоровья. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства играет первостепенную роль в реализации других прав и свобод.

Так, В.В. Ивановский писал: «Право передвижения является одним из важных условий благосостояния и развития, так как человек для удовлетворения тех или других своих потребностей часто бывает поставлен в необходимость переменить свое место жительства на время или навсегда». При этом он считал, что «с пребыванием личности в той или иной местности связаны различные права и обязанности других лиц. В виду этого государство ставит себе задачей констатировать в сфере передвижения как личный, так и территориальный моменты, то есть оно констатирует тождество личности и факт пребывания ее в том или другом месте».

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. Без гарантированной государством свободы передвижения невозможно осуществление иных конституционных прав, действующих в современных демократических государствах. С этим правомочием связана реализация таких конституционных прав, как право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право свободно и в полном объеме пользоваться и распоряжаться имуществом, свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства; право на социальное обеспечение, получение медицинской помощи, дошкольного и школьного образования.

По мнению В.В. Гошуляка, связь отдельных прав и свобод с местом жительства в уставном законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации усиливает государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Не могут быть реализованы без связи с местом жительства ряд социально-экономических и культурных прав. Согласимся с мнением К.И. Рудневой, что такой подход можно признать справедливым, если рассматривать возможность реализации некоторых прав и свобод во взаимосвязи с вопросом финансирования социальной и культурной сферы. Современные исследования показывают сохраняющуюся дифференциацию регионов в экономическом и социальном отношениях по уровню жизни. Следовательно, у местных властей существуют и различные возможности предоставления местным жителям дополнительных социальных компенсаций (льгот и услуг, финансирование которых осуществляется из местных бюджетов). Однако одновременно надо иметь в виду, что в определенных пределах территориальное неравенство способно играть позитивную роль, стимулируя саморазвитие регионов.

Наиболее полно место и значение права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в системе конституционных прав и свобод отражается в решениях Конституционного Суда Российской Федерации в связи с проверкой конституционности ряда законов и подзаконных нормативных актов.

В решениях Конституционного Суда РФ содержатся следующие выводы о возникающей взаимосвязи права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства с другими конституционными правами при их реализации. «На основе свободы выбора места жительства реализуется право граждан на удовлетворение потребностей в жилье». «Не могут быть ограничены в праве на приватизацию жилых помещений граждане работники сферы образования, по признаку места жительства, то есть проживающие в сельской местности». «Устанавливаемый законодательством порядок реализации гражданами права на получение трудовых пенсий не должен препятствовать им в осуществлении иных гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, в частности права каждого на выбор места пребывания и жительства, права свободно выезжать за пределы Российской Федерации, местом постоянного жительства не может быть обусловлено получение трудовых пенсий». «В силу особого статуса военнослужащих, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории Российской Федерации и за ее пределами), военные должны считаться проживающими в Российской Федерации, и, следовательно, они вправе получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания».

Кроме того, основные понятия права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства «место пребывания» и «место жительства» играют большое значение при постановке на налоговый учет налогоплательщиков - физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных детективов, частных охранников (ст. 83 Налогового кодекса РФ); при исполнении наказаний (штраф, обязательные работы) уголовно-правового характера, контроле за поведением условно осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ; при применении международных договоров и конвенций об избежании двойного налогообложения, определении личного статуса физического лица, вопросов подсудности; при применении норм гражданского законодательства о признании гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) и объявлении умершим (ст. 45 ГК РФ), определении места исполнения обязательств (ст. 316 ГК РФ), места открытия наследства (ст. 1115 ГК РФ) и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимосвязи права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства с другими конституционными правами и свободами осуществляются по нескольким направлениям: 1) осуществление права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства служит основанием для реализации других прав и свобод; 2) реализация права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может служить основанием для приостановления исполнения других обязанностей или осуществления иных прав и свобод; 3) нарушение права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства убедительно влияет на все остальные конституционные права и свободы.

Указанный вывод позволяет сделать другой принципиально важный вывод: право человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства - своего рода право-гарантия, ибо установление и реальное претворение в жизнь данной юридической возможности означает существенное достижение в правовой защищенности личности вообще. Только свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства позволяет человеку и гражданину не зависеть так жестко, как это было раньше, от государственных структур и наряду с экономической самостоятельностью будет создавать более полные гарантии удовлетворения его интересов.

 

Автор: Жадяева Т.А.